СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.
В рамках нормативных актов, определяющих деятельность этих органов, обсуждается и вопрос предоставления им сведений, содержащих банковскую тайну.
Условия, при которых органам государственной власти необходимы сведения, содержащие банковскую тайну, могут быть самыми разными. Это и:
- анализ и проверка достоверности бухгалтерских балансов и иных финансовых документов в первую очередь в рамках промежуточной отчетности;
- оценка активности финан¬сово-хозяйственной деятельности юридического лица;
- проверка задекларированного юридическим лицом вида деятельности (например, при получении юридическим лицом кредита);
- проверка фирмы на ее позиционирование и лояльность по отношению к честному, зрелому бизнесу;
- проверка налоговой дисциплины юридического лица;
- проверка общего числа расчетных счетов, которые имеет фирма, и целей, в которых они используются;
- выявление связей между двумя и более физическими и юридическими лицами и т.д.
В ходе выполнения своих задач, выше перечисленные и другие органы контроля над финансовой деятельностью могут требовать предоставление им сведений, содержащих банковскую тайну.
Так, например, в настоящее время Федеральная налоговая служба проводит активную политику по борьбе со схемами ухода от «зарплатных» налогов. Делать вывод о том, что в какой-либо организации существует необоснованно низкая заработная плата у персонала, налоговые органы могут на основе изучения конфиденциальных сведений о состоянии счетов компании и о направлениях распределения средств с них. Однако банки не всегда готовы предоставлять эти сведения, правомерно считая их банковской тайной.
В связи с ужесточением политики государства в области финансового контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банки должны предоставлять сведения о финансовых операциях своих клиентов, которые определяются контролирующими органами как «подозрительные». При этом банки являются обязанными информировать о сделках клиентов, осуществляемых через их систему, что приводит к потере значимости самого понятия «банковская тайна», как в глазах самих банкиров и государственных служащих, так и в глазах клиентов.
Государственные органы финансового контроля требуют от банков предоставления им сведений о валютных операциях граждан, что также вызывает вопрос о допустимости или недопустимости использования конфиденциальной информации без наличия прямых фактов, указывающих на преступный характер деятельности этих лиц.
Следует отметить и тот факт, что в условиях кризиса государственные органы различных стран мира, в том числе и в России, требуют от финансовых учреждений максимальной прозрачности. В связи с этим кредитные организации должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну налоговым органам, органам, осуществляющим надзор за легализацией доходов, полученных преступным путем и т.д. При этом в целях раскрытия фактов незаконной банковской деятельности; мошенничества; лжепредпринимательства; незаконного предпринимательства изучается информация о клиентах банков не только непосредственно уличенных в совершении этих и других преступлений, но и деятельность которых, по определенным показателям (например, совершение банковской операции на сумму равную или превышающую сумму в 600 тыс. руб.) вызывает подозрения у государственных органов.
Все это позволяет говорить о наличии проблем в области предоставления информации финансовым контрольным органам, законодательного закрепления общего порядка получения этими органами сведений, составляющих банковскую тайну. Это и обусловливает социальную значимость данной работы.
Актуальность темы исследования повышается в связи с Проектом Федерального закона N 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части приведения отдельных положений национального законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ), уже принятом в первом чтении.
Проблема изучения вопросов, раскрывающих особенности правового института банковской тайны в России, в отечественной научной литературе рассматривается уже достаточно давно. Так ей посвящены работы И.Л. Бачило, А.Ю. Викулина, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Н.А. Куфаковой, К.А. Маркеловой, О.М. Олейника, А.Ю. Савина, Э.Д. Соколовой, А.А. Снытникова, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, И.А. Юрченко и др. Многие из этих специалистов рассматривают проблему изучения банковской тайны в рамках исследований налогового, банковского, валютного, информационного права.
Как отмечает Э.Л. Страунинг, «только с 2000 г. было подготовлено и защищено не менее десяти диссертационных исследований, рассматривающих проблемы реализации и защиты права на банковскую тайну. Тем не менее проблемы правового регулирования отношений, связанных с реализацией права на банковскую тайну, нельзя назвать решенными в полной мере. Общественные отношения развиваются настолько стремительно, что определения, подходы к решению тех или иных проблем, казавшиеся оптимальными еще некоторое время назад, сегодня уже нельзя признать достаточными. Подтверждением этому является необходимость постоянного восполнения судебно-арбитражной практикой пробелов в правовом регулировании таких отношений» . Данный факт и обусловливает научную актуальность данной работы.
К этому следует добавить, что анализ последних исследований в этой области показывает малочисленность работ по изучаемой нами проблеме в русле финансово-правовых аспектов.
Так, например, в работе Н.В. Лисициной «Банковская тайна как объект правового регулирования», приведен системный анализ проблемы банковской тайны, однако эта работа написана в аспекте взаимосвязи гражданского и уголовно-процессуального законодательства .
В диссертационном исследовании М.А. Власюка «Гражданско-правовое регулирование банковской тайны» диссертантом рассматривается гражданско-правовое регулирование банковской тайны .
В диссертационном исследовании Ю.В. Кайновой (специальность 12.00.14) – рассмотрен административно-правовой аспект .
И.А. Юрченко анализирует сведения, составляющие банковскую тайну как предмет уголовно-правовой охраны .
Уголовно-правовые аспекты изучения режима банковской тайны отражены и в исследованиях О.В. Бараевой , Ю.В. Дубровского , А.Ф. Жигалова и др.
Как мы видим, анализ института банковской тайны в рамках финансового права в этих и некоторых других исследованиях не рассматривается.
Таким образом, мы видим, что многогранная проблема определения правового статуса института банковской тайны всегда находилась в центре внимания исследований в области гражданского, информационного, уголовного права. Несмотря на это, сейчас можно констатировать, что она еще не является до конца изученной в финансово-правовом аспекте.
В связи со всем выше изложенным, мы можем определить следующие основные положения актуальности исследования.
1. Принятие на себя Российской Федерацией обязанности исполнять рекомендации Группы разработки финансовых мер (ФАТФ) требует более детального и пристального изучения регулирования финансово-правовых основ банковской тайны.
2. В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение понятия банковской тайны, а правовое регулирование условий правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну, является разрозненной совокупностью норм различных отраслей законодательства, зачастую имеющих перекрестную отсылку, что в свою очередь затрудняет практическое применение ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
3. Существует проблема доступа и обеспечения сохранности банковской тайны в условиях использований конфиденциальных сведений в рамках деятельности государственных органов контроля над финансовой деятельностью, правоохранительных органов, а также при осуществлении судопроизводства.
4. Сегодня, когда в мире в связи с финансово-экономическим кризисом, происходит ужесточение политики в области расширения права государственных органов истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, важно, чтобы были защищены права юридических и физических лиц на сохранение в тайне конфиденциальной информации о себе. Только тогда эти лица будут доверять банковской системе, даже в условиях экономического кризиса, и не бояться за сохранение своей положительной финансовой репутации. Для этого и необходимо четко определить основные задачи и перспективы правового регулирования изучаемой нами проблемы.
Все это в совокупности и определяет актуальность научной разработки вопросов, связанных с институтом банковской тайны в России, и обусловливает выбор названной проблемы в качества темы диссертационной работы.
Объект исследования - совокупность общественных отношений в рамках института банковской тайны, определяемых современным законодательством Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно-правовая база, регламентирующая финансово-правовые механизмы практического применения института банковской тайны в России.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа правовых норм изучить финансово-правовые механизмы практического применения института банковской тайны в России.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность и роль института банковской тайны в финансовом праве.
2. Проанализировать международный опыт регулирования правового института банковской тайны.
3. Изучить особенности нормативно-правового регулирования института банковской тайны в российском законодательстве.
4. Провести анализ субъектного состава правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, а также правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну.
5. Осуществить финансово-правовой анализ сведений, составляющих банковскую тайну.
6. Рассмотреть проблемы обеспечения банковской тайны в процессе кредитования и при продаже портфелей проблемной задолженности.
7. Исследовать проблему соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны.
8. Выделить проблему ограничения банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности.
Методологическая база исследования. В диссертационной работе были использованы, как общенаучные (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение), так и частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, документальный, статистический) методы исследования.
Научная новизна диссертации определяется тем фактом, что нами будет осуществлено комплексное исследование вопросов урегулирования отношений в области банковской тайны в контексте финансово-правовых проблем практического применения данного института, предусматривающих расширение его значения и использования в юридической практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Перечень основных субъектов правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, во всех развитых странах практически одинаков, существенные различия наблюдаются лишь в субъектном составе правоотношений по правомерному раскрытию сведений, составляющих банковскую тайну. Прежде всего, это касается нормативного регулирования соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны.
Ужесточение, в связи с финансово-экономическим кризисом, международной политики в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, позволяет говорить о том, что банковская тайна перестает быть препятствием для получения информации, необходимой для принятия мер обусловленных борьбой с терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией, отмыванием доходов, полученных преступным путем.
2. Особенностью нормативно-правового регулирования института банковской тайны в нашей стране является то, что решение вопросов предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, зависит от субъекта, которому эти сведения предоставляются, а случаи и порядок предоставления сведений государственным органам и их должностным лицам должен быть установлен законодательно.
Поскольку к компетенции ЦБ РФ федеральным законодателем прямо не отнесено правовое регулирование института банковской тайны, а в ГК РФ имеется императивная норма о законодательном регулировании случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам, то ЦБ РФ имеет право регулировать все вопросы института банковской тайны, кроме регулирования случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам, при условии, что это отнесено к его компетенции федеральным законом.
Ведомственное правовое регулирование института банковской тайны в силу прямого указания п. 2 ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», возможно только в случае, если такое регулирование не является регулированием банковской деятельности.
3. Существующие противоречия в регулировании института банковской тайны между ГК РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», существование федерального законодательства, выпадающего из общей системы правового регулирования правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну, затрудняет практическое применение ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и приводит к многочисленным судебным разбирательствам.
4. В настоящее время в России наблюдается расширение перечня лиц, имеющих право истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну. При этом имеется тенденция, подразумевающая право государственных органов требовать информацию, превышающую список сведений, определяемый законодательством о банковской тайне.
5. В связи с расширением перечня лиц, имеющих право истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну и ужесточением требований по отношению к банкам в области раскрытия конфиденциальных банковских сведений, необходимо принятие таких правовых решений, которые бы могли сохранить баланс между интересами в этой сфере физических и юридических лиц - клиентов кредитных организаций России и государственных органов контроля над финансовой деятельностью.
Нормативная база диссертационного исследования включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составляют научные труды в области:
- информационного права (И.Л. Бачило, В.М. Богданов, О.А. Городов, Л.Р. Клебанов, В.И. Маркоменко, А.А. Снытников, А.В. Шамраев, И.А. Юрченко и др.);
- финансового права (О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.. Пепеляев, А.Ю. Савин, Э.Д. Соколова, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичева и др.);
- банковского права (Ф.Ю. Викулин, М.В. Гвирцман, Ф.А. Газатуллин, О.М. Олейник и др.);
- гражданского права (А.Г. Калпина, А.И. Масляева, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.);
- уголовного права (Б.В. Волженкин, А.В. Масленников, А.И. Рарог, М.Х. Хакулов и др.).
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы опубликованной практики Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется изучением вклада, внесенного в науку основными подотраслями финансового права (налогового, банковского, валютного права), в разработку актуальных вопросов правового института банковской тайны. В теоретическом плане интерес представляют выводы о финансово-правовых аспектах режима банковской тайны, механизмах практического применения института банковской тайны, пределах доступа к этим сведениям государственных органов, регулирующих финансово-экономическую деятельность юридических и физических лиц и т.д. Выводы и основные итоги работы могут быть полезными при проведении дальнейших научных исследований, в рамках изучения правового института банковской тайны.
Практическая значимость данной работы обосновывается тем, что ее основные результаты и выводы могут быть актуальными для работников банковской сферы, государственных органов, которые в своей деятельности следуют нормам правовых актов, регламентирующих правоотношения в банковской сфере. Материалы диссертации могут быть также использованы в высших учебных заведениях, занимающихся выпуском специалистов в области финансового права, а также в системе повышения квалификации и переподготовки банковских служащих.
Структуру диссертации составили введение, три главы, заключение и библиография.
Во введении нами были рассмотрены актуальность изучаемой нами проблемы, поставлены цели и задачи исследования, определены его объект и предмет, а также сформулирована гипотеза исследования.
В первой главе диссертационной работы нами были рассмотрены финансово-правовые основы банковской. В частности мы проанализировали сущность и роль института банковской тайны в финансовом праве, рассмотрели международные стандарты и зарубежный опыт правового регулирования банковской тайны, изучили особенности нормативно-правового регулирования института банковской тайны в российском законодательстве.
Во второй главе исследования мы провели анализ субъектного и объектного состава банковской тайны. Так мы осуществили анализ субъектного состава правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, а также правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну и финансово-правовой анализ сведений, составляющих банковскую тайну.
В третьей главе работы «Финансово-правовые проблемы практического применения института банковской тайны» мы рассмотрели проблемы:
- обеспечения банковской тайны в процессе кредитования и при продаже портфелей проблемной задолженности;
- соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны;
- ограничения банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности.
В заключительной части работы нами были подведены итоги исследования, подтверждены гипотеза исследования и основные положения, выносимые нами на защиту.
Библиографический список включает в себя 291 источник.
Глава 1. Финансово-правовые основы банковской тайны
1.1. Сущность и роль института банковской тайны в финансовом праве
Общетеоретическое изучение понятия правовой категории в рамках теории государства и права до настоящего времени не имеет однозначного ответа на вопрос о том, что же представляет собой правовая категория. Так, одни ученые считают, что «правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Наиболее же общие, широкие понятия называются категориями». Другие определяли правовые категории как «наиболее глубокие фундаментальные понятия, являющиеся пределом обобщения, как в определенной области юридических знаний, так и в правоведении в целом». По мнению некоторых авторов, «правовыми категориями являются наиболее общие понятия, характеризующие объект изучения, а степень их обобщения не должна выходить за границы данного объекта».
Анализ мнений, представителей науки теории государства и права дает основание сделать вывод о том, что для того, чтобы быть правовой категорией определенной науки, понятие должно обладать несколькими признаками:
- оно должно быть общим;
- оно должно характеризовать объект изучения конкретной науки;
- оно должно быть пределом обобщения не только в определенной науке, но и в правоведении вообще.
Банковская тайна - это фундаментальное, охватывающее все охраняемые кредитной организацией сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, установленные кредитной организацией в соответствии с законодательством РФ. Понятие «банковская тайна» употребляется не только в банковском, но и в финансовом, налоговом, гражданском, уголовном праве, в других отраслях и подотраслях права, субъекты которых могут вступить в правоотношения по поводу банковской тайны.
Таким образом, исходя из общетеоретических положений о правовых категориях, следует признать, что банковская тайна обладает всеми этими признаками, а, следовательно, является правовой категорией.
Правовому понятию, претендующему на статус правовой категории, должен сопутствовать одноименный правовой институт. Поскольку одним из признаков правовой категории является ее общеправовое значение, то и соответствующий институт должен носить межотраслевой характер.
В теории права под правовым институтом понимается сравнительно небольшая, устойчивая группа, система взаимосвязанных норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Ему присущи такие качественные свойства как:
- однородность фактического содержания;
- единство правовых норм;
- нормативная обособленность.
Все эти черты характерны и для системы норм, регламентирующих банковскую тайну.
Во-первых, нормы, регламентирующие банковскую тайну, однородны по фактическому содержанию. Они предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы правоотношений. Институт банковской тайны устанавливает виды и содержание конфиденциальной информации, составляющей банковскую тайну, определяет лиц, обязанных принимать меры по обеспечению ее сохранности, закрепляет основные условия и субъектов, имеющих право на доступ к банковской тайне, а также порядок ее предоставления и ответственности за неправомерное разглашение банковской тайны. Возникновение, изменение и прекращение большинства из указанных правоотношений представляет собой самостоятельное направление банковской деятельности, в которой задействованы все сотрудники банка, а также специально созданные подразделения, обеспечивающие безопасность банка.
Во-вторых, нормы, входящие в институт банковской тайны, образуют единый комплекс и выражаются в общих правовых положениях и принципах, специфических юридических понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений правовой режим регулирования. Единство правовых норм обусловлено общим запретительным типом правового регулирования. Установленные специфические принципы и общие правила регулирования отношений по поводу банковской тайны должны соблюдаться в любом случае при заключении договора банковского счета, договора банковского вклада или оказания иной банковской услуги, а также при взаимодействии с государственными органами и их должностными лицами.
В-третьих, для института банковской тайны характерна нормативная обособленность. Возможность и объективная необходимость появления самостоятельного законодательства, регулирующего правоотношения по поводу банковской тайны, были исторически обусловлены экономическим развитием России сопутствующим ему правовым регулированием.
Итак, банковская тайна – это совокупность норм, устанавливающих перечень сведений, не подлежащих разглашению, круг субъектов, обязанных обеспечивать сохранность сведений, а также случаи и порядок правомерного доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну.
В основе понятия банковской тайны лежит представление об информации.
Исследуя феномен информации в российском праве, мы принимали в качестве исходного определения, данные в словаре С.И. Ожегова, а также определение, предложенное Федеральным законом РФ № от 27.07.2006 г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
В словаре С.И. Ожегова «информация» определяется следующим образом:
1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессов, воспринимаемые человеком или специальным устройством;
2) сообщения, осведомления о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Содержащееся в статье 2 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение фактически воспроизводит понятие, данное в словаре: информация - это разнообразные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Некоторые авторы полагают, что это определение «не отражает сущности, функциональности, практической значимости информации, механизмов ее воспроизведения и распространения».
В то же время, в литературе отмечается, что оно, хотя и является слишком общим, но, тем не менее, приемлемым, поскольку на сегодняшний день отсутствует потребность в более точном легальном определении информации ввиду отсутствия общего правового режима данного объекта.
Отметим, что в российском законодательстве имеются и другие формулировки для определения термина «информация». Так, например, в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под «массовой информацией» понимаются предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если исходить из того, что специализированное понятие «массовая информация» образуется от более общей категории «информация» посредством уточняющей формулировки «предназначенные для неопределенного круга лиц», то можно сделать следующий вывод: информация - это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Таким образом, мы видим, что Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимает под информацией сведения (сообщения) независимо от формы их представления, а Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» - сообщения в «овеществленном» виде – аудио, видео, печатные материалы.
Обратимся, например, к Федеральному закону РФ от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» . Здесь под «передачей информации» понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе. Вместе с тем при определении в этом же нормативном акте термина «разглашение» законодатель подчеркивает, что несанкционированное получение информации третьими лицами может осуществляться «в любой возможной форме» (например, устной).
Как видим, на законодательном уровне нет единого подхода к пониманию сущности информации, и даже в одном нормативном акте (Федеральный закон «О коммерческой тайне») может отражаться диаметрально противоположное понимание сути информации.
Мы считаем, что зафиксированное в Федеральном законе РФ № от 27.07.2006г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение информации наиболее приемлемо и универсально. Оно распространяет свое действие на любые формы предоставления сведений (сообщений) – как идеальные (устные), так и материальные («овеществленные»). Именно в силу этого следует рассматривать это определение как общее в сравнении с частными определениями, которые приведены законодателем в Федеральном законе «О коммерческой тайне» или Законе РФ «О средствах массовой информации».
Анализ российского законодательства позволяет разделить информацию по категориям доступа на две основные группы: открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом (тайна).
Сведения, составляющие банковскую тайну, следует относить к информации с ограниченным доступом. Учитывая специфику исследования интересующего нас института банковской тайны (финансово-правовой аспект), из всей совокупности охраняемой информации целесообразно выделить и проанализировать ту, которая по содержанию может быть отнесена к экономической. Экономическая информация является основой информации, необходимой для налогообложения, т.е. налоговозначимой информации. Л.Е. Басовский под термином «экономическая информация» подразумевает «информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ».
Ю.А. Крохина отмечает, что экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Конфиденциальная экономическая информация защищается в режиме нескольких видов тайн: государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной, аудиторской, адвокатской, налоговой тайны и тайны страхования . Эти разновидности можно рассматривать как смежные, учитывая объединяющий их объект.
Тесная связь различных видов тайн привела к тому, что определение банковской тайны отечественными учеными рассматривается по-разному. Особенно это видно при соотношении понятий банковской и коммерческой тайны.
Некоторые исследователи считают, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны. Так, например, в «Финансовом словаре» банковская тайна рассматривается как «разновидность коммерческой тайны, которая заключается в том, что фирмы и банки стремятся скрыть сведения о своих операциях в целях закрепления за собой высоких прибылей» .
В «Энциклопедии юриста» банковская тайна – это «разновидность коммерческой тайны; преднамеренно скрываемые сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицом при отсутствии к ним свободного доступа на законном основании и охраняемые обладателем такой информации» .
Также как один из видов коммерческой тайны банковскую тайну определяет и А.А. Травкин .
Однако, по мнению А.С. Селивановского , И.Ш. Килясханова и Е.Ф. Жукова , других авторов с этой позицией сложно согласиться, в связи с тем, что банковская тайна имеет существенные отличия от коммерческой.
Так Ю.В. Гаврилин, различает коммерческую и банковскую тайны, считая последнюю самостоятельным видом сведений, которые должны сохраняться в тайне .
По мнению О.М. Олейник, банковская тайна представляет собой особый правовой режим, не сводимый ни к одному ранее известному правовому режиму информации. Было бы неверно, полагает автор, называть банковскую тайну разновидностью коммерческой, поскольку уровень отнесения тех или иных сведений к тайне и правовое оформление этого действия различны .
татьи 26 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация и ее служащие обязываются хранить тайну не только по операциям по счету и вкладу, но и по другим операциям своих клиентов, осуществляемых на основе иных договоров (например, кредитного договора, договора лизинга, факторинга). При этом перечень сведений, определяющих банковскую тайну, не является исчерпывающим, а кредитная организация вправе самостоятельно определять информацию, на которую распространяется режим банковской тайны, в случаях, не противоречащих федеральному законодательству .
Следует отметить, ч
|