СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.
6. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями "прощения грехов", гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.
7. Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью".
8. Благотворительность - бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.
9. Благотворительность - оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.
10. Благотворительность - это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.
Осуществлять благотворительность значит "творить благо". Понятие "творить благо" всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка "благотворительности" в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются. Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом, как правило, не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.
Осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами: материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.
Благотворительность есть глубоко личный, интимный акт, этически нагруженный и представляющий одно из проявлений нравственной зрелости человека. Жертвуя, благотворитель берет на себя личную ответственность как за акт помощи, так и отчасти за получателя пожертвования и за свои с ним отношения. Благотворительность приватна и не терпит ни формализации, ни вмешательства государства.
В отличие от милостыни, благотворительностью можно назвать только организованную помощь, организационно опосредованную специальными благотворительными институтами. Высшей формой благотворительности является социальная политика государства: граждане, уплачивая социальные налоги, совершают как бы коллективное пожертвование в пользу страждущих соотечественников, а государство распределяет эту помощь различными способами, один из которых - система социальной работы.
Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.
В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.
Исходя из этого, основными вопросами, освещающимися в дипломе, будут вопросы о том, кто допускается к благотворительности и кому может предназначаться благотворительная помощь.
2. Основные направления деятельности.
Благотворительная помощь традиционно оказывается частным лицам и организациям, которым в силу разных причин государство оказать ее не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.
Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:
• Культура и искусство. Разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
• Наука. Помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
• Церковь. Как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
• Образование. Учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
• Социальная сфера. Помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющим их организациям.
• Здравоохранение. Помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
• Охрана природы. Финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
• Спорт. Помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
• Поддержка средств массовой информации. Выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.
В современных условиях возрастающей социальной активности бизнеса увеличивается внимание к благотворительности.
3. Социальная активность бизнеса в развитых странах
По данным большинства исследований, проводящихся в США и Европе, корпорации в своей благотворительной деятельности преследуют в основном не финансовую выгоду, а ставят целью улучшение корпоративного имиджа и рост доверия к компании.
Но при этом, такой неосязаемый фактор, как имидж, имеет вполне определенные экономические последствия для компании. Менеджеры в США и в Европе убеждены, что эффективная корпоративная социальная деятельность положительно влияет на финансовые результаты, позволяет закреплять успех и положительно воздействует на акционерную стоимость.
Как достичь этой эффективности? Здесь необходимо достичь четкого понимания собственных преимуществ от ведения благотворительной деятельности. Такие преимущества можно получить только при том условии, что благотворительные акции четко согласуются со стратегией компании, решают те или иные важные для нее социальные проблемы. И здесь очень важны механизмы сопряжения интересов компании с общественными интересами.
Не стоит идеализировать ситуацию на Западе, поскольку там остается очень много нерешенных проблем. Проблемы связаны не столько с организацией механизма выделения средств внутри корпорации, сколько с неорганизованностью распределения средств далее. Некоммерческие организации в сегодняшнем виде не способны нести все возрастающую социальную ответственность. Это снижает эффективность благотворительной деятельности, поэтому корпорации должны принять самое активное участие в упорядочивании всей цепочки «корпорация-
реципиент» для увеличения общего эффекта. В целом механизм взаимодействия корпораций с обществом через благотворительность эволюционирует следующим образом:
3.1 Положительное влияние социальной активности на акционерный капитал.
Основная экономическая цель компаний в странах с развитыми фондовыми рынками – увеличение стоимости акционерного капитала, поэтому любая деятельность компании рассматривается через призму ее воздействия на капитализацию. Не исключение здесь и социальная активность бизнеса.
Несмотря на то, что связь между, например, произошедшим в результате
благотворительной акции снижением количества бездомных в городе и динамикой курса акций измерить трудно или почти невозможно, определенная корреляция между социальной активностью компании и стоимостью акционерного капитала существует и в современной экономике имеет тенденцию расти. Исследование 469 американских компаний разных отраслей, проведенное Conference Board , выявило следующие
зависимости:
• Очень значительная положительная корреляция между доходностью активов
(Return on assets, ROA) и социальной активностью компании;
• Значительная положительная корреляция между доходностью продаж (Return
on sales, ROS) и социальной активностью компании;
• Положительная, хотя и менее значительная, корреляция между
доходностью капитала (Return on capital, ROC) и социальной активностью
компании.
Важность социальной активности иллюстрируют следующие данные: инвестиционные фонды, имеющие пакеты в социально активных компаниях, растут в два раза быстрее остального рынка. С 1995 по 1997 г.г. их рост составил 227% по сравнению с 84% ростом активов, находящихся в управлении всех пенсионных фондов. В 1997 году в США 1,2
трлн. долл., или 9% всех инвестиционных активов, были задействованы в социально-ориентированной деятельности.
Существует корреляция между устойчивостью компании и осознанием ее социальной миссии. Так, большинство топ-менеджеров британских компаний убеждены, что прибыль – не основная цель их компаний. Примечательно, что при том только 7% менеджеров британских компаний считают, что акционеры предпочитают инвестировать в компании, работающие с благотворительными организациями, но 78% (!) акционеров отметили, что для них это важно.
3.2 Положительное влияние социальной активности на ключевые рынки (потребительские настроения)
Положительный имидж компании важен не только для акционеров, но и для
потребителей. Не стоит забывать, что в развитых странах корпоративная
благотворительность по сути стала элементом маркетинга и PR и так же, как и другие мероприятия в этой сфере, четко спланирована и организована.
Такой подход абсолютно оправдан, поскольку для потребителей социальная позиция компании играет действительно большую роль. Так, в 1997 г. 76% американских потребителей отметили, что при прочих равных условиях они с большей вероятностью выбрали бы брэнд, ассоциирующийся с социальной ответственностью. В 1993 году таких потребителей было всего 62%.
Конечно, социальная активность как конкурентное преимущество не сможет
пересилить отличное качество или более низкую цену, но для компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции социальный аспект может сыграть большую роль.
Неудивительно поэтому, что среди наиболее социально активных компаний
превалируют производители потребительских товаров и услуг.
С течением времени социальная активность становится не просто желательным, но и необходимым направлением деятельности компании. С ростом социальной сознательности потребителей корпорации должны удовлетворять все новым требованиям.
Очевидно, что для потребителей в развитых странах все важнее становится
экологическая составляющая. Для более чем 50% потребителей в Западной Европе важно, что товары произведены на экологически чистых производствах. Последние исследования показывают, что они готовы платить значительно больше за «чистую» энергию.
Результаты опроса германских потребителей "Согласны ли вы платить больше за энергию, генерированную без вреда для окружающей среды и если да, то насколько?»
При этом, в 75% случаев акции «экологичных» компаний, входящих в индекс S&P 500, имеют лучшие характеристики, чем акции «грязных» компаний.
3.3 Положительное влияние социальной активности на человеческий капитал.
Социальная активность может касаться не только внешних по отношению к компании объектов, но и персонала. Исследование ста германских компаний показало положительную корреляцию между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании.
Особенно важен аспект развития персонала для крупных корпораций и, в еще большей степени, для транснациональных (далее – ТНК). Для таких компаний необходимость привлечения персонала во всем мире и его постоянного возобновления превращает инвестиции в персонал в инвестиции в социальную среду в регионах присутствия. Особенно большое значение такие инвестиции ТНК имеют в развивающихся странах, где государство не может самостоятельно решать социальные проблемы и обеспечивать поступление на рынок труда полноценных человеческих ресурсов.
Почти все ТНК ведут социальную работу в регионах присутствия. Например, Shell Thailand совместно с ЮНИСЕФ и Коалицией тайландского бизнеса оплачивает программы профилактики СПИДа для молодых работников бензозаправок.
Результатом подобной программы Volkswagen в Бразилии стало снижение количества госпитализированных сотрудников на 90%, а издержки на ликвидацию последствий СПИДа снизились на 40%.
Добывающая компания Placer Dome содержит систему медицинского обслуживания не только для своих сотрудников, но и для всех, кто живет поблизости от ее рудников. Вместе с Rio Tinto и тремя другими добывающими компаниями она создала Мировой альянс регионального здравоохранения (World Alliance for Community Health). Эта организация совместно с Всемирной организацией здравоохранения разрабатывает проекты поддержки местного здравоохранения.
При этом, менеджеры компании подчеркивают, что основная цель - не
благотворительность как таковая, а снижение издержек и повышение
эффективности. Они убеждены, что вложения в медицину - один из путей для этого, и любой совет директоров одобрит такую инициативу. Компании все больше осознают, что сохранять производительность труда и строить новые рынки без здорового местного населения невозможно.
Вложения в человеческий капитал оправданы и с точки зрения повышения качества обслуживания потребителей. Согласно проведенным исследованиям, в банках, где служащие довольны своим положением, клиенты в среднем довольны на 15% больше.
Проблемы в отношениях с персоналом, напротив, могут принести большие потери. Так, конфликт менеджмента и пилотов British Airways в 1997 году стоил компании 125 млн. фунтов. 33% недовольных своим положением в компании негативно отзываются о продуктах или услугах своей компании, создавая негативный имидж.
Социальная активность повышает привлекательность компании для потенциальных работников, что, в условиях нехватки специалистов, имеет очень большой вес. 33% экономически активного населения Британии полагает, что если компания социально активна, то в ней лучше условия труда. 30% сотрудников, вовлеченных в различные мероприятия за счет компании, выказывают большую приверженность компании и заинтересованы в ее успехе.
3.4 Снижение издержек на взаимодействие с властями
Социальная активность – важный элемент стратегии для отраслей, находящихся под пристальным контролем государства. Это - банки, страховые компании, коммунальные услуги, здравоохранение. Инвестирование в улучшение социальных условий может принести неплохие дивиденды, когда для совершения стратегического шага (например,
слияния) необходимо одобрение регулирующего органа.
Транснациональные компании в развивающихся странах часто используют
благотворительность, чтобы получить расположение властей. Например, там, где государство не в состоянии поддерживать здравоохранение, крупные компании могут взять на себя частичную поддержку в обмен на контракты. Сейчас интенсифицируется взаимодействие международных некоммерческих организаций с ТНК, так как последние часто имеют больше возможностей для решения социальных проблем в разных точках мира.
4. Каналы распределения средств
В США основной объем средств от корпораций на социальные проекты поступает через некоммерческие организации. К ним деньги поступают в основном напрямую от компаний (примерно в 75% случаев) или через юридически независимые структуры – фонды, созданные, например, крупными компаниями для отбора реципиентов и распределения ресурсов.
Некоммерческий сектор, «переваривающий» поступающие благотворительные средства, имеет колоссальные размеры. Вклад некоммерческого сектора в ВВП США в 2006 г. был третьим по значимости после розничной и оптовой торговли и составил почти 370 млрд. долл., оставив далеко позади банковский сектор и высокие технологии.
С 1998 по 2005 годы некоммерческий сектор рос на 2% быстрее, чем вся американская экономика, а с учетом того, что с середины 90-х государственная поддержка многих социальных благ была урезана на 18%, роль этого сектора скорее всего будет только расти.
Компании, имеющие большой опыт в осуществлении благотворительной деятельности, как правило, сопрягают направления поддержки со стратегией компании и учитывают наиболее проблемные для себя области. Так, табачные компании поддерживают спортивные мероприятия, автомобильные компании – экологические программы, компании сферы высоких технологий – перспективные научные разработки.
Как правило, благотворительная деятельность сконцентрирована в том регионе, где находится компания. Это полностью соответствует представлениям общественности о верной стратегии социальной деятельности:
• 59% американских потребителей считают, что бизнес должен решать
социальные проблемы в своем регионе;
• 26% считают, что в национальном масштабе;
• только 9% - в международном.
Несмотря на положительные тенденции и все плюсы, которые дает компаниям активная социальная позиция и даже, зачастую, необходимость действовать в этом направлении, пока связи компаний с обществом, с получателями поддержки, отлажены очень слабо. Благотворительность по-прежнему часто носит бессистемный и хаотический характер.
По мнению экспертов McKinsey , такая ситуация во многом вызвана непрофессиональным подходом благотворителей, ведь все организации – коммерческие или некоммерческие – в очень большой степени зависят от воли спонсора/грантодателя. Но если в случае с прямыми инвестициями в коммерческие институты инвесторы помимо денег помогают управленческими услугами, выводя компанию на новый уровень, то в случае с благотворительностью такой подход отсутствует.
Во-первых, спонсоры редко стимулируют успех некоммерческих организаций, ведь если у объекта поддержки появляются дополнительные источники финансирования, спонсор, не задумываясь, прекращает финансирование. В такой ситуации рост некоммерческих организаций практически невозможен.
Во-вторых, помощь некоммерческим организациям очень редко бывает долгосрочной.
Большинство благотворителей на Западе воспринимают некоммерческие организации как посредников на пути к конечным объектам поддержки, а не как самостоятельные, требующие особого менеджмента институты. Благотворители не ставят целью создание мощных некоммерческих организаций с надежной инфраструктурой и хорошими экономическими показателями, поэтому долгосрочные вложения редки, в основном,
поддерживаются определенные мероприятия.
Не имея средств на развитие организации, усиление менеджмента, становление, некоммерческие организации действуют хаотично и непрофессионально. Управляющие этих организаций вынуждены тратить все время на поиск средств, беря на себя организацию поддержки не тех сфер, которые они хорошо знают, а тех, на которые выделяются деньги.
Единственный путь исправления ситуации эксперты видят в изменении
благотворительной стратегии корпораций и других благотворителей с краткосрочной на долгосрочную и консолидации некоммерческого сектора. Это, возможно, потребует больших вложений, но зато даст больший эффект в длительной перспективе.
Основной проблемой для благотворителей, препятствующей профессионализации и формализации благотворительной деятельности, остается сложность измерения результатов. Без действенных механизмов измерения эффективности корпорации не будут оказывать долгосрочную поддержку некоммерческим организациям, а сами они не будут знать, насколько эффективно они действуют. В ситуации неведения на рынке благотворительности выживают все без разбора организации вне зависимости от степени их эффективности.
Очевидно, что эффект от благотворительности - очень сложная для анализа материя, ведь часто он проявляется через много лет и неизмерим цифрами. Используемые сегодня показатели, такие, например, как количество охваченных программой людей, примитивны и не универсальны и описывают в большей степени процесс, чем результат.
Выходом из положения может стать разработка механизмов измерения не столько процесса и результативности, сколько организационных способностей и потенциала развития некоммерческих организаций и универсализации показателей. Выработка такого механизма может идти только на основе взаимодействия благотворителей и некоммерческих организаций. Только в результате выработки универсальных и прозрачных показателей эффективности благотворительной деятельности, из фрагментированной среды может возникнуть цивилизованный рынок социальных проектов.
5. Частные корпоративные фонды.
Частный фонд – это благотворительный фонд, основанный по желанию и на средства частного лица, состоятельного человека, выделившего часть своего состояния (иногда все состояние) на благотворительные цели. Частные фонды создаются как при жизни основателя, так и на средства, оставленные на благотворительные цели по завещанию.
В отличие от благотворительных фондов, носящих имя известного человека, частный фонд создается именно и исключительно на средства основателя, дающего фонду имя. Фонды, носящие имя известного человека (например, фонд Станиславского или фонд Горбачева), как правило, создаются не на средства человека, давшего свое имя, а привлекают другие ресурсы. Иногда известный человек жертвует часть своих средств фонду своего имени, например, Михаил Горбачев гонорары за лекции передает в свой фонд, однако эти средства не составляют основу фонда, а являются лишь одним из источников средств.
В США и Западной Европе создано более 10 тысяч частных фондов. Две трети частных фондов основаны на средства, оставленные состоятельными людьми по завещанию. Однако все больше «молодых миллионеров» создает свои частные фонды в расцвете собственной карьеры. Среди наиболее известных фондов других стран – фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда, фонд Чарльза Стюарта Мотта, основанный на деньги предпринимателя Ч.С.Мотта, одного из создателей компании «Дженерал Моторс». Наиболее крупные среди фондов, чьи основатели и сейчас активно участвуют в бизнесе, фонд Джорджа Сороса и фонд Билла Гейтса.
Основу долгосрочного благополучия подавляющего большинства (более 90%) частных фондов в мире составляет недвижимый капитал (endowment). Это те самые средства, которые, как правило, один раз выделяются основателем, помещаются в банк, инвестируются, а процент от капитала расходуется на благотворительные программы. Благодаря капиталу основатель фонда не должен ежегодно выделять в фонд средства. Как правило, состоятельный человек выделяет или завещает сразу крупную сумму с тем, чтобы процент от созданного капитала был достаточен для поддержки благотворительных программ фонда и оплаты административных расходов на штат фонда. Для управления капиталом и деятельностью фонда создается Попечительский совет. Часто он же решает, на что расходовать ежегодный процент, кому выделять гранты. В крупных фондах помимо Попечительского совета создаются и так называемые грантовые комитеты, в которые приглашаются эксперты. В таком случае решения о выделении финансирования на тот или иной проект принимают эксперты.
Создание постоянного капитала не только дает частному фонду возможность существовать бесконечно долго, но и через инвестиции приращивать средства, увеличивать капитал. Самый старый частный фонд в мире был основан в Великобритании в первом веке нашей эры, и он до сих пор существует и приносит пользу.
Большинство частных фондов в мире не занимаются осуществлением благотворительных программ самостоятельно. В основном, частные фонды выделяют гранты – целевые средства другим общественным, благотворительным организациям, школам, университетам, больницам – на благотворительные проекты. Помимо грантов многие фонды предоставляют стипендии или же учреждают ежегодные премии. Еще раз отметим важный момент: средства на все эти программы поступают из капитала фонда либо напрямую от основателя. Частные фонды не занимаются фандрайзингом, то есть не привлекают посторонних средств на свои проекты. В континентальной Европе, в частности, во Франции или Германии, частные фонды часто сами осуществляют свои проекты, однако они же сами их и финансируют.
В России первые частные фонды возникли в 90-х годах. До революции 1917 года, несмотря на значительное развитие частной филантропии, частных фондов практически не создавалось. Пожалуй, первыми частными фондами в новой России стали фонд Гарри Каспарова (к сожалению, прекративший свое существование) и фонд Горбачева. Однако фонд Горбачева не вполне соответствует международному понятию «частный фонд», так как существует на привлеченные средства. В то же время, существенные пожертвования самого Михаила Горбачева, особенно в период становления фонда, позволяют назвать его одним из первых частных фондов в России.
В 1999-2002 гг. появились первые частные фонды, в значительной степени отвечающие представлению о частных фондах в Европе и США, например, фонд Владимира Потанина, созданный на личные средства основателя, выделяющий гранты и стипендии на поддержку науки, образования, на молодежные проекты и защиту прав человека. Пока, в отличие от частных фондов США и Западной Европы, российские частные фонды не создали устойчивых капиталов. Однако это дело недалекого будущего.
Таким образом, частные фонды:
• cоздаются человеком на собственные средства;
• могут носить имя человека, но не все фонды «имени» кого-либо являются частными фондами (частным фонд делает не имя, а источник средств – личные деньги основателя);
• управляются Попечительскими советами;
• имеют в основе недвижимый капитал, процент от которого ежегодно расходуется на благотворительные программы;
• выделяют средства на благотворительные общественно важные проекты, осуществляемые другими организациями, хотя иногда и сами осуществляют проекты, но финансируют их самостоятельно.
Что надо учитывать при создании фонда..
• Какова благотворительная стратегия компании и какую роль будет играть фонд в этой стратегии.
• Каковы миссия, цели, задачи фонда и как они соотносятся с бизнес-деятельностью компании.
• Сохранятся ли прямые программы благотворительных пожертвований или они прекратятся, перейдут в ведение создаваемого фонда.
• Отношения фонда с другими подразделениями компании: насколько будет децентрализована благотворительная политика.
• Менеджмент и управление фондом.
• Финансирование на три-пять лет вперед, определение рамочного бюджета. Расчет сопутствующих и непрямых расходов фонда.
• Роль и функции совета попечителей. Как будет действовать совет, каков его состав, кто во главе.
• Штат фонда. Будет ли набран новый персонал или будут привлечены сотрудники самой компании.
• Отношения фонда с главными подразделениями компании: внешних сношений, человеческих ресурсов, маркетинга и другими.
Семейный фонд - это фонд, созданный на средства не только одного состоятельного человека, но и членов его семьи. Устроен и действует такой фонд практически так же, как и частный фонд, но с одним отличием: в состав управления фонда входят все основатели или же их представители. В США работают несколько тысяч семейных фондов, в России создан пока только один семейный фонд – фонд «Династия» (ссылка на их сайт), созданный на средства семьи Дмитрия Зимина, одного из создателей компании «Вымпелком» (мобильная сеть «Билайн»). Фонд «Династия» поддерживает проекты в сфере развития естественных наук в России, например, олимпиады по физике среди школьников.
Корпоративный фонд. Другим распространенным видом благотворительных фондов в мире является корпоративный фонд. В отличие от частных или семейных фондов корпоративный фонд создается на средства компании. В большинстве случаев (95%) – это фонд одной компании, полностью ею финансируемый. Гораздо реже объединяются несколько компаний, например, работающие в одном регионе или одной стране.
В мире существует две модели финансирования корпоративного фонда: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулируются в корпоративном фонде, или же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала. В первом случае корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных корпоративных социальных программ компании – он является управляющей структурой для благотворительной деятельности компании и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсорская деятельность ведется отдельно. Но и благотворительные проекты могут быть различны: от программы корпоративных грантов или стипендий до проведения благотворительных мероприятий.
В последние годы большинство крупных компаний выбирают вторую модель корпоративного фонда, предусматривающую создание капитала. В этом случае компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средства инвестируются и процент расходуется на благотворительные программы компании. Иногда компании даже выделяют свои акции в капитал корпоративного фонда. Плюсы такой модели в том, что даже в не очень удачный год для компании за счет капитала корпоративного фонда компания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным. При создании капитала в «хороший» прибыльный год компания выделяет большую сумму в капитал, в неприбыльный год (например, падение цен на нефть) за счет процентов от капитала добавляет средства на социальные программы. Плюсом является и то, что компания, имеющая филиалы и представительства в нескольких регионах и странах может софинансировать социальные программы филиалов, если они пока не вышли на достаточный уровень прибыли, чтобы самостоятельно осуществлять социальную политику. В частности, например, благотворительные программы многих западных компаний в России осуществляются при поддержке корпоративных фондов этих компаний.
Минусом создания корпоративного фонда с капиталом в России является налогообложение процента от капитала как коммерческой деятельности, однако эта проблема, общая для развития и корпоративных, и частных фондов в России, мы надеемся, будет решена.
Объединяет частные и корпоративные фонды стремление к созданию капитала, финансирование социальных программ, а не их непосредственное самостоятельное осуществление. Различия же не только в источнике средств, но и в структуре управления – корпоративный фонд может управляться напрямую руководством и сотрудниками компании, которые формируют органы управления фонда, корпоративный фонд жестко связан с политикой, брендами, региональными приоритетами компании, его создавшей.
6. Налоги и благотворительность
Налоговые льготы, так или иначе относящиеся к благотворительности, можно разделить на относящиеся к благотворителям (физическим лицам и организациям, в том числе благотворительным организациям) и относящиеся к благополучателям (тоже физическим лицам и организациям). Федеральные льготы определяются Налоговым кодексом РФ и отдельными федеральными законами. Кроме того, существуют и местные льготы.
Налог на прибыль ( некоммерческие организации). Как уже упоминалось, для любых некоммерческих организаций действует особый режим налогообложения: при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание самих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других лиц и (что существенно) использованные получателями по назначению. К таким целевым поступлениям, в частности, относятся вступительные взносы, имущество, переходящее некоммерческой организации по завещанию, а также деньги и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности.
Однако, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, если такая деятельность ведется, подлежит налогообложению в обычном порядке. Все сказанное в полной мере относится и к благотворительным организациям. Таким образом, в отличие от США, в России облагается налогом любая коммерческая прибыль благотворительной организации, в том числе полученная от деятельности, напрямую связанной с ее уставными целями.
Ранее, примерно с середины 90-х годов, существовали гораздо более существенные налоговые льготы для благотворительных организаций, устанавливаемые выборочно по усмотрению органов власти. Благие намерения властей принесли несколько неожиданные плоды: многочисленные криминальные схемы ухода от налогов и таможенных пошлин, взрыв "афганцев" на Котляковском кладбище, отстрел руководства Всероссийского общества глухонемых и т.п. С вступлением в силу главы НК о налоге на прибыль (2002 г.) все льготы по налогу на прибыль (кроме налогообложения целевых поступлений) для некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций были ликвидированы.
НДС. Вторая льгота, действующая при благотворительной деятельности, - освобождение от НДС, а именно, не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ЗБД. Эта льгота относится не только к благотворительным организациям, но и к любым другим. (Здесь следует пояснить, что в общем случае безвозмездная передача, не попадающая в разряд благотворительных, облагается НДС, как если бы данный товар (услуга) был продан за деньги по рыночной цене. Однако, надо иметь в виду, что в случае освобождения от НДС не принимается к вычету и НДС, уплаченный за данный товар поставщикам. Поэтому льгота актуальна в основном для случая безвозмездного оказания услуг (когда нет входящего НДС).
НДФЛ - социальный вычет. Наконец, третья льгота, предусмотренная НК в отношении благотворительной деятельности - по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Расходы физических лиц на благотворительные цели признаются социальным налоговым вычетом, то есть уменьшают налоговую базу благотворителя. Однако к вычету принимается не более 25% суммы доходов, облагаемых по ставке 13%. В общем-то, эта льгота не имеет отношения к благотворительным организациям, так как предоставляется не им, а благотворителям - физическим лицам.
Из текста статьи НК явствует, что вычет предоставляется лишь в том случае, если средства перечисляются "в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности".
Отметим, что определение благотворительности для целей данной статьи НК существенно отличается от определения, даваемого ЗБД. В частности, обращает на себя внимание требование бюджетного финансирования одариваемой организации (кроме спортивных и религиозных пожертвований). Список целей благотворительной деятельности по НК получается гораздо короче, чем по ЗБД, но зато допускаются выплаты религиозным организациям. А вот выплаты благотворительным организациям в приведенном списке отсутствуют.
Таким образом, если выплаты делаются жертвователем не напрямую в адрес, предположим, школы, а на поддерживающий ее благотворительный фонд, то эти выплаты, согласно букве НК, под льготу не попадают. (Впрочем, не исключено, что судебная практика даст расширительную трактовку данного положения НК.)
Налог на прибыль - нет вычета. Благотворители, являющиеся юридическими лицами, никаких льгот по своим благотворительным выплатам не получают. Ранее (до введения в действие главы НК о налоге на прибыль) они могли до 5% прибыли тратить на благотворительность, вычитая эти расходы из налоговой базы. Теперь жертвовать можно только из чистой прибыли. (Здесь законодатели, увлеченные борьбой с фиктивной благотворительностью, кажется, несколько перегнули палку.)
Налог на имущество. Согласно Закону "О налоге на имущество предприятий" N 2030-1 от 13 декабря 1991 г., от налога освобождается имущество общественных объединений и ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и организаций, но только если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Таким образом, под льготу попадают не все некоммерческие (в том числе и благотворительные) организации, а только созданные в форме общественных объединений, ассоциаций и при этом не ведущие никакой предпринимательской деятельности.
Местные льготы.
Все перечисленные льготы предоставляются для благотворительной деятельности федеральным законодательством. Кроме того, возможны местные льготы для благотворительных организаций: полное или частичное освобождение от местных налогов или местной части федеральных налогов, а также льготы по лицензированию, аренде, оплате коммунальных услуг и т.п.
Так, согласно московскому закону, в Москве полностью освобождены от налога на имущество "благотворительные фонды (организации)". Видимо, под этой формулировкой все-таки следует понимать благотворительные организации в любой юридической форме (напомним, что по федеральному закону льгота по налогу на имущество действует только для общественных объединений, причем не ведущих предпринимательской деятельности). Однако местные льготы предполагают и местное регулирование. В Москве для получения права на льготы благотворительная организация должна получить "паспорт" в Благотворительном совете Москвы, который затем контролирует ее деятельность наряду с государственными органами.
Пример.
Предприниматель решил оказать помощь российскому университету, где он когда-то учился. Помощь оказывается от лица зарубежной компании, контролируемой предпринимателем. Возможны несколько вариантов.
1. Компания финансирует университет напрямую.
Субсидии облагаются налогом на прибыль, так как зарубежная компания не входит в утвержденный правительством список. Если университет затем выплачивает деньги сотрудникам, эти выплаты дополнительно облагаются налогом на доходы и ЕСН.
2. Компания предоставляет гранты сотрудникам университета на научные исследования.
Гранты облагаются налогом на доход (уплачивается сотрудниками самостоятельно), но не ЕСН. Однако в случае регулярных выплат налоговые органы могут поставить вопрос о признании их зарплатой (с обложением ЕСН).
3. Предоставление грантов через признанный фонд.
Для снижения потерь можно попробовать договориться о предоставлении субсидий не напрямую, а через признанные организации, гранты от которых не облагаются налогом на прибыль и (или) доход. Сюда относятся упоминавшиеся выше 88 зарубежных организаций и 5 российских фондов (по НДФЛ - только 72 иностранных). Однако, следует иметь в виду, что простое транслирование средств донора может противоречить политике фонда и (или) законам соответствующей страны.
4. Создание российского благотворительного фонда.
В этом случае выплаты от имени зарубежной компании делаются в созданный российский фонд (при этом они не облагаются налогом на прибыль), а фонд далее выдает гранты университету или его сотрудникам. Как обсуждалось выше, из текста НК не вполне ясно, освобождены ли гранты, получаемые университетом от такого фонда, от налога на прибыль или нет. Во всяком случае есть шанс доказать в суде, что освобождены. (В этом и состоит основное, хотя и шаткое, налоговое преимущество данной схемы.) Гранты физическим лицам облагаются налогом на доход (он удерживается и уплачивается в бюджет фондом), но не ЕСН. Если фонд имеет статус "фонда поддержки образования и науки", это дает дополнительные гарантии освобождения от ЕСН при выплатах преподавателям и учащимся университета.
7. История российской благотворительности.
В своей работе я бы хотела выявить причины, мотивы, подталкивающие предпринимателей к жертвованию части заработанного состояния. В этой связи, в первую очередь, необходимо обратиться к истории, к корням, во многом определяющим наше мироощущение сегодня. В этой связи также необходимо сказать, что сегодня в качестве образца для подражания предпочитают брать русских дореволюционных предпринимателей.
Во-первых, одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели, на мой взгляд, является чувство вины.
Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями, с этой точки зрения, становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет… Это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим, на мой взгляд, можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание, как перед людьми, миром, так и перед Богом, за излишнюю материальность устремлений. В этом случае меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.
Если же обратиться к русским народным сказкам, то видно, что Иван- дурак, персонаж, получающий счастье (царство, царевну, богатство, волшебные вещи) не за заслуги, а просто так, зачастую чужими руками (волшебный помощник), должен совершить ритуальное жертвоприношение, поделиться богатством, отдать кусочек, иначе это волшебное счастье пропадет так же, как и возникло. Точно так же "гулял" купец, не жалея денег на угощение для всех, совершая мистическую жертву, делясь шальным счастьем и торговой удачей, чтобы не пропала. Конечно же, это явление имеет и иные мотивы, однако в данном контексте нельзя забывать о существенном сходстве его с ритуальной жертвенной оргией. Более спокойные, приемлемые формы подобного жертвоприношения - спонсорство и меценатство: возможность поделиться, раздать, чтобы удача не ушла.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.
Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.
До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивались медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.
Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).
Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.
Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.
История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на
|