Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Борьба с международным морским пиратством
Диплом | 22.08.2014, 16:19

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПИРАТСТВО КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ    7
1.1. Возникновение пиратства и его эволюция    7
1.2. Понятие и классификация международных правонарушений    10
1.3. Понятие и классификация международного морского пиратства    15
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ АКТАМИ ПРОТИВ СУДОХОДСТВА    26
2.1. Международно-правовые проблемы борьбы с незаконными актами против судоходства на современном этапе    26
2.2. Межправительственная организация по борьбе с морским пиратством    33
2.3. Меры по обеспечению безопасности судов согласно Международному кодексу по охране судов и портовых средств    45
2.4. Российское законодательство о борьбе с незаконными актами против судов на современном этапе    54
3. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ АКТАМИ В МОРСКИХ ПОРТАХ    61
3.1. Анализ международного законодательства о борьбе с незаконными актами против безопасности морских портов    61
3.2. Меры по обеспечению безопасности портовых средств согласно Международному кодексу по охране судов и портовых средств    63
3.3. Правовые и организационные меры по обеспечению безопасности российских портов    69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    78

 
ВВЕДЕНИЕ

Понятие пиратства всегда было и остается одним из наиболее запутанных и аморфных в международной правовой науке. На протяжении многих веков пиратские действия отождествлялись в судебной практике с актами убийств, разбоя, грабежа и другими неправомерными насильственными действиями.
На протяжении нескольких десятилетий XX века вопросы борьбы с пиратством неоднократно поднимались в международной практике и доктрине международного права для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к различным инцидентам и событиям.
Сложность и специфика борьбы с преступлениями международного характера, совершаемыми на море, обусловлена различным международно-правовым статусом и правовым режимом морских пространств, особенностями физико-географических условий, сил, средств и способов ее осуществления, не позволяют рассматривать эту проблему в рамках деятельности отдельного государства, какого-либо отдельного его органа исполнительной власти, а требуют комплексного подхода.
Широкое и динамическое развитие политико-правовой деятельности России в области использования Мирового океана поставило на повестку дня целый ряд теоретических и практических вопросов, решение которых возможно только в свете современных тенденций международного морского права. Именно поэтому, по своей значимости среди них выделяется проблема международно-правового обеспечения борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства.
Анализу действующих нормативно-правовых актов в сфере обеспечения борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства и возможным путям устранения существующих пробелов в современных условиях, стремлению привести российское законодательство в соответствие с современными основами международного судоходства и посвящена предлагаемая работа. Выполнение этой работы определяет актуальность исследования.
Актуальность темы определяется также тем, что в современных условиях увеличилось количество противоправных актов, в том числе террористических, против безопасности морского судоходства, а также сохраняется устойчивая тенденция не только к росту числа противоправных актов, но и к увеличению районов действия современных пиратов.
Степень разработанности темы. Несмотря на новизну указанной проблемы юридической наукой, так или иначе, освещались вопросы обеспечения свободы судоходства, безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. В работе исследуются труды современных авторов, которые внесли вклад в разработку проблемы безопасности на море. Видное место среди них занимают: О.В.Бозриков, А.Ф.Высоцкий, Л.Н.Галенская, В.Н.Гуцуляк, АВ.Змеевский, Г.В. Игнатенко, И.И.Карпец, А.Л.Колодкин, М.И.Лазарев, С.А.Малинин, С.А.Моджорян, И.Х.Нейкирхен, М.М.Нейдинг, П.В.Патрушев, Ю.С.Ромашев, В.Ф.Сидорченко, И.Е.Тарханов.
Объект исследования – борьба с незаконными актами против безопасности морского судоходства.
Предмет исследования – международно-правовое обеспечение этой борьбы.
Основной целью настоящего исследования является повышение эффективности международно-правового обеспечения борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства. 
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- проведение анализа возникновения, эволюции и современного состояния международно-правового регулирования борьбы с международным морским пиратством;
- исследование международно-правового регулирования сотрудничества государств в борьбе с противоправными актами, направленными против морского судоходства;
- изучение и научное осмысление зарубежного и российского законодательства по вопросам борьбы с незаконными актами против судов и морских портов и соответствие этого законодательства международным принципам.
Научная новизна заключается в том, что в различных исследованиях и нормативных документах, посвященных вопросам борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства, вопросы борьбы в водных акваториях и портах рассматривались, как правило, раздельно. Кроме того, рассматривались либо вопросы международно-правового регулирования борьбы с отдельными видами этих преступлений (зачастую без учета морской специфики), либо отдельные стороны этой борьбы. 
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована международно-правовая природа пиратства, выявлены пробелы в сфере международно-правового регулирования борьбы с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, а также подвергнуты критике теоретические позиции некоторых авторов и действующие нормативные документы. 
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные научные результаты доведены до конкретных практических рекомендаций. 
Методологическую основу исследования составляют принципы познания общественных процессов в сочетании с исследовательскими приемами, используемыми в отдельных отраслях науки. Наиболее широко применены системно-структурный, пространственно-временной, статистико-аналитический методы, а также исследовательские приемы, позволяющие провести правовой анализ изучаемого объекта.
Эмпирическую базу работы составили конкретные исторические и государственно-правовые материалы, нормативные акты, в том числе международно-правовые, регулирующие отношения в рассматриваемой области. Анализу подвергались материалы и данные, которые характеризуют состояние борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. ПИРАТСТВО КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ

1.1. Возникновение пиратства и его эволюция

Использование морских пространств с незапамятных времен оказывает существенное влияние на развитие экономических, политических и культурных связей между государствами. Однако наряду с мирным использованием морей существуют опасности, угрозы и противоправные деяния, совершаемые на море. Среди незаконных актов направленных против безопасности морского судоходства, следует, прежде всего, выделить пиратство, вооруженный разбой на море, а также такое новое явление, как морской терроризм [5, с.65].
Пиратство возникло в глубокой древности. Есть основания полагать, что в тот день, когда первый морской торговец нагрузил свою лодку товарами, вслед за ним отправился и первый морской разбойник. В древние времена морской разбой не считался чем-то зазорным. Просто, отправляясь в море, никто не мог предполагать, чем ему придется там заняться: сбыть имеющийся на борту товар, сразиться с соперником или не упустить случая умножить свое состояние.
В римских юридических сборниках - дигестах - зафиксирован закон, приписываемый греческому законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы. Никто не мог игнорировать пиратский промысел, хотел бы он того или нет. Все зависело от обстоятельств, как и то, кому быть дичью, а кому - охотником. Это была единая «трехглавая» профессия: Гете, утверждавший устами Мефистофеля: «война, торговля и пиратство - три вида сущности одной». Пиратство, как и война, считалось у древних народов обычным  хозяйственным занятием, не хуже и не лучше, чем скотоводство, земледелие или охота. Разве что опаснее и хлопотнее. Если в античные времена пиратство было явлением в какой-то степени прогрессивным, объективно способствующим развитию географических представлений, судостроительного искусства, а главное укреплению и процветанию рабовладения, то есть было организационной и важной частью процветающей экономики; если в Средние века оно еще сохраняло отчасти эти функции, а вдобавок вывело суда в океан, положило начало большой торговле, а также Великим географическим открытиям в Северной Атлантике и у берегов Западной Африки, то в эпоху лихорадочного накопления капитала, в эпоху промышленных революции, пиратство стало откровенной помехой на трассах купеческих флотов и только брало, ровным счетом ничего не давая взамен, упорно подтачивая экономические устои общества.
Нынешнее пиратство - это детище преступных организаций. Представляя собой своего рода транснациональные корпорации, занимающиеся торговлей наркотиками, оружием, контрабандой, азартными играми, они перешли теперь к разбою на море. Их первая статья дохода - пиратство в традиционном смысле слова. Вторая и, пожалуй, более существенная ~ выполнение заказов большого бизнеса. Как известно, монополии ведут между собой жесточайшую борьбу. И нередко, чтобы одолеть конкурента, опередить его с товарами, ослабить, нанеся ему материальный ущерб, прибегают к услугам флибустьеров. Нередко компании направляют пиратов на грабеж и уничтожение собственных судов с ценным грузом, чтобы получить страховку. Исполнителей этих преступных планов легко находят среди жителей побережья, которые не имеют работы и находятся в тяжелом материальном положении. В последнее время пиратство получило могучую поддержку еще с одной стороны - на него обратили внимание разведывательные и подрывные службы Запада. Они прибегают к услугам пиратов для сбора шпионской информации о суверенных государствах, для организации провокаций против этих стран и их судов [14, с.89].
Итак, пиратство возникло, развивалось и видоизменялось вместе с мореплаванием. Изменялась роль пиратства и отношение к нему. Можно смело утверждать, что пиратство существовало с различной интенсивностью во всех приморских странах. Пиратство было неизменным результатом известного состояния общества, при котором на него смотрели как на дело, обычное и даже похвальное. Однако уже в эпоху римской республики прочно установилось воззрение, что пираты - враги не одного только народа или известной группы народов, а всего цивилизованного человечества («hostes humani generis»). «Пиратство - это морской разбой, чинимый частными лицами, по частному почину и с корыстной целью, против чужой собственности» [26, с.165]. В этом определении, приведенном в Военной Энциклопедии 1915 года, во-первых, не делается никакого различия между пиратством и морским разбоем. Во-вторых, нет четких границ совершения противоправных действий.
Существовали и другие определения пиратства видными учеными. Дело в том, что до 1958 года, то есть до принятия Женевской конвенции об открытом море, пиратство считалось преступлением, по обычному международному праву. Обычай же зачастую легко поддается противоречивому толкованию. Вот почему в правовой литературе пиратство определялось по-разному.
До второй половины XX века не существовало многостороннего международного соглашения, в котором бы государства дали общепризнанное определение пиратства и скоординировали методы борьбы с ним. Эти вопросы регламентировались двусторонними соглашениями, законодательством отдельных государств и нормами международного обычного права, которое складывалось на протяжении веков и далеко не всегда тождественно комментировалось различными государственными деятелями, юристами и публицистами. Все сходились в одном, признавая, что пиратство затрагивает «безопасность человеческого рода», а, следовательно, пиратов «должен повесить первый, в руках кого они окажутся»[34, с.249].
Процесс кодификации международного морского права и вопрос о пиратстве получил свое продолжение и новое развитие с образованием ООН. Организация Объединенных Наций с первого года своего существования приступила к кодификации морского права, усматривая в обеспечении безопасности торговли одно из важнейших условий установления справедливого послевоенного международного правопорядка. Созданная на I сессии Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права обеспечивала проект статей по международному морскому праву, которые легли в основу четырех конвенций, принятых Женевских конвенцией ООН по морскому праву 29 апреля 1958 г. Среди этих конвенций, получивших всеобщее признание, первостепенное значение имеет Конвенция об открытом море, в которой дано определение пиратства и намечена процедура борьбы с ним (ст. 15-23). Содержание этих статей почти дословно воспроизводится в ст. 101-107, 110-111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая вступила в силу 16 ноября 1994 года (Россия ратифицировала Конвенцию в 1997г.)
Анализируя все вышеприведенное можно сделать вывод, что акты, которые рассматриваются в Конвенции 1982г. в качестве пиратских актов, сформулированы не совсем корректно, ибо задержание судна или грабеж подпадают под понятие "любой неправомерный акт насилия". По мнению автора, следовало бы либо дать более полный перечень неправомерных актов, либо ограничиться понятием "любой неправомерный акт".

1.2. Понятие и классификация международных правонарушений

Международный морской правопорядок является составной частью мирового правопорядка. Оба эти термина активно используются в заявлениях и выступлениях официальных лиц, во многих международных документах. Эти термины не сходят со страниц газет и журналов, стали обычными для выступлений политиков, дипломатов и журналистов по актуальным вопросам современных международных отношений.
Мировой правопорядок - понятие глобальное. В него включаются задачи обеспечения мира и безопасности человечества в целом, всемирной охраны прав и свобод личности и экологической безопасности и т.д. В принципе, мировой правопорядок - это совокупность всех интересов, взятых под защиту всеми отраслями права. Международное морское право не является исключением"[41, с.67].
Незаконные акты против безопасности морского судоходства являются разновидностью международного правонарушения. Вот почему целесообразно, прежде всего, подробно рассмотреть понятия международного правонарушения.
Правонарушение — это сложное социальное и правовое явление.
Согласно общей теории права, термин «правонарушение» является родовым понятием, означающий любое деяние, нарушающее нормы права. Этот термин охватывает все противоправные действия или действия, которые имеют место в определенной системе правовых норм. Следовательно, этот термин должен охватывать и все международные действия или бездействия.
Очевидно, не вызывает сомнения тезис о том, что в настоящее время международные отношения превратились действительно в международные отношения. Они переросли рамки межгосударственных отношений, которые представляют собой лишь часть международных отношений.
Современные международные отношения в той части, в которой они регулируются правом, представляют собой сложное переплетение многочисленных юридических обязательств, принятых, прежде всего, государствами, а также международными организациями. Благодаря этому значительная часть современных международных отношений носит международно-правовой характер, то есть урегулирована международным правом. Нормы и принципы международного права определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров.
Действие и применение международных договоров предполагает строгое выполнение участниками договоров вытекающих из них обязательств: pacta sunt servanda.
Присвоение определенного деяния государству не может «ассоциироваться с процессом предъявления обвинения судебной властью во внутригосударственном праве»[18, с.194]. В связи с этим Комиссия международного права с полным основанием отказывалась от термина imputation («вменение», «вменение в вину»), заменив его термином attribution («присвоение»), который указывает «на простой факт присвоения государству данного действия или бездействия»[16, с.231]. Деятельность государства на международной арене может проявляться только через деятельность его органов, осуществляющих суверенную волю государства. Следовательно, всякое поведение государства, нарушающее его международно-правовые обстоятельства, объективно выражается в действиях или бездействии определенных государственных органов. Поэтому доктрина международного права, практика государств, международная судебная и арбитражная практика единодушно признают принцип ответственности государств за противоправное поведение его органов.
Государство обязано предотвратить противоправное поведение частных лиц, причиняющее вред иностранному государству, а также наказать лиц, совершивших такие противоправные деяния. Основанием же ответственности государства в связи с противоправными действиями частных лиц служит бездействие его органов, что в соответствии с международной практикой и было отражено в практике статей Комиссии международного права.
Общий состав международного правонарушения включает в себя такие элементы как:
а) объект противоправного деяния;
б) противоправное поведение государства, выражающееся в действиях или бездействии его органов;
в) вред, являющийся следствием противоправного поведения государства;
г) причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями.
Существуют различные варианты классификации международных правонарушений.
Классическая доктрина, как правило, избегала разделения международных правонарушений на группы или категории в зависимости от характера, степени общественной опасности или специфики объекта, не находя подходящих критериев в нормативном содержании старого международного права.
Однако послеоктябрьское развитие международного права, появление в нем новых норм и принципов, нарушение которых особенно опасно для нормального поддержания международных отношений, вызвали необходимость дифференциации и, естественно, классификации международных правонарушений,
В теории международного права предложено несколько классификаций преступлений. Так, И.И.Карпец считает, что существуют следующие группы преступлений международного характера: международные преступления (к которым относятся преступления против мира и безопасности человечества) и преступления международного характера. Аналогичная классификация предпринята В.П.Пановым.
И.И.Лукашук и А.В.Наумов [11, 15] преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности объединили единым определением «преступления по общему международному праву» (сформулированные в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала), а остальные преступления обозначили как «конвенционные».
Существуют и иные классификации преступлений в теории международного права[7, с.158]. Следует помнить, что любая классификация условна.
В общем случае, любая классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам[8, с.249].
В настоящее время все международные правонарушения принято подразделять на две основные группы: 1). Международные преступления (международные уголовные преступления) и 2). Преступления международного характера.
В отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несет не государство, а индивиды.
Специфика преступлений международного характера, по сравнению с международными уголовными преступлениями, состоит в том, что их субъекты действуют как бы «в личном качестве», вне непосредственной связи с политикой того или иного государства.
К этой категории преступлений, по мнению автора, следует отнести, прежде всего, преступления против общественной безопасности.
Родовым объектом данной группы преступлений являются интересы обеспечения безопасности неопределенного круга лиц от любых угроз. Под определение такого преступления, в принципе, может попасть большинство деяний, считающихся преступлениями в международном морском праве. Это и понятно: ведь самые различные деяния так или иначе нарушают общественную безопасность.
По этой причине автор попытался сгруппировать только те деяния, в которых интересы общественной безопасности являются основным непосредственным объектом и которые имеют отношение к безопасности мореплавания. Это, прежде всего: незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; незаконные акты, направленные против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе; захват заложников; пиратство и вооруженный разбой на море; рабство и работорговля; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконный оборот опасных отходов; несанкционированное вещание из открытого моря; разрыв и повреждение подводного кабеля и трубопровода; преступления, связанные со столкновением и неоказанием помощи на море; незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей; незаконный ввоз и вывоз нелегальных пассажиров.
К этой же группе преступлений, по мнению автора, можно отнести незаконный оборот ядерного материала и экологические преступления (экоцид и биоцид - деяния, выраженные в массированном агрессивном воздействии соответственно на окружающую среду и существующие формы жизни, преследующие цель или могущие повлечь экологическую катастрофу).

1.3. Понятие и классификация международного морского пиратства

Одна из самых острых проблем современности – международный терроризм, как акт международного преступления, представляет угрозу безопасности на морях и озерах. Наряду с тем, что моря и озера используются во благо человечества, там совершаются акты международного терроризма, пиратства, другие преступления, угрожающие безопасности мореплавания. Эти преступления посягают на международный правопорядок, мирное сотрудничество государств в различных областях, на права и свободы человека и другие интересы государств и их граждан [10, с.340]. Растут организованность, профессионализм преступников, становится все сложнее противодействовать им. Поэтому возрастает заинтересованность государств в совместной борьбе с этими преступлениями, они вынуждены вместе вести поиск новых подходов к борьбе, условия которой постоянно меняются [28, с.46].
Сложность и специфика борьбы с актами терроризма и пиратства, отмечает Г. Плант, обусловлена различным международно-правовым статусом и правовым режимом морских пространств. В то же время есть особенности физико-географических условий, сил, средств и способов ее осуществления, которые не позволяют рассматривать эту проблему в рамках деятельности отдельного государства, какого-либо отдельного его органа исполнительной власти, а требуют комплексного подхода [32, с.194].
Проблема международного терроризма, как и морского терроризма, отмечает А.Н.Шемякин, относится к числу новых вызовов и угроз безопасности государств и их граждан. Действия террористов затрагивают интересы всего мирового сообщества, поэтому в настоящее время международное право призвано отвечать интересам решения глобальных проблем человечества, острота которых постоянно возрастает в современном мире [43, с.126].
Обеспечение защиты от морского терроризма является чрезвычайно трудоемким делом в силу многочисленности и разнородности возможных объектов террористических атак, а также общей специфики деятельности на морях и озерах. Организаторам таких незаконных актов нет необходимости прибегать к классическим военно-морским операциям. Диверсионные действия в отношении, например, нефтяных платформ с угрозой экологической катастрофы, вывод из строя важнейших судоходных путей, имеющих международное значение (Суэцкий, Панамский, Кильский каналы, Гибралтарский пролив, Босфор и т.д.), могут иметь психологический эффект и результат, на который рассчитывают террористы.
В этой связи задача мирового сообщества заключается в том, чтобы активно сотрудничать в принятии эффективных контртеррористических мер и обеспечить высокие практические стандарты морской безопасности для развития надежного и приемлемого международного судоходства [41, с.16].
По мнению украинского ученого И.В.Лукшина, «терроризм на море есть продолжение терроризма на суше» [11, с.56].
Терроризм – это острейшая форма ведения политической борьбы, характеризующаяся нагнетанием страха, применением насилия, угрозой для жизни. Он приобрел особую опасность для мирового сообщества в связи с событиями 11 сентября 2001 г. в США [19, с.53].
Не секрет, что терроризм возникает на суше и может осуществляться на море. Его признаки, как в первом, так и во втором случае одинаковы.
Л.А.Моджорян считала, что «терроризм на море незначительно отличается от известного с незапамятных времен пиратства. Однако пираты, как правило, преследуют личные цели, из которых обычной является обогащение, тогда как террористы вдохновляются политическими устремлениями, которые могут выражаться в борьбе тех или иных политических группировок за власть» [18, с.9].
Террористы на море, как и пираты, применяют запугивание, насилие и принуждение, практически не останавливаясь ни перед чем. Но цели и мотивы у них разные: у пиратов – добыча и обогащение, а у террористов – достижение политических целей: создание нестабильной обстановки, стремление показать и разрекламировать себя, нанести моральный или материальный ущерб противнику, запугать его, хотя в ряде случаев терроризм может быть направлен на обогащение [9, с.172].
Борьбу с актами терроризма и пиратства, совершаемых на море, необходимо рассматривать как один из видов взаимодействия (сотрудничества и других форм политического, международно-правового взаимодействия) между первичными и производными субъектами международного права. Это взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Велика роль и других социальных норм, действующих в этой системе. Из процесса борьбы с актами терроризма и пиратства, совершаемых на море, нельзя исключать и самостоятельную деятельность государств, а также деятельность социальных объединений самого различного характера – международных неправительственных организаций, общественных организаций и пр., осуществляемую вне рамок межгосударственного взаимодействия [12, с.134].
Взаимодействие государств в борьбе с актами терроризма и пиратства, совершаемых на море, регулируется соответствующими международными соглашениями. В рамках установленных отношений государства обмениваются информацией, по поводу совместных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений по международному терроризму, а также оказанию правовой помощи при расследовании преступлений.
Следует отметить, что уже сейчас во многих государствах на военно-морские силы возлагается задача обеспечения безопасности национального морского судоходства от угроз в форме актов терроризма [11, с.68]. Свобода выбора иного поведения в данной ситуации существует, но она крайне ограничена, так как выбор иного поведения почти неизбежно приводит к жертвам – лиц, вверенных субъекту поведения, действующему от имени государства [12, с.136]. Необходимо заметить, что применение военным кораблем оружия может осуществляться только в целях самообороны в ответ на применение оружия террористами, а также для пресечения акта терроризма [13, с.85].
Ю. С. Ромашев считает, что важная роль в борьбе с актами терроризма на море отводится правовым мерам, которые в целом предусматривают комплекс специальных внутригосударственных мер уголовно-правового, уголовно-процессуального, административно-правового характера, а также международно-правовых мер, включающих в себя заключение международных договоров самого различного уровня. От эффективности указанных мер напрямую зависит результативность этой борьбы в целом. Правовые меры, прежде всего, должны быть направлены на создание условий, позволяющих устранять, нейтрализовать причины совершения этих незаконных актов. Если нет возможности предупредить эти преступления, то на их пресечение [14, с.91].
По данным Международного бюро по судоходству и мореплаванию, в 2008 г. в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 – в 2007 г.), еще 46 кораблей были обстреляны. В целом пираты применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 раза годом ранее), 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 году было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 году – 263). 
Наибольшую активность развили пираты, промышляющие в водах Сомали и Аденского залива, на их счету 111 инцидентов. Впервые в истории судоходства пираты захватили крупный танкер и судно, груженое танками. Сомалийские пираты атаковали все типы судов, в том числе передвигавшиеся с большой скоростью. Кроме того, пираты были намного лучше подготовлены и оснащены, чем в предыдущие годы. Второе наиболее опасное место – побережье Нигерии (40 инцидентов). В числе традиционно опасных мест также остаются территориальные воды Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре. В то же время снизилась пиратская активность в водах Индонезии (в 2008 г. были 28 инцидентов против 121 в 2003 г.) и в Малаккском проливе (два против семи инцидентов в 2007 г.). 
Однако эта статистика учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Многие исследователи отмечают, что де-факто в подобные отчеты попадает не более 10–20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные. Это объясняется следующими причинами: во-первых, у них нет уверенности в том, что власти смогут более эффективно решить эту проблему (с учетом того, что операционная стоимость одного дня плавания корабля с грузом составляет $10 тыс. и более, быстрее и дешевле договориться с пиратами); во-вторых, сообщение о захвате пиратами корабля автоматически приводит к росту стоимости страховок: по оценкам консалтинговой фирмы BGN Risk, пираты Сомали увеличили стоимость страховки для корабля с $500 в 2007 г. до $20 тыс. в 2008-м. Кроме того, страховщики и контрагенты могут потребовать оснащения судов более современными двигателями, системами пассивной обороны и пр.; в-третьих, пострадавшая компания-судовладелец приобретает негативный имидж, и клиенты опасаются вести с ней дела. 
По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:
1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность – от 8–10 тысяч человек по всему миру.
2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность – около 300 тысяч человек по всему миру.
3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал — пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год [6, с.142].
Большинство атак совершается в ночное время, когда на вахте стоит минимальное число моряков и скорость кораблей ниже обычной. Типы атак также различаются. В первом случае пираты просто высаживаются на корабль, очищают корабельный сейф и кошельки команды, после чего скрываются. Обычный улов, получаемый в результате подобной операции, составляет примерно $20 тыс. 
Второй тип атаки подразумевает хищение не только денег, но и грузов. В одних случаях пираты просто перегружают товары на свои суда; иногда эта операция требует швартовки в пиратской гавани; иногда захваченное судно пригоняется в какой-либо порт, где у пиратов имеются соответствующие связи, где груз продается местным покупателям. Доходность подобных операций намного выше, стоимость грузов, распродаваемых по демпинговым ценам, может достигать нескольких сот тысяч долларов. 
В третьем случае пираты задерживают корабль с грузом, берут его команду и пассажиров в заложники, после чего требуют выкуп у судовладельца. Размеры выкупа также варьируются и не разглашаются, однако были сообщения, что он может достигать нескольких миллионов долларов. Именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии
Реальные потери мировой экономики в результате действий пиратов оценить крайне сложно. В 2006 г. Всемирный Банк (World Bank) пришел к выводу, что годовой ущерб от деятельности пиратов составляет $10–20 млрд. 
География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережье Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Самыми «пиратскими» являются побережья Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг – Макао – Китай). 
В Китае, Сомали, на Филиппинах и в Сьерра-Леоне пиратство имеет в определенной степени квазиофициальную природу (скрытая поддержка пиратства властями): 
– в Китае – вследствие неофициальной экспансии притязаний КНР и стремления китайского руководства утвердить территориальный суверенитет Китая в спорных районах, богатых минеральными ресурсами, в том числе  нефтью и природным газом; 
– на Филиппинах – не в последнюю очередь из-за нищенских заработков морских офицеров, которые не прочь заняться рэкетом; 
- в Сомали, где с 1991 г. фактически отсутствует центральное правительство, пиратством откровенно занимается служба береговой охраны, и торговые суда вынуждены держаться не ближе 50 миль от побережья Сомали.
Большинство нападений пиратов происходит у восточного побережья Африки у берегов Сомали и Аденского залива. Залив имеет важное экономическое значение, так как через него проходит путь транспортировки нефти из Персидского залива в Европу. Проблема пиратства обострилась здесь в начале XXI в., когда человечество вновь оказалось беззащитным против морских разбойников. Возрождение «нового пиратства» связано с глобальными технологическими, экономическими и политическими процессами. 
Приведем карту морских пиратских нападений в мире за 2007 и 2008 годы, которые наглядно иллюстрируют ситуацию с развитием пиратства в мире.
2007 год:
 


2008 год:
 

Отличительной особенностью современного пиратства является то, что чаще всего, фактически в 72% случаев, нападения на суда происходят во время их нахождения в территориальных водах или акватории порта. На этом факте основываются подозрения, что портовые служащие, морская охранная и патрульная служба часто связаны с преступным бизнесом.
Характерно, что в относительно благополучных азиатских странах, таких как Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур, где закон работает, а береговая охрана профессионально тренирована и относительно хорошо оплачивается, случаев пиратства значительно меньше. От пиратства особенно страдает Сингапур, с его крупнейшим портом в мире, находящимся на полпути с Ближнего Востока в Северную Азию.
Случается, что суда предпочитают миновать Индонезию, обходя ее с юга, и Сингапур на этом теряет большие доходы. Окольные пути обходятся дороже и транспортникам, но не столь значительно, как потеря груза. Поэтому Сингапур вкладывает огромные ресурсы в поддержание порядка в своих водах силами хорошо оснащенной и тренированной береговой службы.
Традиционное пиратство, т.е. в открытом море, занимает в общей статистике небольшое место, но случается. Правда, выходя на дело, нынешние флибустьеры не поднимают паруса, а заводят моторы современных быстроходных катеров. По сообщениям, нападающие бывают обычно в масках, обмундированы в военную форму и оснащены современным оружием регулярной армии. Так сказать "социальный состав" современных пиратов очень разнообразен - от азиатской мафии и различного рода преступников до просто рыбаков, промышляющих браконьерством, и иногда береговой охраны, ответственной за безопасность судов. Нередко пиратские группировки владеют небольшим флотом, куда в различных портах мира набирают команду из порой ничего не подозревающих безработных матросов. Как правило, небольшие пиратские команды являются составной частью организованных синдикатов, заправилы которых находятся в Сингапуре, Индонезии, Гонконге и Китае [3, с.18].
В XXI в. пираты оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков ныне торговые и пассажирские суда практически беззащитны. Их экипажи не имеют оружия, в лучшем случае пистолет есть у капитана. Уменьшилась и численность экипажей: если в 1950-е гг. среднестатистическим танкером управляла команда из 40–50 человек, то ныне – из 15–20. Разработаны технологии, которые позволяют отбивать нападения пиратов с помощью нелетального оружия, однако подобные инновации очень дороги, и немногие судовладельцы могут их себе позволить. Иногда команды пытаются отбивать нападения с помощью водометов, но риск очень велик – пираты часто отвечают на это огнем из пулеметов и гранатометов. Многие судовладельцы особо инструктируют капитанов, рекомендуя им не оказывать сопротивления пиратам, в противном случае пиратский абордаж может закончиться гибелью всех членов экипажа и уничтожением корабля. 
Параллельно с этим уменьшались силы, призванные противодействовать пиратству. В мире не существует сил, специализирующихся на решении этой задачи. Военные флоты имеют другую задачу: они отвечают за оборону государства и могут быть привлечены к действиям против пиратов лишь в исключительных случаях. Тем не менее показательно, что новый всплеск активности пиратов был отмечен в середине 1990-х гг. Одной из причин этого называется окончание холодной войны. Советские военные корабли, которые курсировали в Атлантике, Тихом и Индийском океанах, самим своим присутствием отпугивая потенциальных морских грабителей, вернулись на базы. В свою очередь, присутствие бывших противников советского ВМФ – флотов США, Великобритании и пр. значительно уменьшилось. К примеру, в Индийском океане в 1998 г. находилось наполовину меньше военных кораблей США, чем в 1991 г. 
Многие государства контролируют ситуацию в своих территориальных водах лишь формально. Ярким примером является Сомали, у которого полностью отсутствует военно-морской флот. Поэтому в водах Сомали пираты могут чувствовать себя в полной безопасности. 
Проведение операций по освобождению захваченных пиратами кораблей для современных военных моряков задача достаточно сложная, прежде всего в политическом плане. Всегда высок риск ошибки: легко можно спутать мирную рыбацкую лодку с пиратским судном и обстрелять ее. Политические последствия этого могут быть крайне неприятными. Проблема усугубляется еще и тем, что международная правовая база борьбы с пиратством не отрегулирована до сих пор как на международном, так и на государственном уровне.
 
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ АКТАМИ ПРОТИВ СУДОХОДСТВА 

2.1. Международно-правовые проблемы борьбы с незаконными актами против судоходства на современном этапе

На протяжении многих лет пиратство рассматривается как преступление международного характера и представляет особую опасность для гражданского судоходства. Мировое сообщество предпринимало немало попыток дать определение пиратства и закрепить его законодательно как преступление, но, в связи с тем, что разные государства преследуют различные цели, прийти к единой трактовке этого деяния не смогло. Определение пиратство получило правовое закрепление в основном в двусторонних международных договорах и законодательстве отдельных государств. В большинстве же прибрежных государств и сейчас подобные деяния квалифицируются по самым различным статьям национального уголовного законодательства. 
В международном морском праве понятие пиратства рассматривается как морской разбой (от греч. peirates и лат. pirata) - противоправные насильственные действия, совершаемые пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства [7, с.16]. 
Как преступление международного характера пиратство определяется положениями Конвенции ООН 1958 года об открытом море и Конвенции ООН 1982 года по морскому праву. В соответствии со статьей 15 Конвенции 1958 года и статьей 101 Конвенции 1982 года, пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. Также пиратством является: любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению указанных выше действий. Важно отметить, что с принятием указанных конвенций обычные нормы о пиратстве не утратили своего значения. 
Определение пиратства в соответствии с Конвенциями 1958 и 1982 годов признано большинством государств мира и нашло отражение в уголовном законодательстве многих государств. Пиратство как преступление впервые закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации с 1 января 1997 года. В статьях УК РФ указаны его состав, вид и размер наказания за данное преступление. Однако существуют различия в определенных признаках пиратства, предусмотренных российским законодательством и признаках пиратства по международному праву.
Международное право выделяет пиратство в отдельный вид преступлений, предусматривая его особенный состав. Мотивы и цели их совершения явно носят не политический характер [27, с.48].
Стремительный рост числа актов пиратства указывает на то, что меры, принимаемые мировым сообществом по борьбе с этими преступлениями, в том числе и в правовой сфере, являются еще недостаточно эффективными. Торговые суда государств продолжают становиться легкой наживой пиратов, преступные группы которых не столь хорошо вооружены. Важно отметить и тот факт, что даже присутствие военно-морских сил государств в регионах наибольшего распространения пиратства не устраняют попытки нападений на суда. В результате этого суда, находящиеся в районах с повышенной активностью пиратов, не могут защитить себя от их нападений. Но это не основные причины и условия, детерминирующие пиратство.
Основными причинами возникновения и продолжения пиратской деятельности являются социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в жизни прибрежных государств. Недостаточная эффективность мер по борьбе с пиратской деятельностью в пределах своей сухопутной территории приводит к увеличению количества нападений и усилению преступных группировок, выход их на более высокий технический уровень. Мировое сообщество, осознав эту причину, начало оказание как материальной, так и консультационной помощи прибрежным государствам, которые изъявили желание усилить борьбу с преступными группировками на своей сухопутной и морской территории. Постановка вопроса о международно-правовой ответственности прибрежных государств, не предпринимающих усилий в борьбе с актами пиратства и вооруженного грабежа против иностранных судов, совершаемыми их гражданами, могла бы «подстегнуть» правительства к принятию более эффективных мер. Однако непринятие таких мер обусловлено боязнью мирового сообщества того, что ущерб от введения санкций может быть большим и нанести значительный экономический ущерб большинству третьих государств, зависящих от морских перевозок, чем несут государства в результате разграбления имущества и повреждения судов преступниками. Морские воды и порты этих прибрежных государств находятся в сфере интенсивных международных экономических отношений. Но не принятие таких мер ставит под угрозу безопасность гражданского судоходства от актов пиратства и вооруженного грабежа против судов и потворствует развитию пиратских формирований [36, с.54].
Государства с низким уровнем экономического развития не в состоянии осуществлять эффективные и широкомасштабные правоохранительные меры в отношении своих граждан, занимающихся пиратством, и в этом случае международное сотрудничество в данной области может принести ощутимый эффект. Обеспечение безопасности международного судоходства в таких районах должно осуществляться, в том числе, и в рамках мер, предпринимаемых мировым сообществом, по борьбе с актами терроризма на море.
Международное морское бюро (ММБ) выявило четыре вида нападений, имевших место в прошедшее десятилетие, которые отличались друг от друга главным образом по региону, где они совершались. Первый вид нападений характерен главным образом для Азии, где нападающие высаживаются на суда - причем, если им не оказывается сопротивления, силу они применяют в минимальных пределах - и забирают наличность из судового сейфа. Индия сообщила ИМО, что 90 процентов зарегистрированных инцидентов, которые имели место у индийского побережья, относилось к разряду мелких краж. Второй вид нападений, совершается в основном в Южной Америке или Западной Африке, где вооруженные банды нападают на суда, находящиеся у причала или на якорной стоянке. В этих случаях насилие применяется в значительной степени и целью захватчиков являются наличность, грузы, личные вещи, судовое оборудование, то есть практически все, что можно унести с собой. Третий вид нападений имеет место по преимуществу в Юго-Восточной Азии, где суда захватывают, похищая при этом весь груз либо вместе с ним и само судно. Членов команды иногда высаживают дрейфовать в лодках, выбрасывают за борт или убивают из огнестрельного оружия. Четвертый вид нападений характеризуется как вид, при котором нападение на море маскируется под действия военных или полицейских сил [20, с.137].
Недавнее исследование, проведенное ММБ, показывает, что общие потери судовладельцев от пиратства в открытом море составляют свыше 200 млн. долларов в год. Кроме того, не поддается учету утрата доверия к морским перевозкам в этих районах, к отдельным судовладельцам и как результат - их упущенная выгода.
Длительной время не существовало многостороннего международного соглашения, в котором бы государства дали общепризнанное определение пиратства и координировали методы борьбы с ним. Эти вопросы регламентировались двусторонними соглашениями, национальным законодательством отдельных государств и нормами международного обычного права, которые складывались на протяжении многих веков и далеко не всегда тождественно комментировались различными государственными деятелями, юристами и публицистами.
Как незаконный акт насилия против морского судоходства пиратство нашло свое конвенционное закрепление только в 1958 г. Как отмечалось выше, действующие правила Конвенции об открытом море, принятой на I конференции ООН по морскому праву в Женеве 29 апреля 1958 г., как и положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., уделяют достаточно много внимания пиратству. Его определение дано в ст. 15 Конвенции об открытом море и воспроизведено в ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный - в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства - против другого судна или летательного аппарата или против находящихся на борту лиц и имущества. Аналогично оценивается также подстрекательство к этому действию или соучастие в нем. Заметим, что в науке международного права распространено мнение о недостаточности такой оценки, поскольку пиратские действия, как и многие другие акты насилия против морского судоходства, могут быть обусловлены государственной санкцией и осуществляться судами, состоящими на государственной службе.
Приняв на себя по обеим Конвенциям обязательство сотрудничать в пресечении пиратства, государства предусмотрели универсальную юрисдикцию: право любого государства захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвенции 1958 г. и ст. 105 Конвенции 1982 г.). Обе конвенции рекомендуют компетентным судебным органам государства, в пределах которого совершен захват пиратского судна (летательного аппарата), осуществлять разбирательство актов пиратства и применять наказания на основе своего законодательства.
В литературе высказывается мнением о том, что сотрудничество государств и деятельность и органов, «направленные на расширение проблемы охраны человеческой жизни и имущества на море, выражается в разработке четырех основных групп документов: технических стандартов, которым должны удовлетворять современные морские суда и иные объекты; местных и международных правил, регулирующих безопасное плавание судов; правовых и технических норм, позволяющих наилучшим образом организовать поиск и спасение людей и имущества на море; технико-правовых условий и мероприятий по предотвращению загрязнения морской среды и уменьшению последствий аварийных разливов нефти и других вредных веществ».[21, с.83]
Соглашаясь с тем, что деятельность государств в указанной сфере представляет собой совокупность мероприятий технического, организационного, социального и правого характера, на наш взгляд, следует перегруппировать их порядок и указать, что первостепенными среди них являются меры социально-правовые, а именно: предотвращение незаконных актов, направляемых против мореплавания- пиратство и терроризм, морское мошенничество и незаконная торговля наркотиками, работорговля и радиопиратство.
Вопросы борьбы с незаконными актами против международного мореплавания на пороге XXI века приобретают все большую остроту и актуальность. Незаконные действия проявляются в различных формах, но общее у них одно - насилие, которое приводит к гибели людей и значительным материальным убыткам.
Мировое сообщество государств, в недрах которого уже давно копилось возмущение преступными деяниями, угрожающими безопасности морского судоходства, приступило к разработке международно-правовой базы для борьбы с этим злом. Началом этой работы послужил известный случай захвата осенью 1985 года шедшего из Египта итальянского судна «Акилле-Лауро». Жертвами инцидента стали австрийские граждане, составляющие большинство пассажиров судна. Был убит один из пассажиров - гражданин США.
По словам заместителя Генерального секретаря ООН С. Нандана, выступившего на открытии Римской конференции, «инцидент с «Акилла-Лауро» привлек внимание всего мира не только своей драматичностью и трагизмом, но и потому, что он показал, что терроризм стал угрозой для международного судоходства, тем самым, подвергая опасности мир и порядок на морях. Инцидент подчеркнул тот факт, что в международном морском праве имеется существенный пробел и что для международного сообщества пришло время заняться этой проблемой».[22, с.217]
Предложение о подготовке международного договора по борьбе с незаконными актами в отношении судов было передано в ИМО еще в ноябре 1986г. правительствами Австрии, Египта и Италии. На 58-ой сессии Совета в 1986г. был одобрен план проведения конференции по пресечению незаконных актов против безопасности морского судоходства. В марте 1988г. В Риме состоялась специальная конференция, организованная под эгидой ИМО. Кроме текстов конвенции и протокола, принятых в качестве основы для работы, Конференция рассмотрела документ Юридического комитета ИМО с его комментариями, а также ряд документов от правительств и заинтересованных организаций с комментариями, замечаниями и поправками к проектам. Участникам Римского форума всего за 10 рабочих дней удалось рассмотреть, 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2918
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba