СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку, набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. [4]
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [5].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [5].
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [16].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.
Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.
Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.
Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентиры. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой.
Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников, педагоги обнаружат духовные ценности и предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий «ценность» и «цена», разведем эти понятия на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене [10].
В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”. Их настолько много, что по мнению Н.Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них.
Далее рассмотрим и сопоставим позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей, наиболее подробно остановившись на вопросах ценностных представлений молодежи.
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и [8] вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.) [10]
Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. [5]
Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей. [27]
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.
Якобсон П.М., [28] выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.
Наиболее интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
1.2. Креативность как личностная характеристика
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству [14]
Теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.
Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.
Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.
Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска.
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека: креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская), надситуативная активность (В. А. Петровский).
Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности».[8]
Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Творческий потенциал - это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом». [21]
В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.
Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности. [3]
В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.
При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.
Оптимальным для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности. [8]
Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений - желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.
Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач. Другие авторы считают, что креативность - черта личности. Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая - нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи.
Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом.
Один из главных факторов креативности - мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.
Эдвард Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.
Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.
Эллен Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение - бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточиться на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.
Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, считающим, что люди могут научиться быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность - качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды. [15]
А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.
Представители психоанализа: К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.
Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.
Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [8]
Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа - дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность к продуцированию различных идей; оригинальность - способность отвечать нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Е. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.
Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
Первый состоит в том, что как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаун, А. Олах и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных ситуациях. [18]
Во втором подходе к изучению творческих способностей рассматривается, что творческая способность (креативность) как самостоятельный фактор, не зависит от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Губер и др.). В более мягком его варианте признается, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Третий подход к изучению творческих способностей состоит в предположении, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы психической активности нет (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).
М. Рорбах исследует креативность на материале творческого мышления. Он подчеркивает возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения, саморазвития новых психологических качеств человека. Но еще более важным М. Рорбах считает взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «…личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена. Вне этого диалога не может быть продуктивного творческого акта» Итак, позиция человека по отношению к окружающей реальности важнее любых его качеств. [19]
Таким образом, креативность - это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность. В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст. Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. [23]
Выводы по первой главе
Креативность - это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить: вербальную креативность, образную креативность,отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие студенты 3- 5 курсов БГПУ. Разных факультетов. В возрасте 23- 26 лет в количестве 25 человек.
Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование проводили в отдельном помещении и в отсутствии посторонних.
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех
Для реализации цели исследования, составлена программа, состоящая из 4 этапов:
1 этап исследование ценностных ориентаций у молодежи;
2 этап - исследование уровня креативности у молодежи;
3 этап – выявление взаимосвязи между уровнем креативности и особенностями ценностных ориенатаций;
4 этап – формулирование выводов;
В исследовании использованы следующие методики (см.приложение №1). Для исследования особенностей ценностных ориентации:
Методика №1
Методика Ценностные ориентации (М.Рокич)
Назначение теста
М.Рокич различает два класса ценностей:
• терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
• инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика №2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)
Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье
Назначение
Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Для диагностики уровня креативности, использовали методику Методика №3 «Диагностика кретивности» автор Туник
Методика является субтестом набора креативных тестов Вильямса (САР) и предназначена для изучения креативности личности.
Под термином креативность понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро, иногда нетипичным образом, разрешать разрешать различные проблемные ситуации.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.
Данная методика предназначена для оценки личностно-индивидуальных креативных характеристик и в спайке с соответствующими когнитивными тестами может использоваться для изучения творческих способностей человека.
Данное качества особенно необходимо в видах деятельности, требующих находчивости, поиска новых путей решения как теоретических, так и практических задач.
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
Наиболее часто участники называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности: «стабильной зарплаты» и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти и другие называемые ценности в своем большинстве носили сугубо индивидуальный характер. В то же время часть исследуемых декларировала значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье детей и вну¬ков. Последнюю группу, наряду со стабильностью и «порядком», можно обозначить также как традиционные, консервативные ценности. В исследовании участники не продемонстрировали какого-либо интереса к таким либеральным ценностям, как свобода, демократия, права человека, терпимость, уважение к иному мнению, независимость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и т.п. (см.приложение №2)
Структура ценностных представлений выглядит следующим образом: позиция «иметь интересную работу» вышла на 1-е место, на 2-м – «иметь надежных друзей, много общаться», на 3-м – «жить для себя и своей семьи». Эта тенденция хорошо согласуется с результатами, полученными по методике Рокича. Семья объективно выступает в роли «буфера», защищающего юношу от противоречивых влияний современного общества. В структуре жизненных перспектив можно выделить отчетливые противопоставления: с одной стороны, «иметь много денег, ни в чем не нуждаться», «отдых и развлечения» и, с другой стороны, «быть полезным для людей, работать для общества». В будущем ребята собираются активно заниматься спортом. На жизненные перспективы влияет уровень удовлетворенности жизнью. Наименее удовлетворены студенты своей учебой.
Таблица 1
Результаты исследований иерархии ценностей по методике М. Рокича
Иерархия ценностей
Группа от 23 до 24 лет Группа от 25 до 26 лет
здоровье
деньги
любовь
работа
семья
друзья
свобода
развлечения здоровье
семья
работа
деньги
друзья
любовь
развлечения
свобода
Результаты по методике №2
1. Приятное времяпрепровождение, отдых;
2. Высокое материальное благосостояние;
3. Поиск и наслаждение прекрасным;
4. Помощь и милосердие к другим людям;
5. Любовь;
6. Познание нового в мире, природе, человеке;
7. Высокий социальный статус и управление людьми;
8. Признание и уважение людей, и влияние на окружающих;
9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
10. Общение;
11. Здоровье.
Рис.1 Соотношение структурных компонентов ценностей у молодежи 23 – 26 лет
По данной методике, выявили, что в системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как творчество, счастливая семейная жизнь, кра¬сота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия терминальных ценностей характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и про¬дуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.
Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. цен¬ностей-средств) характеризуется большей ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.
Социальные притязания (на образование и должность) юношей характеризуются очень высоким уровнем. В сочетании с другими данными это свидетельствует о сформированности у них престижно-прагматической ориентации. Причем, чем выше уровень образовательных притязаний, тем выше прогнозы интересной работы, чтения книг, посещения театров, духовного развития и нравственного самосовершенствования, а чем выше уровень должностных притязаний, тем выше прогноз материального достатка, «наличия руководящей должности», ценностной ориентации «иметь много денег, ни в чем не нуждаться». От будущей профессии юноши ожидают самореализации и хорошей оплаты труда.
2.3. Результаты исследования креативности
Креативный человек - это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и в самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью. Такой механизм саморегуляции нередко называют рефлексивным.
В ходе эксперимента, было обнаружено, что при заполнении бланков с ответами, молодые люди не стремились к активному поиску с помощью которых возможна регуляция интеллектуальной деятельности, т. е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели.
Выбор пути к обнаружению неизвестного, определение промежуточных целей и вопросов составляет стратегию поиска (О. К. Тихомиров). Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый структурный компонент общей одаренности, обеспечивающий возможности более быстрого достижения решений.
Выявлено, что для большинства молодежи, характерна специфическая система критериев выбора и саморегуляции. В творческом процессе акцент делается не на выборе, а на критериях, посредством которых такой выбор становится возможным и, следовательно, реальна эффективная саморегуляция, как последовательность регулятивных актов.
Рис. 2 уровень компонентов креативности
Таким образом, самый высокий компонент креативности у молодежи это склонность к риску, т.е. субъект, любит отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
Склонность к риску, предполагает ,что субъект:
- ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить;
- допускает для себя возможность ошибок и провалов;
- любит изучать новые вещи или идеи и не поддаётся чужому мнению;
- не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители варажают своё неодобрение, предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получиться.
Показатель воображения, самый низкий, это говорит о низком уровне мечтательности, молодежь не любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался, видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; не испытывают удивление по поводу различных идей и событий. (см.приложение №3)
Таким образом, общий уровень креативности у молодежи находится на уровне выше среднего:
Рис. 3. Общий уровень креативности у молодежи
Стремление к значимости креативности у испытуемых очень маленькая, хотя, молодежь себя ценит и стремится к собственной значимости довольно активно, прежде всего это касается внешнего вида, поведения, общения, и других атрибутов молодежной субкультуры. Низкий уровень, можно объяснить не только началом самостоятельной жизни, первыми жизненными испытаниями, началом профессиональной карьеры. Не последнюю роль в этом процессе играет переход из молодежной субкультуры во взрослую культуру.
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций
В данном параграфе, проведен сравнительный анализ и выявим взаимосвязь уровня креативности от особенностей ценностных ориентаций у молодежи, для этого воспользовались ранговой корреляцией Спирмена.
Продуктивность мыслительной деятельности, творчества, связана с тем, насколько хорошо организована у человека иерархия ценностей и насколько быстро и эффективно человек может переходить с одного уровня на другой.
Механизм перехода зависит от степени развития уровней рефлексии. На начальном этапе выполнения конкретной мыслительной деятельности (операционный уровень) субъект просто сличает прогноз и результат, не вдаваясь в подробности, т. е. выполняет репродуктивную деятельность, которая нередко заводит в "тупик". В такой ситуации эффективность творческой деятельности связана с выбором средств деятельности и принятием решений. В способности принимать решения, делать выбор выражается регуляторная функция творческого мышления, его самоорганизация.
Ценностные ориентации, влияя на выбор стратегии деятельности, входит также составной частью в когнитивный механизм принятия решений. Этот механизм состоит в динамическом развитии критериев оценки ситуации в сторону их обобщения и сущностной дифференциации. Используемое при этом интегративное качество личности, входящее в структуру общей креативности, может быть названо интеллектуальной организованностью.
Для большей наглядности, представим результаты графически:
Рис. 4. Взаимосвязь ценностных ориентаций и уровня креативности у молодежи
Терминальные ценности, инструментальные ценности – взаимосвязь достоверна, ценностные ориентации –взаимосвязь на 5% уровне, жизненные ориентации –взаимосвязь не значима (см.приложение №4).
Как показывает рисунок, чем выше уровень инструментальных ценностей, тем ниже уровень креативности, это говорит, о том, что люди данной категории строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично, без творческого подхода. Для людей данной категории «время - это деньги».
У молодежи, с высоким уровнем терминальных ценностей, высокий уровень креативности, культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения.
Приведенные данные говорят о прагматичности юношей и уменьшении их ориентаций на духовные аспекты жизни. А чем ближе юноше интересы, заботы, тем чаще он прогнозирует в своей будущей жизни нравственное самосовершенствование, жизнь ради других людей.
Ценности в сфере потребностей (мечтаю, хочу, желаю) распределены следующим образом: благополучие, карьера, семья, саморазвитие, здоровье.
Высокий уровень данных ценностей, предполагает низкий уровень креативности.
В сфере личностных помыслов (должен, обязан, мой долг): карьера, саморазвитие, семья, благополучие - чем выше уровень данных ценностей, тем выше уровень креативности. В сфере целеобразования и целеполагания (моя цель, добиваюсь, стремлюсь) – высокий уровень креативности, хотя у 35 % - низкий уровень. В сфере личностного потенциала (могу, в состоянии, способен): саморазвитие, карьера, благополучие, здоровье, семья. В сфере компетентности (обучен, умею, имею навык) – средний уровень креативности.
В основном, ценности сбалансировано реализуются, т.е. согласованно выражены в креативности.
По результатам, можно сказать, что креативность влияет, на то, как оценивают свои действия (чисто инструментально, или наоборот, творчески) в качестве средств достижения цели.
Действительно, молодежь, становится более независимой и самостоятельной, уверенной в себе и своем предназначении, стремиться к профессиональному самосовершенствованию. В стремлении к значимости заметны и половые различия, так у мальчиков тенденция к значимости проявляется более сильно (6,55), чем у девушек (5,92). Это можно объяснить тем, что для мужчин стремление к собственной значимости через творческие достижения является важнейшей детерминантой всей их жизнедеятельности.
С ростом образования людей начинают все более ценить свою индивидуальность, личностные особенности.
В своем стремлении к творчеству молодые люди ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества. Так вот ориентация на ценности творчеств падает в период от 21 до 26 лет, а затем возрастает. В возрасте 21-26 лет молодые люди, прежде всего, заняты трудоустройством, освоением профессии, устройством быта и у них на первое место выходят ценности окружающего мира.
Взаимосвязи между ориентациями на творчество и уровень образования не выявлены.
Следующий компонент креативности, касается критериев, на которые чаще всего опираются творческие люди в своей деятельности, т. е. они чувствительны к собственностям мышления и чувствам, ценят юмор, умеют обобщать и доходить до сути, высказывают оригинальные идеи и интересные оценки. Молодые люди все более используют в своей жизнедеятельности творческие критерии выбора, чувствительны к юмору, шуткам, оригинальным идеям.
Творческая активность в познании и поведении проявляется в том, что молодые люди любят изобретать и придумывать, изучать что то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Роль рефлексии в творчестве очень трудно переоценить, она проявляется в самокритичности как себя, так и своего дела, в анализе происходящего, прогнозировании и антиципации, поиске цели и смысла жизни, критичности мышления. Но рефлексия, по нашим данным, у молодежи имеет средний уровень.
Характеризуя, в общем, развитие и формирование креативности и ценностных ориентаций, нужно отметить следующее:
В организации собственной деятельности и жизнедеятельности молодежи проявляется творческий подход и инициатива. Наиболее ярко проявила себя ориентация молодежи на терминальные ценности.
Здесь сказалась не просто ориентация молодежи на творчество в учебе, профессиональной деятельности и быту, но и попытка осознать, понять собственную деятельность. Гораздо меньше в процессе творчества для молодежи значимость собственной личности инструментальных ценностей, вероятно это связано с теми изменениями, которые сейчас происходят в нашей стране, т.е. прежде всего, важен результат.
Выводы по второй главе
В системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как творчество, счастливая семейная жизнь, кра¬сота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия терминальных ценностей характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.
Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств) характеризуется большей ориентаци¬ей на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.
Самый высокий компонент креативности у молодежи это склонность к риску, то есть, субъект, любит отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя воз
|