СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
рии народонаселения являются народонаселение, качество народонаселения, движение народонаселения, развитие народонаселения. Значение теории народонаселения состоит не только в том, что она раскрывает законы и закономерности развития народонаселения, но и в том, что создает методологические и познавательные предпосылки для разработки и проведения демографической политики.
Территориальная общность, социально-территориальная общность, пространственная форма жизнедеятельности населения, элемент территориальной структуры общества. Понятие «Территориальная общность» распространено в региональной социологии, географии населения, этносоциологии. Территориальная общность – социальная группа, возникающая вследствие проживания на общей территории. Ее составляют жители отдельного поселения или системы расселения. Формирования большинства территориальных общностей протекает спонтанно. Их скрепляют непосредственные и опосредованные взаимодействия людей: межличностное общение, совместное использование территории, ее природных ресурсов, инфраструктуры, а также совместный труд и общая система управления. Территориальной общности присущи многие элементы (социальные слои, институты) и отношения того общества, частью которого она является; чем крупнее Территориальная общность, тем полнее представлены в ней все его атрибуты. Иерархия территориальной общности может быть выстроена в соответствии с административно-территориальным устройством или циклами жизнедеятельности населения. Территориальные общности различных размеров являются субъектами социально-демографического воспроизводства населения, причем наибольшей целостностью обладают территориальные общности суточного цикла жизнедеятельности (например, население горных агломераций). В границах территориальной общности в основном заключен «брачный рынок», протекает трудовая деятельность населения, его профессиональное обучение, отдых, потребление материальных и духовных благ. Территориальная общность – носитель регионального самосознания, проявляющегося в пространственной идентификации населения (чувстве «малой родины»), территориальных интересах (представлениях о целях и путях развития территории). Региональное самосознание – результат совместного проживания в определенных социально-культурных, экономических и природных условиях; его выраженность зависит от длительности существования конкретной территориальной общности. Система территориальных общностей может служить основой социального районирования территории. Территориальная общность – важнейший объект территориального управления.
Снижение уровня жизни населения в период экономических преобразований, общая обстановка нестабильности, ощущение социальной незащищенности существенно сказались на демографической ситуации, во всей стране, но особенно на Дальнем Востоке .
Демографический кризис в России, истоки которого уходят к началу 1990-х годов, по мере углубления все больше переходит в разряд самых опасных угроз для будущего страны.
По прогнозу ООН, если не принять адекватных мер, то к 2050 году в России из нынешних 143 млн. в лучшем случае может остаться 113 млн. жителей. Особенно неблагоприятная демографическая ситуация складывается в восточных регионах страны.
И ситуация продолжает обостряться, что имеет далекоидущие негативные социально-экономические последствия не только для всей России.
Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику ее численности .
Изучение закономерностей развития населения невозможно без учета конкретной историко-социальной обстановки в той или иной стране или ее части. Поэтому анализ общих закономерностей развития населения должен проводиться в комплексе с анализом специфических черт развития населения той или иной страны (или ее части) и отдельных групп населения, выделенных по социальному, этническому или профессиональному признаку.
Объектом исследования является демографическая политика государства, направленная на выход из демографического кризиса.
Предметом исследования является экономические аспекты демографической политики.
Целью исследования является анализ экономических аспектов демографического исследования на примере города Москвы и Московской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать понятие и сущность демографической политики;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт регулирования демографических ситуаций;
- проанализировать основные мероприятия при осуществлении демографической политики;
- проанализировать демографическую ситуацию в Российской Федерации на современном этапе на примере Москвы и Московской области;
- проанализировать основные аспекты демографической ситуации влияющих на экономику страны в РФ на современном этапе на примере Москвы и Московской области;
- дать оценку демографического регулирования в РФ на современном этапе и актуальные проблемы при реализации демографической политики РФ;
- сформулировать предложения по совершенствованию системы реализации демографической политики в сфере здравоохранения, жилищного обеспечения и образования;
- дать рекомендации по совершенствованию законодательства в области демографического регулирования.
В России в последние годы ведутся достаточно продуктивные научные исследования по проблеме демографии России и связанной с ней тематике.
Появились новые монографии, коллективные сборники, статьи в этой области исследований, среди которых работы известных российских ученых: П. М. Глазовского, Я.М. Бергера, А.П. Дубнова, Н.Я. Бичурина, К.В. Елисеевой, И.А. Косыревой, В.Л. Соколиной, Ли Вей др.
В большинстве теоретических и эмпирических разработок российских ученых по проблемам демографического развития внимание также фокусируется, как правило, демографической политике нашей страны.
Несмотря на плодотворную разработку отечественными и зарубежными учеными теоретических и методологических основ данной проблемы и определенные успехи в практической ее реализации в некоторых странах и регионах, ряд проблем перехода к устойчивому развитию как на глобальном, так на региональном и локальном уровнях остаются нерешенными.
Недостаточно полно разработаны проблемы рационального стимулирования рождаемости в России, требуют решения вопросы оценки эффективности различных подходов, методов и инструментов такого стимулирования. Крайне мало внимания уделяется исследованию результатов демографической политики и анализа процессов происходящих в современности.
Структура работы состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теория и методология демографической политики
1.1. Понятие и сущность демографической политики
Часть социально-экономической политики государства – демографическая политика - направлена на управление процессом демографического развития страны и ее отдельных регионов, т. е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.
Управление демографическим развитием на национальном и региональном уровнях в самом общем виде может быть представлено как воздействие общества на демографические процессы с целью изменения их тенденций в наиболее оптимальном для общества направлении. Оно осуществляется с помощью последовательно проводимой демографической политики .
Необходимость управления демографическим развитием определяется, во-первых, необходимостью удовлетворения общественной потребности в воспроизводстве населения и его размещении по территории страны в масштабах и пропорциях, соответствующих перспективным целям и задачам социально-экономического развития общества.
Во-вторых, демографические процессы и их объективные социально-экономические детерминанты связаны опосредованно через сферу общественного и индивидуального сознания, преломляющую влияние условий жизнедеятельности на демографическое поведение населения. Роль управления сводится здесь к уменьшению возможного расхождения между целями индивидуального демографического поведения и целями демографического развития в целом. Наконец, в-третьих, целенаправленного воздействия требуют ситуационные проявления тенденций демографических процессов, приводящие к обострению демографической ситуации, как на национальном, так и на региональном уровне.
Несмотря на сложность управления демографическими процессами, объективная возможность такого управления существует в силу их социального характера.
Цели и средства демографической политики обусловлены конкретно-историческими условиями жизнедеятельности общества и иерархией его текущих, и перспективных целей.
Совокупность демографических процессов лишь одна из подсистем общества и ее развитие подчинено интересам и целям системы в целом. С этой точки зрения демографическое развитие страны и любого ее региона рассматривается в качестве фактора социально-демографического развития; а население - как конечная цель общественного развития, а отсюда - его существование и воспроизводство - как самостоятельная ценность для любого гуманистического общества. Таким образом, в рамках любой государственной политики, особенно демографической политики должны быть созданы условия для нормального развития воспроизводственных процессов. Нормальным же надо считать такое развитие, которое не может в перспективе привести к появлению и нарастанию депопуляционных явлений, деструктурированию населения.
Тесная связь демографических процессов с другими социальными процессами означает, что относительно бесконфликтное демографическое развитие возможно только при условии стабильного развития общества в целом. В этом смысле все меры социальной политики влияют в той или иной степени на демографические процессы, на их распределение во времени и в пространстве. Это, однако, не дает оснований относить к мерам демографической политики любые проявления социальной политики, влияющие прямо или косвенно на население. Демографическая политика выделяется в рамках социальной политики за счет специфической цели воздействия на демографические процессы, т. е. лишь на одну из сторон жизнедеятельности населения, и любые меры социальной политики могут быть отнесены к демографической политике только тогда, когда они соответствуют данной цели и предполагают получение некоторого ожидаемого эффекта. Со своей стороны и меры демографической политики могут оказать влияние на социально-экономические процессы. Это в первую очередь меры миграционной политики.
Таким образом, демографическая политика может быть определена как система общепринятых на уровне управления идей к концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и его социальные институты, соблюдая принципы, адекватные конкретно-историческим условиям, предполагают достижение установленных качественных и количественных целей демографического развития, соответствующих перспективным целям социально-экономического развития общества в целом.
В демографической политике можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: концепцию, цель, принципы проведения, меры достижения поставленной цели .
Концепция, положенная в основу демографической политики, должна соответствовать современным представлениям о закономерностях эволюции, воспроизводства и миграции населения и постоянно подвергаться пересмотру по мере познания таких закономерностей и накопления опыта управления их развитием. Для воздействия на конкретные демографические процессы могут быть сконструированы относительно самостоятельные схемы в рамках общей концепции, учитывающие специфику управляемого процесса, однако все они должны соответствовать одному условию: объединять в единую непротиворечивую систему принципы, цели и меры воздействия на объект управления.
Принципы проведения демографической политики, прежде всего, социальны и выражают природу общественного строя. Они динамичны по своему существу и совершенствуются по мере развития самого общества. В этом проявляется их связь с решаемыми обществом социальными задачами.
Первые признаки дифференцированной демографической политики - сами демографические процессы, в отношении которых осуществляется демографическая политика. Это политика в области рождаемости, смертности и средней продолжительности жизни, миграции. К политике, направленной на оптимизацию тенденций смертности и продолжительности жизни, относится: улучшение здоровья всех половозрастных групп населения, снижение смертности и максимально возможный в современных условиях рост продолжительности жизни.
Никакой целевой дифференциации ни по региональному, ни по этническому, ни по любому другому признаку эта политика не допускает. Дифференциация здесь возможна только в смысле выбора приоритетных, направлений воздействия в соответствии с региональной спецификой условий образа жизни населения и степенью остроты проблем в области здоровья и смертности: младенческая смертность, смертность трудоспособного населения, мужская сверхсмертность, травматизм, болезни системы кровообращения, рак, спид и т. п.; улучшение качества медицинской помощи, изменение существующей организации здравоохранения, обеспечение качественного водоснабжения, улучшение рациона питания и т.п.; наконец, меры, направленные на повышение санитарно-гигиенической культуры населения, распространение необходимой медицинской информации .
Очевидно, что многие из и направлений демографической политики тесно смыкаются с социальной политикой, носящей всеобщий характер. В этом еще одно проявление специфики демографической политики в области смертности, отрицающее возможность иной ее дифференциации.
Сложнее обстоит дело с демографической политики в области рождаемости. Именно ее в первую очередь касаются дискуссии о необходимости дифференцированного подхода к демографической политике, мотивированные значительной региональной (прежде всего этнической) дифференциацией типов репродуктивного поведения и уровнем рождаемости.
В регионах, где рождаемость ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, цель демографической политики ясна: создание условий для увеличения рождаемости до уровня, необходимого для преодоления депопуляции и обеспечения стабильного воспроизводства населения, уменьшение региональной неравномерности демографического развития .
В странах, где сохраняется высокая рождаемость, создают условия для более интенсивного ее снижения. Снижение рождаемости — процесс объективный и неизбежный, зависящий от темпов социально-экономического развития стран.
Единственный признак, по которому может дифференцироваться демографическая политика в области рождаемости - детность семей. Право государства на преимущественное стимулирование семей, детность которых соответствует общественно необходимой, не ущемляя прав других семей, очевидна и не подвергается сомнению ни в одной из стран, проводящих демографическую политику.
Миграционная политика по своей сути носит территориально-дифференцированный характер, что вытекает из сущности миграции как процесса изменения одной территориальной совокупности населения за счёт другой. Существуют и региональные различия в типах миграционных проблем: например, повышение приживаемости или, наоборот, увеличение мобильности населения. Цель миграционной политики в сравнении с другими направлениями демографическая политика имеет наиболее выраженный соподчиненный характер по отношению к социальным, экономическим и политическим целям государства. Она Может быть направлена и на Обеспечение территорий нового освоения трудовыми ресурсами, и на создание условий для формирования национальных кадров и на заселение приграничных районов и т. д.
Цель миграционной политики должна быть дифференцирована и по трем стадиям миграционного процесса: миграционной подвижности (способности к миграций), процессу переселений (собственно миграции) и приживаемости - в районах вселения (прежде всего адаптации). Возможна и дифференциация политики по видам миграции.
Оценка эффективности демографической политики требует выделения двух понятий: эффекта, то есть результата от некоторого воздействия на объект (в данном случае - количественного изменения совокупности или Структуры тех или иных демографических событий), и эффективности, то есть отношения полученного результата к произведенным затратам.
На уровне объекта управления (демографических процессов) применимы оба понятия. Эффект оценить проще посредством сопоставления достигнутых параметров демографической ситуации с нормативными — теми, которые должны были быть достигнуты к тому или иному сроку. Эффективность может быть оценена лишь косвенно—через оценку устойчивости и направленности тенденций демографического развития, которое формируется в рамках демографической политики. На уровне субъекта управления (государства и его институтов) необходима оценка прежде всего эффективности демографической политики по аналогии с определением экономической' эффективности, то есть эффективности затрат, а также оптимальности выбранной стратегии управления, адекватности методов воздействия и системы использованных для этого мер .
Понятия эффекта и эффективности должны быть применены и к оценке различных мер демографической политики, учитывая, что многие из них не дадут немедленного результата в силу известной инерционности демографических процессов. Эта инерционность определяется двояко: как инерционность, половозрастной структуры, которая формируется в результате длительного и часто разнонаправленного взаимодействия воспроизводства и миграции населения, и как инерционность демографического поведения, темпы эволюции которого измеряются периодами, равными длине поколений. По этой причине в структуре мер демографической политики приоритет должен быть отдан мерам, рассчитанным на изменение демографического поведения, таким образом на эффект, весьма отдаленный во времени от момента начала их проведения (или от момента начала их финансирования).
Напротив, меры прямого стимулирования (льготы, пособия, а также санкции) могут дать эффект довольно быстро и привести к такому изменению интенсивности демографических процессов, которое может внешне выглядеть как продвижение к намеченной цели. Опыт введения таких мер в ряде стран, однако, показывает, что полученный эффект оказывается кратковременным и по мере адаптация населения к ним быстро затухает, так как подобное воздействие не оказывает влияния на базовые демографические установки и ценности, регулирующие демографическое поведение.
Теперь рассмотрим понятие демографической ситуации. Это одно из фундаментальных понятий демографии развернутая характеристика воспроизводства населения по основным его структурным элементам (демографическим процессам) в его пространственной и временной определенности .
Независимо от уровня, на котором она рассматривается (национальном или региональном), существует во взаимодействии с другими социально-экономическими процессами. В демографической ситуации находит выражение диалектическое единство внутренних закономерностей процесса воспроизводства населения и их внешних детерминант — социально-экономических условий существования населения в их исторической обусловленности. Общая направленность детерминации показывает генеральные тенденции воспроизводства населения, его исторический тип и границы ситуационных колебаний параметров режима воспроизводства. Границы, колебаний в свою очередь находятся под воздействием временных изменений условий жизнедеятельности населения. Но, несмотря на временный характер, изменения могут весьма значительно влиять на интенсивность демографических процессов, численность и половозрастную структуру населения отдельных регионов на размещение населения по территории страны. Разделение двух видов тенденций в их совокупном влиянии на демографическую ситуацию — важное условие ее адекватной оценки, формирования представлений о тех пределах, в которых изменение демографической ситуации наиболее реально.
Инерционность демографических процессов и структур позволяет сопоставлять в динамике моментные характеристики демографической ситуации и по ним оценивать тенденции воспроизводства населения. На параметрах текущей демографической ситуации основывается демографическое и социально-экономическое прогнозирование, а также формулировка целей и задач демографической политики, выбор ее приоритетных направлений.
На региональном уровне миграция выступает вторым по значению после рождаемости источником, формирования населения, влияя на ход демографических процессов прямо, через изменения в численности и соотношениях отдельных половозрастных групп населения, главным образом, бракоспособных и репродуктивных контингентов. Роль миграции в формировании населения региона в значительной степени зависит от степени несоответствия между потребностью народного хозяйства в трудовых ресурсах и их наличием, а также от условий, способствующих или препятствующих закрёплению населения на данной территории .
Каждый из демографических процессов может быть оценен с помощью системы показателей, рассчитываемых на основе материалов переписей населения и данных текущего учета естественного и миграционного движения населения. Для анализа рождаемости используются как абсолютные, так и относительные показатели.
Оценка демографической ситуации не может быть, произведена лишь относительно объективных параметров демографических процессов и предполагает наличие критерия, внешнего по отношению к процессу воспроизводства, населения. В качестве такого критерия может быть принято научной обоснованное представление о типе Воспроизводства населения, отвечающем долгосрочным интересам общества, выраженным в перспективных целях и планах социально-экономического развития.
Степень удовлетворения потребности региона в населении определяется путем сопоставления двух прогнозов. Первый из них — нормативный — базируется на перспективном балансе трудовых ресурсов региона. Он позволяет определить необходимую численность трудовых ресурсов и параллельно общую численность населения региона. Второй прогноз основан на экстраполяции тенденций основных демографических процессов: рождаемости, смертности, миграции. Разность между необходимой и реально достижимой численностью населения и трудовых ресурсов представляет собой величину дефицита или излишка, который должен быть компенсирован миграцией. Возможность пополнения населения за счет миграции на региональном уровне тесно связана современной демографической ситуацией.
1.2. Отечественный и зарубежный опыт регулирования демографических ситуаций
Демографическая политика, проводимая на современном этапе в различных странах мира, преследует далеко не одинаковые цели как с точки зрения количественных, так и качественных характеристик населения .
В самой общей форме можно говорить о четырех ее типах.
1) Политика, направленная на увеличение численности коренного населения в промышленно развитых странах Западной Европы и Северной Америки.
2) Политика, направленная на сокращение темпов прироста населения и даже абсолютного снижения численности жителей целого ряда государств.
3) Поощрительная (пронаталистская) политика в странах с низкой плотностью населения на единицу территории и высоким ритмом рождаемости.
4) Политика, ставящая главной задачей стабилизацию численности населения, иными словами, политика стационарного оптимума населения.
Как свидетельствует мировой опыт, в промышленно развитых странах, стремящихся увеличить численность населения, преодолеть демографический кризис или, по крайней мере, сохранить в качественном и количественном отношении состав граждан своего государства, проводится система мероприятий по охране детства, расширяются заботы о матери и ребенке, вводятся ссуды для молодоженов, семейные пособия, разрабатывается специальная налоговая, миграционная и жилищная политика.
В странах с высокой плотностью населения и высокими темпами рождаемости (свыше 2,3% в год), как правило, проводится ограничительная политика народонаселения. Здесь планирование рождаемости возводится в ранг фундаментальной государственной политики.
Работа по контролю за рождаемостью принимает постоянный характер и получает правовую основу. Оптимальной становится двухдетная и даже однодетная семья. В основном желаемых результатов пытаются достичь путем запрещения ранних браков, разрешения абортов, пропаганды методов внутрисемейного планирования и предоставления необходимых медикаментов и медицинской помощи. В целом ряде случаев используется для этого миграционная политика, земельное законодательство и политика в области занятости.
В большинстве стран Азии и Африки, провозгласивших такие цели, достичь их оказалось крайне сложно из-за низкого культурно-образовательного уровня подавляющей части населения, ограниченных возможностей распространения информации, отсутствия необходимой финансовой базы, соответствующих специалистов, а нередко и из-за противодействия религиозных национально-культурных традиций, демографического потенциала поколений .
Как свидетельствует опыт Китайской Народной Республики, Индии и иных крупных государств Азии, политика такой ориентации оказалась малорезультативной и порой встречала активное неприятие. В конечном счете правительства вынуждены были пойти на уступки в области экономического, политического и миграционного воздействия на динамику рождаемости не только в сельских, но и городских районах.
Особую позицию по проблемам роста населения занимает большинство стран Латинской Америки. Значительная их часть считает свою территорию недонаселенной, а внешние акции, направленные на сокращение рождаемости, латиноамериканские государства часто рассматривают как иноземное вмешательство во внутреннюю демографическую политику, несовместимое с морально-этической и национальной традицией и экономическими интересами .
Вопрос об отрицательном воздействии высоких темпов роста населения на ритм увеличения национального продукта, базирующегося прежде всего на решающем воздействии на процесс экономического развития уровня капитальных вложений в отрыве от множества иных факторов, они считают малообоснованным как в конкретно-историческом плане, так и в технико-экономическом.
В экономических исследованиях ученых многих стран убедительно и неоднократно доказано, что производительность общественного труда определяется не одним каким-то фактором, а сложными противоречивыми процессами, включающими прямо противоположные моменты и тенденции.
Во-первых, при расширенном воспроизводстве населения продуктивность общественного труда может расти за счет структурных сдвигов и занятости рабочей силы между отраслями хозяйства.
Во-вторых, допустимо повышение общественной продуктивности труда под воздействием расширения внутреннего рынка, что делает более рентабельными крупные предприятия.
В-третьих, научно-технический прогресс захватил и страны "зависимого" капитализма, то есть растет объем знаний, за счет чего повышается отдача живого труда и в этих государствах.
В-четвертых, концентрация населения, которая происходит при его росте, также повышает продуктивность рабочей силы.
Экономическое развитие некоторых стран Латинской Америки за период 1950-1990 годов подтверждает зависимость более быстрого темпа роста валового внутреннего продукта и высокого ритма прироста населения (Бразилия, Мексика, Венесуэла и т. д.) по сравнению со странами с низкими демографическими показателями (Аргентина, Уругвай). Это доказывает, что быстрый рост населения, сопровождающийся структурными сдвигами в его занятости по отраслям экономики, ростом образовательного уровня, выступает важным фактором умножения валового внутреннего продукта, и прямо указывает на отсутствие фатальной корреляционной связи между высокими темпами роста населения и динамикой экономического развития и в последней трети нашего века в целом ряде стран с низкой плотностью населения на единицу общей территории, сельскохозяйственных и лесных угодий в частности.
Однако многие ученые считают необходимым стабилизировать численность населения земного шара, которая за последние 40 лет увеличилась более чем в два раза и сейчас составляет 5,3 млрд. человек. Если нынешние тенденции в динамике роста жителей нашей планеты сохранятся, то в 2025 году население достигнет 11 млрд. человек, то есть удвоится .
Как правило, сторонники «нулевого прироста» видят в увеличении численности населения главную причину таких явлений, как истощение природных ресурсов, неполная занятость, перенаселенность, антисанитарное состояние промышленных районов. Вместе с тем демографы, пропагандирующие эту политику, разъясняют и те нежелательные экономические последствия, которые могут произойти в результате стабилизации численности населения. Она может привести к сокращению спроса на многие товары, стало быть, к падению объемов производства, экономическому кризису. Кроме того, будет возрастать доля лиц пожилого возраста в общей численности населения, что явно увеличит «экономическую нагрузку» на работающее поколение.
Таким образом, цели, направления и методы демографический политики в различных странах неоднозначны и даже прямо противоположны. Они определяются уровнем экономического развития, территорией, ресурсами, этническим составом, уровнем культурного развития, мо-рально-этическими традициями того или иного государства.
1.4. Роль государства в решении демографических проблем
С позиции избранных критериев оценка демографической ситуации последних десятилетий в нашей стране была далека от оптимальной:
- снижение рождаемости на большей части территории страны до уровня, не обеспечивающего в перспективе простого замещения численности живущих поколений;
- длительная стабилизация уровней смертности и средней продолжительности жизни на уровне, не соответствующем основным социальным задачам нашего общества и значительно уступающем показателям, достигнутым в большинстве развитых стран мира;
- тенденции миграции, не соответствующие потребностям социально-экономического развития страны и отдельных регионов;
- низкая приживаемость новоселов;
- ухудшение, брачной ситуации и рост уровня разводимости.
К числу наиболее острых региональных проблем современной демографической ситуации относятся: крайне низкая рождаемость; деформированная в результате длительного интенсивного оттока населения половозрастная структура населения, препятствующая нормальному течению всех демографических; процессов; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, особенно сельского населения, приводящая к почти полному их отсутствию в возрастных группах старше 55—60 лет; высокая младенческая смертность и т.п.
Современную демографическую ситуацию в России определяют три основные проблемы.
Первая проблема заключается в том, что в конце ХХ века Россия вступила в длительную полосу депопуляции (сокращения численности населения): за 14 лет с 1992 по 2004г. естественная убыль населения составила 10,4 млн. человек, а общие потери в результате частичной миграционной компенсации - 4,85 млн. человек. Причем, процесс убыли населения с каждым годом набирает все большую скорость, что выводит Россию в «лидеры» среди государств с убывающим населением.
Вторая проблема связана с тем, что депопуляция вызвана не конъюнктурными временными факторами, а фундаментальными долгосрочными процессами, поэтому надежды на автоматический выход из нее по мере улучшения социально-экономической ситуации беспочвенны. Еще на рубеже 1970-х годов в стране сложились такие параметры воспроизводства населения, при которых поколения детей оказывались меньше поколения родителей. К настоящему времени родительские поколения замещаются детьми лишь на 60%.
Третья проблема определяется тем, что развитие депопуляции в России имеет существенные отличия от развитых европейских стран с убывающим населением. Она формируется, с одной стороны, в результате рождаемости, низкой даже на фоне этих стран: 1,35 (оценка суммарного коэффициента рождаемости за 2004г.) в России и 1,88 во Франции, 1,80 в Норвегии, 1,73 в Нидерландах, 1,71 в Великобритании, 1,65 в Швеции. Эти потери определяются не имеющими аналогов в европейском регионе уровнями смертности: в начале ХХI века Россия отстает по продолжительности жизни от десятки наиболее развитых стран мира (США, Бельгия, Канада, Норвегия и др.) на 15-19 лет для мужчин и на 7-12 лет для женщин.
Ни один из отечественных и зарубежных прогнозов, сделанных научно-исследовательскими коллективами или официальными структурами, не предусматривает возможности выхода из депопуляции в сложившихся демографических условиях. В случае сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности и отсутствия миграционного прироста численность населения России к началу 2025г. составит 122,0 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005г. на 21,4 млн. человек.
В действительности демографическая динамика в России может выглядеть значительно хуже, так как при отсутствии целенаправленной демографической политики весьма вероятно, что смертность не стабилизируется, а продолжит расти (до уровней продолжительности жизни мужчин 51,5 года, женщин 65,4 года) и одновременно будет происходить постепенный переход к однодетной модели семьи (до суммарного коэффициента рождаемости 1,18).
В этом случае численность населения России к началу 2025г. составит 113,9 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005г. на 29,5 млн. человек. По сравнению с вариантом сохранения нынешних уровней рождаемости и смертности численность населения страны к концу первой четверти XXI века окажется меньше на 8,1 млн. При этом основные различия проявятся после 2015г.
Проблемы демографического будущего России оказались в центре внимания Президента страны в его послании Федеральному Собранию: «… Успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем. Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на десять, а мужчины – на 16лет меньше, чем в странах Западной Европы. ...Еще одна общенациональная проблема – это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей. Рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов. Нельзя откладывать решение таких проблем. Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции, должны реализовываться одновременно. Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно стабилизировать численность российского населения» .
Резюмируя, следует подчеркнуть, что анализ демографической ситуации - это реальная картина, показывающая, что Россия уже многие годы находится в глубоком демографическом кризисе: рождаемость находится на самом низком уровне в мире (в числе еще 3-4 стран); растет и без того высокая смертность; сокращается, при том возрастающими темпами, численность населения и соответственно снижается доля страны в мировом населении; обезлюживаются геополитически важные территории, что может привести к их потере или увеличению хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов; к подрыву оборонной мощи государства и безопасности её граждан; к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов, террористов и др. Все это ведет к потере государством своего статуса и деградации его населения.
Именно поэтому, Россия нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста её населения.
Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.
Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек .
Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.
Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.
В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению .
Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.
Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2006 г. было отмечено, что демография является самой острой проблемой современной России. В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тыс. человек.
С 2007г. началась реализация основного направления программы - стимулирования повышения рождаемости, включающего комплекс мероприятий, которые должны привести к повышению суммарного показателя рождаемости (число рождений в год на тысячу человек) до целевого уровня 1,65-1,7, а также рождению в 2010-2014гг. дополнительно 300-320 тыс. детей по сравнению с соответствующим показателем 2005г.
Увеличение детских пособий и выплат улучшает материальное положение семей с детьми, позволит матерям в полной мере использовать отпуск по уходу за ребенком. Увеличение выплат по уходу за вторым ребенком и пособий для работающих женщин до 40% заработной платы позволяет семьям принять решения о рождении двух и более детей, компенсация расходов на дошкольное воспитание позволит работающим женщинам своевременно возвращаться к нормальной трудовой деятельности, избавив от выбора между карьерой и рождением ребенка .
Принимаемые меры позволяют повысить коэффициент рождаемости с 10,2 на тысячу человек в 2005г. до 11,1-11,4 на тысячу человек в 2009г.
Важным фактором повышения уровня жизни детей является также увеличение пособий на содержание ребенка в приемной семье. Такая мера позволит повысить долю детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, с 68% в 2005г. до 72% в 2008г. Только в 2007г. 80 тысяч детей-сирот найдут свою новую семью.
Помимо комплексной программы по повышению рождаемости за счет федерального бюджета реализуется также ряд программ, направленных на снижение смертности. Наиболее частыми причинами смерти в трудоспособном возрасте являются сердечно-сосудистые заболевания, заболевания социального характера, злоупотребление алкоголем, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства. На борьбу с этими причинами направлены федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 гг.» и «Повышение безопасности дорожного движения».
Начиная с 2007г. за счет средств федерального бюджета реализованы меры по стимулированию миграционного замещения естественной убыли населения. На реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2007г. выделено 4,6 млрд. руб.
Объявление 2008г. Годом семьи - последовательный шаг в демографической и социальной политике государства, тесно связанный с экономическим развитием России. Руководство страны основную ставку делает на развитие человеческого потенциала, и обращение к проблемам демографии одновременно с активизацией работы по приоритетным национальным проектам неслучайно .
Программа проведения Года семьи является логическим продолжением и развитием программы Года ребенка. Оргкомитет программы предложил целый комплекс мер социально-экономического характера, включая выплату различных денежных пособий, а также множество различных мероприятий в сфере здравоохранения, образования и досуга граждан.
Во многих регионах такие мероприятия проведятся: в частности, в Вологодской области прошел областной фестиваль «Семейный лад», в котором приняли участие 32 семьи из 28 районов и округов области. Ряд субъектов установили собственные награды и знаки отличия: «Материнская слава», «Медаль материнства». В Мурманской области создана Ассоциация содействия одиноким отцам. Кстати, во многих регионах предлагается учредить награду «За родительское отличие» - не только для матерей, но и для отцов.
Существуют замечательные издательские проекты, в том числе по воссозданию «Библиотеки молодой семьи». Свои программы есть и у творческих союзов и спортивных организаций, например у «Спортивной России», возглавляемой Ириной Родниной, у организаций, объединяющих любителей животных, в частности Российской кинологической федерации. 23 февраля 2008г. прошла крупнейшая в Европе выставка собак «Евразия» под знаком Года семьи. В программу регионального телевидения вошли передачи с семейными конкурсами и спортивными соревнованиями. В рамках Года семьи планируется создание новых детских и семейных кинофильмов, выход новых телепередач для детей, большое внимание будет уделено развитию социальной рекламы, ее примеры уже можно видеть на федеральных каналах.
Глава 2. Анализ демографической ситуации влияние их на экономику
2.1. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации на современном этапе
Демографический спад, обострившийся в России в период экономических реформ, затронул и Москву. Сокращение численности постоянного населения столицы наблюдалось уже с начала 1990-х гг. и стабилизировалось только после 1997г. На уровне 8,5 млн. чел. Итоги переписи 2002 г. показали, что население Москвы увеличилось и достигло 10,4 млн. чел., что превышало оценку численности населения по данным Мосгорстата в предшествующие годы .
В период 2004—2008 гг. общая численность постоянного населения города Москвы постепенно увеличивалась: ежегодно на несколько десятых долей процента, главным образом, за счет миграционного притока из других регионов и стран СНГ. Официальный прогноз дальнейшего развития демографической ситуации в городе, указывает на продолжение устойчивой тенденции постепенного увеличения общей численности постоянного населения Москвы с темпами роста в пределах 0,1—0,2% в год.
Есть основания полагать, что главным образом рост численности постоянного населения Москвы будет происходить за счет дальнейшего сокращения естественной убыли населения в результате увеличения уровня рождаемости и снижения младенческой смертности. При этом ожидается, что рождаемость будет расти благодаря реализации национального проекта стимулирования рождаемости в стране.
Динамика общей численности постоянного населения города Москвы определяется основными демографическими показателями, в т. ч. такими как рождаемость, смертность, естественная убыль населения, число браков и разводов, а также миграция.
Рождаемость
Уровень рождаемости в Москве на протяжении последних лет оставался относительно низким. Одна из основных причин — существенные социально-экономические изменения, произошедшие в обществе в последние годы. С одной стороны, многие молодые семьи, не имеющие достаточного материального положения и возможности приобрести/снять отдельную жилую площадь, зачастую откладывают рождение ребенка «на потом» .
С другой, — как и в развитых западных странах, значительная часть наиболее адаптированной к современным рыночным условиям московской молодежи, считающая своими главными приоритетами в жизни получение высшего образования и быстрый карьерный рост, также откладывает на длительный период времени создание семьи и рождение детей.
Тем не менее, в последние пять лет рождаемость в Москве растет. Следует отметить, что по данным социологических опросов рост рождаемости в Москве был связан в основном с улучшением общей экономической ситуации, ростом реальных доходов населения и большей уверенностью молодых семей в завтрашнем дне, и, начиная с 2007 г., также с дополнительной мотивацией, созданной благодаря реализации национального проекта стимулирования рождаемости путем выплаты т. н. «материнского капитала».
За последние пять лет в Москве общий показатель смертности населения уменьшился на 8,5%. Этот результат был достигнут благодаря специальным мерам Правительства города, направленным на повышение качества бесплатного медицинского обслуживания людей пожилого возраста, в том числе и амбулаторного. В дальнейшем работа в этом направлении будет продолжена, особенно в плане реализации мероприятий по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, которые являются наиболее распространенной причиной смертности людей старших возрастных групп, в том числе и в трудоспособном возрасте.
Однако в дальнейшем существенного снижения показателя смертности в Москве специалисты все же не ожидают вследствие высокой доли людей преклонного возраста, которые составляют основную группу риска среди больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями .
Кроме того, к безусловным достижениям в сфере здравоохранения и проводимых Правительством мер по социальной защите малоимущих слоев населения столицы следует также отнести значительное снижение уровня младенческой смертности в Москве. В предстоящие годы ожидается дальнейшее снижение уровня младенческой смертности в городе благодаря целенаправленным мерам Правительства Москвы по улучшению материально-технической базы родильных домов, приобретению нового оборудования для
|