СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава 1. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Законодательная регламентация порядка допроса несовершеннолетних свидетелей
По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет. В этот период законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, опекуны, попечители и другие законные представители.
Говоря о регламентации порядка допроса несовершеннолетних свидетелей, следует отметить, что допрос как одно и следственных действий является наиболее психологически сложным. Особенно если в допросе участвую лица, не достигшие совершеннолетия. Психологические особенности проведения допроса с несовершеннолетними обусловлены личностными особенностями свидетеля и следователя, особенностями общения, психического взаимодействием между ними. Все это в совокупности и составляет характер допроса.
В.Ю. Дорофеева определяет цель допроса как «получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу» . В случаях, когда в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний, получение таких сведений осложняется.
В современном российском законодательстве, в соответствующей главе УПК РФ (Глава 50) подробно описываются гарантии и порядок допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. В тоже время вопросу регламентации порядка допроса несовершеннолетних свидетелей не уделено должного внимания. При этом те условия, которые должны быть соблюдены при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не обязательны при допросе несовершеннолетнего свидетеля.
В статьях 191, 280, 425 УПК РФ закреплены правила производства допроса несовершеннолетних лиц.
Введение законодателем статей 191 и 280 УПК РФ позволило, на наш взгляд, регламентировать два основных положения, необходимых для проведения допроса несовершеннолетних свидетелей:
1. Во-первых, в ч. 1 ст. 191 УПК РФ было установлено обязательное участие в ходе допроса специалиста-педагога, а также предусмотрено участие законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
2. Во-вторых, в ч. 2 ст. 191 УПК РФ был регламентирован особый процессуальный статус субъекта - несовершеннолетнего свидетеля, который не предполагает применения к данному лицу уголовно-правовых и уголовно-процессуальных санкций в случаях отказа дачи показаний или предоставлении следствию заведомо ложных показаний.
3. В-третьих, в ст. 280 УПК РФ регламентируется участие во время допроса несовершеннолетних свидетелей педагога. Данная статья показывает важность использования знаний специалиста в области возрастной психологии и педагогики при постановке вопросов и оценке ответов детей. При этом подчеркивается обязательность участия педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля и необходимость его незаинтересованности в деле.
4. В-четвертых, в ст. 280 УПК РФ подчеркивается необходимость участия педагогов и законных представителей в случаях, если допрашивается несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет и дети, имеющие физические и психические недостатки. Участие законных представителей при допросе несовершеннолетних свидетелей имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов этих лиц.
5. В-пятых, законодателем обговорены права и обязанности педагогов и законных представителей как участников допроса несовершеннолетних свидетелей.
Все эти особенности регламентирую процессуальную сторону ведения допроса несовершеннолетних свидетелей.
В ст. 191 и 280 УПК РФ отражены особенности проведения допроса несовершеннолетних свидетелей. В них раскрываются, в зависимости от субъекта допроса и стадии уголовного процесса, особенности проведения семи разновидностей данного следственного действия. Ими являются:
— допрос на предварительном следствии несовершеннолетнего потерпевшего;
— допрос на предварительном следствии несовершеннолетнего свидетеля;
— допрос несовершеннолетнего подозреваемого;
— допрос несовершеннолетнего обвиняемого;
— допрос в суде несовершеннолетнего потерпевшего;
— допрос в суде несовершеннолетнего свидетеля;
— допрос несовершеннолетнего подсудимого.
В связи с этим, в данной работе под понятием «несовершеннолетний свидетель» мы буде понимать юридически незаинтересованное в исходе дела лицо, не достигшее 18 лет, вызываемое в правоохранительные органы или суд, для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для уголовного дела.
В статье 188 УПК РФ выделены две группы несовершеннолетних, к которым применяются различные правила вызова на допрос. Так :
— лица, достигшие возраста 16 лет и не достигшие 18 лет, могут быть вызваны на допрос повесткой, которая вручается этим лицам под расписку или передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия несовершеннолетнего повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи или передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос;
— лица, не достигшие возраста 16 лет, вызываются на допрос через их законных представителей либо через администрацию по месту их работы или учебы.
В ст. 280 УПК РФ законодателем не была определена нижняя граница возраста, по достижении которого может быть допрошен в качестве свидетеля несовершеннолетний. В связи с этим, когда у суда в необходимых случаях, с учетом возраста несовершеннолетнего свидетеля, возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания, перед началом допроса назначается и проводится психолого-психиатрическая экспертиза. При этом в соответствии со ст. 195,196,198 УПК РФ, необходимо письменное согласие их законных представителей.
Следует отметить, что беседы и допрос несовершеннолетних свидетелей проводится с несколькими возрастными группами. При этом некоторые исследователи считают, что проведение опроса детей до 5 лет нельзя проводить ни при каких обстоятельствах (А.Н. Бычков и др.) . На наш взгляд важным критерием при установлении возрастной границы начала опроса свидетелей, прежде сего, является уровень психического развития ребенка. Если оно позволяет проводить опрос с детьми 3-5 лет, то и никаких препятствий этому быть не может. Тем более, что в законодательстве по данному вопросу нет четкой позиции. Мы считаем, что можно выделить следующие группы малолетних свидетелей:
1. Группа малолетних свидетелей. Возраст от 3-5 до 14 лет. Эта группа включает в себя следующие возрастные подгруппы:
- дошкольники 3-7 лет. В этом возрасте дети начинают осмысливать окружающую их действительность, могут запоминать и логически передавать увиденное. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления;
- младшие школьники в возрасте 7 до 11 лет. Эти дети имеют выработанные навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. В этом возрасте дети еще не могут отделить главные события от второстепенных, а недостаток знаний заменяют фантазиями, не соответствующими реальности.
- средний школьный или подростковый возраст от 11 до 14лет. У подростков начинают интенсивно развиваться все восприятия, память, словесно-логическое мышление. Дети в этом возрасте в достаточной степени владеют коммуникативными навыками и хорошим развитием речи и могут детально объяснить суть происшествия.
2. Группа несовершеннолетних свидетелей. Возраст детей от 15 до 18 лет. В этом возрасте завершается развитие всех познавательных функций, а также самосознания, мировоззрения, мотивационно-ценностной сферы, что помогает свидетелю в полной мере понять и рассказать о преступлении следователю.
Ряд авторов отмечают то, что прибегать к вызову несовершеннолетнего через администрацию по месту учебы необходимо только в редких случаях, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы (например, из-за осуждения уважаемых людей или боязни неправильной реакции родственников). В ч. 4 ст.188 УПК также устанавливается право применения иного порядка вызова на допрос, применение которого допускается в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.
В ст. 187 УПК РФ допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, производится по месту производства предварительного следствия и в месте нахождения лиц по усмотрению следователя.
Применительно к несовершеннолетним считается, что допрос целесообразно производить следующим образом:
— следует допрашивать в месте нахождения несовершеннолетних свидетелей, которые не достигли 14 лет (малолетних);
— допрашивать несовершеннолетних свидетелей, которые уже достигли 14 лет, следует в кабинете следователя, т.к. по мнению ученых официальная обстановка настраивает свидетеля на дачу правдивых и полных показаний.
В целом допрос несовершеннолетних свидетелей может быть проведен в школе, дома, в детском учреждении, т.е. в привычном для него месте, а в некоторых случаях и в том месте, где произошло событие, по поводу которого он дает показания.
Допрос несовершеннолетнего свидетеля не может продолжаться столько же, сколько и допрос взрослого, в ст. 187 УПК РФ закреплено положение о том, что его допрос может длиться непрерывно не более 4 часов.
Однако допрос несовершеннолетнего, в силу возрастных особенностей детей, той или иной возрастной группы, не должен быть продолжительным. Несовершеннолетние, как отмечал И.А. Абрамов, могут быть внимательны, и сосредоточены небольшой промежуток времени: от 5 до 7 лет - около 15 минут; от 7 до 10 лет - около 20 минут; от 10 до 12 лет - около 25 минут; более 12 лет - около 30 минут . В протоколе при этом важно четко указывать время начала и окончания допроса несовершеннолетнего свидетеля.
Таким образом, процессуальные основы регламентации допроса содержат в себе указание, которые могут присутствовать во время допроса, время допроса, место проведения допроса и т.д.
1.2. Особенности участия педагога и законного представителя при осуществлении допроса несовершеннолетнего свидетеля
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет составляют основную группу, привлекаемых в качестве свидетелей при изучении обстоятельств уголовных дел. Несовершеннолетние свидетели не в состоянии в полном объеме использовать свои законные интересы и права в силу своих возрастных особенностей. Это обстоятельство требует, чтобы участие несовершеннолетних в следственных действиях, проходило при особых, предусмотренных законом условиях.
Законом предусмотрено участие законных представителей и педагогов при осуществлении допроса несовершеннолетних .
Вопрос участия законных представителей ребенка в процесса допроса его в качестве свидетеля представляется достаточно интересным и не без проблемным.
В исследовании А.Н. Бычкова было выявлено, что из 284 родителей 253 человека (89,09%) считают нецелесообразном участие малолетних детей в возрасте от 7 до 12 лет в качестве свидетелей в уголовном судопроизводстве. И только 3 человека (1,05%) посчитали это целесообразным и необходимым. Остальные испытуемые отметили, что его участие не может быть необходимо только в исключительных случаях (например, в роли потерпевшего) .
Боязнь родителей, как законных представителей несовершеннолетних, обусловлена тем, что они бояться за безопасность ребенка, негативными последствиями для его психики; сомнением в возможности объективно рассказать необходимую информацию и другими причинами.
Действительно, участие малолетних в качестве свидетелей, должно быть реализовано только в исключительных случаях. Как отмечает О.Х. Галимов, применительно к малолетним субъектам должны быть установлены пределы возможного воздействия на них со стороны правосудия, а также выработаны четкие критерии правомерности и обоснованности их вовлечения в уголовное судопроизводство .
Проблема включения малолетних свидетелей в уголовно-процессуальные действия связна с тем, что по отношению к ним невозможно применить меры принуждения, а также обеспечить надлежащее поведение, в силу отсутствия у них психологических качеств осознания ими важности самого процесса допроса. Также не возможно насильственным путем обеспечить явку малолетнего лица в правоохранительные органы для дачи показаний.
Некоторые исследователи данного вопроса (например, С.П. Щерба и О.А. Зайцев) полагают, что в случаях неявки малолетнего свидетеля, следователь вправе обязать законных представителей, близких родственников ребенка обеспечить его явку в правоохранительные органы или же провести допрос по месту нахождения несовершеннолетнего .
Однако, как отмечает А.Н. Бычков, данное положение может быть реализовано только в том случае, если сам законный представитель не против участия несовершеннолетнего в следственных действиях. В противном случае реализовать на практике решение этого вопроса будет не возможным. В связи с этим, прежде всего, в этих случаях встает вопрос об убеждении законных представителей в важности участия несовершеннолетнего в следственных действиях .
На наш взгляд, так как несовершеннолетние привлекаются в качестве свидетелей к участию в следственных действиях, возникает вопрос о принципиальной возможности применения к ним принуждения. Учитывая недееспособность несовершеннолетнего лица, именно законные представители имеют право решать вопрос о возможности проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля. Без согласия законного представителя ребенка, правоохранительные органы не могут заставить или убедить ребенка давать показания.
Однако на практике следователи, чаще всего, используют ссылку на положение ч. 1 ст. 191 УПК РФ, где указана не обязанность, а право законного представителя присутствовать при допросе несовершеннолетнего свидетеля. В этом случае следователи, приглашая несовершеннолетнего свидетеля на допрос, используют помощь педагога, законного представителя ребенка, даже не уведомляют о планируемых следственных действиях.
С одной стороны их действия формально не противоречат закону. Именно поэтому по данным статистики из 186 допросов в 163 участвовал педагог и только в 23 - законный представитель .
В связи с этим, по мнению ряда исследователей, важно включить в закон изменения, которые бы предусматривали проведение следственных действий с участием несовершеннолетних свидетелей только с согласия и в присутствии их законных представителей, родителей или опекунов.
Мы также считаем важным участие законного представителя в процессе опроса несовершеннолетнего свидетеля. На наш взгляд важность эта определяется следующими положениями
1. Так как законный представитель несет ответственность за несовершеннолетнего, он обязан защищать права и законные интересы ребенка.
2. Законный представитель должен иметь право защитить несовершеннолетнего ребенка в случаях, когда ребенок подвергается в результате допроса определенному психическому воздействию: как с позиции возможного вспоминания травмирующей для него ситуации, свидетелем которой он стал, так и со стороны давления следователя. Психика несовершеннолетнего свидетеля еще до конца не сформирована, поэтому любое негативное воздействие на нее, может серьезно повлиять на психофизиологическое состояние ребенка. В этом случае присутствие рядом законного представителя поможет сформировать у ребенка чувство безопасности в процессе допроса.
Следует также отметить, что в законодательстве необходимо уточнение процессуального статуса законного представителя, определение его обязанностей и прав при проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля.
Закон предполагает разделение несовершеннолетних на две возрастные группы: дети до 14 лет и дети от 14 до 18 лет. Для первой группы участие педагога в допросе обязательно. При этом указывается и право участия законного представителя.
Некоторые исследователи считают, что участие педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей не должно ограничиваться возрастными рамками 16-летнего возраста, но и имеет право распространяться в обязательном порядке и на лиц, не достигших 18-летнего возраста. Это объясняется тем, что у ребенка в этот период еще не завершен процесс формирования и развития психофизиологических и личностных особенностей (повышенной внушаемости, психической неустойчивости и др.). Такого мнения, к примеру, придерживается Д.А. Рогозин .
Другие авторы (например, А.Н. Бычков) придерживаются мнения о том, что участие педагога при проведении следственного действия после 16 лет должно отдаваться на усмотрение следователя. Это мнение объясняется тем, что, начиная с 16 лет, несовершеннолетние несут уголовную ответственность. В этом случае, если у несовершеннолетнего не выражены какие-либо психические отклонения или проблемы с психическим здоровьем, участие педагога не обязательно. Эта позиция, конечно, не исключает права несовершеннолетнего и его законного представителя ходатайствовать об участии педагога. В этом случае, следователь должен будет удовлетворить их ходатайство, не оценивая причину, по которой оно было заявлено. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний сам может решить свою способность самостоятельно принимать участие в уголовном судопроизводстве .
В целом мы можем согласиться с этим мнением, однако, к сожалению не всегда подростки, привлекаемые в качестве свидетелей, знают свои права и могут ими воспользоваться. Так известен случай, когда подросток в возрасте 17 лет, с явно невыраженными проявлениями задержки психического развития, был сначала привлечен в качестве свидетеля по делу о распространении наркотиков, а затем его статус, если бы в процесс допроса не вмешались законные представители ребенка, мог бы измениться и он стал бы обвиняемым, соучастником преступления по этому же делу. Таким образом, на наш взгляд более правомерной считается позиция Д.А. Рогозина.
Задача педагога в уголовном судопроизводстве, прежде всего, заключается в установлении с несовершеннолетним свидетелем психологического контакта.
Характеризуя задачи и цели участия в допросе несовершеннолетних свидетелей педагога и психолога, Н.П. Дудин и С.А. Луговцева делают вывод, что это участие обусловлено необходимостью учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних. Педагог и психолог, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками взаимодействия с несовершеннолетним помогают ему пережить возможные негативные переживания, связанные с дачей показания по тому или иному делу .
Педагогическая и психологическая деятельность - это специальные виды деятельности, каждый из которых имеет свои особенности и реализовывает конкретные цели, поставленные перед каждым из них. В тоже время следует отметить, что законом предусматривается участие в допросе несовершеннолетних только педагога.
При этом законодатель предусмотрел возможность приглашения педагога для проведения только одного следственного действия с участием несовершеннолетних — допроса (ст. 191, ст. 280 и ст. 425 УПК РФ). В соответствующих статьях УПК РФ не содержится понятие «педагог», а его права и обязанности прописаны только в случаях присутствия на допросе несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых. Права и обязанности педагога в случаях допроса несовершеннолетних свидетелей в законе не рассматриваются. В связи с этим у ученых возникает вопрос о том, кто может принимать участие в качестве педагога по уголовному делу и какие должны предъявляться им требования для участия в допросах несовершеннолетних свидетелей.
Ряд авторов выделяют определенные требования, которые должны быть предъявлены педагогу, участвующему в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
Так, С.В. Тетюев предлагает ограничиться тремя основными характеристиками:
1) наличие специальных знаний, которые были приобретены в процессе получения средне-специального или высшего образования, а также практический опыт работы с несовершеннолетними той или иной возрастной группы не менее трех лет;
2) пол педагога должен соответствовать и полу допрашиваемого свидетеля;
3) отсутствие обстоятельств, которые бы исключали участие педагога в уголовном судопроизводстве .
А.Н. Бычков предлагает расширить этот список. В требования, предъявляемые к педагогу, он предлагает включить следующие пункты :
1. Специальные знания у педагога, полученные в результате обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях, и имеющих опыт работы по профессии.
2. Практический опыт работы педагога должен сочетаться и с наличием специального образования. Опыта и знаний молодых педагогов, работающих в детских садах или вожатыми в детских лагерях, может не хватить для того, чтобы установить контакт с ребенком и помогать несовершеннолетнему в условиях допроса, защищать его в случаях неправомерных действий следователей при допросе несовершеннолетних свидетелей. Исключением, по мнению автора, могут составлять студенты заочных отделений последних курсов, уже работающих педагогами.
3. Незаинтересованность педагога в исходе дела. При наличии конфликта между совершеннолетним и педагогом последнего нельзя допускать к процессу допроса свидетеля-ребенка.
4. Педагог должен быть совершеннолетним. Жизненный опыт несовершеннолетних педагогов, уже получивших средне-специальное образование и работающих в тех или иных учреждениях не достаточен для участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
5. По мнению А.Н. Бычкова пол педагога важен только в тех случаях, когда несовершеннолетний является свидетелем по делам об изнасилованиях. В других случаях, в связи с тем, что в нашей стране педагоги - это чаще всего женщины, данное условие не является принципиально важным.
6. Также недопустимо приглашать педагога, работающего в системе правоохранительных органов, т.к. их интерес, прежде всего, связан с интересом органов внутренних дел.
7. Отсутствие языкового барьера между несовершеннолетним и педагогом. Этот параметр особенно важен в случае допроса тех детей, которые плохо говорят на русском языке и в основном пользуются своим национальным языком.
Обобщая данные выводы, мы можем отметить, что в целом педагог, которого приглашают на допрос несовершеннолетнего свидетеля, должен отвечать следующим требованиям: иметь специальное образование и опыт работы не менее трех лет по специальности, иметь практические навыки и опыт общения с детьми разных возрастных групп, обладать нейтральной позицией при участии в допросе по тому или иному делу.
В перечисленной выше классификации неуказанны, на наш взгляд, существенные для педагога личностные характеристики, которые бы помогли ему профессионально подойти к оказанию помощи следователю во время допроса несовершеннолетнего. К таким качествам целесообразно было бы отнести: наличие у педагога толерантности и позиции принятия по отношению к различным социально-психологическим группам несовершеннолетних (детей из неблагополучных семей, беспризорников, несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии и т.д.); наличие педагогического такта, который исключает высказывание педагогом в процессе допроса своей негативной оценки к словам и поведению ребенка; наличие коммуникативных навыков и эмпатических установок, которые бы помогли установить хороший психологический контакт с несовершеннолетним.
Следует также отметить, что на наш взгляд, также как и, по мнению таких авторов как В.М. Костицкий, С.В. Матвеев, Э.Б. Мельников, Е.Ф. Ширшов, А. Экмекчи, во время допроса несовершеннолетнего свидетеля роль психолога перед педагогом приоритетна. Педагог не имеет необходимых психологических знаний и умелой ориентировки в сложных психологических проблемах, которые возникают при привлечении несовершеннолетних в качестве свидетелей по уголовным делам. Поэтому полезнее участие при допросах этих лиц психолога, а не педагога. Необходимо привлекать психологов - специалистов в области детской и юношеской психологии, а если их нет, то тогда и педагогов. Правильность ведения допроса с несовершеннолетним может обеспечить, прежде всего, психолог, психотерапевт, особенно если в допросе принимает участие ребенок с определенными отклонениями в развитии, или несовершеннолетний в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Следует при этом отметить, что психолог, участвующий в допросе, обязательно должен иметь высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии и иметь стаж работы по специальности не менее трех лет.
По нашему мнению в соответствующей ст. 280 УПК РФ необходимо прописать обязательность участия психолога при допросе несовершеннолетнего.
Следует отметить, что некоторые авторы не столько категоричны в своих высказываниях и полагают, что психолог должен принимать участие, прежде всего, в целях исследования личности несовершеннолетнего, а не компенсировать недостаток педагогических знаний у следователя.
С.В. Тетюев предлагает в этом вопросе компромиссный вариант, говоря о том целесообразности предоставления права выбора между педагогом и психологом, а при необходимости возможностью использовать помощь и одного, и второго специалиста. Главное в этом вопросе, прежде всего, чтобы следователь учитывал интересы подростка .
На наш взгляд участие психолога при проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля, несомненно, должно быть. Именно психолог обладает теми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ему не только правильно сформулировать вопрос, но и по своим наблюдениям определить психологическое состояние свидетеля, его способность в данный момент давать показания. Однако следует отметить, что для привлечения психолога в качестве специалиста требует закрепление его статуса законодательно. В законе необходимо четко прописать основания участия психолога и педагога в ходе проведения допроса.
Прежде всего, при определении роли психолога и педагога в процессе допроса несовершеннолетнего свидетеля, необходимо уточнение самого понятия «психолог» и «педагог», а также определение их функций в процессе проведения данного вида следственного действия, в соответствии со спецификой вида деятельности каждого из них.
Педагог - это специалист, имеющий педагогическое образование, работающий в детском учебном заведении и обладающий специальными знаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии.
Психолог - это специалист, имеющий психологическое образование, работающий в детском учреждении и обладающий специальными знаниями в области закономерностей развития личности в норме и при различных отклонениях, возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних разных возрастных групп.
Если задача педагога - это, прежде всего, установление с несовершеннолетним свидетелем психологического контакта, то задача психолога - это не только установление контакта, но и оказание помощи следователю при выяснении возрастных особенностей несовершеннолетнего, особенностей его психического развития и условий жизни и воспитания, проведения при необходимости экспресс - диагностики, позволяющей оценить на предварительном этапе психологическое и личностное развитие ребенка. Также психолог может оказать консультативную психологическую помощь следователю, по тем или иным вопросам.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОАНИЯ ПОКАЗАНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЙ (В ПРЕДЕЛАХ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ, ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ)
2.1.Возрастные особенности восприятия
Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются несовершеннолетние, делится на три основные категории:
– информация о материальных объектах действительности и их свойствах; сообщения об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, словесное описание, сопоставление и узнавание образов во время допроса или иных следственных действий (внешние признаки предметов, движения, действия и т.п.);
– сведения, воспринятые детьми в словесной форме (какое-либо высказывание, сообщение); степень соответствия слухового образа реальному явлению зависит от степени понимания услышанного;
– информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем, а возникают в результате умозаключений допрашиваемого, понимания им внутреннего содержания событий; сообщения о причинно-следственных связях между явлениями действительности, истолкование значения поведения людей, их целей и намерений, внутренних причин конфликтов .
Содержание показаний малолетних чаще всего составляют:
– описание ссор, драк, убийств и иных действий людей в остроконфликтных ситуациях, происходивших на глазах ребенка;
– описание действий сексуального характера, направленных на иных лиц, других детей;
– описание внешности человека с указанием черт лица, роста, возраста, деталей одежды, цвета, формы и т.п.;
– описание с указанием размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т.п. различных материальных объектов;
– описание с передачей их содержания и эмоциональной окраски услышанных разговоров.
В подростковом и юношеском возрасте дети также могут в своих показаниях:
– описывать и оценивать характер, привычки, склонности людей;
– описывать, до события, составляющего содержание уголовного дела, взаимоотношения между людьми;
– толковать причины ссор, конфликтов, тех или иных отношений между людьми;
– толковать побуждения и намерения людей, мотивов их поступков.
Детям приходится давать показания в большинстве случаев об известных им людях и событиях, происходивших обычно в привычных, знакомых условиях (дома, во дворе, на улице и т.д.). Показания детей относительно редко касаются событий, участниками которых являются неизвестные им люди. Эти случаи наиболее сложны с точки зрения получения и оценки показаний несовершеннолетних свидетелей.
Особое значение приобретает оценка уровня психического развития малолетних свидетелей, т.к. достоверность свидетельских показаний (их содержание, форма, качество) зависят от психологических возможностей и особенностей категории свидетелей. В этом смысле важно знать не только возрастные особенности детей-свидетелей, но и специфику их психического развития.
Процесс формирования показаний включает в себя три этапа:
- восприятие информации (материальные объекты, существующие в пространстве, времени и движении или идеальные образы);
- запоминание воспринимаемой информации, ее сохранение в памяти (с более или менее активной переработкой), характеризующееся различной интенсивностью забывания; воспроизведение информации во внутреннем плане («про себя» – в форме наглядных образов, обобщенных представлений, внутренней речи);
- воспроизведение информации во внешнем плане в речевой форме.
В данном параграфе рассмотрим особенности развития восприятия у детей различных групп.
В возрасте 3-5 лет у детей преобладает непреднамеренное восприятие, его фрагментарность и малая детализированность. Восприятие детей имеет случайный характер выделения объекта восприятия из фона, а также малым объемом восприятия.
У детей 5-7 лет происходит повышение уровня осмысленности восприятия, способности к целенаправленному наблюдению в процессе деятельности. У ребенка развивается слуховое восприятие. Дети в этом возрасте, почти в каждой ситуации ориентированы на восприятие людей, их действий, объектов, которые вызывают повышенное внимание, своей яркостью, необычностью. Дошкольники рано знакомятся с такими действиями как толкнуть, драться, ударить, обучаются замечать эти действия.
Поэтому уже в возрасте 5 лет дети могут дать адекватную характеристику конфликтной ситуации. При этом еще наблюдаются сложности описания событий, которое ребенок заменяет показом.
Так, свидетель – девочка 5 лет, в своих показаниях объяснила, что «Сначала они разговаривали, а потом он ударил ее вот так (показывает жестом)».
В ситуации дети старшего дошкольного возраста чаще выделяют центральное действие, которое в их воспоминаниях мало связано с другими воспринятыми действиями и их последовательностью. В восприятии ребенком ситуации многое зависит от его индивидуального опыта, условий и внешней обстановки его жизни, накопленных впечатлений.
Несмотря на еще недостаточное развитие всех форм восприятия, дети в дошкольном возрасте могут уже адекватно воспринимать важные стороны действительности.
В возрасте 7-11 лет наблюдается сформированность осмысленности восприятия, повышается способность целенаправленного наблюдения, детализированного восприятия. В младшем школьном возрасте восприятие ребенка увеличивается в объеме, одномоментно школьник может воспринять больше объектов, чем ранее. К окончанию младшего школьного возраста восприятие становится более реалистичным и богатым, что усложняет распознавание вымысла в сообщаемой ребенком информации. При этом следует отметить, что дети в этом возрасте могут допускать ошибки в оценке пространственных свойств предметов, их удаленности, величины, а также временных интервалов.
В возрасте 11-16 и 16-18 лет восприятие ребенка становится избирательным, анализирующим, целеноправленным. Оно более последовательно, содержательно, планомерно. Ребенок в подростковом возрасте способен не просто воспринимать происходящие события, но и проводить их более тонкий анализ. Так, например, подростки могут не просто описывать нападение на человека, но и по выражению лица потерпевшего или нападающего воспринимать те эмоции и чувства, которые испытывают эти люди в данной ситуации, сопереживать пострадавшему, анализировать более глубинные причины происходящих событий, свидетелем которых он стал.
Таким образом, с возрастом сложность и качество воспринимаемых объектов увеличивается. Если дошкольники могут воспринять только самые общие детали события, то при даче показаний школьников их восприятие позволяет уловить интонации разговора, особенности внешности преступника, положение участников события в пространстве, определить время совершения преступления и т.д.
Говоря об особенностях развития восприятия детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и психическими расстройствами, рассмотрим общую терминологию.
Задержка психического развития – это замедление темпа развития ребенка, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности .
ЗПР, не зависимо от источников происхождения и специфики протекания, негативно влияет на общее физическое и психосоциальное развитие ребенка, что и выражается в замедлении процессов созревания (как физического, так и интеллектуального).
Наиболее частая форма проявления ЗПР – инфантилизм, который проявляется в явном преобладании игровых интересов над учебными, а в игре выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения .
Психические расстройства в детском возрасте отличаются узостью диапазона психопатологических синдромов. В младшем детском возрасте чаще всего встречаются немногие дизонтогенетические синдромы — невропатии, раннего детского аутизма, гиперактивности, патологических страхов, тотального и парциального психического недоразвития.
Психическое расстройство в детском возрасте может быть выражено общепсихопатологическими синдромами: аффективными, галлюцинаторными, бредовыми, дисмнестическими и другими.
С возрастом диапазон психопатологических синдромов расширяется. Наиболее поздно (в старшем детском и подростковом возрасте) выявляются бредовые синдромы, синдром Кандинского — Клерамбо и синдромы деперсонализации — дереализации, формирование которых возможно лишь при относительно полной зрелости самосознания.
Рассмотрим особенности восприятия различных групп детей более подробно.
Для детей с ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.
Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Так нож в руках преступника может воспринимать палочкой и т.д.
Страдает также и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.
Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Имеются данные, указывающие на затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно.
Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии).
У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:
- ограниченном объеме анализа;
- преобладании анализа над синтезом;
- смешении существенных и несущественных признаков;
- преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;
- редком использовании обобщенных терминов, понятий.
Наиболее выраженная особенность восприятий детей с ЗПР и нарушением интеллекта - инактивность. При восприятии отдельного предмета или явления окружающего мира у умственно отсталых детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого .
В целом можно отметить, что у детей с ЗПР уровень развития восприятия отличается такими особенностями (иннактивностью, ограниченным объемом, смещение внимания видимые и наиболее яркие события, и отсутствие внимания на воспринимаемые детали), которые не позволяют детям даже в подростковом возрасте адекватно воспринять и ситуацию и передать ее смысл следователю.
У детей с различными психическими расстройствами среди разнообразных нарушений чувственного познания (т. е. нарушений ощущений, восприятий и представлений), встречающихся в разные возрастные периоды, основное значение для криминалистики имеют иллюзии и галлюцинации. Все эти виды расстройств наблюдаются у детей и подростков, отличаясь возрастным своеобразием.
Иллюзии, т.е. неправильное, искаженное, а также ложное, ошибочное восприятие реально существующих объектов, в детском возрасте встречаются значительно чаще, чем у взрослых. Повышенная склонность детей к иллюзорному восприятию связана с такими особенностями детской психики, как недостаточная дифференцированность восприятия, незрелость гностических процессов, отсутствие четкого отграничения образов восприятий и представлений, усиленная деятельность воображения, способствующая значительной, в том числе фантастической, переработке образов восприятий, повышенные внушаемость и самовнушаемость, сильное влияние аффективного состояния на перцепторную деятельность и, наконец, малый жизненный опыт. Иллюзорное восприятие окружающего свойственно и здоровым детям. Ряд условий резко повышает склонность к иллюзорному восприятию. К их числу относятся сенсорная депривация, например слабая освещенность объектов (ночью, в темном помещении), состояния тревоги, страха, волнения, физическое переутомление, состояние, переходное от бодрствования ко сну и наоборот, общее недомогание. Возникающие у здоровых детей так называемые физиологические иллюзии нередко трудно отграничить от патологических иллюзий. Относительными признаками последних можно считать их повторяемость, однотипность, чрезмерную аффективную заряженность, а иногда также необычность и вычурность, фрагментарность иллюзорныхобразов, их сочетание с более или менее развернутыми и однозначными интерпретативными компонентами.
М.И. Фотьянова выделяет две группы иллюзорных расстройств: иллюзий искажения отдельных признаков реального объекта (формы, величины, освещенности, цвета и др.) и иллюзий, основанных на дополнении образа реального объекта, при котором образ трансформируется, приобретает субъективно иной вид и содержание .
Среди иллюзий первой группы основное клиническое значение имеют расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства). К ним относят различные искажения зрительно-пространственного восприятия. Возрастная незрелость пространственного гнозиса обусловливает относительную распространенность этих расстройств в детском возрасте.
Среди расстройств сенсорного синтеза наиболее часто у детей встречаются нарушения восприятия формы (мета-морфопсии), величины предметов (микрои макропсия), расстояния между ребенком и предметами (порропсия), а также искажение восприятия в форме переживания перемещения объектов (их приближения или удаления).
При энцефалитах, особенно сенсорной форме энцефалита, расстройства сенсорного синтеза могут выражаться в том, что дома на улицах временами кажутся ребенку косыми, наклоненными, трамвайные рельсы — изогнутыми, волнистыми, на ровном тротуаре видятся рытвины и бугры и т. п. Часто при нейроинфекциях, нейроревматизме возникает двоение или множественность образов зрительных восприятий (ребенок вместо одной лампы «видит» несколько, нередко с различной яркостью).
Расстройства синтеза экстрацептивных ощущений могут проявляться также в виде кажущихся изменений цвета и яркости окружающих предметов, появления сетки, тумана, цветных кругов, точек перед глазами (фотопсии). Изредка встречаются нарушения восприятия звуков («голоса слышны как через вату, откуда-то издалека»).
Иллюзии второй группы — с видоизменением или трансформацией образов восприятия — встречаются в детском возрасте чаще, чем иллюзии первой группы, и могут наблюдаться как у здоровых впечатлительных детей, особенно в состоянии эмоционального возбуждения (волнения, страха), так и при различных психических заболеваниях.
Иллюзии этого типа близки к галлюцинациям, поскольку в иллюзорных образах появляются дополнительные, не существующие в действительности детали или элементы движения.
Иллюзии могут возникать при любых психических заболеваниях, включая не только психозы, но и пограничные состояния, например неврозы. Наиболее обильные и сложные иллюзии свойственны интоксикационным и инфекционным психозам, при которых иллюзии обычно бывают компонентом делириозного помрачения сознания. При этом, как правило, преобладают яркие зрительные иллюзии, в том числе парейдолии (трещины потолка, рисунок обоев воспринимаются как изображение различных сцен, животных и т. п.). Отдельные зрительные и тактильные иллюзии могут возникать на высоте лихорадочного состояния.
При шизофрении иллюзии необычные, вычурные, фантастичные (абажур — «птица без головы»), с бредоподобной интерпретацией. Часто они трудноотличимы от галлюцинаций.
Иллюзии при невротических расстройствах эпизодичны, нечетки, как правило, возникают в тесной связи с переживаниями тревоги, страха, отражая содержание тревожных опасений. Так, например, у ребенка с невротическими опасениями за жизнь матери случайные звуки воспринимаются как голос матери, ее стоны.
Участие ребенка с выраженным иллюзорным восприятием событий, в допросе требует от следователя ориентации несовершеннолетнего на вспоминание каких-либо фактов рассказа и проверки в них сведений, связанных с восприятием ребенка расположение людей в пространстве, раздвоенностью образов, включением дополнительных, не существующих деталей и т.д. Дети с выраженными нарушениями этой группы не могут во время допроса четко вспомнить детали происходящего, а говорят только об общем, целостном факте, событии.
Галлюцинации, т. е. мнимое восприятие, или восприятие без объекта, относятся к числу относительно распространенных психических расстройств в детском возрасте. По существу галлюцинации следует рассматривать как нарушения представлений.
Выявление и идентификация галлюцинаций у детей сопряжены с определенными трудностями, так как, во-первых, дети часто отождествляют галлюцинации со сновидениями, а во-вторых, галлюцинации у детей нередко трудноотличимы от эйдетических образов представлений, т. е. представлений с особой чувственной яркостью. Например, девочка с приступообразно текущей шизофренией в возрасте 3,5—4 лет во время допроса, испытала страх, когда увидела, как на «дядю набросился черный человек, Кащей и стал бить его».
Непроизвольность этих обманов восприятия, их яркость, отчетливая экстрапроекция свидетельствуют о том, что они переживаются как объективная реальность, т. е. должны рассматриваться как истинные галлюцинации.
У детей дошкольного возраста преобладают зрительные и тактильные галлюцинации, возникающие чаще при засыпании. Однако зрительные обманы нередко наблюдаются и днем. Они усложняются и начинают дополняться интерпретативным компонентом. Обычно «видятся» неприятные насекомые («пауки мохнатые ползают», «комары, осы кусают»). Перед глазами возникают устрашающие человеческие фигуры: «черный старик», «страшный человек в белом», фантастические существа и сказочные персонажи — «лохматый зверечеловек», «Кащей Бессмертный». Дети часто с убежденностью говорят о том, что эти фигуры и существа угрожают им, хотят на них напасть, сделать им что-то плохое. Очевидно, имеется слитное, нераздельное переживание галлюцинаторных образов и рудиментов бреда, что находит объяснение в синкретизме мышления (т. е. конкретной образности мышления, нерасчлененности представления и мысли), свойственной психике детей дошкольного возраста.
В этом возрасте возникают и слуховые обманы в виде элементарных слуховых галлюцинаций. Дети слышат стук, бой часов, крик петуха, плач ребенка. В старшем дошкольном возрасте появляются рудиментарные вербальные галлюцинации: «говорят непонятное», «в ушах разговор», «голос сказал: «Ты умрешь!» (наблюдение В. М. Байтной, 1980). В этих случаях
|