СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
Черная металлургия представлена Череповецким металлургическим комбинатом. Технологическим топливом служит печорский коксующийся уголь, а сырьем – железной руды Кольского п-ова (месторождения Ковдорское и Оленегорское) и Карелии (Костомукшекий ГОК).
Цветная металлургия представлена предприятиями в Мончегорске (медно-никелевый комбинат на рудах месторождений Кольского п-ва) и Никеле. На нефелинах Кольского п-ова и бокситах Архангельской области работает алюминиевый завод в г. Надвоицы (Карелия).
Развивается нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. В г.Ухта расположен НПЗ, в Сосногорске – газоперерабатывающий завод, в Череповце – химический комбинат. Вспомогательной отраслью хозяйства района является машиностроение (Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Мурманск).
АПК. Малоземельская (между Тиманским кряжом и Печорской губой) и Большеземельская (восточнее устья Печоры) тундра - это лучшие пастбища северных оленей. Развиты охота и рыболовство.
Животноводство и ныне преобладает над растениеводством (для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны; преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур). На Юге района выращивают лен (Вологодская обл.). Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышленность.
Значительное место в экономике Северного региона занимает рыбная промышленность (рыбоконсервный комбинат в Мурманске).
ТЭК. Топливная промышленность района является одной из отраслей его специализации. С топливной промышленностью связано производство электроэнергии. В Архангельской и Вологодской области и Республике Коми все электростанции работают на углях Печорского бассейна (Воркута) и газе Вуктыльского месторождения. Крупнейшей является Печорская ГРЭС.
В Карелии и Мурманской области производство электрической энергии в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых небольших рек. Эти ГЭС в значительной степени обеспечивают развитие энергоемких производств в этой части района.
Развитие цветной металлургии и других производств явилось причиной ввода в действие Кольской АЭС (Мурманская обл.). Используются и естественные ресурсы для производства электрической энергии, построена Кислогубская приливная электрическая станция.
Транспорт. В условиях слабой транспортной освоенности территории большую роль играют реки (в долинах которых и проживает большая часть населения). По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пасс.
Ж/д проложены в меридиональном направлении от центральных районов европейской части РФ к Мурманску, Архангельску и к Воркуте.
Крупный транспортный узел - Череповец. Порты: Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень (оба – Архангельская обл.), Нарьян-Map. Мурманск (самый большой из заполярных городов мира - 400 тыс. жителей) - важнейший незамерзающий порт России.
Оценка природных ресурсов района. Особенность природных условий и климата данного региона - необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года ("полярный день" и "полярная ночь"). В середине зимы продолжительность "полярной ночи" на широте Северного полярного круга составляет 24 часа, а в районах, расположенных на параллели 70 градусов северной широты - уже 64 дня в году.
Представлены природные зоны - тундры, лесотундры и тайги. Леса занимают 3/4 территории.
В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины (между Балтийским щитом и Уралом), где выделяются обширная Печорская низмена и Тиманский кряж. Реки района (Печора, Мезень, Онега, Северная Двина) относятся к бассейну Сев. Ледовитого океана.
На Балтийском щите выделяются невысокие горные массивы Кольского п-ова (Хибины). П-ов медленно продолжает подниматься (случаются землетрясения силой до 5 баллов). Своеобразие и сложность рельефа Северного региона обусловлены действием ледников (в четвертичном периоде). Карелию величают "краем голубых озер", отмечая их многочисленность.
Районн очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита, мрамора и других строительных материалов началась еще во времена строительства Петербурга.
Месторождения железной и руд цветных металлов, а также апатита-нефелиновых руд находятся на Кольском п-ове. Толщи осадочных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем (в т.ч. коксующимся), нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Северный регион богат бокситами (Архангельская обл.), а также рудами титана, вольфрама, молибдена и других металлов.
Характеристика населения и трудовых ресурсов района. Население - 5,9 млн. чел.; средняя плотность - 4 чел. на 1 км2 (в северных районах еще меньше). Преобладает городское население (коэффициент урбанизации - 76%).
Заселенность и хозяйственная освоенность района значительно меньше, чем в других районах Европейской части РФ. Район слабо обеспечен трудовыми ресурсами. Преобладает русское население. Проживают и другие народности. В Республике Коми (1,2 млн. человек) народность коми составляет 23% населения; в Республике Карелия (0,8 млн. человек) карелы составляют около 10% населения. А в Ненецком автономном округе ненцев - 6,5 тыс. человек (12 % населения округа).
Резервы трудовых ресурсов, как и в других районах страны, в основном определяются проведением жесткой трудосберегающей политики на основе совершенствования структуры хозяйства, повышения энерго- и механовооруженности труда.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района. Структура промышленного производства отличается преобладающим развитием добывающих отраслей. Основными отраслями специализации являются топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая, лесная и лесоперерабатывающая а также некоторые отрасли машиностроения.
ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ сосредоточена главным образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны.
Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Его геологические запасы оцениваются в 214 млрд. т. Значительны запасы коксующихся углей - этого ценного сырья для металлургии и энергетики. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.
Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн.т. нефти и кол о 20 млрд.м. кубических газа. Ведутся поиски новых месторождений как на материковой части района, так и на шельфе.
Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития ЭНЕРГЕТИКИ. Широко используются для строительства гидроузел реки. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности - все это создает предпосылки для размещения атомных станций. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове. Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения.
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Северного района представлена одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод и его сырьевую базу - Оленегорское и Ковдорское месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна. Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности.
В 1982 г. введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный совместно с Финляндией. Его продукция - железорудный концентрат и окатыши - будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт.
Развита ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, особенно медно-никелевая промышленность, представленная объединением "Никель" в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района и лишь частично перерабатывающим норильское сырье. По масштабам производства оно занимает одно из ведущих мест в стране. В районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны. Территория Северного района обладает крупными ресурсами руд, содержащих алюминий, которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинское месторождения бокситов и апатито-нефелиновые руды Хибинского массива. В настоящее время частично используются нефелины и североонежские бокситы.
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ включает крупнейшее в стране предприятие по добычи фосфатных руд - производственное объединение "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее время интенсивно используется. Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т. апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности прежде всего производства полимеров, располагает республика Коми на основе полного использования попутного газа, а также конденсата.
МАШИНОСТРОЕНИЕ представлено рядом крупных специализированных предприятий, обслуживающих потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных тракторов в Петрозаводске, предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске, Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности.
ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ отросли промышленности являются одними из важнейших отраслей хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является вовлечение а эксплуатацию нетронутых лесных массивов на северо-востоке Архангельской области и в центральной части республики Коми, а также полное использование лиственной низкосортной хвойной древесины.
Северный район - основной район целлюлозно-бумажной промышленности страны. На территории района расположен целый ряд крупных предприятий отрасли. Почти половину бумаги производит Карелия, где наиболее крупными центрами целлюлозно-бумажной промышленности являются Сегежа и Кондопога. Дальнейшее развитие отрасли возможно за счет расширения и реконструкции действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств, в том числе использующих древесные отходы.
Особое место среди отраслей специализации промышленности занимает РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, представленная океаническим ловом рыбы, опирающаяся на Мурманский и частично Архангельский порты, а также морским рыболовством в Белом море и производством рыбных консервов (порты Беломорск и Кандалакша).
Отрасли, дополняющие промышленную социализацию района, комплекс услуг. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.
Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и других районов страны.
Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
Важное место в комплексном развитии Северного района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1 процента площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства.
На остальной территории Северного района, в Мурманской области, Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год.
РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного района представлено производством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской и Архангельской областей. Из общей посевной площади района, составляющей около 1,3 млн.га., кормовыми культурами занято немногим менее 60 процентов, зерновыми (рожь, ячмень, овес) - 1/3, картофелем и овощами - около 5 процентов и техническими культурами (главным образом льном-долгунцом) - 3 процента. Низкое естественное плодородие почв, сложные климатические условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает средне широтным районам страны.
ЖИВОТНОВОДСТВО является ведущей отраслью сельского хозяйства района и обеспечивает более 80 процентов производства валовой сельскохозяйственной продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской областей, республике Коми развито оленеводство. В сельской местности южной части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью.
Развитие внешних связей района. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад ев¬ропейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск
- Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров - Ярославль
Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике. Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.
Выгодное экономико-географическое положение района обеспечивается сложившейся транспортной сетью и наличием крупного незамерзающего Мурманского порта, а также наличием шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами, Отраслями рыночной специализации Cеверного экономического районa являются: лесная, горно-химическая, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность и машиностроение.
Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность, которая производит более 4% всей промышленнoй продукции России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% целлюлозы, 42% бумаги, более 22% картона, 24% древесно-волокнистых плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район - крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
В агропромышленном комплексе ведущее место занимают молочно-мясное животноводство, льноводство, промышленное птицеводство и оленеводство (на Крайнем Севере).
Однако развитие хозяйственного комплекса района сдерживается экстремальностью природно-климатических условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики.
2. Экономико-географическая характеристика черной металлургии России
Состав и значение отрасли. В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:
добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);
добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);
производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);
производство стальных и чугунных труб;
коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);
вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).
Структуру черной металлургии определяет ряд разнородных производств, сильно отличающихся характером вырабатываемой в них продукции, техникой и технологией ее получения, направлением и пользования как в самой стране, так и за ее пределами. В структуре отрасли выделяются сырьевые производства (добыча и обогащение железной руды, ее агломерирование, сбор металлического лома и подготовка его к переплаву); полупродуктовые переделы (выплавка чугуна и доменных ферросплавов, стали и ее сплавов). Особое, определяющее значение имеют конечные переделы - получение проката и отливок из чугуна и стали. Добычу руд легирующих металлов, коксующегося угля, огнеупоров и других вспомогательных материалов в большинстве стран мира относят к другим отраслям индустрии.
Прогрессивные сдвиги в развитии черной металлургии отражает соотношение выплавки стали и чугуна. Растущее преобладание выплавки стали - результат увеличивавшегося спроса на прокат в машиностроении и строительстве. В начале века - в 1913 г. - чугуна производили в мире в 1,04 раза больше, чем стали. В 1950 г. стали получали уже в 1,67 раза больше, чем чугуна, так как выплавка была сосредоточена в немногих промышленных государствах мира. Создание крупного производства черных металлов во многих новых индустриальных странах в 1950-1995 гг. привело к снижению этого коэффициента до 1,43 (по развитым государствам он остается высоким: в итрлии - 2,37, в США - 1,87 и т. д.). В России в 1995 г. коэффициент упал до 1,28 (в СССР в 1990 г. он был 1,4). В КНР острый дефицит черных металлов, особенно стали и проката из нее, стимулировал выплавку литейного чугуна, что привело к уменьшению коэффициента в 1995 г. до 0,91.
Сырьевая база черной металлургии мира. Железная руда - основной исходный вид сырья в отрасли. В последние десятилетия освоены процессы использования руды для непосредственной выплавки стали, минуя стадию получения чугуна, что еще более увеличило роль железной руды во всем металлургическом производстве. Железная руда достается одним из самых массовых видов продукции мировой горнодобывающей промышленности: по объемам добычи она уступает только углю, нефти и природному газу. Вместе с тем проблемы ее добычи, обогащения и транспортировки являются более трудными, чем этих энергоносителей.
Запасы разведанных железных руд в мире постоянно увеличиваются по мере развертывания геологоразведочных работ. Так, мировые запасы разведанных и разрабатывавшихся железных руд в 1922 г. оценивались в 35,5 млрд. т, а вероятных в 98,2 млрд. т. В начале 90-х гг. общегеологические запасы по разным оценкам составляли от 400 до 800 млрд. т, из которых на разведанные приходилось 150-185 млрд. т. Таким образом, несмотря на интенсивное извлечение железных руд, постигающее в последние годы 1 млрд. т, их разведанные ресурсы в мире не только не уменьшились, но в целом существенно возросли.
Современный уровень развития отрасли (объемы производства, размеры ввоза и вывоза соответствующей продукции). Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг РФ) прогнозирует рост промышленного производства в металлургической отрасли РФ в 2011 г. на уровне 4-6%. В 2011 г., по мнению специалистов министерства, производство железорудного концентрата ожидается на уровне 102,8 млн т, что на 3,3% больше, чем в к 2010 г., металлургического кокса - 30,8 млн т (+3,7% к 2010 г.), чугуна - 49,5 млн т (_4,2%), стали - 67 млн т (+4,7%), проката черных металлов - 57,5 млн т (+4,5%), стальных труб - 8,8 млн т (+7,3%).
Увеличение производства алюминия в 2011 г. прогнозируется на 1,5%, меди - на 2,2%, никеля - на 1,16% к уровню 2010 г.
Внутреннее потребление готового проката черных металлов в 2011 г. ожидается в объеме 32,7 млн т, что превышает уровень 2010 г. на 7,9%. Внутреннее потребление стальных труб ожидается на уровне 2010 г. - в объеме 8,5 млн т. Экспорт готового проката, согласно прогнозу, в 2011 г. возрастет на 1,7% - до 30,5 млн т, экспорт труб - на 18,2%, до 1,3 млн т, что связано с намерениями российских трубных компаний участвовать в строительстве крупных международных магистральных трубопроводов.
Доля импорта во внутреннем потреблении проката в 2010 г. составит 10,9%, в 2011 г. - 9,8%; стальных труб в 2010 г. - 11,8%, в 2011 г. - 11,2%.
Сырьевая база отрасли. Природной основой черной металлургии служат источники металлургического сырья и топлива. Россия хорошо обеспечена сырьем для развития черной металлургии. Большинство из разведанных месторождений железных руд относится к богатым и легкообогатимым со средним содержанием в них железа 36,9%. Но железные ресурсы и топливо размещены по территории страны неравномерно. Более 50% всех балансовых запасов железной руды сосредоточено в Европейской части Российской Федерации.
География месторождений железной руды:
В европейской части богата железной рудой КМА. Она содержит руды богатые по своему содержанию (железо составляет до 60%), которые не требуют обогащения.
На Урале – Качканарская группа месторождений. Велики запасы железной руды, но она бедна железом (17%), правда, легко обогащающаяся.
Восточная Сибирь – Ангаро-Илимский бассейн (у Иркутска), Абаканский район.
Западная Сибирь – Горная Шория (юг Кемеровской области).
Северный район – Кольский полуостров – месторождения Ковдорское и Оленегорское; Карелия – Костомукша.
Имеются руды на Дальнем Востоке.
География месторождений марганца:
Западная Сибирь – Усинское (Кемеровская область).
Исторически черная металлургия возникла в центральной части страны. Начиная с XVIII века, производство черной металлургии появляется на Урале. Развитие капитализма в России и удачное сочетание железной руды с углем и марганцем, а также выгодное территориально-географическое положение по отношению к основным районам потребления металла выдвинуло на первый план юг (Донбасс и Преднепровье Украины).
Базы черной металлургии:
1) Урал – производит 46% металла. Используется привозной кокс из Кузбасса и Караганды. Железная руда – Качканарская группа месторождений (север Свердловской страницы) + Соколовско-Сарбайское месторождение (Кустанайская область) + КМА. Марганец – из Полуночного месторождения (север Свердловской области). Западные склоны Урала – передельная металлургия. Восточные склоны – комбинаты, созданные в советское время. Комбинаты – Нижний Тагил (Свердловская область), Челябинск, Магнитогорск (Челябинская область), город Новотроицк (Орско-Хамиловский комбинат). Используют собственные лигирующие металлы. Передельная металлургия – Екатеринбург (Верхне-Исетский завод), Златоуст (Челябинская область), Чусовой (Пермская область), Ижевск. Используется металлолом.Трубные заводы – Челябинск, Первоуральск (Свердловская область). Ферросплавы – Челябинск, Чусовой (Пермская область).
2) Центр – производит 20% металла. Центральный район + Центрально-Черноземный район + Северный район. В перспективе станет одной из основных металлургических баз. Кокс – завозится из восточного крыла Донбасса, Печорского бассейна, Кузбасса. Железная руда – из КМА, марганец – из Никополя (Украина). Используется металлолом. Полный цикл – Новотульский, Новолипецкий комбинаты. В пределах КМА возникло производство металлизированных окатышей совместно с ФРГ. На их основе создана бездоменная электрометаллургия. Старый Оскол – Оскольский электрометаллургический комбинат. Передельные заводы – Москва («Серп и молот», «Электросталь»). В последние годы создано производство холоднокатанной ленты (сталепрокатные заводы). Северный экономический район – Череповецкий комбинат, размещенный между железной рудой Карелии (Костомукша) и Кольского полуострова (Оленегорского, Ковдорского) и коксо-Печорского бассейна. Поставляет продукцию главным образом в Санкт-Петербург.
3) Сибирь и Дальний Восток – 13% производство черных металлов. Комбинаты – Новокузнецк (Кузнецкий металлургический комбинат), в 20 км от Новокузнецка (Западно-Сибирский металлургический комбинат). Оба предприятия используют кокс Кузбасса; железную руду Горной Шории, Хакассии и Ангаро-Илимского бассейна; марганец Усинского месторождения. Передельная металлургия – Новосибирск, Красноярск, Петровск-Забайкальский (Читинская область), Комсомольск-на-Амуре. Ферросплавы – Новокузенцк. В перспективе планируется создание заводов черной металлургии на малом БАМе в Тайшете.
За пределами малого БАМа расположены предприятия передельной металлургии.
Северный Кавказ – Красный Сулим, Таганрог (Ростовская область).
Поволжье – Волгоград.
Волго-Вятский район – река Выкса, Кулебаки (Нижегородская область).
Дальний Восток – Комсомольск-на-Амуре.
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли. На территориальную организацию черной металлургии оказывает влияние:
-концентрация производства, по уровню которой Россия занимает ведущее место в мире — металлургические заводы полного цикла Липецка, Череповца, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Новотроицка, Челябинска и Новокузнецка производят более 90% чугуна и около 89% российской стали;
-производственное комбинирование, означающее объединение на одном предприятии нескольких взаимосвязанных производств различных отраслей;
-материалоемкость производства, обеспечивающая 85–90% всех затрат по выплавке чугуна (на производство 1 т чугуна идет 1,5 т железной и 200 кг марганцевой руды, 1,5 т угля, свыше 0,5 т флюсов и до 30 м3 оборотной воды);
-высокая энергоемкость, которая выше, чем в развитых странах мира;
-высокая трудоемкость на отечественных металлургических предприятиях.
Производственную базу черной металлургии составляют предприятия полного цикла: чугун — сталь — прокат, а также заводы, выпускающие чугун — сталь, сталь — прокат и раздельно чугун, сталь, прокат, относящиеся к передельной металлургии. Выделяется малая металлургия, или производство стали и проката на машиностроительных заводах в основном из металлолома.
Факторы размещения предприятий черной металлургии чрезвычайно разнообразны. Черная металлургия полного цикла располагается либо вблизи источников сырья (Уральская металлургическая база, металлургическая база центральных районов европейской части), либо вблизи топливных ресурсов (Западно-сибирская металлургическая база), либо между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).
Предприятия передельной металлургии, использующие в качестве сырья в основном металлический лом, ориентируются на районы развитого машиностроения и места потребления готовой продукции. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.
Особыми факторами размещения отличается производство электросталей и ферросплавов. Электростали производят вблизи источников электроэнергии и металлического лома (г. Электросталь Московской обл.). Ферросплавы — сплавы железа с легирующими металлами — получают в доменных печах или электротермическим способом на металлургических предприятиях и специализированных заводах (Челябинск).
Основные факторы размещения предприятий черной металлургии
Предприятия и производства Факторы размещения
Горно-обогатительные комбинаты Сырьевой
Коксогазовые заводы В составе металлургических заводов полного цикла
Металлургические заводы полного цикла Сырьевой, топливный, у источников электроэнергии и пресной воды
Передельная металлургия Тяготеет к центрам машиностроения
Производство ферросплавов Тяготеет к крупным источникам электроэнергии и металлургическим заводам полного цикла
Современное размещение по территории страны. Главные районы и предприятия. Крупнейшим производителем чугуна и стали в России с ХVIII в. остается Уральская металлургическая база, которая является наиболее полифункциональной и дает 47% черных металлов в стране. Она работает на привозном топливе — уголь Кузбасса и Караганды (Казахстан) — и рудах КМА, Казахстана (Соколовско-Сорбайские), местном Качканарском месторождении. Здесь действуют предприятия полного цикла (Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новотроицк), передельные (Екатеринбург, Ижевск, Златоуст, Лысьва, Серов, Чусовой), по производству доменных ферросплавов (Серов, Челябинск), по выпуску трубопроката (Первоуральск, Каменск-Уральский, Челябинск, Северск). Это единственный регион в стране, где выплавляются природно-легированные металлы (Новотроицк, Верхний Уфалей) и чугун на древесном угле. На восточных склонах Уральских гор расположены предприятия полного цикла, на западных — предприятия передельной металлургии.
Второй по значению является Центральная металлургическая база, охватывающая Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный экономические районы, а также Верхнее и Среднее Поволжье. Она полностью работает на привозном топливе (донецкие, печорские угли), ядром ее является ТПК КМА.
На территории Центральной металлургической базы расположен ряд основных предприятий и производств. В Центральном Черноземье осуществляется выплавка чугуна и доменных ферросплавов (Липецк), находится Новолипецкий завод полного цикла, в Старом Осколе — единственный в России электрометаллургический комбинат. В Центральном районе действует Новотульский комбинат полного цикла, завод по выплавке литейного чугуна и доменных ферросплавов (Тула), Орловский сталепрокатный завод, Московский передельный завод “Серп и молот”, комбинат “Электросталь”. Череповецкий завод, расположенный в Северном районе, использует железные руды Кольского полуострова и каменный уголь Печоры. В Волго-Вятском районе находятся металлургические заводы Выксы и Кулебак. В Верхнем и Среднем Поволжье передельная металлургия развивается во всех машиностроительных центрах — Набережных Челнах, Тольятти, Ульяновске. Энгельсе и др.
Новая Сибирская металлургическая база формируется на территории Сибири и Дальнего Востока. Сырьем являются руды Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимского бассейна, топливом служат угли Кузбасса. Производство полного цикла представлено в Новокузнецке (Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты). Здесь же работает завод по производству ферросплавов, передельные заводы — в Новосибирске, Петровске-Забайкальском, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре.
На Дальнем Востоке черная металлургия будет развиваться в направлении создания заводов полного цикла на основе месторождений якутских углей и железорудных месторождений Алданской провинции, которая обеспечила бы потребности региона в металле и устранила бы дорогостоящие перевозки миллионов тонн металла.
Межрайонные связи. Комплексообразующее и районообразующее значение металлургического комплекса в территориальной структуре народного хозяйства России очень велико. Межрайонные связи по черным металлам в значительной мере обусловлены разнообразием выпускаемых профилей проката и региональными различиями в структуре их потребления, высокой территориальной концентрацией производства проката, территориальная рассредоточенность потребления проката, несогласованностью в масштабах различных переделов (чугун, сталь, прокат) по металлургическим базам, отсутствием трубопроката в восточных районах.
Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Россия занимает первое место в мире по добыче железной руды и уровню концентрации её производства.
Предприятия черной металлургии локализуются по основным топливно-сырьевым базам: на Урале, в Центральном и Северном районах, в Западной Сибири.
На Урале сформировались крупнейшие центры черной металлургии: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Екатеринбург, Серов, Златоуст и др. В настоящее время 2/3 выплавки чугуна и стали приходится на Челябинскую и Оренбургскую области. При значительном развитии передельной металлургии (выплавка стали превышает производство чугуна) главную роль играют предприятия с полным циклом. Они расположены вдоль Восточных склонов Уральских гор. На Западных склонах в большей мере размещена передельная металлургия. Металлургия Урала характеризуется высоким уровнем концентрации производства. Особое место занимает Магнитогорский металлургический комбинат. Он является самым крупным по выплавке чугуна и стали не только в России, но и в Европе.
Урал является одним из главных регионов производства стальных труб для нефте- и газопроводов. Крупнейшие его предприятия размещены в Челябинске, Первоуральске и Каменск-Уральске. В настоящее время металлургия Урала реконструируется.
Центральная металлургическая база включает крупные предприятия полного металлургического цикла: Новолипецкий металлургический комбинат (г. Липецк), и Новотульский завод (г. Тула), металлургический завод “Свободный сокол” (г. Липецк), “Электросталь” под Москвой (передельная качественная металлургия). Развита малая металлургия на крупных машиностроительных предприятиях. Введен в действие Оскольский электрометаллургический комбинат по прямому восстановлению железа (Белгородская обл.). Сооружение этого комбината – самый большой в мире опыт внедрения бездоменного металлургического процесса. Преимущества этого процесса: высокая концентрация взаимосвязанных производств – от окомкования сырья до выпуска конечного продукта; высокое качество металлопродукции; непрерывность технологического процесса, что способствует соединению всех технологических участков металлургического производства в одну высокомеханизированную линию; значительно большая мощность предприятия, не требующего кокса для выплавки стали.
Сибирь: Современное производство здесь представлено двумя крупными предприятиями: Кузнецким металлургическим комбинатом (с производством полного цикла) и Западно-Сибирским заводом, а также ферросплавным заводом (г. Новокузнецк). Передельная металлургия : представленная несколькими передельными заводами (Новосибирск, Красноярск, Гурьевск, Петровск-Забайкальский, Комсомольск-на-Амуре).
Главные проблемы в переходный период. Как отмечают в Минпромэнерго РФ, основные перспективы дальнейшего укрупнения российских металлургических компаний связаны с экспансией за рубежом, главным образом в страны Восточной Европы и СНГ. В министерстве убеждены, что сегодня металлургия не может развиваться небольшими компаниями.
Конечно, источниками инноваций может стать и часто оказывается малый бизнес, однако для развития отрасли необходимы концентрация капиталов, управленческих и производственных ресурсов, а также реализация полной технологической цепочки - от научных исследований до послепродажного сопровождения, вплоть до утилизации. Только крупный бизнес совместно с государством может взять на себя бремя и риски экономического развития.
Проблемой для российской промышленности, в том числе для металлургической отрасли, является высокая степень износа основных производственных фондов. Значительная часть оборудования находится на уровне 80-х годов прошлого столетия. Правда, в стране есть и современные предприятия.
Не менее серьезная проблема — ограниченность разведанных запасов минерального рудного сырья. Критическая ситуация сложилась с геологоразведкой.
Помимо упомянутых основных проблем, работа предприятий металлургического комплекса осложняется относительно высокими ценами на продукцию и услуги естественных монополистов. Доля затрат на услуги этих монополий в средней стоимости единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии - 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная или алюминиевая, эта доля составляет около 40%.
3. Территориальная и отраслевая структура народного хозяйства России
Хозяйство страны представляет собой совокупность отраслей материальной и нематериальной сфер производства.
При характеристике хозяйственного комплекса важно проанализировать состав отраслей и групп отраслей, входящих в него (отраслевую структуру), а также их размещение по территории страны (территориальная структура).
Россия обладает крупнейшими природными, территориальными, трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением. Ее хозяйство сформировалось в результате длительной истории развития.
Российская Федерация — самое крупное государство СНГ. Народное хозяйство России отличается сложной структурой.
Единый комплекс народного хозяйства страны состоит из взаимосвязанных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Отраслью называют совокупность предприятии, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги.
Основой экономики России является материальное производство. Оно включает:
-отрасли, непосредственно создающие материальные блага — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
-отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям — транспорт и связь по обслуживанию материального производства;
-отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения — торговлю, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание.
Непроизводственную сферу образуют:
-отрасли услуг — коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт и т.д.;
-отрасли социального обслуживания — просвещение, здравоохранение, культура, искусство, наука, научное обслуживание:
-отрасли управления и обороны. Отраслевую структуру хозяйства оценивают различными способами: например по числу занятых в каждой сфере, по объему продукции (в рублях) или по стоимости основных производственных фондов.
В России, как и в других развитых странах, в последние десятилетия отраслевая структура экономики претерпела существенные изменения. Произошло увеличение доли населения, занятого в непроизводственной сфере, за счет снижения доли работников материального производства. Это связано с повышением роли социальных факторов. Но ведущую роль в отраслевой структуре все же продолжает играть промышленность.
На промышленность приходится более 1/2 национального дохода страны, в промышленности и строительстве трудятся да 40% занятых в народном хозяйстве.
Особенностью структуры экономики России являются также очень высокая доля добывающей промышленности (в ней занято 23% всех работников), промышленного производства и мощная оборонная промышленность. Последнее связано с многолетним противостоянием СССР — США.
Основные для жизни государства отрасли — оборона, безопасность граждан, образование, здравоохранение, строительство, транспортных магистралей находятся в ведении государства.
В настоящее время экономика России переживает глубокий кризис структур управления. Следствием этого кризиса является отсталая структура хозяйства, в которой преобладают природоэксплуатирующие отрасли.
В период 1992-1994 гг. Россия входила в первую десятку стран мира по размеру ВВП. Резкий спад производства в девяностых годах привел к стремительному сокращению объема ВВП и размера ВВП на душу населения. Тем не менее, наша страна, как ранее, по экономическим показателям во много раз превосходит многие государства мира.
Огромный людской, экономический, природный потенциал России позволяет надеяться, что она преодолеет трудности переходного периода. Свидетельствами начавшихся положительных изменений стали: прирост промышленного производства, впервые в постперестроечное время отмеченный в 1997 г. в России (на 1,5%), и прекращение сокращения объема ВВП. За годы экономических реформ в нашей стране произошли важные изменения. Возникли элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, функционирующие рынки.
Стратегической задачей России в настоящее время можно назвать создание сбалансированной высокоэффективной экономики при сохранении государственного регулирования в определенных хозяйственных сферах. Повсеместно в высокоразвитых странах мира рыночная экономика сочетается с централизованным государственным управлением таких важных сфер, как оборона, безопасность граждан, образование, здравоохранение, строительство транспортных магистралей.
Кроме того, благополучие и процветание России и других бывших союзных республик, а ныне независимых государств, напрямую зависит от развития интеграционных процессов на современном постсоветском пространстве. В свете этого важными этапами стали: договор о создании Экономического союза стран СНГ, четырехсторонний договор (между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией) об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, создание Белоруссией и Россией в 1996 году содружества суверенных республик, а с 1997 года - Союза.
В Советском Союзе при господстве государственной собственности управление экономикой происходило по отраслевому принципу. В настоящее время усложнение межотраслевых связей и форм собственности привело к тому, что отраслевой подход не отвечает всем требованиям управления экономикой. Вместо него в экономике и географии стали использовать межотраслевой подход.
Межотраслевой комплекс (МОК) — система предприятий и учреждений различных отраслей, объединенных выпуском определенной продукции, т.е. выполняющих общую народнохозяйственную функцию.
Важнейшими МОК России являются топливно-энергетический, машиностроительный, конструкционных материалов, транспортный, агропромышленный, комплекс товаров народного потребления.
В 90-х гг 20 века произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности. Произошел разрыв традиционных взаимосвязей между предприятиями, выросли цены на энергоносители (до уровня мировых), остановилось большое число производств (особенно ВПК), утрачена часть кадрового и научного потенциала. В результате наблюдался спад производства во многих отраслях, а также структурные изменения в МОК.
Господствующее значение в промышленности по-прежнему занимают МОК, специализирующиеся на производстве сырья, топлива, энергии и различных материалов (топливно-энергетический, металлургический, химический и др.). На МОК, занятые выпуском конечной продукции, приходится менее 20% общего объема производства.
Список использованной литературы
1. Козьева И.А. Экономическая география и регионалистика. – М.: Киорус, 2005.
2. Кузнецов А.А., Нестеров Г.Г. Экономическая география. Справочник. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – 320 с.
3. Мишуров С.С., Щуков В.Н. Основы регионалистики / С.С. Мищуров. – Иваново, 2003.
4. Экономическая география России: Учеб. / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 568 с.
|