СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Если обратиться к многокритериальной классификации предпринимательских рисков, то по исследуемому предприятию можно сказать, что существующие риски на данном предприятии относятся к хозяйственным рискам, которые в таблице многокритериальной классификации относятся к рискам «по источнику возникновения». По причине возникновения возникший риск можно отнести к неопределенности будущего. По однозначности действия факторов риска данный риск относится к спекулятивному, а по этапу проявления – к финансовому.
2. Поэтапный анализ рисков исследуемого предприятия
Оценить общую эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия позволяют следующие коэффициенты:
Общая рентабельность капитала
;
= 4262 / 38829 * 100 = 10,98%.
Данный коэффициент характеризует рентабельность предприятия, то есть общий доход, получаемый от всех видов деятельности по отношению к общей стоимости имущества или капитала. Но этот коэффициент не учитывает расходов, связанных с налогом на прибыль, который уменьшит рентабельность, так как балансовая прибыль уменьшается на сумму налога.
Экономическая рентабельность по чистой прибыли
;
= 3336 / 38829 * 100 = 8,59%.
Для получения более объективной информации рассчитывают коэффициент экономической рентабельности по чистой прибыли, так как именно чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и характеризует его доходность.
Балансовая прибыль на 1 рубль оборота ;
= 4262 / 145030 = 0,0293.
Данный коэффициент рассчитывается на начало и конец года, чтобы проследить динамику роста или падения прибыли на 1 руб. реализованной продукции и сделать соответствующие выводы.
Чистая прибыль на 1 рубль оборота ;
=3336 / 145030 = 0,0230.
Этот показатель также рассчитывается на начало и конец года. Но он более объективно характеризует эффективность предприятия.
Оборачиваемость займов ;
= 145030 / 6500 = 22,31.
Данный показатель наиболее интересен кредиторам, так как он характеризует эффективность вложения средств. Но он также характеризует целесообразность привлечения данного вида инвестиций, что представляет интерес для финансовых служб предприятия.
Оборачиваемость дебиторской задолженности
;
= 145030 / 3176 = 45,66.
Данный показатель также рассчитывается на начало и конец периода. Нормальным считается если этот коэффициент не меньше 8 (45дней).
Из таблицы 1 (см. Приложение 1) видно, что предприятие наращивает объем реализации в стоимостном выражении, что само по себе положительно характеризует его деятельность. По сравнению с 2006 г. выручка возросла на 11,45% и составила в 2007 г. 145 030 тыс. руб. При этом величина активов снизилась почти на 6%, что свидетельствует об эффективном использовании имущества. В 2008 г. темп прироста выручки значительно увеличился и составил 65,79% относительно уровня 2007 г. Этому способствовало увеличение активов на 23,24% по сравнению с 2007 г. Для большей сопоставимости показателей выручки необходимо скорректировать их величины в соответствии с индексом инфляции, а также сравнить объемы выпуска (реализации) в натуральных измерителях.
На протяжении рассматриваемого периода ООО «Хлеб» работало без убытков, обеспечивая относительно стабильную невысокую величину прибыли. Это обусловливает достаточно низкий уровень рентабельности. На конец 2008 г. общая рентабельность капитала составила 10,30%, при этом экономическая рентабельность по чистой прибыли - только 8,42%. Рентабельность продаж (не отражена в таблице), рассчитываемая по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости, снизилась с 4,57% в 2007 г. до 3,25% в 2008 г. Также снизились показатели прибыли на 1 руб. оборота, которые составили на конец 2008 г. 1-2 коп. на рубль выручки.
Дебиторская задолженность предприятия поддерживалась на достаточно стабильном уровне, имея замедляющуюся тенденцию снижения и сохраняя хорошую оборачиваемость. В то же время резкими, опережающими рост выручки, темпами увеличивалась кредиторская задолженность. В 2007 г. прирост составил 6 132 тыс. руб. или 66,80%, а в 2008 г. - 10 539 тыс. руб. или 68,83%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме источников средств увеличилась с 22,96% в начале 2007 г. до 55,68% на конец 2008 г.
Очевидно, что данная структура заемных средств крайне рискованна, т.к. ставит предприятие в зависимость от финансового положения своих контрагентов, а также делает его очень чувствительным к изменениям во внешней среде. На лицо резкая разбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о высоком риске неплатежеспособности предприятия.
Анализ структуры активов проведем на основе данных Приложения 2. В таблице представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за анализируемый период.
Значение данного показателя в большой степени обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота средств анализируемой организации. В ходе внутреннего анализа структуры активов следует выяснить причины резкого изменения коэффициента (если это имеет место) за отчетный период.
Структуру пассивов, также представленную в Приложении 2 характеризуют коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, для расчета которых необходимо брать реальный собственный капитал и скорректированные заемные средства.
Расчет реального собственного капитала и скорректированных заемных средств представлен в Приложении 3 и Приложении 4 соответственно.
Из приложений 3 и 4 видно, что коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов довольно резко увеличивался; коэффициент автономии снижался, а коэффициент соотношения заемных и собственных средств, соответственно, увеличивался. Данные тенденции привели к тому, что два последних показателя, имея на начало 2007 г. допустимые значения, к концу 2008 г. упали значительно ниже нормы. Это свидетельствует о невозможности покрыть обязательства предприятия собственными средствами и характеризует структуру активов и пассивов ООО «Хлеб» как неудовлетворительную.
Разница реального собственного капитала и уставного капитала является основным исходным показателем устойчивости финансового состояния. Расчет оценки достаточности реального собственного капитала дан в приложении 5.
Из расчетов видно, что реальный собственный капитал предприятия превышает его уставной капитал на протяжении исследуемого периода. Это означает, что минимальное условие финансовой устойчивости выполняется. Однако следует отметить негативную динамику изменения, его величина значительно снизилась в 2007 г., а в 2008 незначительно возросла, сохранив существенное отставание от уровня 2006 года.
Следующей задачей после анализа наличия и достаточности собственного капитала является анализ наличия и достаточности источников формирования запасов. Анализ обеспеченности запасов источниками приводится в приложении 6. Из таблицы видно, что предприятие на протяжении исследуемого периода находится в кризисном состоянии, на грани банкротства, и это состояние только ухудшалось.
Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.
Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами. Указанные коэффициенты приведены в приложении 7. Из приложения видно, что все показатели ликвидности ниже своих нормативных значений и на протяжении анализируемого периода в основном имели тенденцию снижения, хотя и замедляющимися темпами. Только коэффициент абсолютной ликвидности вырос в течение 2008 г. на 60,20% и составил на конец года 0,0814, превысив значения 2007 года, но не войдя в допустимый диапазон (больше или равно 0,2).
Коэффициент текущей ликвидности по методике расчета соответствует коэффициенту покрытия, рассчитанному в приложении 8. Обобщенно коэффициенты представлены в приложении 9.
Из приложения 8 видно, что и коэффициент покрытия, и коэффициент обеспеченности собственными средствами ниже своих нормативных значений, что позволяет сделать вывод о неудовлетворительной структуре баланса ООО «Хлеб» и неплатежеспособности самого предприятия. Коэффициент восстановления платежеспособности, рассчитанный исходя из периода, равного 6 месяцам, хоть и немного вырос в 2008 г. относительно величины 2007 г., все же значительно меньше 1. Это свидетельствует об отсутствии тенденции восстановления платежеспособности предприятия в отчетном периоде.
Из приложения 9 видно, что данный коэффициент находится в пределах нормы, что соответствует низкой вероятности банкротства. Однако, учитывая возможный диапазон значений (от -14 до 22), следует отметить достаточно невысокую величину коэффициента Альтмана, что в целом свидетельствует о возможности банкротства, несмотря на положительную динамику данного показателя. Тем более что методика расчета индекса не соблюдается строго, в виду невозможности определения рыночной стоимости акций предприятия.
В заключение воспользуемся коэффициентом Альтмана для оценки вероятности банкротства. Важно подчеркнуть, что индекс кредитоспособности (коэффициент Альтмана) рекомендуется использовать только в качестве дополнительного инструмента анализа с предварительной апробацией на опытных данных. Таким образом, рассматривая данный коэффициент в совокупности с показателями ликвидности и критериями признания предприятия неплатежеспособным, рассмотренными выше, необходимо сделать вывод о неудовлетворительном финансовом положении предприятия.
Анализируя показатели работы ООО «Хлеб» за 2006-2008 гг. следует отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию, предприятие наращивает объем товарной продукции в стоимостном выражении, о чем свидетельствует положительная динамика выручки при незначительном росте активов (Приложение 1). По сравнению с 2006 г. выручка возросла на 11,45% и составила в 2007 г. 145 030 тыс. руб. В 2008 г. темп прироста значительно увеличился и составил 65,79%, что обеспечило выручку за 2008 г. в размере 240 447 тыс. руб. В значительной мере это обусловлено постоянным платежеспособным неэластичным спросом на хлебобулочную продукцию, а также инфляционным ростом цен.
В этом периоде предприятие работало без убытков, поддерживая относительно постоянный невысокий объем прибыли, который на конец 2008 г. составил 4 333 тыс. руб., что на 71 тыс. руб. или 1,67% больше величины балансовой прибыли за предыдущий год (Приложение 1). Однако получаемая прибыль не обеспечивает приемлемый уровень рентабельности. Общая рентабельность капитала, рассчитываемая по балансовой прибыли, в конце периода составила 10,30%, что на 6,12% ниже аналогичного показателя за 2007 г. Соответственно, снижаются прочие относительные показатели, характеризующие эффективность деятельности общества в зависимости от объема прибыли: экономическая рентабельность по чистой прибыли; балансовая и чистая прибыль на 1 руб. оборота, которые на конец 2008 г. составили 1-2 коп. на рубль выручки.
В противоположность им значительно возросла оборачиваемость займов, составив на конец 2008 г. 53,43 раза, что на 139,48% больше прошлогоднего коэффициента. Однако это в значительной степени обусловлено отказом или невозможностью привлечения долгосрочных заемных средств на приемлемых условиях, что отчетливо прослеживается по балансу.
Дебиторская задолженность предприятия поддерживалась на достаточно стабильном уровне, имея замедляющуюся тенденцию снижения и сохраняя хорошую оборачиваемость. Определяющее влияние здесь оказывает увеличение выручки.
Анализируя структуру активов и пассивов ООО «Хлеб», следует отметить увеличение доли оборотных активов по сравнению с внеоборотными, что хорошо прослеживаться на примере Приложения 2. Это позволяет предприятию быть более мобильным и способствует повышению платежеспособности. С другой стороны, на протяжении рассматриваемого периода снижается коэффициент автономии (Приложение 3).
Лишь в 2006 г. этот показатель превышает нормативное значение (0,5), составляя 0,5712. К концу 2008 г. он снижается до 0,3349, что меньше уровня 2007 г. на 17,97%. Соответственно, увеличивался коэффициент соотношения заемных и собственных средств, который также превысил свое нормативное значение. Это свидетельствует о неустойчивом финансовом положении и недостаточности собственных средств для покрытия обязательств общества. В тоже время, резкими, опережающими рост выручки, темпами увеличивалась кредиторская задолженность. В 2007 г. прирост составил 6 132 тыс. руб. или 66,80%, а в 2008 г. - 10 539 тыс. руб. или 68,83%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме источников средств увеличилась с 22,96% в начале 2007 г. до 55,68% на конец 2008 г. Тенденция увеличения кредиторской задолженности четко прослеживается в Приложении 2. Очевидно, что данная структура источников средств неудовлетворительна и крайне рискованна, т.к. ставит предприятие в жесткую зависимость от финансового положения своих контрагентов, а также делает его очень чувствительным к изменениям во внешней среде, что негативно сказывается на платежеспособности.
Несмотря на превышение реального собственного капитала над уставным, что является исходным показателем устойчивости финансового состояния, анализ обеспеченности запасов источниками средств показывает, что предприятие на протяжении исследуемого периода находится в кризисном состоянии, на грани банкротства, и это состояние только ухудшалось. Обусловливается это растущим недостатком общей величины основных источников формирования запасов.
Эти выводы подтверждает анализ ликвидности предприятия. Необходимо отметить, что за рассматриваемый период практически все показатели ликвидности ниже своих нормативных значений и имеют тенденцию снижения, хотя и замедляющимися темпами (Приложение 8). Только коэффициент абсолютной ликвидности вырос в течение 2008 г. на 60,20% и составил на конец года 0,0814, превысив значения 2007 года, но не вошел в допустимый диапазон (больше или равно 0,2). Главным образом это обусловлено недостатком собственных средств и ростом обязательств ООО «Хлеб» перед своими контрагентами. Все это дает основания рассматривать положение дел как критическое.
Следует отметить, что и коэффициент покрытия, и коэффициент обеспеченности собственными средствами ниже своих нормативных значений (Приложение 9). Это позволяет сделать окончательный вывод о неудовлетворительной структуре баланса ООО «Хлеб» и неплатежеспособности самого предприятия. Коэффициент восстановления платежеспособности, рассчитанный исходя из периода, равного 6 месяцам, хоть и немного вырос в 2008 г. относительно величины 2007 г., все же значительно меньше 1. Это свидетельствует об отсутствии тенденции восстановления платежеспособности предприятия в отчетном периоде и дает основания считать предприятие потенциальным банкротом.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие находится в сложном, кризисном финансовом положении и нуждается в незамедлительных комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности, ликвидности и конкурентоспособности. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать причины увеличения обязательств и сроков погашения дебиторской задолженности, оптимизировать основные статьи расходов и затрат, обеспечить увеличение собственных ресурсов и провести оптимизацию налоговых отчислений, что требует углубленного анализа соответствующих статей, краткосрочного и перспективного планирования при взаимодействии всех служб предприятия.
3. Систематизация существующих рисков исследуемого предприятия
Был проведен анализ положения ООО «Хлеб» среди своих основных конкурентов. Основными конкурентами на сегодняшний день являются мини-пекарни «Колобок», ЧП «Первых».
Таблица 1
Сильные и слабые стороны предприятия ООО «Хлеб» в конкурентном окружении
Формы конкурентоспособности Рассматриваемое
предприятие Конкуренты
Наз-ие Колобок ЧП «Первых» ЧП «Свежий хлеб»
1 2 3 4 5 6
1. Х/б изделия
-качество обслуживания
-уровень сервиса
-престиж торговой марки
-безопасность
-комфортность
-месторасположение
-дополнительные услуги
-ассортимент услуг
4
2. Цена - Опт. скидк - Опт. скидки
3. Каналы и формы сбыта
-торговые агенты
-прямой сбыт
-по ФСС
-другие каналы
-степень охвата рынка
-
5
-
-
4
1
5
-
-
3
2
4
-
-
4
-
4
-
-
5
4. Продвижение х/б продуктов на рынке
-система ФОССТИС – премия сбытовым посредникам
-купоны
-демонстрация х/б на выставках-ярмарках
-призы
-реклама для посредников
-реклама для покупателей СМИ
-
-
-
2
3
Общее количество баллов: 30 46 47 47
Из таблицы видно, что в конкурентном отношении малое предприятие ООО «Хлеб» занимает самую низкую позицию по сравнению со своими конкурентами. Чтобы усилить свое положение в конкурентном окружении предприятию ООО «Хлеб» следует обратить внимание на следующие позиции:
-поднять престиж торговой марки выпускаемых хлебобулочных изделий;
-расширить дополнительные услуги, как для розничных покупателей, так и для оптовых покупателей;
-увеличить ассортимент выпускаемой хлебобулочной продукции;
-расширить степень охвата рынка;
-подумать о привлечении для сбыта продукции посредников;
-увеличить затраты на рекламу своей продукции, продумав, где и как лучше всего разместить рекламные мероприятия.
Анализ сильных и слабых сторон деятельности хлебобулочного предприятия ООО «Хлеб» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия ООО «Хлеб» в конкурентном окружении
Показатели маркетинга Кризисное положение Ухудшение показат-ей Средний уровень, полное соот-ие отр-ым стандартам Выше сред.уровня, показ.стаб-ые Явный лидер в отрасли
1 2 3 4 5 6
1. Доля рынка сбыта, контролируемая предприятием
+
2. Репутация предприятия и его услуг на рынке
+
3. Престиж торговой марки +
4. Расходы по сбыту +
5. Уровень сервиса +
6.Оргтехнические средства для сбыта продукции +
7. Служба продаж, персонал (опыт, квалификация)
+
8. Уровень цен на продукцию +
9. Среднегодовое количество покупателей +
10. Качество поступающей информации о рынке +
Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия ООО «Хлеб» в конкурентном окружении показал, что такие основные показатели, как репутация предприятия и его услуг на рынке, расходы по сбыту, уровень цен на продукцию находятся на среднем уровне, полностью соответствуют отраслевым стандартам. Тем не менее, предприятие имеет возможность, повысив расходы на сбыт продукции, увеличив их на рекламу, поднять спрос на свою продукцию.
В таких показателях, как доля рынка сбыта, престиж торговой марки, уровень сервиса, оргтехнические средства, применяемые для сбыта продукции, служба продаж, среднегодовое количество покупателей, наблюдается ухудшение. Такой показатель, как качество поступающей информации о рынке находится в кризисном состоянии. Это говорит о том, что руководству предприятия следует всерьез подумать о создании маркетинговой службы на предприятии или о принятии в штат предприятия менеджера.
Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия позволил сделать выводы о возможностях предприятия и методах по усилению конкурентоспособности его:
-постепенное расширение штата с учетом объема работы и профессиональных требований; обязательное введение в штат менеджера с опытом работы;
-увеличение доли рынка за счет открытия филиала мини-пекарни;
-увеличение продаж за счет привлечения агентов по продажам, внедрения скидок, усиления рекламы;
-продвижение товара за счет рекламы TV и СМИ;
-ввести дополнительные услуги (бесплатная доставка продукции постоянным оптовым покупателя своим транспортом);
-обновление информационного обеспечения (выделение Интернет, передовая техника и технология).
На рынке хлебобулочных изделий главная задача, стоящая перед ООО «Хлеб» - расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоёванных позиций с помощью расширения ассортимента производимых товаров.
Предприятию было рекомендовано, прежде всего, найти своих потребителей. Для определения положения предприятия в отрасли был проведён маркетинговый анализ сегментов рынка по потребителям, чтобы выбрать ту нишу рынка в выпуске хлебобулочной продукции, которая позволит получить прибыль, дать потенциал роста и подходит предприятию по его возможностям. Исследование ограничилось сбором информации только на территории города и среди покупателей продукции предприятия ООО «Хлеб».
На основе полученных данных были построены диаграммы, некоторые из которых представлены на рис. 1-3.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
-женщины пользуются услугами предприятия чаще, чем мужчины в 2,5 раза;
-наибольший процент, покупающих хлебобулочные изделия, приходится на людей в возрасте от 41 до 55 лет; следующими за ними идут граждане в возрасте от 31 до 40 лет; третьими в этом списке стоят граждане от 20 до 30 лет.
Рис.1. Соотношение респондентов по половому признаку
Рис. 2. Соотношение респондентов по возрасту в процентах
Рис. 3. Соотношение уровня доходов респондентов
-по уровню дохода самыми активными покупателями являются люди с доходом от 500 до 1000 руб. (40 %); до 500 руб. – 31 %. Это говорит о том, что граждане с наиболее низким достатком могут позволить себе купить в основном хлеб, да и то не всегда. Люди со средним достатком чаще всего покупают хлеб, так как он является их основным продуктом питания. Граждане с более высоким доходом покупают хлебобулочные изделия в меньшем количестве, так как могут себе позволить многие другие продукты питания.
Из проведенного анализа руководство предприятия должно сделать для себя выводы, что, так как хлебобулочные изделия чаще всего покупают женщины, они должны быть высокого качества и иметь хорошую упаковку. Именно женщины обращают на это внимание, мужчины же чаще всего просто покупают хлеб. О том, что хлебобулочные изделия должны быть всегда свежими, пышными, отличного качества и в хорошей упаковке, говорит и тот факт, что хлеб покупают чаще всего люди среднего возраста. Это значит, что данные покупатели умудрены опытом, имеют свой вкус и умеют выбирать товар. Их надо заинтересовать, чтобы они покупали продукцию вашего предприятия.
Так как хлебобулочные изделия в большем количестве приобретают люди со средним и малым достатком, то ассортимент их должен быть разнообразным. Данная категория граждан чаще покупает хлебобулочные изделия, чем другие продукты питания и, если ассортимент хлебобулочных изделий будет разнообразным, то это повысит конкурентоспособность в их глазах именно вашей продукции. Ассортимент должен предусмотреть наличие хлебобулочных изделий на разный вкус, с невысокой ценой, с высокими качественными и калорийными показателями.
На втором этапе маркетингового исследования выяснилось, что наиболее важными критериями (Рис.4) при покупке хлеба являются: свежесть (25%), вкус (18%), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%)
Что касается предпочтений покупателей по видам хлебобулочных изделий, то наибольшей популярностью пользуются: хлеб подовый – 28%, формовой белый – 26%, батоны и горбулки – 25%, булочки и сдоба 13%, круглый белый – 5%, диетический зерновой – 3%.
Динамика изменения потребления хлебной продукции (Рис.5) подтверждает рост популярности хлеба подового, батонов и горбулок, формового белого хлеба, а также незначительный (+3%) прирост потребления диетического зернового хлеба (видимо, ввиду увеличения количества людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы). На 4% меньше стали употреблять сдобы вследствие более высоких цен на такие изделия и на 5% меньше стали покупать белого формового хлеба.
Рис 4. Критерии важности при покупке х/б изделий (%)
Рис 5. Предпочтения респондентов по видам хлебобулочных изделий (%)
Что касается предпочтения места покупки, опрос покупателей дал следующий результат (рис.6):
Рис. 6. Места приобретения хлебобулочных изделий респондентами
• 63% покупателей предпочитают покупать хлеб в киосках;
• 29% покупателей покупает хлеб в магазинах;
остальная часть населения приобретает хлеб на рынке (6%) и в других местах (2%).
Таблица 3
Сегментация рынка по потребителям
Критерии сегментации Мужчины
От 20 От 41
до 40 до 70
Женщины
От 20 от 41
до 40 до 70 Средний уровень достатка Люди с хорошим достатком
Демографические:
-возраст потребителя
48 % 52 %
58 % 42 %
71 %
29 %
Социально-экономические:
-рабочие
-служащие
-предприниматели
-бизнесмены
-образование высшее
-образование среднее
10 % 10 %
8 % 8 %
8 % 8 %
6 % 7 %
8 % 10 %
8 % 9 %
14 % 8 %
10 % 7 %
9 % 7 %
8 % 7 %
7 % 6 %
10 % 7 %
17 %
11 %
9 %
8 %
12 %
14 %
2 %
1 %
7 %
10 %
3 %
6 %
Исходя из приведенных данных в таблице, модно сделать вывод, что основными покупателями продукции хлебобулочного предприятия ООО «Хлеб» являются женщины в возрасте от 20 до 40 лет. Причем наибольший процент падает на женщин рабочих, имеющих среднее образование. Больше всего хлебобулочные изделия приобретают люди со средним достатком, люди с хорошим достатком покупают хлеба намного меньше, так как могут позволить себе приобретать более разнообразные продукты питания
Существующее законодательство и проводимая политика государства в области оказания помощи малому предпринимательству способствуют укреплению положения предприятия на рынке хлебобулочных изделий, оказывает помощь в ликвидации возникшего риска банкротства.
Анализ располагаемого капитала показал, что прибыль, получаемая предприятием, не обеспечивает приемлемый уровень рентабельности. Снизились показатели эффективности деятельности предприятия от объема прибыли: рентабельность по чистой прибыли, балансовая и чистая прибыль на 1 руб. оборота, возросла оборачиваемость займов, снизился коэффициент автономии.
Если рассматривать вопрос акционирования, то следует отметить, что на исследуемом предприятии увеличился коэффициент соотношения заёмных и собственных средств, который превысил норму.
Анализ финансового состояния предприятия характеризуется неустойчивым финансовым положением и недостатком собственных средств для покрытия обязательств общества, увеличением кредиторской задолженности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 6. - С. 52-63.
2. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 413 с.
3. Кац И. Антикризисное управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 2. - С. 32-37.
4. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Гольдщтейн Г.Я. – Таганрог: Издво ГРТУ, 2003. – 94 с.
5. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / Под ред. А. Томпсон, А. Дж. Срикленд. – М.: Вильямс, 2007.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкретность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг, 2002. – 886 с.
|