СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
"часто" умножается на три, "иногда" - на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.
Тест на удовлетворённость браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный КЕМ КОГДА И С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком. ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ. Инструкция и бланк опросника приведены в приложении 2.
Обработка результатов.
Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла.
Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») — 1 балл.
За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает - 0 баллов.
Ключевые ответы:
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0-16 баллов — полная неудовлетворенность;
17-22 балла — значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.
29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33-38 баллов — значительная удовлетворенность.
39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.
Тест смысложизненных ориентаций (Леонтьева Д.А.)
Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны). Текст представлен в приложении 3.
Обработка результатов. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:
1. 3 2 1 0 1 2 3 - 3
2. 3 2 1 0 1 2 3 - 1
3. 3 2 1 0 1 2 3 - 4
4. 3 2 1 0 1 2 3 - 5
5. 3 2 1 0 1 2 3 - 2
После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.
Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел.)
Шкалы Мужчины Женщины
M σ M σ
1. Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2. Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4. ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54
Интерпретация субшкал
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Методика EPQ (Г. Айзенк)
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности.
Опросник EPQ включает 101 вопрос и содержит следующие четыре шкалы: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм и 4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого.
Инструкция: Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. В зависимости от того согласны Вы с утверждением или нет, рядом с его номером поставьте « + ». Пожалуйста, отвечайте быстро и честно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
Обработка данных:
Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Ключ:
1. Шкала экстраверсии-интроверсии:
ответы «нет» (-): 22, 30, 46, 84;
ответы «да» (+): 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.
2. Шкала нейтротизма;
ответы «да» (+): 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.
3. Шкала психотизма:
ответы «нет» (-): 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;
ответы «да» (+): 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.
4. Шкала искренности:
ответы «нет» (-): 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95;
ответы «да» (+): 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.
Средние показатели по шкале экстраверсии-интроверсии: 7-15 баллов. Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие - интравертированному.
Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16. Результат менее 8 баллов свидетельствует об эмоциональной стабильности человека, более 16 баллов об эмоциональной нестабильности (нейротизме).
Средние значения по шкале психотизма 5-12 баллов.
Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными, испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Метод ранговой корреляции Спирмена .
Корреляционная связь - это согласованные изменения двух признаков или большего количества признаков (множественная корреляционная связь). Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого.
Корреляционная зависимость - это изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого признака.
Оба термина - корреляционная связь и корреляционная зависимость - часто используются как синонимы.
Корреляционные связи различаются по форме, направлению и степени (силе).
По форме корреляционная связь может быть прямолинейной или криволинейной.
По направлению корреляционная связь может быть положительной ("прямой") и отрицательной ("обратной"). При положительной прямолинейной корреляции более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значениям одного признака - низкие значения другого. При отрицательной корреляции соотношения обратные.
При положительной корреляции коэффициент корреляции имеет положительный знак, при отрицательной корреляции - отрицательный знак.
Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции.
Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r = 1,00; минимальное r =0.
Посредством этого метода выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Если выясняется, что два явления статистически достоверно коррелируют друг с другом и если при этом есть уверенность в том, что одно из них может выступать в качестве причины другого явления, то отсюда определенно следует вывод о наличии между ними причинно - следственной зависимости.
Имеется несколько разновидностей данного метода. В данном исследовании логичнее применить метод ранговой корреляции, так как признаки, между которыми устанавливается зависимость, являются различными и выборка небольшая.
Формула коэффициента ранговой корреляции следующая:
n - число испытуемых ;
d - разница между рангами показателей испытуемых в упорядоченных рядах.
Коэффициент корреляции может быть положительным, отрицательным и нулевым. При положительном коэффициенте изменение одного показателя в сторону увеличения влечет за собой увеличение другого показателя или уменьшение первого показателя влечет за собой уменьшение второго [Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002., стр. 78].
При отрицательном коэффициенте корреляции увеличение одного показателя влечет уменьшение другого и наоборот. При нулевом коэффициенте корреляции показатели никак не связаны.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
2.2. Результаты исследования
Результаты исследования по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюссон) представлены в таблицах 1-3 и на рис. 1.
Преподаватель потребовал оформить таблицы следующим образом:
Таблица 1.
Результаты методики Рассела-Фергюссона у мужчин
n – 20
№ п/п Показатель Уровень
1-м в баллах (Низкий, средний, высокий)
Таблица 2.
Результаты методики Рассела-Фергюссона у женщин
n – 20
№ п/п Показатель Уровень
1-м в баллах (Низкий, средний, высокий)
Таблица 3.
Общие показатели уровня переживания одиночества
по методике Рассела-Фергюссона в %
n – 40
Респонденты Высокий уровень % Средний уровень % Низкий
Уровень %
Мужчины
Женщины
В следующей диаграмме по вертикали должна быть шкала в % от максимального переживания одиночества:
а по горизонтали написано значек «квадратик зеленый» – мужья
«квадратик красный - жены» и столбики высокий-средний-низкий в кол-ве человек (от 0 до 20)
И то же самой с диаграммой «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ»
Рис. 1. Распределение показателей уровня переживания одиночества в семейных парах
Из полученных в результате исследования данных видно, что мужья имеют средний (65%) и низкий (35%) уровень ощущения одиночества, тогда как высокого уровня ощущения одиночества у них не диагностируется.
Жены напротив имеют высокий (45%) и средний (55%) уровень ощущения одиночества, а низкого уровня нет ни у одной из них. Таким образом, можно сделать вывод о том, что жены в отличие от мужей интенсивнее и чаще переживают ощущение одиночества.
Результаты исследования по тесту на удовлетворённость браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) представлены на рис.2.
Рис. 2. Название
где цифры 1-7 обозначают уровни удовлетворенности браком: 1 - соответствует уровню полной неудовлетворенности браком, 2 – значительной неудовлетворенности, 3 - скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность, 4 - частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность, 5 - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность, 6 - значительная удовлетворенность, 7 - практически полная удовлетворенность.
Из рис. 2 видно, что у мужей удовлетворенность браком выше (совокупно по уровням 5-6-7 - 90%), чем у женщин (совокупно по уровням 5-6-7 только 25%). Также в результате корреляционного анализа (таблицы представлены в приложении ) можно говорить о том, что существует тесная взаимосвязь между ощущением одиночества и удовлетворенности браком: в случае мужей коэффициент корреляции составил rs = -0.907, а в случае жен rs = -0.904.
Из этого анализа можно сделать выводы о том, что ощущение одиночества испытывают интенсивнее и чаще те, кто менее удовлетворен своим браком, а из предыдущих выводов видно, что в конечном счете это жены.
Приложение
Приложение 1
Бланк опросника к методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюссон)
Ф.И.О. Пол Возраст
Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+".
Утверждения часто иногда редко никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2. Мне не с кем поговорить.
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто в действительности не понимает меня.
6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
10. Я чувствую себя покинутым.
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.
14. Я умираю по компании.
15. В действительности никто как следует не знает меня.
16. Я чувствую себя изолированным о других.
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.
18. Мне трудно заводить друзей.
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
20. Люди вокруг меня, но не со мной.
Приложение 2
Бланк опросника к тесту на удовлетворённость браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Ф.И.О. Пол Возраст_____
Инструкция: Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов а), в) или с).
Не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение.
1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это происходит в браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а их взаимопонимание нарушается:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:
а) беспокойство и страдание, б) затрудняюсь ответить, в) радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:
а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный.
4. Если бы вы могли, то немалое изменили бы в характере вашего супруга (супруги):
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
5. Одна из проблем современного брака состоит в том, что со временем все становится в нем менее привлекательным, в том числе сексуальные отношения с супругом (супругой):
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, то вам кажется, что вы:
а) несчастнее других, б) трудно сказать, в) счастливее других.
7. Жизнь без семьи и близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
8. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была бы неполноценной:
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает
|