СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
1.1. Понятие профессиональной и деловой этики
Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода - важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно.
Слово «этика» происходит от греческого слова «этос». Поначалу этим словом обозначали привычку, обычай, душевный склад, характер человека. Предполагалось, что этос меняется, а природа человека остается неизменной. Какова эта человеческая природа? Л.Е. Балашов отмечает, что одни полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками. И те, и другие могут привести свои доводы, подтверждающие их точку зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы, даже в ущерб себе. Но с другой стороны, история человечества написана кровью. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека – когда речь идет о войне, убийстве или насилии. Нет, возможно, человек все же хищник, волк[1].
Впервые слово «этика» употребил древнегреческий философ Аристотель. Он образовал это понятие от слова «этос». Этикой Аристотель назвал особую область исследования – практическую философию, которая пытается ответить на вопрос – как мы должны жить? Аристотель глубокомысленно заметил, что этика «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться»[2].
Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы поступать возможно этически (нравственно) правильно. Этика исследует, все то, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении ценностей. Под ценностью подразумевается то, что превыше всего и к чему можно и должно стремиться, относиться с уважением, признанием и почтением. Наличие множества человеческих потребностей объясняет существование разных оценок. То, что для одного имеет большую ценность, для другого малую или совсем никакой. Но в любом случае ценности надлежит искать и во всех ситуациях, и в поведении личности.
В этике существует так называемое золотое правило – принятое в этой области науки название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». У философа Сенеки есть более краткая формула: «Что ты людям, то и они тебе». Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества – если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, сам никому не делай зла – придан характер обязательного предписания. Смысл его таков: человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей[3].
Общие предписания не всегда помогают индивиду найти правильное жизненное решение. Бывает так, что они, напротив, погружают его в трясину господствующих моральных предрассудков. Означает ли это, что нравственный антинормативизм предпочтительнее? Разумеется, нет. Воспитание нравственности начинается с усвоения этических правил, которые выработало человечество и которые действенны и истинны для всех стран и народов, для всех эпох. Однако в критических ситуациях не всегда можно спрятаться за готовые решения.
Таким образом, человек сам решает, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Он сам определяет, что является нравственным, а что может оказаться всего лишь этическим предрассудком. Это вовсе не означает, что философия нравственности не ставит общих вопросов, которые имеют философский смысл.
Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить компромиссы. Вот некоторые из них, на которые обращает внимание М. Зенович[4]:
1) концепция «служения обществу», которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их мировоззрения;
2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск;
3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена;
4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее «пятнышко» на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные. У журналистов также имеется свой кодекс чести (См.: Приложение 1);
5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях;
6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
7) принцип «в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании».
Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы. Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.
Существует так называемая «профессиональная этика», и в частности – «деловая этика».
Речь идет о нормах поведения предпринимателя, в нашем случае журналиста, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее[5].
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента воздействия на людей.
1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.
2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя[6].
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Hо одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с «рыночным» инструментом управления больший вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах[7].
Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
Этика ведения бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным намеренную публикацию информации, наносящей моральный и материальный ущерб личности или организации.
В качестве примера публикации, содержащей несомненно глубоко оскорбительный материал для лица, о котором идет речь, приведем статью из газеты «Московские новости».
Пример:
КИНО ЖИВОЕ–НЕЖИВОЕ
Пресс-конференцию создатели фильма начали с оправданий. «Побег» почти один в один повторяет «Беглеца» с Харрисоном Фордом? А что ново под луной? Журналисты в самых драматических местах смеялись до слез? Значит такие у нас журналисты. Между тем не все так смешно. Именно этот фильм поставил перед критикой новую проблему — Егора Кончаловского. Каждый его фильм ожидается как событие. Однако он ничем не зарекомендовал себя как режиссер. Три отснятые им до «Побега» картины были в кассу, но не в жилу... Дело не только и не столько в предсказуемости и заштампованности сюжетных ходов. Дело в пошлости интонаций, с которой Кончаловский в лучших традициях прозы Татьяны Устиновой рассказывает нам эту историю. Это пошлость человека, набившего руку на двух-трех приемчиках, но совершенно не обладающего кинематографическим чутьем. У Кончаловского нет ни чувства меры, ни вкуса, ни чувства аромата и обаяния кино, ему не доступны тонкости, не слышны шепоты и не видны полутона… Его кино — прямое, плоское и холодное как железнодорожный рельс. (Часть текста выделена автором книги – Ивановой К.) Ольга Шумяцкая «Московские новости», № 12 (1279), 25–31.03.2005[8].
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.
2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах.
3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение.
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте.
5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих[9].
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Профессиональная, деловая этика не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами служащие и рабочие, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.
Таким образом, условиями формирования цивилизованной профессиональной, деловой этики являются:
-свобода - как политическая, так и экономическая. А, следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;
-стабильность - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;
-пропаганда - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;
-право - не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса.
-ассоциирование - создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие меры.
1.2. Профессиональная этика журналиста
При более подробном взгляде на профессиональную мораль, основные принципы которой мы отметили, возникает вопрос, как же формируются подобные регуляторы работы журналиста. Рассуждение можно начать с того, что деятельность журналиста сложна и неоднозначна и может по-разному быть оценена как в результате, так и в процессе работы.
Общественный и корпоративный интересы могут совпадать друг с другом, а могут вступать в конфликт. В процессе деятельности журналиста отношения между ним и другими членами общества могут обостряться, поскольку журналисту постоянно приходится включаться в социальные конфликты и занимать в них ту или иную позицию. Перед пишущим постоянно возникают моральные искушения и соблазны. Он может им поддаться, умолчать о чем-то существенном, но неприятном, может также использовать печатную трибуну для выражения личных или групповых амбиций. И как результат - напряженность в отношениях с другими членами общества у него воспроизводится вновь и вновь.
Предмет журналистской деонтологии, как отмечает Г.В. Лазутина, во-первых, составляет система обязанностей и норм поведения, выражающих отношение журналиста к своей профессии, к ее чести и достоинству, которая предполагает ответственность за нарушение этих норм. Во-вторых, в ее предмет входят правила, регулирующие отношения журналиста, с теми, кто пользуется плодами его труда: с читателем, зрителем, слушателем. Ибо именно в этой системе связи журналист реализует свой профессиональный долг[10].
Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию, только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма. Другие требования носят более общий характер и оставляют журналисту больше самостоятельности. Скажем, «следи, чтобы своим материалом ты невольно не затронул интересы третьих лиц». Здесь автору материала приходится думать и решать самому.
Предписания более общего порядка, выходящие за рамки частной ситуации, мы называем принципами профессиональной морали. Принципами профессиональной морали журналиста называют не только абсолютные требования, но также и нормативные предписания профессионального поведения, выходящие за рамки отдельной ситуации.
Г.В. Лазутина, например, рассматривает совокупность этих требований как трехэтажную пирамиду. На верхнем этаже она размещает такие категории, как профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень, по ее мнению, составляют профессионально-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требования к поведению журналиста. К группе регуляторов третьего уровня она относит запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты поведения журналиста в конкретных производственных ситуациях, - собственно профессионально-этические нормы[11].
Профессиональная мораль способна оказывать воздействие на трудовую деятельность не только с помощью законодательных норм. Она регулирует поведение и через систему ценностей, на утверждение которых ориентирует журналиста. Если в понятии нормы подчёркивается обязанность поступать определенным образом и подразумеваются санкции за ее нарушение, то в ценности превалируют добровольность и внутренняя убежденность в необходимости следовать ей. Если норма конкретизирует содержание поведения в той или иной типичной ситуации, то ценность всегда предлагает более общий ориентир.
Профессиональная мораль журналиста в этом отношении не составляет исключения. Более того, требования общества к работникам прессы, как известно, фиксируются в кодексах, к которым в обиходе часто сводят всю профессиональную мораль журналиста. Их, собственно говоря, и называют журналистской этикой - настолько крепко запечатлен в общественном мнении удельный вес декларируемых ими норм. И хотя ни для кого из пишущего цеха не составляет тайны, что провозглашаемая нравственность и реальные нравы могут решительно расходиться друг с другом, общественное мнение профессиональной среды просто-напросто не способно функционировать без опоры на эталоны поведения, признаваемые большинством. Нравственная норма никогда не предписывает ничего такого, к чему часть человечества не пришла бы уже в результате своего социального опыта и не убедилась бы в его целесообразности.
[1] Балашов Л.Е. Философия. – М.: Дашков и к, 2004. – С. 16-17.
[2] Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1, 2. – М.: Просвещение, 1976. – Т. 1. – С. 54.
[3] Балашов Л.Е. Указ. соч. – С. 32.
[4] Зенович М. Этика предпринимательства: можно ли блефовать в бизнесе? // Деловой мир. – 1992. - № 173. – С. 4-5.
[5] Яновский А., Яновская М. Этика предпринимательства. // Хозяйство и право. – 1993. - № 4. – С. 52-53.
[6] Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Владос, 2000. – С. 76.
[7] Миникес Л. Несколько советов не только деловым людям. // Наука и жизнь. – 1992. - № 8. – С. 58.
[8] Иванова К. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR текстов. – М.: Юрайт, 2004. – С. 27.
[9] Зенович М. Указ. соч. – С. 7.
[10] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 82.
[11] Лазутина Г.В. Указ. соч. – С. 84.
|