СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ГЛАВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ
Анализируя конституции различных государств, можно, видимо, выделить три главные формы государства: монократическую, сегментарную и поликратическую. Их классификация основана на единстве способов организации и осуществления государственной власти, включая структуру и взаимоотношения органов государства, территориальной организации власти и методах ее осуществления.
В условиях монократической (единовластной) государственной формы существует единственный центр власти, разделение властей отвергается либо не имеет места на практике. Доминирует исполнительная власть, глава государства. Территориальная организация государства имеет высокоцентрализованный характер, среди методов осуществления государственной власти преобладает принуждение, в том числе религиозное и идеологическое принуждение, а то и прямое насилие. Такая форма складывается в условиях фашизма, в странах капиталистической ориентации с однопартийной системой, в некоторых мусульманских странах с идеологией фундаменталистского ислама. Разновидностью такой государственной формы является республика типа Советов (Советская Республика), существовавшая в СССР, странах Восточной Европы, сохраняющаяся сейчас в государствах тоталитарного (в экономике уже полутоталитарного) социализма, независимо от того, действует одна или несколько партий, будь то унитарное государство или провозглашаемый федерализм и т. д.
Ее своеобразие заключается в том, что реальную государственную власть узурпирует «руководящая и направляющая» коммунистическая партия, а монократизм правления осуществляется под прикрытием демократических концепций (демократия для трудящихся, федерализм, автономия как форма осуществления права наций на самоопределение, выборные советы как единственные полновластные органы, политическая роль массовых организаций и т. д.).
Поликратическая («многовластная») государственная форма – ее иногда называют демократической, полиархической – является противоположностью монократической. Она основывается на демократических методах управления. Признается и осуществляется разделение властей с ролевой автономией различных органов государства, системой сдержек и противовесов властей, их взаимодействием. Территориально-политическая организация государства исходит из размежевания сфер государственной власти и местного самоуправления, на местах создаются выборные органы местного самоуправления (если есть представители государственной власти, то они осуществляют административный контроль в отношении органов местного самоуправления только с точки зрения соблюдения законности), в управлении обществом преобладают поиски компромисса и консенсуса, но это не исключает принуждения со стороны государства в соответствии с законом, принята концепция правового государства. Такая государственная форма существует во многих странах развитого капитализма (США. Франция. Япония и др.).
Сегментарная государственная форма, то есть состоящая из разнородных отрезков целого, сочетает черты первой и второй. Признается разделение властей и частичная ролевая автономия ветвей власти, но при доминировании главы государства, исполнительной власти. Наблюдается повышенная централизация при организации территории государства, существует ограниченное самоуправление под контролем назначаемых чиновников (если назначенных представителей государственной власти нет, то права местных органов ограничены и крайне сужена их финансовая база). Используются некоторые демократические методы управления при сочетании с авторитарными, а то и при преобладании последних. Многие постсоциалистические государства, Южная Корея, некоторые страны Латинской Америки, Пакистан, Шри-Ланка относятся к данной форме.
Жестких, непреодолимых барьеров, однако, между этими тремя основными государственными формами нет.
2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Понятие форм правления и форм государственного устройства
Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
• как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
• монархические (абсолютные, конституционные)
• республиканские (президентские, парламентские)
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
2.2. Монархия
Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
• наследственный порядок преемственности верховной власти;
• представительство государства монарха по своему усмотрению;
• юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную
- ограниченную (парламентарную, конституционную)
- дуалистическую
- теократическую
- парламентарную
Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
• правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
• лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
• в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
• законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
• правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).
2.3. Республиканская форма правления
Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
• существование единоличного и коллегиального главы государства;
• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
• осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
• обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
• парламентарные;
• президентские;
• смешанные (полупрезидентские).
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
• внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
• ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
• более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.
Ярким примером первого типа является Франция.
«Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Ко второму типу смешанной республиканской форме правления относится форма правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Республиканская форма правления представлена в наши дни множеством разновидностей. Некоторые из них, имеющие авторитарный или тоталитарный характер (суперпрезидентская, президентско-монократическая, милитарно-президентская республики), должны быть сразу исключены из нашего анализа как не соответствующие демократической природе современной конституции. Президентская, парламентарная и полупрезидентская-полупарламентарная формы правления существуют в демократических странах. Президентская республика в ее традиционной форме существует, например, в США, парламентарная – в Италии, полупрезидентская – во Франции.
Различные разновидности республик имеют свои плюсы и минусы. Президентская республика обеспечивает стабильное правительство, если такой коллегиальный орган есть, и, во всяком случае – стабильность исполнительной власти. Но эта власть, министры недостаточно контролируются, а то и совсем не контролируются органом народного представительства – парламентом, его нижней палатой. В президентской республике всегда присутствуют элементы авторитаризма и мало конституционных препятствий, мешающих этим элементам разрастись. Институт пожизненного президента (Гвинея, Заир, Кения, Мелави, Тунис и др.) возникал именно на базе президентских республик. Парламентарная республика обеспечивает действенный контроль парламента в отношении правительства, министров. Но если правительство коалиционное (однопартийные правительства крайне редки в демократических республиках), то оно всегда очень непрочное. Распад коалиций, вотум недоверия правительству, резолюции порицания влекут отставку правительства. В парламентарной республике Италии после Второй мировой войны сменилось 60 составов правительств. Нестабильность исполнительной власти – отрицательная черта парламентарной республики.
Необходимость укрепления стабильности правительства при растущем вмешательстве государства в дела общества, усиления парламентского контроля, с одной стороны, и стремление к «рационализированному парламентаризму», специализации управления в условиях научно-технической революции и постиндустриального информационного общества – с другой, привели к тому, что после Второй мировой войны (особенно начиная с Конституции Франции 1958 г., разработанной под руководством сторонника сильной государственной власти генерала де Голля), а затем – после краха тоталитарных режимов на рубеже 80-90-х гг. в развитии республиканской формы правления и, следовательно, во взаимоотношениях президента, парламента и правительства обнаружились новые тенденции. Некоторые из них имеют общий характер, относятся ко всем или большинству разновидностей этой формы, другие проявляются в рамках отдельно взятых разновидностей, но так или иначе все они находят выражение в новых конституциях.
К общим тенденциям относятся:
1) отход от прежних жестких схем организации государственной власти, создание смешанных и гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства. В результате изменяется подход к осуществлению принципа разделения властей, устраняются прежние жесткие или излишне гибкие границы между ними;
2) создание механизмов, имеющих целью обеспечить стабильность правительства. В большей мере это относится к парламентарной республике, но может иметь значение и для президентской (особенно тех ее форм, где, например, в отличие от США, Бразилии или Мексики, в развивающихся странах, существует Совет министров во главе с «административным» премьером);
3) установление ограниченной ответственности правительства и министров перед парламентом в президентской и полупрезидентской республиках и снижение ответственности правительства и министров перед парламентом в парламентарной республике;
4) развитие в направлении «рационализированного парламента¬ризма» и специализации управления, сочетаемое с расширением пар¬ламентского контроля по общим вопросам и ограничением полномочий парламента по специальным, профессиональным вопросам;
5) установление более тесного сотрудничества главы государства, парламента и правительства путем их совместных полномочий, субсидиарности при реализации государственных функций.
Таким образом, в отличие от прежнего жесткого разделения властей новые демократические основные законы стремятся к установлению взаимосвязи и взаимодействия высших органов государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.
2 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов.3 – е изд.: А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
3 Комаров С. А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 448 с.
4 Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. - 2003.- № 10. - С. 16 – 23.
5 Лазарев В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – М.: Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
6 Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 304 с.
7 Медушевский А. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6. - С. 71 – 88.
8 Назаренко Г. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Г. В. Назаренко. – М.: Издательство «Ось – 89», 1998. – 176 с.
9 Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 774 с.
10 Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2001. – 412 с.
11 Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. -2000. - № 1. - С. 70 – 77.
|