СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1.Понятие государственной поддержки развития предпринимательства
Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ под-разумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица .
Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Существуют различные формы предпринимательской деятельности, ус-тановленные законодательством Российской Федерации. Одной из них явля-ется предпринимательская деятельность граждан. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательство — это прежде всего вид человеческой деятельно-сти. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой сово-купности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляются производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Государственная поддержка и регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках является поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг . Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные бюрократизацию всякого государственного регулирования и превращение его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью "кормушку".
В настоящее время положительные стороны государственного регулирования - в силу слабости и самого государства, и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества - выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства.
Об актуальности поддержки государством малого и среднего бизнеса убедительно свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современной экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству, хотя опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной эконо-мики.
Государственное регулирование - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достиже-ние намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления.
В зависимости от целей государственное регулирование направлено на решение как макроэкономических задач, так и задач на макроуровне - экономических субъектов рынка и рыночных отношений.
Суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности (функций) для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм . В его задачи входит:
- создание правовой основы предпринимательства и контроль за соблюдением правовых норм и законодательства, направленного на защиту интересов экономических субъектов рынка;
- совершенствование рыночного механизма и условий свободного предпринимательства;
- обеспечение социально-экономического развития страны и повыше-ние на этой основе благосостояния населения и его платежеспособного спро-са.
Государственное регулирование выполняет следующие основные функ-ции, рассматриваемые по их приоритетности в системе регулирования:
а) организация - законотворчество, создание и обеспечение организационно-правовой основы предпринимательской деятельности, создание условий функционирования всех рыночных механизмов, организация борьбы с коррупцией, взяточничеством, уголовной преступностью, незаконным бизнесом и другими негативными явлениями, отрицательно влияющими на предпринимательскую деятельность, организация и управление государственной собственностью;
б) контроль над соблюдением правовых норм и законодательства о предпринимательской деятельности, правил конкуренции и свободы предпринимательства, этико-правовых норм и административно-деловой этики, над незаконной деловой практикой, и уровнем монополизации отраслей;
в) координация - осуществление деятельности, направленной на согласование и объединение мер и средств регулирования на трех уровнях: конкурентно-рыночном; частномонополистическом и государственном;
г) защита рыночных основ хозяйствования, направленная на сохране-ние и защиту рыночного механизма путем применения антимонопольного регулирования, регулирования уровня концентрации производства и капитала на основе законодательства о слиянии и поглощении фирм, степени монополизации отраслей и рынков на основе законодательства о конкуренции.
Таким образом, государство создает общеэкономические, правовые и социальные условия, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательства. Оно определяет и внедряет правила рынка (бизнеса) путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции и соблюдению этико-правовых норм бизнеса, контролирует выполнение этих правил, защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
1.2.Формы и методы государственной поддержки развития
предпринимательства
К прямым формам поддержки малых предприятий относятся такие, которые госорганы применяют в смысле неопосредованности участием других хозяйствующих субъектов и (или) элементов инфраструктуры, обеспечивающей общие условия развития предпринимательства. Речь идет, например, о непосредственном налоговом льготировании малых фирм, о выделении бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, о предоставлении в бесплатное пользование или в льготную аренду малым предприятиям госплощадей.
Косвенные формы поддержки малых предприятий осуществляются государством опосредованно - через стимулирование крупных (и средних) промышленных корпораций, банков, страховых компаний, общественных (ТПП, профсоюзы и т.п.) и международных (МОТ, ЕБРР и др.) организаций, а также при помощи использования элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.) .
К косвенным могут относиться такие формы поддержки, как выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства. При-мер косвенной формы - широко применяемое в США предоставление крупным корпорациям госзаказа при условии размещения ими на малых предприятиях заказов на производство установленного процента комплек-тующих.
Второе предлагаемое классификационное основание - функциональная направленность государственного воздействия. Отсюда и выделение трех ви-дов рассматриваемых форм - организационно-структурного, финансово-налогового и имущественного. Первый (организационно-структурный) из пе-речисленных видов поддержки охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, с созданием различных структур, предоставляющих услуги малому бизнесу (к ним относятся, например, упрощенная регистрация субъектов малого предпринимательства, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга и аудита).
Выделение такой группы позволит проанализировать эффективность деятельности инфраструктурных звеньев системы малого предпринимательства, включая как организации негосударственного сектора (учебные центры, консалтинговые фирмы, специализированные выставки, лизинговые компании и т.д.), так и госструктуры, обеспечивающие общие условия развития этого сектора экономики (регистрационные и статистические органы, правоохранительные и контрольные структуры, лицензионные центры и другие). Это в конечном счете поможет комплексно решать проблемы развития малого бизнеса, обеспечивать взаимодействие различных органов власти, госучреждений и негосударственных организаций, принимать более действенные управленческие решения.
К сожалению, пока этот вид - наиболее слабое звено системы господ-держки малого бизнеса, что зачастую снижает действенность других видов государственного влияния на его развитие .
К финансово-налоговому виду поддержки относятся различные формы прямого и косвенного финансирования малого бизнеса и применение налого-вых рычагов для стимулирования его развития. В эту группу входят налого-вое и таможенное льготирование, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию или страхованию малых предприятий, другие финансовые и налоговые формы господдержки малого предпринимательства. Несмотря на наибольшую эффективность этого вида поддержки в целом, отдельные его формы (например, компенсация недополученной прибыли банкам и страховым компаниям, стимулирование регионов за высокий уровень развития малого бизнеса) еще слабо используются в российской практике. Недостаточно гибко, недиф-ференцированно разрабатываются и используются налоговые и таможенные преференции, размещение государственных заказов и другие относящиеся сюда формы.
Имущественный вид поддержки малого бизнеса предполагает активное задействование в этом процессе государственной и муниципальной собствен-ности (причем не только материальной, но и интеллектуальной); это, напри-мер, внедрение на малых предприятиях новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантийных механизмов с использованием государственного имущества .
Речь идет об относительно новом виде поддержки, который, думается, весьма актуален для России с ее немалым потенциалом соответствующего це-левого использования государственного и муниципального имущества. Реализация основных целей и задач государственного регулирования предпринимательства осуществляется путем выполнения конкретных функций или определенных видов деятельности, осуществляемой государственными органами власти.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринима-тельства на практике оказывается в формах льгот по аренде нежилых помещений и земельных участков, аукционов по аренде помещений и прочих конкурсов, использования целевого фонда нежилых помещений и приватизации помещений. Рассмотрим несколько из названных форм.
Аукционы по аренде помещений. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2008 N 195-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" были внесены изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, "О защите конкуренции", а именно разрешено продлевать срок арендных договоров до 01.07.2010. Данная норма касается только арендных договоров, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г., за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме распространенных полезных ископаемых).
Приватизация помещений. Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в му-ниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации", ст. 12 Закона города Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" установлено: "Предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет не более 100 кв. метров. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества города Мо-сквы не может превышать одного года".
Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру под-держки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку малому и среднему бизнесу, имеют право на обращение в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям государственным или муниципальным имуществом при его использо-вании не по целевому назначению или с нарушением установленных законодательством запретов.
Таким образом, главными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов бизнеса являются:
1. Законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого и среднего бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов.
2. Налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей. Тем самым стимулируется все более масштабное вовлечение населения в эту сферу.
3. Создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Организации инфраструктуры занимаются оперативным предоставлением субъектам малого бизнеса необходимой коммерческой и правовой информации, обучением кадров, предоставлением юридической помощи и правовой защиты. Они ведут техническое консультирование и обслуживание производства.
В качестве меры по обеспечению малых предприятий необходимыми им офисными и производственными помещениями создаются так называемые бизнес-инкубаторы, просто комплексы помещений для субъектов малого бизнеса.
Специально для поддержки малого бизнеса организуются центры маркетинга, центры промышленной субконтрактации и аутсорсинга, центры франчайзинга. Инфраструктурными организациями подыскиваются и предлагаются малым предприятиям новые бизнес-проекты. Ими ведется документация, бухгалтерское обслуживание малых предприятий, готовятся заявки на получение кредитов в банковских учреждениях. Содействие внедрению и освоению новой техники и технологий, совершенствованию систем управления производством и контроля качества, рекламе продукции; стимулирование кооперации малых предприятий, содействие в организации и развитии делового сотрудничества с зарубежными предприятиями и организациями — все это повседневная деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
В состав государственных центров занятости, бирж труда обычно включаются отделы, занимающиеся переобучением безработных, предоставлением им консультаций и даже небольших финансовых средств с целью их профессиональной переориентации и направления в сферу малого бизнеса. Для стимулирования научно-технической инновационной деятельности малых предприятий создаются и получают государственное финансирование различные инновационные и венчурные фонды, создаются технопарки, промышленные парки. В задачи таких парков входят содействие сотрудничеству крупного и малого бизнеса в научно-технической и промышленной сферах.
Следует отметить, что в высокоразвитых странах услуги специализиро-ванных инфраструктурных организаций оказываются малым предприятиям по льготным ценам или даже бесплатно за счет средств бюджетного финансирования. Многие направления работ инфра структурных организаций часто осуществляются в рамках специальных, полностью финансово обеспеченных государственных программ, включая целевые программы поддержки начинающих, молодых предпринимателей, программы адаптации предпринимателей из числа национальных меньшинств, включая программы комплексного развития малого бизнеса в отдельных регионах страны.
Большую роль в определении приоритетов поддержки предпринимательства, форм и методов этой поддержки играют общественные объединения предпринимателей сферы бизнеса.
Объединения предпринимателей — институт саморегулирования, спо-собный брать на себя функции контроля за теми или иными экономическими процессами, хозяйственными операциями в сфере бизнеса. Многие функции контроля и регулирования, которые раньше выполнял аппарат государства, в настоящее время выполняются общественными объединениями предпринимателей (контроль качества продукции, контроль за бухгалтерской отчетностью субъектов малого и среднего бизнеса и т.п.). Это оказывается выгодным как государству, так и предпринимателям, поскольку позволяет экономить значительные средства и время, делать сам контроль максимально результативным.
Полномасштабная реализация основных направлений поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в развитых странах обеспечивает оптимальное состояние конкурентных отношений в их национальных хозяйствах, стимулирует экономический рост, обеспечивает социальную стабильность в обществе.
В странах с развивающимися рынками дела с поддержкой малого и среднего бизнеса обстоят иначе. В большинстве из них у государств нет средств на какое-либо крупное финансирование деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Принимаемые государственные программы поддержки бизнеса обычно не выполняются или выполняются частично. Льготные услуги оказываются предприятиям в крайне небольшой мере. Распределение государственных средств на поддержку предпринимательства сопряжено с высокой коррупцией чиновников. Услуги предприятиям предоставляются в абсолютном большинстве случаев обычными коммерческими организациями по рыночным ценам. Воспользоваться ими могут немногие субъекты малого и среднего бизнеса.
В России, как и в других странах с развивающимися рынками, слабы общественные объединения малого бизнеса. Сам малый и средний бизнес широкомасштабно вовлечен в структуры теневой экономики, в том числе криминальные, и пользуется услугами этих структур. Нормально развиваться в этих условиях предпринимательство не может в принципе. Оно может обеспечивать хозяевам и работникам только социальное выживание.
Нынешняя Россия по уровню развития малого и среднего бизнеса и системы его поддержки мало похожа на высокоразвитые страны. Но можно надеяться, что при правильной и эффективной государственной социально-экономической политике в общем русле движения к гражданскому обществу, нашей стране в относительно короткие сроки удастся добиться полновесного выполнения сферой предпринимательства всего комплекса своих позитивных функций.
1.3.Роль торгово-промышленных палат в системе поддержки развития
предпринимательства
В настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП РФ) является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Это позволяет ТПП РФ являться мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создании четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат России призвана играть и в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. Очень важно, что подобный статус торгово-промышленных палат нашел свое законодательное закрепление и имеет уже достаточно устоявшуюся нормативную основу, а также большую правоприменительную практику и опыт организации работы.
Основу законодательного регулирования деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации составляет Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - Закон "О ТПП"). Указанный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.
В соответствии с Законом "О ТПП" торгово-промышленной палатой признается негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленным палатам предоставляются все права и обязанности, установ-ленные российским законодательством для некоммерческих организаций - осуществлять все права юридического лица, нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью (в пределах, необходимых для выполнения ее уставных задач). Полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
Торгово-промышленная палата также не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, равно как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты. В этом отношении торгово-промышленные палаты имеют точно такой же статус, как и союзы и ассоциа-ции юридических лиц, деятельность которых регламентирована граж-данским законодательством.
Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из феде-рального закона, а также законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в деятельности торгово-промышленных палат в полной мере реализуется принцип федерализма, позволяющий субъектам Российской Федерации принимать активное участие в создании нормативно-правовой базы для региональных торгово-промышленных палат. В этом проявляется один из многих аспектов правового взаимодействия органов государственной власти Российской федерации и ее субъектов с объединениями предпринимателей.
Торгово-промышленные палаты являются уникальным образованием, аккумулирующим, представляющим и защищающим интересы российских экономических субъектов, обеспечивающим систему взаимоотношений государственных органов с предпринимательскими структурами. В соответствии с Законом "О ТПП" торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
В соответствии с действующим российским законодательством тор-гово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
- оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
- содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;
- организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
- содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
- оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
- содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
- принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
- содействуют урегулированию споров, возникающих между предпри-ятиями, предпринимателями;
- обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
- выполняют другие задачи с учетом положений Международных договоров Российской Федерации.
Находясь "на стыке" интересов предпринимательства и государства, торгово-промышленные палаты призваны выполнять особую роль "транслятора" интересов предпринимательских структур в органах государственной власти. Этим объясняются некоторые особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат с государственными органами. Так, в частности, Законом "О ТПП" установлено, что государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат. В то же время вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов и должност-ных лиц не допускается. Подобный принцип, однако, не исключает возмож-ность осуществления соответствующими государственными органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.
Законом "О ТПП" установлены принципы и порядок образования торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей. Они образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации, при этом на одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пят-надцати учредителей, которые созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, где принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.
Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские пред-приятия, независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Законодательством не устанавливается каких-либо особых требований к отраслевой принадлежности, размеру и осуществляемой деятельности членов торгово-промышленных палат, что дает возможность обеспечить действительно широкое участие экономических субъектов в их деятельности, защищать свои интересы с использованием достаточно больших возможностей торгово-промышленных палат, фактически представляющих собой, как это следует из дальнейшего анализа, единую систему, возглавляемую Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
Законодательно предоставленные возможности торгово-промышленных палат действительно достаточно широки. В соответствии с действующим российским законодательством торгово-промышленные палаты имеют право:
- осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий в предпринимателей;
- представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
- оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
- проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;
- удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
- вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
- организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
- издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;
- самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;
- открывать свои филиалы и представительства, в том числе за грани-цей;
- для разрешения экономических споров в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать по-ложения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;
- осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.
Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Законодательство России устанавливает довольно широкие имущественные гарантии деятельности торгово-промышленных палат. Так, например, они имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Торгово-промышленные палаты имеют право создавать предприятия, которые владеют, пользуются и распоряжаются закрепленными за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными предприятиями. Для реа-лизации социальных, управленческих и иных общественно полезных функций торгово-промышленные палаты имеют право создавать учреждения, переданное которым имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной дея-тельности созданных ими предприятий, иные поступления. Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности (содержание аппарата, осуществление исследовательских работ, ведение информационно-правовых мониторингов) и образования их фондов, многие из которых направлены на целевое финансирование различных мероприятий по поддержке российских предпринимателей.
Закрепляя обезличенный характер имущества торгово-промышленных палат, законодателем установлено, что в случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются. Это позволяет создать гарантии от излишнего влияния на дея-тельность палат (путем использования финансовых и имущественных рычагов воздействия) со стороны крупных экономических субъектов или их объединений, являющихся членами торгово-промышленных палат и пытающихся с использованием их возможностей отстаивать собственные интересы в ущерб интересам других экономических субъектов или государства в целом.
Краткие выводы после главы на полстраницы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ С УЧАСТИЕМ ОДИНЦОВСКОЙ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ
2.1. Общая характеристика деятельности Торгово-промышленной палаты
Одинцовская торгово-промышленная палата была создана в апреле 1994 года. Согласно Уставу палата действует в Одинцовском, Нарофоминском и Рузском районе. Тенденция к расширению состава палаты является достаточно устойчивой. Предприниматели понимают, что ТПП - это не искусственно созданная организация. И она действительно имеет права на жизнь, эффективно помогает нашим предпринимателям.
Палата является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
Одинцовская торгово-промышленная палата содействует развитию предпринимательских организаций районов, формированию промышленной, финансовой, торговой и научной политики в районах. Кроме этого Одинцовская торгово-промышленная палата помогает урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности, содействует организации взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти Одинцовского, Нарофоминского и Рузского районов.
Ключевой задачей ОТПП является укрепление позиций Одинцовской торгово-промышленной палаты в районах. Для этого, сейчас привлекаются к работе в ТПП молодые специалисты. Благодаря привлечению высококласс-ных специалистов в ОТПП сформировалась уже более чем компетентная ко-манда, которая будет способна выполнять все задачи, которые ставит федеральный закон о торгово-промышленных палатах в Российской Федера-ции. Важная из них - это адаптация предпринимательства районов (на чью территорию распространяется деятельность Одинцовской ТПП) к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию, которое уже не за горами. А представители малого бизнеса (в палате их около 80%) не имеют ни физической, ни образовательной возможности заниматься проблемами последствий вступления России в ВТО. Соответственно ОТПП помогает им разобраться в этом. Ведь откроются двери не для инвестиций, а для дешёвых и красиво упакованных товаров. Также ОТПП оказывает услуги по тем вопросам, до которых у них самих не доходят руки. Например, ТПП готовит для предприятий бизнес-планы международной формы, которые принимают все кредитные организации. При этом специали-сты ОТПП объясняют коммерсантам такие задачи, как демонстрация возврата средств кредитору. Для снижения цен на производимые товары предприятия должны активно вводить как новые, передовые производственные технологии, так и прогрессивные технологии учета: управленческий учет, налоговый учет.
При разработке новых образцов продукции предприятия должны ак-тивно внедрять «функционально - стоимостной анализ». Осознавая, что многим предприятиям не под силу в одиночку проводить все, названные выше мероприятия, ТПП берет на себя функцию единого методологического центра. Эти и многие другие сферы деятельности палаты связаны с подготовкой предпринимателей к моменту вступления России в ВТО.
Также торгово-промышленная палата занимается деятельностью по оценке всех объектов недвижимости, гражданского строительства. Все это и другие задачи Одинцовской межрайонной ТПП сейчас оформляются с администрациями районов в виде соглашений о сотрудничестве между ними и ОТПП.
Структура ОТПП представлена в Приложении 1.
Высшим руководящим органом ОТПП является съезд членов ОТПП.
Очередные собрания Съезда созываются Правлением Палаты не реже одного раза в пять лет.
Для решения вопросов, не терпящих отлагательства, могут созываться внеочередные Съезды Палаты.
Внеочередные Съезды Палаты созываются по решению Правления Палаты, по требованию Ревизионной комиссии или по требованию не менее 1/3 (одной трети) членов Палаты, а также по предложению ТПП России.
Для руководства деятельностью ОТПП в период между собраниями собрание Палаты избирает постоянно действующий коллегиальный орган управления - Правление Палаты сроком на 5 лет. Количество избираемых членов Правления Палаты определяется Съездом членов Палаты. В состав Правления Палаты входят но должности Президент Палаты и вице-президенты.
Правление Палаты возглавляется Председателем Правления, которым по должности является Президент ОТПП. Работа Правления Палаты осуществляется в соответствии с принимаемым Правлением Регламентом.
Члены Правления ОТПП осуществляют свою деятельность на общест-венных началах.
При этом Правление Палаты может принять решение о возмещении членам Правления расходов, связанных с их участием в работе Правления.
Заседания Правления Палаты созываются Президентом Палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Внеочередные заседания Правления Палаты могут быть созваны по требованию Ревизионной комиссии или 1/3 (одной трети) членов Правления Палаты.
Для решения вопросов оперативного руководства Палатой собрание Палаты избирает единоличный исполнительный орган - Президента Палаты сроком на 5 лет.
Комитет по безопасности предпринимательской деятельности ОТПП является добровольным объединением юридических лиц и предпринимателей, поддерживающих цели создания Комитета, и заинтересованных в получении услуг, связанных с безопасностью личности и предпринимательства, а также предприятий и организаций, предоставляющих эти услуги на рынке безопасности.
Решения, принимаемые Комитетом, носят рекомендательный характер и, в случае необходимости, могут вноситься для рассмотрения на заседания Правления Одинцовской торгово-промышленной палаты, органов местного самоуправления, Совета депутатов.
Комитет образован в целях создания благоприятных условий для развития цивилизованной предпринимательской деятельности на территории деятельности Одинцовской торгово-промышленной палаты и защиты законных интересов всех её участников негосударственными структурами безопасности, включая:
- формирование, расширение и совершенствование рынка услуг негосударственной системы обеспечения безопасности личности и предпринимательства;
- формирование на рынке услуг безопасности сбалансированной единой ценовой политики;
- разработку и внедрение общественных стандартов и нормативов, обязательных для организаций, специализирующихся на предоставлении услуг в сфере безопасности личности и предпринимательства;
- формирование инфраструктуры негосударственной системы обеспече-ния безопасности личности и предпринимательства, основанной на стан-дартах, включенных в негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свиде-тельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
- организацию взаимодействия и согласования задач и интересов между государственной и негосударственной системами обеспечения безопасности личности и предпринимательства;
- организации взаимодействия с Департаментом экономической безопасности ТПП РФ, Комитетам по экономической безопасности ТПП РФ, Комитетами по экономической безопасности Ассоциации ТПП ЦФО, Московской области, аналогичными Комитетами ТПП субъектов РФ, муниципальных Палат.
Комитет по развитию потребительского рынка создан в целях развития цивилизованного потребительского рынка, руководствуясь интересами потребителей территории деятельности Одинцовской ТПП и опираясь на передовой опыт торговли; привлечения законодательных и исполнительных органов к решению проблем развития внутреннего рынка потребительских товаров; содействия развитию предпринимательства на территории деятельности Одинцовской ТПП в условиях рыночной экономики; формирования условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг предпринимателей.
Комитет осуществляет следующие задачи:
- содействует координации деятельности и согласованию профессиональных интересов предпринимательских структур в решении задач по развитию производства потребительских товаров, повышению их качества и совершенствованию организации торговли;
- способствует внедрению новых методов и форм работы по реализации товаров, соответствующих современному передовому опыту;
- организует взаимодействие предпринимательских структур с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам развития потребительского рынка, в том числе его правового обеспечения;
- поддерживает развитие системы образования и подготовки кадров для торговых организаций;
- способствует развитию связей с зарубежными деловыми и обществен-ными кругами, заинтересованными в сотрудничестве на рынке территории деятельности Одинцовской ТПП.
В состав комитета вошли три подкомитета: торговли — руководителем избран генеральный директор ООО «Правопорядок», депутат Совета депутатов городского поселения; общественного питания — руководителем избран индивидуальный предприниматель; cферы услуг — руководителем избран исполнительный директор НП «Московская областная ассоциация сферы услуг». Для оперативного решения проблем избран Совет комитета, в который вошли также президент ООО «Родовой герб», вице-президент ОТПП, президент ОТПП, а также начальник отдела торговли, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации Одинцовского района.
Функциями Комитета являются:
- Анализ экономических и других факторов, влияющих на развитие цивилизованного рынка на территории деятельности Одинцовской ТПП.
- Участие совместно с Одинцовской торгово-промышленной палатой, членами ОТПП в осуществлении экспертизы проектов нормативно-правовых актов в области развития потребительского рынка.
- Участие в разработке предложений по совершенствованию налогово-го, таможенного и иного законодательства в области потребительского рынка, пропаганде и распространении передовых форм дистрибуции и реализации товаров.
- Оказание консультативной и методической помощи в области страхования рисков.
- Организация выпуска и распространения соответствующих методиче-ских материалов.
- Анализ действующих на рынке нормативных актов и участие в подго-товке и разработке законов и нормативных документов по развитию потребительского рынка, защите рынка от поддельной и контрафактной продукции.
- Участие в разработке нормативных документов по совершенствова-нию экспертизы товаров и контроля их качества.
- Участие в разработке и реализации взаимовыгодных форм сотрудничества с региональными торговыми структурами России.
- Участие в организации и проведении научно-практических, выставоч-ных и ярмарочных мероприятий в России.
- Налаживание совместно с ОТПП деловых контактов с зарубежными партнерами, в том числе с фирмами, аккредитованными в ОТПП.
- Организация мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров для торговли и структур дистрибуции отраслей промышленности.
- Осуществление издательской и рекламной деятельности.
- Оказание практической помощи организациям торговли, обществен-ного питания, независимо от форм собственности, по вопросам правовой за-щиты их профессиональных интересов.
- Выполнение иных функций, соответствующих целям и задачам Комитета.
Непосредственно оказанием услуг для предпринимателей, а также веде-нием деятельности ОТПП занимается Генеральная дирекция Палаты, кото-рую возглавляет Генеральный директор, подчиненный Президенту Палаты.
2.2. Анализ региональных программ развития предпринимательства
Развитие системы поддержки предпринимательства Одинцовского района Московской области ведется в соответствии с городской целевой «Программой развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010 годы» и долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы».
Основанием разработки вышеназванных программ являются Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Московской области от 27 июля 2006 года №137/2006-ОЗ «О поддержке малого предпринимательства в Московской области».
Структура городской программы представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Структура городской программы развития и поддержки
предпринимательства г. Одинцово
Городской программой определены следующие приоритеты по поддержке малых и средних предприятий:
- поддержка предприятий, осуществляющих деятельность в системе городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том числе сборе и переработке вторичного сырья, в малой (локальной) энергетике с целью снижения расходов на строительство и эксплуатацию жи-лья и других объектов);
- оказание содействия субъектам предпринимательства по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий;
- дальнейшее развитие информационного обеспечения предпринимательской деятельности, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной сети Интернет;
- реализация комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, включая дальнейшее сокращение количества проверок юридических лиц на территории города;
- повышение качества и безопасности продукции, вырабатываемой и реализуемой малыми предприятиями;
- дальнейшее развитие предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.
Результатами реализации городской программы стало следующее.
По комплексной оценке уровня развития предпринимательства Прави-тельством Московской области Одинцовский район имеет показатели выше средних. В малом бизнесе работают 2320 предприятий. Численность работающих 27,4 тысяч человек. Создание новых предприятий малого бизнеса ежегодно приводит к увеличению рабочих мест в среднем на 1 тысячу в год. Увеличение доходной части бюджета за счет производственной деятельности малых предприятий растет ежегодно на 15-20%.
Количество зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в целом по Москов-ской области превысило 159 тысяч. Больше всего индивидуальных предпринимателей работает в Одинцовском (6760).
Малое предпринимательство сконцентрировано, в основном, в 5 отраслях экономики: торговле и общественном питании – 45% от общего количества малых предприятий, в строительстве –15%, в промышленности – 12 %, в сфере бытового обслуживания - 5%, транспорте – 4%.
Годовой объем произведенной продукции, стоимость работ и услуг предприятиями малого бизнеса составляет 7,8 млрд. рублей. Доля налоговых поступлений в местный бюджет более 25%.
Сумма кредитов выданных филиалами и банками района субъектам малого предпринимательства Одинцовского муниципального района для развития предприятий, закупки оборудования и инвестиционные цели составила 1,7 млрд. рублей.
По договору с муниципальным унитарным предприятием "Одинцово-Экспо" приобретен выставочный модуль. Данное оборудование использовано при проведении выставок: выставка предприятий хлебопечения и кондитерского производства в рамках проведения чемпионата по хлебопечению на Кубок Губернатора Московской области (городской округ Воскресенск, 26.10.2006-27.10.2006); Региональная выставка "Лучшие предприятия бытового обслуживания населения", посвященная Дню работников бытового обслуживания (городской округ Реутов, 14.03.2007); Выставка субъектов малого предпринимательства, посвященная Дню предпринимателя Московской области (Ленинский район, п. Ватутинки, 31.05.2007), Федеральная выставка-ярмарка "Дни малого и среднего бизнеса России" (Всероссийский выставочный центр, 27-30.05.2008), муниципальные выставки субъектов малого предпринимательства в Одинцовском муниципальном районе.
Создан Муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства Одинцовского района.
Ряд предпринимателей Одинцовского района вышли с инициативой создания Комитета в структуре Торгово-промышленной палаты Московской области по поддержке и развитию малого бизнеса, что даст возможность предпринимателям развивать свой бизнес, расширять рынки сбыта продукции, осуществлять партнерское сотрудничество в сфере предпринимательства, участвовать во внешнеэкономической и выставочно-ярмарочной деятельности.
Разработана программа повышения квалификации индивидуальных предпринимателей Одинцовского муниципального района «Мастер малого бизнеса» на базе Высшей школы бизнеса Одинцовского гуманитарного университета.
В 2009 году на территории района состояло на налоговом учете 166 предприятий с иностранным капиталом. Объем иностранных инвестиций за год составил 788,5 млн руб., в том числе прямые инвестиции - 673,2 млн руб., прочие инвестиции - 115,3 млн руб.
Торговля сегодня - одна из самых крупных и экономически успешных отраслей экономики района. Продолжает увеличиваться ее материальная база, в районе функционирует 1924 объекта розничной торговли, 275 ресторанов, кафе, столовых, 44 рынка и торговых комплексов на 8760 торговых мест. В 2009 году введено 36 новых объектов торговли площадью 33,2 тыс. кв. м , 18 объектов общественного питания площадью 5,2 тыс. кв. м., среди которых торговый комплекс “Орешек” в городском поселении Лесной городок, сетевые магазины “Пятерочка” в Больших Вяземах, “Перекресток” на 18 км Минского шоссе, “Седьмой континент” в Горках 10, “Копейка” в Старом городке, “Остров” в Дубках. В 2009 году принял покупателей новый торговый комплекс “Одинцовский пассаж”. Наряду с новыми магазинами в 2009 году реконструировано 28 объектов потребительского рынка, в 19 объектах проведена модернизация оборудова-ния.
Быстрыми темпами растут бытовые платные услуги, в настоящее время в районе насчитывается 274 объекта. Количество предприятий, оказывающих бытовые услуги, увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2000 годом, а объем бытовых услуг в стоимостном выражении увеличился почти в 6 раз и составил в 2009 году 4,4 млрд рублей. Наглядным примером оказания высококачественных бытовых услуг являются неоднократные победы мастеров парикмахерского искусства района на чемпионатах Московской области и международных соревнованиях. Проводится работа по улучшению качества обслуживания потребителей и снижению продажи некачественных товаров, на это направлены контрольные проверки, их в 2009 году проведено 492.
Структура областной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства представлена на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Структура областной программы развития и поддержки
предпринимательства в Московской области
В областной программе были определены следующие приоритетные виды экономической деятельности для субъектов предпринимательства Московской области:
- реализация мер по адресной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;
- поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Общий объем финансирования областной программы развития и под-держки предпринимательства Московской области в 2009-2012 гг. – 1144100 тыс. рублей.
Указанные цели и задачи соответствуют приоритетам социально-экономического развития Московской области, в том числе, Стратегии соци-ально-экономического развития Московской области до 2020 года, которая определяет, что развитие предпринимательской деятельности направлено на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение вклада малых предприятий в валовой региональный продукт и доходы консолидированного бюджета Московской области, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, стимулирование инновационной активности малых предприятий, содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере предпринимательства.
Основными направлениями развития малого и среднего предпринима-тельства в Московской области являются:
- научно-техническая и инновационная деятельность;
- производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;
- технологическое оснащение и переоснащение производства;
- развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сфере коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что на поддержку вправе рассчитывать те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Одинцовского муниципального района.
Согласно Положению «О Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Одинцовского муниципального района – получателей поддержки», утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13 марта 2009 г. N 4/30 Под субъектами реестра понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства Одинцовского муниципального района, отвечающие критериям отнесения их к числу субъектов малого или среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность Совета депутатов, администрации Одинцовского муниципаль-ного района и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Одинцовского муниципального района на 2009-2012 годы.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получа-телей поддержки это база данных систематизированной информации о субъектах малого и среднего предпринимательства в Одинцовском муниципальном районе, включающая и информацию об оказанной им органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района поддержке.
2.3. Основные направления деятельности Торгово-промышленной палаты
|