СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Понятие и роль малого бизнеса в России
Зарождение малого предпринимательства России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. В то время партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, однако именно их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.
В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели.
Законодательства, которое регулировало бы деятельность предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР. Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов государственным предприятиям стало тяжело выдерживать конкуренцию. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что поспособствовало еще большему развитию предпринимательства. В этот же период в сфере малого предпринимательства начала развиваться теневая экономика. Ее развитие связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.
Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.
В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия не перешедшие вовремя на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.
После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова понемногу развиваться. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Соц. страхе, ФОМС и т.д.
В настоящее время планируется упрощение процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства. Разрабатываются государственные программы, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
Определить значение и понятие малого бизнеса в России – задача не простая, но в то же время очень важная. Многие текущие законопроекты предусматривают различные программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности и особые налоговые режимы. С одной стороны, отношение предприятия к категории малого бизнеса дает ему некоторые преимущества, а с другой стороны добавляет лишние ограничения.
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприя¬тия», «предприниматели малого бизнеса», «предприниматель¬ство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются да¬леко не однозначно.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собствен¬ности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом ра¬ботников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия» .
Экономика любого государства не может нормально разви¬ваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Определение «малый бизнес» в основном каждый интерпретирует по-своему. С юридической точки зрения, малый бизнес представляет собой совокупность микропредприятий и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», который был принят в 2007 году Государственной Думой РФ, микропредприятиями считаются компании, с количеством сотрудников не более 15 человек. При этом малые предприятия – это организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек, а компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Субъектами малого бизнеса могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и ст. 4 комментируемого Закона, с 1 января 2008 г. были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. руб.; малые предприятия - 400 млн. руб.
Кроме того, для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих пред-приятий;
- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
- доля малого бизнеса в экспорте продукции;
- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей ве-личине;
- доля основного капитала, функционирующего в малом биз¬несе;
- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, воз¬растает роль малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех за¬нятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на ма¬лых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 че¬ловек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обра-батывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55% .
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
- мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направ¬лений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
- мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
- мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частич¬ную или полную автоматизацию производства, достигать опти¬мального сочетания автоматизированного и ручного труда;
- развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мел-ких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведе-нии элементарного порядка в стране;
- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
- в современных условиях Российской Федерации, когда про¬цесс ста-новления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном пла¬не является важнейшим фактором поступательного подъема на¬циональной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплано¬вый характер. В результате развития малого бизнеса она проявля¬ется по следующим направлениям:
- более полное удовлетворение потребностей граждан в про¬дукции и услугах;
- улучшение качества обслуживания;
- более высокая удовлетворенность людей, особенно высоко-образованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- формирование многочисленного класса мелких собственни¬ков, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспече¬нии порядка и стабильности в обществе и экономике;
- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различ¬ные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране спо¬собствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому госу¬дарству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддерж¬ку развитию малого бизнеса.
1.2. Инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса
В настоящее время в различных регионах России сложилась своя ин-фраструктура поддержки малого предпринимательства, которая должна обеспечивать оптимальные условия развития малого бизнеса. В каждом регионе инфраструктура поддержки малого предпринимательства состоит из совокупности организаций (государственных, общественных, коммерческих и т.п.), цель деятельности которых – создание благоприятных условий для работы субъектов малого бизнеса. Это могут быть: центры и фонды поддержки малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, консалтинговые фирмы, информационные агентства, бизнес-центры и другие.
Малому бизнесу, в отличие от крупного, нерентабельно формировать собственные юридические службы или маркетинговые отделы, создавать собственную сеть сбыта, открывать учебные центры для сотрудников и т.д. Для решения этих и иных проблем малого бизнеса и создаётся инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая, безусловно, должна быть комплексной и охватывать самый широкий спектр услуг, в которых нуждается малый и средний бизнес России.
Специально для поддержки малого бизнеса организуются центры маркетинга, центры промышленной субконтрактации и аутсорсинга, центры франчайзинга. Инфраструктурными организациями подыскиваются и предлагаются малым предприятиям новые бизнес-проекты. Ими ведется документация, бухгалтерское обслуживание малых предприятий, готовятся заявки на получение кредитов в банковских учреждениях. Содействие внедрению и освоению новой техники и технологий, совершенствованию систем управления производством и контроля качества, рекламе продукции; стимулирование кооперации малых предприятий, содействие в организации и развитии делового сотрудничества с зарубежными предприятиями и организациями — все это повседневная деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
В состав государственных центров занятости, бирж труда обычно включаются отделы, занимающиеся переобучением безработных, предос-тавлением им консультаций и даже небольших финансовых средств с целью их профессиональной переориентации и направления в сферу малого бизнеса. Для стимулирования научно-технической инновационной деятельности малых предприятий создаются и получают государственное финансирование различные инновационные и венчурные фонды, создаются технопарки, промышленные парки. В задачи таких парков входят содействие сотрудничеству крупного и малого бизнеса в научно-технической и промышленной сферах.
Следует отметить, что в высокоразвитых странах услуги специализи-рованных инфраструктурных организаций оказываются малым предприятиям по льготным ценам или даже бесплатно за счет средств бюджетного финансирования. Многие направления работ инфра структурных организаций часто осуществляются в рамках специальных, полностью финансово обеспеченных государственных программ, включая целевые программы поддержки начинающих, молодых предпринимателей, программы адаптации предпринимателей из числа национальных меньшинств, включая программы комплексного развития малого бизнеса в отдельных регионах страны.
Большую роль в определении приоритетов поддержки предпринима-тельства, форм и методов этой поддержки играют общественные объедине-ния предпринимателей сферы бизнеса.
Объединения предпринимателей — институт саморегулирования, способный брать на себя функции контроля за теми или иными экономиче-скими процессами, хозяйственными операциями в сфере бизнеса. Многие функции контроля и регулирования, которые раньше выполнял аппарат государства, в настоящее время выполняются общественными объединениями предпринимателей (контроль качества продукции, контроль за бухгалтерской отчетностью субъектов малого и среднего бизнеса и т.п.). Это оказывается выгодным как государству, так и предпринимателям, поскольку позволяет экономить значительные средства и время, делать сам контроль максимально результативным.
Следует отметить, что от того, насколько будет развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, во многом будет зависеть и эффективность её деятельности. Решением вопросов развития малого и среднего бизнеса в России занимается несколько министерств и ведомств: Минфин и Минэконом России, Государственный комитет по делам молодёжи и Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Министерство общего и профессионального образования, и некоторые другие. Но они осуществляют поддержку ма-лого бизнеса на федеральном уровне, а для предпринимателей нужна также и поддержка на региональном и муниципальном уровнях.
К сожалению, далеко не все регионы могут "похвастать" наличием обширной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Безусловно, лидером по созданию наиболее развитой инфраструктуры является Москва, развита хорошая инфраструктура в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, но многие регионы такого количества организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, не имеют.
К примеру, в Москве инфраструктура поддержки малого предпринимательства состоит из 70 организаций, включая 9 бизнес-инкубаторов, 12 фондов поддержки малого предпринимательства и другие организации; в Московской области действует 6 бизнес-центров и 22 фонда поддержки малого бизнеса. А, например, в Тюменской области всего 2 бизнес-инкубатора и 2 фонда поддержки малого и среднего бизнеса; такое же количество перечисленных выше организаций в Оренбургской области; столько же фондов в Костромской области, но ни одного бизнес-инкубатора; инфраструктура поддержки малого предпринимательства Республики Алтай включает один технопарк, нет ни одного бизнес-инкубатора, фонда поддержки малого бизнеса, регионального венчурного фонда, сельхозкооператива и т.п.
Безусловно, иногда и одна-две организации могут разрабатывать и реализовывать множество действенных программ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, решая некоторые проблемы пред-принимательства своего региона. Но, для оказания наиболее эффективной поддержки большому количеству субъектов малого бизнеса нужна развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, состоящая из оптимального для данного региона количества организаций.
1.3. Финансово-кредитный механизм регулирования развития малого бизнеса
Существующие в мировой практике формы финансовой поддержки малого предпринимательства разделяются на три группы: субсидии (безвозвратная передача средств, как правило, на приоритетные направления развития), льготы (налоговые, амортизационные и др.) и гарантии по кредитным операциям коммерческих банков.
Рассмотри указанные формы финансовой поддержки малого предпринимательства более подробно.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринима-тельства осуществляется путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы:
а) субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам;
б) бюджетные кредиты, займы и ссуды;
в) государственные и муниципальные гарантии;
г) иные формы, предусмотренные законодательством РФ.
Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетных средств осуществляется только на конкурсной основе, за исключением:
- проектов государственных и муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих финансирование в виде субсидий;
- финансирования долгосрочных проектов, являющихся продолжением проектов, осуществляемых в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства;
- случаев, когда исполнители определены соответствующими право-выми актами или обязательствами, а также проектов по межрегиональному и международному сотрудничеству.
В рамках целевых программ, разработанных на общегосударственном уровне и в регионах, финансирование малого бизнеса осуществляется на определённых условиях. То есть, чтобы получить субсидии, предприятие должно соответствовать определённым требованиям, которые могут несколько отличаться в зависимости от конкретной программы поддержки малого и среднего бизнеса. Есть и обязательные условия, которые действуют для всех целевых программ. К ним относятся следующие требования:
- предприятие должно быть включено в Единый реестр субъектов ма-лого предпринимательства;
- предприятие не должно иметь задолженности по платежам в бюд-жет;
- отсутствие просроченной задолженности по кредитам.
Следует также учитывать, что бюджетное финансирование малого бизнеса в рамках различных программ проходит, в основном, на конкурсной основе.
Финансирование малого бизнеса может быть выражено в следующей форме:
- компенсация части процентной ставки по кредитам, которая, в зави-симости от срока кредита, может составлять 1/3, 1/2 или 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- компенсация затрат на вознаграждения за предоставление бан-ковских гарантий;
- компенсация затрат по договорам лизинга (финансовой аренды);
- возмещение части затрат по договорам на присоединение к электросетям;
- возмещение части затрат на выполнение работ по присоединению к инженерным сетям, а также проектирование этих работ;
- компенсация затрат по прохождению обязательной сертификации.
В зависимости от конкретной программы финансирования малого бизнеса, в список субсидируемых затрат могут включаться затраты на аренду зданий и помещений, оплату транспорта, услуг сторонних организаций (например, юридических, бухгалтерских) и другие.
Органы и организации, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ.
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета, выделяемых на реализацию государственных и муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны:
а) принимать решения об организации и условиях проведения конкурсов на размещение бюджетных средств по объектам финансирования малого предпринимательства;
б) утверждать перечень организаций, проводящих конкурс и осуществляющих экспертизу бизнес-планов, проектов и программ;
в) заключать договоры с победителями конкурса, в соответствии с которыми осуществляется финансирование победителей и возврат средств на счета органов федерального казначейства;
г) контролировать целевое использование бюджетных средств, своевременность их возврата и предоставления отчетности.
К финансово-налоговому виду поддержки относятся различные формы прямого и косвенного финансирования малого бизнеса и применение налоговых рычагов для стимулирования его развития. В эту группу входят налоговое и таможенное льготирование, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию или страхованию малых предприятий, другие финансовые и налоговые формы господдержки малого предпринимательства. Несмотря на наибольшую эффективность этого вида поддержки в целом, отдельные его формы (например, компенсация недополученной прибыли банкам и страховым компаниям, стимулирование регионов за высокий уровень развития малого бизнеса) еще слабо используются в российской практике. Недостаточно гибко, недифференцированно разрабатываются и используются налоговые и таможенные преференции, размещение государственных заказов и другие относящиеся сюда формы.
Гарантии по кредитным операциям коммерческих банков. Кредиты финансово-кредитных учреждений (банков) позволяют сконцентрировать региональные средства, активизировать их и направить в приоритетные, социально значимые отрасли и сферы экономики. До последнего времени движение региональных средств шло преимущественно через филиалы местных банков в крупные финансовые центры. Такая ситуация сложилась не только потому, что "центральные" банки предлагают более выгодные условия размещения средств. В немалой степени это было предопределено отсутствием в регионах сфер надежного и прибыльного размещения активов для банков. Кредитные операции слишком рискованные, а альтернативные сферы размещения средств в регионах развиты слабо (валютный рынок, рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг).
Существенную роль в осуществлении гарантий по кредитным операциям коммерческих банков для малого бизнеса играет деятельность фондов содействия малому бизнесу. Так, в марте 2006 года правительством столицы был учреждён Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Основные цели Фонда – развитие в Москве системы кредитования малого предпринимательства; помощь малому бизнесу в получении кредитных и иных финансовых ресурсов; развитие инфраструктуры финансирования в форме займов, кредитов, лизинга оборудования и машин; гарантии и поручительства по обязательствам субъектов малого предпринимательства.
На сегодняшний день Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы является единственным в России гарантийным фондом, который предоставляет обеспечение по договорам о предоставлении банковских гарантий.
С Фондом содействия кредитованию малого предпринимательства Москвы сотрудничают 25 коммерческих банков, с десятью из них подписано соглашение о сотрудничестве в рамках предоставления поручи-тельств Фондом по договорам о предоставлении банковской гарантии (АКБ "Банк Москвы", "Москоммерцбанк", КБ "Юниаструм Банк", КБ "Нефтяной Альянс" и другие).
В августе 2009 года Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы заключил два договора поручительства по обеспечению обяза-тельств предприятий малого бизнеса перед банками согласно договоров банковской гарантии на сумму белее, чем 8,6 млн. руб. В первом случае гарантии касаются поставок оборудования, во втором – уплаты таможенных платежей.
Преимущества обращения в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса для предпринимателей:
- снижение затрат на поручение гарантии;
- скорость обработки документации;
- простота заключения трёхстороннего договора с Фондом и банком;
- возможность компенсации затрат на получение поручительства Фонда из городского бюджета Москвы в размере до 90%.
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса выдаёт поручительства субъектам малого бизнеса, но, конечно же, не всем, а только тем, кто соответствует определённым условиям:
- малый бизнес зарегистрирован в Реестре субъектов малого предпринимательства;
- субъект малого бизнеса существует не менее 6 месяцев;
- предприятие не имеет за последние полгода нарушений кредитных договоров или договоров лизинга, займов и т.п.;
- в течение 2 последних лет в отношении предприятия не применялись процедуры банкротства, в том числе конкурсное производство, внешнее управление и т.д.;
- предприятие не должно заниматься игорным бизнесом или производством подакцизных товаров, или добычей полезных ископаемых
Удовлетворяющий этим требованиям субъект малого предпринима-тельства может рассчитывать на то, что Фонд содействия кредитованию малого бизнеса выдаст поручительство на сумму до 30 млн. руб., но не более 50% от суммы обязательств заемщика.
Такие же некоммерческие организации (гарантийные фонды), как Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, создаются и в других городах и регионах России. Они предлагают аналогичные услуги представителям малого бизнеса, хотя условия могут несколько отличаться.
Одним из приоритетов государственной политики и бизнес-сообщества страны в рамках финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса является развитие микрофинансирования малого бизнеса.
В любом государстве с развитой экономикой кредиты считаются немаловажным инструментом финансово-денежных отношений. Изначально в нашей стране микрофинансирование малого бизнеса осуществлялось только некоммерческими организациями (кооперативами, фондами, партнёрствами и т.п.), но в последние годы такие программы начали реализовывать многие банки и коммерческие организации.
Одним из действенных методов, направленных на развитие малого предпринимательства, является микрофинансирование малого бизнеса. Рынок микрофинансирования в России растёт достаточно быстро. Хотя, стоит отметить, что спрос на микрокредиты размером до 10 тыс. долларов составляет порядка 10 млрд. долларов, а предложения банков и небанковских микрофинансовых институтов не превышают 15% от спроса.
Целью микрофинансовых организаций является оперативное кредитование малых предпринимателей на выгодных условиях, чтобы, посредством дополнительной стимуляции оборотов компании, содействовать получению большей прибыли не только предпринимателя, но и самой микрофинансовой организации. Микрофинансирование малого бизнеса можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской дея-тельности.
Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.)
Программ микрофинансирования существует очень много. Их разрабатывают и предлагают клиентам не только банки, но и организации, занимающиеся кредитованием из внешних источников финансирования малого и среднего бизнеса. Осуществляют микрофинансирование малого бизнеса и фонды поддержки предпринимательства. Они могут быть как государственными, так и негосударственными.
Кроме этого, существует немало кредитных союзов, предлагающих сотрудничество на различных условиях. При этом кредитование такие союзы осуществляют посредством внутреннего оборота денежных средств, а источники внешнего финансирования не затрагиваются. Работа кредит-ных союзов основывается на обязательном членстве каждого заёмщика. Иными словами, не являясь членом данного союза, воспользоваться микрофинансированием малому бизнесу вряд ли удастся. Существуют кредитные союзы широкого масштаба, то есть поддерживающие различные виды деятельности, а есть кооперативы, которые специализируются на какой-либо одной сфере, например, микрофинансирование сельскохозяйственных предприятий или только промышленных предприятий.
Подводя итог данной главы, можно сделать следующие выводы.
Государственное регулирование поддержки развития малого пред-принимательства заключается в создании общеэкономических, правовых и социальных условий, обеспечивающих нормальное функционирование предпринимательства. Это определение и реализация правил рынка путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции и соблюдению этико-правовых норм бизнеса, контроль выполнения этих правил, защита права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
Главными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов бизнеса являются:
1. Законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государствен-ных органов.
2. Государственное финансирование, гарантии, налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей.
3. Создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Организации инфраструктуры занимаются оперативным предоставлением субъектам малого бизнеса необходимой коммерческой и правовой информации, обучением кадров, предоставлением юридической помощи и правовой защиты. Они ведут техническое консультирование и обслуживание производства.
Таким образом, основная цель системы государственного регулирования поддержки и развития предпринимательства заключается в создании благоприятных условий функционирования и развития субъектов предпринимательства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА ПРИМЕРЕ ФИРМЫ ООО «ЛИК»
2.1.Общая характеристика малого предприятия
ООО «ЛИК» по организационно-правовой форме представляет собой общество с ограниченной ответственностью, что не противоречит малому бизнесу, так как субъектом малого бизнеса может выступать коммерческая организация любой формы собственности, соответствующие определенным критериям.
Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматри-ваться в качестве субъектов малого предпринимательства определены законодательством. Всем, установленным Законом критериям, ООО «ЛИК» соответствует и поэтому относится к субъекту малого бизнеса. А именно:
Цель деятельности малого предприятия ООО «ЛИК» - извлечение прибыли, посредством осуществления торгово-коммерческой деятельности. После государственной регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства ООО «ЛИК» его руководством было принято решение о начале торгово-производственной деятельности. Был определен вид осуществляемой им деятельности – оптовая торговля.
ООО «ЛИК» занимается в основном оптовой торговлей бытовой химией, парфюмерно-косметических товаров.
Средняя численность работников за отчетный период для определен-ных видов деятельности не должны превышать установленного Законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимита, чтобы предприятие относилось к малому бизнесу. Так среднесписочная численность работников за отчетный период на малом предприятии, не должна превышать 100 человек за отчетный период.
Численность ООО «ЛИК» не превышает установленного норматива и согласно штатному расписанию включает 26 человек, а также с 10 работниками заключены договора гражданско-правового характера. Итого 36 человек.
Еще одним критерием отнесения к малому предприятию является вы-ручка.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать с 1.01.2010 года 400 млн.руб. У ООО «ЛИК» чистая выручка от реализации продукции по итогам 2009 года составила 289309 тыс.руб.
Учредителями ООО «ЛИК» являются физические лица. Физические лица заключили учредительный договор о создании ООО «ЛИК». Уставный капитал создаваемого малого предприятия составил 100.000 рублей.
Доли учредителей в уставном капитале предприятия распределяются следующим образом:
Учредитель Размер доли в уставном капитале предприятия, % Доля учредителя в сум-мовом выражении, руб.
Логинов Ю.В. 50% 50 000
Петров П.П. 50% 50 000
Итого 100% 100 000
Петров П.П. в качестве вклада в уставный капитал внес наличные де-нежные средства.
В качестве вклада в уставный капитал Логинов Ю.В. внес оборудова-ние, которое используется в ходе торгово-коммерческой деятельности.
Таким образом, ООО «ЛИК» соответствует всем критериям малого предприятия.
2.2.Организационные и правовые проблемы деятельности
малого предприятия
В деятельности малого предприятия ООО «ЛИК» возникают следую-щие организационные проблемы, связанные:
- с торговыми и складскими помещениями;
- с обеспечением и обучением кадров;
- с информационной и консультационной поддержкой.
Рассмотрим указанные проблемы более подробно.
ООО «ЛИК» арендует торгово-офисное помещение и складские помещения. Достаточно высокая стоимость в г. Москва коммерческой недвижимости ставит приобретение в собственность помещений является для ООО «ЛИК» непосильной задачей.
Кроме того, рост арендных платежей и снижение объемов продаж в условиях кризиса, заставили ООО «ЛИК» отказаться от аренды одного из трех складских помещений.
Острой проблемой является и обеспечение кадрами ООО «ЛИК».
Структура кадрового состава ООО «ЛИК» включает следующие категории сотрудников: 1) руководящий состав (директор, главный бухгалтер, зам.директора по закупкам и зам.директора по сбыту) 2) основной состав – менеджеры по закупкам и сбыту.
Наибольшие трудности возникают с подбором основного состава ра-ботников предприятия, т.е. менеджеров. Главный материальный стимул - заработная плата менеджеров предприятия складывается из оклада и премии в зависимости от объемов продаж. Такой подход, как правило, заинтересовывает молодых работников, не имеющих достаточного опыта работы и деловых связей, но желающих проявить себя и заработать на жизнь. Потенциальные сотрудники постарше больше ориентированы на стабильный оклад, а также устойчивые премиальные. В настоящее время, особенно в условиях кризиса, ООО «ЛИК» не может предложить такой оплаты труда, что существенно снижает возможности предприятия в подборе квалифицированных сотрудников. Кроме того, в 2009 году предприятию в целях сохранения численности штатного персонала в связи со снижением объемов продаж, и как следствие, расходов на заработную плату, пришлось снизить оклады. Все это не сказывается лучшим образом на развитии малого предприятия.
Что касается обучения персонала, то как уже было отмечено, привлекая к работе на предприятии в основном работников, не имеющих достаточного опыта работы в данной сфере, возникает необходимость в их обучении, т.е. в подготовке, переподготовке или повышении квалификации. ООО «ЛИК» раз в год или два года направляет своих сотрудников за свой счет на вечерние курсы менеджеров, «1С:предприятие». Однако, необходимость в подобном обучении возникает гораздо чаще, чем может позволить себе предприятие.
ООО «ЛИК» является членом Московской Торгово-промышленной палаты. Это позволяет предприятию получать определенную информационную и консультационную поддержку.
Однако, у ООО «ЛИК» возникают определенные трудности. Так, на предприятии управление финансами осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством предприятия. Периодически главный бухгалтер обращается на основе гражданско-правового договора на оказание услуг за помощью по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Это не всегда положительно сказывается на качестве и своевременности учета, что влечет определенные санкции. А имеющиеся аутсорсинговые организации для субъектов малого бизнеса не оправдывают экономических затрат.
Основной правовой проблемой деятельности ООО «ЛИК» являются защита прав предприятия и преодоление «административных барьеров».
Органы власти и управления нередко пренебрегают запретом вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов пред-приятий. В практике деятельности ООО «ЛИК» неоднократно бывали случаи необоснованного вмешательства в виде «проверок деятельности» со стороны органов государственной власти.
2.3.Анализ финансовых проблем малого предприятия
На каждой стадии жизненного цикла у малого предприятия возникают конкретные потребности как финансового, так и нефинансового характера.
Однако финансовые проблемы – это наиболее остро ощутимые про-блемы для малого предприятия, не является исключением и ООО «ЛИК».
Первые финансовые проблемы возникли на этапе создания малого предприятия ООО «ЛИК».
Порядок финансирования малого предприятия ООО «ЛИК» предполагал в первую очередь и основным источником использование внутренних источников: личных средств учредителей предприятия, руководителя.
Банковское кредитование как источник финансирования было откло-нено учредителями ООО «ЛИК» практически сразу же. Это связано, во-первых, с высокой ставкой процента; во-вторых, коротким сроком кредитования (в среднем этот срок не превышает 6-7 месяцев); в-третьих, требование залога. А также реальное получение кредита в банках требует личных связей, поскольку действует практика кредитования не под предприятие, а под личность - его директора или владельца.
Финансовые затраты на начальном этапе деятельности малого пред-приятия ООО «ЛИК» были необходимы для аренды складских помещений, необходимого оборудования, для обеспечения надлежащей охраны указанных основных средств и товара. С помощью долевого капитала по крайней мере частичное финансирование начальных расходов, связанных с открытием предприятия, было обеспечено. Речь идет здесь прежде всего о затратах на юридическое оформление документов, организацию бухгалтерского учета, покупку оборудования и текущие расходы.
Внутренние источники финансирования были использованы на приобретение основных фондов и оплаты стартовых расходов. Необходимо привлечь внешние кредиты. Банковское кредитование по-прежнему остается для малого предприятия слишком дорогостоящим, а оборотный капитал необходим для дальнейшей деятельности.
Продукция ООО «ЛИК» ориентирована на внутренней рынок и является товаром первой необходимости (особенно средства гигиены, бытовая химия). Но, несмотря на это проблемы, связанные со сбытом продукции ООО «ЛИК», являются достаточно существенными. Необходимо привлечение покупателей.
Клиентурой ООО «ЛИК» являются розничные торговцы парфю-мерии и бытовой химии, в основном это малые предприятия, имеющие небольшие магазинчики или отделы, но в большей степени индивидуальные предприниматели, имеющие торговые точки (киоски, торговые точки на рынке). Практиковались способы привлечения клиентуры - более низкие цены, чем у конкурентов; заключение договоров с оплатой в рассрочку.
Были заключены договора коммерческого кредита с более устойчивыми предприятиями, которые позволили создать оборотный капитал и приобрести первые партии товара. С производителями товара ООО «ЛИК» заключило договора поставки партий товара в кредит; товара под реализацию.
Малое предприятие ООО «ЛИК» зачастую находилось под угрозой следующего характера: ООО «ЛИК» еще не получает кредит от поставщи-ков, но вынуждено предоставлять кредит своим клиентам-покупателям с целью привлечения большего числа заказов, что вызывало дополнительные сложности с оборотным капитал.
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛИК» представлен в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1
Анализ финансовых результатов ООО «ЛИК» за 2007-2008 гг., тыс. руб.
Наименование
показателя 2007 г. 2008 г. Откл.
абс. % абс. % абс. %
1 2 3 4 5 6 7
Чистая выручка от реализа-ции 302039 100 244635 100 -57404 100
Себестоимость реализован-ной продукции, в том числе:
195237
64,6
164638
67,3
-30599
2,7
Коммерческие расходы 20345 6,7 18340 7,5 -2006 0,8
Управленческие расходы 21576 7,1 24620 10,0 3044 2,9
Валовая прибыль 90178 29,9 79997 32,7 -10181 2,8
Результат от основной деятельности 48257 16 37037 15,1 -11220 -0,9
Прочие доходы 5201 1,7 5797 2,4 596 11,4
Прочие расходы 21663 7,2 14940 6,1 -6723 -31,0
Прибыль до налогообло-жения 31796 10,5 27894 11,4 -3902 0,9
Налоги, выплачиваемые из прибыли 4118 1,4 6251 2,6 2133 1,2
Чистая прибыль (убыток) 27678 9,2 21642 8,8 -6036 -0,4
Данные гр. 3 рассчитаны по формуле: гр. 2 * 100% / сумму «Чистой выручки от реализации» по гр. 2.
Данные гр. 5 рассчитаны по формуле: гр. 4 * 100% / сумму «Чистой выручки от реализации» по гр. 4.
Данные гр. 6 рассчитаны по формуле: гр. 4 - гр. 2.
Данные гр. 7 рассчитаны по формуле: гр. 5 - гр. 3.
Данные таблицы показывают, что выручка от реализации продукции за 2008 г. уменьшилась в 1,2 раза (с 302039 тыс. руб. до 244635 тыс. руб.).
Стоимость реализованной продукции предприятия за анализируемый период уменьшилась на 30599 тыс. руб. или 2,7% (с 195237 до 164638 тыс. руб.).
В результате валовая прибыль снизилась на 10181 тыс. руб., однако ее доля выросла в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 2,8%.
Об эффективности основной деятельности предприятия свидетельствует тот факт, что темп изменения выручки не отстал от темпа изменения себестоимости реализованной продукции.
В конце периода в структуре совокупных доходов, полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, наибольший удельный вес приходился на доходы от основной деятельности.
Следует отметить, что расходы по операционной деятельности значительно уменьшились, а по внереализационной немного увеличились. В целом доходы от прочей деятельности предприятия имеют тенденцию к повышению.
Уменьшилась прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия на 6036 тыс. руб. или 0,4%. На уменьшение чистой прибыли в 2008 г. повлияло увеличение внереализационных расходов и суммы налогов, выплачиваемых из прибыли.
Данные таблицы 2.2 рассчитываются аналогично таблице 2.1.
Таблица 2.2
Анализ финансовых результатов ООО «ЛИК» за 2008-2009 гг., тыс. руб.
Наименование
показателя 2008 г. 2009 г. Отклонения
абс. % абс. % абс. %
1 2 3 4 5 6 7
Чистая выручка от реализа-ции 244635 100 289309 100 44674 -
Себестоимость реализован-ной продукции, в том числе:
164638
67,3
208709
72,1
44071
4,8
Коммерческие расходы 18340 7,5 20423 7,1 2083 -0,4
Управленческие расходы 24620 10,0 22594 7,8 -2026 -2,2
Валовая прибыль 79997 32,7 80600 27,9 603 -4,8
Результат от основной деятельности 37037 15,1 37583 13,0 546 -2,1
Прочие доходы 5797 2,4 9884 3,4 4087 70,5
Прочие расходы 14940 6,1 34658 12,0 19718 132,0
Прибыль до налогообложе-ния 27894 11,4 12810 4,4 -15084 -7,0
Налоги, выплачиваемые из прибыли 6251 2,6 4346 1,5 -1905 -0,9
Чистая прибыль (убыток) 21642 8,8 8464 2,9 -13178 -5,9
Таким образом, по данным таблицы и рисунка наблюдается в 2009 г. по сравнению с предыдущим увеличение выручки от реализации продукции на 44674 тыс. руб. (с 244635 тыс. руб. до 289309 тыс. руб.).
Рис. 2.1. Динамика финансовых результатов
ООО «ЛИК» за 2007-2009 гг.
Себестоимость продукции увеличилась на 44071 тыс. руб., причем следует отметить, что доля себестоимости по отношению к выручке увеличилась на 4,8%. Следовательно, соотношение себестоимости к выручке в 2009 г. стало выше, чем в 2008 г., что отрицательно сказалось на прибыли предприятия.
Чистая прибыль предприятия в 2009 г. снизилась на 13178 тыс. руб. (с 21642 тыс. руб. до 8464 тыс. руб.).
На снижение чистой прибыли также повлияли увеличение операцион-ных расходов на 19208 тыс. руб. и внереализационных расходов на 510 тыс. руб.
|