Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Инфляция и антиинфляционная политика
Курсовая | 03.09.2014, 12:36

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение    3
1. Понятие, причины инфляции    5
1.1.Сущность инфляции    5
1.2. Виды инфляции    6
1.3.Причины возникновения инфляции    8
1.4 Инфляционные ожидания    11
2. Динамика инфляционных процессов в РФ в период 2009 г.    18
2.1 Потребительские цены    18
2.2 Цены производителей    22
2.3 Условия внешней торговли    23
3. Антиинфляционная политика государства    29
3.1 Специфика методов борьбы с инфляцией    29
3.2 Антиинфляционная политика в условиях финансового и экономического кризиса                                                                                       31
Заключение    40
Список использованной литературы    42

 

 

 

 

 


Введение

Переход российской экономики на рыночные отношения остро увеличил роль денег. Задачи денежного хозяйства делаются главными и в практических действиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Вследствие этого, несмотря на активизированное обсуждение данных вопросов, в прессе, острота их не понижается. Высокая стоимость рассмотрения инфляционных процессов, немалое количество действующих обстоятельств затрудняют формирование верной денежной политики. 
Исходя из опыта России, а также иных государств, переход к рыночным отношениям сопровождается стремительным подъемом цен, увеличением действия инфляционных факторов. Весьма значимо точно оценить, является ли именно переход к рыночным отношениям основанием обострения инфляции или при данных отношениях скопленный прежде инфляционный потенциал приобретает свое подлинное выражение. 
Несомненно, что в условиях рыночных отношений вероятности искусственного подавления инфляции резко сжимаются. В то же время, нелогичность в утверждении решений по переходу к рынку, необдуманность отдельных действий, обостряют существующие трудности, увеличивают инфляционные процессы. 
Опыт многих государств показывает, что продолжительное функционирование централизованного планирования, обычно, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков. 
Инфляция – неминуемый попутчик долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – мишень госрегулирования рыночной экономики. Тем не менее, инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, возбуждающий полемики и расхождения между экономистами. Сущность и генезис инфляции далеко не одинаково трактуются представителями разнообразных экономических школ. Неглубокое суждение о факторах инфляции приводит к ошибочным технологиям борьбы с рассматриваемым явлением.
Мировой финансово-экономический кризис и связанные с ним негативные процес¬сы в российской экономике оказали сильное влияние на формирование инфляции. Рецес¬сия и замедление роста в странах – торговых партнерах России, снижение мировых цен наряд продовольственных товаров и сельскохозяйственное сырье, снижение инфляции в группе стран– экспортеров товаров в Россию, ужесточение условий заимствования на ми¬ровых финансовых рынках, сокращение вну-треннего инвестиционного и потребительско¬го спроса ограничивали рост потребительских цен. Удорожание потребительского импорта, вызванное девальвацией национальной ва¬люты, ускорение роста цен производителей в добыче полезных ископаемых, снижение объемов предложения в российской экономи¬ке, ухудшение финансового положения рос¬сийских организаций формировали инфля¬ционное давление. 
Это обуславливает актуальность темы исследования.
Целью данной работы является изучение  инфляции и инфляционной политики в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность инфляции;
- проанализировать виды инфляции;
- изучить причины возникновения инфляции;
- рассмотреть инфляционные ожидания;
- охарактеризовать динамику инфляционных процессов в РФ в период 2009 г.;
- проанализировать специфику методов борьбы с инфляцией;
- изучить вопросы антиинфляционной политики в условиях финансового и экономического кризиса.

1. Понятие, причины инфляции

1.1.Сущность инфляции


Инфляция представляет собой процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. 
Термин «инфляция» (inflatio) дословно означает «вздутие» и как термин впервые было использовано для обозначения «вздутия» бумажно-денежной массы в Северной Америке во время гражданской войны 1861-1865 годов.
Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов).
Инфляция – это повышение общего уровня цен. Однако, это не означает, что все цены растут. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие – даже снижаться. Например, хотя в 1970-1980 гг. в США наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары как видеомагнитофоны, электронные часы и персональные компьютеры понижались .
Нужно иметь в виду, что не всякое увеличение цен – инфляция. С понятием инфляции не надлежит путать рост цен, активизированный, к примеру, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что весьма значимо, экономическими циклами. Рост цен, случающийся не по обстоятельству искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

иным факторам, инфляцией не является. Вследствие этого при оценке инфляции нужно очистить цены от неинфляционных колебаний. Так, к примеру, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем, на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.
Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Инфляция пробивается во все области экономической жизни и инициирует разрушение этих областей. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит: обесценивание денег по отношению к золоту; обесценивание денег по отношению к товару; обесценивание денег по отношению к иностранной валюте .

1.2. Виды инфляции

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:
1.    ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор; 
2.    галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах; 
3.    гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры. 
В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса
Обычно инфляция формируется при излишнем спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не может удовлетворить потребности населения. Данный излишек спроса приводит к повышению цен. Существует много денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса определена:
1.    повышением военных расходов. Военная техника и военная продукция не действуют на рынке, их закупает государство и направляет в запас. Деньги для поддержания этой продукции по существу не нужны, так как она не передается из рук в руки; 
2.    дефицитом бюджета и ростом госдолга. Покрытие дефицита реализовывается или госзаймами, или эмиссией банкнот, что дает государству дополнительные средства, а, таким образом, и дополнительный спрос; 
3.    кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и иных кредитных учреждений ведет к умножению кредитных орудий обращения, какие также формируют добавочные требования на товары и услуги; 
4.    приливом иностранной валюты в государство, какая с помощью обмена на национальную денединицу активизирует общий рост объема ден массы, а, следственно, и излишний спрос. 
Следовательно, инфляция спроса отмечается в том случае, если рост уровня цен выходит под воздействием общего роста совокупного спроса.
Инфляция издержек производства
Причины инфляции издержек производства:
1.    уменьшение роста производительности труда, инициированное циклическими колебаниями либо структурными изменениями в производстве, что приводит к росту издержек на единицу продукции, а, таким образом, к снижению прибыли. В результате это отразится на понижении объема производства, сокращении предложения товаров и увеличении цен; 
2.    расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и сравнительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги; 
3.    рост оплаты труда при обусловленных моментах в итоге действующей работы профсоюзов, проверяющих номинальную зарплату. Фирмы отвечают на данный рост инфляционной спиралью; увеличение зарплаты активизирует рост цен и новое увеличение заработной платы; 
4.    высокие косвенные налоги, свойственные для многих стран, какие вводятся в цену товаров. Для оценки и измерения инфляции применяют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет баланс между покупной ценой обусловленного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде . 

1.3.Причины возникновения инфляции
    

Имеется масса причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – следствие нарушения равновесия между спросом и предложением.
В случае, если равновесие нарушается со стороны спроса, то появляется «инфляция спроса». В данном случае инфляция порождается неудовлетворенным спросом на товары. К данному типу инфляции приводит:
1) Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы повышен, то на рост совокупного спроса экономика отвечает ростом объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Отдельные сферы целиком применяют свои производственные мощности и не имеют возможности отвечать на дальнейшее увеличение спроса на свои товары ростом производства. Вследствие этого цены на них растут.
2) Сверхэмиссия денег. Повышение платежеспособности может появиться из-за дополнительной эмиссии денег, реализовываемой государством излишне. Факторы сверхэмиссии, в основном, объединены с дефицитом бюджета правительства государства и методами его погашения:
а) к инфляционному повышению совокупного спроса ведет и расширение госсектора, которое сопровождается повышением зарплаты для привлечения государственных служащих.
б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.
в) повышение трансфертных платежей.
    3) Стимулирующая кредитно-денежная политика Центробанка России при продаже облигаций на открытом рынке. Процентная ставка понизится за счет расширения денежной массы, а, тем временем, инвестиционные проекты осуществятся через определенный лаг времени, за период какового может случиться инфляционный всплеск.
    4) Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Это может произойти, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М2. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.
Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.
Причинами второго типа, инфляции предложения, являются:
1) увеличение зарплаты. Сильные профсоюзы нажимают на предпринимателей, добиваясь увеличения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает нерентабельным его расширение. Совокупное предложение сокращается, несмотря на то, что совокупный спрос остается на старом уровне, а иногда и увеличивается.
2) импортируемая инфляция. Данная инфляция проникает в экономику государства из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, к примеру, если в экономике государства обширно применяются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приводит к увеличения издержек внутри государства и к сокращению совокупного производства при одновременном увеличении цен.
3) монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сопоставлению с конкурентным объемом выпуска. Формируется завышенная оценка ресурсов в отношении к их наибольшей производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом формируют направление к завышенному ценообразованию в сравнении с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического раскручивания.
4) административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
Реальный мир гораздо сложнее, чем предлагает простое деление инфляции на два типа – инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно различить эти два типа. Например, предположим, что резко возросли расходы на здравоохранение и, следовательно, увеличились совокупные расходы, вызвав инфляцию спроса. Когда на рынках товаров и ресурсов действуют стимулы, вызванные повышением спроса, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату, материальные ресурсы и топливо растут. В собственных интересах они вынуждены поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно наблюдается инфляция спроса, для многих фирм она выглядит как инфляция издержек .
Различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса кроется в другом. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существует избыток совокупных расходов. Инфляция же издержек автоматически сама себя ограничивает: она постепенно исчезает, то есть самоизлечивается. Из-за уменьшения предложения реальный объем внутреннего продукта и занятость сокращаются, а это препятствует дальнейшему росту издержек.

1.4    Инфляционные ожидания


Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, или она «планируется» правительством страны. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Т.о., внезапный скачек цен может спровоцировать дальнейшие 
инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
Реальные   денежные   запасы   -  реальная   покупательная   способность   денежных средств, равная отношению их номинальной стоимости к уровню цен: Мр = MIP.
Если цены вырастут, на ту же номинальную сумму денег (М) можно будет купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Реальный доход владельцев факторов производства снизится и, соответственно, уменьшится величина совокупного спроса. Здесь снова нужно указать на различия между совокупным спросом и микроэкономическим. При снижении дохода потребителя на рынке отдельного товара, вся линия спроса сдвигается влево вниз. А при снижении реального богатства за счет увеличения уровня цен, линия совокупного спроса остается на месте, сдвигается влево точка, обозначающая величину совокупного спроса (рис.  1). Это явление называют эффектом Пигу.

 

 

 


Рис. 1 – Снижение реальных денежных средств при увеличении цены  

Инфляционные ожидания - прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую денежную и ценовую политику, оценивают доходы, расходы, прибыль и кредиты. Инфляционные ожидания проявляются в размещении денежных средств и других подверженных инфляции ценностей в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость и т.д.
Потребители, опасаясь роста цен, начинают покупать товары, которыми они будут пользоваться только в будущем, т. е. создают избыточный спрос. Продавцы, видя такую ситуацию, повышают цены. Первые в свою очередь начинают покупать еще больше и так далее. Начинает раскручиваться спираль инфляции, а с этой, психологической, стороной инфляции бороться весьма сложно. Единственно эффективный инструмент этой борьбы - достижение Национальным банком установленных параметров по инфляции
Концепции ожиданий. При использовании в экономических моделях ожидаемых значений каких-либо параметров можно исходить из того, что они задаются экзогенно. Однако результаты анализа оказываются более плодотворными, когда ожидаемые значения возникают в самой модели в качестве эндогенных параметров на основе определенных представлений о способе формирования ожиданий экономических субъектов. 
Простейшим примером экономической модели с эндогенными ожиданиями является известная из микроэкономики «паутинообразная» модель ценообразования. Цветовод, решая накануне, сколько цветов он завтра повезет на рынок, ориентируется на сложившуюся сегодня цену P et+1 = Pt. Это значит, что ожидаемая продавцом в текущем периоде цена следующего периода равна сегодняшней. Такой способ формирования ожиданий называют статическим ожиданием .
Как известно из курса «Микроэкономика», в зависимости от соотношения углов наклона графиков функций спроса и предложения процесс «паутинообразного» ценообразования будет сходящимся, расходящимся или циклическим. При этом возникает естественный вопрос: почему два последних случая не встречаются в реальной жизни? Дело в том, что в реальном хозяйстве индивиды учатся на своих ошибках. Если продавец видит, что избранный им способ оценки будущей цены приносит ему все больше убытков, он скорректирует процедуру формирования своих ожиданий. Этот факт находит отражение в концепции адаптивных ожиданий, в соответствии с которой ожидаемая в периоде t цена в периоде (t + 1) определяется по формуле:
   
где  - коэффициент адаптации. 
В концепции адаптивных ожиданий предполагается, что индивид в периоде t при прогнозировании цены на период (t + 1) учитывает свою ошибку при предшествующем прогнозе цены (выражение в круглых скобках). При отсутствии ошибки (Pt - Pte = 0) он и в будущем станет ориентироваться на правильно определенную им в прошлом цену. Если, например, в понедельник продавец ожидал, что во вторник цена будет равна 5, но она оказалась равной 7 и коэффициент адаптации продавца равен 0,5, то во вторник он будет ожидать, что в среду цена установится на уровне 6. Если бы его прогноз оправдался, то и на среду он ожидал бы цену 5.
Когда индивид не реагирует на ошибку предыдущего прогноза, полагая, что знает нормальное значение прогнозируемого показателя, к которому этот показатель тяготеет, тогда   = 0. Если индивид ожидает, что текущее значение показателя сохранится и на ближайшее будущее, т.е. обладает статическим ожиданием, то   = 1.
Ограничение коэффициента адаптации интервалом (0,1) выражает «здоровый» консерватизм экономического субъекта. Если он обнаружил, что в ходе предыдущего прогноза недооценил рост некоторого показателя: (xt > xte), то он увеличит ожидаемое значение этого показателя на следующий период, однако это значение не превысит достигнутый в прошлом периоде уровень: xte < xt+1e < xt. Такое поведение свидетельствует о том, что экономический субъект строит свой прогноз не только на основе информации двух соседних периодов.
Концепцию адаптивных ожиданий можно рассматривать как частный случай авторегрессивных ожиданий. В соответствии с последней экономические субъекты прогнозируют направление и величину изменения экономических показателей, основываясь на всей динамике этих показателей в прошлом, хотя при этом предполагается, что недавнее прошлое оказывает на будущее большее влияние, чем события давно прошедших лет. Формально это можно представить так
   
где n - число периодов, предшествующих прогнозируемому;  i - весовые коэффициенты.
Чтобы привести концепцию адаптивных ожиданий к концепции авторегрессивных ожиданий, в правой части формулы (2) освободимся от прогнозируемых величин
 
Как и в указанном выше выражении (3), ожидаемое значение есть взвешенная сумма всех фактических значений показателя в прошлом.
Хотя в концепции авторегрессивных ожиданий «ошибки учат», в тех случаях, когда прогнозируемая величина монотонно увеличивается (уменьшается), ожидания субъекта будут постоянно ниже (выше) фактических значений. К числу недостатков концепции авторегрессивных ожиданий относится также и то, что при прогнозировании индивид использует информацию только о прошлом рассматриваемого явления, не пытаясь предвидеть возможные новые факторы его формирования в будущем.
Неудовлетворенность концепцией авторегрессивных ожиданий побудила исследователей к разработке новой концепции - теории рациональных ожиданий. В соответствии с ней индивид прогнозирует ожидаемое значение параметра, используя структурную модель его формирования и всю имеющуюся в данный момент информацию о факторах, влияющих на определяемое значение .
В концепции рациональных ожиданий цена предстает в виде функции от всех ценообразующих факторов
 
где xi - ценообразующие факторы. 
Модель рациональных ожиданий не может быть полностью детерминированной, так как является прогнозной, но в отличие от адаптивных рациональные ожидания лишь случайно могут оказаться ошибочными. Рассмотрим простейшую модель прогноза значения цены в соответствии с концепцией рациональных ожиданий
 
Параметры Ut и Vt - это стохастические переменные, отражающие случайные ошибки в прогнозировании объемов спроса и предложения. Первое уравнение указывает на то, что текущий спрос на благо определяется его текущей ценой. Второе уравнение свидетельствует о том, что продавцам решение об объеме предложения приходится принимать накануне, т.е. на основе ожидаемой цены. Третье уравнение говорит о том, что продавец строит свой прогноз в соответствии с концепцией рациональных ожиданий. В рассматриваемом примере это означает, что ему известны параметры a b, m, N, определяющие конкретный вид функций спроса и предложения. Четвертое уравнение констатирует равенство ожидаемых объемов спроса и предложения. Поскольку ожидается, что прогноз будет точный, то
 
В реальной экономике действовать в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий не просто. Построение адекватной прогнозной модели, сбор и обработка необходимой для прогноза информации, как правило, связаны со значительными затратами. После сопоставления последних с пользой от точного прогноза показателей индивид может решить, что рациональней не вспоминать о гипотезе рациональных ожиданий. Поэтому, несмотря на научную «солидность» гипотезы рациональных ожиданий, она не вытесняет другие варианты эндогенных инфляционных ожиданий в экономических моделях.
Гипотеза рациональных ожиданий является важным элементом концепции «новых классиков» - современных последователей неоклассического направления развития экономической мысли. Исключая возможность систематических ошибок при прогнозировании значений экономических параметров, она, как будто бы, подкрепляет постулат совершенной гибкости цен и вывод о нейтральности денег. Однако гипотеза рациональных ожиданий используется и в неокейнсианских моделях и сама по себе не может служить обоснованием неоклассической экономической идеологии .

 


2. Динамика инфляционных процессов в РФ в период 2009 г.
2.1 Потребительские цены

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за девять месяцев 2009 г. потребительские цены повы¬сились на 8,1%, что было меньше аналогич¬ного показателя 2008 г. на 2,5 процентного пункта. Прирост потребительских цен в сентя¬бре по отношению к сентябрю 2008 г. составил 10,7%, за январь-сентябрь по отношению к соответствующему периоду 2008 г. – 12,5%.
Замедление инфляции по итогам девяти месяцев 2009г. в значительной мере было свя¬зано с сокращением темпов роста цен на про-довольственные товары, а также темпов удо¬рожания платных услуг, не относящихся к категории административно регулируемых. Вме¬сте с тем, по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. отмечалось ускорение роста цен на непродовольственные товары.
Базовая инфляция замедлилась за де¬вять месяцев текущего года до 7,3% (против 10,1% за соответствующий период 2008 г.). Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 5,9 процентного пункта, или 73,3% уровня инфляции (в 2008г. – 8,0 процентного пункта, или 75,7%).
По итогам девяти месяцев 2009г. цены на продовольственные товары без пло¬доовощной продукции повысились на 6,3% (за январь-сентябрь 2008г. – на12,9%). Удо¬рожание этой группы продуктов питания обе-спечило, по оценкам, 2,1 процентного пункта, или 26,7% уровня инфляции (в аналогич¬ный период 2008г. – 4,5процентного пункта и 43,0% соответственно).
Из продуктов питания за девять месяцев 2009 г. более всего подорожали сахар-песок – на 50,6% против 12,1% в соответствующий период 2008г., а также рыба и морепродук¬ты – на 13,5% (7,5%). Темпы удорожания продукции переработки зерна, крупы и бобо¬вых, мяса и птицы заключались в интервале  1,9-5,7%, что было существенно ниже аналогичных показателей за январь-сентябрь предыдущего года. Снизились цены на моло¬ко и молочную продукцию, масло сливочное и растительное – на 0,1-18,2% (за январь-сентябрь 2008г. отмечалось удорожание этих видов продуктов питания). Яйца стали дешев¬ле на 16,9% (в сопоставимый период 2008г. – на 6,4%).
На мировом рынке на протяжении девяти месяцев 2009г. цены на сахар росли высоки¬ми темпами, при этом в августе они превысили максимальные уровни цен, отмеченные в 2006 году. В сентябре 2009г. по сравнению с декабрем предыдущего года сахар-сырец подоро¬жал в 2,2раза, сахар белый – в 1,8 раза (в сен¬тябре 2008г. рост цен составил 22,5 и 27,3% соответственно).
На мировых рынках зерновых куль¬тур после относительной стабилизации цен на протяжении IV квартала 2008 – II квартала 2009 г. в III квартале обозначилась тенденция к их снижению. В результате в сентябре 2009г. по сравнению с декабрем предыдущего года цены на американскую и канадскую пшеницу снизились на 13,3 и 20,2% соответственно, на американскую кукурузу– на 5,0%, на ка¬надский ячмень – на 10,2% (в сентябре 2008г. цены на пшеницу снизились на 19,8 и 21,5% соответственно, на канадский ячмень – на 4,7%; американская кукуруза подорожала на 29,7%). Цены на тайский рис в сентябре 2009г. были на 2,5% ниже, чем в декабре предыдущего года (в сентябре 2008 г. они были выше на 89,6%).
Динамика цен на мировых рынках мяса в 2009 г. была разнонаправленной. В сентябре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года говядина подорожала на 10,1%, свинина и мясо птицы подешевели на 5,0 и 2,4% (в сен¬тябре 2008г. цены на эти виды мяса повысились на 35,4; 33,6 и 15,0% соответственно) .
Цены на растительные жиры на мировом рынке после роста впервой половине 2009г. в III квартале понижались. В результате в сен¬тябре 2009г. пальмовое масло было на 34,0% дороже, чем в декабре предыдущего года (в сентябре 2008г. – дешевле на 18,8%).
За январь-сентябрь 2009г. на внутрен¬нем рынке цены на плодоовощную про¬дукцию возросли на 0,8% (против 5,3% в сопоставимый период 2008г.), что явилось наименьшим показателем для данного перио¬да за предыдущие четыре года. По оценкам, влияние удорожания плодоовощной продукции на общий уровень потребительских цен было малозаметным. В аналогичный период 2008г. рост цен на плодоовощную продукцию обусловил 0,2 процентного пункта инфляции (1,9% повышения общего уровня потреби¬тельских цен).
Цены на продовольственные товары в целом за январь-сентябрь 2009г. повыси¬лись на 5,8%. В предыдущем году аналогич¬ный показатель был равен 12,1%.
За девять месяцев 2009г. темп прироста цен на непродовольственные товары соста¬вил 8,3% против 6,5% в сопоставимый пери¬од предыдущего года. Удорожанием непро¬довольственных товаров было обусловлено оценочно 3,1 процентного пункта, или 38,7% уровня инфляции (по итогам января-сентября 2008 г. эти показатели составили 2,3 процент¬ного пункта и 22,0%). В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 17,0% (за январь-сентябрь 2008г. – на 11,9%), медикаменты – на 16,2% (9,6%), моющие и чистящие средства – на 11,5% (12,0%). Цены на автомобильный бензин повысились на 10,5%, тогда как в предыдущем году ана¬логичный показатель был равен 18,6%.
Цены и тарифы на платные услуги на¬селению за девять месяцев 2009г. повыси¬лись на 11,0% (в соответствующий период 2008г. – на 14,1%). По оценкам, удорожа¬ние платных услуг за январь-сентябрь 2009г. обусловило 2,8процентного пункта, или 34,2% общего прироста потребительских цен (за январь-сентябрь 2008г. эти показатели со¬ставили 3,5 процентного пункта и 33,1%) .
Прирост регулируемых тарифов на плат¬ные услуги за январь-сентябрь 2009г. соста¬вил оценочно 14,0%, что на 0,6процентного пункта превысило аналогичный показатель в предыдущем году. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 18,6% против 15,5% за девять месяцев 2008 года. Услуги пассажирского транспорта подорожа¬ли на 6,7% (в сопоставимый период 2008г. – на 21,2%).
За девять месяцев 2009г. замедлился рост цен на все основные виды услуг, которые учитываются при расчете базового индекса потребительских цен. В наибольшей степе¬ни это проявилось в отношении санаторно-оздоровительных услуг, услуг дошкольного воспитания, образования, бытовых услуг.
Повышение цен и тарифов на платные услуги населению за январь-сентябрь 2009г. превысило общий прирост цен на товары на3,9процентного пункта (в сопоставимый период 2008г. – на 4,7процентного пункта).
По информации Росстата, за девять ме¬сяцев 2009г. во всех федеральных округах России темпы прироста потребительских цен были ниже, чем по итогам аналогичного пе¬риода 2008 года.
По оценкам, в сентябре 2009г. отмеча¬лись заметные различия между субъектами Российской Федерации по стоимости фикси¬рованного набора товаров и услуг, используе¬мого Федеральной службой государственной статистики для межрегиональных сопостав¬лений покупательной способности населения. В частности, за сентябрь 2009г. коэффици¬ент региональных различий составил 42,4% по сравнению с 40,0% по состоянию на де¬кабрь предыдущего года.
Темп прироста цен на продовольственные товары в январе-сентябре 2009г. обладал от¬носительно небольшим разбросом по феде¬ральным округам – от 4,8 до 7,7% (в сопо¬ставимый период 2008г. – от 10,9 до 14,1%). Интервал изменения темпов прироста цен на товары непродовольственной группы составлял 7,6-9,6% (за январь-сентябрь 2008г. – 6,0-7,9%). По итогам девяти меся¬цев 2009г. во всех федеральных округах тем¬пы удорожания тарифов на платные услуги снизились по сравнению с сопоставимым пе¬риодом предыдущего года .

2.2 Цены производителей

Цены производителей промышлен¬ных товаров за январь-сентябрь 2009г. повысились на14,9% (за такой же период 2008г. – на 17,6%). Высокие темпы роста цен производителей были обусловлены глав¬ным образом ускорением их роста в добыче полезных ископаемых. За девять месяцев эти цены увеличились на53,5%, тогда как в со¬поставимый период 2008г. – на11,7%. В до¬быче топливно-энергетических полезных ис-копаемых аналогичные показатели составили 67,4 и 11,6%.
За январь-сентябрь 2009г. прирост цен в производстве и распределении электроэнер¬гии, газа и воды составил 18,0%. В соответ-ствующий период 2008г. этот показатель был на 2,4 процентного пункта больше.
Цены производителей в обрабатывающих производствах по итогам девяти месяцев теку¬щего года повысились на 6,5% (в сопостави¬мый период 2008г. – на 19,6%). Среди обра¬батывающих производств за январь-сентябрь 2009 г. наиболее интенсивно подорожало производство нефтепродуктов – на 37,2% (в аналогичный период 2008г. – на 14,0%). Одновременно замедлился рост цен произ¬водителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производи¬телей пищевых продуктов, включая напитки, и табака сократились по сравнению с январем-сентябрем 2008г. на 6,9процентного пункта (до 6,0%). В текстильном и швейном произ¬водстве, а также в производстве кожи, изде-лий из кожи и обуви аналогичные показатели составили 3,0 процентного пункта (5,8%) и 2,6 процентного пункта (4,5%).
Тарифы на грузовые перевозки сни¬зились за январь-сентябрь текущего года на 0,9%, в то время как на железнодорожном транспорте они увеличились на 10,6%. В соот¬ветствующий период 2008г. повышение тарифов на грузовые перевозки составило 36,0%, а тарифы на грузовые перевозки железнодо¬рожным транспортом возросли на 22,1%.
Тарифы на услуги связи для юриди¬ческих лиц за девять месяцев 2009г. повы¬сились на 2,0% (в соответствующий период 2008г. – на 11,4%).
По итогам января-сентября 2009г. цены производителей строительной продукции снизились на 0,2%. В аналогичный период предыдущего года они, напротив, возросли на 15,8%.
За январь-сентябрь 2009г. цены про¬изводителей сельскохозяйственной про¬дукции снизились на3,7% (в соответствую¬щий период 2008 г. – возросли на 1,6%). Продукция растениеводства стала дешевле на 6,2% (за январь-сентябрь 2008г. – подо¬рожала на 7,7%). При этом наблюдалось сни¬жение цен на зерновые культуры – на 5,3% и подсолнечник – на 2,3% (в январе-сентябре 2008г. зерновые культуры и подсолнечник подорожали на 9,1 и 17,4% соответствен¬но). Продукция животноводства стала дешевле на 2,0% (за январь-сентябрь 2008г. – на 2,7%). Скот и птица подорожали на 7,7% (за девять месяцев 2008г. – на 9,2%). Однако цены на молоко снизились на 14,8%, а яйца подешевели на 18,1% (за январь-сентябрь 2008 г. аналогичные показатели были равны 13,9 и 11,5%) .

2.3 Условия внешней торговли

Ценовая конъюнктура на мировых рын¬ках основных товаров российского экспорта в III квартале 2009г. по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, но была хуже, чем в III квартале 2008г., из-за резко¬го падения во втором полугодии 2008г. цен на нефть, нефтепродукты, металлы и другие сырьевые товары. Цены на энергетические товары в III квартале 2009г. по сравнению с предыдущим кварталом в среднем возрос¬ли на 8,7%, на неэнергетические товары – на 6,1%; по сравнению с III кварталом 2008г. цены на эти группы товаров понизились на 44 и 31% соответственно.
В текущем году возобновился рост миро¬вых цен на нефть после их падения во второй половине 2008 года. Средняя цена на нефть на мировом рынке в сентябре 2009г. по срав¬нению с декабрем 2008г. повысилась в 1,7 раза, российская нефть сорта «Юралс» подо¬рожала в 1,8раза. Максимального значения цена на российскую нефть достигла 24 авгу¬ста, приблизившись к уровню 74долл. США за баррель.
Повышение цен на нефть в январе-сентябре 2009г. было обусловлено состоянием мировой экономики и ожиданиями ее выхода из мирового финансово-экономического кри¬зиса. Данные о начале выхода ряда ведущих экономик из кризиса, а также устойчивый рост экономики Китая способствовали повышению мирового спроса на нефть. Наряду с этими факторами на цены на нефть повлияла дина¬мика курса американской валюты, поскольку снижение курса доллара США к ведущим ми¬ровым валютам привело как к удорожанию тех биржевых товаров, цены на которые номини¬рованы в долларах, так и к перетоку части спе¬кулятивных капиталов с валютного на товар¬ный рынок. Кроме того, страны ОПЕК стара¬лись придерживаться принятых еще в 2008г. квот на добычу нефти. Традиционные фак¬торы, такие как геополитическая обстановка и погодные условия, оказывали на цену нефти незначительное и кратковременное влияние.
В результате в III квартале 2009г. цена на нефть сорта «Юралс» составила 67,8долл. США за баррель и была на 17,2% выше, чем в предыдущем квартале, но на 39,7% ниже относительно III квартала 2008 года.
Относительно января-сентября 2008г. цена на российскую нефть на мировом рынке была ниже на 47,7% и составила 56,3долл. США за баррель (в январе-сентябре 2008г. – на 68,2% выше).
На рынке нефтепродуктов прослежива¬лись те же тенденции, что и на рынке нефти, однако темпы роста цен на отдельные из них различались. Так, в III квартале по сравнению со II кварталом 2009г. наиболее существенно подорожал мазут – на 25%, дизельное топливо подорожало на 15%, бензин автомобильный – на 11%. По итогам девяти месяцев 2009г. цены на нефтепродукты, как и цены на нефть, в среднем были в 2раза ниже, чем в  соответ¬ствующий период предыдущего года. Наи¬более значительно в январе-сентябре 2009г. подешевело дизельное топливо – на 52% (в тот же период годом ранее оно подорожало на 75%). Бензин автомобильный подешевел на 43%, мазут – на 40%, (в январе-сентябре 2008г. цены на эти нефтепродукты повыси¬лись на 42 и 73% соответственно).
Снижение цен на природный газ в Евро¬пе, начавшееся в конце 2008г., в текущем году продолжалось по июль включительно. В ав¬густе повышение цен на европейском рынке природного газа возобновилось, однако тем¬пы роста были небольшими (на рынке США снижение цен на природный газ продолжа¬лось вплоть до сентября 2009г.). В III квар¬тале 2009г. цены на природный газ в Европе по сравнению с предыдущим кварталом сни¬зились на 15,6% (в предыдущие два квар¬тала – на 24,2 и 31,5% соответственно), относительно III квартала 2008г. он подешевел на 52,8%. По итогам января-сентября 2009г. по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года цена на природный газ в Европе была ниже на 28,6% (в январе-сентябре 2008г. она была выше на 52,5%) .
В 2009г. на мировом рынке отмечалась тенденция к повышению цен на уголь, однако темпы роста были небольшие. По итогам де¬вяти месяцев уголь был на 49,5% дешевле, чем в соответствующий период предшествую¬щего года (в январе-сентябре 2008г. он был в 2,3 раза дороже).
Основным фактором начавшегося с сен¬тября 2008г. понижения цен на мировом рынке черных металлов было замедление ро¬ста спроса на них в мире в условиях рецессии. Падение цен было связано и с понижением цен на сырье для их производства (в 2009г. по сравнению с предыдущим годом железная руда на мировом рынке подешевела на 28,2%, в 2008г. она подорожала на 66,0%). По ито¬гам девяти месяцев 2009г. относительно соответствующего периода предыдущего года цены на черные металлы были ниже на17,3% (в январе-сентябре 2008г. они были выше на 58,1%).
На мировом рынке цветных металлов в январе-сентябре 2009г. цены на алюминий, медь и никель преимущественно повышались, однако были значительно ниже, чем в соот¬ветствующий период прошлого года. Основными причинами роста цен были постепенное восстановление мирового промышленного спроса на эти металлы, особенно со сторо¬ны Китая, сокращение мирового производ¬ства алюминия, пополнение государственных резервов никеля в Китае, а также повыше¬ние инвестиционного спроса на эти металлы. В январе-сентябре 2009г. по сравнению с со¬ответствующим периодом предшествующего года цена на алюминий понизилась на45,0%, на медь – на 41,5%, на никель – на 44,0% (в январе-сентябре 2008г. алюминий подо¬рожал на 4,5%, медь – на 12,3%, никель по¬дешевел на 38,3%) .
На динамике цен на другие сырьевые то¬вары российского экспорта также отразилась ситуация в мировой экономике в целом и об¬щее состояние конъюнктуры мировых товар¬ных рынков. В январе-сентябре 2009 г. цены на минеральные удобрения, химическое сырье и ряд других товаров были примерно на треть ниже, чем в январе-сентябре 2008 года.
Динамика цен на продовольственные то¬вары и сельскохозяйственное сырье на ми¬ровых рынках на протяжении девяти месяцев 2009г. была разнонаправленной. Цены на са¬хар росли высокими темпами, цены на мясо и растительные жиры в основном повыша¬лись, зерновые культуры преимущественно дешевели.
Основной причиной роста цен на миро¬вом рынке сахара был неурожай сахара в Бра¬зилии и Индии, являющихся крупнейшими в мире его производителями. В результате этого мировые запасы сахара значительно сократились, Индия вышла на рынок в качестве нетто-импортера, а экспорт сахара Бразилией ожидается ниже, чем годом ранее, в то время как внутренний спрос на этанол в этой стране продолжает расти.
Снижение цен на зерновые культуры в III квартале 2009г. продолжилось после не¬большого их повышения в предыдущем квар¬тале. В  2010 сельскохозяйственном году ожидается сокращение мирового производства пшеницы, однако уровень ее запасов в основных странах-производителях (Арген¬тина, Австралия, ЕС, Казахстан, Канада, Рос¬сия, США и Украина), как полагают эксперты, останется высоким. Основной причиной этого является снижение мирового спроса относи¬тельно его рекордного уровня в 2008 / 2009 сельскохозяйственном году.
На мировом рынке риса в течение 2009г. цены преимущественно снижались, что было вызвано теми же причинами, что и на рынках других зерновых культур, однако темпы сни¬жения цен на рис были небольшими в связи с сокращением экспорта Таиландом – крупней¬шим поставщиком риса на мировой рынок.
В условиях мирового кризиса замедление роста спроса, связанное с ухудшением эконо¬мического состояния стран – крупнейших по¬требителей мяса, понижение цен на корма, более низкий, чем годом ранее, уровень цен на энергоносители и топливо привели к стаби¬лизации цен на продукцию животноводства. В январе-сентябре 2009г. цены на говядину и свинину были ниже, чем в тот же период го¬дом ранее, на мясо птицы – несколько выше. Однако на протяжении 2009г. отмечался рост цен на говядину, что было вызвано сокраще¬нием поголовья крупного рогатого скота и со-храняющимся высоким уровнем ее потребле¬ния в Китае, Индии, странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии.
Падение цен на мировых рынках на экс¬портируемые Россией товары привело к зна¬чительному ухудшению условий торговли.
Российской Федерации с другими странами в январе-сентябре 2009г., однако по мере приближения к концу года снижение индекса условий торговли постепенно замедляется.
Положительное сальдо торгового баланса за девять месяцев 2009г. по сравнению с со¬ответствующим периодом предыдущего года уменьшилось в 2,1 раза – до 74,8млрд. долл. США, при этом экспорт товаров сокращался быстрее (на 44,8%), чем импорт (на 39,8%). Однако в III квартале 2009г. относительно аналогичного квартала 2008г. темпы падения импорта практически сравнялись с темпами уменьшения экспорта и составили около 41% .

 

 

 

 

 

 

 


3. Антиинфляционная политика государства
3.1 Специфика методов борьбы с инфляцией

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, становится напастью для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. 
Если всецело освободиться от инфляции невозможно по причине институциональных факторов (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то следует снизить ее темпы до минимально вероятной и предсказуемой степени. Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
Технологии борьбы с открытой инфляцией находятся в зависимости от характера инфляции, то есть от обстоятельств ее возникновения и от темпов роста цен.
Весьма высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер, так как темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий и, а также немалая денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует большие темпы роста денежной массы. Всякие меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. 
Весьма опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Однако, если поддерживать 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 264
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba