СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
С принятием в составе норм Конституции РФ (ст. 15) правила о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему Российской Федерации, обращение к нормам этих договоров для обоснования принимаемых решений занимает все более заметное место в судебной практике.
При рассмотрении источников международного частного права не могут быть обойдены вниманием и средства так называемого негосударственного регулирования. Вырабатываются они самими участниками коммерческого оборота или негосударственными организациями и носят рекомендательный характер. Средства негосударственного регулирования многочисленны (своды единообразных правил, общие условия, типовые контракты, кодексы поведения, руководства по совершению сделок и др.) и вряд ли могут быть поименованы в законченном перечне. Расширение рамок негосударственного регулирования в сфере, где действуют начала свободы договора, автономии воли и имущественной самостоятельности участников коммерческого оборота, диспозитивности, представляется естественным. Этому в немалой степени содействуют гибкость средств негосударственного регулирования, их способность к быстрым, отвечающим интересам оборота изменениям.
Сходный механизм применения, основывающийся на ссылке в контракте, свойствен и имеющим факультативный характер актам, разрабатываемым некоторыми межгосударственными организациями и их рабочими органами.
В какой мере средства негосударственного регулирования могут быть отнесены к источникам международного частного права? В конечном счете, ответ на этот вопрос зависит от сложившегося в той или иной правовой системе определения понятия "право".
Доктрина не относится к числу источников международного частного права. Но судебно-арбитражной практике известны случаи обращения к доктрине для обоснования, принимаемого решения.
Закон предписывает судам и иным правоприменительным, органам при установлении содержания норм иностранного права принимать во внимание доктрину в соответствующем иностранном государстве (ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 г.).
Резолюции международных организаций, если иное специально и должным образом не оговорено, не создают юридических обязательств для участвующих государств. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, включающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в состав правовой системы РФ, резолюции международных организаций не упоминаются.
Юридически обязательные для государств решения могут приниматься Советом Безопасности ООН. Такие решения, рассматриваемые как обязательства по Уставу ООН, могут включать требования, подлежащие реализации в деятельности государственных учреждений, промышленных, торговых, финансовых, транспортных и иных предприятий и организаций, а также частных лиц. Выполнение требований, содержащихся в резолюциях Совета Безопасности ООН, осуществляется в Российской Федерации на основе актов Президента РФ. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрено: участие Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента РФ.
1.1. Конституция Российской Федерации и международное частное право
В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для формирования основ международного частного права.
1.Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы подлежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
2.Оновные права и свободы человека признаются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Являясь непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Праву каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности посвящена ст. 34 Конституции РФ.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Главное, что характеризует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства — уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конституции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нормам международного права предшествует упоминанию Конституции. В связи с этим говорят об особом статусе международных норм о правах и свободах человека.
3.Ощепризнанные принципы и нормы международного права, — а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству — наряду с международными договорами РФ рассматриваются, в Конституции как составная часть российской правовой системы. Разумеется, это привносит новые, более высокие, основывающиеся на общечеловеческом наследии и международных стандартах требования ко всем другим компонентам системы, включая законотворческую и правоприменительную деятельность.
Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации» исходит из значения международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирования правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях — важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.
Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.
В отношении международного договора, который содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения согласия на его обязательность для Российской Федерации. Решение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
4.Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации; в. ведении Федерации находится и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В результате российское материальное, коллизионное и процессуальное право, применяемое к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, формируется на федеральном уровне и является единым для страны, для всех субъектов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
5. Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, международные договоры и внешнеэкономические отношения.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". К принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в частности, приоритет экономических мер государственного регулирования этой деятельности, равенство ее участников и их не дискриминацию, защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговых связей.
1.2. Международные договоры Российской Федерации
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" понятие международного договора РФ определено на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Но каким образом нормы международных договоров, опосредующие межгосударственные обязательства, воздействуют на поведение субъектов международного частного права - граждан и юридических лиц? Как функционирует механизм Обретения международным договором юридической силы в отношениях внутри страны? Ответы на эти вопросы, сформулированные известной доктриной трансформации, сводятся в кратком изложении к следующему:
1) международно-правовая норма приобретает юридическую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;
2) трансформация норм международного договора во внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;
3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулируемых отношений;
4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex speciakis по отношению к иным внутригосударственным нормам;
5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;
6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи заключивших его государств.
В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость заново осмыслить проблемы соотношения международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это правило по-разному интерпретируется в отечественной доктрине.
Касаясь проблем взаимодействия международного и внутригосударственного права, нередко говорят о "непосредственном применении" первого к внутренним отношениям. Что означает термин "непосредственное применение"? Вопрос о том, применяется ли международный договор к внутренним отношениям непосредственно, может быть задан в нескольких, хотя и близких, значениях.
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее:
Во-первых, конституционная норма относит общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ к правовой системе Российской Федерации, а не к российскому праву (как об этом говорится в отдельных работах), что не одно и то же.
Во-вторых, понятие "составная часть" правовой системы Российской Федерации воспринимается как обозначение ее структуры, взаимодействующей с другими структурами системы, оказывающей на них влияние и, в свою очередь, подвергающейся их воздействию. Характер и особенности этого взаимодействия, безусловно, нуждаются в разносторонних исследованиях.
В-третьих, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 5 Закона "О международных договорах Российской Федерации", ст. 7 Гражданского кодекса РФ говорится о применении правил международных договоров РФ. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъясняется: ...положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
Устав ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Однако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе.
Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.
Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.
Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами.
В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ правило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ранее — союзных) нормативных актах применительно к определяемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших конституционных норм не включалось.
Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Федерации значение, подняв его на уровень положений, составляющих основы конституционного строя. Положения главы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
Норма о приоритете применения международного договора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодексе РФ (ст. 7), иных федеральных законах.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федерального закона может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международному договору.
В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Россия продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами.
С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.
Закон "О международных договорах Российской Федерации" (п. 3 ст. 1) распространяется, и на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.
Осуществление Россией прав и обязательств по международным договорам СССР в качестве государства — продолжателя СССР является особым проявлением правопреемства и не исключает правопреемства в отношении международных договоров бывшего СССР других независимых государств, возникших на территории Союза. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протоколом к этому Соглашению и Декларацией от 21 декабря 1991 г. государства Содружества обеспечивают выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Рассмотрение круга международных договоров РФ, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международно-правовых гарантий защиты прав и свобод человека является необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового статуса личности.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.
Наряду с международными договорами РФ, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, которые включают предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и отношений международного гражданского процесса материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы. Приводимый ниже перечень таких договоров не является исчерпывающим.
1.2.1. Двусторонние договоры:
О торговле, торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и мореплавании; режиме свободной торговли; платежные соглашения;
О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (по гражданским и уголовным делам).
О правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другого государства — участника СНГ, и граждан этого государства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; консульские конвенции;
О поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий;
О международном автомобильном сообщении, о международном железнодорожном сообщении, о международном воздушном сообщении, о торговом судоходстве;
О взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности; по вопросам гражданского процесса.
1.2.2. Многосторонние договоры:
К концу мая 1998 г. были подписаны 44 соглашения, ратифицированы 28 включая соглашения, подписанные (ратифицированные) СССР).
Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (г. Москва, 1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишкек, 1992 г.);
Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 1993 г.);
Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (г. Ашхабад, 1993 г.);
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 г.);
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. СССР принял участие в разработке и подписал, но не ратифицировал Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. Не ратифицирована эта Конвенция (как и Протокол к ней 1980 г.) и Российской Федерацией;
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 1929 г.) и Протокол 1955 г. к этой Конвенции ("Варшавская конвенция" и "Гаагский протокол"); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (г. Рим, 1952 г.);
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г.; ратификация Советским Союзом Стокгольмского акта Парижской конвенции состоялась 19 сентября 1968 г.; Договор о патентной кооперации (г. Вашингтон, 1970 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и Протокол 1989 г. к этому Соглашению;
Евразийская патентная конвенция (г. Москва, 1994 г.);
Договор о законах по товарным знакам (г. Женева, 1994 г.);
Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (г. Москва, 1994 г.); конвенции, разработанные и заключенные в рамках Международной организации труда;
Конвенция о гражданском процессе (г. Гаага, 1954 г.); Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (г. Женева, 1961 г.);
Между тем отношения с участием субъектов российского права, включая предпринимателей, могут оказаться при определенных обстоятельствах в сфере действия международных договоров, в которых не участвует Российская Федерация. Так, к отношениям по контракту с участием российской партнера могут при определенных условиях применяться правила Конвенции об исковой давности в международной купле продаже товаров 1974 г. На основании положений Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 I ("Римской конвенции") может определяться применимое право при разрешении спора по контракту, в котором участвует российский предприниматель. Положения Конвенции ООН морской перевозке грузов 1978 г. применимы при заключении российскими грузовладельцами договоров морской перевозок грузов с иностранными перевозчиками.
Международный договор, заключенный без участия Российской Федерации, может быть частью иностранной правовой системы, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.
2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права
2.1.Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выполняют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ. О перспективах принятия закона о международном частном праве и его возможном соотношении с частью третьей Гражданского кодекса РФ, в которой намечается предусмотреть нормы международного частного права, будет сказано в последующем. Заметим лишь, что требующие заполнения "пустоты" в регулировании частноправовых отношений с иностранным элементом объясняют не только имеющиеся в этой области существенные пробелы, но и случаи дублирования отдельных правил. Так, порядок установления содержания иностранного права регулируется Основами гражданского законодательства (ст. 157), Семейным кодексом РФ (ст. 166), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 12), оговорка о публичном порядке - Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (ст. 15), Основами гражданского законодательства (ст. 158), Семейным кодексом РФ (ст. 167), исполнение поручений иностранных судов - Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 436), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 215).
Все еще отсутствуют законы о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, о свободных экономических зонах, об иммунитете государства и его собственности (см. ст. 127 Гражданского кодекса РФ). В глубоком обновлении нуждается Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Устарели некоторые правила Гражданского процессуального кодекса РСФСР, регламентирующие порядок разрешения споров с участием иностранцев. Не предусматриваются нормы о международном частном праве в действующем Кодексе законов о труде.
Верховенство закона - важнейшее начало, которому должны соответствовать состав и иерархия внутренних источников международного частного права, содержание и порядок применения включаемых в них норм.
Законодательство Российской Федерации о международном частном праве состоит из федеральных законов. Являясь отраслевыми или комплексными актами, они решают - как правило, наряду с другими требующими законодательного урегулирования вопросами - также вопросы международного частного права. Далее приводится не являющийся исчерпывающим перечень таких законов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; "О гражданстве Российской Федерации"; "Об актах гражданского состояния"; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; "О беженцах"; "О вынужденных переселенцах"; Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан; "Об акционерных обществах"; "Об обществах с ограниченной ответственностью"; "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; "О континентальном шельфе Российской Федерации"; "Об иностранных инвестициях в РСФСР"; "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; Таможенный кодекс Российской Федерации; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; Основы законодательства Российской Федерации о культуре; "Об авторском праве и смежных правах"; "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; "О Государственной границе Российской Федерации";
Уже отмечалось, что международное частное право как область правоведения изучает и вопросы международного гражданского' процесса. Источниками норм международного гражданского процесса являются: Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "Об исполнительном производстве"; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате; Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже".
Частноправовые отношения с иностранным элементом могут регулироваться также материально-правовыми нормами указов Президента РФ. Как и другие, эти указы не должны противоречить федеральным законам. Президентом РФ были приняты Указы от 24 декабря 1993 г, № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» и от 27 сентября 1993 г. № 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2116 утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие материально-правовые нормы международного частного права, в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" Комитет РФ по патентам и товарным знакам 29 ноября 1995 г. утвердил Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами России физические лица либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с регистрацией товарного знака, через патентных поверенных, зарегистрированных в патентном ведомстве, если иной порядок не установлен международным договором РФ. В Правилах определены, в частности, условия, которым должна отвечать доверенность, выдаваемая заявителем на имя патентного поверенного на представительство интересов иностранного юридического лица или физического лица, постоянно проживающего за пределами России.
Нормы международного частного права содержатся в некоторых актах Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и упомянутому Соглашению.
С разделом VII Основ связано наиболее серьезное продвижение в кодификации отечественных норм международного частного права. В статьях этого раздела объединены правила о правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, о правоспособности иностранных юридических лиц, об основаниях применения и порядке установления содержания иностранного права, важнейшие коллизионные нормы. В комментарии "Мы в мире, мир у нас", сопровождавшем публикацию раздела VII "Международное частное право" проекта части третьей Гражданского кодекса РФ, отмечалось: "Отечественное международное частное право имеет свою историю, свои традиции и опыт, и они, конечно же, учитывались при подготовке раздела о международном частном праве. Здесь уместно напомнить, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. содержат довольно развитую систему норм международного частного права и анализ практики их применения, критическое ее осмысление позволили отказаться от ряда стереотипов, приблизив решение коллизионных проблем к уровню современных требований".
2.2. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве.
Состояние действующего в Российской Федерации законодательства в области международного частного права отражает сложившуюся в Союзе ССР практику включения норм, регулирующих отношения гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом, в отраслевые кодификационные акты — Основы гражданского законодательства, гражданские кодексы, Основы законодательства о браке и семье, кодексы о браке и семье и др. Между тем в отечественной доктрине неоднократно поднимался вопрос о принятии (по примеру ряда зарубежных государств) специального закона о международном частном праве. Наиболее важным практическим шагом в этом направлении явилась разработка в 1989—1990 гг. ВНИИ советского государственного строительства и законодательства проекта Закона о международном частном праве и международном гражданском процессе. Закон, как следует из преамбулы проекта, был призван установить порядок определения права, подлежащего применению к гражданским, трудовым и семейным отношениям, возникающим в условиях международного общения, а также разрешения процессуальных вопросов, возникающих в этой области в судебных и административных органах при разрешении гражданско-правовых дел.
Состояние действующего в Российской Федерации законодательства в области международного частного права отражает сложившуюся в Союзе ССР практику включения норм, регулирующих отношения гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом, в отраслевые кодификационные акты — Основы гражданского законодательства, гражданские кодексы, Основы законодательства о браке и семье, кодексы о браке и семье и др. Между тем в отечественной доктрине неоднократно поднимался вопрос о принятии (по примеру ряда зарубежных государств) специального закона о международном частном праве. Наиболее важным практическим шагом в этом направлении явилась разработка в 1989—1990 гг. ВНИИ советского государственного строительства и законодательства проекта Закона о международном частном праве и международном гражданском процессе, Закон, как следует из преамбулы проекта, был призван установить порядок определения права, подлежащего применению к гражданским, трудовым и семейным отношениям, возникающим в условиях международного общения, а также разрешения процессуальных вопросов, возникающих в этой области в судебных и административных органах при разрешении гражданско-правовых дел.
Еще один аспект рассматриваемой проблеме придает создание модели Гражданского кодекса для стран Содружества Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР коллизии гражданских законов бывших союзных республик, ставших независимыми государствами, должны решаться средствами международного частного права, поскольку отношения, в связи с которыми эти коллизии возникают, приобрели международный характер, стали отношениями "с иностранным элементом". Унификация норм международного частного права стран СНГ (в рамках модели Гражданского кодекса) позволяет усилить правовую защиту граждан и юридических лиц одной из этих стран на территории другой. Важные шаги в этом направлении сделаны в результате заключения Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., двусторонних договоров о правовой помощи, ряда других соглашений, но, разумеется, названные международные договоры решают лишь часть проблем в области отношений, осложненных иностранным элементом. В 1992 году обращалось внимание на то, что «...существующее правовое регулирование не обеспечивает гражданам и юридическим лицам стран СНГ действенную правовую защиту в сфере гражданского, семейного и уголовного права за пределами своей страны. В определенном смысле они оказываются в странах СНГ защищенными даже слабее, чем граждане ряда других иностранных государств».
Следует отметить, что определение оптимального соотношения "гибких" и "жестких" коллизионных начал — одна из важных проблем кодификации норм международного частного права, в ходе которой предстоит найти решения, отвечающие потребностям и особенностям развития отечественного законодательства, уровню сложившейся в стране правоприменительной практики, интересам развития международного сотрудничества.
2.3. Обычаи
Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, является обычай. Обычай не следует смешивать с обыкновением. Последнее не является источником права. Входя в состав волеизъявления участников сделки, обыкновение определяет ее детали.
Состав обычных норм, относимых к сфере международного частного права, неоднороден. Различают обычаи, принадлежащие к источникам как международного публичного, так и международного частного права, и обычаи, рассматриваемые лишь в качестве источников международного частного права. Последние именуются в дальнейшем "обычаями международного торгового оборота", или, более кратко (с известной условностью), "торговыми обычаями". Международные обычаи возникают в условиях межгосударственного общения, а происхождение торговых обычаев, включая обычаи торгового мореплавания, связано с интернационализацией хозяйственной жизни, частноправовой, предпринимательской деятельностью в рамках международного торгового оборота. Понятие "международный", относимое к такому обычаю, имеет в сущности то же значение, что и соответствующее понятие в названии отрасли "международное частное право".
Наравне с международными договорами РФ формирующиеся в межгосударственной жизни международные обычаи, которым следует Российская Федерация, определяют общность исходных начал международного публичного и международного частного права в российской доктрине и практике. Природа международного обычая раскрывается в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН (п. 1"Б"). В этом документе, являющемся неотъемлемой частью Устава ООН, международный обычай характеризуется как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. При формировании торговых обычаев первичными являются поведение самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать рождаемым деловой жизнью неписаным правилам. Активную роль в становлении обычных норм играют судебно-арбитражная практика, признаваемая и санкционируемая государствами, а также деятельность международных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды правил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.
К числу наиболее авторитетных кодификаций такого рода принадлежат Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 1990 — документ Международной торговой палаты, находящейся в Париже.
Цель Инкотермс — разработка свода международных правил толкования часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Правилами предусматриваются формулы 13 базисных условий поставки; обозначающие их термины разделены на четыре категории, причем по всем терминам обязательства сторон сгруппированы по десяти основным направлениям (обязанностям продавца "зеркально" соответствуют обязанности покупателя по тем же направлениям).
В отличие от Инкотермс и унифицированных правил по документарным аккредитивам и по инкассо Унифицированные правила МТП по договорным гарантиям 1978 г., сфера действия которых не охватывала банковские гарантии по первому требованию, не нашли широкого распространения. Это обусловило принятие Международной торговой палатой в 1992 г. Унифицированных правил для гарантий по первому требованию
О связанности сторон международного коммерческого договора обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международной торговле (в ее соответствующей области), говорится в разработанных Международным институтом по унификации частного права Принципах международных коммерческих договоров (исключение допускается для случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным). Вместе с тем Принципами предусматривается, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях.
К отношениям гражданско-правового характера, осложненным иностранным элементом, могут применяться обычаи делового оборота. В ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота определяется как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2.4 Судебные решения и нормотворческая деятельность
Трудно переоценить значение усиления влияния судебной власти в Российской Федерации на совершенствование законодательства, формирование правовых начал государственной и общественной жизни, развитие гражданского оборота.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В случаях, когда пробел в праве не восполняется условиями заключенного сторонами договора или обычаями делового оборота, на "помощь" суду "приходят" институты аналогии закона и аналогии права, обращение к которым тесно связано с творческим началом в судебной деятельности.
Коллизионные нормы могут отсылать к иностранному праву, и тогда возникает потребность в установлении его содержания. Из ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 г., ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 166 Семейного кодекса РФ следует, что суд устанавливает содержание иностранного права ех officio. С обновлением российского коллизионного права, включением в него "гибких" коллизионных норм полномочия суда при определении применимого права станут более широкими.
Новые проблемы возникли перед судами в связи с реализацией правил ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в части применения международных договоров. Если процедуры, связанные с установлением содержания иностранного права, российским законодательством, как уже упоминалось, в значительной мере урегулированы, то в отношении особенностей применения международно-правовых норм необходимых пояснений законодательство не содержит. Предложения о восполнении пробелов в этой области не раз высказывались нашими учеными и практиками. Особое внимание обращалось на вопросы толкования международных договоров, осуществление его в соответствии с целями и задачами международного договора, принципами, зафиксированными в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
Отдельные статьи Венской конвенции (ст. 32 и 33) посвящены дополнительным средствам толкования и толкованию договоров, аутентичность текста которых была установлена на двух или нескольких языках.
Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (ст. 7) предусматривает, что при толковании и применении положений этой Конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия. Сходные по содержанию правила включены в ст. 18 Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., ст. 16 Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г., ст. 4 Межамериканской конвенции о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г. и в некоторые другие международные договоры. В названных конвенциях даются пояснения отдельных понятий, входящих в состав определяемых конвенциями правил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».
Содержание международного частного права определяется системой его источников, к которым в Российской Федерации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Федерации обычаи. Дуализм внутренних и внешних источников международного частного права — продолжение особенностей регулируемых им отношений.
В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ.
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" понятие международного договора РФ определено на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении некоторых условий.
Наряду с международными договорами РФ, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, которые включают предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и отношений международного гражданского процесса материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы.
В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выполняют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ.
Законодательство Российской Федерации о международном частном праве состоит из федеральных законов. Являясь отраслевыми или комплексными актами, они решают - как правило, наряду с другими требующими законодательного урегулирования вопросами - также вопросы международного частного права.
Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, является обычай. Состав обычных норм, относимых к сфере международного частного права, неоднороден. Различают обычаи, принадлежащие к источникам как международного публичного, так и международного частного права, и обычаи, рассматриваемые лишь в качестве источников международного частного права.
Международные обычаи возникают в условиях межгосударственного общения, а происхождение торговых обычаев, включая обычаи торгового мореплавания, связано с интернационализацией хозяйственной жизни, частноправовой, предпринимательской деятельностью в рамках международного торгового оборота. Понятие "международный", относимое к такому обычаю, имеет, в сущности, то же значение, что и соответствующее понятие в названии отрасли "международное частное право".
Наравне с международными договорами РФ формирующиеся в межгосударственной жизни международные обычаи, которым следует Российская Федерация, определяют общность исходных начал международного публичного и международного частного права в российской доктрине и практике.
|