Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

когнитивно-аналитический подход в современной психотерапии.
Курсовая | 27.08.2014, 22:04

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Введение

Несмотря на то, что когнитивно-аналитический подход в терапии  возник в психологической практике сравнительно не давно, он признается как один из наиболее эффективных методов работы с различными, в том числе и социально незащищенными категориями населения. Когнитивно-аналитический подход в терапии способствует развитию у клиента  саморефлексии и самоконтроля, улучшает его способность распознавать моменты приведения в действие дезадаптивных форм поведения и способствует выработке  новых стилей реагирования на ситуацию. 
В настоящее время когнитивно-аналитический подход широко применяется в процессе работы с клиентом в психологической практике. Когнитивно-аналитический подход позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования. 
В настоящее время описанию когнитивно-аналитического подхода, как одного из видов психотерапии, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов (М. Дан, Ч. Денман, Дж. Келли, Дж. Милтон, В.И. Похилько, Э. Райл, Е.О. Федотова, П. Фонаги  и др.). В работах этих и других авторов подробно рассматривается теоретическая база подхода, методологические приемы, техники и упражнения, применяемые когнитивно-аналитическими  психотерапевтами в процессе работы с клиентами, описываются случаи из практики. Однако, несмотря на то, что применение когнитивно-аналитического подхода  в психотерапии получает все большее распространение, какого-либо научного изучения проблемы эффективности данного метода по сравнению с другими психотерапевтическими направлениями на сегодняшний день не существует. Да и количество литературы, посвященной данному направлению на русском языке не велико.  Этот аспект и составляет научную значимость нашей работы. 
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования теоретических данных исследования в работе психотерапевтов, занимающихся когнитивно-аналитической практикой, а также других специалистов, использующих техники данного вида психотерапии в своей работе.  
Цель исследования -  изучение отличительных особенностей и перспективы развития когнитивно-аналитического метода в современной психотерапии. 
Объект исследования –  когнитивно-аналитический подход в современной психотерапии. 
Предмет исследования – отличительные особенности и перспективы развития когнитивно-аналитической психотерапии на современном этапе ее развития. 
Задачи исследования:  
1. Рассмотреть общие подходы психотерапии «новой волны». 
2. Проанализировать базовые концепции и идеи когнитивно-аналитической терапии. 
3. Изучить техники и практику когнитивно-аналитической терапии. 
4. Выявить особенности когнитивно-аналитической терапии и сравнить их с другими подходами психотерапии. 
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней описаны основные особенности использования когнитивно-аналитической терапии, а также изучены отличительные особенности и перспективы развития нового метода психотерапии.  
Практическая значимость. В работе рассмотрены техники и практика когнитивно-аналитической терапии. 
Научная новизна работы объясняется тем, что до сегодняшнего времени в научной литературе еще не были описаны особенности когнитивно-аналитической терапии и его сравнительные характеристики по сравнению с другими терапевтическими подходами. 

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1.Направления современной психотерапии

 

Современная ситуация в семейной терапии характеризуется мощной экспансией новых ­терапевтических подходов. Речь идет о сформировавшихся в течение последних 30 ­лет направлениях, которые можно определить как «психотерапия новой волны».

В широком смысле, многие основные направления «психотерапии новой волны» можно назвать  позитивной психотерапией, связываемой с 70-х годами с именем американского врача М. Эриксона и включающую эриксонианский гипноз, нейролингвистическое программирование, SFT, нарративный подход, когнитивно-аналитическую терапию и другие направления[1].

Слово «позитивная» подразумевает противопоставление некой «негативной» модели. И хотя такого официального названия в научной литературе не встречается, при анализе практической ориентации трех основных школ классической психотерапии - психоанализа, гуманистической и поведенческий психотерапии - легко обнаружить, что все они центрируются на негативных аспектах жизни своих пациентов.

Психоанализ - на внутриличностном конфликте раннего детства, который необходимо отыскать и интегрировать в свою жизнь.

Поведенческая, бихевиоральная психотерапия - на симптоме или проблеме как проявлении «плохого научения», которое возможно заменить на адаптивные стереотипы.

Экзистенциально-гуманистическое направление, опираясь на такие позитивные понятия, как «самореализация» и «самоактуализация», в практической работе с пациентом центрируется на блоках самореализации, опять-таки негативных включениях человеческой жизни, которые желательно осознать и преодолеть.

В противовес этим классическим направлениям, «новая волна» в психотерапии обращает внимание психотерапевта и пациента на позитивные аспекты его жизни, его ресурсы для разрешения проблемы.

Так эриксоновский гипноз стал комплексным и высокоэффективным методом наведения транса, разработанным Милтоном Эриксоном (1901 - 1980), американским психиатром и психотерапевтом, человеком, радикально изменившим представления о гипнозе и методах работы с гипнозом. Эриксоновский гипноз - психотерапевтический метод, позволяющий владеющему им специалисту справляться с психологическими, психосоматическими и соматическими проблемами. Созданный им метод гипноза кардинально отличается от классического своей недирективностью: терапевт не дает клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние - транс: клиент бодрствует и может активно общаться с терапевтом. Как показал Милтон Эриксон, такая отстраненность отличается от состояния сверхвнушаемости, с которым связывают традиционный гипноз. Внушаемость может усилиться в гипнотическом трансе, но она не является специфическим и постоянным элементом данного явления. Новый гипноз может быть использован как для создания психотерапевтической атмосферы, так и для проявления потенциальных возможностей, существующих в подсознании клиента. Он может использоваться различными способами для обретения важного опыта научения и для усиления способностей человека получать пользу от данного опыта.

Одно из самых эффективных направлений  психотерапии является нейролингвистическое программирование (НЛП).  НЛП - это не единый метод, а совокупность самых разнообразных психологических и психотерапевтических приёмов и техник.

1. Коммуникативные технологии. 

2. Суггестивные технологии

3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательность психологических приёмов, которые клиент выполняет на себе под руководством  терапевта.

НЛП - это комплекс техник, моделей, операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), которые применяются, прежде всего, как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных поведенческих и мыслительных стратегий. Моделирование состоит из следующих шагов:

- моделирование, через вторую позицию восприятия, стратегии;

- кодирование стратегии (выявление и описание стратегии в форме операционных принципов и алгоритма/системы алгоритмов);  

- применение модели вычитания (удаление из стратегии элементов, не имеющих функционального значения);

- встраивание стратегии (обучение другого человека до получения того же результата, как и изначальной модели).

Основатели Джона Гриндер и Ричард Бендлер считали, что моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования — то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП[2].

Сознание, тело и язык индивидуума в НЛП определяют картину его мировосприятия, и это восприятие и, в соответствии с этим,  поведение,  меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта. С помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник, его  также можно изменить намеренно.

Само название «позитивная психотерапия» внедрено Н. Пезешкиан в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышение реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных так и позитивных аспектов его проблем. Книги этого автора уже начали публиковаться в нашей стране и в правильном литературном значении термин «позитивная психотерапия» должен использоваться только применительно к его психотерапевтической концепции.

Н. Пезешкиан предложил принципиально новую - позитивную (от positum - данное, имеющееся в наличии) концепцию человека, согласно которой каждый человек хорош по природе и от рождения обладает всеми способностями, подобными семенам возможностей, которые нужно развивать. Внешний мир предоставляет условия и инструменты самораскрытия, подобно плодородной почве и мягкому климату, помогающим зерну превратится в дерево. Человек изначально не «tabula rasa» (чистый лист), на котором родители и педагоги гордо вписывают собственные изречения знания и мудрости,­ скорее он - лист непрочитанный и способный проявить определённый уровень совершенства всех мыслимых способностей[3].

Принципами позитивной терапии являются:

1. Принцип надежды - ориентир на ресурсы: аналитическая процедура направлена на понимание устремлений и ресурсов, проявленных в симптоме. Это помогает человеку почувствовать свои способности и принять на себя ответственность.

2. Принцип баланса. Жизнь и развитие личности происходить в четырех областях (тело, отношения, достижения, будущее). Нарушение баланса между этими аспектами жизни ведет к конфликтам и заболеваниям.

3. Принцип консультирования: мы рассматриваем симптомы, качество жизни и отношений человека с самим собой, семьёй, обществом и идеалами как проявление его уникальной способности справляться с трудностями жизни. Консультирование с помощью инновационной пятиступенчатой модели помогает человеку осознать свою особенности своих реакций и творчески изменять их.

Позитивная терапия включает в себя анализ ряда базовых понятий:

1. Базовые способности - каждый человек от рождения наделён двумя основными способностями/потребностями: любить и познавать. Развиваясь и дифференцируясь в процессе  обретения опыта базовые способности превращаются в актуальные способности.

2. Актуальные способности­ - повседневные навыки и нормы поведения (вторичные способности, производные способности к познанию), устремления и мотивации (первичные способности, производные способности любить), проявляющиеся в актуальных ситуациях.

3. Модель баланса - описывает развитие и проявление базовых и актуальных способностей в четырёх областях жизни: тело, достижения, контакты/отношения и будущее/фантазия/идеал

4. Модель идентичности - описывает формирование четырёх видов отношений: Я - отношение к себе, Ты - отношения с партнёром, Мы - отношения с группой, Пра-мы - отношения с будущим и
смыслом.

Три стадии динамики развития отношений - в своём развитии отношения проходят три естественные стадии: присоединение, сепарация, самостоятельность.  

Пять ступеней управляемой динамики развития - динамика осознанного оптимального развития новых навыков, отношений и самой терапевтической интервенции описывается пятью ступенями: 1) наблюдение; 2) инвентаризация/понимание; 3) стимуляция; 4) вербализация, решение и действие; 5)  расширение целей.

Дифференциальный анализ - дифференцированное исследование базового­ конфликта, нацеленное на выявление эмоционального наполнения (выраженного в терминах первичных  способностей) конкретного содержания актуального конфликта (выраженного в терминах  вторичных способностей) и определение связанного с ним паттерна отношений
(прямота/учтивость).

Дифференциальный анализ позволяет не только определить источник происхождения имеющихся установок, конфликтов и поведенческих моделей, но и определить скрытое за ними  конструктивное стремление, что становится основой понимания, приятия и терапевтического альянса.

Лист самонаблюдения - позволяет структурировать процесс самонаблюдения и самоосознания человека. Методика состоит в систематическом записывании своих реакций, их причин и  изобретении альтернативных вариантов поведения.

Позитивная интерпретация - сформулированная на языке клиента терапевтическая гипотеза и/или метафора, представляющая выгодные стороны симптомов и/или нежелательного поведения.

Психотерапия, фокусированная на решении, Solution focused theaty (SFT), акцентирует внимание психотерапевта и пациента не на его индивидуальных особенностях, способствующих формированию проблемы и не на самой проблеме, что характерно для классической психотерапии, а на решении, возможностях преодоления проблемы. Бен Фурман - психиатр, Тапани Ахола - клинический психолог, являются содиректорами Института краткосрочной психотерапии в Хельсинки (Финляндия). В названии, используемом Т.Ахолой и Б.Фурманом, - Solution talk (беседа о решении, консультирование, ориентированное на разрешение проблемы) отсутствуют даже термины «психотерапия», «терапия», «консультирование». И это не случайно, поскольку эти термины вызывают у потенциальных пациентов и их родственников «медицинские» ассоциации, опасения «вмешательства» и одновременно потребительские установки («нечто полезное специалист будет делать со мной и для меня»), а также мешают формированию установок, адекватных подходу SFT («я вместе с близкими и консультантом смогу сделать нечто для решения своей проблемы»)[4].

Нарративный (от лат. narrare - повествовать, рассказывать) подход - одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере психотерапии и работы с сообществами. При переводе на русский язык сохраняется термин «нарративный» (а не «повествовательный», например), чтобы отличить этот подход от других направлений, ориентированных на работу с историями (М.Эриксон, Н.Пезешкиан, сказкотерапия и пр.), - а также для того, чтобы представителям международного нарративного сообщества было проще узнавать друг друга.

Нарративный подход возник на рубеже 70-80 годов прошлого века в ходе сотрудничества австралийца Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона[5]

Первый ввел термин «нарративная психотерапия» и существенно повлиял на концепцию повествования, используемую в семейной психотерапии социолог Джером Брунер. Способ интерпретации людьми собственного опыта оказывает мощное воздействие на их жизнь: часто это последовательно связанные повествования, помогающие им разобраться в событиях своей жизни. По словам Дж. Брунера, «мы организуем­ свой опыт и память о жизненных событиях преимущественно в форме повествований - историй, оправданий, мифов; изложения причин, объясняющих, почему мы делаем или не делаем что-то, и т. д.». Особый интерес представляет способ, с помощью которого люди конструируют свои личные повествования, выделяя события, согласующиеся с сюжетом, и игнорируя те, которые в него не укладываются[6].

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в работах многих исследователей термин «нарратив» понимается различно, а именно как:

а) рассказ пациента о событиях жизни, пересказывание сновидения, фантазий;

б) тематически единая сюжетная линия, охватывающая весь жизненный путь человека;

в) один из модусов психотерапевтического дискурса.

Нарратив – это  сообщения о происшедших событиях, в котором установки, оценки и эмоциональные реакции рассказчика кажутся отодвинутыми на второй план.

М.Уайт и Д. Эпстон сформулировали следующее описание нарративного подхода. Основная предпосылка нарративной теории -  это идея, что жизни и отношения людей формируются[7]:

- знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта;

- определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.

Нарративный подход помогает людям разрешить их проблемы[8]:

- позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;

- помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, и поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

Важные принципы нарративного подхода - забота о том, кто обращается за помощью, и неэкспертная позиция практика. Нарративный практик умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и каким образом человеку следует двигаться в жизни. Человек сам является экспертом по собственной жизни. Поэтому нарративный практик не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется) никаких методов, которые сам считает правильными. Скорее, терапевт постоянно просит его выбрать из нескольких возможных альтернативных направлений развития беседы­ тот, который больше всего подходит, представляется наиболее интересным, перспективным и полезным. В результате человек укрепляет контакт с тем, что для него важно в жизни - с ценностями, принципами, мечтаниями и добровольно взятыми на себя обязательствами, воплощаемыми в предпочитаемых историях его жизни[9].

«Неэкспертность» практика, акцент на уважительное любопытство в отношениях с людьми задает исключительную неиерархичность и инклюзивность нарративного сообщества. В нем нет «лестницы», по которой необходимо залезть, чтобы тебя посчитали стоящим человеком, а твое мнение - достойным внимания. В сообществе принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято вкладывать много сил и внимания в то, чтобы никто не чувствовал себя лишним, ненужным, игнорируемым, - в этом воплощается особый акцент на «общность», коммунитарность, в противовес индивидуалистической направленности доминирующей культуры. Даже когда мы работаем с человеком индивидуально, это все равно так или иначе работа с сообществом, в которое человек включен.

Цель нарративного подхода  - создать пространство для развития альтернативных, предпочитаемых историй для того, чтобы человек почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь, в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни и стал бы воплощать ее, привлекая и объединяя «своих» людей в сообщество заботы и поддержки[10].

В рассматриваемом нами в данной работе когнитивно-аналитическом направлении терапии, характеристика которому будет дана в последующих главах, также наблюдается наличие общей парадигмы «новой волны» психотерапии.  Пациент и психотерапевт сотрудничают друг с другом и вносят специальные знания в совместную деятельность. По мере улучшения саморефлексии и самоконтроля пациенты улучшают свою способность распознавать моменты приведения в действие дезадаптивной процедурной последовательности и реципрокных ролей и появляются попытки использовать новые способы поведения[11].

1) психотерапевт способствует процессам саморефлексии, способности к распознаванию моментов приведения в действие дезадаптивной процедурной последовательности и реципрокных ролей (интернализованные шаблоны ролей), поощряет изменения, использует техники активного разыгрывания ролей, «мозговой атаки» для решения сложных проблем вместе с пациентом. Пациент и психотерапевт совместно разыгрывают «выходы» из проблемных ситуаций.

2) пациент – активный и сотрудничающий партнер, а не оппонент, побуждаемый осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами.

Итак, мы рассмотрели лишь основные психотерапевтические направления «новой волны», которые имеют свою кардинальную специфику по сравнению с классическими школами психоанализа, гуманистической и поведенческий психотерапии.

Каждое из рассмотренных нами направлений показывает, что в противовес этим классическим направлениям, «новая волна» в психотерапии  обращает внимание психотерапевта и пациента на позитивные аспекты его жизни, его ресурсы для разрешения проблемы. И если специалисты по эриксонианскому гипнозу нейролингвистическому программированию делают это, адресуясь преимущественно к бессознательным структурам своих пациентов, то сторонники SFT апеллируют прежде всего к сознанию.

В целом, обобщая все выше сказанное, следует отметить, что для всех направлений «новой волны» психотерапии характерны:

1) ориентация на ресурсы пациента;

2) разделение ответственности с пациентом (вместо принятия на себя ответственности за эффективность психотерапии классическим психотерапевтом);

3) подстройка к пациенту (в противовес «настройке пациента» в классических психотерапевтических приемах);

4) техническая пластичность, интегративное использование широкого арсенала разнообразных приемов и создание новых, адекватных конкретным пациентам (в противовес направленной специализации в одной или нескольких классических методиках);

5) опора на интуицию и опыт пациента и психотерапевта (в противовес опоре на «научную концепцию», исповедываемую классическим психотерапевтом);

6) бережное отношение к симптому как к проявлению «мудрости человеческого организма», перестройка симптома только после выработки нового, более адаптивного стереотипа реагирования (в противовес «борьбе» классического психотерапевта с симптомом или проблемой пациента);

7) целенаправленная реализация установки на психотерапию как на краткосрочное и даже веселое событие в жизни человека (в противовес «серьезному и глубинному процессу» классической психотерапии);

8) ориентация на бригадное обслуживание одного пациента или одной семьи (в противовес коллективным и групповым формам работы с пациентами, характерными для развития классической психотерапии в последние десятилетия);

9) имидж «веселого чудака» (в противовес образу «уравновешенного и солидного мудреца» - классического психотерапевта);

10) отсутствие нозологических и характерологических противопоказаний для всех пациентов, желающих получить помощь (в противовес «избирательности» классической психотерапии).

Можно сказать, что девизом «психотерапии новой волны» являются слова М. Эрикосна « Каждый пациент знает решение своей проблемы, даже в том случае, если ему кажется, что он не знает».

 

 

[1] Эриксон М. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 432 с.

 

[2] Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. - Екатеринбург, 1999.

[3] Пезешкиан Н. Торговец и попугай. - М.: Институт Психотерапии, 2006. - 160 с.

[4] Першинов А. Новая гуманистическая психология// Мост. - 1999. - №5-6.

[5] Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. – 1993-4. – № 3-4 – С. 34-43.

[6] Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 992 с. - С.149-150.

 

[7] Брокмайер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. - №3. – С.29-42. - С.35.

[8] Александрова А.Л. Нарративная терапия: социально-педагогический аспект.// Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под ред. М.Д. Горячева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 112 с., с.3-12; Ватцлавик П. Конструктивизм и психотерапия // Вопросы психологии. - 2001. -  №5; Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. - №12.

 

 

[9] Трубина Е.Г.  Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы курса. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2002. – 104 с. - С.30-31.

 

[10] Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 2, практические исследования). // Психологический журнал. – 1998. – Т.19. -  №6. – С.97-104. - С.98.

[11] Денман Ч. Когнитивно-аналитическая терапия.//Психотерапия и клиническая психология. 2001, с.88-101. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1217
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba