СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
1. Характеристика действующей Конституции Румынии………………..6
1.1. Структура, основное содержание положений Конституции……...6
1.2. Сущностные характеристики Румынского государства по
Конституции………………………………………………………………7
2. Основные права и свободы, провозглашенные Конституцией………10
2.1. Принципы, определяющие права человека в обществе………….10
2.2. Особенности конституционной регламентации основных прав
и свобод…………………………………………………………………..11
3. Парламент, Президент, Правительство, центральные и местные
публичные администрации. Судебная власть…………………………….13
3.1. Организация высших и местных органов власти…………………13
3.2. Судебная власть……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Румыния расположена на юго-востоке Центральной Европы. Территория составляет 237,5 тыс. кв. км. Население - 22,7 млн. человек (по данным 1996 г.), из которых 89,4% - румыны, 7,1% - венгры, 1,8% - цыгане, 0,5% - немцы, 1,2% - другие национальности. Официальный язык - румынский. Столица - г. Бухарест (имеет статус уезда).
29 июня 1866 г. Учредительным собранием была принята первая в истории Румынии Конституция, санкционированная королем и опубликованная 1 июля 1866 г. Она отражала достигнутый компромисс между молодой буржуазией и помещиками-латифундистами, прежде всего в сфере организации государственной власти.
Принятая в марте 1923 г. новая редакция Конституции 1866 г. отражала по существу новое соотношение общественно-политических сил, компромисс между буржуазией и другими слоями румынского общества. Ею провозглашались новые гражданские свободы - слова, печати, объединения, всеобщее избирательное право (кроме женщин, военнослужащих); Сенат частично избирался, частично состоял из лиц по должности; предусматривался ряд формальных гарантий защиты собственности.
В феврале 1938 г. Конституция 1866 г. в редакции 1923 г. была отменена новой Конституцией, установившей в стране диктатуру короля, верховенство исполнительной власти (короля и правительства) путем наделения их правом принятия декретов-законов. Собрание депутатов избиралось по коллегиям по модели Конституции фашистской Италии.
Эта Конституция была отменена Конституцией 1940 г., когда декретом-законом всеми властными полномочиями был наделен генерал Антонеску. Разделение властей, даже в формальном его значении, ликвидировалось, а равно отменялись права и свободы. Военно-фашистский режим генерала Антонеску рухнул 23 августа 1944 г. в ходе антифашистского восстания и благодаря продвижению советских войск на Балканы. На заключительном этапе войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции.
31 августа 1944 г. новые власти Декретом № 1626 восстановили действие ряда положений Конституции 1866 г. в редакции 1923 г., касающихся попранных фашизмом национальной независимости и основных демократических прав, отменили декреты 1940 г. На протяжении 1944-1947 гг. в стране шла активная борьба за дефашизацию и демократизацию государственного строительства, установление парламентарного режима, проведение социально-экономических преобразований, укрепление согласия и сотрудничества всех слоев румынского общества.
В этот же день Собрание депутатов Законом № 363 провозгласило создание Румынской Народной Республики и установило, что Конституция 1866 г. с изменениями от 29 марта 1923 г., 1 сентября 1944 г. и последующими - отменяется. В феврале-марте 1948 г. было распущено Собрание депутатов и проведены выборы в будущий парламент, который стал именоваться Великое Национальное Собрание. 13 апреля 1948 г. Собрание приняло третью в истории страны Конституцию - Конституцию Румынской Народной Республики, отразившую завоевание политической власти трудовым народом во главе с рабочим классом, государственный суверенитет, законодательные основы организации государственной власти, демократические права и свободы трудящихся, существующие формы собственности и юридические меры по созданию социалистической экономики.
Вторая Конституция РНР, принятая 24 сентября 1952 г., закрепила общие принципы, характерные для социалистической политической системы, в частности, руководящую роль партии рабочего класса, полновластие трудового народа, социалистическую собственность и др.
Принятая 21 августа 1965 г. третья Конституция страны - Конституция Социалистической Республики Румынии, существенно отличалась от предшествующих как по своей структуре, так и по характеру, целям и задачам, к которым она стремилась. Объявляя о завершении периода перехода от капитализма к социализму, Конституция отражала этот момент не только в изменении наименования страны - СРР (как типа и формы государства), но и в характеристиках национальной экономики как социалистической, принадлежности всей власти народу, состоящему только из трудящихся. В ней содержались разделы, посвященные основным правам и обязанностям, системе органов государственной власти, их полномочиям, порядку организации и деятельности, принимаемым ими актам и ответственности. За почти 25-летний период своего действия (до 1989 г.) Конституция Румынии 1965 г. претерпела множество изменений.
Действующая Конституция Румынии была принята 21 ноября 1991 г. Учредительным собранием и одобрена на референдуме 7 декабря 1991 г. С этого дня новый Основной закон и вступил в силу.
|
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РУМЫНИИ
1.1. Структура¸ основное содержание положений Конституции
Конституция Румынии содержит 152 статьи, объединенные в семь частей, которые делятся на главы и разделы.
В первой части "Общие положения" закрепляются основные характеристики и принципы румынского государства и гражданского общества, во второй (состоящей из трех глав) регламентируются основные права, свободы и обязанности граждан, в третьей части (шесть глав) определяются публичные власти (Парламент, Президент, Правительство, центральная и местная публичная администрация, судебная власть), в четвертой - экономика и публичные финансы, в пятой - Конституционный Суд, в шестой - пересмотр Конституции, в седьмой части - заключительные и переходные положения, согласно которым Конституция принята на заседании Учредительного собрания 21 ноября 1991 г. поименным голосованием при 414 голосах "за" и 95 голосах "против" и вступает в силу с момента ее одобрения путем референдума (с 7 декабря 1991 г.).
Конституция (ч. VI) устанавливает жесткий порядок ее пересмотра: с инициативой пересмотра могут выступать Президент, по предложению Правительства, не менее 1/4 числа депутатов и сенаторов, а также не менее 0,5 млн. граждан с правом голоса не менее чем из половины уездов страны, в каждом из которых должны быть зарегистрированы не менее 20 тыс. подписей в поддержку инициативы пересмотра. Проект или предложение о пересмотре принимается обеими палатами Парламента большинством не менее 2/3 общего числа каждой из них, а при недостижении договоренностей в результате использования согласительных процедур - не менее 3/4 голосов каждой палаты. Пересмотр становится окончательным после одобрения его на референдуме. При этом установлены пределы пересмотра Конституции, согласно которым (ст. 148) не могут составлять предмет пересмотра ее положения, касающиеся национального, независимого, единого и неделимого характера румынского государства, республиканской формы правления, территориальной целостности, независимости правосудия, политического плюрализма и официального языка.
По своим сущностным характеристикам Конституция воплощает современную западную конституционную доктрину, принципы и институты, признанные основными ценностями мировой цивилизации, отражает отказ от тоталитарных и авторитарных политических режимов, учитывает исторический опыт румынского государства и общества. Это подтверждается как самой целью Конституции - ограничить государственную власть в рамках гражданского общества, усилить конституционализм как гарантию эффективности организации и установления пределов ограничения власти, так и всей совокупностью ее норм, определяющих основы общественного, политического устройства, права и свободы граждан и обязанности государства, организацию, деятельность и ответственность публичных властей на общегосударственном и местном уровнях.
1.2. Сущностные характеристики Румынского государства по Конституции
Согласно Конституции Румыния - национальное, суверенное и независимое, единое и неделимое государство, форма правления которого - республика. В официальном названии государства нет слова "республика", а отражены его историко-географическая и национальная характеристики, что отражает подход, воспринятый многими постсоциалистическими странами (Украина, Венгрия и др.). Очевидно, при этом учитывалась как историческая традиция, так и существование в стране до 1947 г. монархии.
Конституция закрепляет и иные сущностные характеристики румынского государства, провозглашая его демократическим и правовым, социальным, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм представляют собой наивысшие ценности и гарантируются. Демократический характер государства (как государственно-политического режима) выражается в нормах о принадлежности румынскому народу национального суверенитета и осуществление его им через представительные органы и путем референдума, а также в установлении запрета какой-либо группе либо какому-либо лицу осуществлять суверенитет от собственного имени. Принципы национального и государственного суверенитета получили развернутую характеристику в положениях Конституции о неотчуждаемости территории, об определении границ страны, о гражданстве, о праве на самобытность лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, о международных отношениях и обязательствах Румынии, о соотношении международного и внутреннего права, а также о национальных символах и официальном языке (ч. I).
Правовой характер румынского государства Конституция связывает с закреплением и обеспечением верховенства и соблюдением ее и законов страны, провозглашением высшей ценностью прав и свобод, достоинства человека, а также фактической реализацией принципа разделения властей (непосредственно в Конституции он не назван) при конструировании и регулировании организации и деятельности государственного механизма, с учреждением двухпалатного Парламента, системой "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях Парламента с Президентом, Правительством и своеобразной конструкцией судебной системы, призванной обеспечить подлинную независимость судебной власти, с выделением Конституционного Суда из собственно системы судебной власти и созданием в целях защиты прав и свобод граждан несколько обособленного института - Адвоката Народа (аналога омбудсмана). Наиболее последовательно и полно связанность государства правом прослеживается в перечне основных прав, свобод и обязанностей граждан и гарантиях-обязанностях в сфере организации и порядка деятельности публичных властей; их полномочиях, в положениях Конституции, относящихся к экономике и публичным финансам, социальной и политической системе, принципам существования гражданского общества (плюрализм, законность деятельности, политических партий, профсоюзов, статус собственности и др.).
По форме государственного устройства Румыния является унитарным государством, территория которого в административном отношении согласно ч. 3 ст. 3 Конституции разделена на коммуны, города и уезды (их 40). Города, при установленных законом условиях, объявляются муниципиями (их 56). Властями публичной администрации являются выборные местные советы и выборные примари. Префект выступает представителем Правительства в местном плане, руководит децентрализованными публичными службами министерств и иных центральных органов на уездном уровне.
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, ПРОВОЗГЛАШЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ
2.1. Принципы, определяющие положение человека в обществе
Основные начала, определяющие положение человека в румынском обществе и государстве, сформулированы в виде общих принципов в ч. I Конституции путем установления единства румынского народа, правила о том, что румынское гражданство приобретается, сохраняется или утрачивается при условиях, предусмотренных органическим законом, признания и гарантирования национальным меньшинствам права на сохранение, развитие и проявление своей этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. Специфической является норма ст. 7, согласно которой государство поддерживает упрочение связей с проживающими за пределами страны румынами и содействует сохранению, развитию и проявлению ими своей этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности при уважении законодательства государства, гражданами которого они являются.
В ч. II Конституции сформулированы принципы всеобщности основных прав, свобод и обязанностей, равноправия граждан перед законом и публичными властями без привилегий и дискриминаций (в Конституции используются, как правило, термины "граждане", "румынские граждане", "иностранные граждане", "лицо (лица)", редко говорится о правах человека). В последующих нормах устанавливается покровительство государства в отношении румынских граждан, находящихся за границей, а также иностранцев и апатридов, проживающих в Румынии, правила выдачи и высылки, согласно которым румынский гражданин не может быть выдан или выслан, а иностранцы и апатриды могут быть выданы только на основе международной конвенции или на условиях взаимности. В любом случае вопрос о выдаче и высылке решает суд посредством судебного решения. Такой подход корреспондирует с принципом-гарантией свободного доступа к суду, согласно которому любое лицо может обращаться в суд для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Это право не подлежит ограничению. Делая акцент на права гражданина, связанные с фактом румынского гражданства, ст. 20 Конституции установила, что "положения о правах и свободах граждан будут толковаться и применяться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, с международными пактами и другими договорами, стороной которых является Румыния. В случае расхождения между пактами, договорами и внутренними законами приоритет имеют международные регламентации."
2.2. Особенности конституционной регламентации основных прав и свобод
Конституционной регламентации конкретных основных прав и свобод, обязанностей присущи некоторые особенности. Во-первых, наряду с появлением ряда новых для румынского конституционного законодательства гражданских прав (право на жизнь, свободу передвижения, на забастовку, информацию, свободу выражения, частную собственность, на защиту личной, семейной и интимной жизни и др.), выдвижением их на первое место использована своеобразная последовательность их закрепления. Так, право на образование и на охрану здоровья расположено вслед за правом на информацию, социальные права (семья, охрана детей и молодежи, инвалидов, труд и его социальная защита) сопровождаются статьей о жизненном уровне, обеспечение которого является обязанностью государства. По существу, речь идет о характеристике государства как социального, об осуществлении им функций социальной защиты граждан. Во-вторых, нельзя не отметить, что основное внимание уделяется всесторонней, детальной регламентации конкретных юридических гарантий прав и свобод, что свидетельствует о стремлении к преодолению их декларативности. Так, разграничивая свободу мысли, мнений и религиозных верований и свободу их выражения (посредством речи, письма, образов, звуков и т.д.), Конституция устанавливает запреты на цензуру, клевету на страну, нацию, на призывы к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой и религиозной вражде, на подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму или публичному насилию, а также запрет на непристойные проявления, противоречащие добрым нравам.
В-третьих, в самостоятельную главу выделены основные обязанности, среди которых такие необычные формулировки, как "верность стране священна", обязанность лиц, наделенных публичными функциями, приносить присягу.
3. ПАРЛАМЕНТ, ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
3.1. Организация высших и местных органов власти
Третья часть Конституции состоит из глав, которые в свою очередь разбиты на разделы (в первой и шестой главах - три раздела, в пятой - два) и последовательно регламентируют статусы, организацию и порядок деятельности Парламента, Президента, Правительства, отношения Парламента с Правительством, центральную и местную публичную администрацию. В основу организации высших и местных органов государственной власти Конституция кладет, по существу, принцип разделения властей, провозглашая, что Парламент - единственная законодательная власть, Правительство осуществляет общее руководство публичной администрацией, обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики согласно программе, одобренной Парламентом, суды осуществляют правосудие, а прокуратура в судебной деятельности представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан.
Конституционное регулирование законодательной ветви власти охватывает организацию и порядок деятельности Парламента, статус депутатов и сенаторов, виды законов и стадии законодательного процесса.
Принципиальным новшеством для Румынии является возвращение к двухпалатной структуре Парламента (бикамерализму). Палата Депутатов и Сенат избираются непосредственно населением. Число депутатов и сенаторов не является постоянным, а устанавливается избирательным законом в зависимости от численности населения страны. Особенностью порядка формирования Парламента как верховного представительного органа и единственной законодательной власти страны является конституционное установление квоты обязательного представительства национальных меньшинств - одного депутатского мандата в Палате Депутатов для каждого из них в случаях, когда их организации не набирают необходимое число голосов для проведения своего представителя в Парламент.
Палата Депутатов и Сенат не только избираются, но и внутренне организовываются по единым правилам. Различия существуют в порядке деятельности, определяемом регламентами каждой из Палат, а также в раздельном их бюджетном финансировании. Компетенция же каждой Палаты одинакова.
Статус депутатов и сенаторов Конституция определяет исходя из нахождения их на государственной службе и недействительности любого императивного мандата, т.е. признается только свободный мандат. Конституция устанавливает общие начала иммунитета, индемнитета и несовместимости качества депутата и сенатора с осуществлением ими любой другой функции, за исключением функции члена Правительства, отнеся установление иных несовместимостей к предмету органического закона.
Президент Румынии согласно ст. 80 Конституции представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности, а также следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей и в этих целях осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом. Совокупность норм Конституции, касающихся Парламента, Президента, Правительства, порядка их избрания, формирования, назначения, смещения и ответственности, позволяет отнести Румынию к парламентарным республикам. Конституция определяет как место и роль, полномочия высших и местных органов государственной власти, так и категории нормативно-правовых актов, издаваемых ими. Так, Парламент принимает конституционные законы (ими осуществляется только пересмотр Конституции), органические законы, которыми регламентируются перечисленные непосредственно в Конституции сферы общественных отношений (ст. 72 указывает на 16 таких сфер), а также обыкновенные законы.
Президент издает декреты, целый ряд которых (ч. 2 ст. 99) должны быть контрасигнованы премьер-министром, а Правительство - решения (для организации исполнения закона и ордонансы) на основе специального уполномочивающего закона в пределах и на условиях, предусмотренных этим законом. Решения и ордонансы подписываются премьер-министром, контрасигнуются соответствующими министрами и официально публикуются (за исключением решений, имеющих военный характер). Неопубликование этих актов влечет их недействительность.
Правительство обеспечивает, согласно принятой Парламентом программе деятельности, реализацию внутренней и внешней политики страны и осуществляет общее руководство публичной администрацией. Оно несет политическую ответственность только перед Парламентом.
Конституция достаточно развернуто определяет порядок формирования, состав, статус члена Правительства и премьер-министра, начало и дату прекращения мандата Правительства, отношения с Парламентом в сфере парламентского контроля, принятия резолюций недоверия, законодательного делегирования.
В Румынии воспринят существующий во многих странах институт инвеституры. Согласно ст. 102 Конституции формирование Правительства начинается с выдвижения Президентом кандидатуры на должность премьер-министра лишь после консультации с партией, которая имеет абсолютное большинство в Парламенте, или, если такое большинство отсутствует, с представленными в Парламенте партиями. Кандидат на должность премьер-министра в 10-дневный срок после выдвижения требует от Парламента вотум доверия для программы и всего предлагаемого им состава Правительства. В случае, если Парламент не выражает вотум доверия, необходимый для формирования Правительства в 60-дневный срок после первого предложения кандидатуры, состава, программы Правительства и только после отклонения не менее двух предложений об инвеституре премьер-министра, Президент Румынии, после консультаций с председателями обеих палат Парламента и лидерами парламентских групп, может распустить Парламент. Выраженное Правительству доверие может быть отозвано Парламентом путем принятия резолюции недоверия большинством голосов депутатов и сенаторов.
Центральную специализированную администрацию образуют министерства и другие органы, которые могут находиться в подчинении Правительства или министерств либо существовать в качестве автономной административной власти. Министерства учреждаются, организуются и функционируют согласно закону, а административные автономные власти могут учреждаться только органическим законом. К такого рода властям в соответствии со ст. 120 Конституции отнесены местные советы и примари коммун и городов.
3.2. Судебная власть по Конституции Румынии
Судебная власть в Румынии характеризуется наличием только общей юстиции. Конституция регулирует три элемента этой ветви власти: судебные инстанции, прокуратуру и Высший Совет Магистратуры.
Правосудие осуществляется именем закона. Судьи назначаются Президентом Румынии по предложению Высшего Совета Магистратуры, на заседаниях которого по этим вопросам председательствует без права голоса министр юстиции. Должность судьи несовместима с любой другой публичной или частной должностью, кроме преподавательской в высших учебных заведениях.
Прокуратура в Румынии выступает как составная часть судебной системы, представляет интересы общества и защищает правопорядок, права и свободы граждан. Прокуроры осуществляют свою деятельность под руководством министра юстиции.
Конституция, кроме того, регламентирует статус, полномочия и функции еще двух высших судебных органов - Счетного Суда (ст. 139) и Конституционного Суда Румынии, которые выведены за рамки глав, посвященных судебной власти.
В задачи Счетного Суда входят осуществление контроля за образованием финансовых ресурсов государства, управление ими и их использование. Члены этого Суда назначаются Парламентом, обладают независимостью, несменяемостью. На них распространяется положение о несовместимости функции, предусмотренное для судей общих судов. При условиях, установленных законом, Суд осуществляет также юрисдикционные полномочия.
Конституционный Суд ранее не был известен румынскому конституционному праву и учрежден Конституцией впервые. Статус данного органа определяется ч. V (ст. 140-145) Конституции, а также Законом от 18 мая 1992 г. В Конституции не указано, к какой из ветвей власти он относится, а нормы о нем образуют самостоятельную часть ее структуры. Подобное определение места Конституционного Суда присуще странам с романской системой права, например, Франции, Конституционный Совет которой, как и Конституционный Суд Румынии, наделен полномочиями осуществлять предварительный контроль конституционности законов до их вступления в силу. Однако в отличие от Франции, где органические законы вступают в силу только после подтверждения Конституционным Советом их конституционности, Конституционный Суд Румынии вправе рассматривать вопрос о конституционности закона лишь при наличии запроса от уполномоченного на то органа. Более того, Парламент имеет право преодолевать решение Конституционного Суда о признании закона неконституционным большинством не менее 2/3 голосов каждой из палат. Если Парламент преодолевает решение Суда, последний больше не вправе возвращаться к рассмотрению вопроса о конституционности данного закона. Именно это право Парламента преодолевать решение Конституционного Суда сильно отличает модель конституционной юрисдикции в Румынии от принятых в большинстве стран Европы, где конституционные суды выступают высшим арбитром, принимающим окончательные, не подлежащие обжалованию решения о конституционности закона. Таким образом, румынский законодатель сохранил верховенство Парламента как основного идентифицирующего признака парламентарного правления.
Наделение Конституционного Суда иными, кроме проверки конституционности, полномочиями, перечисленными в ст. 144 Конституции (разрешать дела по протестам о конституционности политических партий, следить за процедурой избрания Президента, организации и проведения референдума и утверждать их результаты, проверять соблюдение условий по осуществлению гражданами законодательной инициативы и др.), позволяет говорить о квазисудебном характере Суда по осуществлению контрольной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив Конституцию Румынии, мы пришли к выводу, что по своей структуре, содержанию ее положений, сущностным характеристикам (форме правления, политическому и государственному режиму) Конституция представляет собой типичный для многих постсоциалистических стран Основной закон последнего поколения, отражающий отказ от тоталитарного режима и этатизма и переход на демократический путь развития как общемирового процесса и основной закономерности современности. Это проявляется как в восприятии и конституционно-правовой регламентации общечеловеческих ценностей и идеалов (гражданского общества, например), так и идей конституционализма, немыслимого без разделения властей, народовластия, всемерного учета национальных традиций и конституционного опыта прошлого. Следует отметить, что на содержание Конституции определенное влияние оказала французская доктрина конституционного права, прежде всего в силу принадлежности страны к германо-романской правовой системе. По своим основным характеристикам она соответствует либерально-демократическим моделям конституции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2000.
2. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. – М.: Юрид.лит-ра, 1996.
3. Дубровин В.Н. Конституции зарубежных стран. – М.: Юрлитинформ, 2003.
4. Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юрид. лит-ра, 1994.
5. Конституция зарубежных государств. - М.: БЕК, 1997.
6. Конституция зарубежных государств. - М.: БЕК, 2000.
7. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник / Под общ. ред. И.С.Иванова. - М.: Владос, 1997.
8. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: БЕК, 1999.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран Учебник М. Юрист, 2001.
10. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992.
|