СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1.Понятие и правовые основы криминалистической характеристики
преступности несовершеннолетних
Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство. Так, в УК РФ имеется специальный раздел (V), посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст. 87—96 этого раздела отражены ее особенности. В частности, наряду с уголовным наказанием предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия как один из видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК) или от наказания (ст. 92 УК). При этом основания уголовной ответственности и ее принципы остаются теми же, что и для взрослых лиц.
В УПК РФ в специальном разделе (XVI) выделено производство по делам несовершеннолетних (глава 50). Его особенности касаются порядка производства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несовершеннолетних в отдельное производство, участия в допросе педагога, специфики судопроизводства и т. п.
Глава 50 УПК РФ устанавливает особый порядок расследования и судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, т. е. не достигших к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.
Статья 421 УПК РФ устанавливает, что в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием события преступления, виновности несовершеннолетнего в его совершении, формы вины и мотивов, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, характера и размера причиненного вреда, обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, а также смягчающих и отягощающих наказание либо могущих повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, равно как и обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. 73 УПК РФ), следует установить возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, влияние на него лиц, старших по возрасту. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанных с расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий или бездействия и руководить ими.
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если он содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 187 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его работы или учебы.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.
В этом допросе участвует защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании допроса ознакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по их собственной инициативе. Педагог или психолог с разрешения допрашивающего может задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем замечаний (ст. 425 УПК РФ).
Особое внимание, уделяемое законодательством преступлениям несо-вершеннолетних, отражает как конституционные положения о защите прав личности ребенка, так и положения документов, имеющих международно-правовое значение, например Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Что касается методики расследования преступлений несовершеннолет-них, то она базируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформировались у подростка к данному моменту.
Расследуя уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, следует учитывать требования ст. 426 УПК РФ, согласно которой к участию в деле допускаются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с момента первого допроса несовершеннолетнего в таком качестве, о чем выносится постановление. Законный представитель вправе: знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний, присутствовать при предъявлении обвинения, уча-ствовать в допросе, а с разрешения следователя – и в других следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего и его защитника, знакомиться с протоколами проходивших с его участием процессуальных действий и делать замечания о правильности и полноте сделанных в них замечаний. Кроме того, законный представитель имеет право заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия следствия и решения дознавателя, следователя, прокурора, представлять доказательства, а по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и делать из них выписки. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если прокурор, следователь, дознаватель сочтут, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем выносится постановление. Тогда к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего правонарушителя.
Указанные процессуальные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых накладывают свой отпечаток как на тактические приемы проведения с ними следственных действий, так и на методику расследования преступлений несовершеннолетних в целом.
1.2.Криминалистическая характеристика несовершеннолетнего преступника
Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ).
Криминалистическая характеристика несовершеннолетнего преступника обусловлена социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную — специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как: его общественное и правовое сознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другим людям и т. п.
Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате:
искаженного представления о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, преда-тельство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;
ошибок в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;
предпочтения внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;
эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышенной возбудимости, резкой смены настроений;
обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;
повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности;
стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению "любой ценой";
неприятия "чужих советов", педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;
желания показать и доказать свою "зрелость", стремления к лидерству;
внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.
В психолого-педагогической литературе 14-17-летний возраст относят к старшему подростковому или к раннему юношескому. Биологически подростковый возраст является периодом завершения физического развития. Социальное положение лиц данной категории весьма неоднородно: учащиеся, работающие, неработающие. Вместе с тем их поведение и поступки носят уже сознательно-волевой характер, что и определяет наступление общеуголовной ответственности с 16 лет, а с 14 лет — за такие преступления, как: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого и среднего), похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах), терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство (при отягчающих обстоятельствах), вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 УК РФ).
В отечественной криминалистической литературе принято классифици-ровать несовершеннолетних правонарушителей на четыре типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны.
К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступления; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно положительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные правонарушения под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации.
Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т. п.
Третий тип — это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к административной ответственности, направлялись в специальные школы и профтехучилища. Мотив и цель преступления формируется у них специально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника. Многие преступления совершаются ими спонтанно: участие в драках, хулиганство, ограбление пьяных и т. п.
К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представляет серьезную опасность для общества, чье поведение носит стойкий антисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые (условно осужденные, освобожденные досрочно и т. п.). Это, как правило, лица, уклоняющиеся от работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры. Они грубы, жестоки, у них ослаблено чувство стыда. Основная цель — стяжательство, обогащение. Основные интересы — праздное времяпрепровождение, азартные игры, выпивка, секс.
Независимо от указанных типов при расследовании преступлений несо-вершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным и т. п.
В подростковом возрасте слабо развита система "сдержек", сознательный контроль за своим поведением. Это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.
Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера; она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, свойственными преступнику любого возраста: боязнь ответственности и наказания; угроза мести со стороны соучастников.
Естественное стремление подростка к самовоспитанию может получить уродливое развитие, если в качестве примера им будет выбрана личность с антиобщественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки ее лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители.
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.
Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессиональными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и совершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны видеть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т. п. Это поможет не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка по-ложительного эмоционально-волевого воздействия. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось установить психологический контакт с подростком. Обвинение подростку должно предъявляться таким образом, чтобы он был убежден в достаточности собранных данных. Вместе с тем необходимо не только разъяснить сущность предъявляемого обвинения, но и раскрыть перед подростком общественную опасность его действий, показать, какой ущерб он причинил себе, родным, близким, потерпевшим.
Этико-воспитательным должно быть и отношение к ходатайствам несо-вершеннолетнего; он должен убедиться в справедливости следователя, его желании объективно разобраться во всем. При отказе удовлетворить ходатайство необходимо подробно объяснить причину, чтобы действия следователя были правильно поняты. Точно так же должны быть мотивированы действия, связанные с задержанием подростка, применением к нему меры пресечения и т. п.
Важным моментом расследования как с тактической, так и с воспита-тельной позиции является установление психологического контакта. Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией и к восприятию информации, исходящей от каждого из них.
Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т. д.) или, наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемой манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т. п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью, терпением.
Важным моментом психологического контакта является речь следователя. Желательно, чтобы она была яркой, выразительной, точно отражала мысли и действия. Недопустима речь монотонная, вялая, наводящая скуку. Нежелательна как очень громкая, резкая речь, так и слишком тихая. Целесообразно постоянно помнить, что манера говорить выражает отношение к делу, а подростки особенно чувствительны к таким моментам.
При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные следст-венные действия с их участием не должны длиться более одного часа.
1.3.Криминалистическая характеристика преступлений,
совершаемых несовершеннолетними
Уголовно наказуемые деяния, совершаемые несовершеннолетними, включают в себя самые различные деликты, начиная от посягательств на жизнь и здоровье граждан и заканчивая безопасностью компьютерных систем. Однако, несмотря на разнообразие объектов преступных посягательств, а также их субъективной стороны, можно выделить ряд общих черт, специфичных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Объектами преступных посягательств несовершеннолетних обычно вы-ступают собственность, личность и ее право на жизнь, здоровье, половую не-прикосновенность, а также общественная безопасность, нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств, убийства, изнасилования, причинение вреда здоровью, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков, взломы компьютерных систем, уничтожение, повреждение памятников и т. д.
Преступления несовершеннолетних чаще всего характеризуются актив-ными действиями, направленными на достижение преступного результата. На способ совершения конкретного посягательства влияют такие факторы, как возраст несовершеннолетнего, его умственное и физическое развитие, недостаточность жизненного опыта, наличие и количество соучастников преступления, в том числе взрослых, материальные возможности.
Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество деликтов имеет ситуационный характер, обусловленный личными обстоятельствами – ненадежностью запоров в хранилище, наличием ключей в замке зажигания автомобиля, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения, отсутствием охраны на конкретном объекте и т. п.
Отсутствие предварительной подготовки соответственно влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления. Зачастую ими оказываются носимые с собой предметы обихода либо объекты, подобранные вблизи от места происшествия (складные ножи, ключи от дверей, пустые бутылки, металлическая арматура, обрезки труб, кирпичи и т. п.).
Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом мало специфичен. Однако в ряде случаев все же имеются особенности, обусловленные спецификой субъекта посягательства. Весьма значительное количество преступлений несовершеннолетние совершают группой. Это по-зволяет компенсировать психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических усилий, необходимых для достижения преступного результата. В то же время следует от метить, что для несовершеннолетних не характерно создание устойчивых преступных группировок.
Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, же-лание выделится, занять лидирующее место в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут получить свое специфическое выражение при совершении конкретного преступления. Так, при посягательствах против личности нередко имеет место необоснованная жестокость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы вандализма, бравады, демонстративности и др.
Несовершеннолетние, как правило, не принимают каких-либо специ-альных мер для сокрытия совершенного преступления. Основное их стремле-ние после содеянного – как можно скорее скрыться с места преступления. Если действия по сокрытию следов содеянного все же предусматриваются, они чаще всего сводятся к уничтожению или маскировке явных следов на одежде и теле (замывание пятен крови на рукавах и верхней одежде, чистка обуви и т. п.), а также к временному сокрытию факта преступления, позволяющему беспрепятственно покинуть место происшествия (например, маскировка отверстия во взломанной преграде подобранными поблизости листами шифера, досками и т. п.). Иногда подготавливается ложное алиби. Для этого несовершеннолетний обращается к сверстникам с просьбой подтвердить факт его пребывания в другом месте в то время, когда совершалось преступление.
Преобладающее число посягательств несовершеннолетних приходится на вторую половину дня и в темное время суток. Во многом это объясняется кажущейся анонимностью действий при слабом освещении, большой возможностью беспрепятственно скрыться с места преступления. Накладывают свой след и особенности проведения досуга, поскольку большая часть несовершеннолетних в первую половину дня занята в учебных заведениях, на работе либо отсыпается после ночных похождений.
Материалы следственной и судебной практики свидетельствуют, что ос-новное количество преступлений несовершеннолетние совершают в местах проживания, учебы (работы) или в прилегающих микрорайонах.
Предметом посягательства несовершеннолетних при совершении преступлений нередко выступают объекты не имеющие значительной материальной ценности, однако считающиеся престижными в подростковой среде. Это, например, лазерные диски, бижутерия, модные предметы одежды и обуви и т. д.
Похищенное имущество несовершеннолетние нередко приносят домой, а в дальнейшем используют для удовлетворения личных потребностей, иногда дарят или передают на хранение своим сверстникам. При совершении групповых преступлений в качестве хранилища похищенного часто избирается место постоянного времяпрепровождения членов группы – подвалы, чердаки, заброшенные сооружения и др.
Субъектами преступных посягательств часто становятся несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо неблагополучных семьях, имеющие родителей – алкоголиков, наркоманов, ранее судимых.
Многие из этих подростков состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, другие административные правонарушения. Они оставлены без надзора со стороны родителей и педагогических коллективов начальных и средних учебных заведений, не учатся, бродяжничают, перебиваются случайными заработками.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования
Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, тре-бует особых тактических и процессуальных подходов. Несовершеннолетними отечественное законодательство признает лиц в возрасте от 14 до 18 лет (лица до 14 лет считаются малолетними и не подлежат уголовной ответственности).
Как верно отмечают А.Г. Филлипов и А.Ф. Волынский, зачастую преступления, совершенные несовершеннолетними, характеризует подражание действиям взрослых преступников, известных из книг, кинофильмов, телевидения и т.д.
В вечернее время несовершеннолетние чаще совершают хулиганства, причинение вреда здоровью, грабежи, разбои, иные преступления против личности; в дневное - кражи из квартир (преимущественно через форточки на первых этажах домов), половые преступления и некоторые другие виды правонарушений. В общественных местах несовершеннолетние нередко учиняют хулиганские действия, массовые беспорядки. Подростки совершают преступления преимущественно неподалеку от мест, где они проживают. Значительная доля несовершеннолетних преступников систематически употребляла алкоголь или наркотические средства.
Потерпевшими могут быть как взрослые, так и сверстники несовершен-нолетних или более молодые подростки. В отношении взрослых подростки чаще совершают преступления группой (убийства, хулиганства, грабежи, разбои и т.д.). В отношении сверстников преобладают половые преступления, причинение вреда здоровью, хулиганские проявления.
Дополнительно к обстоятельствам, указанным в ст. 73 УПК РФ, подле-жат установлению следующие обстоятельства:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психиче-ского развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены роди-тели несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.
Подобная детализация предмета доказывания обусловливает разработку таких тактических рекомендаций, как: допрос обоих родителей о поведении несовершеннолетнего, его связях, причинах и условиях, способствовавших преступлению; допрос не только классного руководителя, с которым могли не сложиться отношения подростка, но и других учителей; допрос не только бригадира, но и других членов бригады; допрос лиц по месту жительства и др.
При доказывании виновности следует иметь в виду, что для несовершеннолетних характерны более разнообразные мотивы преступлений, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены: стремление оказать содействие товарищам, озорство, желание утвердиться в группе (компании), доказать свою смелость, показать силу и ловкость, завладеть заманчивым (престижным) предметом и т. п.
Особенности методики расследования преступлений несовершеннолет-них проявляются и во взаимоотношениях следователя с иными службами, подразделениями, организациями. Так, следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на таких преступлениях, устанавливают тесные контакты с участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, органами дознания, участковыми инспекторами, иными службами. Это способствует оперативному получению необходимых данных об условиях жизни, учебы, работы подростка, о его ближайшем бытовом окружении, его поведении и совершенных ранее проступках и т. п. С этой же целью необходимы контакты с учебно-воспитательными учреждениями (ПТУ, СПТУ и др.), с предприятиями, организациями, самодеятельными организациями (спортивно-оздоровительными, культурными и т. п.).
Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко еще более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затруднит дальнейшее расследование.
Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела; не дает воз-никнуть и укрепиться представлению о безнаказанности как в среде несовер-шеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с целью сокрытия следов преступления.
Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления, подлежит выделению в отдельное производство.
На начальном этапе расследования могут складываться следующие следственные ситуации:
1) потерпевшие и свидетели не знают преступников, но по внешнему виду и другим признакам указывают на несовершеннолетний возраст подозреваемых;
2) обстановка на месте происшествия, способ совершения преступле-ния, предмет посягательства и другие признаки свидетельствуют о совершении преступления несовершеннолетними;
3) потерпевшие и свидетели знают преступников и уверенно называют их возраст.
В первой ситуации прежде всего проводятся осмотр места происшествия, допросы потерпевших и свидетелей, оперативно-розыскные мероприятия (с целью розыска подозреваемых), задержание, допросы подозреваемых, обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, судебные экспертизы.
Во второй ситуации, при наличии материальных следов преступления, дополнительно обращается внимание на поиск интеллектуальных следов. Проводятся допросы свидетелей и потерпевших, поиск по горячим следам и задержание несовершеннолетних преступников, предъявление их для опозна-ния и допросы подозреваемых. Затем проводятся обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, назначаются соответствующие экспертизы.
В третьей ситуации действия следствия должны быть ориентированы на обнаружение и задержание несовершеннолетних, осмотр места происшествия, допросы задержанных, потерпевших и свидетелей, предъявление несовершеннолетних преступников для опознания, обыски и назначения экспертиз.
Установление обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ, отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:
1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учебы подростка.
2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить:
- имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то как давно и по какой причине;
- кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сестры, иные лица, проживающие совместно);
- каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воз-действия (пьянство, скандалы, развратные действия);
- каковы материально-бытовые условия.
При выявлении безнадзорности подростка следует установить ее причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т. п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.
Существенное значение имеет не только бытовое, но и иное ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым; лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков. Установление этих и подобных им обстоятельств выявляет лиц, чье воздействие на подростка отрицательно, а также возможных соучастников преступления.
Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учебе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учебе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учебу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для ее возобновления, в чем причина длительной незанятости и т. д.
Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении ус-танавливают путем допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т. п.
В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, .круге его интересов, характере времяпрепровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).
3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.
По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:
а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;
б) существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;
в) наличие фактов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.);
г) приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его;
д) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т. п.
Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выясне-ния различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.
Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание все содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание. Мотивами поведения может быть и ложно понимаемое чувство товарищества. Установление подобных обстоятельств должно сопровождать проверку каждой из версий.
При расследовании преступлений, совершенных группой подростков, необходимо установить, когда и как возникла эта группа, - является ли это случайным (спонтанным) объединением нескольких лиц или это структура, заранее сформированная для реализации преступных замыслов. Трудным, но насущно необходимым является решение задачи об индивидуализации роли каждого из участников группы. Это важно как для установления степени их вины, так и для планирования отдельных следственных действий. Например, при расследовании деятельности преступных структур допросы начинаются с рядовых участников группы. Организаторы, руководители, их помощники допрашиваются позже, когда будут собраны данные об их главенствующей роли.
В отношении группы должно быть выяснено время, обстоятельства ее формирования, инициатор, действия по подготовке к совершению преступле-ния (приобретение оружия, угон транспортного средства, разведывательные действия и т. п.).
Если в составе группы имеются подростки, ранее судимые, исследуют причины рецидива, истребуют из архивов уголовные дела, характеристики из исправительных учреждений, специальных учебно-исправительных заведений.
Планируя расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователь обязан учитывать особенности их психологии, личность каждого конкретного подростка – соучастника по делу. Это должно найти свое отражение в плане расследования по делу, а также при производстве отдельных следственных действий.
При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, должны быть проведены и предусмотренные ею обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, других лиц, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов. К числу необходимых могут быть отнесены документы, содержащие сведения о возрасте несовершеннолетнего, характеристики на него (с места учебы, работы, из исправительно-трудового учреждения и др.); на родителей подростка и иных лиц, способных оказывать на него влияние, вовлекать в преступную деятельность.
Действия следователя, связанные с истребованием большого количества документов (характеристик, запросов, справок и т. п.), их изучением и приобщением к уголовному делу, должны быть органической частью расследования, осуществляться творчески, а не механически, так как нередко от информации, содержащейся в этих документах, зависит планирование дальнейших следственных действий и тактика их проведения.
Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очередности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествуют на данный момент следственной ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очередность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т. п.
При планировании расследования по конкретному делу в план могут быть включены профилактические мероприятия, направленные на устранение выявленных причин и условий, облегчающих совершение преступления – выступление следователя перед жителями конкретного микрорайона или населенного пункта, использование средств массовой информации для информирования жителей, обращение в органы образования, здравоохранения, хозяйственные организации, внесение представлений руководителям предприятий и учреждений.
При планировании следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства организационно-тактического характера, которые могут существенно повлиять на полученные результаты. Основанием для принятия того или иного организационно-тактического решения должны быть знание следователем особенностей психологии и характера конкретного несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).
Анализируя факт совершения преступления, следователь наряду с типичными версиями, характерными для деликтов данного вида, и частными версиями, основанными на обстоятельствах конкретного дела, в ряде случаев должен выдвинуть и версию о совершении данного преступления несовершеннолетними.
Основанием для выдвижения такой следственной версии могут послужить показания свидетелей, видевших несовершеннолетних неподалеку от места происшествия до или вскоре после случившегося и, возможно, обративших внимание на какие-либо особенности их поведения, состояние алкогольного или наркотического опьянения. Свидетели могут заметить бывшие при несовершеннолетних предметы, относящиеся к расследуемому событию (могущие служить оружием, орудиями взлома либо громоздкие предметы, в частности музыкальные центры, телевизоры и т. п.). Кроме свидетельских показаний, основанием для выдвижения подобных версий становятся результаты осмотра места происшествия. В первую очередь это обнаруженные там следы, отображающие механизм совершения преступления и физические данные преступников, а также характер предмета посягательства. Так, на совершение кражи несовершеннолетними может указывать само место происшествия, где заведомо не может быть ценного имущества, – подсобные помещения учреждений, школьные буфеты, строительные бытовки и т. п. На это же указывают незначительные по размерам разрушения в преградах, вентиляционные проемы или форточки, через которые взрослому человеку на место происшествия не проникнуть; хищение предметов малоценных либо имеющих ограниченный спрос (аудио-, видеокассеты, продукты питания, сладости, наглядные пособия и т. п.). Об этом свидетельствует обнаружение на месте происшествия следов рук и ног, размерные характеристики которых типичны для подросткового возраста, а также следов, оставленных из озорства, в частности надписей циничного характера, лозунгов отдельных неформальных подростковых объединений, причинение потерпевшему множества телесных повреждений, что говорит о неуверенности нападавшего в своих силах; повреждение имущества и предметов, не бывших преградой для достижения преступных целей, и т. п.
При подтверждении версии о совершении преступления несовершеннолетними следователь, исходя из обстоятельств расследуемого дела, может выдвинуть версию о наличии взрослого соучастника, вовлекшего подростка в преступную деятельность. При наличии достаточных оснований следователь должен выдвинуть и проверить также версию о самооговоре несовершеннолетнего подозреваемого с целью взять на себя ответственность за действия взрослого исполнителя.
2.2. Осмотр места происшествия, анализ способов
совершения преступления и проведение обыска
Преступления несовершеннолетних относятся к категории, по которой осмотр места происшествия — первоначальное следственное действие. Квалифицированный осмотр позволяет выявить и зафиксировать обстоятельства, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками.
Осмотр места происшествия по данной категории дел проводится в соответствии с общими тактическими рекомендациями. Особое внимание уделяется поиску следов, подтверждающих совершение преступления несовершеннолетними (особенностей единичных следов ног и дорожек следов, следов рук и т.д.). О совершении преступления несовершеннолетними может также свидетельствовать алогичность выразившихся в следах действий преступников - излишняя разбросанность предметов на месте преступления, их немотивированное повреждение. Особенности способа совершения преступления и характер похищенного также могут указывать на несовершеннолетний возраст преступника.
О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:
а) отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий. Например: имеются следы, свидетельствующие о попытке проникнуть в помещение (транспортное средство) сначала одним, затем другим путем;
б) примитивные, неухищренные способы проникновения, например через разбитое окно; взлом, не требующий значительной физической силы; использование простейших способов взлома запирающих устройств;
малые размеры пролома (окна, отверстия);
в) непринятие мер к сокрытию следов преступления;
г) совершение на месте преступления циничных, озорных действий (порча товаров, беспричинная поломка вещей, учинение нецензурных надписей и рисунков).
Выбор места и времени преступления также могут указывать на факт совершения его подростками, например кража из школьного буфета, учебного кабинета, ларька около школы или интерната и т. п.
Характерны предметы преступного посягательства при кражах, осуществляемых подростками: а) проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны, видео- и фототехника, спортивные товары, часы;
б) модная одежда, обувь, куртки, сумки, яркие журналы; в) деньги, ценности; г) сладости, напитки, спиртное, продукты питания. При этом могут остаться нетронутыми вещи, неизмеримо более ценные, чем похищенное (меховые манто, антиквариат, картины и т. п.).
О факте совершения преступления подростками или о наличии подростков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта: а) небольшие по размерам следы ног, рук; б) отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь);
в) личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить возрастную группу (например, окружность головы по бейсбольной шапочке); г) предметы, которые нередко носят подростки (самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения и т. п.); д) следы и надписи на вертикальных поверхностях; е) следы зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.
В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о личностных качествах несовершеннолетнего преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутылкам и т. п. или по характеру похищенных предметов. О навыках несовершеннолетнего, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обращаться с радиотехникой, электроникой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор ценных книг, древних рукописей и т. п.
В следах изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства проявляются такие личностные качества несовершеннолетних, как жестокость, цинизм, дерзость, садизм.
При осмотре угнанного и затем брошенного транспортного средства можно получить представление о том, в какой мере несовершеннолетний вла-деет способами открывания замков в автомобиле, знаком с электросхемой данной марки, умеет нейтрализовать сигнализацию.
В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику совершенного преступления.
Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: а) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; б) переписки, записных книжек, дневников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; в) сбор информации об условиях жизни (учебы, работы) и воспитания подростка.
При обыске, как правило, должен присутствовать законный представи-тель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы присутствует воспитатель или представитель администрации. Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлагается добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают мелкие кражи (в том числе в своей среде), целесообразно, выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.
Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со стороны родителей, отсутствие контроля делают возможным хранение похищенного дома. Поэтому при подготовке к обыску необходимо располагать сведениями о родителях и взаимоотношениях в семье. Разумеется, при подготовке к обыску осуществляются и действия общего характера: ознакомление с местом обыска, определение состава следственно-оперативной группы, привлечение специалистов, обеспечение присутствия понятых и т. д.
При совершении грабежей, разбойных нападений подростки нередко завладевают мелкими предметами, представляющими для них особый интерес: брелки, цепочки, браслеты, ножи, часы и т. п. Эти вещи могут открыто находиться в комнате подростка, быть на нем. Поэтому обыск в помещении должен сочетаться с личным обыском, осуществляемым по общим процессуальным правилам.
Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похи-щенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помещении, какая одежда и обувь принадлежат ему, какая его братьям (сестрам), взрослым лицам.
При обнаружении объектов подозрительного происхождения нецелесо-образно здесь же выяснять, как они оказались в доме. Это следует сделать позже, после обыска, допросив по отдельности подростка и его родителей. В случае противоречия в показаниях допустима очная ставка.
В процессе обыска могут, быть обнаружены предметы, свидетельствующие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрослых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступления, вещи, которые подростки обычно не похищают.
Как отмечалось ранее, одна из задач обыска — получить информацию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания. В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об употреблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порнографии (книги, видеозаписи и т. п.), записи и произведения нецензурного характера. Все эти факты необходимо отразить в протоколе обыска для последующей проверки версии о вовлечении подростка в пьянство, потребление наркотиков, в иные формы антиобщественной деятельности.
В общежитии обыскивается кровать подростка, его тумбочка (полка), личные вещи, в том числе находящиеся в камере хранения. При необходимости обыскиваются места общего пользования. Если требуется расширить зону обыска, то это следует отразить в постановлении и обеспечить присутствие лиц, чьи вещи будут обыскиваться.
Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что под-росток хранит там похищенное или орудия преступления либо заготовки хо-лодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т. п.
Не исключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тумбочках других лиц. Данное обстоятельство, если о нем известно, отмечается в постановлении. Если оно будет установлено в процессе обыска, то это особо отмечается в протоколе обыска.
В ходе обыска важно наблюдать за подростком. В силу таких возрастных черт, как повышенная возбудимость, недостаточное умение владеть собой, он более явно, чем опытный взрослый, реагирует на действия и слова следователя.
При обыске по месту жительства или учебы несовершеннолетнего большую роль играют психологические приемы обыска. Это связано с тем, что подростки обычно хуже взрослых владеют своими эмоциями и их внешним выражением. Так, при использовании метода "словесной разведки" в ходе обыска по поведению несовершеннолетних, их мимике, изменению интонации и т.д. можно установить место сокрытия каких-либо волнующих подростка предметов. Естественно, наблюдать надо и за остальными членами семьи, присутствующими при обыске. Подростки менее, чем взрослые, способны к организации сложных тайников.
Если в результате преступления нанесен материальный ущерб, то одно-временно с производством обыска налагается арест на имущество как подростка, так и его родителей или лиц, их заменяющих.
В зависимости от характера совершенного преступления могут назна-чаться самые различные экспертизы: судебно-баллистические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные психолого-психиатрические.
Назначение судебно-медицинской экспертизы обязательно в тех случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие возраст подростка, когда возраст скрывается умышленно и когда имеющиеся документы вызывают сомнение. Судебно-медицинская экспертиза основывается на научных данных о возрастных изменениях организма: общее анатомо-физиологическое развитие, степень окостенения скелета, развитие зубного аппарата и др. Возраст устанавливается с некоторым приближением. В подобных случаях за день и месяц рождения принимается 31 декабря установленного экспертами года.
Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для исследования психического состояния несовершеннолетнего. Дефекты в психике подростка могут быть следствием хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Среди подобных аномалий у подростков часто встречаются психопатии, проявляющиеся в дисгармоничности эмоционально-волевых свойств личности: повышенная раздражительность, агрессивность, драчливость, внушаемость, упрямство. Может иметь место и психопатическое расстройство влечений: стремление к бродяжничеству (дромомания), к поджогам (пиромания), к воровству (клептомания) и др.
|