СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДИНОЧЕСТВА
1.1. Сущность феномена одиночества
Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Первоначально оно возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества, принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.
Интерес к обсуждаемому феномену как социально-психологическому возник с XVIII в., что совпало с расцветом романтизма в искусстве. Ведущий мотив творчества данного периода — рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. В XX в. проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы — одиночество становится сугубо личностным явлением. Теперь иначе осмысляется степень влияния общества на индивида и большее значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира. Смещение акцентов, усиливающих психологическую окрашенность феномена одиночества, по мнению ряда авторов связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека [9], а с другой — с социальными изменениями [4].
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя, людей равнодушными по отношению друг к другу.
Человек становиться одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.
Одиночество - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастливы, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
Понятие одиночества, в большинстве случаев, связано с переживанием ситуаций, восприятием их, как нежелательных. И что интересно, одиночеству не всегда сопутствует изолированность от общества. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность. Степень одиночества так же не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь жившие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходиться часто общаться с окружающими [15, с. 275].
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно, одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному общению. Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью.
Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагаться, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами не признают себя одинокими [6, с. 89].
Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднение, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться о чем-то. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов.
Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относиться, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности [10, с. 23-24].
Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны [19, с. 78].
В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что длительный опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкая самооценка, в конечном счете, подрывает чувство собственного достоинства у человека.
Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества. Одна из них - несоответствие между тремя "Я" индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное "Я"); тем, каким он хотел бы себя видеть (идеальное "Я"), и тем, каким его видят окружающие (отраженное "Я")" [9, с. 111].
Автор приводит следующую цепочку развития одиночества:
-"открытое" одиночество - депрессия - уединение - осмысление самого себя - "открытое" одиночество.
С каждым витком этой цепочки одиночество возобновляется в двукратном размере, потому что при осмыслении самого себя одинокие люди, как правило, приходят, как утверждает Немов, к выводу об их никчемности, а это удваивает тягостные ощущения [9, с. 112].
Логично предположить, что гораздо легче избавиться от "скрытого" одиночества, чем ждать, пока оно перерастет в "открытое". Что же представляет собой "скрытое" одиночество?
Вообще любое одиночество, как утверждает Р.С. Немов, - это своего рода психологическая проблема, порождаемая собственным мышлением. Особенность "скрытого" одиночества заключается в том, что оно порождается более глубоким мышлением, нежели обычное. Чаще всего "скрытое" одиночество является следствием работы собственного мышления на уровне, больше, чем уровень осознанного разума, т.е. подсознанием [9, с. 113].
Таким образом, "скрытое" одиночество - это чувство ущемленности в общении, недостатка переживаний и эмоций, проявляющееся только в отдельных ситуациях, но способное перерасти в серьезную психологическую скованность.
"Скрытое" одиночество - это серьезная преграда, стоящая между Вами и Вашим счастьем, т.к. счастье - это сугубо личное определение, зависящее не от окружающего мира, а от способов, методов и критериев его восприятия. Другими словами, счастье - это не окружающий мир, а то, как мы его себе воспринимаем, и одиночество в этом процессе играет весьма отрицательную роль.
Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений.
Проведенный теоретический анализ психологических (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, Р. Вейс, В. Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис, Л.Э. Пепло, Д. Перлман, К. Роджерс, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом) концепций одиночества позволил дифференцировать и описать основные аспекты одиночества (объективный и субъективный, позитивный и негативный) и дать дефиницию субъективного одиночества.
Объективная сторона одиночества – это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция) [12, 161]. Иначе, говоря, объективный аспект одиночества – это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него «питательную почву», «благоприятную среду».
Субъективная сторона одиночества (или – собственно одиночество) - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом [12, с. 161-162].
Позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий [10, с. 24].
Негативный характер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие [10, с. 24-25]. Диалектическое понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт совладания с трудностями, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер.
Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор). В соответствии с данными основаниями нами выделены следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное) (рисунок 1).
Личностный выбор
Отрицательное Положительное
восприятие
одиночества
восприятие
одиночества
Рис. 1. Типы одиночества
Данная типология дала возможность квалифицировать одиночество как проблему и как ресурс личностного развития.
Анализ сущности феномена одиночества позволил перейти к исследованию теоретических подходов к одиночеству.
1.2. Теоретические подходы к одиночеству
В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. Д. Перлман и Л. Пепло в своей работе «Теоретические подходы к одиночеству», [4] делят их рассуждения на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально - гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.
В одной части своей статьи Дерлега и Маргулис [Derlega & Margulis, 1982] выделяют три стадии развития понятия олдиночества. На первой стадии обосновывается важность понятия одиночества. На второй стадии понятие изучается и предпринимаются попытки выявить его сходство и различия с другими явлениями. И только на третьей стадии появляются теории одиночества. Такие теории включают как систему понятий, так и логически совместимые суждения о соотношении составных частей теории. Как отмечают Дерлега и Маргулис, большинство рассуждений об одиночестве не идут дальше первой и второй стадии. Подавляющее число моделей одиночества не представляет собой полного и систематического истолкования на уровне настоящей теории.
Психоаналитический подход. Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.
Хотя сам 3. Фрейд не писал об одиночестве, некоторые последователи психодинамической традиции высказывались по этой проблеме [Burton, 1961; Ferreira, 1962; Fromm-Reichman, 1959; Leiderman, 1980; H. Peplau, 1955; Rubbins, 1964; Sullivan, 1953; Zilboorg, 1938]. Зилбург опубликовал первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь», разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность» [Zilboorg, 1938, p. 40], направленную как вовнутрь, так и вовне.
Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [p. 53] .
Салливан [Sullivan, 1953] также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству [4, с. 39-40].
Статья Ф. Фромм-Рейхман [Fromm-Reichman, 1959], наверное, цитируется чаще других ранних публикаций об одиночестве. Фромм-Рейхман признает влияние Салливана на ее понимание данной проблемы и соглашается с его точкой зрения о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». Основываясь на результатах своей работы с шизофрениками, Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных» [p. 3] . Так же, как и Салливан и Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки». С точки зрения трех вышеупомянутых критериев позиция сторонников психодинамических теорий ясна. В своем анализе одиночества, как отмечает Н.Е. Покровский, они исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию [10, с. 67]. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя ранний (детский) опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.
Человеко-центрированный подход. Феноменологическая перспектива Роджерса. Карл Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления [см. также: Whitehorn, 1961]. Роджерс дважды обращался к теме одиночества [Rogers, 1961, 1970/73]; его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида.
Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так:
«Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [18, с. 119].
Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» [18, с. 121]. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность. Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.
2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я» [18, с. 122].
Основываясь на этой точке зрения, другие исследователи [Moore, 1976] выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в конечном счете, венчается одиночеством. Докторская диссертация Эдди [Eddy, 1961] поддерживает эти прогнозы. Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества, представленный Роджерсом, вытекает из его клинической практики, то есть работы с пациентами. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я» [18, с. 123]. Отличает Роджерса от сторонников психодинамических теорий то, что он не очень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.
В своей работе «От одиночества - к аномии», Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон, пишут: «Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его». Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Мы нередко слышим такие замечания: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различно» [10, с. 44]. Есть доля правды в утверждении уникальности любого одиночества и невозможности дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество - только мое. Никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Последние заключены в самом понятии одиночества и могут быть отмечены при внимательном наблюдении за поведением одиноких людей. Одна из самых ярких черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно всеохватно. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей «самости»; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного элементов приводит к пониманию того, что одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать свое состояние, однако одиночество - это одно из явлений, требующее самого серьезного внимания.
В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества, как отмечает Н.Е. Покровский, говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество - это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключенности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области [10, с. 45-46]. Таким образом, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.
Социально-психологический подход. В отличие от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне» [4, с. 40]. Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «одинокую толпу» [4, с. 41].
Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации» [4, с. 41-42]. Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество. Слейтер утверждает:
«Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» [4, с. 42].
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность. И конечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.
Интеракционистский подход. Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. В этом смысле точка зрения Вейса сходна со взглядами Серма. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности [4, с. 43].
Когнитивный подход. Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Такая постановка вопроса способствовала классификации опубликованной литературы по одиночеству и интерпретации тех гипотез, которые в противном случае оказались бы парадоксальными [4, с. 45].
Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального» населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. К поискам причин одиночества Пепло подходит достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние, как прошлого, так и настоящего на формирование личности. Когнитивные факторы - отличительный аспект ее теоретизирования - это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.
Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
Интимный подход. Дерлега и Маргулис употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.
В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности [4, c. 45-46]. Тем не менее, их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.
Общая теория систем. Фландерс формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влиянии нескольких уровнен, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
Рассуждения Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического источника, они свидетельствуют о дальнейшем распространении системной теории Миллера. При этом Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры [10, с. 51].
Экзистенциальный подход. Вот, что пишет Л. Пепло об экзистенциальном подходе в статье Д. Перлман и Л. Пепло «Теоретические подходы к одиночеству»: «Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими» [4, с. 47].
Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими.
Ярким выразителем этого направления стал Мустакас [Moustakas, 1961, 1972] - автор нескольких популярных книг [см. также: Witzleben von, 1958]. Мустакас подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» («loneliness anxiety») и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Как считает Мустакас, истинное одиночество может быть и творческой силой:
«Каждое истинное переживание одиночества предполагает противоречие или столкновение с самим собой... Это свидание с самим собой...- само по себе радостное переживание... И свидание, и конфронтация (с самим собой) суть способы поддержания жизни и внесение оживления в относительно застойный мир, это способ вырваться из стандартных циклов поведения» [Moustakas, 1972, p. 20-21].
Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать.
Как и другие вышеупомянутые теоретики, Мустакас работает с клиническими пациентами. Другие сторонники этой ориентации формулируют свои взгляды, исходя в основном из философских рассуждений. В отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию.
Другой представитель этого направления И. Ялом, рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому [26, с. 91].
Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуализацию, независимость и самоконтроль). Однако человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции» [26, с. 93].
Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции [26, c. 93-94]. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (например, слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.
Таблица 1 представляет собой обобщение наших сопоставлений восьми указанных теорий. Большинство теоретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой или же вытекало из уже существующей теории. Многие исследователи считают одиночество по своей сути извращенным и неприятным переживанием; и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию. Для основной массы специалистов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям населения. Только сторонники психодинамического подхода акцентируют исключительно детские предпосылки возникновения одиночества. В большинстве теоретических не следований подчеркивается роль наличных факторов, обусловливающих одиночество.
Таблица 1
Восемь подходов к одиночеству
Теория Психодинамическая Феноменологическая Экзистенциалистская Социологическая Интеракционистская Когнитивная Интимистская Системная
База теории клиническ. практика клиническ. практика клиническ. практика социальн. заказ клиническ. практика теоретические исследования чисто теоретическая чисто теоретическая
Природа одиночества:
положительная нет нет да нет нет нет нет да
нормальная или патологическая патологическая патологическая универсальная нормативная нормальная нормальная нормальная нормальная
Причины:
в личности или в ситуации в личности в личности в условиях человеческого бытия в обществе и то и другое и то и другое и то и другое и то и другое
исторические и в детстве или в настоящ. в детстве в настоящем на протяжении всей жизни и то и другое в настоящем в настоящем в настоящем в настоящем
Таким образом, для оценки теории не пользовалось, как правило, несколько критериев, а именно: их краткость, внутренняя логическая согласованность, эмпирическое подтверждение теории, ее зрелость и т.п. Как отмечает Е.В. Прохоренкова, представляются особо важными две пары критериев. А именно ключевые критерии - завершенность теории и стимулирование дальнейших исследований. Другая пара критериев оценки - эмпирическое подтверждение и практическая значимость теорий [14, с. 276].
ВЫВОД
Таким образом, как отмечалось выше, большинство направлений, исследующих одиночество, представлено в основном краткими статьями или фрагментарными обзорами. Например, Рисмен и Слейтер вынесли понятие «одиночество» в название своих книг, но и для этих исследователей одиночество, скорее всего, лишь предполагаемая характеристика американского общества, нежели центральное звено их анализа. Статьи Дерлеги и Маргулиса, а также Фландерса свидетельствуют о целесообразности выведения понятий «интимность» и «системность». Но и они представляют собой лишь начальные попытки анализа проблемы одиночества, нежели вполне развернутые его характеристики. Немало популярных книг, посвященных одиночеству, написал Мустакас. Но его интересовало главным образом узаконивание и толкование понятия «одиночество» как такового, а не систематически развиваемые теоретические положения.
По нашему мнению, наиболее разработанное исследование одиночества представлено психодинамическими теориями, работами Вейса и когнитивной теорией. Многие психодинамически ориентированные психологи касались проблемы одиночества человека, и уже один этот факт способствовал более тщательной разработке их взглядов. Труд Вейса [Weis, 1973] с этой точки зрения представляет собой прежде всего как бы вторую стадию концептуального развития проблемы. Вейс исследует понятие одиночества и его разновидности. Но в то же время он рассматривает и причины возникновения одиночества. Теоретики когнитивного направления, такие, как Энн Пепло и ее сторонники, опубликовали множество работ по одиночеству, некоторые из них можно отнести к третьей стадии концептуализации. Другими словами, представители указанного направления определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними в теории.
Тем не менее, указанные подходы к одиночеству, подтверждают значимость понятия одиночества и способствуют прояснению этого феномена. Указанные концепции еще не стимулировали достаточно большого числа систематически проводимых исследований и не предложили абсолютной «панацеи» от одиночества. И все же они продвинулись в обоих этих направлениях.
Резюмируя, сказанное о сущности феномена одиночества, мы сделали следующие выводы:
1) понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми;
2) одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида;
3) одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки, которая выражается в следующем:
-люди с заниженной самооценкой чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности; плохо воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны;
-длительный опыт одиночества может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества и снижать самооценку;
4) одиночество может иметь позитивный смысл, который заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и его процесса социализации;
5) негативный характер одиночества проявляется в том, что оно обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности, становясь механизмом психологической защиты, и ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие;
6) чувство одиночества субъективная реакция на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов. Может не соответствовать частоте и широте реальных контактов.
Проведенное теоретическое осмысление сущности одиночества и исследование теоретических подходов к проблеме одиночества, позволяют перейти к эмпирическому исследованию психологических причин одиночества.
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДИНОКИХ ЛЮДЕЙ
2.1. Одиночество и самооценка
Характерной особенностью человека является желание понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту. Самооценка - процесс самопознания и критического самосознания - выступает важным компонентом в опыте одиночества.
Как отмечает Л. Хьелл, можно выделить две основные точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой, причиной одиночества является внутреннее психическое самоотчуждение. Сторонники второй точки зрения считают, что низкая самооценка сопровождается системой установок и поведением, которые затрудняют удовлетворительное социальное взаимодействие и, таким образом, создают предпосылки для одиночества [24, с. 73].
Первые психологические исследования одиночества сосредоточивали внимание на личностном самовосприятии этого состояния. Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Он считал, что, стремясь к признанию и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя [18, с. 81].
Таким образом, Роджерс полагал, что одиночество порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным "Я" и тем, как видят "Я" другие.
Зачастую низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди, невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нем. Исследователи, экспериментально проверявшие самооценки людей в крайних ситуациях (приглашение к общению, отказ в нем), выявили, что индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к друзьям-партнерам и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнерам. Возможно, наиболее существенно здесь то, что люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой [17, с. 99].
Низкая самооценка влияет и на социальное поведение людей. А.А. Реан утверждает, что "лица с низкой самооценкой … более склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезвычайно чувствительны к критике, считая ее подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты" [17, с. 99-100]. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или усугублению существующих.
В некоторых случаях низкая самооценка свидетельствует о неверной оценке навыков общения индивида.
В целом низкая самооценка зачастую воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.
Одиночество, в особенности, когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Далее, если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей - при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовосприятие - новое "социальное "Я", замещающее прежнее утраченное.
Не иметь любимого, друзей или семьи - значит потерпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по собственному мнению. Отсутствие социальных взаимосвязей не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живущие обособлено, - это "одинокие неудачники", холодные, недружелюбные и непривлекательные (Parmelee & Werner, 1978). Человеку всегда неловко быть единственным "одиночкой" на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресторане или пойти в кино в одиночку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее очевидно, но не менее важно и то, что наличие неудовлетворительных взаимоотношений - неудачный брак или неестественная дружба - также может рассматриваться как социальная неудача.
Когда-то Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе - наши претензии, а в числителе - наш успех; таким образом, самооценка = успех / претензии" (James, 1908). Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определения самооценок (Cohen, 1959; Wells & Marwell, 1976) подчеркивают соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущение недостатка в общении может вызвать переживание одиночества и понизить чувство собственного достоинства. Отсюда вывод, что одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.
На склонность обвинять себя в неудачах общения влияют мнения посторонних. Например, Вейс (Weiss, 1975) предположил, что у разведенного самообвинение может быть усилено упреками и унижениями со стороны бывшего супруга. В общем и целом люди, обвиняя одинокого человека, тем самым предоставляют ему явное подтверждение его чувства собственной неполноценности [12, с. 139].
Вейс пишет, что "с прекращением брачных отношений большинство из разведенных страдает от отсутствия некоего социального каркаса, на котором держалось его самоопределение" (Weiss, 1975). Вдовы, очевидно, переживают также и потерю собственного "Я" [12, с. 140]. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере, на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные последствия для самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизненные планы - вступить в брак и жить "счастливо до конца дней", быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками - требуют установления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутствие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели (Schank & Abelson, 1977). На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны "соучастники".
Вейс, рассматривая личностный подход к одиночеству, установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство со
|