Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах
Диплом | 27.08.2014, 22:07

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание 


Введение                                                                                                           3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах 
1. Понятие «стресс» в современной психологии                                         6
1.2. Стратегии совладающего поведения в стрессовых  ситуациях        18
1.3. Личностные особенности совладания со стрессом                            28
1.4.  Психологическое здоровье как фактор совладающего 
поведения со стрессом                                                                                           41
Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей 
совладания со стрессом в разных возрастных группах  
2.1. Организация и методы исследования                                                   55
2.2. Анализ результатов исследования                                                        73
Заключение                                                                                                  101
Литература                                                                                                   105
Приложения                                                                                                 110

 

 

 

 


Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. 
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном).  Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы. 
Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Ю.А. Александровский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Г. Селье, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р. Лазаруса,  С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.). 
 Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет научную значимость данной работы. 
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов  психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации.  
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования. 
Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах явно недостаточно.  
Цель исследования – выявить личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах.  
Объект исследования – процесс совладания со стрессом.  
Предмет исследования – личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах. 
Гипотезы исследования: 
1.  Существуют возрастные особенности совладания со стрессом. 
2. Личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на структуру совладания со стрессом.
Задачи исследования: 
1. Определить специфику понятия «стресс». 
2. Рассмотреть стратегии совладающего поведения в стрессовых  ситуациях и влияния на них личностных особенностей. 
3. Эмпирические изучить особенности влияния личностных особенностей на совладающее поведение при стрессе в разных возрастных группах. 
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.  
В эксперименте приняли участие две группы испытуемых по 15 человек. Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин). 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах 
1. Понятие «стресс» в современной психологии   

Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.
Впервые термин «стресс» был введен в науке применительно к техническим объектам. Английский ученый Роберт Гук в XVII в. использовал это понятие при анализе объектов, испытывающих и сопротивляющихся нагрузке (например, мост). Как отмечает Е.П. Ильин, «эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке» [19; 68].
Само слово «стресс» означает в переводе с английского языка «нажим, давление, напряжение».   В энциклопедическом словаре стресс обозначается как «совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» [см.: 58, с.88].
Отечественный ученый А. Добрович считает, что «стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью» [23, стр.13]. 
Т. Кокс дает следующее определение: «стресс – угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью» [24, стр.11]. 
Краткий оксфордский словарь описывает несколько определений слова «стресс» [58]:
•    это побуждающая или принуждающая сила;
•    это усилие или большая затрата энергии;
•    это силы оказывающие воздействие на организм.
Сегодня в научной литературе понятие «стресс» чаще всего трактуется как напряженное физическое и психическое состояние организма человека. 
Впервые определение понятию «стресс» дал в 1936 г. канадский физиолог Ганс Селье. Ученый трактовал стресс как «неспецифический (физический) ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой» [55, 56]. Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. 
Стресс можно трактовать как состояние психофизиологического напряжения, которое возникает под влиянием любых сильных воздействий и сопровождается мобилизацией защитных систем психики и организма. В научной литературе стресс делится на эустресс (или нормальный стресс),  который служит целям поддержания и сохранения жизни, а также  дистресс (или патологический стресс), который проявляется в различных болезненных проявлениях и симптомах. Обыденное понимание стресса чаще всего имеет второе негативное значение.  
Стресс представляет собой совокупность тревоги, фрустрации, которые связаны с интрапсихической и аллопсихической адаптацией.  
Основными признаками стресса являются: ухудшение памяти; трудности в концентрации внимания; большое количество ошибок в работе; повышенная утомляемость; быстрая речь; наличие болей в спине, области желудка, а также головных болей;  повышенная возбудимость; потеря чувства юмора; отсутствие получения удовольствия от проделанной работы; пристрастие к алкоголю и сигаретам; постоянное ощущение чувства голода или отсутствие аппетита и т.д.  
Как отмечают Т.В, Барлас, Ф.Б. Березин, Е.Д. Соколова проявление воздействия стресса у каждого человека индивидуально и зависит от психофизиологических особенностей, чувствительности к воздействиям (сензитивностью), специфических характеристик эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Повышение стрессоустойчивости человека связано с формированием у него таких качеств как стремление к преодолению преград; дисциплинированности, самообладания и др. [6]. 
Наличие стресса означает, что человек в результате внешних воздействий испытывает большую эмоциональную нагрузку на психику.  Стресс является самим болезненным состоянием, а не служит одним из его проявлений. 
Основными психологическими проявлениями стресса могут быть чувства тревоги (ожидание чего-то плохого, нервозность, неспособность расслабиться, беспричинное, постоянное беспокойство) и депрессии (сонливость, ослабление процессов мышления, внимания и памяти, чувство беспомощности и бессилия) [61].  
Стресс-реакция (стресс) является одним из защитно-приспособительных механизмов организма человека, выработавшихся в процессе эволюции как средство сохранения жизни в постоянно меняющихся условиях обитания.
Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним.
Существует много подходов к проблеме определения сущности стресс-реакции. Наиболее точным является тот, который характеризует стресс, как ответную реакцию организма на отсутствие соответствия между ним и средой. На личностном уровне стресс - феномен осознания, возникающий при сравнении требований, предъявленных к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. 
С одной стороны, он является универсальной ответной реакцией организма на любой достаточно сильный раздражитель. Стресс - мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональных проявлений человека. С его помощью человек переживает новые, трудные ситуации и полностью адаптируется к ним. С другой стороны, за счет длительного выделения гормонов коркового слоя надпочечников (глюкокортикоидов) происходит существенное снижение продукции половых гормонов, что снижает половое влечение, приводит к развитию импотенции. Кроме того развиваются ряд соматических заболеваний: язвы кишечника, желудка, гипертония, аритмия, бронхиальная астма, экзема, опухоли и могут возникнуть нарушения психики - неврозы, депрессии [35].
Возникновение стресса определяется силой раздражителя, длительностью его действия и повторяемостью.
Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим -  относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни и др.
Возникновение стресс-реакции в каждом случае носит индивидуальный характер и зависит от особенностей нервной системы человека.
При стрессе реакции организма могут не выходить за пределы нормального функционирования, так как после адаптации он имеет способность к самоограничению. Однако возможен переход стресса в хроническое состояние, называемое дистрессом [56].
Дистресс - это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Чем выше интенсивность и длительность стрессорного воздействия, тем вероятность возникновения дистресса.
Дистресс развивается на фоне нарушения центральных и периферических нервных механизмов, реакций желез внутренней секреции и приводит к поражению любого органа или физиологической системы. В современных условиях психофизического напряжения дистресс является постоянным состоянием многих людей, вызывая душевный дискомфорт и широкий спектр заболеваний. 
Наиболее распространенным является эмоциональный стресс, представляющий защиту от психогенных факторов. Физический стресс связан с защитой от воздействия физических и социальных факторов. Большое негативное влияние на психическое здоровье человека оказывает внутренняя неудовлетворенность, чувство одиночества и, самое главное, отсутствие цели в жизни.
Эмоции — субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужасай т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.
Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные — настроениями.
Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение) [8].
Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения).
В. Л. Марищук (1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности. Такое разделение представляется не очень логичным и, прежде всего, потому, что эмоциональным напряжением автор называет волевое напряжение. Большинство авторов не разводят понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» [68].
Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова и др. (1969), эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию [19].
Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у больных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным самим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «заполненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтаксиса и к нерасчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представлены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдельные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок [15].
В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество привычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона».
В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс». В результате это понятие постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. 
Представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме (ОАС) впервые сформулировал Г. Селье. 
Стресс – это особое состояние организма, возникающее в ответ на действие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспечения адаптации к действующему фактору.  Действие стрессорного раздражителя индуцирует развитие общего адаптационного синдрома. Общий адаптационный синдром – это проявление стресса в его временном развитии, поэтому под этим термином, по мнению В.Я. Апчела, следует понимать «совокупность неспецифических при-способительных реакций, возникающих в ответ на действие стрессорного фактора и направленных на преодоление неблагоприятного влияния указанного агента на здоровье». 
Г. Селье выделил три стадии в развитии ОАС. 
Первая стадия ОАС – стадия тревоги (alarm reaction), которая обозначает период становления реакций адаптации. Реакция тревоги означает мобилизацию защитных ресурсов организма и одновременное угнетение тех функций, которые для выживания организма в условиях действия стрессорного фактора имеют меньшее значение, в частности, роста, регенерации, пищеварения, репродуктивных функций, лактации. Эта стадия характеризуется напряжением функций различных структур за счет мобилизации имеющихся резервов. Организм готовится к противодействию стрессорному фактору и, если эти резервы достаточны, то адаптация развивается быстро. 
Стадия тревоги возникает в момент действия стрессорного фактора, может продолжаться в течение 48 ч после начала воздействия стрессора. Ее выраженность зависит от силы и продолжительности действия раздражителя. Стадия тревоги подразделяется на две фазы: шока (потрясения) и контршока. В фазе шока возникает угроза всем жизненно важным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, артериальная гипотензия, мышечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладают катаболические реакции в тканях над анаболиическими. В этой стадии повышается секреция катехоламинов, глюкокортикоидов, а с другой стороны, в еще большей степени возрастает потребность тканей в глюкокортикоидах (ГК), так как резко повышается степень их утилизации тканями. Последнее приводит к относительной недостаточности ГК, несмотря на их повышенную продукцию. В этот период сопротивляемость организма снижается, и если действия стрессора выходят за пределы компенсаторных возможностей организма, то может наступить смерть уже на этой стадии. 
Если механизмы адаптации превалируют, то наступает фаза контршока. Эта фаза обусловлена резкой гипертрофией пучковой зоны коры надпочечников, усилением секреции ГК и повышением их уровня в крови и тканях. 
Если действие стрессора не очень сильное, то возможно развитие сразу фазы контршока без предварительной фазы шока. Фаза контршока представляет собой переходный этап к следующей стадии ОАС – стадии резистентности (stage of resistance). 
Стадия резистентности характеризуется перестройкой защитных систем организма, адаптацией к действию стрессора. Резистентность организма поднимается выше нормы и не только к агенту, явившемуся причиной стресса, но и к другим патогенным раздражителям. Это свидетельствует о неспецифичности стресс-реакции.
В случае прекращения влияния стрессорного агента или ослабления его силы вызванные ими изменения в организме (гормональные, структурно-метаболические сдвиги) постепенно нормализуются. Сколько-нибудь выраженных патологических последствий не наступает. 
Когда же патогенный раздражитель имеет чрезмерную силу или действует длительно, многократно, то адаптационные возможности организма могут оказаться несостоятельными. Это вызовет потерю резистентности и развитие конечной стадии ОАС – стадии истощения (stagе of exhaustion). Речь идет в первую очередь об истощении пучковой зоны коры надпочечников, ее прогресссирующей атрофии и уменьшении продукции ГК. Эта стадия характеризуется снижением активности симпато - адреналовой системы, угнетением всех защитных процессов в организме, малой сопротивляемостью организма к любым стрессорам. На этой стадии появляются изменения, свойственные стадии тревоги, но если на стадии тревоги эти изменения носят обратимый характер, то на стадии истощения они часто необратимы и нередко приводят организм к смерти. На этой стадии развивается уже абсолютная недостаточность ГК, обусловленная истощением пучковой зоны коры надпочечников. В этой стадии преобладают в организме минералокортикоиды, которые являются антагонистами ГК. Стадия истощения характеризует собой переход адаптивной стресс-реакции в патологию [55]. 
Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Г. Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний [56].
Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Г. Селье — отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, проповедовавшие идею центризма. Постепенно по мере изучения стресса Г. Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами [23].
Это привело к смешению психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.
Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус (1970). Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В.Л. Марищука (1984, 1995), считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным) [33].
Итак, стресс – это  неспецифический физиологический и психологический ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой. Степень интенсивности влияния стрессогенных факторов на человека зависит от его индивидуальных характеристик. 
Анализ литературы показал, что стресс делиться на эустресс (нормальный стресс) и дистресс (патологический стресс), на физиологический и психологический (эмоциональный) стресс. Наибольшее распространение в жизни имеет эмоциональный стресс, связанный с социальными, эмоциональными и физиологическими раздражителями. 
Понятие стресса имеет физиологическую и психологическую базу изучения, что привело к выделению соответствующих двух видов стресса.  
Под эмоциональным стрессом понимают широкий круг психических феноменов, сопровождающихся неспецифическими изменениями биохимических, гуморальных, физиологических и других коррелятов стресса. 
Психологический (эмоциональный) стресс можно определить как реакцию организма на факторы среды, преодоление которых возможно в первую очередь с участием психики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2. Стратегии совладающего поведения в стрессовых  ситуациях

Теория совладания личности со стрессовыми ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). [39]. Под «копингом» (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (А. Нил, 1998).
Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [43]. 
Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям А. Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Выделяются следующие способы совладающего поведения:
- разрешение проблем;
- поиск социальной поддержки;
- избегание.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты [44].
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Р. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. 
Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания [51,62]:
- непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);
- косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;
- совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).
Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.
Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (С. Финеман, 1987, 1983, Р. Лазарус, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации [38]:
1. Эмоциональный/проблемный:
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
2. Когнитивный/поведенческий:
2.1. «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2.2. «Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
3. Успешный/неуспешный:
3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.
Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. 
Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе  (совладании  с трудной жизненной ситуацией) он выбирает.
Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (К. Либина, К. Либин, 1998). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния [30]. 
В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.
Человеку присущ инстинкт преодоления (Э.Фромм, 1992), одной из форм проявления которого является поисковая активность (А. Аршавский, Р. Ротенберг, 1976), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями [54]. 
На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями. 
Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики.
В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Л.И. Анцыферова, 1995; К. Либина, 1995), а также терапии супружеских конфликтов (Р. Кочарян,1994) [38,42].
В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Р. Лазарус и С. Фолкмен  подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Х. Коста и Дж. Маккрей  делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Т. Лер и К. Томэ  уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Г. Селье, 1991) [56].
В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по-разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Р. Лазаруса (Lazarus, 1966, 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования [33].
Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.
Английский психолог Д. Роджер в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора - рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания [38].
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. 
Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.
Своеобразным «срезом» адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов [48]:
- соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);
- личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;
- ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.
Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы [2,34]. 
Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее (К. Либина, К. Либин, 1998).
Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье [38].
В работе К. Либина (Либин, 1998) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. 
К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система (И.П.Павлов, 1980), свойства нервной системы (Б.М.Теплов, 1986, В.Д. Небылицын, 1974) и темперамент (В.М. Русалов, 1991) [21]. 
Под функциональными компонентами подразумевается (П.К. Анохин, 1975 и др.) специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как «фокусинг» (focusing) при изучении психических процессов или «orientation», «attitude» при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином «установка» и понятием «направленность личности» [38]. 
Особенный интерес представляет разработанная Д. Неймарк (1972) классификация основных видов направленности личности, согласно которой выделяются направленность на себя, на других и на дело (объект).
Формы совладающего поведения в работе К. Либина названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор «эмоциональная компетентность» подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности.
Эмоциональная компетентность (от лат. emover - волновать и competentis - соответствующий) обозначает способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением (К. .Либина, 1996), основана на адекватной интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. Адекватность означает учет внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих на индивидуума в данной ситуации.
Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. 
Выработка навыков эмоционального совладания сопряжена также с созданием новых условно-рефлекторных позитивных связей, позволяющих вырабатывать индивидуальный стиль, сбалансированный по параметрам оптимальности, комфортности, адаптивности и результативности (К. Либин, 1993) [38].
Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (К. Томас, 1977; Н.В. Гришина, 1981) показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (В.М. Русалов, 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления [27] 
Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля (Дж.Роттер, 1966) и позитивным отношением к себе и другим. 
Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающие стратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.
Таким образом, выяснилось, что некоторые параметры стилей реагирования имеют в своей основе базовые психологические свойства личности. Сравнение индивидуально-психологических особенностей с характеристиками жизненного пространства (в том числе различными классификациями трудных ситуаций) позволит в дальнейшем выделить паттерны признаков, уточняющих природу стилей реагирования.
Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания (К. Либин, 1996) оказывается «Я»- образ. «Простота», недифференцированность «Я»- образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации (Ф.Зимбардо, 1994). Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует [49].
Таким образом, проблема совладающего поведению при работе над переживаниями в стрессовой ситуации основывается на понимании и интерпретации внутренних ресурсов человека. К таким ресурсам, прежде всего, относятся различные психологические характеристики  личности (особенности темперамента и характера, развития «Я-концепции и «Я» - образа, установки и направленности личности, интеллекта и мотивации). Выстраивание программы работы с людьми в условиях трудной жизненной ситуации предполагает, таким образом, поиск  индивидуальных ресурсов, которые могут помочь (при их развитии) в переоценке жизненной проблемы, переориентации человека на другие цели и ценности или переосмысления путей выхода из нерешенной ситуации.

 

 


1.3. Личностные особенности совладания со стрессом


Зарубежные исследователи Дж.Е. Сингер и Л.М. Девидсон отмечают, что люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают эти ученые, вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления [22]. 
Когнитивная оценка стрессовой ситуации, согласно теории С. Фолкмен и Р. Лазарус, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления [33].
 Р. Лазарус предлагает две формы оценки – первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос -  «Что я имею для преодоления этой ситуации?». Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?». Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией [33]. 
Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как  некую активность личности, а именно «…процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее  сторон, определение смысла и значения происходящего» [3, С.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые  будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания – вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг – стратегии [3].    
По мнению С. Фолкмена и Р. Лазаруса, когнитивная оценка – это интегральная часть эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий «человек-среда» с точки зрения их выгоды или полезности [33]. 
Авторы пишут, что любое преодолевающее поведение начинается с оценки среды, которая оценивается как значимая для жизни и хорошего самочувствия, как вредная, выгодная, угрожающая или изменчивая. Характер такой оценки влияет на копинг, который в свою очередь изменяет отношения «человек-среда», и как следствие, эмоциональный ответ. Таким образом, копинг выступает как «медиатор эмоционального ответа» [33, С. 213]. 
По мнению ученых, отношения между эмоциями и копингом не носят статичный характер. Определенные эмоции облегчают процесс преодоления, но в то же время и копинг может детерминировать определенные эмоциональные состояния. С. Фолкмен и Р. Лазарус отмечают, что как копинг, так и эмоции необходимо рассматривать с точки зрения процесса. Процессуальный подход специфики взаимосвязи эмоций и копинга заключается в анализе динамики мыслей и поведения человека в процессе взаимодействия «человек-среда». Клинические исследования и эмпирические факты показывают, что эмоции и копинг в норме характеризуются высокой степенью изменчивости среди людей. Более того, копинг – это многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.
Таким образом,  важно отметить, что копинг не стоит сводить только к эмоциональным аспектам, т.е. копинг не простой ответ на напряженную (эмоциональную) ситуацию, он зависит от когнитивной оценки своего состояния или произошедшего события, которая включается в эмоциональную оценку и предопределяет качество эмоций. 
Сегодня психология изучения стресса существу¬ет как оформляющееся направление в рамках общей и социальной психологии. В нем можно выделить несколько подходов специфичных по своей проблематике, задачам и методам исследования.
Клинический подход (медицинская психология, пси¬хология стресса, психоанализ) — характерно рассмотре¬ние стрессовой ситуации как события, повреждающего психику человека. Вни¬мание исследователей сосредотачивается на поиске диагнос¬тических критериев психологических травм, их класси¬фикации, разработке методов их коррекции. Ключевые понятия: стресс, ОСР (острое стрессовое расстройство), ПТСР, психологические травмы, психогении [53].
Социально-психологический подход (социальная пси¬хология, поведенческая психология и психотерапия) — ак¬центирует внимание на воздействии социального контекста на личность, переживающую стресс. Социальный контекст про¬являет себя в особенностях личностной и социальной иден¬тичности, особенностях восприятия, в наличии или отсутствии групповой поддержки как фактора усиления (сниже¬ния) личностных ресурсов преодоления стресса. Здесь же рас¬сматриваются эффективные и неэффективные стратегии преодоления ситуаций для разработки рекомендаций и тре¬нингов поведения преодоления. Основные понятия: установ¬ка, личностные диспозиции, представления, личностный смысл, копинг, стратегии преодоления, защитное и совладающее поведение.
Экзистенциальный подход (гуманистическая психо¬логия, психология развития, акмеология, трансперсональ¬ная психология) — с точки зрения этого подхода, стресс обладает определенным потенциалом для развития личности, центральный вопрос — как реализовать данный потенциал.  Основные проблемы, интересующие исследователей: экзи¬стенциальный смысл стресса, трансперсональные феномены в стрессе, развивающее влияние стресса, формирование рекоменда¬ций и практических технологий по профилактике небла¬гоприятных последствий стресса. Основные понятия: развитие, личностные смыслы и ценности, преодоление, самоактуа¬лизация, выбор, ответственность, трансценденция, лично¬стный рост.
Психология здоровья. Успешность преодоления стресса напрямую связана с наличием адаптационных ресурсов человека на каждом из 4 уровней интегративного феномена здоровья: физическом, психологическом, социальном, ду¬ховном. Основные проблемы: изучение способов накопле¬ния физических, психологических, социальных, духовных ресурсов; разработка системных профилактических про¬грамм укрепления здоровья человека для повышения его устойчивости в стрессе. Основные понятия: адаптация, адапта¬ционный барьер, адаптационные ресурсы; здоровье; устой¬чивость, личности, толерантность к стрессу.
Практико-ориентированный подход складывается из нескольких областей исследований и применения получен¬ных знаний в практике. В менеджменте и психологии уп¬равления рассматриваются вопросы лидерства и управле¬ния в стрессе, изучаются технологии организации работ в экстраординарных условиях. Разработаны целые программы преодоления стрессов, например «Стрессменеджмент» и ру¬ководства для обучения менеджеров работе «под давлени¬ем ситуации». Военная психология, психология спорта за¬нимаются вопросами профотбора к экстремальным профес¬сиям, разработкой систем методов профилактики профес¬сионального выгорания. Все более актуальными здесь ста¬новятся исследования поведения группы в стрессе, представля¬ющие большую практическую значимость.
Педагогический и акмеологический подходы акцен¬тируют внимание на развивающем влиянии стресса как на фор¬мирующуюся, так и на взрослую личность. Главная задача практических исследований в этом направлении — поиск оптимальных средств социализации, развития личности, совершенствование ее экстремальной подготовленности, фор¬мирование культуры безопасной жизнедеятельности.
Изучение человека в стрессовых условиях предполагает необходимость характеризовать их субъективную значимость, исследовать внутренние детерминанты, определяющие оценку ситуаций. В этом процессе решающее значение имеет то, каким образом человек производит от¬бор событий и стимулов и воспринимает, конструирует и оценивает их в своих когнитивных процессах. Способ, с по¬мощью которого ситуации, стимулы и события восприни¬маются и структурируются, является важной характерис¬тикой личности, а ситуация предстает как некоторый спо¬соб организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически беско¬нечны. Представление ситуации есть продукт сложного про¬цесса социального мышления. Создаваемый образ ситуации выполняет регуляторную функцию, нацелен на прогнози¬рование исхода событий для обеспечения адекватного по¬ведения личности.
По отношению к последствиям ситуаций для личности выделены неблагоприятные (приводящие к дезадаптации) типы представлений. Так, Л.И. Анцыферова [3] выделяет 4 группы иррациональных установок: катастрофические, долженствования, обязательной реализации своих потреб-ностей и стремлений, оценочные. Их появление формирует так называемое «магическое» мышление, которым человек как бы сам себя гипнотизирует и лишает возможностей действовать свободно. Также действует сосредоточение внима¬ния на негативных последствиях переживаемого событии, на потерях и опасностях. Так называемые «искаженные ус¬тановки» (персонализация, дихотомическое мышление, вы¬борочное абстрагирование, произвольные умозаключения, сверхгенерализация, преувеличение) также ухудшают воз¬можности ситуационной адаптации.
Влияние ценностно-смысловых особенностей личности на ее восприятие трудных ситуаций может быть проиллю¬стрировано когнитивной теорией личности Ханса Томе. Он считал, повед

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2574
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba