СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
В настоящее время описанию метода нарративного конструирования, как одного из видов психологической помощи, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов (Дж.С. Говард, Е.С. Жорняк, Е.С. Калмыкова, Д. Комбс, М.Ш. Магомед-Эминов, И.Г. Малкина-Пых, Э. Мергенталер, Э. Морган, Н.В. Савельева, М. Уайт, Дж. Фридман, Д. Эпстон и др.). В работах этих и других авторов подробно рассматривается теоретическая база подхода, методологические приемы, техники и упражнения, применяемые нарративными практиками в процессе работы с клиентами, описываются случаи из нарративной практики. Однако, несмотря на то, что применение метода нарративного конструирования в психологической помощи получает все большее распространение, какого-либо научного изучения проблемы эффективности нарративого подхода в психологической помощи на сегодняшний день не существует. Этот аспект и составляет научную значимость нашей работы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования теоретических и практических данных исследования в работе нарративных практиков, а также других специалистов, использующих техники нарративного подхода в своей работе.
Проблема исследования – эффективность метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Цель исследования - изучение эффективности применения метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Объект исследования – особенности изменений личности клиента при использовании метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Предмет исследования – динамика изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации клиентом при использовании в психологической помощи метода нарративного конструирования.
Гипотеза исследования - использование метода нарративного конструирования в психологической помощи влияет на динамику изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации (тревожности, одиночества, депрессивности, нервно-психического напряжения, состояния стресса).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования психологической помощи.
2. Изучить особенности психологического состояния клиента перед началом процесса оказания ему психологической помощи.
3. Проанализировать динамику изменений личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации в процессе оказания психологической помощи с помощью метода нарративного конструирования.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней описаны основные особенности использования метода нарративного конструирования в психологической помощи, а также изучена эффективность использования данного метода при изменении личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации.
Практическая значимость. В работе проведено исследование динамики изменений личностных характеристик индивида, в ходе оказания ему психологической помощи методом нарративного конструирования.
Научная новизна работы объясняется тем, что до сегодняшнего времени в научной литературе еще не были описаны психодиагностические исследования, доказывающие эффективность использования метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи
1.1. Понятие «психологическая помощь» в современной психологии
Психологическая помощь - это, прежде всего, целенаправленный процесс взаимодействия консультанта и клиента. Целью этого взаимодействия является получение клиентом желаемых изменений в своей жизни через ряд последовательных изменений в себе. Ведущая роль в процессе оказания психологической помощи принадлежит непосредственно клиенту, потому что любой консультант будет бессилен что-либо сделать, если он:
- не выполняет взятые на себя обязательства по отношению к консультанту и процессу консультирования в целом (морально-этические, финансовые и др.);
- не стремится к сотрудничеству;
- не искренен;
- не обладает хотя бы минимальным запасом терпения;
- не понимает, почему иногда необходимо брать ответственность на себя.
Грамотная (профессиональная) психологическая помощь построена на совместном сотрудничестве клиента и консультанта в поиске и дальнейшем развитии внутренних ресурсов клиента. Каждый из нас имеет эти ресурсы, но не каждый (и не всегда) умеет ими пользоваться. Консультант, предоставляющий качественную психологическую помощь, никогда не оценивает поступки своего клиента с позиции «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Он не будет самоутверждаться за счет клиента.
Уважая мнение своего клиента, специалист, оказывающий психологическую помощь, никогда не будет навязывать свою точку зрения. Эффективная психологическая помощь не содержит указаний и ярлыков. Любое указание со стороны консультанта - это попытка решить проблему вместо клиента, используя свои представления, опираясь на свой опыт и жизненные ценности.
Качественная психологическая помощь ограничена во времени, имеет конкретные цели (они проговариваются на первой встрече), способы достижения этих целей объяснены консультантом и понятны для клиента. Настоящая психологическая помощь не формирует у клиента зависимости ни от консультанта, ни от самой «психологической помощи», скорее, наоборот, она способствует укреплению уверенности в себе и росту самодостаточности.
Психологическая помощь – это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может адресоваться как отдельному субъекту, так и группе, организации. Основные способы ее оказания - индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы. Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность,¬ использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений. Психотерапия как лечебное психологическое воздействие – является лишь частным случаем психологической помощи. Решение проблем практической психологии, как правило, явно или неявно связано набором принципов определенной базовой концептуальной схемы, что обусловливает создание различных программ оказания психологической помощи.
Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности которой, является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. В связи с этим понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.
Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
В глубинной основе психологической помощи обнаруживается свойственная различным уровням движения (существования) материи способность к самоорганизации, структурированию. Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом же обществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине ХХ века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт, которые дополнили уже существующий ряд традиционных фигур священника, психиатра и психоаналитика.
Традиции вспомоществования среди людей уходят корнями вглубь тысячелетий. В появлении же профессий, непосредственно относящихся именно к психологической помощи, на основании данных, имеющихся в современной литературе, можно выделить шесть основных предпосылок и источников :
1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.
2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (от Ф. Пинеля, в 1793 г. снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как “истерия”, с обоснованием в последующем катарсически-гипнотического метода его излечения Дж. Брейером и З. Фрейдом и - параллельно с открытием в 1905 г. бледной спирохеты, непосредственно доказавшим материальную обусловленность поражения психических функций, - до возникновения психоанализа¬ как предтечи всей современной научной психотерапии).
3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).
4. Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни».
5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина «пациент» в пользу термина «клиент» и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.
6. Наконец, восходящий к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, институт религиозного попечительства (counselors) и социальных работников.¬ Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии, а также факультетов социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.
Таким образом, к 50-м годам ХХ века многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название «counseling» (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).
Анализ многочисленной, практически необозримой литературы по проблематике «counseling» показывает, что нет буквально ни одной области человеческой (личной и общественной) жизни, в которой человек оставался бы без психологической помощи. Самый общий контент-анализ доступных нам ¬источников, позволяют выделить следующие главные области применения науки и искусства психологической помощи.
1. Психическое (и духовное) развитие ребенка. К проблемам, разрешаемом в процессе оказания психологической помощи, здесь относятся: удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, психологическая помощь ребенку в преодолении эдипова комплекса; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм, особенно в критический период развития, психологическая помощь в избегании эмоциональных травм при осознании неизбежности смерти либо в случае действительной потери родителей и близких родственников и др.
2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Главное направление работы в данной области - идентификация подростка с другими значимыми лицами, помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей. Работа с осознанием несовершенства родителей, чувством неполноценности, сексуальными проблемами, борьбой за социальный и личный статус, процессами трансформации инфантильного религиозного сознания и т.п.
3. Брак и семья. Здесь в центре внимания оказываются супружеские и родительские конфликты, отношения в семье, семейные кризисы, разводы, проблемы добрачных отношений.
4. Проблематика психического и личностного здоровья. Традиционная превентивная и текущая помощь при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и т.п.
5. Отдельной и глубоко разработанной областью психологического вспомоществования является такая важная и почти совершенно отсутствующая у нас сфера деятельности, как психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
6. Проблемы пожилого возраста. Выработка адекватного ему миросозерцания, удовлетворение эмоциональных запросов пожилых людей, отклик на возникающие религиозные проблемы, регулярный патронаж и помощь в организации соответствующего стиля и способа жизни - все это обычный круг забот психологического попечения на Западе.
7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие¬ городки - давно уже освоенные области работы, где проблемы личности, общения, психического состояния, а также духовности представляют собой настолько же привычные, насколько и требующие постоянного усилия проблемы.
8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы и т.п.
9. Школьное консультирование, охватывающее проблемы отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителями, проблемы школьной успеваемости, развитие способностей, отклонения в поведении и т.п.
10. Профессиональное консультирование, включающее в себя как общую ориентировку в выборе той или иной профессии, так и частные вопросы: как составить «резюме», как и где получить вторую профессию, где найти работу по своим возможностям и т.п.
11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике: барьеры в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, наконец, самостоятельная проблема подготовки консультантов для работы с этническими меньшинствами, исключающая опасность отношения профессионала к клиенту не как к личности, а как к представителю¬ этноса или расы.
12. Управленческое консультирование (консультирование в организациях). Возникший в 1970-е годы, к настоящему времени данный вид социально-психологической помощи обладает широким спектром возможностей, включающих помощь в принятии управленческих решений, тренинг коммуникативных навыков, отслеживание и разрешение конфликтов, работа с персоналом и т.п.
При этом, как отмечает А.Ф. Бондаренко, нельзя не отметить любопытное обстоятельство, касающееся развития психологической помощи в тех или иных странах в зависимости от уровня экономического развития и качества жизни. Так, в развитых странах Европы и Америки, где после Второй мировой войны материальные проблемы существования в целом были разрешены, широкое распространение получила так называемая гуманистическая парадигма, в пределах которой отстаивались и служили рабочим материалом в практике психологической помощи экзистенциальные ценности и понятия: встреча, выбор, подлинность, самореализация, бытие. А основной акцент приходился и приходится на уникальность, ценность и безусловную значимость личности, личностного бытия, что, собственно говоря, и находится в центре проблематики психологической помощи.
В странах же третьего¬ мира и бывшего «социалистического лагеря» упор делался не столько на личность, сколько на социальные и социально-психологические аспекты бытия, так как ученые ясно осознавали пагубное воздействие патологического общества на человека, в котором обычная позиция личности - это позиция жертвы (см.: Бондаренко А. Ф., с. 33-34).
В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы работы - индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях,¬ когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. В отечественной традиции подобную практику все чаще именуют «внемедицинской психотерапией».
Психологическая помощь в наши дни имеет «психокоррекционную» направленность. Коррекция является обязательным элементом деятельности профессиональных консультантов и психологов-тренеров, специалистов, занимающихся психологическим сопровождением, и психологов организаций (от детских садов до производственных коллективов); психокоррекцию осуществляют имиджеологи, юридические психологи, сотрудники МЧС, преподаватели психологии, психотерапевты.
Термин «психокоррекция» возник в рамках дефектологии.
А.А. Осипова определяет понятие «психокоррекция» как «систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» .
О.В. Хухлаева под психокоррекцией понимает «процесс восстановления психологического здоровья в условиях направленной психологической помощи. Говорить о коррекции возможно только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование» .
Психокоррекция является видом психологической помощи, который предполагает формирование неслучайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом - психологом.
В этом случае психокоррекция может затрагивать широкий спектр вопросов от исправления недостатков психического развития до помощи в поиске путей самореализации. Рассматривать проблематику личностного роста в рамках психокоррекционной работы имеет смысл только в случае расширительного толкования термина «психологическая коррекция». Однако рассмотрение человека в качестве целостного образования приводит к мысли о невозможности только избавления его от «мешающих» поведенческих моделей или способов взаимодействия с окружающими без формирования новых стратегий самореализации. В этой связи изучение механизмов и путей личностного развития является необходимым. Кроме того, психокоррекция как один из способов психологической поддержки предполагает актуализацию личностных резервов в направлении саморазвития .
Таким образом, целью психологической коррекции является восстановление психологического здоровья обратившегося за помощью.
Объектом¬ психологической коррекции являются психически здоровые люди, самостоятельно не справляющиеся с психологическими трудностями и люди, находящиеся в пограничном состоянии (разные уровни психологического здоровья).
Предметом психокоррекции будут выступать сами психологические трудности - в зависимости от ситуации это могут быть нарушения в поведении, в межличностном взаимодействии, неблагоприятно сказывающиеся на психологическом здоровье состояния, неудовлетворенность своей карьерой и личной жизнью и т.д.
В качестве терминов, обозначающих социально-психологическую помощь психически здоровым людям, в литературе предлагаются и такие понятия как «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс); «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хоружий), «психологическое, или социально-психологическое, сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина). Из всех этих понятий по-настоящему прижился в практике лишь термин - «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них - глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.
Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. «Сопровождать, - читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве¬ спутника или провожатого».
В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать - значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.
По В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, «обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец», «лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга».
Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сама ситуация обращения за помощью - это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим¬ помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения.
Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и - «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни»; «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра». В «Словаре русского языка» В. Даля указывается также значение «конвойный». Последнее толкование необходимо уточнить: еще в прошлом веке слово «конвой» означало охрану (корабля) и оберег, прикрытие, то есть силу, надежность, защиту слабого или уязвимого на опасном отрезке пути.
Путь, по В. Далю, - это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление. В русской культуре путь - это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает¬ понятию «сопровождение» духовный смысл - поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.
Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Сопровождающий (со-путный) предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.
Ю. Слюсарев под термином «сопровождение» подразумевает недирективные формы оказания здоровым людям психологической помощи, которые направлены «не просто на достройку или укрепление, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, которая запускает механизмы саморазвития и активизирует собственные ресурсы человека .
Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи личности и как один из видов социального патронажа - социально-психологический патронаж (Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина).
В.С. Мухина и В.А. Горянина считают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна .
Основной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Сегодня сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной психологической помощи - патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами.
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться введенным нами ранее сравнением психологического¬ сопровождения с путешествием.
При первой встрече с психологом клиент испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности. Поэтому на данном этапе клиента можно рассматривать скорее как «беглеца», а не «путника».
В процессе сопровождения психолог должен помочь клиенту («путнику») в решении следующих основных задач:
1) определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика;
2) превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации;
3) помочь клиенту («путнику»)¬ добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.
В зависимости от позиции специалиста для диагностики проблем клиента используются экспертиза, совместное исследование и поддержка.
1. Экспертиза. Психолог либо делает диагностическое заключение на основе информации, полученной с помощью тестов, опросников и других диагностических методик, либо предлагает клиенту определенную интерпретацию ситуации (исходя из принципа «консультант всегда прав») и доказывает ее справедливость.
2. Совместное исследование. Суть проблемы определяется в процессе интервью, в ходе которого клиент излагает собственное понимание проблемы. Конечно, догадки и открытия клиента, сделанные во время беседы с психологом, являются достижением обеих сторон.
Большое значение имеет как умение психолога задавать вопросы и извлекать ответы, так и понимание клиентом своей проблемы. В таком диалоге клиент более активен и самостоятелен, чем в случае экспертизы, но, естественно, полной симметричности отношений быть не может. Консультант остается «ведущим», так как именно он определяет ход беседы и с помощью различных¬ психотехник (техники активного слушания, метамодели языка, правил построения вопросов и др.) направляет ее в нужное русло.
В результате совместной работы по исследованию проблемы у клиента, как правило, появляется новое видение, новый взгляд на свои жизненные затруднения.
3. Поддержка. Порядок обсуждения тем задает клиент. Он же делает основные выводы о своей ситуации. Психолог при этом выступает как заинтересованный слушатель, вся активность которого направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы и активно сопереживать клиенту. Последний при поддержке психолога сам создает своеобразный психотерапевтический миф, то есть логику объяснения сути проблемы, сам обосновывает причины происходящего, мотивы и механизмы желательных изменений.
Такой подход целесообразен при недирективной работе с достаточно опытными клиентами. Принципам психологического сопровождения семьи соответствуют лишь второй и третий варианты проведения диагностической работы.
Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.
Синтезированный с описаниями, имеющимися в литературе, наш собственный опыт практической¬ работы позволяет с достаточной степенью обоснованности выделить следующие (в функциональном и содержательном смысле значимые) этапы.
I. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию
психологической помощи.
Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса - по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Дело в том, что подчас формальное согласие войти в ситуацию психологической помощи не означает фактического принятия ее клиентом. И только после завершения процесса принятия личности психолога-консультанта клиент сможет принять саму ситуацию психологической помощи.
Соответственно, основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:
- поддержка мотивации клиента к совместной работе;
- разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий (например, «вернуть мужа»);
- выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную¬ психологическую помощь;
- пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;
- проработка, при необходимости, собственных затруднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.
Со стороны клиента первый этап работы может сопровождаться сомнениями, колебаниями, сопротивлением, проявляющимися в нежелании принять определение ситуации психологом, в агрессивном, враждебном либо, наоборот, чрезмерно зависимом отношении, возникновении сексуального интереса, - т.е. всей той гаммой переживаний, которая характерна для проявления защит, препятствующих установлению доверительных и уважительных рабочих отношений.
II. Этап действования и проживания
ситуации психологической помощи. Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноменов, свойственных консультативной и психотерапевтической работе, формируемых той или иной психотерапевтической или консультативной парадигмой и техникой.
Возможные задачи психолога вытекают из логики¬ его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:
- обеспечение эмоционального отреагирования;
- прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;
- создание условий для инсайта и катарсиса;
- подкрепление желаемого направления действий (переобучение);
- анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;
- обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.
Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между консультативными беседами и психотерапевтическими сеансами. Критериями успешного прохождения данного этапа могут служить спонтанно возникающие чувства облегчения и благодарности. Далее наступает следующий этап.
III. Этап вхождения в новый опыт. Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. На данном этапе психологической помощи клиент переводит свое новое постижение себя¬ и мира в пространство действий, формирует и формулирует новые мотивы и цели, новые жизненные ценности и стратегии, испытывает удивление, сомнение, восторг, ощущение преодоления прежних препятствий, нахождение выхода и - вместе с тем - сомнения, желания поддержки, потребность понять, «что же со мной было». Это этап расставания с собой прежним и возврата к «подлинному себе».
Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:
- эмоциональная и экзистенциальная поддержка;
- подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;
- помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;
- проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий;
- санкционирование возможности иного способа (действий, отношений, смыслополагания) бытия.
Со стороны клиента типичными проявлениями могут стать чувства неуверенности в своих силах, колебания от грусти к радости, страх предстоящей разлуки с психологом («Как же я теперь буду без вас?») и подобные чувства, связанные с вхождением в иное семантическое пространство, в иные способы бытия.
IV.¬ Последний этап - этап вхождения в повседневность,
обогащенный новым опытом.
Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Как и завершение любого дела, где, как известно, конец - делу венец, данный этап чрезвычайно важен во многих отношениях. Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:
- подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса;
- анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности;
- переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;
- нахождение «золотой середины» между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.
Для клиента завершающая стадия совместной работы достаточно трудна. Трудности эти связаны и с прекращением эмоционально насыщенных отношений, когда человек чувствовал себя защищенным, и с определенным страхом вхождения в¬ «настоящую» жизнь, где невозможно бывает переиграть еще раз ситуацию и где подчас у человека вообще нет никакой страховки. Ведь ценность отношений с психологом в том и состоит, между прочим, что они - самостоятельная ценность и представляют собой «роскошь человеческого общения», далеко не всегда достижимую в жизни, а в чистом, целебном, ничем не замутненном виде возможную только в ситуации психологической помощи. Понять опасения клиента, вселить уверенность в него, указать на то, что в случае необходимости он может рассчитывать на несколько поддерживающих встреч - такова, в принципе, схема завершающего этапа. Вовремя освободить жизненное пространство клиента от себя - одна из профессионально важных, если не важнейшая задача психолога на последнем этапе.
Естественно, каждый из указанных этапов имеет свою длительность - так же, как и поддерживающая фаза. В зависимости от специфики проблемы, подхода, возможностей клиента и психолога длительность совместной работы, как уже говорилось, колеблется от одной встречи до нескольких месяцев и лет. При этом работа может ограничиться или прерваться на любом из этапов. За исключением классического психоанализа, где весь курс занимает от 5¬ до 20 лет, обычная длительность работы современных психологов и психотерапевтов - от 1 часа до 2 лет (по материалам отечественной и американской научной периодики). Практика отечественных специалистов свидетельствует, что психологическая помощь в наших условиях ограничивается, как правило, несколькими встречами, в среднем, от 1 до 40 часов. Причем со временем возможно повторное прохождение той или иной процедуры психологической помощи, что конкретно определяется уже под влиянием целого ряда параметров (проблематика, вид работы, личностные особенности и т.п.).
Итак, в настоящее время под понятием «психологическая помощь» понимается в широком смысле - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей, а в узком - целенаправленный процесс взаимодействия консультанта и клиента.
В качестве содержания психологической помощи выступает эмоциональная, смысловая и экзистенциальная поддержка человеку.
Областями применения психологической помощи являются психическое и духовное развитие ребенка, брак и семья, поддержка в кризисных ситуациях, профессиональное консультирование и т.д.
Психологическая помощь тесно связана с понятиями психокоррекции (видом психологической помощи, который предполагает формирование неслучайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом - психологом) и психологического сопровождения (поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности).
Процесс психологической помощи включает в себя четыре последовательных этапа: этап вхождения в ситуацию; этап действования и проживания ситуации психологической помощи; этап вхождения в новый опыт; этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом.
1.2. Характеристика и основные особенности метода нарративного конструирования
Нарративный (от лат. narrare - повествовать, рассказывать) подход - одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере психотерапии и работы с сообществами. При переводе на русский язык сохраняется термин «нарративный» (а не «повествовательный», например), чтобы отличить этот подход от других направлений, ориентированных на работу с историями (М.Эриксон, Н.Пезешкиан, сказкотерапия и пр.), - а также для того, чтобы представителям международного нарративного сообщества было проще узнавать друг друга.
Нарративный подход возник на рубеже 70-80 годов прошлого века в ходе сотрудничества австралийца Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона.
Первый ввел термин «нарративная психотерапия» и существенно повлиял на концепцию повествования, используемую в семейной психотерапии социолог Джером Брунер. Способ интерпретации людьми собственного опыта оказывает мощное воздействие на их жизнь: часто это последовательно связанные повествования, помогающие им разобраться в событиях своей жизни. По словам Дж. Брунера, «мы организуем¬ свой опыт и память о жизненных событиях преимущественно в форме повествований - историй, оправданий, мифов; изложения причин, объясняющих, почему мы делаем или не делаем что-то, и т. д.». Особый интерес представляет способ, с помощью которого люди конструируют свои личные повествования, выделяя события, согласующиеся с сюжетом, и игнорируя те, которые в него не укладываются.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в работах многих исследователей термин «нарратив» понимается различно, а именно как:
а) рассказ пациента о событиях жизни, пересказывание сновидения, фантазий;
б) тематически единая сюжетная линия, охватывающая весь жизненный путь человека;
в) один из модусов психотерапевтического дискурса.
При этом выяснилось, что имеются значительные расхождения в понимании сути нарратива и его характерных признаков. Также отсутствует какое либо однозначное определение нарратива, позволяющее отличать его от «не-нарратива».
Е.С. Калмыкова в своем исследовании исходит из прагматического подхода к теории дискурса, согласно которому контекст играет решающую роль в порождении значения. Применительно к нарративу это означает, что рассказывание истории не только осуществляется в определенном контексте, но и организовано в соответствии с характерными чертами этого контекста. Из этого следует, что рассказы пациента в рамках психотерапевтического сеанса в той или иной мере детерминированы данными рамками, т.е. отношениями «психотерапевт-пациент», задающими модус взаимодействия для обоих участников диалога.
В лингвистических исследованиях классическим считается определение устного нарратива, предложенное Лабовым (Labov) и Валецки (Waletzky); это определение получило дальнейшее развитие в работе Лабова и Фэншела (Fanshel), посвященной непосредственно психотерапевтическому дискурсу. Согласно этому определению, нарратив рассматривается как «один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности... Одним из наиболее общих способов введения нарратива является формулирование общей пропозиции, которую должен проиллюстрировать нарратив...они функционируют как эквиваленты единичных речевых актов, таких, как ответ, высказывание просьбы, претензии и т.п. Нарративы иногда вводятся при помощи структурного средства, названного нам» резюме... каждый нарратив обычно начинается с указания времени, места, действующих лиц и поведенческих характеристик ситуации...» (К, с. 47).
В лингвистическом плане признаками нарратива являются: наличие придаточных предложений, которые соответствуют временной последовательности событий; отнесенность повествования к прошедшему времени; наличие определенных структурных компонентов: ориентировки (описание места, времени действия, персонажей); конфликт или осложнение (возникновение препятствия); оценка (выражение авторского отношения к происходящему); разрешение (устранение препятствия); кода (завершение повествования и возврат в «здесь-и-теперь»).
Такое деление на составляющие вызывает справедливые упреки со стороны многих исследователей, прежде всего, потому, что в реальном дискурсе крайне редко можно встретить нарратив, в котором действительно выражены все пять частей.
В более поздних работах нарратив различается в узком и широком смыслах слова: 1) повествование вообще как процесс порождения рассказов, историй, описаний и т.п.; 2) нарратив как конкретная, четко очерченная форма повествования, существующая наряду с другими - так называемыми «отчетом», «описанием», «изображением». Отличительной чертой нарратива в узком смысле О. Людвиг предлагает считать наличие конфликта (осложнения) и его разрешения; прагматический аспект его состоит в том, чтобы слушатель мог «как бы» принять участие в происходивших событиях. Иначе говоря, рассказывание истории направлено на то, чтобы вовлечь слушателя эмоционально, сделать сочувствующим наблюдателем или «соучастником» событий. Другую прагматическую задачу решает рассказчик, предлагая своему слушателю «отчет», который построен таким образом, чтобы предоставить слушателю информацию, необходимую для оценки или принятия решения по какому-либо вопросу.
Все упомянутые подходы имеют нечто общее, а именно - во всех определениях нарратива прямо или косвенно отмечается изменение состояния персонажа (актанта) и/или ситуации в конце повествования по сравнению с его началом. Иными словами, нарратив в узком смысле слова в семантическом аспекте предполагает необходимость какой-то динамики состояний, внешней или внутренней, что является результатом некой деятельности персонажей, тогда как другие повествовательные формы (например, описание) не требуют непременной активности действующих лиц и осуществления изменений.
Исходя из этих соображений, мы будем использовать следующее операциональное определение нарратива, предложенное Е.С. Калмыковой и основанное на следующих положениях:
1. Репрезентация в рамках рассказываемой истории временной последовательности событий, включающей какие-либо действия актанта, ментальные и/или физические, которые ведут к некоему изменению его собственного состояния или состояния его окружения (ситуации, других действующих лиц); такие действия могут принимать форму а) «осложнения и разрешения» или б) «нарушения плана»; при этом «изменения состояния» включают в себя изменения физического или ментального состояния, перемещения в пространственном и социальном континууме и т.п. актанта и других действующих лиц.
2. Отчетливое и конкретное указание на место и время действия, а также на действующих лиц. Соответственно маркерами нарратива в тексте являются: а) «резюме», предшествующее изложению нарратива; б) «кода», возвращающая слушателя от повествования к настоящему времени; в) прямая речь действующих лиц нарратива.
Нарратив – это сообщения о происшедших событиях, в котором установки, оценки и эмоциональные реакции рассказчика кажутся отодвинутыми на второй план.
Иной подход, центром внимания которого является аффективно-оценочное отношение рассказчика к сообщаемому, предложен в работе Дж. Герхардт и Ч. Стинсона. Они опираются на концепцию Л. Полани, согласно которой всякий рассказ уникален потому, что его автор в своем повествовании неизбежно презентирует определенную точку зрения на мир, предлагая слушателю принять и разделить ее.
Дж. Герхардт и Ч. Стинсон разрабатывают понятие «объяснения» (account), которое представляет собой лингвистическое средство, используемое при оценивании какого-либо действия; оно призвано объяснить то поведение или те происшествия, когда события развиваются нежелательным, «неправильным», неудовлетворительным образом. Иначе говоря, «объяснение» должно выявить то значение, которое данное действие, происшествие или поведение имеет для субъекта. Такой тип дискурса авторы считают типичным именно для психотерапевтического взаимодействия, причем «объяснени廬 используют и терапевт, и пациент.
Нарративный подход - это больше, чем просто набор техник. Это мировоззрение; заняв соответствующую мировоззренческую позицию, можно изобретать новые техники в соответствии с требованиями контекста.
Нарративные практики верят, что «объективная реальность» непостижима непосредственно. В нашей жизни и в культуре сосуществуют различные описания реальности. Они не «истинные» или «ложные», а более или менее согласованные и правдоподобные. Они в той или иной мере открывают (или закрывают) людям возможности жить предпочитаемой жизнью, и тем самым представляют собой власть. Любое знание есть знание с определенной позиции. Необходимо¬ учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором порождается знание.
Эти описания реальности поддерживаются и воспроизводятся разными сообществами. Человек не является изолированным индивидуумом, он является частью сообществ, он «узел отношений», точка интерференции разных смысловых влияний. Некоторые описания поддерживаются сообществом особенно интенсивно. Это доминирующие дискурсы. Они проявляют власть, давая определения «правильного» и «достойного» образа жизни. Все то, что им не соответствует, вытесняется на обочину жизни, т.е. маргинализуется.
Жизнь каждого человека полиисторична. В ней состязаются за привилегированное положение разные истории. Какая-то из них доминирует. Если доминирующая история закрывает человеку возможности развития, можно говорить о существовании проблемы.
Однако всегда есть опыт, не включенный в истории. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из проблемной истории в нарративном подходе называются «уникальными эпизодами». Так как нет истинных, правильных для всех историй, терапевт не может знать, что такое «правильно廬 развитие вообще и для данного человека в частности. Терапевт - не эксперт по жизни клиента, в этом клиент сам является экспертом.
Позиция психолога - децентрированная и влиятельная. Это означает, что в центре разговора - клиент, его ценности, знания, опыт и умения. Специалист своими вопросами может преумножать возможности и создавать пространство для прославления различий. Терапевт очень отчетливо осознает отношения власти и противостоит злоупотреблению властью в любых формах.
М.Уайт и Д. Эпстон сформулировали следующее описание нарративного подхода. Основная предпосылка нарративной теории - это идея, что жизни и отношения людей формируются:
- знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта;
- определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.
Нарративный подход помогает людям разрешить их проблемы:
- позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;
- помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, и поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.
Важные принципы нарративного подхода - забота о том, кто обращается за помощью, и неэкспертная позиция практика. Нарративный практик умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и каким образом человеку следует двигаться в жизни. Человек сам является экспертом по собственной жизни. Поэтому нарративный практик не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется) никаких методов, которые сам считает правильными. Скорее, терапевт постоянно просит его выбрать из нескольких возможных альтернативных направлений развития беседы¬ тот, который больше всего подходит, представляется наиболее интересным, перспективным и полезным. В результате человек укрепляет контакт с тем, что для него важно в жизни - с ценностями, принципами, мечтаниями и добровольно взятыми на себя обязательствами, воплощаемыми в предпочитаемых историях его жизни.
«Неэкспертность» практика, акцент на уважительное любопытство в отношениях с людьми задает исключительную неиерархичность и инклюзивность нарративного сообщества. В нем нет «лестницы», по которой необходимо залезть, чтобы тебя посчитали стоящим человеком, а твое мнение - достойным внимания. В сообществе принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято вкладывать много сил и внимания в то, чтобы никто не чувствовал себя лишним, ненужным, игнорируемым, - в этом воплощается особый акцент на «общность», коммунитарность, в противовес индивидуалистической направленности доминирующей
|