СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Правовая основа налоговой системы РФ
Основой функционирования налоговой системы Российской Федерации на современном этапе является Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым законодательство о налогах и сбо¬рах включает: НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные за¬коны о налогах и сборах; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительны¬ми) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ; нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Часть первая (общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему Российской Федерации, основы правоотношений, воз¬никающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогопла¬тельщиков, формы и методы налогового контроля, ответствен¬ность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, рассматривает методы взима¬ния налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменения перечня налогов, ставок, методов исчисления нало¬гооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов их взимания и установлен порядок внесения изменений в налого¬вое законодательство.
Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, на¬логовых льгот в зависимости от формы собственности, граждан¬ства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный харак¬тер и применяться исходя из социальных, расовых, националь¬ных, религиозных и иных подобных критериев.
Допускается установление особых видов пошлины либо диф-ференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зави¬симости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Неправомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих кон¬ституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации то¬варов (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе огра¬ничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций .
Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют рос¬сийскую бюджетную систему, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета раз¬личные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений.
В части первой НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Рос¬сийской Федерации.
При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодатель¬ства, основанного на равенстве, автономии воли и имуществен¬ной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодек¬са Российской Федерации (ГК РФ).
К отношениям по установлению, введению и взиманию та¬моженных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов та¬моженных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц, законодатель¬ство о налогах и сборах не применяется, если иное непосред¬ственно не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о на¬логах и сборах основывается на признании всеобщности и ра¬венства налогообложения. При установлении налогов учитыва¬ется фактическая способность налогоплательщика к уплате на¬лога.
Важной характеристикой законодательства о налогах и сбо¬рах является действие его актов во времени, которое определено в ст. 5 НК РФ (таб. 1) .
Таблица 1. Действие законодательства о налогах и сбо¬рах во времени
Направленность актов Действие во времени
Акты законодательства о налогах Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода
Акты законодательства о сборах Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части уста-новления новых налогов и сборов Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официально¬го опубликования
Акты субъектов Российской Фе-дерации и местные акты, вводя¬щие новые налоги и сборы Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официально¬го опубликования
Под официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламент¬ской газете», «Российской газете» или «Собрании законодатель¬ства Российской Федерации», а не дата их подписания. Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.
Дополняют нормативную базу налогового законодательства Российской Федерации федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налог на землю), инструкции ранее Министерства по налогам и сборам Российской Федера¬ции (МНС России), теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы (ФНС России). Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточ-но велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.
Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогопла¬тельщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничива¬ет права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо дей¬ствия (бездействие), разрешает или запрещает положения, уста¬новленные НК РФ.
В НК РФ изложены следующие общие условия установле¬ния налогов и сборов: при введении налогов должны быть опре¬делены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким обра¬зом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности ак¬тов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу на-логоплательщика .
2. Субъекты налоговых правоотношений в организации налоговой системы
Важная роль в обеспечении эффективного функционирова¬ния налоговой системы Российской Федерации отводится на¬логовым органам, к которым согласно действующему законода¬тельству относятся Министерство финансов Российской Феде¬рации и Федеральная налоговая служба, включая структурные подразделения по всей территории государства.
Система налоговых органов в Российской Федерации по¬строена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федера¬ции, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Центральным органом управления налогообложения являет¬ся Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Основные функции, возложенные на ФНС России по конт¬ролю и надзору за: соблюдением налогового законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей; производством и оборотом этилового спирта, спиртосо¬держащей, алкогольной и табачной продукции; соблюдением валютного законодательства в пределах ком¬петенции налоговых органов; информированием налогоплательщиков по вопросам на¬логового законодательства и разъяснением системы нало¬гообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: государственную регистрацию юридических лиц, физиче¬ских лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; представление в делах о банкротстве и в процедурах бан¬кротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обяза¬тельствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Мини¬стерства финансов Российской Федерации. Федеральная нало¬говая служба руководствуется в своей деятельности Конститу¬цией Российской Федерации, федеральными конституционны¬ми законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федера¬ции, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о ФНС России.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятель¬ность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни¬тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественны¬ми объединениями и иными организациями. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению ми¬нистра финансов .
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС I'осени. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикаль¬ной подчиненности и входит в единую централизованную си¬стему.
Особенность реформирования структуры налоговых орга¬нов - создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих конт¬роль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщик и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налога» вой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы для: осуществления взаимодействия с полномочными предста-вителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции; контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соот¬ветствующего федерального округа; проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существуют семь межре-гиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах: разведка, добыча, переработка, транспортировка и реали¬зация нефти и нефтепродуктов; разведка, добыча, переработка, транспортировка и реали¬зация природного газа; производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции; электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии; производство и реализация продукции металлургической промышленности; оказание транспортных услуг; оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов Федерации (республик, краев) выполняют следующие задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта Российской Феде¬рации; обеспечение поступлений налогов, сборов и других обяза¬тельных платежей в бюджет .
Руководитель Управления ФНС России по субъекту Россий¬ской Федерации назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня: инспекции ФНС России, контролирующие территорию НС одного, а нескольких административных районов; инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является кон¬троль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, они выполня¬ют ряд функций налоговых органов.
Взимание налогов таможенными органами осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и другими фе¬деральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и Налоговый кодекс Российской Федерации существенно от¬личаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (та¬моженная пошлина, НДС, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д. Однако должностные лица таможенных органов несут все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмо¬тренные таможенным законодательством .
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что на¬логоплательщиками и плательщиками сборов признаются: юридические лица; физические лица (граждане); физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую дея¬тельность без образования юридического лица (индивиду¬альные предприниматели); физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с зако¬нодательством Российской Федерации и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охран¬ники и др.).
Налоговые агенты. Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязан¬ности по исчислению, удержанию и перечислению в соответ-ствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обя¬занностей налоговый агент несет ответственность в соот¬ветствии с российским законодательством. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фон¬ды) налогов, в том числе персонально по каждому налого¬плательщику, и представлять в налоговый орган по месту свое¬го учета документы, необходимые для осуществления контро¬ля правильности исчисления, удержания и перечисления на¬логов.
В случае невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.
В качестве примера налогового агента можно привести орга-низацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организа¬ция обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установлен¬ные НК РФ .
Налоговый представитель. Каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового предста¬вителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юри¬дического лица достаточно доверенности с печатью организа¬ции, оформленной в соответствии с гражданским законодатель¬ством Российской Федерации. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (ак¬тов, решений, требований) и другие права, возникающие в про¬цессе делопроизводства .
3. Налоговые обязательства
Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым за¬конодательством обстоятельств, предусматривающих уплату на¬логов и сборов.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается: с уплатой налога (сбора); со смертью налогоплательщика; с ликвидацией организации-налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполне¬на в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматрива¬ется как использование налогоплательщиком бюджетных средств и служит основанием для применения мер принудительного ис¬полнения обязанности по уплате налога (сбора).
Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога (сбора) досрочно.
Требование об уплате налога (сбора). Налогоплательщик обя¬зан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установлен¬ные сроки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налого¬вым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога - это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения: сумму задолженности по налогу; размер пени, начисленной на момент направления требо¬вания; срок уплаты налога, установленный НК РФ; срок исполнения требования; меры, которые могут быть предприняты по взысканию на¬лога в случае невыполнения требования налогоплательщи¬ком (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование по уплате налога (сбора) вручается представите¬лю организации под расписку, а в случае уклонения от получе¬ния требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты на¬правления заказного письма.
Требование об уплате налога (сбора) должно быть направле¬но налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступле¬ния срока уплаты налога.
Требование об уплате налога (сбора) по результатам налого¬вой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней пос¬ле вынесения соответствующего решения .
Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога осуществляется за счет: денежных средств, находящихся на счетах налогоплатель¬щика в банке (ст. 46 НК РФ); имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).
Взыскание налога с налогоплательщика производится по ре¬шению налогового органа. Последний направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необхо¬димых денежных средств.
Решение о взыскании налога за счет денежных средств долж¬но быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.
Например, если в требовании указано, что задолженность по налогам должна быть погашена до 10 августа 2007 г., то налоговый орган должен вынести решение о взыскании налога не позднее 10 ок¬тября 2007 г.
Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, является не¬действительным. Тогда взыскание задолженности с налогопла¬тельщика возможно только в судебном порядке.
В инкассовом поручении должно быть указано следующее: расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание; сумма, подлежащая списанию.
Взыскание налога может производиться как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание на¬лога будет осуществляться с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассо¬вое поручение на продажу валюты.
При взыскании налога за счет денежных средств налоговым органом может быть принято решение о приостановлении опе¬раций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств).
Приостановление операций по расчетному счету налогопла¬тельщика означает прекращение банком всех расходных опера¬ций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика. Решение налогового органа о приостанов¬лении операций по счетам налогоплательщика в банке подле¬жит безусловному исполнению банком .
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпри¬нимателя по их счетам в банке может быть принято в случае не¬представления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные на¬логоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не в праве открывать другие расчетные счета на-логоплательщику, если имеется решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информа¬ции о его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика .
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя осущест¬вляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика - физи¬ческого лица, не являющегося индивидуальным предпринима¬телем, - в судебном порядке.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя осущест¬вляется на основании решения, вынесенного руководителем на¬логового органа, которое должно быть направлено в течение трех дней с момента вынесения судебному приставу. Постанов¬ление подписывается руководителем налогового органа и заве¬ряется гербовой печатью.
Исполнительные действия должны быть выполнены судеб¬ным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему указанного постановления.
Взыскание налога за счет имущества должно быть осущест¬влено последовательно в отношении:
• наличных денежных средств;
• имущества, не участвующего непосредственно в производ¬ственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
• готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не участвующих в производственном процессе;
• сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основ¬ных средств.
Должностные лица налоговых органов не в праве приобре¬тать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.
С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из его изъятия и принудительной реализации.
В случае если есть основания полагать, что имущество, с по¬мощью которого будет осуществляться погашение задолженности по налогам (сборам), может быть скрыто, уничтожено или вывезено, производится арест этого имущества.
Арест имущества - это ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества. Арест имущества может быть произведен только с санкции про¬курора. Арест может быть полным или частичным.
Полный арест - это такое ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе рас¬поряжаться имуществом, продавать, сдавать в аренду, а владеть и пользоваться может с разрешения налогового органа.
Частичный арест - такое ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.
Аресту может подлежать только то имущество, которое не¬обходимо для погашения задолженности по налогам. Аресту мо¬жет подлежать все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносится руково¬дителем налогового органа в форме постановления. Аресту под¬лежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Арест имущества может быть произведен только лишь в том случае, если принято решение о взыскании налога за счет имущества.
Арест имущества производится с участием понятых. При аресте имущества может участвовать сам налогоплательщик либо его представитель.
Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.
Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъ¬явить: санкцию прокурора; документы, удостоверяющие их полномочия; постановление о наложении ареста.
При аресте имущества составляется протокол об аресте иму¬щества, где указываются: имущество, подлежащее аресту; его описание; его количество; стоимость (по возможности).
Руководитель налогового органа определяет место, где долж¬но храниться арестованное имущество. Решение об аресте имущества отменяется руководителем налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога .
4. Перспективы налоговой системы
В самое ближайшее время необходимо провести разработку эффективной системы взимания отдельных налогов. При этом следует обратить внимание на систему (правила) уплаты каждого из них. От определения объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, порядка исчисления и уплаты каждого налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщиков.
Далеко не всегда, определяя во второй части НК РФ те или иные элементы налогообложения, законодатель руководствовался интересами налогоплательщиков. Побудительным мотивом для установления правил исчисления и уплаты налогов часто являлись потребности бюджетов всех уровней в финансовых ресурсах. Поэтому, например, множество норм НК РФ воспроизводят систему "кредитования государства налогоплательщиком", а налоговый период часто составляет один месяц. При формировании элементов налогообложения экономические интересы налогоплательщиков должны учитываться в не меньшей степени, чем государства.
Особая роль в совершенствовании системы налогообложения отводится реформе налогового контроля. В силу специфики налоговых отношений их реализация требует наличия специального вида государственного контроля - налогового. Только такой контроль, осуществляемый эффективно и на постоянной основе, способен обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства всеми участниками налоговых правоотношений. Однако повышение эффективности налогового контроля не означает его ужесточения. Увеличение контрольных мероприятий специализированных государственных органов, равно как и усложнение форм учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, далеко не всегда способствуют повышению эффективности налогового контроля. В то же время такие меры увеличивают административную и финансовую нагрузку как на налоговые органы, так и на налогоплательщиков. Более того, увеличение административного бремени может стать причиной ухода налогоплательщиков из легального бизнеса в "теневой".
Реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами. Упрощение налогового контроля может быть достигнуто только в условиях создания более простой и понятной налоговой системы.
В целях повышения эффективности деятельности органов налогового контроля необходимо освободить эти органы от выполнения несвойственных им функций. В частности, речь должна идти об освобождении налоговых органов от исполнения функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства, а также от функций лицензирующих органов, выдающих разрешение на осуществление той или иной деятельности. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости сохранения за налоговыми органами функций валютного контроля и оценить целесообразность выполнения ими обязанностей контроля за кассовыми операциями.
Законодательство о налогах и сборах может стать эффективным только при наличии возможности привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений. Налоговая ответственность ограничивается привлечением к ответственности лиц за налоговые правонарушения. Для эффективного воздействия на поведение налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений необходимо пересмотреть всю систему юридической ответственности в налоговой сфере, включая уголовное и административное преследование. Необходимо разработать систему юридической ответственности должностных лиц налоговых органов за принимаемые ими решения.
Роль государства в реформировании налогообложе¬ния, налоговой системы и налоговых отношений между орга¬нами власти и налогоплательщиками должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов вла¬сти перед обществом и государством. Целью реформирования налоговой системы должно стать не увеличение объемов со¬бираемости налогов, а заключаться в следующем:
1. По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства « общества до¬биваться снижения уровня налоговых изъятий за счет умень¬шения числа налогов и, снижения налоговых ставок.
2. Сделать налоговую систему более справедливой по от¬ношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но с учетом единого эконо¬мического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
3. Налоговая система должна обеспечить снижение уров¬ня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога.
В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически решить проблемы:
♦ законодательно ликвидировать многочисленные нало¬говые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;
♦ законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъек¬тов налога;
♦ ликвидировать в налоговом законодательстве все усло¬вия, способствующие легитимным способом избежать сни¬жения сумм уплаты налогов и сборов;
♦ законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения или ликвидации все¬возможных, внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Глухов В.В. Налоги: Теория и практика. СПб. : Спец. лит., 2008. - 282 с.
3. Гончаренко Л.И. Налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с.
4. Катаева Л.Ф. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие. М.: Норма, 2007. - 395 с.
5. Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности: Учеб.-практ. Пособие. М.: ДИС, 2008. - 391 с.
6. Люсов А.Н. Налоговая система России. М.: Банкцентр, 2008. - 192 с.
7. Налогообложение: Учеб. пособие для экон. спец. Вузов/Под ред. В.А. Питателева. М.: ДеКА, 2008. - 480 с.
8. Некрасова Э.С. Налоги и налогообложение. М.: Академия, 2008. - 347 с.
9. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 2007. - 219 с
10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – 554 с.
11. Петрова Г.В. Налоговое право. М.: Инфра-М, 2007. - 266 с.
12. Рассказов Е.А. Налогообложение в России. М.: Финансы и статистика, 2008. - 363 с.
13. Рябова Р.И. Налогообложение. М.: Бизнес-школа, 2007. - 176 с.
14. Уваров С.Е. Помощник бухгалтера: налоги. М.: ПТ «Альянс», 2007. - 348 с.
|