СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. [2]
Второй (нормативный) уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила ведения бух. учета.
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 21 положение по бухгалтерскому учету.
Во исполнение правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфин разработал и утвердил новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному Минфином РФ от 30.03.01 № 26н, которое введено в действие в бухгалтерской отчетности 2002 года [4].
В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н)
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).[14]
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. [17]
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня по учету основных средств:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49);
- Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7);
- Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.02 № 1;
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2003 г. N 67н).
С 01.01.04 вступила в силу новая редакции Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.03 № 91н [7].
М.Я. Белуза [11], консультант департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ, сообщает, что переработка этого документа связана с необходимостью уточнения ряда норм с учетом требований ПБУ 6/01, а также практикой его применения бухгалтерскими службами.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.
Основными рабочими документами конкретной организации являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
С принятием ПБУ 18/02 в учете появились такие понятия как временные и постоянные разниц. Это связано с тем, что прибыль в бухучете может быть больше или меньше «налоговой» прибыли. Самый яркий пример – разный порядок амортизации основных средств. Например, в бухучете основные средства амортизируются быстрее. Получается и разная прибыль. В конечном счете, в расходы попадет одна и та же сумма – первоначальная стоимость основного средства. Только произойдет это через несколько лет. Вот тут и возникают временные разницы. А временные они потому, что рано или поздно их не будет. [2]
Николаева Г.А.[25], поясняет, что таких разниц бывает две: первая носит название – вычитаемая. Она появляется, когда прибыль в бухучете меньше, чем в учете налоговом.
Вычитаемая разница напоминает постоянную. Отличие лишь в том, что постоянная никуда не денется, а вычитаемая (она же временная) рано или поздно «сотрется». Как и постоянную, временную разницу отражают «в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла вычитаемая... разница) [25].
Проще всего учитывать ее в том же порядке, что и постоянную (да и отличаются они не сильно) – на субсчетах затратных счетов. После списания расходов фирмы на реализацию (в конце месяца) ее придется учитывать уже внесистемно – грубо говоря, на бумажке.
Николаева Г.А.[25] предлагает вариант: отражать ее на субсчетах тех счетов, по «вине» которых она возникла (например, субсчета к счету 02). Налог на прибыль придется доначислить. Для этого временную разницу надо умножить на ставку налога. Полученная сумма будет являться – «отложенным налоговым активом». Отражается этот актив на специальном счете 09.
Когда в бухучете прибыль получилась в большей сумме, чем в налоговом, появляется налогооблагаемая разница . Как и все предыдущие разницы, ее надо отразить в учете. Счета по учету амортизации не годятся по аналогичным причинам. Единственный выход – внесистемный учет.
Если такие разницы возникли, налог нужно не доначислить, а уменьшить. Рассчитать сумму уменьшения несложно. Для этого полученную разницу умножают на ставку налога. В результате получают отложенное налоговое обязательство. Его отражают на счете 77.
Если из-за различных методов начисления амортизации ее суммы в бухгалтерском учете будут ниже, а в налоговом - выше, будут возникать налогооблагаемые временные разницы. И на счете 77 будут накоплены отложенные налоговые обязательства (ОНО). Тогда по аналогии при продаже объекта будет происходить списание ОНО. Сумма ОНО будет списываться в кредит счета 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" с дебета счета 77 "Отложенные налоговые обязательства". [10]
Продать основные средства, по мнению Волкова Н.Г. иногда намного проще, чем ремонтировать или приспособить для производственных работ. Реализуют имущество и организации, которые модернизируются и вместо старого оборудования покупают новое. А возможно, предприятию просто понадобились деньги. В любом случае такую продажу нужно отра¬зить в бухгалтерском учете и начислить с этих сумм налоги [14].
Но иногда и можно отремонтировать основное средство и без продажи, так считает Астахов В.П. Если причиной ухудшения работы явилась поломка отдельных механизмов или узлов, то покупать, скажем, но¬вые станки не нужно. Достаточно их отремонтировать [10].
Однако это не всегда возможно. Поэтому устаревшее имущество просто списывают.
1.2 Особенности отражения основных средств а налоговом учете по МСФО
Учет отложенных налогов, относящихся к объектам основных средств, производится в соответствии с МСФО 12 "Налоги на прибыль". Согласно МСФО 12 временные разницы, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на прибыль, могут возникать в связи с объектом основных средств за счет различий в оценке основных средств для целей налогообложения и бухгалтерского учета в результате:
- различий в начислении амортизации для целей налогообложения и бухгалтерского учета;
- использования модели учета по переоцененной стоимости для целей бухгалтерского учета и фактических расходов на приобретение - для целей налогообложения;
- пересчета стоимости основных средств согласно МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" для целей бухгалтерского учета, в то время как для целей налогообложения пересчет на влияние гиперинфляции не производится;
- снижения стоимости основных средств за счет признания убытка от обесценения для целей бухгалтерского учета при неизмененной стоимости для целей налогообложения;
- капитализации в стоимости основных средств затрат на замену отдельных частей для целей бухгалтерского учета, в то время как для целей налогообложения такие затраты признаются расходами периода;
- капитализации в стоимости основных средств затрат по займам на их приобретение или создание в соответствии с МСФО 23, в то время как для целей налогообложения такие затраты признаются расходами периода;
- капитализации в стоимости основных средств сумм резервов на их ликвидацию и восстановление среды, в то время как для целей налогообложения такие затраты признаются расходами периода и т.д.
Основные средства относятся к амортизируемым активам, т.е. к активам, стоимость которых включается в расходы периода постепенно, в течение срока использования актива предприятием, т.е. срока полезного использования (подробнее об амортизации см. ниже). Кроме того, основные средства относятся к внеоборотным активам с длительной экономической жизнью, которые подвержены обесценению в связи с моральным износом, порчей и т.д. Соответственно, основные средства на отчетную дату подлежат проверке на обесценение.
Оба приведенных выше метода оценки основных средств требуют корректировки стоимости активов на сумму накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения (при наличии обесценения основного средства).
Уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств от переоценки отражается по дебету счета прибылей и убытков. Однако в случае, когда это уменьшение полностью или частично компенсирует ранее признанное в капитале увеличение балансовой стоимости объекта от переоценки, оно отражается по дебету капитала по субсчету "прирост стоимости от переоценки" в той мере, в какой оно компенсирует ранее признанное в капитале увеличение стоимости (МСФО 16.39 - 40).
Справедливая стоимость земли и зданий определяется на основе их рыночной стоимости, для оценки которой обычно приглашается независимый оценщик.
Справедливая стоимость машин и оборудования определяется:
- на основе рыночной стоимости, оцениваемой независимым оценщиком либо
- в отсутствие рыночной стоимости, на основе восстановительной стоимости с учетом накопленной амортизации объекта.
Амортизация - это систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования.
Таким образом, стоимость амортизируемых активов, в том числе основных средств, не признается расходом сразу при приобретении основного средства, а переносится на расходы или включается в стоимость другого актива в течение периода службы актива, называемого сроком полезного использования.
Срок полезного использования - это:
a) период, в течение которого ожидается использование компанией амортизируемого актива либо
b) количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива.
При определении срока полезного использования рассматриваются следующие факторы:
- ожидаемый объем использования объекта основных средств компанией;
- предполагаемый физический износ - производственные факторы: количество смен, планируемый график ремонта и обслуживания объекта и т.д.;
- моральный износ;
- юридические или аналогичные ограничения на использование актива, например, в случае аренды объекта основных средств - сроки аренды.
Таким образом, одинаковые основные средства могут иметь различные сроки полезного использования, если, например, их планируют использовать с различной интенсивностью.
Амортизируемая стоимость - это фактические затраты на приобретение актива или другая величина, отраженная в финансовой отчетности вместо фактических затрат, за вычетом ликвидационной стоимости.
Амортизируемая сумма определяется после вычета ликвидационной стоимости.
Ликвидационная (residual) стоимость объекта основных средств - это сумма, которая могла бы быть получена за данный объект, если бы на момент оценки он находился в том возрасте и состоянии, в каком он, как ожидается, будет находиться по истечении срока его полезного использования (МСФО 16.6).
МСФО 16 в редакции 1998 г. определял ликвидационную стоимость как "сумму, которую компания ожидает получить за актив в конце срока его полезного использования, за вычетом ожидаемых затрат по его выбытию", без ссылки на состояние и возраст объекта в конце срока его полезного использования.
Амортизационные отчисления определяются отдельно для каждой значительной части объекта основных средств, т.е. части, фактическая стоимость которой составляется значительную величину относительно стоимости объекта основных средств в целом (МСФО 16.43): например, корпус и двигатель транспортного средства амортизируются отдельно.
В ПБУ 6/01 отсутствуют какие-либо указания на необходимость подразделять объекты основных средств на отдельные компоненты в целях начисления амортизации, поэтому в российском учете предприятие может отражать такие компоненты в составе единого объекта основных средств, а их замену до полного списания объекта в целом - как затраты на ремонт и модернизацию. Соответственно при переходе на МСФО предприятию необходимо собрать необходимую информацию по значительным компонентам имеющихся у него объектов основных средств, т.е. данные о сроках их полезного использования, первоначальной стоимости, и выбрать метод амортизации.
Амортизация начисляется определенным методом, который должен отражать схему, по которой компания потребляет экономические выгоды, получаемые от актива. Иными словами, расходы на амортизацию должны соотноситься с выгодами, получаемыми от объекта основных средств. Именно это соотношение расходов и выгод и определяет выбор метода амортизации.
В МСФО 16.62 приводятся следующие методы амортизации:
- Линейный метод - начисление постоянной суммы амортизации на протяжении срока полезного использования актива. Это наиболее простой, широко распространенный метод амортизации, который активно применяется российскими предприятиями. Данный метод не учитывает ожидаемые изменения производительности основного средства в связи с, например, его износом и соответственно неприменим к тем средствам, выгоды от которых предприятие получает (или планирует получать) неравномерно.
Таблица 1
Сравнительная характеристика МСФО и РСБУ
Характеристика МСФО 16 "Основные средства" ПБУ 6/01 "Учет основных
средств"
Определение Основные средства - это материальные активы, которые:
c) предназначены для
использования в производстве или поставки товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для других
административных целей и
d) планируются быть использованными больше одного
периода Актив принимается
организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств,
если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для
использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для
управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное
владение и пользование или
во временное пользование;
б) объект предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного
объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем
Сфера
действия Стандарт 16 не применим
в отношении:
d) основных средств,
классифицированных в качестве
предназначенных для продажи
в соответствии с IFRS 5
"Долгосрочные активы,
предназначенные для продажи,
и прекращенная деятельность";
e) биологических активов;
f) прав на разработку
минеральных ресурсов,
исследование и добычу полезных
ископаемых, нефти, природного
газа и аналогичных ресурсов,
не подлежащих
самовосстановлению Не применяется в отношении:
машин, оборудования и иных
аналогичных предметов,
числящихся как готовые
изделия на складах
организаций-изготовителей,
как товары на складах
организаций, осуществляющих
торговую деятельность;
предметов, сданных
в монтаж или подлежащих
монтажу, находящихся
в пути;
капитальных и финансовых
вложений
Срок
полезного
использования Срок полезной службы - это:
c) период времени, в течение
которого предприятие планирует
использовать актив; или
d) количество единиц
производства или аналогичных
единиц, которые предприятие
планирует получить от актива Сроком полезного
использования является
период, в течение которого
использование объекта
основных средств приносит
экономические выгоды
(доход) организации. Для
отдельных групп основных
средств срок полезного
использования определяется
исходя из количества
продукции (объема работ
в натуральном выражении),
ожидаемого к получению
в результате использования
этого объекта
Оценка Основные средства, которые
должны быть признаны
в качестве актива, должны быть
сначала оценены по их
первоначальной стоимости.
Фактическая стоимость единицы
основных средств включает
стоимость покупки, в том числе
импортные пошлины и не
подлежащие возмещению налоги,
и любые напрямую сопутствующие
расходы на доведение активов
до рабочего состояния и начала
их использования; любые
торговые скидки, которые
вычитаются из стоимости
приобретения Основные средства
принимаются
к бухгалтерскому учету по
первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью
основных средств,
приобретенных за плату,
признается сумма
фактических затрат
организации на
приобретение, сооружение и
изготовление, за
исключением налога на
добавленную стоимость и
иных возмещаемых налогов
Оценка после
признания Существует две модели учета
основных средств. Организация
должна выбрать одну из моделей
и применять ее ко всему классу
основных средств.
Модель 1. Объект основных
средств должен оцениваться
по его стоимости за вычетом
накопленной амортизации
и накопленных убытков
от обесценения.
Модель 2. Объект основных
средств должен учитываться по
его переоцененной стоимости,
которая является его
справедливой стоимостью
на дату переоценки за вычетом
любых последующих накопленных
сумм амортизации последующих
накопленных убытков
от обесценения. Переоценки
следует делать с достаточной
степенью регулярности, чтобы
его балансовая стоимость не
отличалась существенно от той,
которая могла быть определена
с использованием справедливой
стоимости на день составления
баланса Коммерческая организация
может не чаще одного раза
в год (на начало отчетного
года) переоценивать группы
однородных объектов
основных средств по текущей
(восстановительной)
стоимости.
При принятии решения
о переоценке по таким
основным средствам следует
учитывать, что
в последующем они
переоцениваются регулярно,
чтобы стоимость основных
средств, по которой они
отражаются в бухгалтерском
учете и отчетности,
существенно не отличалась
от текущей
(восстановительной)
стоимости
Амортизация Амортизируемая стоимость
объекта основных средств
распределяется систематически
на его срок эксплуатации.
Амортизируемая стоимость
актива определяется после
вычитания его ликвидационной
стоимости.
Для систематического
распределения амортизационной
стоимости актива на протяжении
срока его полезной службы
могут использоваться различные
методы: метод равномерного
начисления, метод уменьшаемого
остатка и метод единиц
производства Начисление амортизации
объектов основных средств
производится одним
из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого
остатка;
способ списания стоимости
по сумме чисел лет срока
полезного использования;
способ списания стоимости
пропорционально объему
продукции (работ).
Применение одного
из способов начисления
амортизации по группе
однородных объектов
основных средств
производится в течение
всего срока полезного
использования объектов,
входящих в эту группу
Прекращение
признания Признание балансовой стоимости
объекта основных средств в
обязательном порядке подлежит
прекращению:
а) по выбытии либо
б) когда от его эксплуатации
или выбытия не ожидается
каких-либо будущих
экономических выгод.
Прибыль или убыток,
возникающие в связи с
прекращением признания объекта
основных средств,
в обязательном порядке должны
включаться в прибыль или
убыток при прекращении
признания такого объекта (если
IAS 17 не требует иного при
продаже с обратной арендой).
Запрещается классифицировать
прибыль в качестве выручки Стоимость объекта основных
средств, который выбывает
или не способен приносить
организации экономические
выгоды (доход) в будущем,
подлежит списанию
с бухгалтерского учета
Раскрытие
информации Финансовые отчеты должны
раскрывать для каждой единицы
основных средств:
a) методы оценки, используемые
для определения балансовой
стоимости. При использовании
более одного метода следует
раскрывать балансовую
стоимость для каждой категории
основных средств отдельно;
b) используемые методы
амортизации;
c) сроки эксплуатации или
нормы амортизации;
d) балансовую стоимость
и накопленную амортизацию
(объединенную с накопленными
убытками от обесценения)
на начало и конец периода;
e) сверку балансовой стоимости
на начало и конец периода,
показывающую:
- поступление;
- активы, предназначенные для
продажи (IFRS 5);
- приобретения через
объединения предприятий;
- увеличение и уменьшение
стоимости в течение периода
в результате переоценки
(IAS 36);
- убытки от обесценения,
признанные в прибыли или
убытках за период
(по Стандарту 36);
- убытки от обесценения,
реверсированные в прибылях или
убытках за период
(по Стандарту 36);
- амортизацию;
- чистые курсовые разницы от
пересчета финансовых отчетов
иностранных компаний и другие
изменения В бухгалтерской отчетности
подлежит раскрытию с учетом
существенности как минимум
следующая информация:
о первоначальной стоимости
и сумме начисленной
амортизации по основным
группам основных средств на
начало и конец отчетного
года;
о движении основных средств
в течение отчетного года
по основным группам
(поступление, выбытие
и т.п.);
о способах оценки объектов
основных средств,
полученных по договорам,
предусматривающим
исполнение обязательств
(оплату) неденежными
средствами;
об изменениях стоимости
основных средств, в которой
они приняты
к бухгалтерскому учету
(достройка, дооборудование,
реконструкция, частичная
ликвидация и переоценка
объектов);
о принятых организацией
сроках полезного
использования объектов
основных средств
(по основным группам);
об объектах основных
средств, стоимость которых
не погашается;
об объектах основных
средств, предоставленных
и полученных по договору
аренды;
об объектах основных
средств, учитываемых
в составе доходных вложений
в материальные ценности;
о способах начисления
амортизационных отчислений
по отдельным группам
объектов основных средств;
об объектах недвижимости,
принятых в эксплуатацию
и фактически используемых,
находящихся в процессе
государственной регистрации
Таким образом, налогообложение ставится во главу угла, когда организации нарушают правила ПБУ 6/01, аналогичные МСФО 16, и учитывают в основных средствах имущество, которое к ним не относится. В итоге возникает отличие от учета по МСФО не в силу различий в правилах, а из-за невыполнения российских требований к бухгалтерскому учету.
Речь идет о так называемых непроизводственных активах. Это объекты бытовой и социально-культурной сферы - квартиры в жилом фонде, общежития, лечебно-оздоровительные комплексы, стадионы, тренажеры, медицинское оборудование, аквариумы, картины и т.д. Мы имеем в виду те объекты, которые не используются для производства или для управленческих нужд, не приносят дохода по рыночным ценам и от эксплуатации которых имеются убытки. По квалифицирующим признакам они не должны относиться к основным средствам. Однако в большинстве случаев бухгалтеры их формально учитывают на счете 01 "Основные средства", чтобы избежать риска доначисления налога на имущество, а также штрафов и пеней.
Кроме принципиального отличия оценки основных средств - стоимостного критерия - существует еще несколько. Они касаются уже частных случаев.
Первый случай. Здания или их части и земельные участки, которые организация покупает не для производственной деятельности или административных целей, а в ожидании доходов от прироста стоимости капитала, вложенного в них.
В российском учете эти объекты, поскольку они не вводятся в эксплуатацию, числятся на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". В МСФО такие объекты считаются инвестиционной недвижимостью (МСФО 40).
Финансовая аренда - это аренда, при которой все риски и вознаграждения, связанные с правом владения объектом аренды, передаются арендатору, хотя право собственности на него может и не переходить. Аренда считается финансовой, если она удовлетворяет хотя бы одному из четырех условий:
- арендатор получает право собственности на имущество в конце срока аренды;
- арендатор получает возможность выкупа имущества по льготной цене;
- срок аренды составляет большую часть срока экономической службы актива (по нашему мнению, более 75 процентов);
- приведенная стоимость минимальных лизинговых платежей приближается к справедливой стоимости актива (по нашему мнению, более 90 процентов).
Кроме того, в российском учете имущество, специально приобретенное для сдачи в аренду, отражается у лизингодателя на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" независимо от вида основного средства. По МСФО в составе инвестиционной недвижимости могут отражаться только земельные участки, здания или части зданий.
1.3 Проблемы налогового учета основных средств
Основные средства как объект учета вызывают много проблем у организаций: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, недозагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность.
Ошибки, допущенные при учете основных средств, оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, так как приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, а также к искажению налогооблагаемой базы по налогу на имущество и налогу на прибыль.
С момента принятия МСФО 1 «Первое применение МСФО» у организаций, переходящих на МСФО, появился выбор способа формирования балансовой стоимости основных средств во вступительном балансе на дату перехода. Действовавшие до 2004 года интерпретации постоянного комитета ПКИ 8 «Применение МСФО впервые в качестве главной основы учета», утратившие силу после вступления в действие МСФО 1, не давали организациям, впервые составляющим отчетность по МСФО, никаких допущений в отношении ретроспективного применения стандартов при формировании вступительного баланса. Иными словами, организации должны были соблюдать все принципы МСФО, в том числе учета основных средств, как если бы всегда представляли свою отчетность в соответствии с этими стандартами.
На практике такой подход именно в части основных средств вызывал больше всего нареканий у составителей отчетности ввиду значительных затрат труда и времени, необходимых для расчета вступительного сальдо по статье «Основные средства». Особую сложность вызывает расчет затрат, связанных с необходимостью восстановления номинальной первоначальной стоимости объектов основных средств после того, как был проведен ряд обязательных переоценок основных средств, а также расчет инфляционной поправки по каждому объекту основных средств, приобретенных до 1 января 2003 года. Если стоимость основного средства формировалась в течение какого-то времени (в период гиперинфляции существенным может быть даже временной отрезок в один месяц), то инфляционная поправка должна рассчитываться не с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а с момента каждой капитализации понесенных затрат в составе стоимости его приобретения. Широкая номенклатура объектов учета делала этот процесс особенно длительным и трудоемким, а при определенных обстоятельствах – даже невозможным.
Новые возможности для организаций, еще только собирающихся переходить на Международные стандарты финансовой отчетности, связаны с предоставляемым МСФО 1 «Первое применение МСФО» правом добровольного исключения из общих принципов ретроспективного применения МСФО. Это позволяет организациям некоторые или даже все основные средства, имеющиеся у них на дату перехода на МСФО, отразить во вступительном балансе по так называемой предполагаемой стоимости. В самом распространенном случае за предполагаемую стоимость принимается справедливая стоимость актива на дату перехода на МСФО. Предполагаемая стоимость используется в дальнейших расчетах амортизации и обесценения основных средств. При этом, воспользовавшись добровольным исключением для одного объекта основных средств, организации не придется в обязательном порядке оценивать весь класс основных средств, к которому принадлежит данный объект. Кроме того, организации, использовавшей оценку по справедливой стоимости при формировании вступительного баланса по МСФО, не потребуется повторять проведенную оценку в будущем. Таким образом, следуя МСФО 1 «Первое применение МСФО», можно значительно сократить трудоемкость процесса перехода на МСФО.
Практика последних лет показала, что оценка основных средств независимым оценщиком наиболее объективно отражает их стоимость. Как правило, самостоятельное определение стоимости основных средств для целей МСФО предполагает значительное отвлечение людских ресурсов организации, особенно если эти объекты имеют высокий процент изношенности. Используя оценку по фактическим затратам, организация сталкивается с целым рядом проблем, начиная с отсутствия документов, подтверждающих историческую стоимость основных средств, а также трудностей при определении сумм обязательных и добровольных переоценок и заканчивая необходимостью тестирования получившейся стоимости на предмет объективности. Основной минус использования оценки по переоцененной стоимости с привлечением независимого оценщика – это стоимость переоценки. Количество вопросов, которые могут возникнуть у аудитора при подтверждении стоимости активов организации, находится в обратной зависимости от рейтинга оценочной организации. Но если заказывать оценку активов постоянно у одной и той же оценочной организации, то можно получить значительную скидку на эти услуги. В любом случае, при выборе подхода к учету основных средств при первом применении МСФО необходимо исходить из возможностей выделения собственных ресурсов, сроков и бюджета проекта.
Таким образом, от выбора руководством организации способа оценки зависит не только величина стоимости, по которой объекты основных средств будут отражаться в отчетности, но и усилия, необходимые для ведения учета на том уровне, который позволит объективно отражать основные средства в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
Основными ошибками, с которыми стакиваются бухгалтера при ведении налогового учета основных средств являются:
1. Неверное определение стоимости материальных ценностей, полученных при демонтаже основных средств.
2. Списание основных средств стоимостью менее 10 000 руб. на счета затрат единовременно без начисления амортизации.
3. Объекты недвижимости учтены в составе основных средств и по ним начисляется амортизация в целях налогового учета при отсутствии свидетельства о регистрации прав на него, выданного учреждением юстиции.
4. В состав расходов, уменьшающих налог на прибыль, в полном объеме включается стоимость материалов, оприходованных при ликвидации основных средств.
5. Неверно устанавливается срок полезного использования для вновь приобретенных основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
6. Неверный порядок учета имущества, приобретенного с целью передачи в аренду.
7. Амортизация по дорогостоящим легковым автомашинам для целей налогового учета принимается без применения понижающего коэффициента.
8. Проведение работ по ремонту объектов основных средств не оформляется актами о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
9. Проценты по кредитам и займам не включаются в первоначальную стоимость строящихся объектов основных средств.
10. Нарушается порядок принятия к учету безвозмездно полученных основных средств.
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «СТРОИТЕЛЬ»
2.1 Общая структура предприятия ООО "Строитель"
Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано распоряжением Администрации г. Киров № 1333 от 21.10.1993 г.
Целью деятельности Общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
- строительство объектов жилья, соцкультбыта, здравоохранения;
- производство и продажа товаров народного потребления и услуг;
- осуществление снабженческой, коммерческой, торгово-закупочной, посреднической деятельности.
ООО «СТРОИТЕЛЬ» является генподрядной строительной организацией, осуществляющей строительство зданий.
Кроме того, предприятие занимается оказанием услуг. Что также является основной деятельностью предприятия и снабжением материалами субподрядных организаций без торговых наценок –оптовая торговля.
Общество является юридическим лицом с момента государственной регистрации. Предприятие ООО «СТРОИТЕЛЬ» имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием. Общество в праве иметь банковские счета в рублях и в валюте на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем, принадлежащим ему имуществом.
В обществе создана бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером. Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер. Учет в обществе компьютеризирован, что значительно облегчает работу работников бухгалтерии и снижает затраты труда. АРМ бухгалтеров работают в единой сети, что позволяет обеспечить единство учета и отчетных данных, возможность формирования и выдачи результатных данных любому из пользователей сети. Вся сводная информация собирается у заместителя и главного бухгалтера, которые контролируют весь учетный процесс и организуют его наиболее оптимальным образом.
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники. Используется компьютерная программа 1С Предприятие, 7.7).
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
Налоговый учет ведется по общепринятой системе налогообложения.
Он ведется в целях формирования полной и достоверной информации о прядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью начислений и уплаты в бюджет налогов.
Система налогового учета создается исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.
Размеры и основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Размеры и основные экономические показатели ООО «СТРОИТЕЛЬ»
Показатели 2006 г. 2007г. 2008 г. 2008 г. в % к 2006г. Откл. 2008 г. от 2006 г. (+/-)
1. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 8624 6739 10544 136,9 +3805
2. Стоимость производственных основных средств, тыс. руб. 28603 28593 28666 275,1 +73
3. Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 5710 4826 3776 161,3 -1050
4. Среднесписочная численность работников, чел. 103 102 99 96,2 -3
5. Фондовооруженность, тыс. руб.
277,7 280,3 289,6 104,3 -9,3
6. Фондоотдача, руб. 0,54 0,43 0,66 122,2 +0,23
7. Производительность труда одного работника, тыс. руб. 83,7 66,1 106,5 127,7 +40,4
8. Оборачиваемость оборотных средств, раз 1,51 1,40 2,8 132,4 +1,4
9. Период оборота оборотных средств, дней 238 257 129 54,2 -128
За анализируемый период выручка от продаж возросла с 8624 тыс. руб. в 2006 г. до 10544 тыс. руб. в 2008 г. Рост составил 22,3%. При этом стоимость основных средств практически не изменился (рост составил 0,2%), а оборотного капитал, напротив, снизился на 33,9%. При этом численность работников сократилась с 103 человек в 2006 г. до 99 человек в 2008г. Снижение составило 3,8%.
В результате роста выручки от продаж на 1920 тыс. руб. и снижения величины оборотного капитала на 1934 тыс. руб. произошел рост скорости
|