СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Запасы, производство и потребление нефти по странам мира
1.1. Мировые запасы нефти
Самые большие запасы нефти – около 25% всех мировых запасов – находятся на территории Саудовской Аравии. Доказанные запасы нефти в данной стране составляют более 35 млрд. тонн. Ирак является второй по величине нефтяных запасов страной в мире. Объем его доказанных запасов составляет около 16 млрд. т нефти (11% общемировых), прогнозных - по разным оценкам, от 30 до 40 млрд. т. Основными месторождениями страны являются Меджнун с доказанными запасами около 3 млрд. т нефти, Западная Курна (2,4 млрд. т), Восточный Багдад (1,5 млрд. т) и Киркук (1,4 млрд. т).
Доказанные запасы нефти в России составляют примерно 5,5% мирового – около 8 млрд. тонн, в США – около 4 млрд. тонн (2,2% общемировых).
1.2. Производство и потребление нефти по странам
Мировым лидером по добыче нефти является Саудовская Аравия – более 1,2 млн. тонн/день. Мировым лидером по потреблению нефти являются США – более 2,6 млн. тонн/день. Чуть меньше потребляют страны Европейского союза – примерно 1,9 млн. тонн/день .
В мае 2007 года переработка нефти в мире достигла 9,92 млн тонн/день, что на 55 тыс. тонн/день превысило аналогичный показатель предыдущего года. Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют, что переработка нефти в мире будет расти и достигнет в августе 2007 года пиковой отметки 10,26 млн тонн/день. При этом существенное увеличение нефтепереработки ожидается в странах ОЭСР и на Ближнем Востоке.
В то же время эксперты МЭА отмечают, что из-за высоких цен на нефть доходность от ее переработки падает. Низкая доходность от переработки нефти уже вызвала дефицит нефтепродуктов, а впоследствии этот фактор может распространить свое негативное влияние и на рынок сырой нефти, опасаются эксперты МЭА.
Поставки нефти на мировой рынок в 2008 году возрастут, сообщается в докладе Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном сегодня в Париже. При этом ожидается, что нефтедобыча увеличится в странах СНГ и Латинской Америке. Однако в Европе и США добыча нефти в 2008 году несколько снизится, несмотря на ожидаемый рост ее поставок с шельфа Мексиканского залива и увеличение производства нефти из битумных песков в Канаде.
Прогнозируется, что в 2008 году добыча нефти странами, которые не являются членами ОПЕК, возрастет по сравнению с 2007г. на 0,14 млн тонн/день и достигнет 6,96 млн тонн/день. Потенциальные возможности ОПЕК по добыче нефти повысятся в 2008 году тоже на 0,14 млн тонн/день и достигнут 4,83 млн тонн/день. При этом рост резервных возможностей ОПЕК по дополнительному увеличению нефтедобычи будет достаточно умеренным из-за ожидаемого увеличения странами картеля добычи нефти во второй половине 2007 года и в начале 2008 года, считают эксперты МЭА.
Добыча жидкого нефтяного газа странами ОПЕК в 2008 году составит 0,75 млн тонн/день, что на 95 тыс. тонн/день превысит его добычу в 2007 году, прогнозируется в докладе МЭА.
2. Pоссия на мировом рынке нефти
2.1. Значение российского экспорта в мировой структуре экспорта нефти
Спрос на нефть увеличивался каждый год, и цены росли. В целом за пять лет начиная с 2000 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке .
В настоящее время более 70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны. Среди них лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн. т в год и обеспечил 31% роста потребления нефти в мире.
Промышленно развитые страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Голландия.
Добыча нефти в мире с 2000 г. по 2004 г. выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке.
С 2003 г. добывающие страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на нее. Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других стран был частично скомпенсирован падением добычи в Северном море, США, Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и технологическими причинами.
Стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить до-бычу примерно на 73 млн. т в год. В какой-то мере это компенсирует падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти из других стран, в том числе и, может быть, в значительной степени из России.
С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.
Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.
Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен .
При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.
К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи .
В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.
Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.
2.2. Транспортировка нефти
Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.
В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.
Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты .
Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.
Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.
Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).
В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).
Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.
Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.
2.3. Рынки сбыта нефти
Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.
Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.
В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США .
2.4. Внутренние потребности России в нефти
Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.
Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.
Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?
Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.
3. Основные факторы, влияющие на мировой рынок нефти
3.1. Предложение
Главный и самый серьезный фактор долгосрочного тренда удорожания энергоносителей - это стабильно растущий спрос и с большим трудом поспевающее за ним предложение. Дело в том, что добыча энергоносителей весьма инерционна: ее не так-то просто нарастить сверх некоторого предела сколько-нибудь быстро: разведка и освоение новых месторождений - дело очень долгое и дорогое. Еще несколько лет назад казалось, что свободные резервы добывающих мощностей в мире очень велики, и ОПЕК для недопущения обвала цен на нефть срезал квоты на добычу стран-членов картеля. Однако к настоящему времени все изменилось: сейчас в ОПЕК задействованы практически все добывающие мощности, но производимых картелем 30 млн баррелей в сутки рынку уже недостаточно.
В то же время резервов наращивания добычи почти нет: какие-то зримые возможности есть только у Саудовской Аравии, но и они уже невелики; между тем некоторые страны не могут использовать даже ту квоту, которая им выделена. Самый наглядный пример такого рода дает Индонезия, за последние 10 лет превратившаяся из крупного экспортера нефти в ее импортера: быстро растущее население увеличивает спрос, тогда как старые месторождения близки к исчерпанию, а чтобы провести по-настоящему масштабную разведку новых, попросту нет денег. Противоположные примеры (страны ОПЕК, добывающие заметно больше своей квоты) несущественны: скажем, у Алжира такое превышение достигло в первой половине нынешнего года полутора крат, однако по абсолютному размеру оно слишком невелико - всего 0,5 млн баррелей в сутки, то есть лишь 0,6% мировой добычи.
За пределами ОПЕК производится почти 2/3 мировой добычи нефти, однако и там с более-менее доступными резервами негусто: на перспективу ближайших нескольких лет эксперты этого рынка видят в качестве сколько-нибудь заметного источника дополнительного предложения лишь Россию и Каспийский регион (прежде всего, Казахстан), а этого мало. Кстати, слухи о гигантских доступных нефтяных резервах России вообще-то сильно преувеличены, в реальности активно наращивать добычу наша страна если и сможет, то максимум на протяжении нескольких ближайших лет: старые месторождения истощаются, ввод новых заметно запаздывает, а серьезные прорывы потребуют огромных вложений и немалого времени. Кроме того, у многих стран исчерпывается добыча на относительно легких месторождениях, тогда как приходящие им на смену, помимо большого времени и однократных капиталовложений, требуют еще и других технологий извлечения, намного более сложных и дорогих .
Наконец, помимо сложностей с предложением сырой нефти едва ли не еще более острые проблемы имеются в отношении предложения нефтепродуктов, то есть продукции нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По оценкам экспертов нефтяного рынка НПЗ в целом работают практически на износ: уровень загрузки мощностей достигает даже в среднем 93 - 94%, и это с учетом текущих ремонтов, неизбежно оставляющих незадействованной часть оборудования; так что способные к работе мощности загружены на 100%. Такое положение дел чревато регулярными выходами из строя оборудования, а также ошибками персонала: если посмотреть только на американские НПЗ, то можно отметить массу регулярно происходящих событий такого рода, перечислим лишь некоторые характерные, уместившиеся только в один месяц, с конца мая до конца июня. В 20-ых числах мая на НПЗ компании Валеро в штате Луизиана случился пожар, вследствие которого вышли из строя сразу 4 производственных модуля, на ремонт потребовалось больше месяца. Тогда же на НПЗ в Пасадене из-за ошибки персонала был остановлен производственный модуль мощностью около 100 тыс. баррелей бензина в сутки. В середине июня были остановлены 2 модуля на НПЗ в городе Порт-Артур, штат Техас, которые перерабатывают свыше 230 тысяч баррелей в сутки. Тогда же вследствие аварии и разлива 15 тыс. баррелей нефти сформировалось нефтяное пятно, для очистки от которого более чем на неделю был закрыт судоходный канал Калкасью в штате Луизиана, через него нефть танкерами доставлялась к четырем НПЗ в этом регионе, в том числе к одному очень крупному (он занимает 4-ое место в США по объему производства). В конце июня была остановлена работа 2 модулей на НПЗ компании Саноко в Филадельфии суммарной мощностью 200 тыс. баррелей в сутки; тогда же произошел пожар на НПЗ компании Эксон/Мобил, и был поврежден нефтепровод в штате Миннесота (разлилось 67 тыс. баррелей нефти). Ну и так далее... Такого рода события, являющиеся следствием недопустимо высокой загрузки производственных мощностей отрасли, происходят регулярно и каждый раз влекут за собой те или иные локальные проблемы с предложением нефтепродуктов.
3.2. Спрос
Мировой спрос на нефть сегодня составляет примерно 84,5 млн баррелей в сутки и с большим трудом покрывается предложением. Самый крупный потребитель нефти, разумеется, США: на них приходится четверть мирового спроса, правда, эта величина в последние годы не растет. Зато бурно увеличивается спрос на энергоносители (впрочем, как и на все остальные виды сырья) со стороны активно растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии. О темпах этого роста можно судить по тому, что ВВП КНР стабильно показывает рост на 10 - 12% в год, а так как инвестиции там растут еще быстрее (на 30 - 40% в год), отсюда можно представить себе масштаб разбухания китайского спроса на сырье, в том числе на нефть. Все это порождает перманентный рост совокупного мирового спроса на нефть на 1,5 - 2,0% в год. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2006 г. общий прирост спроса составит 1,24 млн баррелей в сутки; прогноз ОПЕК выше и достигает 1,36 млн. В перспективе пяти лет МЭА ожидает рост спроса в среднем на 2% в год, так что к 2011 г. он должен составить 93 - 94 млн баррелей нефти в сутки .
Высокий уровень загрузки отраслевых производственных мощностей вкупе с поджимающим предложение спросом порождает ярко выраженный в последнее время повышающий тренд нефтяных цен. В то же время надо учесть, что такая "теснота" спроса и предложения вызывает резкие колебания цен при любых изменениях ожиданий участников рынка. Можно вспомнить, например, что когда с осени 2000 г. эксперты стали всерьез опасаться заметного спада в американской экономике, цены на нефть устремились вниз - и достаточно активно: за год с небольшим нефть подешевела в 2,3 раза с 37,8 до 16,7 долл. за баррель. А в начале 2003 г. резко менялись ожидания в связи с войной в Ираке: в феврале все опасались хода событий в целом и возможной нестабильности с поставками энергоносителей из региона, и нефть подорожала до 40 долл. за баррель; а уже в апреле, напротив, публика ожидала успешного взятия под контроль США иракской нефтедобычи и последующего наращивания ее объемов: как следствие, цена упала до 25 долл. Эти примеры показывают, что мировой рынок, помимо общей повышающей тенденции (о причинах которой сказано выше), весьма подвержен еще и достаточно резким колебаниям в ответ на те или иные события, новости, слухи и ожидания .
Важным фактором удорожания нефти является также рынок производных инструментов ("деривативов") - фьючерсов и опционов: его объем огромен, а его участником может стать любой человек. В 2001 - 2004 гг. Федеральная резервная система США (ФРС, Центральный банк) проводила политику сверхдешевого кредита для стимулирования национальной экономики, однако реальным ее следствием стала безумная денежная накачка, результатом которой стала глобальная инфляция. Дешевые деньги устремились в различные финансовые активы, включая и многие деривативы. В условиях обесценения доллара и долларовых финансовых активов "горячие" деньги устремились в реальные активы, и сырьевые фьючерсы наряду с золотом и недвижимостью стали тут наиболее популярным объектом вложений. В последние 2 года ФРС ужесточает денежную политику, однако разогнанный маховик инфляции не так-то просто остановить: это обстоятельство лишь усиливает повышающее давление на сырьевые, в том числе нефтяные цены .
Наконец, стоит отметить, что на рынке энергоносителей существуют и регулярные сезонные флуктуации спроса. Очевидные причины таких колебаний имеют основой наличие отопительных сезонов в холодных странах, а также заметное увеличение спроса на моторное топливо в теплый сезон, когда многие частные автомобили начинают активно разъезжать по миру. По сложившемуся условному порядку старт активному автомобильному сезону в США дает День поминовения, который отмечается в конце мая. Для того, чтобы подготовиться к этому моменту, производители бензина начинают наращивать производство с середины весны, чтобы к началу лета оптовики создали достаточные его запасы. Что же до отопительного сезона, то в этом случае растет спрос не на бензин, а на топочный мазут и природный газ, и также для создания резервов активные закупки стартуют примерно за 1 - 2 месяца до холодов (которые в разных регионах мира, понятное дело, начинаются в разное время). "Взвешивая" активных потребителей топлива по вышеназванным точкам сезонных изменений, можно говорить о том, что обычно нефтяной рынок испытывает
|