СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Цель настоящего исследования состоит в рассмотрении нормативно-правовой базы, регламентирующей автомобильно-дорожный комплекс, разработке основных направлений совершенствования правового регулирования автомобильно-дорожного комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, состав, современное состояние автомобильно-дорожного комплекса в системе рыночного хозяйства и роли дорожного хозяйства отрасли в его структуре;
- проанализировать нормативно-правовую базу автомобильно-дорожного комплекса;
- проследить инновационный путь развития автомобильно-дорожного комплекса.
Предметом исследования является система социально-экономических и правовых отношений в процессе функционирования субъектов АДК.
Объектом исследования выступают предприятия и организации
дорожной отрасли России в макроэкономических, межрегиональных и
региональных взаимосвязях.
Вопросы формирования транспортного комплекса в контексте регионального развития нашли отражение в трудах ведущих специалистов в области региональной экономики и экономической географии. Особо в этом отношении заслуживают быть отмеченными работы Н.Т. Агафонова, Ю.Н. Гладкого, Ю.Д. Дмитревского, А.Е. Карлика, Н.Н. Колосовского, Г.М. Лаппо, О.П. Литовки, И.М. Маергойза, А.Н. Петрова, А.Е Пробста, В.М. Разумовского, Б.Б. Родомана, А.И. Трейвиша, С.А. А.А.Ткаченко, Э.Л. Файбусовича, А.М. Ходачека, В.М. Ходачека, М.Д. Шарыгина, В.Е. Шувалова.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, работы научно-
исследовательских институтов по совершенствованию и развитию сети
автомобильных дорог, законодательные акты Президента и
Правительства Российской Федерации по государственной концепции
создания и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации.
Методика исследования основана на обобщении статистических данных и
практического опыта, применении методов логического, экономического
и системного анализа, применялись монографический, расчетно-конструктивный, сравнительный, балансовый и другие приемы и методы
исследования.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования и рекомендаций в системе организаций государственной службы дорожного хозяйства.
Глава 1. Автомобильно-дорожный комплекс и его значение в экономике РФ
1.1. АДК: состав, система показателей деятельности, современное состояние
Определение понятия «автомобильно-дорожный комплекс» (АДК) как научной категории не сформулировано. Тем не менее, как было отмечено ранее, данный термин используется в Программе «Дороги России XXI века», а также в экономической, технической и другой литературе.
Предлагается дать следующую трактовку понятия
«автомобильно-дорожного комплекса»:
Автомобильно-дорожный комплекс - это межотраслевая народнохозяйственная система, определяющими характеристиками которой выступают: 1)единство целей - удовлетворение транспортных потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, 2) пропорциональность развития всех структурных составляющих этой системы - региональных подсистем «Автомобильный транспорт», «Дорожное хозяйство» и общегосударственных подсистем «Наука и проектирование», «Автотранспортное машиностроение», «Материально-техническое снабжение», «Специальное образование» и «Управление» [20, с.105].
Общей целью всех элементов автомобильно-дорожного комплекса, как отмечено, является удовлетворение транспортных потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.
Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.
Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог и дорожных сооружений:
- скорость;
- пропускная способность;
- непрерывность;
- удобство и безопасность движения;
- способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги.
На автомобильных дорогах общего пользования организуется дорожная служба, основной задачей которой является осуществление комплекса работ и мероприятий по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них и организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог [23, с.145].
Дорожная служба содержит дорогу, ремонтирует, обустраивает ее и организует движение транспортных потоков, т.е. обеспечивает функционирование дороги как транспортного сооружения. Эксплуатируют дороги автотранспортные предприятия и владельцы транспортных средств. Используют (эксплуатируют) многие дорожные сооружения участники движения — водители, пассажиры и пешеходы. Поэтому в общем виде под эксплуатацией автомобильных дорог понимают целесообразное и эффективное использование дорог автомобильным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Применительно к дорожной отрасли более правильным будет термин «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров.
В состав работ по содержанию и ремонту дорог на 2009 г. входит:
Рис. 1. Состав работ по содержанию федеральных автомобильных дорог в 2009г.
Опыт показывает, что экономическая отдача средств, вложенных в ремонт и содержание дорог, в два-три раза превышает экономический эффект от каждого рубля, вложенного в строительство новых дорог.
Поэтому необходимо объективно оценивать важность и социально-экономическую значимость работ по содержанию и ремонту существующих дорог. Состояние дорожной сети России таково, что задача повышения транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог, приведения их в соответствие с требованиями движения и дальнейшего совершенствования становится в большинстве регионов страны более важной, чем строительство новых дорог [31, с.47].
В современных условиях центр тяжести деятельности дорожных организаций постепенно и неуклонно переходит от строительства новых дорог к преимущественному сохранению, поддержанию и повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог методами содержания, ремонта и реконструкции. Главной стала задача повышения капитальности дорожных одежд, обеспечения высокой скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства дорог, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного обеспечения функционирования дорог [25, с.147].
Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. Ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,5—0,8 %, а за пятилетний срок около 3 % от общей протяженности этих дорог. С учетом перевода в сеть общего пользования сельских дорог этот прирост составляет около 3 % в год для всех дорог. Следовательно, более 97 % всех автомобильных перевозок осуществляется и будет осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомобильного транспорта.
Рис. 2. Концентрация автодорог общего пользования федерального и регионального значения в расчете на 1000 кв. км территории по федеральным округам
Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства.
Рис. 3. Карта-схема федеральных и основных региональных автомобильных дорог Российской Федерации
Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно и многообразно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и отдельных регионов.
Экономическая реформа, перемены в социально-политическом устройстве Российской Федерации существенно повышают требования к надежности и эффективности работы сети автомобильных дорог. Децентрализация экономики, системы управления, материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами привела к образованию большого числа предприятий и фирм, нуждающихся в бесперебойной доставке грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования по схеме «от двери до двери».
Расширение самостоятельности регионов, развитие международной торговли существенно увеличили количество прямых транспортных связей между регионами, а также с зарубежными странами, портами, рекреационными районами. Быстрое развитие происходит в сфере торговли, обслуживания и связанных с ними отраслей, которые в силу своей специфики тяготеют к автомобильному транспорту [38, с.15].
Рис. 4. Механизм влияния увеличения финансирования дорожного хозяйства на экономику страны
Изменяется и схема расселения жителей Российской Федерации, особенно вблизи крупных и крупнейших административных и промышленных центров. С началом экономической реформы в малых городах и сельских районах высвободились значительные трудовые ресурсы, которые, не находя применения в местах проживания, устремились в крупные и крупнейшие административные и промышленные центры. Однако в крупных городах возможности покупки или строительства собственного жилья ограничены большими ценами и отсутствием свободных территорий. В связи с этим в пригородных зонах ускоренно увеличивается численность населения, работающего и в целом тяготеющего к соседнему крупному городу. Все больше проявляется стремление людей приблизить свое жилье к природе, к экологически чистым рекреационным районам. Это привело к значительным размерам строительства загородных домов и дач, вследствие чего зона загородного жилого строительства вокруг крупных городов постоянно расширяется. При этом застроенные территории и поселки располагаются, в первую очередь, вдоль магистральных дорог, обеспечивающих быструю связь с местами работы, учреждениями образования, культуры, здравоохранения и т. д. Изменился и характер поездок в пригородных зонах. Если в прошлые годы эти поездки носили в основном сезонный характер, а пиковые нагрузки на дороги приходились на выходные дни в летний период, то сейчас имеют место ежедневные пиковые периоды в утренние и вечерние часы в течение всего года, которые еще более увеличиваются в выходные дни. В результате этих изменений автомобильные дороги в пригородных зонах крупных городов испытывают большие перегрузки и требуют повышенного внимания к содержанию, своевременному ремонту и реконструкции [29, с.204].
Существенное влияние на состояние дорог и условия движения автомобилей оказывают природно-климатические условия. Для территории России это имеет особое значение, поскольку на ее огромном пространстве имеются самые разные климатические зоны: от субтропической до антарктической.
От потребительских свойств дорог непосредственно зависят все основные технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта:
- производительность автомобилей,
- расход топлива,
- износ шин,
- затраты на обслуживание и ремонт,
- себестоимость перевозок и др.
Поэтому количественные значения требований к потребительским свойствам дорог прямо связаны с основными параметрами и характеристиками автомобилей, допущенных к движению по дорогам общего пользования:
- габаритные размеры,
- осевые нагрузки,
- общая масса автомобилей,
- динамические характеристики,
- свойства тормозных систем, подвесок, шин, рулевого управления, электронных устройств управления и торможения и др.
Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов привело к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дорогу, следствием чего является рост потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, увеличение их объемов. Эта тенденция в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать, чтобы обеспечить работоспособность существующих автомобильных дорог.
Дорожные организации выполняют большой объем работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности движения. Ежегодно в России ремонтируется около 30 тыс. км дорог, а расходы на эти цели возрастают на 20—30 % [27, с.165].
Указанные объемы работ позволяют сохранить существующую сеть дорог от разрушения, но явно недостаточны для приведения транспортно-эксплуатационного состояния дорог в соответствие с нормативными требованиями.
Рис. 5. Соответствие федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (по состоянию на 01.01.2009)
Чтобы решить эту задачу, ежегодные объемы работ по ремонту и содержанию необходимо увеличить в 1,5—2 раза и более.
1.2. Дорожное хозяйство России как инфраструктурная подсистема АДК
Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации [40, с.254].
Дорожное хозяйство России - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:
- проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
- проведение научных исследований, подготовку кадров;
- изготовление и ремонт дорожной техники;
- добычу и переработку нерудных строительных материалов;
- иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.
В состав дорожного хозяйства входят свыше 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тысяч человек.
Основные направления реализации новых подходов в деятельности дорожного хозяйства [19, с.56]:
Совершенствование географии объектов маршрутного ремонта дорог в увязке с новыми приоритетами финансирования строительства и реконструкции дорог;
Реализация новых подходов к планированию содержания дорог;
Внедрение в проектах инноваций, направленных на повышение безопасности движения;
Внедрение инноваций, направленных на повышение качества строительных материалов;
Повышение роли саморегилируемых организаций в повышении качества дорожных работ;
Ускорение внедрения новых технологий в области управления на основе системы Глонасс;
Внедрение инноваций, направленных на снижение энергозатрат при эксплуатации дорог;
Внедрение новых подходов к расширению источников финансирования дорожного хозяйства на основе концессионных соглашений на строительство и эксплуатацию дорог.
Рис. 6. Перспективы развития сети автомобильных дорог в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются на [24, с.124]:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:
1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации [31, с.110].
Рис. 7. Принципы классификации автомобильных дорог в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009г. «О классификации автомобильных дорог в РФ»
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки [29, с.28].
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования [36, с.197].
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;
2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;
3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;
4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;
5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
В 2009 году Федеральное дорожное агентство осуществило комплекс мер по достижению основных запланированных результатов [42, с.134].
Ввод в эксплуатацию федеральных дорог с учетом вторых очередей и вторых стадий строительства планируется обеспечить на уровне 1015 км, или в 1,8 раза больше по сравнению с 2008 годом.
В текущем году завершается реализация программы строительства внеклассных мостов. В начале октября введены в эксплуатацию мосты через Оку в Муроме и Волгу в Волгограде. Будут введены в эксплуатацию мосты через р. Волгу в Саратове и Ульяновске. Ускоряется реконструкция автодороги М-4 «Дон». Если в 2008 году объем ввода на этой дороге составил 56,6 км и 984 погонных метра мостовых сооружений, то в текущем году будут введены 140 км дороги и 5986 погонных метра искусственных сооружений.
В 2009 году выполнены значительные объемы строительства на автодороге «Амур» Чита – Хабаровск, заложена основа для завершения строительства этого маршрута в следующем году. Созданы существенные заделы для завершения в 2010 году строительства второй очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Активно осуществляется строительство уникального моста через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке. Разворачивается строительство олимпийских объектов в г. Сочи.
Важнейшие изменения законодательной базы в сфере дорожного хозяйства:
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчета»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009г. № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса»;
Изменения в Положение о Федеральном дорожном агентстве, устанавливающие новые полномочия;
Новые государственные стандарты в области безопасности движения, расчетных нагрузок, геометрических характеристик дорог.
Рис. 8. Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в 2005-2009 гг.
В проекте федерального бюджета на 2010 год объем финансирования дорожного хозяйства принят в размере 274,7 млрд рублей, или на 17,7 % меньше, чем в 2009 году. Несмотря на это, снижение планируется, что с учетом реализации заделов, концентрации ресурсов на вводных объектах, принимаемых мер по повышению эффективности бюджетных расходов объем ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог в 2010 году будет составлять 942 км (в том числе 308 км ввода протяженности и 634 км по второй очереди и второй стадии) [25, с.69].
Вместе с тем, снижение финансирования не позволит создать необходимые заделы для обеспечения таких же объемов ввода в последующие годы.
В программе дорожных работ также предусмотрено существенно изменить структуру расходов, ранее утвержденную в подпрограмме «Автомобильные дороги». В подпрограмме предусматривается концентрация объемов финансирования строительства и реконструкции наиболее приоритетных федеральных объектов, в том числе 30 % объема - на объектах Олимпиады в г. Сочи.
Автомобильно-дорожным комплексом принимаются меры, направленные на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, на смягчение последствий снижения объемов финансирования.
1.3. Анализ специфики функционирования АДК
Экономический и социальный рост России, обеспечение ее национальной безопасности могут быть осуществлены только при наличии конкурентоспособного и надежно функционирующего транспортного комплекса. В составе указанного комплекса особая роль принадлежит автомобильному транспорту, что определяется следующими причинами:
• отсутствием у почти 60% населенных пунктов России внешних путей сообщения, кроме автомобильных дорог [22, с.168];
• эксплуатационной и коммерческой маневренностью автомобильного транспорта в части обеспечения им бесперевалочной доставки грузов в пределах любой ее партионности, беспересадочного перемещения пассажиров во внутреннем и международном сообщении;
• высокой технологической адаптивностью автомобильного транспорта к взаимодействию с другими видами транспорта, производственно – логистическими организациями народного хозяйства, обеспечивающими процессы сбыта и обращения грузовых масс;
• социальной привлекательностью и доступностью автомобильного транспорта как объекта собственности юридических лиц и граждан России, обеспечивающего не менее 25% величины транспортной подвижности населения страны;
• высоким мобилизационным и коммуникационным потенциалом автомобильного транспорта в целях обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны;
• наибольшей среди видов транспорта адаптивностью автомобильного транспорта к рыночным формам хозяйствования – разгосударствлению приватизации, формированию конкурентной среды;
• облегченным входом физических лиц на рынок автотранспортных услуг с низким уровнем капитализации бизнеса;
• возможностью формирования значительного числа рабочих мест в организациях автомобильного транспорта, всех ресурсно-обеспечивающих его деятельность отраслей народного хозяйства России (ТЭК, автомобиле-строение, металлургия, химическая промышленность, торговля).
Как субъект экономики России, автомобильный транспорт:
• непосредственно участвует в формировании макроэкономических результатов функционирования народного хозяйства (ВВП, национального дохода) [35, с.214];
• через участие транспортных издержек в составе издержек обращения влияет на стоимость продукции и услуг конечного потребления;
• способствует формированию внетранспортных экономических эффектов или ущербов (потерь) в сопряженных отраслях всех сфер народного хозяйства.
Таблица 1
Объемные показатели (километров)
Наименование мероприятия Протяженность
2002-2010 годы - всего в том числе
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и искусственных сооружений на них -всего 140 897 22 930 21 260 15 090 16 627 16 994 15748 17 410 14 838 -
в том числе:
капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них - всего 30 528 3 447 3 460 3 990 3 458 4 028 3 468 5 054 3 623 -
из них:
капитальный ремонт 8 199 913 960 1 190 514 1 180 1 120 1 382 940 -
ремонт 22 329 2 534 2 500 2 800 2 944 2 848 2 348 3 672 2 683 -
капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них 110 369 19 483 17 800 11 100 13 169 12 966 12 280 12 356 11 215 -
Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и искусственных сооружений на них - всего 23 800 3 646 2 869 2 975 2 304 3 063 3 134 2 282 3 527 -
в том числе:
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них 2 872 491 391 305 169 418 415 369 314 -
кроме того по 2-й стадии и 2-й очереди 892 - - - - - - 191 701 -
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них 20 036 3 155 2 478 2 670 2 135 2 645 2 719 1 722 2 512 -
Наиболее значимые для страны объекты утверждаются в составе перспективного плана развития Российской Федерации. Все крупные дорожные стройки указаны в подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377. В их числе:
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-1 «Беларусь» общей протяженностью 97 км. Объем финансирования в программный период – 64893 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 669 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-2 «Крым» общей протяженностью 155 км. Объем финансирования в программный период – 50371 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 325 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-3 «Украина» общей протяженностью 51 км. Объем финансирования в программный период – 18453 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 362 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-4 «Дон» общей протяженностью 1521 км. Объем финансирования в программный период – 884057 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 581 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-5 «Урал» общей протяженностью 1155 км. Объем финансирования в программный период – 203189 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 176 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-6 «Каспий» общей протяженностью 86 км. Объем финансирования в программный период – 16779 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги –195 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-7 «Волга» общей протяженностью 668 км. Объем финансирования в программный период – 122258 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 183 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-8 «Холмогоры» протяженностью 44 км. Объем финансирования в программный период – 33058 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 751 млн. рублей).
• Реконструкция участков автодороги М-9 «Балтия» протяженностью 69 км. Объем финансирования в программный период – 33170 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 481 млн.рублей).
• Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург общей протяженностью 626 км с 4-8 полосной проезжей частью, строительством обходов населенных пунктов и организацией 10-полосного движения на выходе из Москвы. Объем финансирования в программный период – 567498 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 907 млн. рублей).
Исходя из фактического снижения цен на ГСМ, цемент и металл, а также на нерудные строительные материалы, и с учетом существенного уменьшения объемов капитальных вложений, - то есть высвобождения мощностей подрядных предприятий, предполагается, что стоимость строительства и ремонта автомобильных дорог снизится на 20-25% по сравнению с первоначальными затратами, предусмотренными в среднесрочных и долгосрочных программах развития и совершенствования сети автомобильных дорог.
Что касается 2009 года, то в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 987 «О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (пункт 16), Изменение лимитов бюджетных обязательств на 2009 год на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств утверждается исходя из 85 процентов общего объема соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на 2009 год [21, с.98].
Кроме указанных проектов, ФЦП предусматривает строительство и реконструкцию следующих участков дорог: М-10 «Скандинавия», М-11 «Нарва», М-18 «Кола», М-20 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель, М-21 Волгоград – Каменск-Шахтинский, М-23 Ростов-на-Дону – Таганрог, М-27 Джубга – Сочи, М-29 «Кавказ», М-32 Самара – Б. Черниговка, М-51, М-53, М-55 «Байкал», М-60 «Уссури», А-141 Брянск – Смоленск, А-165 Улан-Удэ – Кяхта, ЦКАД, а также других объектов.
ФЦП прошла необходимую процедуру согласования в Минрегионразвития России, Минэкономразвития России, Минюсте России, Минтрансе России, Минфине России и в аппарате Правительства РФ.
Из приведенных данных видно, что средние затраты на строительство и реконструкцию объектов существенно различаются между собой. Это объясняется не только количеством и протяженностью дорожных сооружений, но и количеством полос движения на дороге.
За период с 1999 г. по 2009 г. общая протяжен¬ность автомобильных дорог в Российской Феде¬рации, включающая сеть дорог общего пользова¬ния и прочие автомобильные дороги, возросла с 934,9 тыс. км до 1144,9 тыс. км или на 22% [20, с.65].
Протяженность сети автомобильных дорог об¬щего пользования Российской Федерации, которая до введения новой классификации включала внего¬родские автомобильные дороги, являющиеся феде¬ральной собственностью, и дороги, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации, на 01.01.2005 г. составила 600,6 тыс. км, в том числе: федеральных автомобильных дорог - 47,1 тыс. км; территориальных дорог - 553,5 тыс. км. На дороги общего пользования приходится 52,4% от общей про¬тяженности дорог в Российской Федерации, в том числе на федеральные дороги - 4,1%, на территори¬альные дороги - 48,3% (рис. 9).
Рис. 9. Структура автомобильных дорог РФ в соответствии с ранее действовавшей классификацией на 01.01.2005г.
За период с 1999 г. по 2009 г. протяженность ведом¬ственных дорог сократилась на 130 тыс. км (32,4%), что связано, с одной стороны, с передачей в состав сети общего пользования части ведомственных дорог, а, с другой стороны, с утратой юридического статуса и иму¬щественных прав отдельных ведомственных организа¬ций в части ранее принадлежащих им дорог, которые отнесены к группе бесхозных дорог, составивших 11,2% от общей сети дорог Российской Федерации.
Таблица 2
Целевые показатели
Единица измерения 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения Км
----------процентов 17708 -------38 17316 ------ 37 17784 -------38,1 17521 -------37,2 17687 -------37,5 17816 -------37,87 19033 -------38,54 19828 -------39,47 -
2. Доля автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки Км
----------процентов 12349 -------26,5 12589 -------26,9 12776 -------27,3 13240 -------28,2 13573 -------28,8 12860 -------27,34 13586 -------27,51 13724 -------27,32 -
3. Прирост средней скорости движения транспортных потоков (по сравнению с 2002 годом) нарастающим итогом по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения км/ч*
------ процентов 65,7 --------- - 66,3 --------- 0,9 67
----
2 67,6 --------- 2,9 67,5 --------- 2,7 67,2 --------- 2,3 67,4 --------- 2,6 67,4 --------- 2,6 -
4. Прирост численности сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения по дорогам с твердым покрытием (по сравнению с 2002 годом), нарастающим итогом единиц - 118 273 394 630 857 1153 1210 -
Протяженность внегородских автомобильных дорог Российской Федерации с твердым покрытием по состоянию на 01.01.2009 г. представле-на на рис. 10.
Рис. 10. Протяженность внегородских автомобильных дорог РФ по состоянию на 01.01.2009г.
По состоянию на 01.01.2009 г. на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации насчитывалось 43076 мостовых сооружений (из них 7037 деревянные) общей протяженностью 1759,3 км, в том числе [28, с.38]:
- на федеральных автомобильных дорогах - 5 687 мостов и путепроводов (из них 58 деревянные) общей протяженностью 359,2 км;
- на территориальных автомобильных дорогах - 37 389 мостов и путепроводов (из них 6979 деревян¬ные) общей протяженностью 1 400,1 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации по типам по¬крытия и техническим категориям представлена на рис. 11, 12.
Рис. 11. Протяженность автомобильных дорог общего пользования РФ по типам покрытия по состоянию на 01.01.2009г.
Рис. 12. Протяженность автомобильных дорог общего пользования РФ по техническим категориям по состоянию на 01.01.2009г.
Протяженность автомобильных дорог, не вхо¬дивших в состав дорог общего пользования, по предварительным результатам инвентаризации оценивается в 544,3 тыс. км (47,6% от общей протяженности дорог в Российс¬кой Федерации), в том числе:
- протяженность ведомственных и час¬тных автомобильных дорог - 270,9 тыс. км;
- протяженность улично-дорожной сети городов - 145,2 тыс. км, при этом на долю крупных городов и городов, являющихся центрами субъектов Российской Федера¬ции, приходится 45,5 тыс. км (31%), остав¬шиеся муниципальные дороги проходят по территории поселений и муниципальных районов;
- протяженность бесхозных дорог - 128,2 тыс.км.
Состояние сети автомобильных дорог
Основу дорожной сети общего пользо¬вания составляют федеральные автомо¬бильные дороги, которые относятся к фе¬деральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответствен¬ности федеральных органов исполнитель¬ной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. Значи¬тельная часть федеральных автомобиль¬ных дорог соединяет
|