СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КИЛЛЕРА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТИПОЛОГИЯ
1.1. Понятие личности киллера и её основные характеристики
XX столетие стало веком настоящей криминальной революции. В прошлый век человечество вошло уже с «богатым» багажом наработанных технологий и схем заказных убийств. Бандит с пистолетом за углом — в XX веке уже перестает быть типичным портретом киллера.
С бурным развитием научно-технического прогресса и стремительным ростом новых социально-экономических отношений в современном обществе рынок киллерских услуг потребовал наемных убийц разной специализации. С появлением на рынке профессиональных убийц, спроса на киллеров узкой специализации появилось и предложение: подпольные школы, в которых готовят таких наемников — снайперов, «химиков», минеров и пр. После развала СССР эти «учебные центры» по данным ФСБ и МВД РФ, появились в Молдавии, Забайкалье и на территории стран Центральной Азии .
Сегодня платные убийцы — это целая армия разных людей. И в плане профессионализма, и по характеру услуг, и по «гонорарам». На рынке СНГ работает достаточно большая армия профессиональных киллеров. Эксперты утверждают, что костяк высококлассных профессионалов составляет около тысячи человек. Киллеры самого высокого класса вышли из спецслужб после их бесконечных перестроек и переименований. Они умеют и стрелять, и взрывать, и имитировать смерть от несчастного случая. И ни один из таких убийц не был пойман. Но они есть.
Второй «эшелон» составили бывшие десантники, бойцы спецподразделений, вчерашние спортсмены (как правило, биатлонисты). Одни «трудятся» в бандах. Другие живут рядом с нами, ходят на работу, воспитывают детей. И периодически под благовидным предлогом выезжают выполнять заказ. Считается, что такие киллеры принимают всего по три — пять заказов в год, и, как правило, из других регионов .
Кроме того, растет самый многочисленный отряд киллеров — это дилетанты, случайные люди. Именно их чаще всего удается поймать и осудить.
Появление случайных киллеров вызвано, как ни странно это звучит, массовым спросом на эти услуги. Заказные убийства перестали быть бичом только коммерсантов и бандитов. Криминал настолько вошел в повседневную жизнь, что даже, казалось бы, нормальные люди с его помощью стали решать обычные житейские проблемы.
Маркетологи от смерти подразделяют рынок наемных убийц на три основных сегмента, соответствующих той иерархической лестнице, по которой взбирается среднестатистический гражданин в процессе своей трудовой деятельности. Это киллеры для элиты, наемные убийцы для руководителей среднего уровня и, наконец, «домашние» ликвидаторы, услугами которых может воспользоваться гражданин СНГ со средним достатком.
На рынке наемных убийц, как в модном бутике — основная сумма платится за громкое имя. Все расходы на заказанную смерть входят в стандартный перечень цен. Это организация слежки за объектом, пути отхода после совершения преступления, оружие и одежда, транспорт, съем жилья. Дело в том, что наемники, как правило, никогда не работают там, где живут. Трудятся они на «выезде».
Мировая криминальная статистика показывает, что раскрываемость заказных убийств остается по-прежнему невысокой, даже несмотря на то, что расследованием этих преступлений занимаются специализированные подразделения правоохранительных структур. Так называемые резонансные убийства раскрыть гораздо сложнее, поскольку на их подготовку, как правило, тратятся большие силы и средства. Здесь очень многое зависит от квалификации следователей и оперативных сотрудников. Но даже если киллера и заказчика удается схватить, очень сложно доказать в суде, что речь идет именно о заказном убийстве, чтобы судьи не сомневались и выносили максимально строгое наказание. Такие преступления караются сроком от 8 до 20 лет, пожизненным заключением или смертной казнью. В большинстве стран мира амнистия на такого рода особо тяжкие преступления не распространяется .
Особым спросом сейчас пользуется «высший пилотаж» киллерского ремесла, когда убийство маскируется под несчастный случай. Отсюда и образовались такие виды киллеров, как штатные, разовые и внештатные. Штатные киллеры работают на постоянной основе и обычно на правительственные структуры, типа спецслужб различных уровней, армии и МВД. Им порой не платят больших денег, а служат они за идею. Бывают штатные киллеры (а то и целые бригады) и у мощных, хорошо вооруженных преступных группировок.
Разовых киллеров-«торпед» вербуют или нанимают на криминальные разборки для совершения одноразовых акций. «Торпеда», убивая вора в законе, в скором времени сам погибает от рук наемников. «Торпеда» — это зек-убийца или бандит, проигравший в карты, который по решению воровской сходки должен замочить вора в законе. Убив законника, киллер сам автоматически переходит в разряд заказанных. Дни его уже сочтены. Ведь за убийство вора в законе — самого главного и авторитетного в уголовной иерархии — по всем бандитским понятиям и раскладам полагается смерть, смерть жуткая.
Особым спросом до сих пор пользуются специалисты-подрывники, те, кто вешает взрывчатку у двери жертвы, закапывает в клумбу у подъезда или на обочине дороги, ведущей к дому жертвы.
Однако самая дорогая услуга наемника по вызову — это инсценировка естественной смерти. Классикой такого заказа стала ликвидация в 1995 году крупного банкира, председателя правления Росбизнесбанка Ивана Кивелиди. Отравляющее вещество, так и оставшееся неизвестным, ему засыпали в телефонную трубку. Погиб он сам, погибла его секретарша, и отравились двое оперативников, которые работали на месте преступления. Убийство до сих пор не раскрыто .
Но у того, кто отнимает жизнь других, и собственная оказывается очень короткой. На знаменитого Александра Солоника, которого журналисты окрестили «киллером №1», нашелся другой киллер. И достал «неуловимого» даже за границей. Профессия убийцы опасна не столько тем, что органы найдут и посадят, сколько тем, что, взяв заказ и его исполнив, киллер становится самым слабым звеном в цепочке заказчик — жертва. Судьба киллеров в основном предсказуема: чаще они погибают насильственным путем. Их либо убирают как лишних свидетелей, либо они становятся объектами жестокой мести со стороны товарищей убитых клиентов. Если повезет — то получат лет по 25 тюрьмы или пожизненный срок. Но, тем не менее, ряды киллеров никак не уменьшаются, а даже, наоборот, с каждым годом увеличиваются. Секрета здесь никакого нет: всё решают деньги, большие деньги. И пока есть большие деньги, будут и киллеры. Хорошие деньги обязывают убийц быть изобретательными и делать свою работу, не взирая на звания и положение клиентов в обществе, их связи, крутизну, многочисленную охрану. Ведь для ликвидаторов не существует преград в достижении цели, для них нет авторитетов. Деньги заплачены — значит, получите пулю в лоб или кинжал в бок.
Милиционеры отмечают изменение в качественном составе наемных убийц. Если раньше это были настоящие профессионалы – бывшие выходцы из спецслужб и элитных армейских подразделений, то теперь совершить заказное убийство берутся скорее безработные, наркоманы, бомжи и даже родственники жертв. Тем более что добыть оружие не составляет особых проблем. Снайперские винтовки, автоматы и пистолеты в изобилии есть в регионах, которые граничат с горячими точками. Оперативники признаются, что в последнее время их беспокоит неприятная тенденция. Наряду с боевым оружием киллеры все чаще используют газовые пистолеты, переделанные под стрельбу боевыми патронами. Подпольные заводы находятся практически во многих российских регионах, а на Северном Кавказе их производство поставлено чуть ли не на поток .
Личность наемного убийцы сравнительно недавно стала предметом исследования ученых, хотя убийства по найму совершались давно. Видимо, дело было в том, что в течение длительного времени отечественные правоведы были вынуждены отрицать их наличие в силу того, что в действовавшем законодательстве ответственность за такие преступления не была предусмотрена. В настоящее время личность наемных убийц рассматривается в рамках профессиональной преступности, поскольку обще признано, что наемные убийцы занимаются совершением этих преступлений, как профессией.
Как отмечает И.М. Мацкевич, сложность составления криминологического портрета наемных убийц связана со следующими обстоятельствами:
1) по-прежнему ощущается недостаток эмпирического материала. Разумеется, в настоящее время подобного материала значительно больше, чем это было в начале 1990-х годов, когда было очевидно, что правоохранительные органы оказались совершенно неготовыми к обвалу как преступности в целом, так и убийствам по найму в частности;
2) далеко не всегда удается установить заказчика преступления, а без этого составление полного портрета наемного убийцы невозможно;
3) арестованные и отбывающие наказание наемные убийцы-профессионалы практически никогда не идут на контакт с исследователем .
Среди наемников основную группу составляли мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, лица без определенных занятий, с отрицательной характеристикой, из числа бывших спортсменов или натренированных людей. В большинстве своем эти лица судимые (40 %), совершающие различные преступления.
Наемные убийцы как представители насильственной преступности подпадают под общий образовательный портрет насильственного преступника. Более 70 % из них имеют среднее образование, 15 % - среднее профессиональное и 2 % - высшее образование. Оставшиеся 13 % либо не имеют никакого образования, либо имеют незаконченное среднее образование .
Большинство наемных убийц в целях конспирации трудоустроены и легализованы. Внешне они вполне добропорядочные люди. Как отмечает И.М. Мацкевич, трудоустроенность носит формальный характер, поэтому сфера легальной занятости чрезвычайно разнообразна, а выбор конкретной деятельности не имеет принципиального значения. Главное, чтобы характер работы позволял в случае необходимости отлучаться на несколько дней и чтобы такое отсутствие не выглядело подозрительно. Поэтому наемные убийцы устраиваются ночными сторожами, курьерами, коммивояжерами .
Наемный убийца живёт в иллюзорном мире. Ему представляется, что от него всё зависит. В действительности от него мало что зависит. В общей массе профессионального преступного мира наемных убийц презирают. Так, про Солоника преступные авторитеты говорили, что он был «сявкой», ничего не решал, на воровские сборища его никогда не приглашали .
Подготовка наемных убийц, как очень точно заметил Ю.М. Антонян, начинается ещё в подростковых драках, совершенствуется в преступных действиях организованных неформальных молодёжных группировках, при насилии над молодыми солдатами в армии или «опущенными» в исправительных учреждениях .
Под давлением внешних факторов раскол в психике личности преступника не происходит произвольно, а предопределён самой структурой личности. Как отмечает, Ю.М. Антонян, существует точка зрения, что для совершения убийства необходима генетическая или иная физиологическая предрасположенность. Эту предрасположенность можно разделить на 1) скрытую – когда человек не подозревает о своей способности лишить человека жизни и соглашается на убийство не сразу, а после долгих внешних и внутренних колебаний; 2) открытую – когда человек осознаёт, что убийство для его человеческой сущности вполне приемлемо, и соглашается на него без колебаний и сомнений .
Наемные убийцы – эмоционально холодная личность. Для такой личности характерно, что эмоциональная холодность исключает сопереживание и идентификацию с людьми, умение поставить себя на их место. Причем эмоциональная холодность может выражаться в стремлении быть не информированным о личности жертвы, её жизни, наличии семьи, детей и т.п. Желание быть не информированным вызвано тем, что наемный убийца пытается абстрагироваться от окружающей его действительности и ищет каких-либо оправдательных мотивов перед самим собой.
И.М. Мацкевич справедливо отмечает, что мотивационная сфера наемных убийц представляет собой полимотивацию – сочетание насильственной и корыстной направленности. Именно мотивационная сфера является центром внутренней структуры личности, интегрирующей её активность .
Отношение профессиональных киллеров, которым свойственно гипертрофированное нравственное помешательство, к своей преступной профессии связано с тем, что общественные отношения всё в большей степени превращаются в отношения, так или иначе связанные с деньгами, которые он получит за ликвидацию потерпевшего.
В 80 % наемник не бывает знаком с потерпевшим, поэтому накануне убийства нанимателю приходилось знакомить наемника с внешностью намеченной жертвы, сообщать ее адрес. В отдельных случаях, когда наемник подбирается посредником, наниматель с ним не бывает знаком. Нанимателями могут быть работники различных кооперативов, торговли, дельцы теневой экономики или руководители крупных мафиозных групп, которые в прошлом совершали убийства или тяжкие телесные повреждения в ходе дележа своих сфер влияния .
При совершении убийств по найму на лично-бытовой почве выявить типичный портрет нанимателя очень сложно. Пестрая характеристика исполнителя убийства говорит не об отсутствии типичного представителя, а о том, что столь негативное явление, как убийство по найму, проникло во все социальные слои общества. Прибегнуть к физическому уничтожению оппонента не брезгуют ни представители науки, медицины, искусства, ни даже сотрудники правоохранительных органов.
Является ли единственным мотивом их действий корысть, сугубо материальный интерес? Безусловно, нет, поскольку их поведение полимотивированно, что подчеркивает и Ю. М. Антонян. «Во-первых, ...наемные убийцы по большей части некрофильские натуры, чье поведение определяется самой потребностью в убийстве. Во-вторых, это игроки, которым очень нужно побывать в острых, возбуждающих ситуациях риска и опасности, что совсем не противоречит ранее высказанному утверждению о хладнокровии и осмотрительности таких людей. В названных ситуациях могут успешно действовать спокойные, выдержанные личности, умеющие просчитывать разные варианты. В-третьих, отнюдь не исключено, что отдельные наемные для убийства лица мстят бизнесменам или коммерсантам за то, что те удачливее и богаче, что они делают то, о чем убийца может лишь мечтать» .
В отличие от других убийц, которые отличаются повышенной ранимостью и восприимчивостью в межличностных отношениях, киллеры - спокойные, уравновешенные люди. Их трудно вывести из равновесия. Вероятно, они вряд ли дадут себя втянуть в уличную ссору или домашний конфликт. Отличительная их черта - умение быть незаметными, ничем ни привлекать к себе внимания. Это одно из условий их успешной деятельности по выполнению "заказов". Таким образом, в лице наемных убийц наше общество столкнулось с довольно необычным явлением, с особой категорией людей и преступников.
1.2. Типология киллеров
Существует 4 группы исполнителей:
1-самые подготовленные профессионалы, умеющие обращаться не только с огнестрельным оружием, но и взрывчаткой, имеющие боевой и оперативный опыт, повидавшие смерть. Это бывшие герои-афганцы, спецназовцы, уволенные сотрудники КГБ и МВД-их уже учили профессионально убивать.
2 - люди, прошедшие срочную службу и знающие оружие, спортсмены-биатлонисты, мастера восточных единоборств, охотники, егеря.
3 - представители организованной преступности.
4 - дилетанты-бродяги с улицы, наркоманы .
Остановлюсь на первой категории (профессионалов), которые как класс на просторах бывшего СССР появились в начале 90-х гг.: спрос породил предложения.
Средний возраст киллера-25-30 лет. В «цехе» профессиональных убийц есть еще две категории - одиночки и бригады. И те и другие недолговечны. Плохо зарекомендовавшего себя одиночку, иногда, "убирают" сами же заказчики после 2-3 дела. В бригадах же, если видят, что кто-то из сотоварищей на грани срыва (случись, попадет в милицию или спецпрокуратуру - всех заложит), его так же «убирают» - срабатывает инстинкт коллективного самосохранения. Иногда встречаются «специалисты», за плечами которых по несколько десятков трупов, их в преступной среде ценят, хорошо оплачивают, они даже успевают занять некую ступеньку в криминальной иерархии. Но в конце концов убирают и таких: они многое про многих знают и становятся опасны .
Вся цепь: заказчик-посредник-диспетчер-исполнитель соблюдает конспирацию. Исполнитель тщательно изучает свою жертву и идет на дело с гарантией собственной безопасности. Детали операции по ликвидации человека тщательно прорабатываются. Учитывается любая мелочь, начиная от маршрута, по которому следует жертва и кончая его привычками. Все делается для того, чтобы свести к нулю опасность провала.
Предотвратить убийство, когда киллер-профессионал включился «в работу», очень трудно. Профи, получив заказ, обязательно его выполнит; полгода, год он выслеживает жертву и, уличив момент, когда она будет беззащитна, убьёт .
Омоложение корыстных преступников - явный показатель социальной дезориентации части молодежи. Неформальные молодежные объединения приняли устойчивый характер. К сожалению, довольно часто такие объединения связаны с криминальным миром. Например, всем известные «казанские моталки» и «люберецкие качки» .
Воспитание в духе неуважения к закону и правоохранительным органам, воздействие старших товарищей, легкие деньги - все это приводит к восприятию молодежью преступного пути поведения как единственно верного. Таким образом, создается система ценностей, в которой умерщвление «чужака» считается естественным, а решение о том кого конкретно необходимо убить принимает вышестоящий.
По степени нравственной и психической деформации наемных убийц И.М. Мацкевич делит на следующие категории:
• пассивных - совершают убийства для разового получения заработка;
• активных - убийство стало их профессией .
При этом в процессе совершения преступления у представителей первой категории может продолжаться процесс деградации моральных установок и психики.
По уровню профессионализма и целей, которые ставят перед собой наемные убийцы, автор классифицирует их на следующие группы:
• единопрофильные - наемные убийцы, специализирующиеся исключительно на заказных убийствах;
• многопрофильные - преступники, совершающие различные корыстно-насильственные преступления, в том числе и убийства по найму;
• дилетанты - преступники, для которых предложение совершить убийство за вознаграждение явилось случайным, и они согласились на него исключительно из-за денег .
Наиболее наглядная и простая классификация убийц может быть предложена в зависимости от способа совершения преступлений. По этому основанию профессиональные убийцы классифицируются на:
1) совершающих преступления посредством огнестрельного оружия, внутри которой в отдельную подгруппу следует выделить так называемых «снайперов», которые демонстрируют прекрасные навыки владения высокоточным оружием (в качестве примера можно привести убийство Отари Квантришвили около Краснопресненских бань, когда киллер с расстояния более 100 метров в течение нескольких секунд произвёл в сторону жертвы выстрелы и пули точно попали в цель);
2) совершающих преступления посредством взрывных устройств;
3) совершающих преступления посредством применения ядов;
4) совершающих преступления примитивными способами (удар молотком, топором, применение удавки, избиение палками и т.п.;
5) подростков, используемых для нападения;
6) имитирующих несчастный случай .
На основании изложенного, можно утверждать, что для наемных убийц характерны следующие черты:
1. Наличие среднего образования и принадлежность в большинстве к мужской половине населения.
2. Моральная, психологическая и физическая предрасположенность к совершению убийств. Важно понимать, что без надлежащих негативных социальных условий, в которые оказывается погружен индивид, предрасположенность к совершению тяжких насильственных преступлений не имеет никакого значения.
3. Эмоциональная холодность, в том числе способность контролировать свои эмоции и не проявлять агрессию в бытовом поведении. Как правило, указанные особенности являются результатом длительных тренировок, хотя не исключено, что они могут быть и прирожденными, но постоянно культивироваться и развиваться.
4. Конспирация. Киллеры умеют достаточно профессионально гримироваться, это лишний раз свидетельствует о том, что многие из них вышли из недр спецслужб. Кроме того, для киллеров характерно тщательное планирование убийств с заранее подготовленным отходом и запутыванием следов.
5. Высокий профессионализм при выполнении порученной работы и чувство удовлетворения от полученного результата (убийства).
6. Ощущение собственной значимости, эффект нарциссизма. Не меньшее значение для наёмных убийц, чем деньги, имеет чувство превосходства над другими людьми, чувство вседозволенности и безнаказанности, иллюзия, что он управляет миром.
7. Наиболее криминогенно активный возраст. В этом возрасте, как установлено, личность человека находится в завершающей стадии формирования.
8. Дефекты в социальном воспитании. Насаждение культа денег и насилия, безумное тиражирование фильмов, книг, пропагандирующих и романтизирующих преступный образ жизни, а также отсутствие идеологической основы в воспитании молодого поколения привели к тому, что в настоящее время у значительной части нашего общества не осталось каких-либо сдерживающих начал, которые позволяли бы противостоять тем соблазнам, которые насаждаются криминальным миром.
9. Хорошее физическое развитие. Лишая жизни других людей, киллеры заботятся о собственном здоровье, многие из них не курят и не употребляют спиртных напитков.
10. Самооправдание своему преступному поведению.
11. Некрофильность, стремление к смерти. Страх перед смертью у них если не отсутствует вовсе, то в значительной степени притуплен.
Таким образом, наемный убийца – это эмоционально отчужденная личность, для которой характерны псевдорациональные позиции и установки, психической организации которой присуще наличие дефектов, с искаженным духовным и ценностным потенциалом с гипертрофированным самоутверждением и корыстными интересами.
С большой тревогой, приходится делать вывод о том, что в нашей стране устойчиво существует новая преступная специализация - наемный убийца. Число лиц и преступных сообществ, оказывающих подобные услуги, продолжает расти. Абсолютный рост числа наемных убийств, из которых раскрываются в основном совершаемые на лично - бытовой почве, говорит о неспособности государства обеспечить гражданам достаточный уровень охраны жизни.
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ КИЛЛЕРА В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1. Общая характеристика произведений о киллерах
Литература не только «отражает»» жизнь, но и способна формировать в жизни новые реалии, как желательные (нравственно, граждански, человечески), так и нежелательные. Она способна провоцировать их появление. Общепонятно и широко принято, что литература есть «отражение жизни», причем нередко «кривозеркальное», допускающее многообразные отходы от реальности на основе творческой фантазии художников. Тем не менее, подчеркивание влияния жизни на литературу неизбежно есть одностороннее гипертрофирование отдельно берущейся ипостаси двуединого диалектического процесса. Нельзя забывать о второй его стороне — влиянии литературы, ее образов, ее сюжетов, их событийных коллизий на реальную жизнь.
Формирующее воздействие литературы, ее сюжетов и образов на идущую жизнь, разумеется, имеет свои объективные основания, обусловлено определенными «механизмами» — психофизиологическими, социально-психологическими и т. п. В интересующий нас период тяга к беллетризму явно наметилась у ряда отечественных писателей, давно имеющих и своего читателя и прочное литературное имя. Что в этой тяге диктуется создавшимся спросом на литературном «рынке», что объясняется причинами органичными, интимно-творческими — особый вопрос, разрешаемый всегда сугубо индивидуально. Но само появление отечественных беллетристических новинок в последнее время — факт.
У литературы всегда был заказчик, влиявший на ее содержание, а, следовательно, и на стиль. У великой русской литературы ХIX века заказчиком и в основном исполнителем было дворянство, и если мы признаем величие этой литературы, то следует за дворянством признать определенный вкус и определенную интеллигентность. Литературу писали и читали небедные люди, а появление в культуре разночинцев говорило лишь о заразительном влиянии литературного труда и литературного мышления на новые сословия. ХХ век с его социалистической революцией перевернул пласты культуры, зарыв в землю дворянство и духовенство, но литература как средство культурного самосознания оставалась в традиции как классика и продолжала развиваться как авангард.
Переворот, начинавшийся как перестройка, изменил соотношение сил в культуре, а именно: упразднил литературу как идеологию, устранил ее заказчика (идеолога и цензора) и поставил в тупик, как ее потребителя, так и создателя. В моду вошли авторы, которые ударили по уже несуществующему заказчику, с одной стороны, по идеологу (и без того ушедшему в предприниматели), с другой – по цензору вообще, включая личного внутреннего (литературное хулиганство, переползающее в нелитературное). Новая литература вряд ли относится к изящной словесности. В конце 80-х и начале 90-х усиленно наверстывали упущенное, то есть ту массовую культуру, при которой отдыхал Запад. Переводили детективы. Легализовали порнографию. К чести русской прозаической музы, надо сказать, что в этих сумерках быстро заблестели отечественные огни разной степени яркости. Зарубежный детектив сменился отечественным, где происходят те же самые обыкновенные убийства, но уже в близких нам обстоятельствах.
В. Куприянов отмечает, что у нас бесхозную культуру заказывает криминал. За серийными убийствами следует серийная, то есть заказная литература. А криминал на то и криминал, что он остается в тени, делая свое дело. Ситуация напоминает либеральную модель образования, когда ученики диктуют учителю, что им следует преподавать. И вот утверждается: читатели хотят прежде всего детективы как естественное отражение подстерегающей нас жизни. Крутые мужчины хотят крутых детективов, с максимумом насилия, с матерной руганью (это не ругань, просто речь такая), женщины (дамы) склонны к более мягким вариантам, для них пишут авторы с дамскими именами. Для людей с трудным детством, связанным с изучением некоторых наук, предлагается интеллектуальный детектив, где как жертва, так и преступник являются интеллигентными людьми. Но для тех и для других брезжит только один вариант внешнего мира: жизнь состоит из преступлений, а если они и раскрываются, то это как раз художество, а не реальность. Более того, некоторая раскрываемость преступлений в художестве делает как бы излишним раскрытие преступления в реальной жизни. Читатель счастлив, когда он чувствует себя еще живым .
Во вновь появившихся криминальных художественных произведениях преступники и убийцы нередко выставляются героями. Мы наблюдаем бесконечное смакование подробностей-деталей насилия, преступлений, убийства, грубого/жестокого обращения с людьми. Язык и поведение литературных героев, как правило, лишены нормальной человечности, деликатности, такта. Сплошное хамство, грубое обращение, грубый площадный язык вплоть до мата. Всё это дети, подростки, молодые люди читают, впитывают в себя как губка, заряжаются этой негативной энергией, начинают подражать. Им начинает казаться, что всё в этом обществе возможно, допустимо, приемлемо. Отрицательная энергия преступного сознания, разлитая в современной культуре, в фильмах, книгах, в средствах массовой информации, проникает в неокрепшие умы молодых людей.
Когда в литературе, в кинематографе, на телевидении — бесконечные боевики, детективы, то это неизбежно ведет к криминализации общества, к тому, что люди, вольно или невольно отравляясь всеми этими миазмами преступного сознания, всё в большем количестве становятся на путь преступлений.
Так же и описываются заказные убийства. Эпидемия таких убийств в последние годы в нашей стране вызвана в значительной мере распространением информации об этих убийствах. Потенциальные заказчики убийств и сами платные убийцы психологически подготавливаются к подобным преступлениям, получают информацию по технологии и обстоятельствам преступлений. В книгах о заказных убийцах нередко смакуют детали этих убийств, подробно рассказывают об их технологии, обстоятельствах, многократно, до навязчивости воспроизводят все перипетии убийств.
Давно известен криминальный эффект детективной литературы и детективных фильмов. Фантазия писателей и кинематографистов порой реализуется один к одному преступниками. Последние, используя детективы как руководства, как учебные пособия, насыщаются информацией по технологии преступлений, психологически настраиваются на совершение преступлений .
Как справедливо пишет В. Романовский: «Написать роман о бандитах для современных писателей в наше время уже не сложно и в командировку ехать не надо: теперь уже не “кое-где у нас порой”, а в любом городе гремят взрывы, трещат выстрелы, исчезают бесследно люди. К тому же о каждом таком случае подробно и ярко, как когда-то о производственных успехах, рассказывают газеты и телевидение» .
Увеличение производства определенного рода книг обычно не бывает стихийным и самопроизвольным: “Ведь, если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно?”. И, по-видимому, на криминальную литературу тоже есть социальный заказ. Но существует он не в виде какой-то директивы, как в прежние времена, когда издательствам навязывалась сверху определенная тематика, а в более “мягком” воздействии. И проявляется оно в виде интереса определенных сил к консервации существующих общественных отношений – капиталистических по форме и криминальных по содержанию. Тех сил, которые в период накопления капитала как раз и освоили технологию силового передела собственности, ее “отъема и деления”. И состоит этот интерес или некая метафизическая сверхцель в том, чтобы заставить людей свыкнуться с преступлениями, поверить в их неизбежность, убедить их, что такова наша повседневная действительность, что беззаконие – норма жизни. Эта сверхзадача состоит еще и в том, чтобы внушить очередным поколениям россиян, что порядка у нас никогда не было, нет и в принципе быть не может (такой уж у нас менталитет), навязать им и соответствующие стереотипы поведения. И люди – это видно невооруженным глазом – действительно постепенно свыкаются с криминальным окружением, а от преступлений, даже убийств, многие уже не только не содрогаются, они их даже не удивляют.
В связи с этим возникает логическое предположение о возникновении целого нового направления в литературе, занявшего теперь место социалистического реализма и призванного воспевать пришедший на смену пролетариату новый класс-гегемон – криминалиат. Напрашивается и соответствующее его название – криминалистический реализм. Его персонажи – это передовики криминалистического труда: воры в законе, киллеры и мошенники .
Подмечена одна особенность. Если у поклонников детектива спросить — читали они вот такие произведения? И перечислить значительный ряд сочинений. Узнают читатели по имени автора и по названию хоть что-то? Если узнают, то предложить второй вопрос — простой, очевидный и для детектива основополагающий: какое преступление там расследуется? В этом случае выявится одна особенность. Читатели не смогут ответить на эти вопросы.
В самом деле, как можно запомнить и различить: “Вор”, “Ворон”, “Записки вора”, “Я — вор”, “Я — вор в законе”, “Киллер”, “Антикиллер”, “Деньги для киллера”, “Специалист”, “Ученик”, “Магистр”, “Адвокат”, “Записки адвоката”, “Последнее слово”, “Последнее слово за мной”, “Три жены”, “Три судьбы”, “Не промахнись”, “Сестрички не промах”, “Ночная княгиня”, “Империя черной королевы”, “Игра на чужом поле”, “Игра без правил”, “Требуются жертвы” и т.п. В этом обилии криминальной литературы, среди которой особенно много произведений о киллерах, действительно можно заблудиться.
Наиболее запоминающееся произведение среди них, это роман «Московский душегуб» Анатолия Афанасьева. «Московский душегуб» исполнен как вполне самостоятельной произведение в жанре остросюжетного детектива.
В центре романа — столкновение некоронованного короля столичных мафиозных группировок старика Елизара Суреновича и стремящегося занять его место молодого вождя части этих группировок Алеши Михайлова. Вожаки пытаются убрать друг друга, но действуют они через многочисленных людей, и писателю удается нарисовать целый ряд интересных, по-своему незаурядных натур, так или иначе вовлеченных в эти разборки. Тут и «идейный кагэбист» Башлыков, вынужденный в наши дни моря смуты и беззакония действовать без требуемых формальных санкций, понимая, что люди, занимающие соответствующие должности, их все равно не дадут (именно его группа в главе, выписанной в хорошем смысле по-кинематографически, высокопрофессионально «громит» многоэтажное логово Елизара Суреновича и его подпольную «гвардию»). Тут и Миша Губин, глава михайловской «спецслужбы», самоучка, доведший возглавляемую структуру до такого профессионализма, что она способна противостоять переметчикам из настоящих «органов», купленным противоположной группировкой. Есть в этой книге и образ килерши Тани, на совести которой целая вереница заказных убийств.
Авторы детективов часто проявляют неумение писать человеческие характеры, заставляя своих героев в соответствии с назначенными им «ролями» скользить, как марионетки, от события к событию по выдуманному детективистом сюжету. Здесь же перед нами произведение настоящего писателя, в котором помимо необходимого детективу по жанровой его природе динамичного действия есть психологизм, есть яркая характерность, есть люди с их внутренним миром.
Среди современных художественных произведений появилось множество книг, в названии которых фигурирует слово киллер, как бы подчеркивая то, что наемные убийцы в наше время стали главными героями нашей современности. Читая книги с подобными названиями, убеждаешься в том, что их авторы настойчиво пропагандируют личности убийц по найму, описывая их как романтических, героических людей.
Например, в книге Льва Пучкова «Испытание киллера» главный герой, конечно же киллер, виртуозно расправится с каждым и не оставит никаких следов. А в промежутках между убийствами – утехи секса. Но и у него, неуловимого киллера, порой возникают непредвиденные проблемы, но зато, какая романтическая и героическая жизнь.
Книга "Собачий киллер" В. Полуднякова повествует о все нарастающей проблеме противостояния лиц, содержащих бойцовых, охранно-сторожевых собак и обычных прохожих. О росте озлобления, неуважения друг к другу в обществе, о нарушении порядка и чистоты в городе. Герой повести пытается в одиночку и весьма своеобразным способом ликвидировать эти перезревшие проблемы. Когда власть бездействует, когда безразличие государства к охране жизни, здоровья, имущества гражданина влечет за собой неизбежные жертвы, человек берется за оружие. Автор привлекает внимание общества к опасности такого развития событий: разрешение конфликтов агрессивными, экстремистскими, незаконными методами. Вроде бы в книге решаются важные проблемы, но опять таки главный герой романтизируется, его методы борьбы с несправедливостью преподносятся, как единственно справедливые и правильные.
В произведении Васильева П. «Киллер-чемпион» главный герой умеет стрелять. Под жестокими ударами судьбы он оказался на самой обочине жизни. Вот тут-то ему и пригодилось умение поражать любые мишени. На этот раз они оказались живыми. Слава о непревзойденном киллере по кличке Чемпион докатилась не только до правоохранительных органов, но и до тех, кому нужны меткие стрелки, чтобы убирать конкурентов. Он никогда не подводит своих заказчиков, так же как его не подводит старый испытанный «парабеллум». Но люди не так надежны, как оружие. Чемпион сам становится мишенью.
Еще одно художественное произведение «Киллер», его автор Н. Чергинец. Вот отрывок из сюжета: «С того места, откуда четко просматривался весь перекресток, можно было без труда различить, как из-за угла выворачивает маленький сгорбленный человечек, останавливается возле витрины магазина, и тотчас с другой стороны ровно через две секунды к той же витрине подкатывает шикарный джип. Оттуда выскакивают двое, моментально оказываясь рядом со сгорбленным человечком. Один из них достает из внутреннего кармана пиджака компьютерную дискету и почти незаметно передает ее тому, кто появился здесь самым первым...» . А далее вновь главный герой – киллер. И, конечно же, автор не пытается убедить читателя, что киллером быть плохо, это то как раз в книге не прослеживается.
А ведь проблема личности преступника в литературе может рассматриваться в аспекте взаимоотношений литературы и нравственности. Это означает, что литература должна активно разрабатывать проблемы формирования духовного облика личности, развивать у человека высокие нравственные идеалы и принципы.
В связи с исследованием в дипломной работе личности киллера наше внимание должны привлекать прежде всего образы действующих в художественных произведениях персонажей, совершивших наемное убийство, их судьбы и поведение. Преимущественно в этих образах выявляются, изучаются и оцениваются особенности, присущие указанным персонажам, побудительные мотивы и механизмы совершения преступных действий. Поэтому можно сказать, что художественные образы действующих лиц, раскрываемые через их психологию и поступки, в том числе преступные, являются основной формой познания личности преступника в литературе.
Ю.М. Антонян утверждает, что поскольку образы отдельных лиц, совершивших преступления, созданные в литературе, обладают типичными свойствами, они дают информацию о преступности в целом. Таким образом, познание личности преступника в литературе убедительно подтверждает правильность подхода к данному явлению с позиций теории индивидуальности .
Отсюда напрашивается вывод о том, что поскольку современная художественная литература в большинстве своем преподносит читателю облагороженный образ наемного убийцы, то этим самым литература дает именно такую же информацию о преступности в целом.
В перечисленных произведениях мы не найдём тех характерных типичных черт, которые присущи личности киллера и на которые указывают правоведы. Совпадение возможно только по некоторым общим чертам. Как в криминологии, так и в современных художественных произведениях подчеркивается, что киллеры чаще принадлежат к мужской части населения, имеют среднее образование.
А вот далее идут сплошные не совпадения характеристик личности киллера в криминологии и в художественных произведениях. Если в криминологии утверждается, что киллеры имеют моральную, психологическую и физическую предрасположенность к совершению убийств, то в литературе чаще всего эти герои имеют лишь физическую предрасположенность, так авторы изображают их сильными, натренированными людьми.
А вот об умении тщательно планировать убийства говорится, как в криминологии, так и в художественных произведениях, причем в последних это явно вменяется в заслугу главному герою – киллеру.
О том, что киллер обычно имеет хорошее физическое развитие, пишут, как криминологи, так и авторы художественных произведений о них. В художественных произведениях киллер обязательно тренирован, здоров, не пьет, не курит и, конечно же, в совершенстве владеет оружием.
Авторы художественных произведений и киллерах обязательно приводят для читателя оправдательный мотив преступного поведения своего героя. В этих книгах чаще всего именно жертва виновата в том, что киллеру приходится её убивать, а то, что убийство само по себе аморально, об этом умалчивается.
Тот факт, что у киллера притуплено чувство страха перед смертью, не отрицают ни авторы художественных произведений, ни правоведы. Это происходит по разным причинам. Например, Солоник и многие члены курганской преступной группировки, в рядах которой было много наемных убийц помимо Солоника, познакомились, когда работали на местном кладбище могильщиками. А, как известно, у тех, кто каждый день видит смерть, притупляется страх перед ней.
Как видим, вроде бы в художественных произведениях, указываются почти все характерные черты, присущие личности киллера, но почему-то, воспринимается это иначе, чем при чтении криминологической литературы. Всё дело в том, что эти произведения отличаются чрезвычайной простотой и незатейливостью. Здесь мы не найдем глубокого анализа психики киллера, мотивов, побудивших взяться его за оружие. Авторы рисуют перед читателем образ храброго героя-одиночки, который оказывается способен разгадать навороченную комбинацию злоумышленников, демонстрируя при этом отменнейшие аналитические способности на радость читателю.
2.2. Особенности изображения личности киллера и его жертвы в современных художественных произведениях
Вреднейшее воздействие низкопробной литературы на неокрепшее сознание молодёжи начинается с раннего возраста и заключается в том, что её, молодёжь, незаметно, исподволь готовят к совершению любых преступлений ради получения минутного удовольствия, ради призрака власти и могущества.
Насильник, грабитель, убийца, наркоман, сексуальный маньяк, вор, покупающийся политик, продажная женщина, бессовестный бизнесмен - вот перечень “героев”, на поступках которых воспитывается подрастающее поколение.
Именно быть суперменами-убийцами учит современную молодёжь литература, где главными героями выступают личности с накачанными мускулами и интеллектом неразвитого ребёнка, зачастую неясной сексуальной ориентации.
В приведенных в предыдущем параграфе литературных произведениях личность убийцы-киллера предстаёт перед читателем в образе лирического героя. В этой связи достаточно указать на то, что преступник в детективном повествовании сознаёт себя таковым – преступником закона, стало быть – оценивает свой поступок с точки зрения общественной морали. Мораль же именно и есть та внутренняя ценностная позиция другого (иного), каковою внутренне одержим преступник: сознаёт, даже и преступая.
Если преступник действует ловко и не причиняет большого общественного вреда, искусно водит сыщика за нос, то читатель может даже восхищаться преступником, закрывая глаза на негативную составляющую его действий.
Особенностью в изображении личности киллера в современных произведениях является то, что в их изображении преступник убивает богатых, используя знания людской психологии, а также жадных и самодуров. И читатель может понять, а иногда и простить преступника, который исходит из тех же мотивов и стремлений, что и мы сами; в действиях которого прослеживается здоровая человеческая логика.
Описывая причины становления преступных личностей на путь насилия, авторы обычно приводят такие причины, которые вызывают у читателя сочувствие к нему: бедная либо неблагополучная семья, не видение выхода из тупиковых жизненных ситуаций и т.п. Подобные жизненные перипетии близки в наше время многим россиянам, поэтому в их глазах, киллеры в современной интерпретации авторов детективных романов в их глазах выглядят героями, особенно в глазах молодых читателей, чьи моральные взгляды ещё не имеют твердой основы.
Рисуя образ киллера, авторы наделяют его такими чертами, которые характеризуют его, как спокойного, сильного, уверенного в себе человека, что не может вызывать уважение со стороны молодых людей. Например, А. Константинов в книге «Специалист» подчеркивает в киллере такие черты, как спокойность, уверенность в своём превосходстве над другими.
- Пожалуй, только Боец оставался спокоен. Он сидел в угнанном «Москвиче» и скептически поглядывал на напарника. Ни беспокойства, ни страха не было: дело для профессионала особой сложности не представляло .
В этом же романе мы находим оправдание тому, чем занимается так называемый Боец.
-Цинизм, наглость и жадность этой своры были безмерны, А пирога на всех не хватало. Дележка шла постоянно. С кровью, со стрельбой и взрывами. Многие из тех, кто ринулся в это море бизнеса и рэкета, были расстреляны, сожжены, взорваны, исчезли без следа .
А такие, как Боец уцелели и продолжают войну за передел в свою пользу. Только вот это ускользает от читателя, читатель видит лишь борьбу Бойца против богатых, заевшихся новых русских, а это делает киллера в их глазах героем.
Киллеры в современных книгах – люди безжалостные, в их жизни нет места сентиментальности.
-«Трупы», - подумал Боец. И Пиню, и Тереха он видел второй раз в жизни. Жалко их не было нисколько. Как и бабу с девчонкой. В принципе и их лучше бы слить… .
Даже по этому небольшому отрывку виден стиль написания и язык этого произведения. Почти все герои криминального мира не имеют нормальных имен, только клички – Пиня, Тереха, Боец, Болт, Серый и т.п.
Литературный язык здесь практически отсутствует, зато в изобилии блатной жаргон – слить, бодяга, ништяк, блядь, падлы, мокруха, откинет копыта, суки, мудак и т.п. Вот на этом лексиконе воспитывается наша молодёжь.
В современных детективных романах правовой или криминологический анализ личности преступника крайне редко становится самостоятельной целью. Однако преступление и преступник являются важной составной частью аспектом произведения. Это у Достоевского убийца стал предметом глубокого социологического и психологического анализа.
Преимущественно через образы преступников выявляются, изучаются и оцениваются особенности, присущие указанным персонажам, побудительные мотивы и механизмы совершения преступных действий. Поэтому, как отмечает Ю.М. Антонян, можно сказать, что художественные образы действующих лиц, раскрываемые через их психологию и поступки, в том числе преступные, являются основной формой познания личности преступника в искусстве .
Но, как уже говорилось в современных романах чаще всего отсутствует психологический анализ личности наемного убийцы и его поступков. Авторы акцентируют наше внимание на образе сильного, тренированного, умеющего хорошо стрелять киллера, который безжалостно отстреливает или убивает каким-либо другим способом свою жертву. Мотив их поступков прост – деньги, ради сиюминутного наслаждения, ради сладкой, богатой жизни.
Зато в подобных романах очень красочно описываю сами сцены убийств, которые совершает киллер в одиночку или в группе.
- Мутная волна застлала Ржавому глаза. Он сам не заметил, как саданул старухе коленом в грудь. Она скорчилась и стала падать прямо на Ржавого. На Ржавого что-то нашло. Перевернув носком ботинка тело старухи на спину, он стал колотить ногами без разбора – в живот, в грудь, в лицо .
В этом романе читатель не найдет не только психологического анализа действий этих наемных убийц, но в нем даже нет литературного портрета этих личностей. Видимо это ни к чему, главное автор написал – захватывающий сюжет, кровавые расправы, погони и т.п.
Действительное познание преступности и преступника как сложных социальных явлений возможно лишь в реалистическом искусстве. Реалистичное отображение действительности предполагает реальное описание процессов, происходящих в современном обществе, показ их связи с появлением наемных убийц, описание реальных мотивов их преступного поведения и последствий этого поведения.
В многочисленных криминальных произведениях современности романтизируется личность наемного убийцы, преступных группировок, не вдаваясь в подробности мотивов его преступного поведения.
-…у нас есть мощная поддержка. Вы даже не знаете, какие люди нас оберегают и помогают нам! Эти люди имели очень широкие погоны в прошлом, - пояснил он. – И они нас не дадут в обиду. Кроме того, на нас работают лучшие адвокаты, так что, если кто попадёт в места не столь отдалённые, знайте, что долго вы там не задержитесь .
Если литература ставит перед собой задачу не познания и отражения реальной жизни, её светлых и тёмных сторон, а создание прекрасных, но лишенных действительной почвы идеалов, то оно никак не поможет изучить природу и причины преступлений. И это естественно, поскольку преступность представляет собой порождение социальными противоречиями наиболее опасное антиобщественное явление, относящееся к наиболее теневым, мрачным сферам бытия.
Таким образом, из этого следует сделать вывод, что формы познания и изучения литературой в познании личности преступника и преступности могут быть следующие:
1) изучение путей и средств познания личности в литературе;
2) специальное изучение конкретных художественных произведений (возможно, методом контент-анализа) для выявления основных идей, принципов и способов объяснения личности преступника и преступного поведения;
3) изучение творческой лаборатории писателей, методов познания ими явлений действительности, значимых для совершенствования борьбы с преступностью;
4) изучение в связи с последним личности самого писателя.
Именно на эти задачи нацелена третья глава дипломного исследования, в которой будут рассмотрены особенности описания личности киллера № 1 Солоника в произведениях Валерия Карышева.
ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ СОЛОНИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАЛЕРИЯ КАРЫШЕВА
3.1. Характеристика произведений Карышева
В. Карышев окончил юридический факультет МГУ в 1977 году. Является кандидатом юридических наук. Адвокат – член Московской городской коллегии адвокатов с 1993 года. Автор ряда детективов, написанных на основе уголовных дел или личных бесед со своими клиентами.
За глаза Валерия Карышева называют "адвокатом мафии". Больше десяти лет на процессах он защищал бандитов, воров в законе, криминальных авторитетов и киллеров. Его клиентами были лидер ореховской группировки Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр, практически все члены курганской ОПГ, легендарный Солоник.
Начало его работы адвокатом совпало с самым кровавым и беспредельным периодом криминала - 1993-1996 годами. Тогда прошла волна заказных убийств, и как-то само собой получилось, что его клиентами стали люди, обвиняемые в их совершении, бандиты. Где-то на четвертом деле Карышев стал сначала вторым, потом единственным адвокатом Солоника. Работая с ним, он контактировал со многими авторитетами. А после того, как гуиновцы открыто обвинили его в организации побега Солоника из Матросской тишины, Карышев стал в криминальном мире почти своим. Бандиты поверили. Оно и понятно, фактически Карышев изменял меру пресечения еще до суда, но потом большинство из них убивают враги. Только за последние четыре года в землю полегли девять освобожденных им клиентов.
-
|