СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Средний бизнес, или среднее предпринимательство, представляет достаточно широкий слой средних собственников, которые в силу своей широты в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор среднего предпринимательства образует разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами средних предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор среднего предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются средние предприятия как наиболее динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе среднего предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и широкий охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется среднему. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и средних предприятий, причём крупные объединения не подавляют там средний бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование средних предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.
Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
1.2. Особенности среднего предпринимательства в России
Средний бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от среднего бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного среднего предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных средних предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские средний предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, пока еще присутствующей дезорганизацией в системе государственного управления и криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки средних предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
Важным экономическим условием становления среднего бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них средних предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
1.3.Социальная, политическая и экономическая роль
Социальная роль
Социальная значимость среднего бизнеса определяется широтой группы средних собственников - владельцев средних предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает широкую группу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя средних собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие средним бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор среднего предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие средних предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическая роль
Политическое влияние среднего бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества средние предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой средних собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев средних предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи среднего предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическая роль
Существенная роль среднего предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно 30% валового внутреннего продукта.
Сектор среднего бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями средних предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие среднему предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе среднего предпринимательства вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности средних предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри средних предприятий, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1
Количество зарегистрированных средних предприятий
Федеральные округа Количество зарегистрированных средних предприятий на 01.01.08 в расчете 100 тыс. населения Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных средних предприятий на 100 тыс. населения за 2007 г.
РФ 150 7,91
Центральный 202 33,2
Северо-Западный 214 36,2
Южный 99 8,1
Приволжский 135 26,6
Уральский 126 4
Сибирский 124 -18,7
Дальневосточный 149 -34
За 2007 г. число зарегистрированных средних предприятий в расчете 100 тыс. населения увеличилось на 7,91%, составив на последнюю дату 150. По всем показателям в 2007 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2008 г.
Глава 2. Основные показатели деятельности предприятия
Основной задачей методики расчета и анализ основных показателей по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия: производство продукции, трудовые ресурсы и уровень их использования, основные фонды и производственное оборудование, оборотные средства и предметы труда, научно-технический прогресс, себестоимость промышленной продукции играют важную роль в демонстрации сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости, систематизации и моделировании, определении влияния факторов, оценивании результатов деятельности предприятия, выявлении резервов повышения эффективности производства.
2.1. Анализ производства продукции
Продукция промышленности – прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятий, выраженный либо в форме продуктов, либо в форме производственных услуг (работ промышленного характера).
Для характеристики результатов деятельности отдельных предприятий, объединений, отраслей промышленности и всей промышленности в целом используется система стоимостных показателей продукции, включающая в себя валовой и внутризаводской обороты, товарную и реализованную продукцию.
Валовой оборот промышленного предприятия представляет собой денежное выражение продукции всех его промышленно-производственных цехов вне зависимости от того, будет ли эта продукция потреблена внутри предприятия или реализована за его пределами. В данный показатель входит стоимость готовых изделий, всех произведенных на предприятии полуфабрикатов и работ промышленного характера и разность остатков незавершенного производства.
Внутризаводской оборот представляет собой стоимость продукции, выпущенной отдельными цехами предприятия и переработанной на этом же предприятии. Показатель включает в себя весь повторный счет, который имеется в валовом обороте.
В статистической отчетности отражается два показателя товарной продукции – в фиксированных и действующих (плановых и фактических) ценах. Товарная продукция в фиксированных ценах отражает весь объем произведенной предприятием продукции за отчетный период. Товарная продукция в фиксированных ценах содержит следующие компоненты:
1. готовая продукция, произведенная за отчетный период;
2. реализованные полуфабрикаты собственного производства;
3. изменение в остатках полуфабрикатов собственного производства на складах предприятия;
4. услуги промышленного характера, выполненные по заказам со стороны;
5. законченный капитальный ремонт собственного производственного оборудования;
6. разность остатков (на конец и начало отчетного периода) незавершенного производства, включаемая в состав товарной продукции только по тем производствам, где производственный цикл превышает 2 месяца.
Товарная продукция в действующих ценах (предназначенная к реализации) включает в себя четыре компонента: стоимость готовых изделий, стоимость реализованных полуфабрикатов собственного производства, стоимость услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, и стоимость законченного капитального ремонта собственного производственного оборудования. Этот показатель товарной продукции по составу отличается от предыдущего на три компонента: стоимость разности остатков полуфабрикатов и незавершенного производства предприятия, а также стоимость сырья заказчика.
Реализованной называется продукция, отгруженная покупателю и оплаченная им. Моментом реализации и ее документальным подтверждением является поступление денег за отгруженную продукцию на расчетный счет покупателя. Объем реализованной продукции в отчетном периоде равен объему товарной продукции в действующих ценах, произведенной в этом периоде, плюс реализация остатков товарной продукции прошлых отчетных В практике товарная продукция в фиксированных ценах определяется как сумма элементов, входящих в состав показателя (гр. 5).
В состав товарной продукции в фиксированных ценах входит разность остатков полуфабрикатов собственного производства на складах предприятия. Величина этого показателя определяется как разность в остатках на конец и начало отчетного периода. Ее можно исчислить и исходя из данных примера, учитывая, что изменение остатков полуфабрикатов представляет собой разность объема поступления их на склад в течение отчетного периода и выбытия со склада. Известно, что в отчетном периоде полуфабрикатов было произведено на сумму 900 тыс. руб. Документальным подтверждением этому служит накладная об их поступлении на склад. Выбытие полуфабрикатов со склада составило 1500 тыс. руб. (800 тыс. руб. – на переработку, 700 тыс. руб. – за пределы предприятия).
Следовательно, остатки полуфабрикатов на предприятии уменьшились в отчетном периоде на сумму 600 тыс. руб. (900 – 800 – 700 = – 600).
Объем реализованной продукции может быть исчислен, исходя из величин товарной продукции в действующих ценах. Если известно, что остатки нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченная покупателем отгруженная продукция на начало отчетного периода составляли 250 тыс. руб., а на конец его – 200 тыс. руб., то реализованная в отчетном периоде продукция будет составлять:
РП = 2600 + (250 – 200) = 2650 тыс. руб.
Один из показателей объема производства – нормативная чистая продукция, которая определяется произведением выпуска продукции в натуральном выражении на норматив чистой продукции. В нормативную чистую продукцию входят те же шесть компонентов, что и в товарную продукцию в фиксированных ценах. Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую в себя заработную плату, отчисления на социальные нужды и прибыль.
2.2. Анализ рабочей силы и рабочего времени
Использование трудовых ресурсов в промышленности – одна из основных проблем, значение которой будет возрастать в связи с напряженным трудовым балансом. Вместе с тем, контроль за уровнем использования трудовых ресурсов – одна из важнейших задач статистического анализа результатов деятельности промышленных предприятий.
Расчет среднесписочного числа работников может быть проведен путем деления суммы списочных чисел за все дни отчетного периода (включая праздничные и выходные) на полное календарное число дней за данный период. При этом учитываются явки и неявки работников в отдельные дни. Следовательно, тот же результат можно получить, если число явок и неявок на работу за все дни периода сложить и разделить на полное календарное число дней.
При расчете средней списочной численности не все работники, числящиеся по списку, принимаются в расчет. Например, не включаются в списочное число женщины, взявшие отпуск без содержания после окончания декретного отпуска, подростки до 17 лет, не имеющие специальности, учащиеся работники предприятия, временно перешедшие на стипендию, и другие лица, взявшие отпуск без содержания (за свой счет) на срок более одного месяца.
Для категории рабочих промышленного предприятия могут быть исчислены еще два показателя средней численности – среднее явочное число и среднее число фактически работавших рабочих, которые определяются как отношение числа явок на работу или числа фактически работавших рабочих за все дни отчетного периода к числу рабочих дней предприятия за этот период.
Для характеристики уровня использования трудовых ресурсов исчисляется коэффициент использования средней списочной численности рабочих, который определяется как частное от деления среднего числа фактически работавших на их среднесписочную численность, рассчитанную за дни работы предприятия. Коэффициент использования среднего явочного числа определяется делением числа фактически работавших рабочих на их среднюю явочную численность.
При определении суммы списочных чисел за отчетный период за праздничные и выходные дни в расчет принимают численность предвыходного дня.
При определении коэффициента использования средней списочной численности, для получения сопоставимых данных, величину показателя среднесписочной численности рассчитывают, исходя из числа рабочих дней за отчетный период и сопоставляют ее с числом фактически работавших рабочих в эти же дни.
Особое место в системе этих показателей занимает коэффициент текучести. Текучесть кадров наносит ущерб производству и свидетельствует о низком уровне организации труда.
Коэффициент текучести можно определить делением излишнего оборота на среднесписочную численность работников за отчетный период. В свою очередь излишний оборот – это увольнения, не вызванные ни производственной, ни государственной необходимостью (увольнения за нарушение трудовой дисциплины, самовольный уход, несоответствие должности, по собственному желанию).
Коэффициент использования продолжительности рабочего дня определяется как отношение средней фактической урочной продолжительности рабочего дня к установленной. Средняя установленная (нормальная) продолжительность рабочего дня определяется как средняя арифметическая из нормальной продолжительности рабочего дня отдельных групп рабочих, взвешенная по числу работников, имеющих данную продолжительность рабочего дня.
Коэффициент использования продолжительности рабочего периода исчисляется как частное от деления среднего фактического числа дней работы одного среднесписочного рабочего на число рабочих дней в отчетном периоде.
Полный или интегральный коэффициент характеризует использование рабочего времени как по числу дней работы на одного рабочего, так и по продолжительности рабочего дня и определяется как произведение коэффициента использования продолжительности рабочего дня на коэффициент использования продолжительности рабочего периода или как отношение числа отработанных человеко-часов к табельному фонду времени.
Дальнейшее изучение конкретных причин этих потерь поможет реализовать имеющиеся на предприятии резервы по улучшению использования трудовых ресурсов.
2.3. Анализ производительности труда
Производительность труда – качественная его характеристика, показывающая способность работников к производству материальных благ в единицу времени.
Уровень производительности труда характеризуется количеством продукции, создаваемой в единицу времени (выработка – прямой показатель), или затратами времени на производство единицы продукции (трудоемкость – обратный показатель). Прямые и обратные показатели используются для характеристики уровня производительности труда. Исчисляемые на их основе индексы также являются взаимообратными величинами. Так, если известно, что в отчетном периоде производительность труда возросла по сравнению с базисным на 25%, то трудоемкость за этот же период снизилась на 20% (1/1,25 = 0,8).
Изменение уровня производительности труда (W) может быть определено на основании данных об изменении объема производства (ВП) и численности работников (Т), т. е.
JW = JВП/JТ.
Если, например, известно, что численность работников в базисном периоде (Т0) составляла 2000 человек, в отчетном (Т1) – 2100 человек, выпуск продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным возрос на 15,5%, то индекс производительности труда может быть исчислен как частное от деления индекса продукции на индекс численности. В данном примере
JВП = 1,155; JТ = Т1/Т0 = 2100/2000 = 1,05, а JW = 1,155/1,05 = 1,1.
В практике статистического анализа уровень производительности труда может быть исчислен в расчете на 1 отработанный человеко-час, 1 человеко-день, на 1 рабочего и на 1 работника промышленно-производственного персонала. Эти показатели и их индексы связаны между собой.
Выработка на 1 работника промышленно-производственного персонала равна часовой производительности труда, умноженной на продолжительность рабочего дня, рабочего периода и на долю рабочих в общей численности работающих. Та же зависимость сохраняется и между индексами рассматриваемых величин. Следовательно,
Эту зависимость можно использовать при проведении статистического анализа конкретных данных предприятия (объединения, отрасли).
2.4. Анализ заработной платы
Заработная плата представляет собой часть общественного продукта, поступающего в индивидуальное распоряжение работников в соответствии с количеством затраченного ими труда. Статистика промышленности рассматривает номинальную заработную плату, выраженную суммой денег, начисленной работнику, без учета их покупательной способности.
Фонд заработной платы не включает: оплату на социальные нужды, выплаты премий за счет специальных ассигнований (премии за изобретение и рационализацию и др.), оплаты расходов по командировкам, выдачи на спецодежду, выплаты из фонда материального поощрения.
Для определения часового и дневного фондов заработной платы, которые в практике анализа исчисляются для рабочих промышленных предприятий, а также месячного фонда, исчисляемого для всех категорий работников и отражаемого в статистической отчетности, необходимо определить среднюю часовую, среднюю дневную и среднюю месячную заработную плату работников предприятия, взаимосвязь между этими показателями и их индексами.
Средняя дневная заработная плата равна средней часовой заработной плате, умноженной на продолжительность рабочего дня и на коэффициент доплат до дневного фонда заработной платы. Коэффициент доплат от часового до дневного фонда заработной платы показывает, во сколько раз дневной фонд заработной платы больше часового и определяется как отношение первого ко второму.
Та же зависимость существует и между индексами этих показателей. Следовательно,
Абсолютный результат изменения фонда заработной платы определяется как разность фактического и планового фонда заработной платы, формируется под влиянием двух факторов – изменения численности работников предприятия и изменения уровня их средней заработной платы, а именно:
а) за счет изменения численности работников
Dт = (ТФ – ТПЛ)xЗПЛ;
б) за счет изменения средней заработной платы работников
Dз = (ЗФ – ЗПЛ) xТФ ,
где ТПЛ и ТФ – численность работников соответственно по плану и фактически;
ЗПЛ и ЗФ – уровень средней заработной платы соответственно по плану и фактически.
Относительный результат использования планового фонда заработной платы согласно применяемой методике определяется как разность фактического и планового фонда заработной платы, скорректированного на уровень выполнения плана по выпуску продукции с учетом банковского коэффициента, и исчисляется по формуле:
где qПЛ и qФ – выпуск продукции соответственно по плану и фактически;
К – корректировочный (банковский) коэффициент, который показывает, какую долю планового фонда заработной платы получает предприятие за каждый процент перевыполнения плана по выпуску продукции.
Для предприятий, которым установлен норматив затрат заработной платы (отношение планового фонда зарплаты к объему стоимостного показателя продукции, по которому определяется производительность труда), относительный результат определяется аналогичными расчетами: при определении скорректированного фонда зарплаты к плановому фонду добавляют (или вычитают) ту его часть, которую предприятие получит дополнительно (или она будет удержана) в связи с перевыполнением (невыполнением) плана выпуска продукции.
Чтобы исчислить относительный результат расхода фонда заработной платы согласно приведенной формуле, необходимо определить ее плановый фонд и процент выполнения плана по выпуску продукции.
Как и в предыдущем расчете, использование для определения относительного результата среднего по всей совокупности выпущенных изделий норматива затрат на зарплату не устраняет влияния изменения по сравнению с планом удельного веса выпуска изделий с различной трудоемкостью.
Для изучения динамики средней заработной платы по совокупности объектов статистика использует систему индексов – индекс переменного состава – , фиксированного состава – и индекс структурных сдвигов – . Вопрос выбора индекса решается задачами исследования.
Кроме того определяются также коэффициенты опережения роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы как отношение индексов этих показателей и коэффициент эластичности – как отношение темпа прироста зарплаты к темпу прироста выработки, который показывает, на сколько процентов выросла средняя зарплата на каждый процент роста производительности труда.
Допустимый темп прироста среднемесячной расчетной зарплаты определяется как произведение фактического прироста выработки на нормативное соотношение темпов прироста средней зарплаты и производительности труда.
2.5. Анализ основных фондов и производственного оборудования
Основные фонды представляют собой средства труда, которые целиком и в неизменной натуральной форме функционируют в производстве в течение длительного времени, постепенно перенося свою стоимость на произведенный продукт.
В статистике промышленности различают следующие характеристики стоимости основных фондов: полная первоначальная стоимость; первоначальная стоимость за вычетом износа (остаточная первоначальная стоимость); полная восстановительная стоимость; восстановительная стоимость за вычетом износа (остаточная восстановительная стоимость).
Затраты предприятия на формирование основных фондов частично компенсируются средствами, полученными в результате их ликвидации. Ликвидационная стоимость основных фондов (Л) определяется как разность стоимости выбывших средств труда по цене лома или материала и стоимости работ по их ликвидации.
Амортизационные отчисления (А) должны компенсировать затраты на полное восстановление основных фондов, равные разности полной и ликвидационной стоимости основных фондов (Ф–Л), а также затраты на капитальный ремонт (К).
В связи с этим ежегодная сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:
где Т – срок службы основных фондов, лет.
В статистических расчетах при определении суммы амортизации исходят из установленных норм амортизационных отчислений и их среднегодовой стоимости в процентах к полной стоимости основных фондов:
где `Ф – среднегодовая полная стоимость основных фондов;
NA – норма амортизационных отчислений, % к полной стоимости фондов:
Действующий порядок распределения амортизационного фонда обуславливает, помимо общей нормы амортизации, существование двух частных норм, определяющих величину отчислений на реновацию
и капитальный ремонт
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному – в зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии данных на начало и конец года применяется формула простой средней арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения формулы средней хронологической. При условии, что моментные данные о наличии фондов имеются только по отдельным датам с неравными интервалами между ними, применяется традиционная формула средней арифметической взвешенной. Поскольку на предприятиях учет основных средств и начисление амортизации ведутся раздельно по каждому объекту или группам однотипных средств труда, среднегодовая стоимость основных фондов рассчитывается также по следующему варианту средней арифметической взвешенной:
где ФН – полная стоимость основных фондов на начало года;
П, `В – соответственно среднегодовое поступление и среднегодовое выбытие основных фондов;
П, В – полная стоимость поступивших и выбывших в течение года основных фондов;
t – число полных месяцев до конца года с момента поступления (выбытия) основных фондов.
Уровень фондоотдачи основных фондов предприятия VОБЩ определяется степенью отдачи их активной части VА и долей активных основных фондов в общем объеме основных производственных фондов dА:
VОБЩ = VА x dА.
Зависимость динамики выхода продукции в расчёте на единицу стоимости всех основных фондов и уровня использования их активной части может быть выражена следующим образом:
где q1, q0 – продукция соответственно отчетного и базисного периода;
A1, А0 – средняя стоимость активной части основных производственных фондов соответственно в отчетном и базисном периоде.
Под показателем фондоемкости понимается величина, обратная фондоотдаче, т. е. средняя стоимость основных производственных фондов, приходящихся на единицу производимой продукции. Динамика фондоёмкости может быть исследована с помощью системы индексов переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов, построенных по аналогии с рассмотренной системой индексов фондоотдачи. При этом следует иметь в виду, что в качестве показателя веса в этих индексах используется объем продукции или доля каждой единицы совокупности в общем объеме продукции.
Абсолютный размер влияния изменений фондоотдачи и объема основных фондов на количество выпущенной продукции, а также воздействие изменений фондоемкости и объема производства на величину основных производственных фондов устанавливаются методом цепных подстановок.
Важным направлением анализа использования пассивной части основных фондов является изучение использования производственных площадей. Различают располагаемую (общую) площадь П, производственную площадь ППР и площадь, занятую оборудованием, – ПОБ. В связи с этим возможен расчет трех показателей структуры производственных площадей:
– удельный вес площади, занятой оборудованием, в располагаемой: ПОБ/П;
– доля производственной площади в располагаемой: ППР/П;
– доля площади, занятой оборудованием, в производственной: ПОБ/ППР.
Взаимосвязь данных показателей очевидна: ПОБ/П = ППР/П x ПОБ/ППР.
Вторая система показателей использования производственных площадей характеризует съем продукции с 1 м :
– площади, занятой оборудованием, – q/ПОБ;
– производственной площади q/ППР;
– располагаемой площади q/П.
Последний показатель в этой системе является обобщающим. Его уровень зависит от влияния трех факторов:
Уровень фондовооруженности труда характеризует объем основных производственных фондов, приходящихся на 1 рабочего. Поскольку на промышленных предприятиях рабочая сила распределяется по сменам, при расчете уровня фондовооруженности учитывается численность рабочих, занятых в наибольшей смене (такая численность может быть получена делением среднесписочного числа рабочих на коэффициент сменности).
2.6. Статистика оборотных средств и предметов труда
Статистика оборотных средств
Оборотные средства – это выраженные в денежной форме оборотные фонды и фонды обращения, авансируемые в плановом порядке для обеспечения непрерывности производства и реализации продукции.
Элементами оборотных производственных фондов являются:
1) производственные запасы, т. е. материальные ценности, еще не вступившие в производственный процесс. В промышленности в производственные запасы включаются: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонтов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
2) средства в производстве, к которым относятся полуфабрикаты своей выработки, незавершенное производство и расходы будущих периодов (затраты на подготовительные работы, арендная плата, расходы на подписные издания и т. п.).
Элементами фондов обращения служат:
1) готовая продукция и прочие товарно-материальные ценности, не подвергающиеся обработке на предприятии;
2) товары отгруженные;
3) денежные средства на расчетном счету предприятия в Госбанке и в кассе предприятия;
4) дебиторская задолженность;
5) прочие оборотные средства.
Часть элементов оборотных средств предприятия нормируется, поскольку их объем и состав зависят от деятельности самого предприятия, другая часть не нормируется, поскольку их величина во многом зависит от внешних факторов.
К нормируемым оборотным средствам относятся все оборотные производственные фонды, а также такой элемент фондов обращения как готовая продукция и другие товаро-материальные ценности.
Товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и прочие оборотные средства относятся к ненормируемым.
Группировка оборотных средств по элементам позволяет сопоставить фактическое наличие оборотных средств с установленными нормативами в разрезе отдельных элементов и тем самым выявить, нет ли излишних товаро-материальных ценностей по сравнению с нормативными.
По источникам формирования оборотные средства включают в себя:
1) собственные и приравненные к ним, т. е. покрываемые за счет средств самого предприятия: за счет уставного фонда, прибыли и устойчивых пассивов;
2) заемные, т. е. покрываемые кредитами банка под сезонные и некоторые другие запасы материальных ценностей;
З) привлеченные, т. е. покрываемые за счет кредиторской задолженности другими предприятиями и организациями.
К числу важнейших вопросов изучения оборотных средств относятся вопросы исчисления скорости оборота, или оборачиваемости средств.
Скорость оборота оборотных средств выражается числом оборотов, которые совершили эти средства за данный отчетный период.
Число оборотов определяется как частное от деления общей суммы оборота на средние запасы.
Средний фактический остаток оборотных средств исчисляется по формуле средней хронологической. Показатели оборачиваемости оборотных средств анализируются сопоставлением с фактической оборачиваемостью предыдущего периода, а также с плановыми показателями оборачиваемости.
Оборачиваемость средств предприятий исчисляется как по всем оборотным средствам, так и отдельно по нормируемым средствам.
Помимо показателя оборачиваемости оборотных средств по числу оборотов исчисляются коэффициенты закрепления оборотных средств, продолжительность одного оборота в днях и сумма высвободившихся оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости.
Коэффициент закрепления оборотных средств – отношение оборотных средств к реализованной продукции. Этот показатель является обратной величиной коэффициента оборачиваемости. Обозначив его КЗ, получим
Наряду с оборачиваемостью всех оборотных средств статистика изучает оборачиваемость отдельных элементов нормируемых оборотных средств.
Ускорение оборачиваемости приводит к тому, что часть из них освобождается из оборота и может быть использована для расширения производства на данном предприятии, либо передана государству.
Размер высвобождения оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости (DСО) рассчитывают сравнением фактического остатка оборотных средств (СО1) с возможным (СОВОЗМ), который был бы при сохранении в отчетном периоде базисной скорости обращения:
Объем реализованной продукции находится в прямой зависимости от размеров среднего остатка оборотных средств и скорости их обращения по числу оборотов (РП=СОxК). Влияние этих факторов на объем реализованной продукции определяется по следующим формулам:
Статистика предметов труда
По своему происхождению предметы труда подразделяются на сырье и материалы. Сырьем называют продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности; материалы – продукты обрабатывающей промышленности.
По производственному назначению различают основные и вспомогательные предметы труда. Основными являются такие материалы, которые составляют главную субстанцию продукта, вещественную его основу. Вспомогательными называются материалы, которые потребляются средствами труда, присоединяются к основному материалу для придания особых свойств, способствуют процессу труда.
Для изучения движения материалов строят натуральные балансы предметов труда по каждому их виду.
При изучении обеспеченности производства сырьем и материалами исходят из их остатков на начало отчетного периода, суточной потребности и количества поступивших предметов труда в отчетном периоде (с учетом даты поступления). Обеспеченность предприятия определяют в днях, исходя из минимальной обеспеченности по отдельным видам материалов.
Для определения соответствия наличия запасов предметов труда установленным нормативам исходят из суточной потребности производства в отчетном периоде и установленного норматива запаса в днях. Расчет ведут по каждому виду материалов в натуральном выражении Итоговые показатели исчисляются в оптовых ценах.
При изучении удельного расхода предметов труда исчисляют индексы выполнения норм расхода материалов и индексы динамики удельного расхода. При этом следует различать четыре варианта постановки вопроса:
1. один вид материалов расходуется на изготовление одного вида продукции;
2. один вид материалов расходуется на изготовление различных видов продукции;
3. несколько видов материалов расходуется на изготовление одного вида продукции;
4. несколько видов предметов труда расходуется на изготовление нескольких видов продукции;
В каждом из этих случаев используется своя методика построения индексов.
Первый вариант. Отклонение расхода одного вида материалов при выпуске одного вида продукции на отдельном предприятии от установленного норматива или от расхода в базисном периоде определяется с помощью индивидуальных индексов:
где m – удельный расход материала.
При изучении вопросов об изменении удельного расхода одного вида материалов для выпуска одного вида продукции на нескольких предприятиях могут быть построены индексы переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов.
Индекс удельного расхода переменного состава
покажет изменение показателя в среднем по всем изучаемым предприятиям. Величина индекса в этих расчетах формируется под влиянием изменения удельного расхода на отдельных объектах и структурного фактора – изменения удельного веса выпуска продукции с различным удельным расходом.
Индекс удельного расхода фиксированного состава
отразит среднее изменение удельного расхода изучаемого материала по всем предприятиям.
Индекс структурных сдвигов
отразит влияние структурного фактора на изменение среднего уровня удельного расхода по совокупности изучаемых предприятий.
Второй вариант. Индекс удельного расхода изучаемого материала при выпуске различных видов продукции имеет агрегатную форму:
Разность числителя и знаменателя индекса покажет изменение расхода материала в связи с изменением его удельного расхода.
Третий вариант Удельный расход отдельных материалов (m), используемых на выпуск одного вида продукции в отчетном периоде, определяют в сопоставимой оценке (Р0) и сравнивают с расходом этих же материалов в базисном периоде:
Разность числителя и знаменателя отразит изменение затрат на выпуск единицы продукции в результате изменения удельного расхода используемых материалов.
Четвертый вариант. Встречается наиболее часто в практике анализа.
Индекс имеет вид:
Рассмотрим методику его расчета.
2.7. Статистика себестоимости продукции
Под себестоимостью понимают сумму выраженных в денежной форме затрат, связанных с выпуском определённого объема и состава продукции. Себестоимость – обобщающий качественный показатель работы предприятия. Ее уровень служит основой для определения цен на отдельные виды продукции.
Статистика изучает выполнение плана по себестоимости, структуру затрат на производство, влияние отдельных факторов на уровень себестоимости, определяет резервы ее дальнейшего снижения.
Уровень себестоимости сам по себе еще не дает возможности судить об уровне эффективности производства. Такую характеристику может дать индекс себестоимости.
При изучении изменения уровня себестоимости одного вида изделий, выпускаемого несколькими предприятиями, может быть построен индекс переменного состава:
где C1 и С0 – себестоимость единицы продукции в базисном и отчётном периоде;
q1, q0 – выпуск продукции в натуральном выражении.
На величину этого показателя влияют как изменение уровня себестоимости изучаемой продукции на отдельных предприятиях, так и структурные сдвиги в выпуске продукции с различным уровнем себестоимости.
Агрегатный индекс фиксированного состава не подвержен влиянию структурных сдвигов и показывает среднее изменение себестоимости продукции:
Этот индекс может быть использован и при изучении разнородной продукции. Разность числителя и знаменателя отразит изменение суммы затрат на производство в связи с изменением себестоимости продукции.
Влияние структурного фактора на уровень себестоимости продукции можно определить с помощью индекса структурных сдвигов:
Этот же результат получим, если индекс переменного состава разделим на индекс фиксированного состава.
Построение рассмотренных индексов себестоимости правомерно только для сравнимой продукции, т. е. той, которая выпускалась в сравниваемых периодах.
При изучении себестоимости следует исключать влияние факторов, не зависящих от работы предприятий. Такими факторами являются изменение цен на сырье и материалы и тарифов на их перевозку, а также на электроэнергию. Если изменение затрат на производство в отчетном периоде в связи с указанными факторами обозначить, (а), то индекс динамики себестоимости примет вид:
где «+а» будет правомерно в расчетах при снижении затрат, «– а» – при их увеличении.
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции охватывает как сравниваемую, так и несравниваемую продукцию. Он определяется как отношение полной себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия. Уровень показателя зависит от себестоимости продукции, структуры выпуска и цен на готовые изделия.
При построении индекса затрат на 1 руб. товарной продукции следует устранить влияние факторов, не зависящих от работы предприятия, – изменение цен на сырье и материалы, цен на готовую продукцию.
Изучение структуры себестоимости и ее динамики позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение уровня показателя.
Затраты по статье «Сырье и материалы» зависят от удельного расхода материалов и цен на эти материалы. Поэтому
затраты на материалы = удельный расход x цена на материалы.
Затраты по статье «Заработная плата» зависят от трудоёмкости изделий и средней заработной платы, т. е.
затраты на зарплату = трудоемкость x средняя зарплата = средняя зарплатаxiпроизводительность труда.
Исходя из этой зависимости, можно определить влияние рассмотренных факторов на изменение уровня себестоимости.
Глава 3. Анализ хозяйственной деятельности УПТК №114 за 2006 и 2007 г.г.
Сравнение показателей с нормой – выводы и рекомендации по улучшению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для высших учебных заведений. - М.: ТОО «Люкс-арт», 2002г.
2. Амблер Т. Практический маркетинг .Пер с англ.-СПб: Питер, 2002.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. - СПб: «Питер», 2004.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности. Теория и практика. Пер. с англ./Научный ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я. В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.
7. Бодди Д., Пэтон Р. Основы менеджмента. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 2001 – 528с.
9. Даненбург В., Манкриф., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практ. курс. - СПб.: Нева-Ладога Онега, 2003.
10. Деринг П. Хотите стать коммерсантом?: Справ, пособие: Пер. с нем. М.: Интерэксперт: Экономика, 2004.
11. Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2004.
12. Дмитриева И.М. Анализ качественных параметров ценных бумаг. — М.: Московский государственный универси¬тет коммерции, 2007.
13. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 224с.
14. Ю. Дойль П. Менеджмент: Стратегия и тактика. Пер с англ.- СПб: Питер, 2004.
15. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004.
16. Карась Л.Ю. Принятие управленческих решений с учётом риска. «Проблемы теории и практики управления», №3, 2003.
17. Карась Л.Ю. Предпринимательский риск в деятельности менеджера. «Экономика и коммерция», № 3, 2002.
18. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. - М.: АЭФП, 2004.
19. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.
20. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. Пер с англ. - СПб: Питер, 2002.
21. Леви М., Вейтц Б. Основы розничной торговли. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.
22. Майталь Ш. Экономика для менеджеров .Пер с англ. -М: Дело, 2007.
23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 2003.
24. Муравьев А. И. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2008.
25. Ньюстром Дж.У.,Дэвис К. Организационное поведение. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.
|