СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Сущность и значение адаптационной физической культуры
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его качественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями «здоровье человека» и «инвалидность человека» была воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие «здоровье», изложенное в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов», фактически отождествляется с «абсолютным здоровьем» и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка вопроса, по существу, отказывала огромной группе людей - инвалидам - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является рациональная двигательная активность человека или, более обобщенно, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной спортивной секции и тем более к участию в соревнованиях выдает врач, который должен констатировать соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, в силу целого ряда объективных условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление - реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских терминов она определяется как комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Как видно из определения, в понятие «реабилитация» входят функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. Соответственно различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную, (бытовую) и профессиональную (трудовую) .
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основной принцип деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).
Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимально го психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.
2. Регулирование оплаты труда специалистов по адаптивной культуре
Системы оплаты труда и нормирование труда работников специалистов по адаптивной культуре устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам. До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда Росспорт рекомендует тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
При использовании нормирования труда из расчета процентов от ставки за каждого занимающегося рекомендуется использовать коэффициенты, приведенные в графе 9 таблицы 1. При этом следует учитывать, что заработная плата работника не должна быть меньше фактически выполненного объема работы в часах.
Таблица 1.
Рекомендуемые параметры наполняемости учебных групп и объема учебно-тренировочной нагрузки
Этапы
подготовки Период
обучения (лет) Группа степени
функциональных
возможностей Наполняемость групп Нормативный
объем
недельной
нагрузки Объем работ по
индивидуальным
планам Общегодовой
объем Коэффициент
нормирования
труда
Оптимальная Допустимая
Спортивно-
оздоровительный
Весь период III 10 15 5 230 2,8%
II 8 12 5 230 3,5
I 3 5 5 230 9,3%
Начальной
подготовки
Первый год III 10 15 6 276 3,3%
II 8 12 6 276 4,2%
I 3 5 6 276 11,1%
Второй и
последующие
годы III 8 12 9 414 6,3%
II 6 9 9 414 8,3%
I 2 3 9 414 25,0%
Учебно-
тренировочный
Первый год III 6 9 9 3 552 8,3%
II 5 8 9 3 552 10,0%
I 2 3 9 3 552 25,0%
Второй-третий
год III 5 8 12 6 828 13,3%
II 4 6 12 6 828 16,7%
I 2 3 12 6 828 33,3%
Четвертый и
последующие
годы III 4 6 15 6 966 20,8%
II 3 5 15 6 966 27,8%
I 1 2 15 6 966 83,3%
Спортивного
совершенствования
Первый год III 3 5 15 9 1104 27,8%
II 2 3 15 9 1104 41,7%
I 1 2 15 9 1104 83,3%
Второй и
последующие
годы III 3 5 18 9 1242 33,3%
II 2 3 18 9 1242 50,0%
I 1 2 18 9 1242 100,0%
Высшего
спортивного
мастерства
Весь период III 2 3 18 12 1380 50,0%
II 1 3 18 12 1380 50,0%
I 1 2 18 12 1380 100,0%
Расчет количества ставок тренеров-преподавателей рекомендуется производить по следующей методике:
- количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы 1), умножается на коэффициент нормирования (графа 9 таблицы 1);
- показатели по каждой группе суммируются, и общая сумма делится на 100;
- полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5.
Надбавку за особые условия труда рекомендуется устанавливать в размере 20% от тарифных ставок (окладов) директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующимся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам, непосредственно работающим в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Данную надбавку также следует устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на коэффициент, рассчитанный по следующей методике:
1. Количество занимающихся, достигших результатов по каждой позиции, указанной в графе 2 таблицы 2, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 таблицы 2).
2. Данные показатели (п. 1) суммируются, и к общей сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результатов.
3. Исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся (учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада)).
Таблица 2
Показатели для расчета надбавок за результативность работы
Уровень соревнований Занятое
место Коэффициент
повышения
норматива Размер надбавки,
в процентах от
тарифной ставки
(оклада)
работникам
Паралимпийские и Сурдоолимпийские
игры, чемпионаты мира и Европы 1 2 11 - 15
Паралимпийские и Сурдоолимпийские
игры, чемпионаты мира и Европы 2 - 6 1,9 9 - 10
Паралимпийские и Сурдоолимпийские
игры, чемпионаты мира и Европы участие 1,8 6 - 8
Официальные международные
соревнования с участием сборной
команды России (основной состав),
чемпионаты России 1 - 3 1,7
Официальные международные
соревнования с участием сборной
команды России (основной состав),
чемпионаты России 4 - 6 1,6
Финалы официальных всероссийских
спартакиад, первенства России,
финалы официальных всероссийских
соревнований среди спортивных школ 1 - 3 1,5
Финалы официальных всероссийских
спартакиад, первенства России,
финалы официальных всероссийских
соревнований среди спортивных школ 4 - 6 1,4 4 - 5
Официальные всероссийские
соревнования (включенные в Единый
календарный план) в составе сборной
команды субъекта Российской
Федерации 1 - 6 1,3
Официальные всероссийские и
международные соревнования
(включенные в Единый календарный
план) участие 1,2 2 - 3
Чемпионаты и первенства субъекта
Российской Федерации 1 - 6 1,1
Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта РФ и занявшего 1 - 6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных в графе 4 таблицы 2.
Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки (графа 8) является примерным. Рекомендуемое отклонение на этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки - не более 10%, на других этапах - не более 25%.
Объем работы по индивидуальным планам (графа 7) может быть также использован для расчета оплаты труда (доплат) тренерско-инструкторскому составу, оказывающему необходимую помощь спортсмену при индивидуальных занятиях.
3. Аттестация работников по адаптивной культуре
Аттестация педагогических и руководящих работников по адаптивной культуре осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Непосредственно спортивная школа утверждает аттестационную комиссию для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.
Для учета особенностей и специфики образовательной и физкультурно-спортивной деятельности, а также признания работников спортивных школ субъектами физкультурно-спортивного движения и соответственно предоставления им органами управления физической культуры и спорта установленных полномочий, в т.ч. по работе со сборной командой территории, при проведении аттестации рекомендуется один из вариантов:
- придерживаться межведомственного принципа формирования персонального состава аттестационных комиссий;
- предоставлять полномочия по аттестации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ аттестационной комиссии, создаваемой муниципальным или государственным органом управления в сфере физической культуры и спорта для аттестации работников учреждений физической культуры и спорта;
- взаимно признавать решения аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам, образованных соответственно органами управления образованием и физической культурой и спортом соответствующего уровня на основе унификации требований к результатам работы аттестуемых.
Присвоение тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам работников по адаптивной культуре квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17 сентября 1993 г. N 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов» .
4. Регулирование порядка исчисления стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, независимо от возраста, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей любой формы собственности (в том числе и осуществляющие работу в сфере адаптивной культуры), имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения ими установленного законом пенсионного возраста.
Список должностей и учреждений (Список), а также порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (стаж работы) утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку работа тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре, старшего тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости .
Заключение
Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Список использованной литературы
1. ФЗ РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» //Российская газета 08.12.2007 г.
2. ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «Трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 22.07.2008 г.)//Российская газета 26.07.2008 г.
3. Трудовой кодекс РФ.
4. Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 «О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс.
5. Приказ Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17 сентября 1993 г. N 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов»//СППС Консультант Плюс.
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»//Российская газета. 02.08.2000 г.
7. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов по спец. «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». М.: Физкультура и Спорт, 2007. 392 с.
8. Современные проблемы адаптивной физической культуры и пути их решения: сб. науч. ст. / Федер. агентство по образованию, Вят. гос. гуманит. ун-т ; под общ. ред. М. П. Бандакова. Киров: ВятГГУ, 2007. 77 с.
9. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для высш. и сред. профес. учеб. заведений по спец. «Физическая культура для с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и «Адаптивная физическая культура» / Под общ. ред. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2008. 447 с.
|