Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Реферат | 14.08.2014, 04:29

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание:
                                                                                                                    стр.
I.    Введение                                                                                               3
II.  Особенности возникновения древнерусского государства              4-14
1.  Предшественники древних славян.  Роль природно-географического   
фактора в истории России                                                                          4-7             
1.1. Народы и племена – предшественники древних славян                  4-5
1.2. Прародина славян и их этногенез                                                       5-6
1.3. Влияние географического положения, климатических
 и природных условий на развитие государства                                      7
            2.  Особенности возникновения государства у восточных славян         8-11
            2.1. Хозяйственная деятельность. Расслоение общества                         8-9
            2.2. Торговля, города                                                                                   9
            2.3. Специфические черты в формировании российской
            государственности                                                                                      10-11              
3.  Киевская Русь: социально-экономическое, политическое,
     культурное и религиозное развитие                                                    12-14
3.1. Общественный строй                                                                          12
3.2. Хозяйственная жизнь                                                                          13
3.3. Христианизация Руси                                                                          14
III. Заключение                                                                                            15
Список использованной литературы                                                         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом развитии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.
История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, а, с другой, - имеет ряд особенностей. Нашими предками были древние славяне. До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на просторы Восточно-европейской равнины – территорию будущего Российского государства, когда это произошло, когда образовались древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.
Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников.
По истории России написано много научных работ зарубежными и русскими историками. Среди наших соотечественников исключительное место занимают выдающиеся ученые-историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. В советский период истории России посвятили свои труды такие известные ученые, как Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев и другие. Например, рассматривая в «Лекциях по русской истории» вопрос об образовании Киевского государства, Платонов вслед за Ключевским шел вразрез с представлениями сторонников государственной школы, которые усматривали в древней Руси господство «родового быта». По его мнению, основными причинами возникновения государственности в древнем Киеве было развитие торговли, земледелия, других форм хозяйственной деятельности.
В конце 19 – начале 20 века в либеральной академической науке обнаружилась тенденция решения «варяжского вопроса» в пользу славянского происхождения Руси, которая объяснялась появлением новых подходов к изучаемой проблеме. М.А. Алпатов связывает возникновение нового подхода с именами В.О. Ключевского и А.А. Шахматова. Он подчеркивает, что Шахматов и Ключевский старались понять самого летописца, изучить, в каких условиях он жил, какие проблемы современности его заботили, почему он именно так реконструировал события прошлого.
Несмотря на противоречивость взглядов на вопрос возникновения древнерусского государства, сложились некоторые общие понятия по данной проблеме. В данном реферате будет сделана попытка раскрыть тему: особенности возникновения древнерусского государства. С этой целью было изучено мнение по данному вопросу таких историков, как Данилевский И.Н., Ключевский В.О., Платонов С.Ф., Соловьев С.М., Седов В.В., Карташев А.В. и других.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Особенности возникновения древнерусского государства
1. Предшественники древних славян. Роль природно-географического фактора в истории России
1.1.    Народы и племена – предшественники древних славян.  

На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет  до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.
Уникальным памятником уже периода позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.
На северных берегах Черного моря в VII-VI вв. до н.э. возникли многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы). Наиболее известные из них – Ольвия в устье реки Буг, Херсонес в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей (на месте нынешней Керчи), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устье реки Дон и др. Греки вели с местным населением – скифами – не только оживленную торговлю, но и оказывали на них свое культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткань, вино, масло, предметы роскоши.
В результате таких связей создавались смешанные эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V-IV вв. до н.э), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов. Скифские кочевые племена в VII-VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив земледельческий народ киммерийцев, которые ушли далеко во Фракию.
Скифами назывались  многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятием. Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них – скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.
Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготовляли оружие, выделывали кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в скифских курганах.
В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя). Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись военная и жреческая аристократия. Основные работы выполняли свободные общинники - скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным. Во второй половине V века до н.э. Скифское царство занимало громадное пространство от Дона на востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра на западе.
В III в. до н.э скифов вытесняет новая этническая общность сарматы, их границы были более обширными: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.
Во II-III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов, пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуная. Вождь готов Германарих объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.
IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов (с 70-х гг. IV вв.) открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Гунны прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов, а их старый вождь Германарих в отчаянии покончил с собой. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440г.) свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римские империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.
В VI в. их сменили авары, которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.
В VII в. появилось новое кочевое племя – хазары, которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский (до конца X в.) каганат.
Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.
1.2. Прародина славян и их этногенез
Есть несколько версий прародины славян, которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они берет за основу древнейший русский письменный памятник – летопись «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор (начало XII в.). Нестор выдвигает версию происхождения славян: род славян восходит к младшему сыну Ноя – Иафету, который после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые волохами (подразумеваются римляне), славяне вынуждены были переселиться на новые места – на Вислу и Днепр.
«Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.
Ученик Соловьева – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он считал, что прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселялись на современной Русской равнине.
Часть советских ученых склонялись к дунайскому происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность – в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.
Археолог и историк академик Б.А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, прославяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с запада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км.  Рыбаков считает, что славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др. Центром первоначального индоевропейского массива 4-5 тыс. лет тому назад были северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже III и II тыс. до н.э. в северной части Европы развилось пастушеское хозяйство, и в поисках пастбищ пастушеские племена во II тысячелетии расселились широко по Восточной Европе. Осевшие родственные индоевропейские племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали прославяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты реки Припять на севере.
Сведения о славянах (именовавшихся сколотами) появляются уже в V в. до н.э. у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы – Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливий (I в. до н.э. – I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.), Тацит ( ок. 58 – ок. 117) приводят сведения о славянах под названием венедов (венетов), которые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у византийского историка Прокопия Кессарийского (ок. 500 – после 565) и готского историка Иордана (VI в.).
К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов, страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы. В VI веке славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднем Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным – поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным – русские, украинцы и белорусы.

 

1.3. Влияние географического положения, климатических и природных условий на развитие государства
На развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов: географическое положение, климатические и природные условия. Тысячелетия назад вся северная часть Восточно-европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса – безлесая, но плодородная и удобная для земледелия. А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня – непригодные для обработки песчаники и солончаки.
Климат в средней полосе Восточно-европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова приходит долгая холодная и снежная зима.
Все эти природные условия сказали свое влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов. Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения – вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города. Со временем речные пути соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Другой международный речной путь – «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море.

 

 

 

 


2. Особенности возникновения государства у восточных славян IX –X века.
2.1. Хозяйственная деятельность. Расслоение общества
В процессе расселения восточных славян у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, которые объединялись вокруг наиболее сильного племени, по его имени получал свое название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения.
Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече. Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками.
Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена.
Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.
Славяне еще до своего расселения занимались хлебопашеством и скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом.
В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Постепенное совершенствование орудий труда, привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях возросла роль военачальника – князя, которую зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Так, в VIII – IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).
Князья и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляли работать на своих землях. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходило резкое расслоение общества, оно вплотную подошло к образованию государства.
2.2. Торговля, города.
Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Путем «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами. Они торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Главным предметом внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюркского племени хазаров. Хазары подчинили себе  восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникло по водному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли. На их месте сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.
В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков и др. Всего к IX веку насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий и его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия. Появились первые княжества, что свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

2.3. Специфические черты в формировании российской государственности

В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси все-таки оказался монах-летописец Нестор, который начало формирования Киевской Руси, представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен – «рос», или «рус». Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.
Далее летописец Нестор повествует, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья – в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег, прозванный вещим. После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – «матерью городов русских».
Главной особенностью возникновения государственности у восточных славян является то, что славяне сразу перешли от первобытности к феодализму. Чтобы понять, как это произошло, надо разобраться в тех изменениях, которые произошли в жизни славян.
Во-первых, развивалось ремесло, прежде всего обработка железа. Залежи его были широко распространены по всей лесной местности. Мастера научились изготовлять земледельческие орудия труда, военное оружие и снаряжение, предметы быта.
Во-вторых, совершенствовалось земледелие. За несколько поколений славянские пахари расчистили из-под леса большие площади земли. С появлением территорий, расчищенных предыдущими поколениями, стало возможным обрабатывать землю силами одной семьи. На смену подсечному земледелию пришло пахотное.
А это, в-третьих, приводит к изменениям в устройстве самого общества. Теперь отдельная семья могла уже в случае хорошего урожая прокормить себя сама. Родовые отношения отходили в прошлое. На место родовой общины крестьян пришла соседская община. Отмирание родовых отношений было прогрессивным явлением.
Одновременно с образованием соседской общины бывшая племенная знать превращается в профессиональных воинов. В силу этого князья и их дружинники утверждают свое право на землю и становятся феодалами, а крестьяне-общинники отдают им часть урожая.
Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Пройдет несколько веков, и такая замкнутость будет мешать развитию, а поначалу она придавала устойчивость первым феодальным ячейкам на Руси. Феодальные вотчины просуществовали около тысячи лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Киевская Русь: социально-экономическое, политическое, культурное и религиозное развитие
3.1. Общественный строй
Постепенно в Киевской Руси сложилась следующая структура управления государством. Бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и мели вассалов менее знатных.
Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община –замкнутая социальная система, призванная организовывать все виды деятельности человека – трудовую , обрядовую, культурную. Она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений). Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече был демократическим. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.
Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

 

3.2. Хозяйственная жизнь.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. В Киевской Руси хозяйство было в своей основе натуральным, но в то же время имело место уже развитая торговля, как внутренняя, так и внешняя, имелся торговый и ростовщический капитал. В Византию и другие страны русские купцы вывозили мед, воск, меха, а закупали в них золото, дорогие ковры, вино, пряности для продажи их в восточных странах.
Развитие экономических отношений нашло отражение во многих летописях. В них сообщается о заключении князьями договоров, установлении дани с населения, встречаются записи об экономическом положении страны. Ранее других вопросов экономической политики перед князьями встала проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение войны. Эти средства собирались в форме дани и оброков с населения. Летописи сообщали об установлении дани в пользу киевского князя с покоренных им различных славянских племен. Очень скоро киевским князьям пришлось убедиться, что собирание дани не может идти по произволу, что необходимо установить определенные организационные формы обложения населения. Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Княгиня Ольга была вынуждена упорядочить дело взимания дани. Как сообщает летописец, Ольга после усмирения древлян объехала свои земли и установила «уставы и уроки», «Оброки и дани», т.е. определила размер налогов, сроки их уплаты и места где они должны были собираться с населения.
Свое право сбора дани с населения определенных земель, киевские князья в IX-X вв. передавали иногда вассальным князьям и дружинникам.
Экономическая политика уже того периода предусматривала организацию денежного обращения. В Киевской Руси проводилась чеканка монеты – серебряной и золотой. Начало чеканки золотых монет на Руси связывается с именем киевского князя Владимира (первого). Укрупненная серебряная монета чеканились на сотни лет раньше, чем в Англии и Германии. Попытка киевских князей чеканить собственную монету и осуществить единую денежную систему была направлена на упрочение Киевского государства и поддержание его единства.
Интересы казны заставляли киевских князей поощрять торговлю Руси и с другими народами, причем торговля эта регламентировалась. Некоторые киевские князья весьма активно вмешивались в торговые дела в своих корыстных целях. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках.


3.3. Христианизация Руси.

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными.
Соседи Руси – Волжская Болгария, исповедавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия – Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набиравшего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение – для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посольства. В результате было выбрано православное христианство, поразившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи – своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.
Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Руси относятся к XI веку. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль.
Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. На севере страны, где были сильны языческие традиции, попытки крещения встречали порой трудности, приводили к восстаниям. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.
Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие. Киевское государство в период своего расцвета (X-XI вв.) было одной из двух могучих держав раннего средневековья, а по размерам – самым обширным государством в Европе.

Заключение

В реферате мною была предпринята попытка раскрыть особенности возникновения древнерусского государства. Были более подробно раскрыты такие вопросы, как роль природно-географического фактора в истории России, особенности возникновения государства у восточных славян, Киевская Русь, ее социально-экономическое, политическое, культурное и религиозное развитие.
После рассмотрения данных вопросов, мною сделаны следующие выводы. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику было удобно и выгодно, чтобы князь и его дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел.
Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. По мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи судебных полномочий исторически новой структуре – государству.
Кроме того, ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает, прежде всего, в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. Вот и восточных славян не позже VIII века появились свои княжения, о которых писал древнерусский летописец. Но все эти  местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам, ни варягам. В таких условиях на просторах Восточной Европы начала складываться ведущая политическая сила – Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали. 
Когда сложилось государство Русь? Ни легенды о первых князьях, ни раскопки богатых княжеских курганов не дадут точного ответа на вопрос о времени создания раннефеодального государства. Долгое время в руках ученых на было таких данных, но вот в 1892 году была найдена рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX века. «Это обширная страна, а ее жители непокорны… Город Куяба (Киев) – местопребывания царя. Там (в Киеве) выделываются разнообразные меха и ценные мечи..». В этом ценнейшем документе сказано и о царе, и о государственных налогах.
Учитывая это и другие свидетельства, временем образования государства Русь следует считать начало или же первую половину IX века.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.    Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.
2.    Данилевский И.Н. «Святополк Окаянный» // Знание-сила, 1992, № 8.
3.    Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла Русская земля» // История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Роcсии IX – начала X в. М., 1991.
4.     История России с древности до наших дней. Под ред. М.Н. Зуева, М., 1994.
5.    История России. Под ред. Сахарова. М., 1996.
6.    Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. т. 1, М., 1991.
7.    Ключевский В.О. Курс русской истории: часть первая. М., 1987.
8.    Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. М., 1990
9.    Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.
10.    Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
11.    Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
12.    Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. I. М., 1988
13.    Треьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970.
14.    Щавелева Н.И. Происхождение и ранняя история славянских народов. // Преподавание истории в школе. 1990, № 1.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1599
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba