Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Отдельные методики психокоррекционной работы при психо-соматических расстройствах
Курсовая | 14.08.2014, 04:42

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологическая коррекция психосоматических заболеваний
1.1 Характеристика и виды психосоматических заболеваний……………….5
1.2 Коррекционная работа при психосоматических расстройствах…….......10
Глава 2. Практическое использование коррекционных методик при психосоматических расстройствах
2.1 Организация и проведение исследования……………………………...16
2.2 Анализ проведенного исследования……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Литература……………………………………………………………………....25
Приложения……………………………………………………………………..27
 
Введение

Психосоматические расстройства составляют значительную часть «бо-лезней цивилизации», в связи с чем на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. 
Исследованием данной проблемы занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Ф. Александер, Ю.Ф. Антропов, М. Бауэр, К.Ш. Врехман, Д.Н. Исаев, К.В. Сельченок, О.Г. Родцевич, Ю.С. Шевченко, Э.Г. Эйдемиллер и др. 
Спецификой психосоматических заболеваний является тот факт, что их возникновение и дальнейшее развитие приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). 
В настоящее время под психосоматическими расстройствами понимается группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психических и соматических факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание, или развитием соматической патологии под влиянием психогенных факторов.
Увеличение числа лиц, страдающих от психосоматических заболеваний, ставит перед исследователями проблему подбора эффективных методов коррекции данных проявлений, что определяет актуальность данной темы.
Объект исследования – психосоматические расстройства.  
Предмет исследования – уровень интенсивности субъективных недо-моганий.
Цель исследования - изучение эффективности использования психо-коррекционных методик при психосоматических расстройствах.
Гипотеза исследования – использование психокоррекционных мето-дик при психосоматических заболеваниях способствует снижению уровня интенсивности субъективных недомоганий.
Задачи:
1.    Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2.    Проанализировать особенности и виды психосоматических рас-стройств. 
3.    Выяснить специфику коррекционной работы при психосоматических расстройствах. 
4.    Проанализировать эффективность использования психокоррекционных методик при психосоматических расстройствах.
 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Психологическая коррекция психосоматических заболеваний
1.1.    Характеристика и виды психосоматических заболеваний

Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах [9].
Появление термина «психосоматический», согласно литературе, отно-сится к 1818 г. (Хайнрот), а термина «соматопсихический» — к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине [6].
В настоящее время термин «психосоматика» включает в себя два поня-тия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами [12].
В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.
Причины психосоматических нарушений делят на:
•    внешние по отношению к организму — экзогенные (инфекции, ин-токсикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении);
•    внутренние — эндогенные причины, которые связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами. 
Разделением этиологических факторов на экзогенные и эндогенные широко пользуется практическая психиатрия; этиологический принцип является решающим в создании классификации психосоматических заболеваний. Как считает Ю.М. Губачев, теоретически же деление вредоносных факторов на экзогенные и эндогенные неправомерно [5].
В мировой практике широкое распространение получил термин «психосоматические расстройства». 
Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10), обосновывает употребление термина «расстройство» тем, что употребление терминов «болезнь» или «заболевание» вызывают при их использовании большие сложности. «Расстройство» не является точным термином, но здесь под ним подразумевается определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдания и препятствуют личностному функционированию. Понятие психосоматического расстройства включает в себя синдромальный и патогенетический смысл, т.е. это состояния, которые проявляются сочетанием психических и соматических нарушений, связанных между собой причинно-следственными связями [3].
Отсутствие в данной классификации термина «психосоматические» (в МКБ-10 названные как соматоформные-категория F45) объясняется разли-чиями его значения при разных психиатрических традициях, а также для того, чтобы не подразумевалось, будто при других заболеваниях психологические факторы не имеют значения в их возникновений, течении и исходе [1]:
Главным признаком соматоформных расстройств (F 45) являются повторяющиеся возникновения физических симптомов, заставляющих предположить соматическое заболевание, которое не подтверждается объективными данными медицинского обследования, что заставляет больных постоянно требовать новых медицинских обследований. Если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптоматики или дистресса и озабоченности больного. Даже когда возникновение и сохранение симптоматики тесно связаны с неприятными жизненными событиями, трудностями или конфликтами, больной обычно противится попыткам обсуждения возможности ее психологической обусловленности; это может иметь место даже при наличии отчетливых депрессивных и тревожных симптомов. Достижимая степень понимания причин симптоматики часто является разочаровывающей и фрустрирующей как для пациента, так и для врача [4.].
Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на физическое расстройство затрагиваемого органа или системы. Первый тип симптомов, на котором во многом основывается диагностика, характеризуется жалобами, отражающими объективные признаки вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор. Второй тип характеризуется более идиосинкратическими, субъективными и неспецифическими симптомами, такими как ощущения мимолетных болей, жжения, тяжести, напряжения, раздувания или растяжения. Эти жалобы относятся больным к определенному органу или системе (к которым может относиться и вегетативная симптоматика) [12]. 
У многих больных с этим расстройством имеются указания на наличие психологического стресса или затруднения и проблемы, которые представ-ляются связанными с расстройством. В некоторых случаях могут также присутствовать незначительные нарушения физиологических функций, такие как икота, метеоризм и одышка, но сами по себе они не нарушают основного физиологического функционирования соответствующего органа или системы [17].
Для достоверного диагноза требуются все следующие признаки:
- симптомы вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор, которые имеют хронический характер и причиняют беспокойство;
- дополнительные субъективные симптомы, относящиеся к определен-ному органу или системе, озабоченность и огорчение по поводу возможного серьезного (но часто неопределенного) заболевания этого органа или системы, причем повторные объяснения и разуверения на этот счет врачей остаются бесплодными;
- отсутствуют объективные данные о существенном структурном или функциональном нарушении данного органа или системы.
Классификация психосоматических расстройств очень обширна. Так существует несколько критериев разделения психосоматических заболева-ний:
1. по возрастному признаку [2].
2. по локализации (психосоматические нарушения пищеварительной, кожной, двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, на¬рушения терморегуляции, речи и выделительных функций и алтические проявления психосоматического характера с относительно кратковременной фиксацией в каком-либо органе или системе) [15].
3. по качественным и количественным особенностям патологических проявлений (психосоматические реакции, состояния и психосоматические заболевания).
4. по распространенности - условно моносистемные и полисистемные психосоматические (функциональные) расстройства, т.к. при этом поражается не только соматическая, но и психическая сфера.
5. по степени клинической выраженности депрессивных проявлений - субдепрессия, скрытая депрессия, средневыраженная депрессия (дистимия, дисфория) и выраженная депрессия [10].
6. по генезу депрессивных нарушений - эндогенная, психогенная и резидуально-органическая депрессия.
7. по качественным особенностям (синдромалъной структуре), лежа-щим в основе психосоматических и сопутствующих им аффективных (депрессивных) расстройств, - астеническая, тоскливая, тревожная и смешанная (астенотревожная и тревожно-тоскливая) депрессии.
Таким образом, рассмотрение характеристики и видов психосоматиче-ских заболеваний показало, что в мировой научной практике данному виду расстройств уделяется достаточно большое внимание. В своей основе психосоматические заболевания имеют психические, аффективные нарушения, которые возникают в условиях влияния  на человека различных внутренних и внешних негативных факторов. 
Классификация психосоматических заболеваний имеет разнообразную, сложную структуру. Многие элементы этой структуры свойственны как детям, так и взрослым. 
 
1.2 Коррекционная работа при психосоматических 
расстройствах

Лечение психосоматических расстройств приносит максимальный эф-фект при сочетании разнообразных видов воздействия, среди которых можно выделить традиционные и нетрадиционные методы. Традиционная коррекционная работа включает как медикаментозную, физио-, бальнео- и курортотерапию, так и психотерапию. 
Психотерапия — целенаправленный метод воздействия на больного, на его патологическое соматическое и психическое состояние.
Для лечения психосоматических расстройств используют следующие виды психотерапии [7]:
•    Психотерапевтическая беседа, которая позволяет наладить контакт с клиентом и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Психологу необходимо добиться от клиента сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии. Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании клиентом жизненной ситуации, в которой он оказался.
Важным этапом является уточнение: остался ли конфликт и участие в нем пациента «снаружи» или он может представить его сценически.
Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к. трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени. Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии.
Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.
•    Поддерживающая психотерапия. Этот метод заключается в проработке своего поведения, трудностей в реальной жизни, желательно совместно со своими родителями, родственниками, и показан пациентам со слабостью «Я», а также при наркоманиях и пограничных психозах;
•    Динамическая психотерапия, заключающаяся в связывании конфлик-тов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я»;
•    Психотерапия, основанная на глубинной психологии - вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми. После частичного разрешения конфликта становится возможным выход из него;
•    Психоанализ. Психоаналитические сессии проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову. Консультант находится позади пациента и концен-трируется на его рассказе. Внешние факторы отходят на задний план. Цель лечения: повторное переживание и регрессия детских переживаний, вскрываемых в свободных ассоциациях и сновидениях. В ходе лечения необходимо возобновление детских эмоциональных установок в отношении своих родителей;
•    Аналитическая групповая психотерапия. Выделяют амбулаторную и стационарную аналитическую групповую психотерапию. Групповая психотерапия проводится 1—2 раза в неделю на протяжении от 1 до 3 лет с оптимальным числом участников 6—8 человек. Преимущество метода: в составе группы пациенты начинают мотивированно относиться к себе, заинтересованы в общении с другими. Групповая психотерапия дает возможность перенесения переживаний не только на психотерапевта, но и на других пациентов. Наибольшего эффекта данный метод позволяет добиться при функциональных синдромах, бронхиальной астме, нервной анорексии;
•    Семейная психотерапия. Поскольку семейные обстоятельства могут вызывать и поддерживать психосоматические расстройства, данный метод также является весьма эффективным при коррекционной работе.
При семейной психотерапии разговор ведется не только с пациентом, но и с членами его семьи. Решающим здесь является то, что целью лечения становится не отдельный человек, а система семейных отношений в целом, которую необходимо понять и изменить.
Например, при выраженной зависимости следует рекомендовать еще более тесное слияние членов семьи, в результате чего происходит обретение уверенности в собственных силах с опорой на семью;
•    Поведенческая психотерапия. Данное направление рассматривает бо-лезнь как заученную форму поведения. Суть психотерапии, ее ядро — анализ поведения. Пациента в представлениях или в реальности (в жизни) ведут к устранению психотравмирующей ситуации. Проблемы поведения подавляются путем его игнорирования. Имеет значение самоподкрепление: пациент для достижения определенной цели поведения, т. е. подавления неправильного поведения, награждает себя положительным подкрепле-нием (похвалой).
Такие методы самоконтроля дают чувство собственной значимости, ответственности за свое поведение, придают пациенту активность.
В последние годы в психосоматической медицине с большим успехом применяется методика создания обратной биологической связи.
С помощью обратной биологической связи пациент приучается модифицировать соматические процессы путем непосредственных обратных предписаний в нужном ему или окружающим направлении.
Данная методика эффективна при лечении аритмий, повышенного артериального давления, головных болей, мигрени;
•    Гипноз — лечение внушением. С помощью гипноза устраняют острую функциональную симптоматику: рвоту, диарею (понос), приступы бронхиальной астмы. При гипнозе сознание пациента суживается, полностью лишается воли и контролируется специалистом – консультантом, или врачом.
На гипнотическое внушение опирается и аутогенная тренировка (АГТ) — один из активных методов коллективно-индивидуальной психотерапии. АГТ осуществляется через приемы самоубеждения и самовоспитания, является интеллектуальным и волевым процессом, рационально перестраивающим личность.
АГТ воспитывает у клиента самостоятельность, чувство ответственно-сти, инициативность, независимость. Реализации своих целей АГТ достигает косвенно — за счет условных физиологических реакций, вызванных словами и представлениями, связанными с этими словами.
Вначале появляется мысль, затем слова, произнесенные шепотом или мысленно. Мысль всегда вызывает ответную реакцию — движение, дейст-вие.
Сочетание повторных самовнушений с повторными образными пред-ставлениями в избранном положении приводит через условно-рефлекторные связи нервной системы к ответственным специфическим физиологическим реакциям; в результате у человека появляется чувство спокойствия, расслабления, тепла, свободного дыхания, улучшается аппетит;
•    Телесно-центрированные методики психотерапии осуществляется че-рез телесное самовосприятие к упражнениям по снятию напряженности, ос-нованным на АГТ.
На первом этапе (2—3 месяца) пациента обучают переживать состояние покоя, чувства тяжести и теплоты, которые он затем в течение дня может вызывать у себя сам. Второй этап ведет к общему телесному и душевному расслаблению, духовному самопогружению. К телесно-центрированным методикам относится также функциональная разрядка, позволяющая снимать напряжение и изменять самовосприятие. Пациент должен почувствовать определенные части тела и привести их во внутреннюю связь с другими частями тела. Одновременно преодолеваются напряжение и отчуждение, а целью лечения является обретение себя через свое тело. В концентрационной двигательной терапии используется восприятие своего тела, движения и совместные с другими пациентами упражнения (вести кого-то и быть ведомым, касаться кого-то и позволять прикасаться к себе);
•    Суггестивные и упражняющие методики ориентированы на выполне-ние определенных упражнений по указаниям врача. Методики влияют на внешнее и внутреннее поведение больного, специальные формулировки, позитивные высказывания оказывают ему психическую поддержку и способствуют внутреннему равновесию. Показаны при лечении головной боли и других видов болевого синдрома;
•    Стационарная психотерапия, которая включает методики терапии образами и концентрационную двигательную терапию;
•    Группы самопомощи, нацеленные на общение пациентов между собой (обсуждаются связанные с их болезнью психические и социальные последствия), а также на улучшение сотрудничества с терапевтом; в таких группах при беседах с «товарищами по несчастью» клиенты быстрее находят решение своей проблемы, становятся более самостоятельными и зрелыми. Полезно создание групп самопомощи при таких психосоматических расстройствах, как нарушение аппетита, особенно при ожирении, алкоголизме и наркомании.
К нетрадиционной терапии относят рефлексотерапию — лечение путем воздействия на биологически активные точки, расположенные на поверхности тела пациента.
Основа рефлексотерапии — рефлекторный принцип, в результате которого включаются физиологические защитные механизмы центральной и вегетативной нервной системы, нормализующие регуляцию органов и систем и купирующие болевой синдром.
Способы воздействия на биологически активные точки:
— иглами — иглорефлексотерапия (ИРТ);
— точечный массаж;
— магнитопунктура.
При психосоматических расстройствах воздействуют на биологически активные точки — противоболевые, седативные, тонизирующие, общеукрепляющие, точки пяти элементов — дерева, огня, земли, металла и воды [6].
Таким образом, для получения максимального эффекта при лечении психосоматических расстройств возможно только при сочетании разнообразных традиционных и нетрадиционных методов. К традиционным методам относят разнообразные виды психотерапии, физиотерапию, бальнеотерапию, курортотерапию и медикаментозную терапию.
Помимо традиционных методов используются и нетрадиционные, включающие иглорефлексотерапию, точечный массаж, магнитопунктуру и т.д.
 
Глава 2. Практическое использование коррекционных методик при психосоматических расстройствах
2.1 Организация и проведение исследования

Экспериментальной базой для изучения степени эффективности использования  психокоррекционных методик при психосоматических расстройствах явились студенты 5 курса вечернего отделения в количестве 30 человек, из них 18 девушек и 12 юношей в возрасте от 25 до 29 лет.
Цель исследования - изучение эффективности использования психо-коррекционных методик при психосоматических расстройствах.
Гипотеза исследования – использование психокоррекционных мето-дик при психосоматических заболеваниях способствует снижению уровня интенсивности субъективных недомоганий.
В исследовании для получения исходных данных нами дважды был использован Гиссенский опросник, адаптированный в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для оценки уровня интенсивности субъективных недомоганий до и после использования коррекционных методик.
Цель данной методики: выявление интенсивности эмоционально окра-шенных жалоб по поводу физического самочувствия, поскольку физическое состояние человека влияет на эмоциональ¬ный стереотип поведения, что является следствием влияния соматики на психику. Вместе с тем, возможно и обратное воздействие - сло¬жившийся у личности эмоциональный стереотип поведе¬ния накладывает отпечаток на переживание физического состояния.
Суммарная оценка интенсивности эмоционально ок¬рашенных жалоб по поводу физического состояния об¬разует самостоятельный и весьма значимый фактор, определяющий психический статус личности.
Инструкция:
«Предлагаем Вам опросник, который выявляет интенсив¬ность эмоцио-нально окрашенных жалоб по поводу Вашего физи¬ческого самочувствия.
Отмечаемые недомогания оценивайте по шкале: 0 - нет, 1 - слегка, 2 - несколько, 3 - значительно, 4 – сильно».

ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Вычисляются суммарные оценки недомоганий, состав¬ляющих шкалы:
1. «Истощение» - И: 1+4+15+16+17+19=
Показатель этой шкалы характеризует неспецифичес¬кий фактор истощения, который указывает на общую по¬терю жизненной энергии потребность человека в помощи.
2. «Желудочные жалобы» - Ж: 3+9+10+12+13+21=
Шкала отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий (эпигастральный синдром).
3. «Боли в различных частях тела» или «ревматичес¬кий фактор» - Р: 5+7+8+14+18+23=
Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер.
4. «Сердечные жалобы» - С: 2+6+11+20+22+24=
Шкала указывает на локализацию недомоганий преиму¬щественно — в сосудистой сфере.
5. «Давление» (интенсивность) жалоб — Д.
Эта шкала включает все 24 приведенные выше жалобы и представляет собой интегральную оценку 4-х предыду¬щих шкал. Шкала характеризует общую эмоционально окрашенную интенсивность жалоб.
Необходимо подчеркнуть, что указанные шкалы не от¬ражают клинические синдромы, которые позволяют диаг¬ностировать то или иное заболевание. Они представляют собой среднее сочетание ощущаемых человеком физичес¬ких недомоганий.
Интерпретация результатов. Оценка для первых четы¬рех шкал находится в диапазоне от 0 до 24 баллов (так как каждая шкала содержит 6 пунктов), для 5-й шкалы как суммарного показателя четырех предыдущих оценка может варьироваться от 0 до 96 баллов.
Для коррекционной работы при психосоматических заболеваниях нами использовались методы телесно-ориентированной терапии. Основной целью данного направления терапии выступает улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
•    нахождение и снятие собственных мышечных зажимов;
•    изучение невербальных компонентов общения;
•    осознание языка собственного тела;
•    осознание языка тела окружающих.
Коррекционная работа проводилась с испытуемыми на протяжении 2 месяцев с периодичностью 2 раза в неделю по 2 часа. Описание использованных методик и упражнений см. в приложении 2.
После проведения коррекционной работы, нами повторно было проведено тестирование по Гиссенскому опроснику.
 
2.2 Анализ проведенного исследования

Первоначальное использование Гиссенского опросника дало следующие результаты:
Согласно полученным данным из 30 опрошенных студентов 3 опрошенных студента по шкале истощение получили 18-20 баллов из 24 возможных (10 %), т.е. высокий уровень потери жизненной энергии. 10 человек по данной шкале имели средний уровень «истощения» (33,3 %).
Диаграмма 1. 
 
Из общего количества - 19 человек (63,3 %) продемонстрировали наличие желудочных болей различной интенсивности, причем 7 человек указали на сильные боли (23,3 %).  
Диаграмма 2.
 
По третьей шкале, оценивающей наличие болей в различных частях тела 12 человек указали на наличие таких болей среднего уровня интенсивности (40 %), 1 человек – высокого уровня (3, 3 % опрошенных).
                                        Диаграмма 3.
 
Анализ данных по поводу наличия сердечных жалоб у опрошенных студентов свидетельствует о наличии высокого субъективного уровня данных недомоганий у 1 испытуемого (3,3 %), среднего уровня у 4 человек (13,3 %).
                                        Диаграмма 4.
 
По шкале давления, оценивающей интенсивность жалоб, 7 человек показали высокие результаты (23,3 %), 15 человек – средние результаты (50 % опрошенных), а остальные студенты – 8 человек (26,6 %) – низкий уровень эмоциональной окрашенности жалоб.
 
После проведения психокоррекционной работы с использованием методик телесно-ориентированной терапии результаты тестирования по этой же методике были следующими.
По шкале истощение максимальные баллы были получены 1 человеком (3,3 %),  средний уровень «истощения» продемонстрировали 6 человек (20 %), а низкий уровень – (76,7 %) – 23 человека.
Диаграмма 5. 
 
По второй шкале, оценивающей субъективный показатель желудочных болей данные также изменились в лучшую сторону. Высокий уровень продемонстрировали 5 человек (16,7 %), средний уровень – 20 человек (66,6 % опрошенных), а остальные – 16,7 % (5 человек) – низкий уровень наличия желудочных болей.  
Диаграмма 6.
 
По третьей шкале, оценивающей наличие болей в различных частях тела 9 человек указали на наличие таких болей среднего уровня интенсивности (30 %), а 21 человек – низкий уровень (70 % опрошенных).
                                        Диаграмма 7.
 
Анализ данных по поводу наличия сердечных жалоб у опрошенных студентов свидетельствует о наличии высокого субъективного уровня данных недомоганий у 1 испытуемого (3,3 %), среднего уровня у 3 человек (10 %).
                                        Диаграмма 8.
 
По шкале давления, оценивающей интенсивность жалоб, 5 человек показали высокие результаты (16,7 %), 115 человек – средние результаты (36,6 % опрошенных), а остальные студенты – 14 человек (46,7 %) – низкий уровень эмоциональной окрашенности жалоб.
Сопоставление полученных данных свидетельствует о значительном улучшении уровня субъективного переживания различных недомоганий психосоматического характера, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Фактически, целенаправленная коррекционная работа при психосоматических расстройствах способствует снижению уровня интенсивности субъективных недомоганий.

 
Заключение

Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах Таким образом, рассмотрение характеристики и видов психосоматических заболеваний показало, что в мировой научной практике данному виду расстройств уделяется достаточно большое внимание. В своей основе психосоматические заболевания имеют психические, аффективные нарушения, которые возникают в условиях влияния  на человека различных внутренних и внешних негативных факторов. 
Классификация психосоматических заболеваний имеет разнообразную, сложную структуру. Многие элементы этой структуры свойственны как детям, так и взрослым. 
Таким образом, для получения максимального эффекта при лечении психосоматических расстройств возможно только при сочетании разнообразных традиционных и нетрадиционных методов. К традиционным методам относят разнообразные виды психотерапии, физиотерапию, бальнеотерапию, курортотерапию и медикаментозную терапию.
Помимо традиционных методов используются и нетрадиционные, включающие иглорефлексотерапию, точечный массаж, магнитопунктура и т.д.
В ходе проведенного экспериментального исследования, направленного на  изучение эффективности использования психокоррекционных методик при психосоматических расстройствах нами были получены данные, свидетельствующие о значительном улучшении уровня субъективного переживания различных недомоганий психосоматического характера, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Фактически, целенаправленная коррекционная работа при психосоматических расстройствах способствует снижению уровня интенсивности субъективных недомоганий.
Литература

1.    Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практи-ческое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2.    Асимон Г. Психосоматическая терапия. - СПб.: Изд-во «Речь»,2002. 
3.    Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996. 
4.    Вейн A.M. Психосоматические отношения//3аболевания вегетативной системы//Под ред. A.M. Вейна. -  М.: Медицина, 1991. 
5.    Губачев Ю.М., Ситабровский Е.М., Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.: «Медицина», 1981. 
6.    Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. – М.,2003. 
7.    Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. – М., 2004. 
8.    Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб, 2000.
9.    Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.
10.    Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987. 
11.    Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Под ред.Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.
12.    Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /сост. К.В. Сельченок.-  Мн., 1999. 
13.    Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой. — М., 1992.
14.    Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб, 2000.
15.    Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000. 
16.    Смулевич К. Психосоматические расстройства. - СПб.: Изд-во «Речь»,2002.
17.    Соколова Е. Т. , Николаева В. В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995. 
18.    Старшенбаум Д. Психосоматика и психотерапия. - СПб.: Изд-во «Речь»,2002.
 
Приложение 1.
Бланк Гиссенского опросника

Добавил: Демьян |
Просмотров: 732
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba