Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

пол
Реферат | 12.09.2014, 15:00

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Тема аналитической справки: "Что такое политика? Чем вызвано многообразие ее определений?"


Категория политики - одна из самых сложных для объяснения и понимания в политологии. Трудности в истолковании политики связаны прежде всего с многозначностью этого явления общественной жизни. Величайший мыслитель античности Аристотель, один из основоположников политической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным (гр. zoon politikon), совершенно не вкладывая в это суждение отрицательный смысл, а, напротив, скорее хвалебный. Таким образом, еще в древние времена философы полагали, что заниматься политикой людей побуждают по преимуществу их естественные устремления .
Однако вряд ли правы те ученые, которые вслед за Аристотелем придерживаются положения о том, что всякое человеческое сообщество, имеющее управителей, будет по определению политическим: семья как производственная ячейка, государство в виде территориального объединения людей и т.д. Это слишком расширительная трактовка данной категории. Политику нельзя полностью отождествить с властью (не каждая власть является по своей природе собственно политической; существуют, например, родительский, экономический, религиозный типы власти) либо замыкать обширнейший политический мир в более узкие рамки государства. Политика - вид общественной деятельности, а политический факт есть факт социальный. Вместе с тем любые более строгие определения политики так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством .
Само понятие политики исторически и содержательно связано с полисом. Аристотель считал, что полис включает в себя все остальные виды человеческих сообществ и тем самым располагает важнейшими преимуществами. Другие ученые тоже обращают внимание на то, что политика прежде чем стать понятием, определяющим особый вид практической деятельности либо сферу знаний, указывала на место действия 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

- город-государство. Сосредоточение в полисе определенной массы богатств позволило провести фактически первое разделение функций в обществе, точнее - специализацию труда, что, в свою очередь, дало известной группе людей возможность потреблять, не производя, руководить другими, проводить время в обсуждении политических проблем, готовить законы и пр. Так и было в Афинах, исторически первой демократической республике.
Сама категория политики, вошедшая почти без изменений в европейские языки, этимологически пришла из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно «то, что относится к государству» (politika) и происходя, таким образом, от древнегреческого слова «polis» (город-государство, полис). Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. В английском языке существуют как минимум четыре термина, разграничивающих разные стороны политики как таковой: 
1) собственно политическая сфера (англ. politics); 
2) политический строй (polity), что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 
3) политический курс, сознательно выработанная стратегия в этой области (policy); 
4) сфера политического управления, подконтрольная общественности (public policy). Вероятно, самым значительным для осознания (хотя бы в первом приближении) всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию. Рассмотрение классических и современных подходов - в их развитии - к пониманию политики позволяет не только лучше представить содержание этой категории, но и структуру самой политической науки как комплекса разных дисциплин и субдисциплин, исследовательских направлений и парадигм .
Рассуждения о политике обычно начинаются с выяснения отношений между правителем и подвластным, сувереном и подданным, государством и человеком. Зерна размышлений о природе и характере политических отношений- можно встретить в общественной мысли Древней Индии и Китая, Востока вообще, но для большинства политологов точкой отсчета истории концепций политики является Древняя Греция, воплощенная в философии Платона и Аристотеля.
Представления Платона и Аристотеля о природе и границах политического мира открывали как бы первую стадию - условно говоря, государствоцентристскую - в длительной эволюции его осмысления. Аристотель довольно четко проводил идею о том, что политика – это, прежде всего, государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений, т.е. государственного общения между политическими людьми - гр. politike - по поводу ведения общественных дел и такого же управления. Столь жесткое определение во многом было обусловлено известной неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще комплексность и распространенность современной политической системы, включающей разделение властей и многопартийность, сложный избирательный процесс, наднациональные структуры (например, Европейский парламент и др.), профсоюзы, социальные движения и т.д.
Реальной основой для построения политических моделей Платона и Аристотеля был город-полис, где еще нечетко разграничивались функции и составляющие государства и общества. Каждый гражданин полиса высту¬пал в двух качествах (ролях): как частное лицо, входящее в городскую об¬щину (в силу этого политика приобретала «очеловеченные» черты, ибо в ней видели отношение человека к миру и другим людям), и как участник государственно-публичной жизни, который влиял на процесс управления и принятия решений, а нередко и определял его.
Слитное представление о политике, совмещенной с этикой (в слож-ном смешении мифологических, богословских и антропоморфных, т.е. уподобляющих какое-то явление человеку, идей), показывало ее в виде жизни посредством государственного общения между людьми (становящимися из-за этого людьми политическими). Подобный подход преобла¬дал на протяжении почти двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Никколо Ма¬киавелли и «Левиафана» Томаса Гоббса (1588-1679). Несмотря на то, что в этот период тематика природы государства, характера государственного управления и внутригосударственных отношении непременно соприка¬сались с социальными проблемами (отдельного человека, общественной группы и т.д.), мир политики расценивался прежде всего как область го¬сударственного управления гражданами пли подданными .
Основное содержание следующей стадии в развитии воззрений на политику (своего рода переходной от государствоцентризма) связано со смещением внимания мыслителей с размышлений о внутригосударственных отношениях к анализу взаимодействия государства и гражданского об¬щества. С XVII по XIX в. - от трудов Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Джона Локка (1632-1704) до сочинений Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и Карла Маркса (1818-1883) - этот вопрос в различ¬ных вариантах находился в центре проблемного поля политики. Локк едва ли не первым в мире заметил по данному поводу, что под государством он понимает не какой-то тип устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, которое создается для поддержания социального по¬рядка и для сохранения частной собственности. Английский мыслитель даже использовал особый термин - политическое общество, - который шире понятия «государство», ибо включил в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов правления (например, пле¬менную организацию американских индейцев, не имевших «постоянных королей», однако в случае необходимости в мирное или военное время вы¬биравших себе руководителей по собственному желанию).
Уже в XVIII в., помимо негосударственных, экономических и социальных факторов объяснения политики, французский философ-просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в книге «О духе законов» ввел в аналитический оборот и внесоциальные условия ее развития, увеличив тем самым размах представлений о влиянии иных обстоятельств на эту сферу жизнедеятель¬ности человека (географических, климатических, демографических и др.). Природа основных политических форм, по предположению Монтескье, за¬висит также от размеров территории (т.е. от пространства распространения государственной власти): республика требует небольшой территории, ина¬че она не удержится; монархия может быть средней величины, а обширные размеры империи - предпосылка для деспотического властвования.
В XVIII-XIX вв. довольно существенно менялось видение субъектов и границ политической активности. В Средние века и эпоху Возрождения главными действующими фигурами считались монархи и высшее дворян-ство. Даже Макиавелли еще писал о различных слоях общества лишь как о неком фоке, «трамплине» для придания действиям государей энергии и скорости. После Английской буржуазной революции (XVII в.) и Великой французской революции (1789-1794) под влиянием идей французского философа Жана Жака Руссо (1712-1778) и иных мыслителей в анализ по-литической сферы были вовлечены другие сословия (в т.ч. «классы бедно-ты»), а значит, уже широкие массы народа. Кроме того, в конце XVIII - начале XIX столетия в ряде стран Евро¬пы и в Северной Америке стали формироваться первые профсоюзы и по¬литические партии, избирательные и партийные системы, деятельность которых также расширила понимание негосударственных аспектов поли¬тической жизни. Это подготовило необходимые предпосылки для скла¬дывания ряда современных подходов к истолкованию политики - уже на так называемой социоцентнристской стадии, когда политику в основном начали сводить к классовым или иным социальным отношениям.
Политика - особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы лю¬дей - а их великое множество, - то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения. Общество современного типа использует прежде всего политические средства (какие бы они ни были) для умень-шения издержек противоречий в межчеловеческих отношениях, упорядо-чения и согласования действий людей ради своего спокойствия и соци-альной стабильности. Почти все политологи согласны с тем, что наиболее общей предпо¬сылкой сделанных философами, а затем политологами во второй части XIX и в XX столетии объяснений содержания политики явилось их понимание непреложного факта: одним из первейших факторов жизнеобеспечения и развития неуклонно наращивающих свое многообразие современных об¬ществ стали именно политические механизмы . 
Сложность и многогранность самого феномена политики обуслови¬ли и разнообразие его истолкований - так называемых объяснительных моделей.
Ряд политологов считает, что марксистская теория в середине XIX в. попыталась обеспечить линию преемственности в понимании сущности политики между классическими теориями прошлого и более современными интерпретациями. Концепция политической сферы («политической надстрой¬ки») основоположников марксизма исходила из нескольких идей: 
1) главные механизмы политики определяются экономикой, например материальны¬ми интересами людей, участвующих в процессах производства и обмена; 
2) политика - это борьба классов, имеющих прямо противоположные экономические интересы; 
3) организованное насилие и классовое господство - основа всякой политики и государственной власти в условиях антагонистического общества. 
Эти положения марксизма были важным теоретическим результатом, позволившим ближе подойти к рассмотрению глубинных движущих сил политики и некоторых мотивов поведения людей в данной сфере. Однако вне анализа и осмысления остались гораздо более тонкие побудительные причины политической активности человека, обусловленные социаль¬но-психологическими, социокультурными, правовыми, даже демографи-ческими и биологическими факторами. По мере увеличения многообра¬зия проявлений современной политики люди и их организованные груп¬пы все меньше и меньше руководствовались экономическими интересами, которые уступали место нематериальным (духовным, культурным и пр.), а в последние десятилетия XX в. и так называемым постматериальным основаниям своей общественной деятельности. Большинство критиков марксистской концепции политики сходятся в том, что экономические от-ношения, безусловно, оказывают соответствующее влияние на полити-ческие механизмы, но объяснение политики как целостности явно нельзя свести к экономическим процессам, поскольку она обладает внутренне присущими только ей свойствами, собственными законами функциони-рования и развития . 
В начале XX в. Вебер противопоставил марксизму крупнейшую по интеллектуальному потенциалу и одну из самых известных в науке концепций политики - сферы деятельности и человека, и общества в целом, - учтенную почти во всех авторитетных разработках современных моделей политической жизни. Ее изначальное положение было сходно с тезисами классиков марксизма: Вебер считал, что политика есть область обществен-ных отношений по поводу власти, иначе говоря, стремление к участию во властвовании или к влиянию на распределение власти, будь то между госу-дарствами или внутри самого государства между группами людей, которые оно в себя включает. Однако общий смысл концепции Вебера состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности (рав¬но как и экономика), представляя собой, с одной стороны, предприятие, аппарат легитимного (т.е. признанного большинством общества) господ¬ства, а с другой - специфическую профессиональную деятельность, про¬низывающую всю общественную жизнь. Люди и их объединения делят¬ся - в зависимости от своего места в этом общесоциальном предприятии - на три разряда: 1) «политиков по случаю» (ведь каждый из нас в качестве рядового избирателя может участвовать в таком предприятии); 2) «полити¬ков по совместительству» (партийные активисты, для которых политика еще не составляет плавкую область приложения сил); 3) «профессиональ¬ных политиков» (государственных деятелей и чиновников, освобожденных партийных функционеров и т.д.). Таким образом, согласно Веберу, полити¬ка в виде сферы общественной жизни формируется лишь с возникновени¬ем государственно-административного аппарата как «штаба политическо¬го предприятия» всего общества, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем над вла-стью и ее распределением .
Марксистские мнения о политике как о проявлении классовой борь-бы стимулировали развитие целого ряда влиятельных концепций, пост-роенных на объяснении политической сферы сквозь призму столкновения противоположных интересов и/или взглядов, так называемого конфликтологического понимания политики: модель известного британо-немецкого ученого Ральфа Дарендорфа, противопоставивше¬го марксизму теорию социального конфликта, в ко¬торой главный признак классов - отношения гос¬подства и подчинения, а не собственности; амери¬канца Льюиса Козера (1913-2003) и др. Однако едва ли не самой цитируемой из них - в смысле призна¬ния или несогласия - является теория политичес¬кого Карла Шмитта, в которой политика представ¬лена в виде особого типа социального отношения «враг-друг» (или по древнейшему показателю «свой - чужой»). Такая вертикальная ось, т.е. то главное, вокруг чего разворачиваются многообраз¬ные события и действия пронизывает всю общественную структуру, частности экономическую и духовно-культурную жизнь. Иными словами -  это специфическая форма соединения и разъединения людей.
Веберовская модель политики как общественного предприятия, т.е. определенной социальной структуры наивысшей степени сложности, в кото¬рой всем гражданам (подданным) отведены какие-то место и роль во влас¬тных отношениях, повлияла на современные структурно-функциональные подходы к объяснению политики, в частности на концепцию одного из са¬мых выдающихся ученых XX столетия Толкотта Парсонса (1902-1979). Он рассматривал общество как универсальную систему, совокупность социальных действий всех людей, каждая из составляющих которой - подсистем - обладает своеобразными функциями. Политике отведена функ¬ция целедостижения. Политическая подсистема благодаря своей опоре на власть связана со способностью обеспечивать организацию людей для эф¬фективного коллективного действия, с тем чтобы добиваться общих целей. По Парсонсу (из чего исходят и его последователи) политика включает в себя, с одной стороны, социальный механизм, состоящий из выбора коллек¬тивных целей, принятия решений и привлечения необходимых для дости¬жения целей ресурсов, а с другой - обеспечивающую этот механизм институциональную структуру с тремя объединенными компонентами: ин¬ституты лидерства, органы власти, нормы и правила, определяющие порядок соответствующей активности. Политическая жизнь - это весьма сложная совокупность воздействий лидеров на людей через органы власти в рамках юридических норм политической игры, состоящая из определения целей, принятия решений и их осуществления посредством привлечения, если не¬обходимо, всех ресурсов страны .
Идеи Парсонса о политике как относительно самостоятельной подсистеме общественной жизни стали основой системного анализа политики, принципы которого были разработаны Дэвидом Истоном, создавшим научную традицию рассмотрения политики через так называемые прямые и обратные связи и взаимодействия политической системы с внеш¬ней социальной средой.
Парсонс основное внимание уделил изучению политики как крупнейшей подсистемы общества - своего рода макромира - с помощью цепи умозаключений от общего к частному, от гипотез к логическим выводам. Ученые, первыми применившие методику бихевиоризма в политологии - Чарльз Мерриам (1874-1953). Гарольд Лассузлл, Джордж Э. Кэтлин (1896-1979) и др.,- объясняли политику исходя из ее микроуровня. Они рассматривали комплекс наблюдаемых фактов политического поведения конкретного человека и на этом строили свои модели. Индивиды вступают между собой в отношения власти, их частные установки и устремления являют собой основу целостного политического процесса - общего дви¬жения «политических атомов», соединяющихся и разъединяющихся, сталкивающихся в борьбе и т.д. Бихевиористский подход к пониманию полити¬ческой сферы прежде всего как совокупной политической активности лю¬дей, формирующейся из их отдельных действий и взаимодействий, сводится к определению политического мира в виде общего результата сложения (сум¬мы) всех микрополитических жизней индивидов.
Бихевиористский способ познания заложил мощную теоретико-методологическую традицию интерпретации политики на уровне ее микросоциальных механизмов. В рамках этой парадигмы были разработаны: кон¬цепция обмена ресурсами на политическом рынке; игровая модель полити¬ки, опирающаяся на теорию игр; политическая теория рационального выбора. Во всех трех широко распространенных в настоящее время подхо¬дах политика предстает как совокупность различных видов действий, по¬ведения и отношений между политическими акторами (индивидами, группами). Ее описывают и объясняют в качестве: политического рынка (Питер Блау; 1918-2002), где идет обмен контролируемыми ресурсами; политической игры (Стивен Брамс; род. 1940); рационального выбора по¬литических акторов (Моррис Фиорина; род. 1946).
В современной политологии довольно большим влиянием пользуются коммуникативные концепции политики. Среди авторов, разрабатывавших еще в 1950-1960-е гг. подход к политике как к системе коммуникаций и информационных потоков, - Ханна Арендт (1906-1975) и Карл Дойч (1912-1992). Вместе с тем последние по времени и наиболее известные объяснения политической сферы в виде мира коммуникаций и соответству¬ющих техник общения индивидов связаны с разработками Никласа Лумана (1927-1998) и Юргена Хабермаса. Один из главных тезисов Хабермаса гласит: политика выражает себя через систему коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредовании (например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией частная сфера общества сообщается с публичной через такие механизмы этих каналов опосре¬дования, как деньги и власть). Авторитетный французский политолог Резки Дебре (род. 1928) в кни¬ге «Писви. Происхождение политики» (1980) выстроил собственную ори-гинальную схему политики, в известном смысле продолжающую комму-никативную модель. Он считает, что политика - это треугольник «Госу-дарство - Средства массовой коммуникации - Интеллигенция». Природа одного из указанных элементов не может измениться, не переменив два других. Революция в СМИ определяет одновременно революции и в ис-тории данной интеллигенции, и в функционировании государства. Основ-ным элементом этой триады Дебре считает интеллигентов как носителей информации (государственных чиновников и политических деятелей), ко-торые в современном обществе выполняют роль церковных писцов, чья специальность в прошлом и в настоящем - налаживать отношения меж¬ду людьми. Интеллигент есть человек коммуникации, а его функция - в основном быть политиком, т.е. посредником, связывающим людей. Этот автор фактически отождествляет политику с умственной деятельностью, считая, что еще во времена зарождения политики ее логическим синони-мом было знание .
История представлений и развитие идей о политике обусловлены усложнением реального политического мира, а также отражают взаимоотношения человека и государства в каждое конкретное время. По историческим периодам это выглядит так. На первом - государствоцентристском - этапе (примерно с XVI в.) подход к политике основывался на положении о государ¬стве как носителе верховной власти над человеком. Оно складывалось для упорядочения и наилучшей организации социальной жизни, а для обоснова¬ния необходимости его существования привлекались либо мифологические и религиозные мысли о божественной воле, либо рассуждения о естествен¬ном порядке и рациональном характере государственной формы объедине¬ния населяющих данную территорию людей. Вся их политическая жизнь словно была заключена в орбиту притяжения верховной власти, а значит, тогда политике была присуща своего рода однополюсная направленность, главным в которой являлось подчинение человека в качестве подданного (вассала) государству в виде верховного и суверенного короля (сюзерена).
На втором этапе содержание политической жизни постепенно изменялось. Политика и правила политической игры окончательно были отде¬лены от этических обоснований. В политике уже видели поле поддержания согласия и выполнения некоего разумного общественного договора в отно¬шениях государства и гражданского общества, а также его представителей (индивидов, их групп) между собой. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле уступало место взаимным обя¬зательствам партнеров, когда гражданское общество в целом и его сосло¬вия добивались признания своего естественного права оказывать давление на государственный режим, а то и менять его. При этом государство все еще пользовалось безусловным главенством над гражданином.
Век XX внес важные коррективы в реальные политические отноше-ния и в теоретические модели политики. Наступил третий - социоцентристский - этап в развитии воззрений на политическую сферу, когда на смену положения о монополии единой верховной и суверенной государ¬ственной власти приходят идеи плюрализма, согласования интересов раз¬личных социальных групп, делящих между собой влияние на общество и государство. Со становлением в большинстве развитых стран демократических систем преобразуется и сама основная парадигма видения мира по¬литики: от государственного моноцентризма к социальному полицентриз¬му, от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп граждан. Тем самым в формально-историческом пла¬не первенство было отдано уже обществу и составляющим его людям, а не государству с его учреждениями. В последние десятилетия заметны некоторые признаки возможного на-ступления нового, уже четвертого по счету, большого этапа в эволюции понимания политики, сопровождающегося преобразованием научных па-радигм и отражающего новейшие изменения в самом реальном содержа-нии политической жизни .
Господствующая ныне модель нации-государ¬ства начинает подвергаться сомнению в трех основных аспектах: 1) все больше распространяются различные схемы так называемой наднациональ¬ной политики, растет важность глобальных проблем (экологических, ядер¬ных, энергетических, сырьевых, связанных с терроризмом и наркотиками и пр.), что способствует укреплению надгосударственных структур, межпра¬вительственных организаций (ООН, ЕС и др.) и международных неправи¬тельственных объединений (например, движение «Гринпис»); 2) усилива¬ется прозрачность (транспарентность) межгосударственных границ; 3) вы¬сокоразвитое сознание и огромная информированность человека начала третьего тысячелетия побуждают его к высвобождению из-под традицион¬ного государственного контроля и к участию - уже в качестве «граждани¬на мира» - в поддержке различных форм самоуправления, в альтернатив¬ных движениях (потребителей, феминистских, экологических и т.д.), кото¬рые нередко тоже становятся транснациональными. Конечно же, роль государства в политике по-прежнему значительна; более того, по опреде¬ленным направлениям она даже возрастает, что проявляется, в частности, в бюрократизации и заметном усилении исполнительной власти и управлен¬ческого аппарата во всем мире. Речь идет лишь о возникновении совершен¬но иных подходов к осмыслению политики, отражающих, возможно, новое соотношение сил между человеком и государством, да и то пока в самых развитых странах. Рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политической сферы позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и науч¬ных сторон политики и, соответственно, о многомерном характере этой важ¬нейшей части человеческого бытия. Политика выступает прежде всего в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 
1) как сфера общественной жиз¬ни; 
2) как один из многих видов активности социальных субъектов, их кол¬лективного и индивидуального поведения; 
3) как тип социальных отноше¬ний - между индивидами, малыми группами и большими общностями.
В первом аспекте политика рассматривается в виде структурной составляющей общества в целом с присущими ей определенными положени¬ем и ролью, но которая при этом обладает особыми сущностными (субстанциональными) и функциональными свойствами. В марксистской теории политика выступает в рели регулирующей «надстройки», состоящей в первую очередь из государственной организации, которая обеспечивает сложившийся властный статус-кво для системы отношений производства и обмена. У Парсонса и Бертрана Рассела (1872-1970) политическая подсис¬тема общества выполняет функции целеполагания и целедостижения, а у бихевиористов (Лассуэлл, Абрахам Каплан (1918-1993) и др.) - контроля и распределения ресурсов. Начиная с Аристотеля и Пикколо Макиавел¬ли, за политикой в ее качестве своеобразной области общественной жизни ученые закрепляют функции согласования общих и частных интересов, осу¬ществления власти, поддержания социального порядка и руководства людь¬ми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управ¬ления социумом.
Второй тип подхода к анализу политики зиждется на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В марксизме главное содержание политики - борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. В схожем ракурсе Вебер рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность, что происходит и в рамках экономики. Для Лассуэлла и других бихевиористов поли¬тика - вид социального поведения индивидов (и их групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании. В свою очередь, целерациональное поведение - полити¬ческая подоснова для сторонников теории рационального выбора.
В случае третьего основного аспекта объяснения политики она включается в сложную сеть социальных отношений и связей (в других поняти¬ях - взаимодействий и коммуникаций) в качестве одного из целого ряда их типов. Еще Аристотель определил политику как высший вид человечес¬кого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство за государство и власть различных социальных субъектов: государя и народа, партий и сословий. Марксисты трактуют политику как отношения классов по поведу государственной власти. Уже в XX в. разрабатываются, вслед за концепцией борьбы классов, модели конфликта-консенсуса, классифици¬рующие политику по типам конфликтных отношений и социальных взаи¬модействий, - Шмитт, Дарендорф, Козер, Кеннет Боулдинг (1910-1993) и др., а также схемы институционально-властных отношений, где она по¬нимается как некая всеобщая структура для соединения (консолидации) разных проявлений социальной и политической жизни, - Жорж Бюрдо, Морис Дюверже (род. 1917) и др .
Объяснения категории политики распределяются по двум наиболее общим направлениям. Первое из них основано на дедуктивном (от общего к частному) и объективированном (воплощенном в доступных восприятию положениях) подходе к осмыслению политики как некоего целостного макромира, части деятельности социума, сферы общественного развития - «надстройка», подсистема, предприятие и т.д., связанных с выполнением определенных функций (управления и регулирования, общественной консолидации и поддержания порядка). Второй подход отражает приоритеты индуктивного (от частного к общему) и субъективированного видения по¬литики, разделяющего ее на субъекты и объекты, микромиры их действий и взаимодействий, которые становятся всеобщими благодаря политичес¬ким отношениям. 
Уже со времен классического гегельянства и марксизма в социаль¬ной мысли распространено представление о двойственном характере по-нимания политики с ее объективной и субъективной сторонами. Итак, политика как категория проявляется в этих двух основных измерениях: 
1) она отражает, образно говоря, «объективное бытие», т.е. целостные и сущностные свойства политической сферы в их «внешней» позиции к общественной жизни вообще: 
2) в своей форме «субъективного инобы¬тия» политической жизни показывает «внутренний» механизм полити¬ческих отношений между различными социальными акторами, связан¬ный с их интересами, установками, идеями, взаимодействиями, а также со статусами и ролями. 
Подобная двойственность политики была убе¬дительно продемонстрирована французским социологом и политологом Пьером Бурдьё (3930-2002).
Многомерный характер категории политики предопределяет довольно сложный состав и самой политической науки.

 

 


Список использованной литературы


1.    Ачкасов В.А. Политология. М.: Юрайт, 2005. 692 с.
2.    Муштук О.З. Политология. М.: Норма, 2006. 551 с.
3.    Одегов И.И. Политология. М.: Зерцало, 2005. 362 с.
4.    Политология: Учебник/Под ред. И.Н. Калинина. М.: Академия, 2005. 673 с.
5.    Политология: учебник/Под ред. М.А. Василика. М.: Гарардики, 2006. 588 с.
6.    Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы / Под ред. Р. Гудина, Х.Д. Клингеманна. М.:  МЦИ, 2006. 419 с.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 291
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba