СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1.1. Потребительский рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования
Жизнь людей в обществе может рассматриваться как общая социальная система, состоящая из нескольких субсистем. Наиболее часто общественная система подразделяется на хозяйственную, политико-административную, и социально-культурную субситемы. Хозяйственная субсистема служит удовлетворению потребностей, связанных с потреблением товаров и благ.
Эту хозяйственную субсистему называют также экономической системой. Экономическая система регулирует производство, распределение и потребление товаров.
Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков.
Объекту данного исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы. Поэтому чтобы полнее и чётче понять его сущность и роль в системе экономических отношений, предварительно необходимо рассмотреть само понятие рынка.
Согласно положениям современной экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, дается следующее его определение: рынок – это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [18, с.95].
Вместе с тем, признавая приоритет экономической составляющей в определении рынка, следует согласиться с другими авторами, которые рассматривают эту категорию значительно шире.
В отдельных случаях рынок отождествляется с физической совокупностью конкретных субъектов-участников рынка: домашних хозяйств, предприятий, покупателей, продавцов и т.д. Например: «Рынок – совокупность отдельных сегментов потребителей, которые дифференцируются покупательским спросом и формируются в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов»[35, с.29]. «Количественный» подход к определению «рынка» берет свое начало из работы швейцарского экономиста С. де Сисмонди (1773-1842): «Количество потребителей, их вкусы, размеры их потребления и их доходы – все это составляет рынок, на который работает каждый производитель» [35, с.31].
Определение сути рынка с учетом перечисления его участников даже физически затруднительно. Да и содержание категории «рынок» заключается не только в его участниках, а скорее в социально-экономических отношениях между ними, обусловленных задачами, целями, функциями, потребностями, возможностями, интересами и т.д.
Весьма интересное определение категории «рынка» дает И.Новикова: «…рынок – это обмен … вызывающий свободное колебание спроса, предложения и цен, ориентирующий производство на удовлетворение общественных потребностей. Он возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку обмен принимает регулярный характер на основе колебаний спроса, предложения и цен, а в его основе лежит товарное производство» [35,с.35]. В данном определении выделяются три основополагающие признака рынка: обмен, его регулярность и товарный характер производства.
Более точно дано определение рынка в работе «Основы менеджмента и маркетинга»: «Рынок понимается в широком смысле слова как совокупность экономических, политических и социальных отношений, складывающихся в процессе обмена в связи с реализацией товара; в узком смысле слова – это сфера осуществления торговых операций»[12, с.37].
В современной экономической литературе можно встретить целый ряд и других определений рынка, данных как зарубежными, так и отечественными экономистами (С. Фишером, Р. Дорнбушом и Ф. Шмалензи, Ф. Стейнлейком, А. Я. Лившицом, Ю. А. Львовым, Л. И. Абалкиным, Б. А. Райзбергом и др).
Одни экономисты определяют рынок как систему экономических отношений в сфере обмена для осуществления реализации товаров, другие - как связь производителей продукции и её потребителей, то есть субъектов рынка во всех звеньях общественного воспроизводства. Все эти определения, как правило, отражают экономическую сущность рынка, хотя и имеют разную направленность. Наиболее полной характеристикой понятия рынок является синтез этих разнонаправленных характеристик, и определение рынка как обобщающего понятия, характеризующего тот или иной тип хозяйственных связей, и как совокупности экономических отношений, складывающихся на основе рыночных законов и принципов, на свободной основе, без принуждения между участниками рынка при осуществлении актов купли-продажи. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, в том числе элементы материального и денежного обращения. Он задает своим участникам цены, ориентирующие производство на удовлетворение потребностей и наилучшую комбинацию факторов производства. Рынок выявляет реальные потребности, а потребление, в свою очередь, зависит от его развития. Индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство, так как экономическое развитие является функцией от возрастающих потребностей человека. Все эти особенности рынка наиболее полно проявляются на потребительском рынке, характеризуют его место и роль. Учитывая данное определение рынка можно выделить конструктивные признаки потребительского рынка, как составной части рынка.
Потребительский рынок – это система экономических взаимоотношений между его участниками по поводу купли-продажи потребительских товаров. Данный признак является определяющим, базовым выражающим экономическую сущность потребительского рынка. Основными элементами этой системы можно назвать: покупательский спрос, предложение и цена.
Каждый элемент экономического рынка (отдельные рынки) имеет свое самостоятельное значение, но лишь тесное взаимодействие потребительского рынка с другими видами рынков (рынком средств производства, рынком труда, рынком капиталов и финансово-кредитных ресурсов и т.п.) способствует обеспечению эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса. Он связан с обслуживанием всех фаз воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления -, и активно участвует в кругообороте средств (материальных, денежных, финансово-кредитных), регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства.
Таким образом, потребительский рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров.[10, c.29]
Таким образом, потребительский рынок - это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг.
В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры платежеспособного спроса населения в определенном регионе. Механизмы регулирования потребительского рынка предполагает, как рыночное регулирование, осуществляющееся на основе саморегуляции спроса и конкуренции, так и наличие факторов регулирующего назначения.
Роль потребления в развитии общества следует рассматривать, по крайней мере, в двух ракурсах: как критерий стратификации и социальный индикатор стабильности общества. В потребительском поведении отражен личностный фактор экономической активности человека. Такое отражение социальной реальности через призму индивидуального, воплощенного в отношениях, мотивах, ценностях, ожиданиях, интересах, имеет все возрастающее значение и побуждает к более глубокому и сложному анализу повседневного потребительского поведения экономистами, социологами и психологами.
Потребление является необходимым моментом общественного воспроизводства. Потребляя тот или иной предмет, индивид, с одной стороны, формирует его идеальную форму (образ), оценивая на практике его полезность — способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность, а с другой – именно этот идеальный образ полезности предмета выступает побуждающим мотивом человеческой деятельности, выполняя по отношению к ней целеполагающую функцию.
Потребительское поведение – это действия социального субъекта, направленные на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая связанные с ними процессы принятия решений. В масштабах общества системный характер потребительского поведения проявляется в выборе и приобретении потребительских благ, извлечении в процессе потребления их полезных свойств для удовлетворения различных потребностей членов общества, их хранении, распределении и избавлении от них по мере использования, овладении информацией и знаниями, необходимыми для потребителя, поиске дохода для приобретения потребительских благ и др.[12, c.45]
Рыночные отношения характеризуют собой сложную систему связей, которым присущи определенные противоречия. Основным противоречием рыночных отношений является противоречие между товаропроизводителем, стремящимся продать произведенный им товар по возможно большей цене и покупателем, предъявляющим индивидуальные требования к потребительскому товару и стремящиеся заплатить за товар как можно меньшую цену. Способом разрешения данного противоречия служит формирование так называемой «цены равновесия», отражающей согласование интересов продавца и покупателя.
Кроме того, «противоречие между производством и потреблением… состоит в том, что производство растет с громадной быстротой, что конкуренция сообщает ему тенденцию безграничного расширения, тогда как потребление (личное), если и растет то крайне слабо… Увеличение этого несоответствия ведет к кризису, выражаемому в перепроизводстве товаров» [4,с.58].
По мере усложнения хозяйственного развития, усиления специализации и кооперации и на этой основе расширения рынка, законы конкуренции, рыночных отношений уже не могут обеспечить эффективное, стабильное развитие экономики, бескризисное ее функционирование.
Это вызвано тем, что состояние товарно-денежных отношений определяется не деятельностью и искусством отдельных лиц, а характером развития производительных сил, особенно орудий труда, положением дел в экономике в целом [4, c.60].
Следовательно, объективные процессы развития общества и его экономики обуславливают помимо действия законов конкуренции применять и действенные экономические, правовые и административные рычаги регулирования рынка, а через него и многие экономические процессы, включая регулирование потребительского рынка.
1.2. Функции и структура потребительского рынка
Центральное, важнейшее место в системе современных рынков занимает потребительский рынок. Рынок существует во всех обществено-экономических формациях, где предметы труда обмениваются между производителями и потребителями.
Потребительский рынок может быть классифицирован по целому ряду признаков, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация товарных рынков
Признаки классификации Вид рынка
Виды конкуренции Монопольный; чистой конкуренции; олигополистический; монополистической конкуренции
Территориальный уровень Местный; региональный; республиканский; Союзного государства; стран СНГ; мировой
Степень сбалансированности спроса и предложения Рынок продавца; рынок покупателя
Место рынка в системе товародвижения Оптовый; розничный; мелкооптовый; мелкорозничный
С учетом степени организации доставки и продажи товаров Организованный (продажа через торговые предприятия); неорганизованный (продажа через вещевые рынки); открытый; закрытый
В зависимости от вида товаров, услуг Продовольственный (рынок мяса и др.); непродовольственный (рынок обуви); продукции и сырья; рынок услуг
Качественная оценка рынка Освоенный; формирующийся; стабильный; сокращающийся; стагнирующий
Позиция маркетинга по отношению к рынку Целевой; перспективный; неперспективный; основной; дополнительный
По каналам реализации товаров потребительский ры¬нок можно подразделить на организованный и неоргани¬зованный.
Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории отно¬сится также реализация товаров населению непосредствен¬но производящими предприятиями и организациями, а так¬же осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и сов¬хозами непосредственно из собственных хозяйств.
Продажа сельскохозяйственной продукции на город¬ских рынках охватывает ее реализацию крестьянами, фер¬мерами и отдельными гражданами.
Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных в республике и при¬везенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в по¬рядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.
Потребительский рынок обслуживает в основном сфе¬ру личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:
- региональному признаку;
- назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назна¬чения и хозяйственного обихода);
- каналам реализации товара.
Такая классификация позволяет в составе всего потре¬бительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорцио¬нальности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенап-равленно формировать структуру потребления товаров на¬селением страны.[7, c.66]
Потребительский рынок характеризуется, прежде все¬го, долей в его составе продовольственных и непродовольст¬венных товаров. В свою очередь каждая из этих составляю¬щих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Детальная струк¬тура каждой группы представляет собой ассортимент това¬ров.
Для рынка продовольственных товаров харак¬терны следующие специфические черты:
- широкая взаимозаменяемость товаров по своему функ¬циональному назначению, что обусловливает отсутствие от¬ложенного спроса;
- сезонность производства ряда продовольственных то¬варов, что вызывает существенные сезонные колебания ре¬ализованного спроса;
- широкие связи между торговлей и производством;
- совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;
- ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличает¬ся от продовольственного рынка более широким ассорти¬ментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назна¬чению, высокими требованиями населения к ассортимен¬ту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-бытового назна¬чения и хозяйственного обихода характерны:
- длительные сроки потребления;
- отложенный спрос населения на отдельные изделия;
- ярко выраженное влияние НТП и жилищных усло¬вий населения;
- общественный характер использования многих пред¬метов;
- организация дополнительных услуг по эксплуата¬ции ряда изделий, торговля запасными частями.[15,c.38]
Данные особенности обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры това¬рооборота.
При рыночных отношениях возможно реальное и эффективное влияние потребителя на развитие производства и на оценку достижений отдельных предприятий. Только там, где потребитель может выбирать товар различных конкурирующих между собой субъектов хозяйствования, предприятия вынуждены будут повышать эффективность и гибко перестраивать свое производство.
Функционирование потребительского рынка характеризуется не только организационно-экономическими, но и социально-экономическими отношениями. Осуществление связей между товаропроизводителями и потребителями есть организационное объединение в единое целое всего процесса движения товаров. Одновременно, в процессе взаимоотношений продавцов и покупателей происходит смена собственника на объект купли-продажи. Продавая свой товар, производитель отчуждает свой объект собственности в пользу покупателя, получая взамен соответствующий эквивалент. Покупатель же, являясь носителем потребностей и владельцем денежных средств, в результате покупки товара становиться собственником данного продукта труда и, следовательно, его потребителем.
Развитие рыночных отношений, расширение числа участников рынка, их территориальная рассредоточенность, а также увеличение пути продвижения товара усложняет схему рыночного взаимодействия, появляется множество так называемых посредников рыночного процесса. Но суть процесса от этого не изменяется. Они квалифицируются, как отношение продавцов и покупателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что потребительский рынок, с одной стороны, это система социально-экономических отношений между продавцами, предлагающими потребительские товары для обмена через товаропроводящую сеть или посредников и покупателями, предъявляющими спрос с целью удовлетворения своих платежеспособных потребностей, с другой – потребительский рынок это сфера хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений и функционирования инфраструктуры по доведению товаров от производителей до потребителей.[20, c.124]
Уровни, определяющие поведение субъектов потребительского рынка представим в таблице 2.
Таблица 2 - Иерархическая структура факторов – условий, определяющих потребительское поведение с учетом уровней его сложности
Уровни Субъекты потребительского поведения Формы
реализации
потребительского
поведения Этапы (стадии)
реализации
потребительского
поведения Факторы, определяющие
потребительское
поведение
Наноуровень Индивид - индивидуальный субъект потребительского поведения Оценки, пред-почтения, ин-дивидуальные потребности, ожидания Формирование индивидуальных оценок, трансформирующихся в покупки Индивидуальное участие в производстве базовых благ Индивидуализированные предпочтения, возраст. Индивидуальная восприимчивость к общекультурным, семейным установкам и ценностям
Микроуровень Домохозяйство – коллективный субъект по-требительского поведения, отличающийся достаточно высоким уровнем диверсификации потребностей и вкусов. Осуществление расходов семьи в соответствии с потребностями ее членов. Имущественное накопление Сведение индиви-дуальных (про-межуточных) по-требностей к конечным. Поведение конкретных домохозяйств на рынке потребительских товаров и услуг. Организация и реализация потребления семьи в рамках базовых благ Потребности семьи, определяемые стадией ее жизненного цикла, структурой, системой семейных ценнос¬тей. Реальный располагаемый доход семьи, возможности совместного использования мебели, бытовой техники и др.
Мезоуровень Население региона – агрегированный субъект потребительского поведения Совокупный потребитель-ский спрос на мезоуровне Формирование уровня и структуры конечного по-требления населения региона, потребительских ожиданий на мезоуров-не. Запросы, удовлет-воряемые товарами местного производства или ввезенными. Специфика эконо-мической ситуации в регионе, уровень и темпы инфляции, предложения на потребительском рынке, уровень доходов населения регионов
Макроуровень Население страны - агрегированный субъект потребительского поведения со сложной системой потребностей и предпочтений Совокупный потребитель-ский спрос на уровне страны Формирование уровня и структуры конечного по-требления населения страны, удовлетворение потребительских ожида-ний на уровне общества в целом, выбор: товары отечественные или экспортные Экономическая ситу-ация в стране, прояв-ления кризиса, уро-вень и темпы инфля-ции, безработица, на-полненность потре-бительского рынка, доступность товаров
Наличие изложенной иерархии позволяет сделать вывод о том, что различия в потребительском поведении, например на микро- и макроуровнях существенны, и это отражается в концепции маркетинга. Так, на макроуровне, маркетинг-микс формируется в соответствии с реакцией отдельного потребителя, что используют менеджеры по рекламе, продавцы товаров в конкретных магазинах или торговых центрах. В то же время, на макроуровне, потребительское поведение рассматривается, с точки зрения, влияния процесса потребления и совокупного спроса на развитие экономики страны в целом, так как при этом, выравниваются спрос и предложение, создаются предпосылки для повышения эффективности рыночной системы, что проецируется также и на конкретные регионы.
В соответствии с данным уточнением теории потребительского поведения можно сделать вывод о том, что оно, как весьма сложный объект, должно анализироваться с учетом возможно большого числа факторов, условий, информационных потоков. Структура такого анализа, представленного в виде сфер и взаимодействий, представлена в Приложении 1. Проводимое исследование должно быть комплексным, учитывающим не только характер покупок, но и систему факторов, воздействующих на потребительское поведение, в также уровни реакций, явные и скрытые предпочтения и др.[26, c.25]
Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональ¬ности между спросом и предложением на потребительском рынке является совершен-ствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельс¬ким хозяйством.
Развитие рынка товаров народного потребления харак¬теризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.
Под емкостью рынка понимают возможный объем ре¬ализации товаров в течение определенного отрезка време¬ни. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товар¬ного предложения, которая может быть реализована в об¬мен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру производства и потребления товаров.
Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражении. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, про¬изводитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.
Емкость рынка изменяет¬ся в зависимости от изменения платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный по¬казатель для оценки величины товарооборота, размера не-обходимых товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных доходов населения возрастают платежеспособный спрос и определяемая им ем¬кость рынка.[28, c.19]
С целью принятия решений по управлению потребительским рынком необходимо изучать его конъюнктуру.
Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организаци¬онных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В эконо¬мическом смысле конъюнктура характеризует хозяйствен¬ную ситуацию на рынке под влиянием действующих про¬цессов и явлений.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной мо¬мент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевре¬менно вырабатывать меры по развитию позитивных тен¬денций.
Таким образом, потребительский рынок представляет собой гибкую сис¬тему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, ко¬торые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффектив¬ности функционирования рынка является степень сбалан¬сированности структурно-объемного и качественно-ассор¬тиментного спроса и предложения.
1.3. Малые предприятия на потребительском рынке
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность в относительно небольших масштабах. Более широкое определение этому понятию можно дать следующим образм: система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги, административно не зависимых от государственных и иных учреждений
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия потребительского рынка. В целом по стране малые предприятия торговли потребительского рынка обеспечивали рабочими местами 14,2% занятого населения России. Сегодня везде работают малые предприятия, потому что в условиях развития рыночных отношений они незаменимы. Без них немыслима эффективная конкуренция на рынке, а без конкуренции нет рыночной экономики.
Развитие малого предпринимательства способствует быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала.
Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.
В системе потребительского рынка и услуг малое предпринимательство — одно из приоритетных направлений развития. Сегодня почти 100 процентов торговых предприятий — частные. Малые предприятия — основная структурная единица потребительского рынка. Они составляют 75 процентов всех предприятий торговли, питания и услуг. Малые предприятия торговли, общественного питания и услуг на сегодняшний день обеспечивают 44 процента розничного товарооборота и 73 процента объема бытовых услуг в стране.
Консолидированный бюджет страны в размере 13 процентов наполняется поступлениями от предприятий потребительского рынка и услуг. При этом вклад в консолидированный бюджет страны малых предприятий составляет 13-15 процентов.
Высокий удельный вес малых предприятий на потребительском рынке объясняется прежде всего их мобильностью, быстротой приспособления к изменениям рыночной конъюнктуры, поэтому им проще выжить. 10 процентов из них существуют до года, 70 процентов — до пяти лет и 20 процентов — свыше пяти лет.
За годы реформ доля активного населения, занятого в сфере торговли и услуг, т.е., на потребительском рынке, возросла более чем в 2,5 раза. В сфере малого бизнеса потребительского рынка и услуг средняя численность работающих составляет почти пять миллионов, или 55 процентов от общего числа занятых.
Численность занятых в малом бизнесе по отраслям представим на рис.1.
Рисунок 1 – Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2009 году
Таким образом, наибольший удельный вес малых предприятий приходится на торговлю и общественное питание.
Внимание со стороны органов власти к развитию и поддержке малого предпринимательства способствует насыщению рынка товарами и услугами, быстрому открытию новых объектов потребительского рынка и услуг, мобильному реагированию на спрос, выживанию мелких магазинов.
Торговля, сфера услуг и общественного питания подразумевают небольшие размеры предприятий - такова специфика потребительского рынка. Поэтому он, в большей степени, представлен именно малым бизнесом. Малый бизнес является основной движущей силой потребительского рынка, даже, несмотря на то, что в последнее время идет активное укрупнение - открываются супермаркеты и крупные оптово-розничные магазины, развиваются торговые сети.
Супермаркеты вытесняют те рынки и небольшие магазины, которые расположены в непосредственной близости к ним. Но все же крупные сети не вытеснят с потребительского рынка предпринимателей, ведь невозможно же везде построить супермаркеты. Даже в странах Европы, где степень концентрации супермаркетов гораздо выше, чем в России, малый бизнес из торговли никуда не уходит. Другое дело, что предпринимателям придется изыскивать различные пути совершенствования и привлечения покупателей.
У малого бизнеса есть одна важная особенность: он очень гибкий, живучий и предприимчивый. Он почти безболезненно может перетекать из одной сферы в другую, находить новые пути выражения. Единственное, что его можно изничтожить - это высокие налоги и непродуманные действия государства.
Но государство может и по-настоящему помогать предпринимателям. Например, путем предоставления кредитов, компенсации процентов по банковским кредитам.
Однако потребительский рынок – это как раз та сфера, где малый бизнес может хоть как-то развиваться, свободно дышать, изыскивать новые пути и ниши для дальнейшего развития. В настоящее время малый бизнес стал ближе к потребителю. Одно дело - супермаркет, в котором обслуживающий персонал весьма «обезличен». Другое дело - малый бизнес, который постоянно контактирует с потребителем и напрямую от него зависит. Малый бизнес рассчитан на обслуживание небольшого и, как правило, статичного круга потребителей. Клиенты здесь индивидуальные, и к каждому из них предприниматель старается относиться очень внимательно и доброжелательно, так, чтобы потребителю захотелось вернуться опять, стать постоянным клиентом. Особенно это заметно в сфере услуг и общепита.
1.4. Анализ состояния и развития потребительского рынка в Российской Федерации
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе.
На потребительском рынке, как на лакмусовой бумаге, отражаются и позитивные, и негативные моменты экономики, в острой форме проявляются ее противоречия. Наиболее рельефно они проявились в России в ходе экономических реформ 90-х годов в виде деформированности рынка. В нашей стране сложились особые условия, характеризующиеся экономической нестабильностью, резким спадом производства, высокими темпами инфляции, низким уровнем спроса, несбалансированностью и структурным несоответствием имеющихся на рынке потребительских благ спросу населения.
На рис.2 представим динамику индекса розничного товарооборота и денежных доходов населения.
Рисунок 2 – Динамика развития розничного товарооборота и денежных доходов населения
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
Последствия мирового финансового кризиса оказывают влияния на развитие потребительского рынка страны в 2009 году. На фоне замедления роста реальных располагаемых денежных доходов и достаточно высоких темпов инфляции на потребительском рынке в I полугодии происходило снижение покупательского спроса населения и, как следствие, сокращение оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Вместе с тем потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на уровень общеэкономической ситуации в стране. За I квартал 2009 года деятельность торговли (оптовая, розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) обеспечила 22,2% валового внутреннего продукта (I квартал 2008 – 21,3%), превосходя все остальные виды экономической деятельности.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Изменения в торговле – это индикатор, который безошибочно сигнализирует о благосостоянии в обществе.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков, его доля в ВВП - 19 процентов.
В целом потребительский рынок России можно охарактеризовать как стабильный с высокими темпами развития материально-технической базы и уровнем насыщенности товарами и услугами.
Рыночные преобразования в 1990 – 2000 годы обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, разнообразием услуг, преобладанием свободной купли-продажи. На смену товарно-распределительной системе пришла свободная деятельность предпринимателей (в негосударственном секторе в настоящее время формируется 98% оборота розничной торговли).
На развитие розничной торговли положительно влияет рост инвестиций в данный сектор, темп которого в 2006 году составил 240,5 %, в 2007 году –110,5%.
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
В I полугодии 2009 г., начиная с февраля, происходило снижение динамики продаж по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Как следствие оборот розничной торговли за январь-июнь составил 97,0% к соответствующему периоду 2008 г., что не наблюдалось на протяжении 9 лет, начиная с 2000 года. Как положительную тенденцию следует отметить начавшийся с мая рост оборота розничной торговли по сравнению с показателем предыдущего месяца, который в мае составил 101,0%, а в июне – на 100,2%, тогда как начиная с января (кроме марта) наблюдалось сокращение оборота по сравнению с предыдущим месяцем.
Более существенно сказалось потребительское поведение на потреблении услуг общественного питания и в январе-июне 2009 г. оборот общественного питания составил 91,0% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2008 года.
Региональная динамика изменения оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью. При общем снижении темпов оборота розничной торговли в январе-июне 2009 г. в Южном Федеральном округе рост оборота составил 100,5%, Дальневосточном Федеральном округе - 101,2 процентов.
В 7 регионах России за этот период отмечается более чем пяти процентный рост объема, в 3-х субъектах (Республике Адыгея, Республике Дагестан и Республике Северная Осетия-Алания) более чем 10 процентный рост оборота.
Наиболее существенное влияние на формирование оборота в первом полугодии по России в целом оказало снижение объемов оборота в городах Москва и Санкт-Петербург (на 5,6% и 6,6% соответственно) на долю которых приходится около 22 процентов всего оборота розничной торговли страны.
В первом полугодии текущего года инфляция на потребительском рынке замедлилась. Рост цен на товары в июне по сравнению с декабрем 2008 г. составил 106,7%, что на 1,3 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом рост цен на продовольственные товары составил 107,0%, что на 4,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как на непродовольственные товары рост ускорился и превысил прошлогодний показатель за аналогичный период на 1,9 процентных пункта, составив 106,3 процента.
Умеренный рост цен на продовольствие, наблюдаемый с октября 2008 года, сложился как под влиянием снижения платежеспособного спроса населения, так и явной заинтересованности организаций торговли в сдерживании цен с целью ускорения денежного оборота в ответ на дефицит кредитных средств.
На общее удорожание продовольственных товаров наибольшее влияние оказал прирост цен с начала года на сахар-песок на 28,2%, плодоовощную продукцию – на 24,0%, чай и кофе – на 16,2%, рыбу и морепродукты – на 13,3 процентов. В тоже время с начала года снизились цены на яйца куриные на 22,1%, масло подсолнечное – на 14,4%, муку пшеничную – на 1,6%, сыры – на 1,1%, молоко и молочную продукцию – на 0,6 процентов.
В группе непродовольственных товаров наиболее быстрыми темпами росли цены на медикаменты, табачные изделия, парфюмерно-косметические товары, моющие и чистящие средства, одежду и обувь, ювелирные изделия. В тоже время цены на бензин автомобильный с начала года снизились на 2,8 процента. При этом следует отметить, что начиная с июня, отмечается рост цен на бензин автомобильный и в июне прирост цен на него по сравнению с маем составил 8,8 процентов.
Помимо ценовой составляющей на динамику оборота розничной торговли существенное влияние оказывает уровень жизни населения и прежде всего денежные доходы. В январе-мае 2009 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 10536,1 млрд. рублей и увеличился на 12,7% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Населением израсходовано средств на покупку товаров и оплату услуг 7588,4 млрд. рублей, что на 9,1% больше, чем в январе-мае 2008 года. При этом сбережения за этот период составили 2047,8 млрд. рублей, и увеличились на 59,0% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Изменения в поведении населения по использованию доходов повлияли на их структуру использования денежных доходов населения. Сократилась доля потребительских расходов и значительно возросла доля сбережений. Так, за январь-май 2009 г. доля потребительских расходов составила 72,0% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров – 52,4% (январь-май 2008 г. соответственно – 74,4% и 57,8 процентов), доля сбережений – 19,4%, что выше, чем в январе-мае 2008 г. (13,8 процентов).
Складывающаяся ситуация оказала влияние как на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп, так и на изменение товарной структуры оборота розничной торговли.
Так, если оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, то оборот непродовольственных товаров - на 4,8 процентов.
При этом в структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, в январе-июне 2009 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 1,9 процентных пункта и составила 48,9 процента.
С начала 2009 года происходит существенное снижение спроса населения и изменение потребительских предпочтений в сторону покупок более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости.
Так, в I квартале среди продовольственных товаров наибольший прирост продаж сложился по молочным продуктам на 7,6%, свежим овощам и картофелю – 6,8%, яйцу птицы – на 4,8%,мясу домашней птицы – на 1,1 процента. Среди непродовольственных товаров – мобильным телефонам, бензинам автомобильным и лекарственным средствам.
По данным выборочного обследования, проведенного органами государственной статистики в апреле 2009 г., в ассортиментной структуре продажи мяса и птицы по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличилась доля свинины, телятины и баранины; колбасных изделий - сосисок и сарделек; рыбной продукции - рыбы охлажденной и сушено-вяленой, филе рыбного мороженого; масла животного - масла несоленого; масла растительного - кукурузного и прочих видов масла; кондитерских изделий - мучных изделий; круп - овсяной и пшеничной.
Структура продаж товаров в I квартале 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 годом претерпела некоторые изменения. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,5%), верхняя одежда (6,8%), легковые автомобили (4,6%), бензины автомобильные (4,9%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,6%), молочная продукция (3,4;%),кожаная обувь, (2,9%). В тоже время в I квартале 2009 года по сравнению с I кварталом 2008 г. (в фактических ценах) в общем объеме продаж выросла доля мяса (включая мясо домашней птицы и дичи), продуктов и консервов из мяса, молочных продуктов, круп, макаронных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий.
Особого внимания заслуживает ситуация на рынке алкогольной продукции. За I полугодие текущего года населению было реализовано 65,6 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составило 96,2% к аналогичному периоду 2008 года. Снижение реализации произошло за счет уменьшения продаж водки и ликероводочных изделий на 4,7% и пива на 5,6% и торможением продаж остальных видов алкогольных напитков. Так, продажи виноградных и плодовых вин сократились на 0,1% к соответствующему периоду 2008 года, тогда как за аналогичный период 2008 года прирост составлял 6,5%, шампанских и игристых вин возросли на 4,1% (10,2%) и коньяка – на 2,0% (17,5 процента).
Уменьшение объемов реализации указанной продукции происходило параллельно с сокращением ее производства. За январь-июнь 2009 г. производство водки и ликероводочных изделий уменьшилось на 17,6%, вина виноградного – на 5,6%, шампанских и игристых вин – на 19,4%, пива – на 6,8 процентов. В тоже время производство коньяка увеличилось в 1,3 раза.
На рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В частности, если в 2006 году доля водки и ликероводочных изделий составила 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в январе-июне 2009 г. она составила, лишь 51,6 процента. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 10,7%, коньяка – с 2,3% до 3,1 процента. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом
С начала 2009 г. наблюдается тенденция сокращения поставок товаров по импорту, связанная с постепенным переключением потребительского спроса на более дешевые товары отечественного производства, а также проведением мер таможенно-тарифного регулирования. В январе-апреле снижение поступлений товаров по импорту произошло по всем потребительским товарам за исключением сахара белого, поставки по которому возросли в 1,4 раза, кофе – на 15,2% изделиям и консервам из мяса – на 1,6%, одежде трикотажной и текстильной – на 1,4 процента.
В I полугодии текущего года сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли составила 86,6%, что на 0,4 процентных пункта ниже аналогичного периода 2008 года, и индекс физического объема их оборота по сравнению с январем-июнем 2008 г. составил 96,5 процента.
Снижение в I полугодии объемов реализации товаров наблюдалось в различных форматах торговли. В июне 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечалось снижение объемов реализации по всем наблюдаемым продуктам питания, кроме молока питьевого и сахара (рост продаж на 3 и 5% соответственно), из непродовольственных товаров возросла продажа компьютеров, холодильников и морозильников, стиральных машин, мебели, мобильных телефонов и строительных материалов (на 3- 18%). Значительно сократилась продажа кожаной обуви (на 11процентов).
При снижении динамики оборота розничной торговли в целом объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в январе-июне 2009 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2008 года на 0,1%, и их доля в обороте розничной торговли составила 13,4%, что на 0,4 процентных пункта выше аналогичного периода 2008 года.
Розничные рынки и ярмарки формируют значительную часть оборота розничной торговли. На них население покупает около 11% продовольственных товаров, по непродовольственным товарам они формируют более 15% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем, в 2009 году продолжилась тенденция сокращения количества рынков, начавшаяся еще в конце девяностых годов. и продолжающаяся в настоящее время.
Так, если на 1 января 2005 года по данным Росстата функционировало 6,4 тыс. рынков, на 1 января 2009 г.- 3,7 тыс. рынков, на 1 июня – 3,6 тыс. рынков.
В тоже время, несмотря на замедление динамики выручки, сам сектор характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкостью ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне.
В январе - июне 2009 г. на фоне высокой динамики роста потребительских цен и тарифов на услуги, рынок платных услуг населению сократился на 3,4% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Населению оказано платных услуг в целом по России на сумму 2114,1 млрд. рублей.
При этом в июне 2009 г. по сравнению с маем наблюдался рост темпов предоставления платных услуг населению, который составил 101,5 процента.
Рост потребительских цен и тарифов на услуги в январе - июне 2009 г. составил 109,6%, что на 1,2 процентный пункта ниже соответствующего периода предыдущего года.
Рост потребительских цен и тарифов на услуги в январе - июне 2009 г. значительно опережал изменение потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, что сдерживает темп роста платных услуг населения в связи со смещением потребительских предпочтений в пользу товаров.
Довольно значительно за этот период продолжали расти цены на услуги «обязательного» характера: коммунальные услуги – на 20,8%, жилищные услуги – на 12,2% и услуги пассажирского транспорта – на 6,3 процента. Доля этих видов услуг в структуре платных услуг населению длительный период времени составляет 45-50%, и они оказывают определяющее влияние на общую динамику роста потребительских цен и тарифов на услуги.
Распространение кризисных явлений оказало негативное влияние на развитие большинства видов платных услуг населению, и по итогам I полугодия 2009 г. наблюдалось снижение объемов их предоставления по 11 из 14 наблюдаемых видов услуг.
Существенно сократился уровень предоставления услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – на 16,8%, санаторно-оздоровительных услуг – на 12,5%, транспортных услуг – на 11,3%, услуг правового характера – на 11,1%, ветеринарных услуг – на 9,9%, учреждений культуры – на 9,6 процента.
При этом за истекший период 2009 г. значительное увеличение объемов предоставления демонстрировали только услуги связи (темп роста – 105,8%), которые среди наблюдаемых видов услуг занимают особое место на протяжении длительного времени и их динамичное развитие сохраняется на протяжении более 10 лет.
Оборот розничной торговли в феврале 2010г. составил 1154,8 млрд.рублей, что в товарной массе составляет 101,3% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе- феврале 2010г. - 2340,0 млрд.рублей и 100,8%. (Динамика розничного оборота представлена в Приложении 2).
В феврале 2010г., как и в феврале 2009г., оборот розничной торговли на 86,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 13,5%.
В феврале 2010г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,4% оборота розничной торговли торгующих организаций (в феврале 2009г. - 30,6%) и 16,1% общего объема оборота розничной торговли (15,8%).
В структуре оборота розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 59,4%, непродовольственных товаров - 40,6% (в феврале 2009г. - соответственно 57,8% и 42,2%).
В 34 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 9 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в феврале 2010г. обеспечивали менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,3%, Санкт-Петербургу - 59,4%.
В феврале 2010г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49,1%, непродовольственных товаров - 50,9% (в феврале 2009г. - соответственно 48,4% и 51,6%).
В феврале 2010г. населению было оказано платных услуг на 367,2 млрд.рублей, в январе-феврале 2010г. - на 724,4 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале 2010г. составил 23,3% (в феврале 2009г. - 23,2%).
В феврале 2010г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (66,2% от общего объема).
Более половины объема бытовых услуг в феврале 2010г. приходилось на два вида услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек и по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования.
В феврале 2010г. населению было оказано платных услуг на 367,2 млрд.рублей, в январе-феврале 2010г. - на 724,4 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале 2010г. составил 23,3% (в феврале 2009г. - 23,2%).
Область потребления — это та сфера, в которой мы наиболее быстро вливаемся в общую капиталистическую цивилизацию. В России много всякого рода проблем, связанных с демографией, законами и т.д. Но в области потребления Россия мало чем отличается от западного потребительского рынка. Основная разница в потреблении заключается, в основном, в его объемах. Труднее поддается изменению сервис, но и в этом направлении Россия сделала гигантский скачок.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МОЙ МАГАЗИН» НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
2.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Мой магазин» (ООО «Мой магазин», именуемое в дальнейшем «Общество», создано по решению учредителя, для осуществления хозяйственной деятельности, в целях получения прибыли, на основании его собственности.
Почтовый и юридический адрес:115035, Российская Федерация, г.Москва, ул. Пятницкая, д.20.
Общество является юридическим лицом - коммерческой организацией. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное официальное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имуще¬ственные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Мой магазин» основано в 2005 г. в г. Москве и занимается реализацией продуктов питания, бытовой химии и средств личной гигиены.
Вид деятельности: торговля.
Основной целью деятельности фирмы является:
наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий, организаций, обеспечение жителей г.Москва и ближайших регионов товарами продовольственной группы.
Структура и штат фирмы утверждаются учредителями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности. Учредители самостоятельно реализуют продукцию и используют прибыль.
Взаимоотношения предприятия с поставщиками продукции строятся на договорной основе. Покупателями предприятия являются население Битцевского микрорайона г.Москвы. Оптовыми покупателями являются детские сады, школы и больницы города, частные лица.
Организационно-правовая форма предприятия – это система норм, определяющая отношения между партнерами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами. Рекламное агентство, как субъект предпринимательской деятельности, является юридическим лицом, поэтому для него характерны все признаки, определяющие юридическое лицо: самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица и организационное единство.
Директор предприятия является единоличным действует от имени предприятия без доверенности,
Управлением предприятия в целом занимается директор – Яцевич А.Ю. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, он представляет интересы предприятия, утверждает структуру и штаты предприятия. Директору подчиняются главный бухгалтер и коммерческий директор.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору и фактически управляет деятельностью компании в области финансов на оперативном уровне. Он контролирует деятельность бухгалтерии, кассы. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков. Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, кассира и двух человек, оформляющих документы. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с
|