Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Потребительский рынок и тенденции его развития в условиях рыночной экономики
Диплом | 21.08.2014, 20:59

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

CОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3
1. Методологические основы формирования и развития потребительского рынка……………………………………………………………………………6
    1.1. Потребительский рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования……………………………………………… …..6
    1.2.  Функции и структура потребительского рынка ……………………….12
    1.3. Малые предприятия на потребительском рынке……………………….18
    1.4. Анализ состояния и развития потребительского рынка в Российской Федерации…………………………………………………………………………22
2. Анализ деятельности ООО «Мой магазин» на потребительском рынке…..34
     2.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия………34
     2.2. Финансово-экономические показатели деятельности ООО «Мой
    магазин»………………………………………………………………………..39
     2.3. Исследование конъюнктуры рынка продуктов питания……………...47
3. Основные направления развития малых предприятий в сфере потребительского рынка…………………………………………………………59
      3.1. Проблемы развития малых предприятий на потребительском рынке 59
      3.2. Государственная политика в области развития малых предприятий на потребительском рынке………………………………………………………65
      3.3. Процессы самоорганизации предпринимателей как фактор развития
малого бизнеса на потребительском рынке…………………………………….69
      3.4. Основные направления развития ООО «Мой магазин» на потребительском рынке…………………………………………………………71 
Заключение………………………………………………………………………78
Библиографический список источников ………………………………………81
Приложения………………………………………………………………………85

ВВЕДЕНИЕ

Формирование спроса и предложения на потребительском рынке в российских условиях является проблемой сложной и многогранной. Переход к социально-ориентированной рыночной экономике требует поиска новых вариантов решения проблемы регулирования производства потребительских товаров и потребления населения. Сложность обусловлена быстрой изменчивостью спроса и потребностей, трудностями точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров, что предопределило значительную зависимость внутреннего рынка, как непродовольственных, так и продовольственных товаров от зарубежных товаропроизводителей. 
Решение проблемы производства и потребления требует комплексного подхода, основанного на глубоком изучении потребностей и спроса, выявлении социально-экономических факторов, обуславливающих закономерности и тенденции их развития, а также использовании тех экономических механизмов и методов регулирования спроса и товарного предложения, которыми располагает сегодняшняя экономика страны. При этом,  важное значение, принадлежит решению проблем государственного регулирования производства потребительских товаров, формированию товарных ресурсов и сбалансированной инфраструктуры товарных рынков.
 Наблюдающаяся товарно-денежная несбалансированность на потребительском рынке в форме низкой покупательной способности большей части населения страны, превышение импорта над собственным производством, все это оказывает отрицательное воздействие на 
уровень жизни населения. Постоянный дисбаланс на потребительском рынке ведет не только к снижению эффективности отраслей реального сектора, производящего потребительские товары, но и к возникновению и усилению очагов социальной напряженности в обществе. Поэтому насыщение внутреннего рынка высококачественными и дешевыми товарами имеет огромное значение в экономическом и социально-политическом аспектах.
 Интерес к различным аспектам потребительского рынка, экономическим закономерностям его развития и механизмам функционирования, к торговой политике государств проявлялся в работах таких ярких представителей экономической науки, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Юм, Ш.Монтескье, К.Менгер, Ст.Джевонс, Л.Вальрас и др. В зарубежной литературе немало интересных и содержательных работ посвящено исследованию сложных и многоплановых проблем, связанных с функционированием современного потребительского рынка, товарного обращения, потребительного производства. В их числе труды П.Самуэльсона, Ф.Котлера, А.Маршалла, Дж.Эдванса, С.Фишера, Р.Пиндайка и др. Среди отечественных ученых - экономистов различные аспекты данной проблемы рассматривали А.В.Орлов, Ю.А.Львов, Б.А.Соловьев, Ю.К.Твилдиани, Ф.А.Крутиков, Е.П.Голубков, А.П.Введенский, В.М.Гальперин, Б.А.Райзберг, Н.Е. , Капустина, P.C. Гайсин, М.С. Губайдуллин, У.Г.Чернявский и др. 
Однако, в большинстве исследований потребительский рынок не выделяется как особый многоструктурный и многофункциональный тип рынка, а представляется лишь как сфера розничной торговли, что, на наш взгляд, сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества. 
Значение развития потребительского рынка, определение его места в экономической системе, важность его исследования для организации производства и решения социальных задач в российских условиях предопределили выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является выяснение теоретических сторон и особенностей развития экономических и социальных отношений на потребительском рынке в современных российских условиях.
 Общая целевая установка исследования обусловила решение следующих задач дипломной работы:
- изучить теоретические основы формирования и развития потребительского рынка;
-  определить роль малого бизнеса в развитии потребительского рынка;
- проанализировать динамику потребительского рынка в современной России;
- представить характеристику розничного торгового предприятия – как субъекта потребительского рынка;
- определить основные направления развития потребительского рынка в России;
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности розничного торгового предприятия – как субъекта потребительского рынка.
Объект исследования дипломной работы – розничное торговое предприятие ООО «Мой магазин». 
Предмет исследования – совершенствование деятельности торгового предприятия, как субъекта потребительского рынка.
Информационной основой дипломной работы стали законодательные, нормативные и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, материалы государственного комитета статистики, фундаментальные положения современной экономической науки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, ведущих практиков в области управления, маркетинга, финансов.
При написании дипломной работы  использовались методы научной абстракции, экономической и математической статистики, экономического и финансового анализа, аналитических коэффициентов.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1.1. Потребительский рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования 

Жизнь людей в обществе может рассматриваться как общая социальная система, состоящая из нескольких субсистем. Наиболее часто общественная система подразделяется на хозяйственную, политико-административную, и социально-культурную субситемы. Хозяйственная субсистема служит удовлетворению потребностей, связанных с потреблением товаров и благ.
 Эту хозяйственную субсистему называют также экономической системой. Экономическая система регулирует производство, распределение и потребление товаров.
 Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков. 
Объекту данного исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы. Поэтому чтобы полнее и чётче понять его сущность и роль в системе экономических отношений, предварительно необходимо рассмотреть само понятие рынка.
Согласно положениям современной экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, дается следующее его определение: рынок – это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [18, с.95]. 
Вместе с тем, признавая приоритет экономической составляющей в определении рынка, следует согласиться с другими авторами, которые рассматривают эту категорию значительно шире. 
В отдельных случаях рынок отождествляется с физической совокупностью конкретных субъектов-участников рынка: домашних хозяйств, предприятий, покупателей, продавцов и т.д. Например: «Рынок – совокупность отдельных сегментов потребителей, которые дифференцируются покупательским спросом и формируются в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов»[35, с.29]. «Количественный» подход к определению «рынка» берет свое начало из работы швейцарского экономиста С. де Сисмонди (1773-1842): «Количество потребителей, их вкусы, размеры их потребления и их доходы – все это составляет рынок, на который работает каждый производитель» [35, с.31]. 
Определение сути рынка с учетом перечисления его участников даже физически затруднительно. Да и содержание категории «рынок» заключается не только в его участниках, а скорее в социально-экономических отношениях между ними, обусловленных задачами, целями, функциями, потребностями, возможностями, интересами и т.д.
Весьма интересное определение категории «рынка» дает И.Новикова: «…рынок – это обмен … вызывающий свободное колебание спроса, предложения и цен, ориентирующий производство на удовлетворение общественных потребностей. Он возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку обмен принимает регулярный характер на основе колебаний спроса, предложения и цен, а в его основе лежит товарное производство» [35,с.35]. В данном определении выделяются три основополагающие признака рынка: обмен, его регулярность и товарный характер производства.
Более точно дано определение рынка в работе «Основы менеджмента и маркетинга»: «Рынок понимается в широком смысле слова как совокупность экономических, политических и социальных отношений, складывающихся в процессе обмена в связи с реализацией товара; в узком смысле слова – это сфера осуществления торговых операций»[12, с.37].
В современной экономической литературе можно встретить целый ряд и других определений рынка, данных как зарубежными, так и отечественными экономистами (С. Фишером, Р. Дорнбушом и Ф. Шмалензи, Ф. Стейнлейком, А. Я. Лившицом, Ю. А. Львовым, Л. И. Абалкиным, Б. А. Райзбергом и др).
 Одни экономисты определяют рынок как систему экономических отношений в сфере обмена для осуществления реализации товаров, другие - как связь производителей продукции и её потребителей, то есть субъектов рынка во всех звеньях общественного воспроизводства. Все эти определения, как правило, отражают экономическую сущность рынка, хотя и имеют разную направленность. Наиболее полной характеристикой понятия рынок является синтез этих разнонаправленных характеристик, и определение рынка как обобщающего понятия, характеризующего тот или иной тип хозяйственных связей, и как совокупности экономических отношений, складывающихся на основе рыночных законов и принципов, на свободной основе, без принуждения между участниками рынка при осуществлении актов купли-продажи. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, в том числе элементы материального и денежного обращения. Он задает своим участникам цены, ориентирующие производство на удовлетворение потребностей и наилучшую комбинацию факторов производства. Рынок выявляет реальные потребности, а потребление, в свою очередь, зависит от его развития. Индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство, так как экономическое развитие является функцией от возрастающих потребностей человека. Все эти особенности рынка наиболее полно проявляются на потребительском рынке, характеризуют его место и роль. Учитывая данное определение рынка можно выделить конструктивные признаки потребительского рынка, как составной части рынка.
Потребительский рынок – это система экономических взаимоотношений между его участниками по поводу купли-продажи потребительских товаров. Данный признак является определяющим, базовым выражающим экономическую сущность потребительского рынка. Основными элементами этой системы можно назвать: покупательский спрос, предложение и цена. 
Каждый элемент экономического рынка (отдельные рынки) имеет свое самостоятельное значение, но лишь тесное взаимодействие потребительского рынка с другими видами рынков (рынком средств производства, рынком труда, рынком капиталов и финансово-кредитных ресурсов и т.п.) способствует обеспечению эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса. Он связан с обслуживанием всех фаз воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления -, и активно участвует в кругообороте средств (материальных, денежных, финансово-кредитных), регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства.
 Таким образом, потребительский рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров.[10, c.29]
 Таким образом, потребительский рынок - это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. 
В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры платежеспособного спроса населения в определенном регионе. Механизмы регулирования потребительского рынка предполагает, как рыночное регулирование, осуществляющееся на основе саморегуляции спроса и конкуренции, так и наличие факторов регулирующего назначения.
Роль потребления в развитии общества следует рассматривать, по крайней мере, в двух ракурсах: как критерий стратификации и социальный индикатор стабильности общества. В потребительском поведении отражен личностный фактор экономической активности человека. Такое отражение социальной реальности через призму индивидуального, воплощенного в отношениях, мотивах, ценностях, ожиданиях, интересах, имеет все возрастающее значение и побуждает к более глубокому и сложному анализу повседневного потребительского поведения экономистами, социологами и психологами.
Потребление является необходимым моментом общественного воспроизводства. Потребляя тот или иной предмет, индивид, с одной стороны, формирует его идеальную форму (образ), оценивая на практике его полезность — способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность, а с другой – именно этот идеальный образ полезности предмета выступает побуждающим мотивом человеческой деятельности, выполняя по отношению к ней целеполагающую функцию. 
Потребительское поведение – это действия социального субъекта, направленные на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая связанные с ними процессы принятия решений. В масштабах общества системный характер потребительского поведения проявляется в выборе и приобретении потребительских благ, извлечении в процессе потребления их полезных свойств для удовлетворения различных потребностей членов общества, их хранении, распределении и избавлении от них по мере использования, овладении информацией и знаниями, необходимыми для потребителя, поиске дохода для приобретения потребительских благ и др.[12, c.45] 
Рыночные отношения характеризуют собой сложную систему связей, которым присущи определенные противоречия. Основным противоречием рыночных отношений является противоречие между товаропроизводителем, стремящимся продать произведенный им товар по возможно большей цене и покупателем, предъявляющим индивидуальные требования к потребительскому товару и стремящиеся заплатить за товар как можно меньшую цену. Способом разрешения данного противоречия служит формирование так называемой «цены равновесия», отражающей согласование интересов продавца и покупателя.
Кроме того, «противоречие между производством и потреблением… состоит в том, что производство растет с громадной быстротой, что конкуренция сообщает ему тенденцию безграничного расширения, тогда как потребление (личное), если и растет то крайне слабо… Увеличение этого несоответствия ведет к кризису, выражаемому в перепроизводстве товаров» [4,с.58].
По мере усложнения хозяйственного развития, усиления специализации и кооперации и на этой основе расширения рынка, законы конкуренции, рыночных отношений уже не могут обеспечить эффективное, стабильное развитие экономики, бескризисное ее функционирование.
Это вызвано тем, что состояние товарно-денежных отношений определяется не деятельностью и искусством отдельных лиц, а характером развития производительных сил, особенно орудий труда, положением дел в экономике в целом [4, c.60].
Следовательно, объективные процессы развития общества и его экономики обуславливают помимо действия законов конкуренции применять и действенные экономические, правовые и административные рычаги регулирования рынка, а через него и многие экономические процессы, включая регулирование потребительского рынка.


1.2.  Функции и структура потребительского рынка

Центральное, важнейшее место в системе современных рынков занимает потребительский рынок. Рынок существует во всех обществено-экономических формациях, где предметы труда обмениваются между производителями и потребителями.
Потребительский рынок может быть классифицирован по целому ряду признаков, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация товарных рынков
Признаки классификации    Вид рынка
Виды конкуренции    Монопольный; чистой конкуренции; олигополистический; монополистической конкуренции
Территориальный уровень    Местный; региональный; республиканский; Союзного государства; стран СНГ; мировой
Степень сбалансированности спроса и предложения    Рынок продавца; рынок покупателя
Место рынка в системе товародвижения    Оптовый; розничный; мелкооптовый; мелкорозничный
С учетом степени организации доставки и продажи товаров    Организованный (продажа через торговые предприятия); неорганизованный (продажа через вещевые рынки); открытый; закрытый
В зависимости от вида товаров, услуг    Продовольственный (рынок мяса и др.); непродовольственный (рынок обуви); продукции и сырья; рынок услуг
Качественная оценка рынка    Освоенный; формирующийся; стабильный; сокращающийся; стагнирующий
Позиция маркетинга по отношению к рынку    Целевой; перспективный; неперспективный; основной; дополнительный

По каналам реализации товаров потребительский ры¬нок можно подразделить на организованный и неоргани¬зованный.
Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории отно¬сится также реализация товаров населению непосредствен¬но производящими предприятиями и организациями, а так¬же осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и сов¬хозами непосредственно из собственных хозяйств.
Продажа сельскохозяйственной продукции на город¬ских рынках охватывает ее реализацию крестьянами, фер¬мерами и отдельными гражданами.
Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных в республике и при¬везенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в по¬рядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.
Потребительский рынок обслуживает в основном сфе¬ру личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:
- региональному признаку;
- назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назна¬чения и хозяйственного обихода);
- каналам реализации товара.
Такая классификация позволяет в составе всего потре¬бительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорцио¬нальности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенап-равленно формировать структуру потребления товаров на¬селением страны.[7, c.66] 
Потребительский рынок характеризуется, прежде все¬го, долей в его составе продовольственных и непродовольст¬венных товаров. В свою очередь каждая из этих составляю¬щих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Детальная струк¬тура каждой группы представляет собой ассортимент това¬ров.
Для рынка продовольственных товаров харак¬терны следующие специфические черты:
- широкая взаимозаменяемость товаров по своему функ¬циональному назначению, что обусловливает отсутствие от¬ложенного спроса;
- сезонность производства ряда продовольственных то¬варов, что вызывает существенные сезонные колебания ре¬ализованного спроса; 
- широкие связи между торговлей и производством;
- совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;
- ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличает¬ся от продовольственного рынка более широким ассорти¬ментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назна¬чению, высокими требованиями населения к ассортимен¬ту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-бытового назна¬чения   и   хозяйственного   обихода характерны:
- длительные сроки потребления;
- отложенный спрос населения на отдельные изделия;
- ярко выраженное влияние НТП и жилищных усло¬вий населения;
- общественный характер использования многих пред¬метов;
- организация дополнительных услуг по эксплуата¬ции ряда изделий, торговля запасными частями.[15,c.38]
Данные особенности обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры това¬рооборота. 
При рыночных отношениях возможно реальное и эффективное влияние потребителя на развитие производства и на оценку достижений отдельных предприятий. Только там, где потребитель может выбирать товар различных конкурирующих между собой субъектов хозяйствования, предприятия вынуждены будут повышать эффективность и гибко перестраивать свое производство.
Функционирование потребительского рынка характеризуется не только организационно-экономическими, но и социально-экономическими отношениями. Осуществление связей между товаропроизводителями и потребителями есть организационное объединение в единое целое всего процесса движения товаров. Одновременно, в процессе взаимоотношений продавцов и покупателей происходит смена собственника на объект купли-продажи. Продавая свой товар, производитель отчуждает свой объект собственности в пользу покупателя, получая взамен соответствующий эквивалент. Покупатель же, являясь носителем потребностей и владельцем денежных средств, в результате покупки товара становиться собственником данного продукта труда и, следовательно, его потребителем. 
Развитие рыночных отношений, расширение числа участников рынка, их территориальная рассредоточенность, а также увеличение пути продвижения товара усложняет схему рыночного взаимодействия, появляется множество так называемых посредников рыночного процесса. Но суть процесса от этого не изменяется. Они квалифицируются, как отношение продавцов и покупателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что потребительский рынок, с одной стороны, это система социально-экономических отношений между продавцами, предлагающими потребительские товары для обмена через товаропроводящую сеть или посредников и покупателями, предъявляющими спрос с целью удовлетворения своих платежеспособных потребностей, с другой – потребительский рынок это сфера хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений и функционирования инфраструктуры по доведению товаров от производителей до потребителей.[20, c.124]
Уровни, определяющие поведение субъектов потребительского рынка представим в таблице 2.

Таблица 2 - Иерархическая структура факторов – условий, определяющих потребительское поведение с учетом уровней его сложности
Уровни    Субъекты потребительского поведения    Формы
реализации
потребительского
поведения    Этапы (стадии)
реализации
потребительского
поведения    Факторы, определяющие 
потребительское
поведение
Наноуровень    Индивид - индивидуальный субъект потребительского поведения    Оценки, пред-почтения, ин-дивидуальные потребности, ожидания    Формирование индивидуальных оценок, трансформирующихся в покупки Индивидуальное участие в производстве базовых благ    Индивидуализированные предпочтения, возраст. Индивидуальная восприимчивость к общекультурным, семейным установкам и ценностям
Микроуровень    Домохозяйство – коллективный субъект по-требительского поведения, отличающийся достаточно высоким уровнем диверсификации потребностей и вкусов.    Осуществление расходов семьи в соответствии с потребностями ее членов. Имущественное накопление    Сведение индиви-дуальных (про-межуточных) по-требностей к конечным. Поведение конкретных домохозяйств на рынке потребительских товаров и услуг. Организация и реализация потребления семьи в рамках базовых благ    Потребности семьи, определяемые стадией ее жизненного цикла, структурой, системой семейных ценнос¬тей. Реальный располагаемый доход семьи, возможности совместного использования мебели, бытовой техники и др.
Мезоуровень    Население региона – агрегированный субъект потребительского поведения    Совокупный потребитель-ский спрос на мезоуровне    Формирование уровня и структуры конечного по-требления населения региона, потребительских ожиданий на мезоуров-не. Запросы, удовлет-воряемые товарами местного производства или ввезенными.    Специфика эконо-мической ситуации в регионе, уровень и темпы инфляции, предложения на потребительском рынке, уровень доходов населения регионов
Макроуровень    Население страны - агрегированный субъект потребительского поведения со сложной системой потребностей и предпочтений    Совокупный потребитель-ский спрос на уровне страны    Формирование уровня и структуры конечного по-требления населения страны, удовлетворение потребительских ожида-ний на уровне общества в целом, выбор: товары отечественные или экспортные    Экономическая ситу-ация в стране, прояв-ления кризиса, уро-вень и темпы инфля-ции, безработица, на-полненность потре-бительского рынка, доступность товаров

Наличие изложенной иерархии позволяет сделать вывод о том, что различия в потребительском поведении, например на микро- и макроуровнях существенны, и это отражается в концепции маркетинга. Так, на макроуровне, маркетинг-микс формируется в соответствии с реакцией отдельного потребителя, что используют менеджеры по рекламе, продавцы товаров в конкретных магазинах или торговых центрах. В то же время, на макроуровне,  потребительское поведение рассматривается,  с точки зрения,  влияния процесса потребления и совокупного спроса на развитие экономики страны в целом, так как при этом,  выравниваются спрос и предложение, создаются  предпосылки для повышения эффективности рыночной системы, что проецируется также и на конкретные регионы.
В соответствии с данным уточнением теории потребительского поведения можно сделать вывод о  том, что оно, как весьма сложный объект, должно анализироваться с учетом возможно большого числа факторов, условий, информационных потоков. Структура такого анализа, представленного в виде сфер и взаимодействий, представлена в Приложении 1. Проводимое исследование должно быть комплексным, учитывающим не только характер покупок, но и систему факторов, воздействующих на потребительское поведение, в также уровни реакций, явные и скрытые предпочтения и др.[26, c.25]
Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональ¬ности между спросом и предложением на потребительском рынке является совершен-ствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельс¬ким хозяйством.
Развитие рынка товаров народного потребления харак¬теризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.
Под емкостью рынка понимают возможный объем ре¬ализации товаров в течение определенного отрезка време¬ни. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товар¬ного предложения, которая может быть реализована в об¬мен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру производства и потребления товаров. 
Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражении. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, про¬изводитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.
Емкость рынка изменяет¬ся в зависимости от изменения платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный по¬казатель для оценки величины товарооборота, размера не-обходимых товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных доходов населения возрастают платежеспособный спрос и определяемая им ем¬кость рынка.[28, c.19]
С целью принятия решений по управлению потребительским рынком необходимо изучать его конъюнктуру.
Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организаци¬онных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В эконо¬мическом смысле конъюнктура характеризует хозяйствен¬ную ситуацию на рынке под влиянием действующих про¬цессов и явлений.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной мо¬мент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевре¬менно вырабатывать меры по развитию позитивных тен¬денций.
Таким образом, потребительский рынок представляет собой гибкую сис¬тему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, ко¬торые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффектив¬ности функционирования рынка является степень сбалан¬сированности структурно-объемного и качественно-ассор¬тиментного спроса и предложения.

1.3. Малые предприятия на потребительском рынке

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность в относительно небольших масштабах. Более широкое определение этому понятию можно дать следующим образм: система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги, административно не зависимых от государственных и иных учреждений
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия потребительского рынка. В целом по стране малые предприятия торговли потребительского рынка обеспечивали рабочими местами 14,2% занятого населения России. Сегодня везде работают малые предприятия, потому что в условиях развития рыночных отношений они незаменимы. Без них немыслима эффективная конкуренция на рынке, а без конкуренции нет рыночной экономики. 
Развитие малого предпринимательства способствует быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. 
Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. 
В системе потребительского рынка и услуг малое предпринимательство — одно из приоритетных направлений развития. Сегодня почти 100 процентов торговых предприятий — частные. Малые предприятия — основная структурная единица потребительского рынка. Они составляют 75 процентов всех предприятий торговли, питания и услуг. Малые предприятия торговли, общественного питания и услуг на сегодняшний день обеспечивают 44 процента розничного товарооборота и 73 процента объема бытовых услуг в стране.
 Консолидированный бюджет страны в размере 13 процентов наполняется поступлениями от предприятий потребительского рынка и услуг. При этом вклад в консолидированный бюджет страны малых предприятий составляет 13-15 процентов.
Высокий удельный вес малых предприятий на потребительском рынке объясняется прежде всего их мобильностью, быстротой приспособления к изменениям рыночной конъюнктуры, поэтому им проще выжить. 10 процентов из них существуют до года, 70 процентов — до пяти лет и 20 процентов — свыше пяти лет.
 За годы реформ доля активного населения, занятого в сфере торговли и услуг, т.е., на потребительском рынке, возросла более чем в 2,5 раза. В сфере малого бизнеса потребительского рынка и услуг средняя численность работающих составляет почти пять миллионов, или 55 процентов от общего числа занятых. 
Численность занятых в малом бизнесе по отраслям представим на рис.1.

 
Рисунок 1 – Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2009 году

Таким образом, наибольший удельный вес малых предприятий приходится на торговлю и общественное питание.
Внимание со стороны органов власти к развитию и поддержке малого предпринимательства способствует насыщению рынка товарами и услугами, быстрому открытию новых объектов потребительского рынка и услуг, мобильному реагированию на спрос, выживанию мелких магазинов. 
Торговля, сфера услуг и общественного питания подразумевают небольшие размеры предприятий - такова специфика потребительского рынка. Поэтому  он,  в большей степени,  представлен именно малым бизнесом. Малый бизнес является основной движущей силой потребительского рынка, даже,  несмотря на то, что в последнее время идет активное укрупнение - открываются супермаркеты и крупные оптово-розничные магазины, развиваются торговые сети.
Супермаркеты вытесняют те рынки и небольшие магазины, которые расположены в непосредственной близости к ним. Но все же крупные сети не вытеснят с потребительского рынка предпринимателей, ведь невозможно же везде построить супермаркеты. Даже в странах Европы, где степень концентрации супермаркетов гораздо выше, чем в России, малый бизнес из торговли никуда не уходит. Другое дело, что предпринимателям придется изыскивать различные пути совершенствования и привлечения покупателей.
У малого бизнеса есть одна важная особенность: он очень гибкий, живучий и предприимчивый. Он почти безболезненно может перетекать из одной сферы в другую, находить новые пути выражения. Единственное, что его можно изничтожить - это высокие налоги и непродуманные действия государства.
Но государство может и по-настоящему помогать предпринимателям. Например, путем предоставления кредитов, компенсации процентов по банковским кредитам. 
Однако потребительский рынок – это как раз та сфера, где малый бизнес может хоть как-то развиваться, свободно дышать, изыскивать новые пути и ниши для дальнейшего развития. В настоящее время  малый бизнес стал ближе к потребителю. Одно дело - супермаркет, в котором обслуживающий персонал весьма «обезличен». Другое дело - малый бизнес, который постоянно контактирует с потребителем и напрямую от него зависит. Малый бизнес рассчитан на обслуживание небольшого и, как правило, статичного круга потребителей. Клиенты здесь индивидуальные, и к каждому из них предприниматель старается относиться очень внимательно и доброжелательно, так, чтобы потребителю захотелось вернуться опять, стать постоянным клиентом. Особенно это заметно в сфере услуг и общепита.  

1.4. Анализ состояния и развития потребительского рынка в Российской Федерации

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе.
 На потребительском рынке, как на лакмусовой бумаге, отражаются и позитивные, и негативные моменты экономики, в острой форме проявляются ее противоречия. Наиболее рельефно они проявились в России в ходе экономических реформ 90-х годов в виде деформированности рынка. В нашей стране сложились особые условия, характеризующиеся экономической нестабильностью, резким спадом производства, высокими темпами инфляции, низким уровнем спроса, несбалансированностью и структурным несоответствием имеющихся на рынке потребительских благ спросу населения.
На рис.2 представим динамику индекса розничного товарооборота и денежных доходов населения.
  
Рисунок 2 – Динамика развития розничного товарооборота и денежных доходов населения

Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
Последствия мирового финансового кризиса оказывают влияния на развитие потребительского рынка страны в 2009 году. На фоне замедления роста реальных располагаемых денежных доходов и достаточно высоких темпов инфляции на потребительском рынке в I полугодии происходило  снижение покупательского спроса населения и,  как следствие, сокращение оборота розничной торговли и платных услуг населению. 
Вместе с тем потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на уровень общеэкономической ситуации в стране. За I квартал 2009 года деятельность торговли (оптовая, розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) обеспечила 22,2% валового внутреннего продукта (I квартал 2008 – 21,3%),  превосходя все остальные виды экономической деятельности. 
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Изменения в торговле – это индикатор, который безошибочно сигнализирует о благосостоянии в обществе.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков, его доля в ВВП  - 19 процентов.
В целом потребительский рынок России можно охарактеризовать как стабильный с высокими темпами развития материально-технической  базы и уровнем насыщенности товарами и услугами.
Рыночные преобразования в 1990 – 2000 годы обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, разнообразием услуг, преобладанием свободной купли-продажи. На смену товарно-распределительной системе пришла свободная деятельность предпринимателей (в негосударственном секторе в настоящее время формируется 98% оборота розничной торговли). 
На развитие розничной торговли положительно влияет рост инвестиций в данный сектор, темп которого  в 2006 году составил 240,5 %,  в 2007 году –110,5%.
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
В I полугодии 2009 г., начиная с февраля, происходило снижение динамики продаж по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Как следствие оборот розничной торговли за январь-июнь составил 97,0%  к соответствующему периоду 2008 г., что не наблюдалось  на протяжении 9 лет, начиная с 2000 года. Как положительную тенденцию следует отметить начавшийся с мая рост оборота розничной торговли по сравнению с показателем предыдущего месяца, который в мае составил  101,0%, а в июне – на 100,2%, тогда как начиная с января (кроме марта) наблюдалось сокращение оборота  по сравнению с предыдущим месяцем.
Более существенно сказалось потребительское поведение на потреблении услуг общественного питания и в январе-июне 2009 г. оборот общественного питания составил 91,0% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2008 года.
Региональная динамика изменения оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью. При общем снижении темпов оборота розничной торговли в январе-июне 2009 г. в Южном Федеральном округе рост оборота составил 100,5%, Дальневосточном Федеральном округе  - 101,2 процентов. 
В 7 регионах России за этот период отмечается более чем пяти процентный рост объема, в 3-х субъектах (Республике Адыгея, Республике Дагестан и Республике Северная Осетия-Алания) более чем 10 процентный рост оборота.
Наиболее существенное влияние на формирование оборота в первом полугодии по России в целом оказало снижение объемов оборота в городах Москва и Санкт-Петербург (на 5,6% и 6,6% соответственно) на долю которых  приходится около 22 процентов всего оборота розничной торговли страны. 
В первом полугодии текущего года инфляция на потребительском рынке замедлилась. Рост цен на товары в июне по сравнению с декабрем 2008 г. составил 106,7%, что на 1,3 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом рост цен на продовольственные товары составил 107,0%, что на 4,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как на непродовольственные товары рост ускорился и превысил прошлогодний показатель за аналогичный период на 1,9 процентных пункта, составив 106,3 процента.
Умеренный рост цен на продовольствие, наблюдаемый с октября 2008 года, сложился как под влиянием снижения платежеспособного спроса населения, так и явной  заинтересованности организаций торговли в сдерживании цен с целью ускорения денежного оборота в ответ на дефицит кредитных средств. 
На общее удорожание продовольственных товаров наибольшее влияние оказал  прирост цен с начала года на сахар-песок на 28,2%, плодоовощную продукцию – на 24,0%,  чай и кофе – на 16,2%, рыбу и морепродукты – на 13,3 процентов. В тоже время с начала года снизились цены на яйца куриные на 22,1%, масло подсолнечное – на 14,4%, муку пшеничную – на 1,6%, сыры – на 1,1%, молоко и молочную продукцию – на 0,6 процентов.
В группе непродовольственных товаров  наиболее быстрыми темпами росли цены на медикаменты, табачные изделия, парфюмерно-косметические товары, моющие и чистящие средства, одежду и обувь, ювелирные изделия. В тоже время цены на бензин автомобильный с начала года снизились на 2,8 процента. При этом следует отметить, что начиная с июня, отмечается рост цен на бензин автомобильный и в июне прирост цен на него по сравнению с маем составил 8,8 процентов.
Помимо ценовой составляющей на динамику оборота розничной торговли существенное влияние оказывает уровень жизни населения и прежде всего денежные доходы. В январе-мае 2009 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 10536,1 млрд. рублей и увеличился на 12,7% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Населением израсходовано средств на покупку товаров и оплату услуг 7588,4 млрд. рублей, что на 9,1% больше, чем в январе-мае 2008 года. При этом сбережения за этот период составили 2047,8 млрд. рублей, и увеличились  на 59,0% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. 
Изменения в поведении населения по использованию доходов  повлияли на их структуру использования денежных доходов населения. Сократилась доля потребительских расходов и значительно возросла доля сбережений. Так, за январь-май 2009 г. доля потребительских расходов составила 72,0% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров – 52,4% (январь-май 2008 г. соответственно  – 74,4% и 57,8 процентов), доля сбережений – 19,4%, что выше, чем в январе-мае 2008 г. (13,8 процентов). 
Складывающаяся ситуация оказала влияние как на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп, так и на изменение товарной структуры оборота розничной торговли.
Так, если оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, то оборот непродовольственных товаров - на 4,8 процентов. 
При этом в структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, в январе-июне 2009 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 1,9 процентных пункта и составила 48,9 процента.
С начала  2009 года происходит  существенное снижение  спроса  населения и изменение потребительских предпочтений в сторону покупок более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои  населения приобретают в основном продукты  питания и предметы первой необходимости.
Так, в I квартале среди продовольственных товаров наибольший прирост продаж сложился по молочным продуктам на 7,6%, свежим овощам и картофелю – 6,8%, яйцу птицы – на 4,8%,мясу домашней птицы – на 1,1 процента. Среди непродовольственных товаров – мобильным телефонам, бензинам автомобильным и лекарственным средствам.
По данным выборочного обследования, проведенного органами государственной статистики в апреле 2009 г., в ассортиментной структуре продажи мяса и птицы по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличилась доля свинины, телятины и баранины; колбасных изделий - сосисок и сарделек; рыбной продукции - рыбы охлажденной и сушено-вяленой, филе рыбного мороженого; масла животного - масла несоленого; масла растительного - кукурузного и прочих видов масла; кондитерских изделий - мучных изделий; круп - овсяной и пшеничной.
Структура продаж товаров в I квартале 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 годом претерпела некоторые изменения. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,5%), верхняя одежда (6,8%), легковые автомобили (4,6%), бензины автомобильные (4,9%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,6%), молочная продукция (3,4;%),кожаная обувь, (2,9%). В тоже время  в I квартале 2009 года  по сравнению с I кварталом 2008 г. (в фактических ценах)  в общем объеме продаж выросла доля мяса (включая мясо домашней птицы и дичи), продуктов и консервов из мяса, молочных продуктов, круп, макаронных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий.
Особого внимания заслуживает ситуация на рынке алкогольной продукции. За I полугодие текущего года населению было реализовано 65,6 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составило 96,2% к  аналогичному периоду  2008 года. Снижение реализации произошло за счет уменьшения  продаж водки и ликероводочных изделий на 4,7% и пива на 5,6% и торможением продаж остальных видов алкогольных напитков. Так, продажи виноградных и плодовых вин сократились на 0,1% к соответствующему периоду 2008 года, тогда как за аналогичный период 2008 года прирост составлял 6,5%, шампанских и игристых вин возросли на 4,1% (10,2%) и  коньяка – на 2,0% (17,5 процента).
Уменьшение объемов реализации указанной продукции происходило параллельно с сокращением ее производства. За январь-июнь 2009 г. производство водки и ликероводочных изделий уменьшилось на 17,6%, вина виноградного – на 5,6%, шампанских и игристых вин – на 19,4%, пива – на 6,8 процентов. В тоже время производство  коньяка увеличилось в 1,3 раза.  
На рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В частности, если в 2006 году  доля водки и ликероводочных изделий составила 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в январе-июне  2009 г. она составила, лишь 51,6 процента. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 10,7%, коньяка – с 2,3% до 3,1 процента. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры  потребления алкогольных напитков в целом
С начала 2009 г. наблюдается тенденция сокращения поставок товаров по импорту, связанная с постепенным переключением потребительского спроса на более дешевые товары отечественного производства, а также проведением мер таможенно-тарифного регулирования. В январе-апреле снижение поступлений товаров по импорту произошло по всем  потребительским товарам за исключением сахара белого, поставки по которому возросли в 1,4 раза, кофе – на 15,2% изделиям и консервам из мяса – на 1,6%, одежде трикотажной и текстильной – на 1,4 процента. 
В I полугодии  текущего года  сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли составила 86,6%, что на 0,4 процентных пункта ниже аналогичного периода 2008 года, и  индекс физического объема их  оборота по сравнению с январем-июнем 2008 г. составил 96,5 процента. 
Снижение в I полугодии объемов реализации товаров  наблюдалось в различных форматах торговли. В июне 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечалось снижение объемов реализации по всем наблюдаемым продуктам питания, кроме молока питьевого и сахара (рост продаж на 3 и 5% соответственно), из непродовольственных товаров возросла продажа компьютеров, холодильников и  морозильников, стиральных машин, мебели, мобильных телефонов и строительных материалов (на 3- 18%). Значительно сократилась продажа кожаной обуви (на 11процентов).
При снижении динамики оборота розничной торговли в целом объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в январе-июне 2009 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2008 года на 0,1%, и их доля в обороте розничной торговли  составила 13,4%, что на 0,4 процентных пункта выше аналогичного периода 2008 года.
Розничные рынки и ярмарки формируют значительную часть оборота розничной торговли. На них население покупает около 11% продовольственных товаров, по непродовольственным товарам они формируют более 15% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем, в 2009 году продолжилась тенденция сокращения количества рынков, начавшаяся еще в конце девяностых годов. и продолжающаяся в настоящее время.
Так, если на 1 января 2005 года по данным Росстата функционировало  6,4 тыс. рынков, на 1 января 2009 г.- 3,7 тыс. рынков, на 1 июня – 3,6 тыс. рынков.  
В тоже время, несмотря на замедление динамики выручки, сам сектор характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкостью ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне. 
В январе - июне 2009 г. на фоне высокой динамики роста потребительских цен и тарифов на услуги, рынок платных услуг населению сократился на 3,4% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Населению оказано платных услуг в целом по России на сумму 2114,1 млрд. рублей.
При этом в июне 2009 г. по сравнению с маем наблюдался рост темпов предоставления платных услуг населению, который составил 101,5 процента. 
Рост потребительских цен и тарифов на услуги в январе - июне 2009 г. составил 109,6%, что на 1,2 процентный пункта ниже соответствующего периода предыдущего года. 
Рост потребительских цен и тарифов на услуги в январе - июне 2009 г. значительно опережал изменение потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, что сдерживает темп роста платных услуг населения в связи со смещением потребительских предпочтений в пользу товаров.
Довольно значительно за этот период продолжали расти  цены на услуги «обязательного» характера: коммунальные услуги – на 20,8%, жилищные услуги – на 12,2% и услуги пассажирского транспорта – на 6,3 процента. Доля этих видов услуг в структуре платных услуг населению длительный период времени составляет 45-50%, и они оказывают определяющее влияние на общую динамику роста потребительских цен и тарифов на услуги.
Распространение кризисных явлений оказало негативное влияние на развитие большинства видов платных услуг населению, и по итогам I полугодия 2009 г. наблюдалось снижение объемов их предоставления по 11 из 14 наблюдаемых видов услуг.
Существенно сократился уровень предоставления услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – на 16,8%, санаторно-оздоровительных услуг – на 12,5%, транспортных услуг – на 11,3%, услуг правового характера – на 11,1%, ветеринарных услуг – на 9,9%, учреждений культуры – на 9,6 процента.
При этом за истекший период 2009 г. значительное увеличение объемов предоставления демонстрировали только услуги связи (темп роста – 105,8%), которые среди наблюдаемых видов услуг занимают особое место на протяжении длительного времени и их динамичное развитие сохраняется на протяжении более 10 лет. 
Оборот розничной торговли в феврале 2010г. составил 1154,8 млрд.рублей, что в товарной массе составляет 101,3% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе- феврале 2010г. - 2340,0 млрд.рублей и 100,8%. (Динамика розничного оборота представлена в Приложении 2).
В феврале 2010г., как и в феврале 2009г., оборот розничной торговли на 86,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 13,5%.
В феврале 2010г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,4% оборота розничной торговли торгующих организаций (в феврале 2009г. - 30,6%) и 16,1% общего объема оборота розничной торговли (15,8%).
В структуре оборота розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 59,4%, непродовольственных товаров - 40,6% (в феврале 2009г. - соответственно 57,8% и 42,2%). 
В 34 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 9 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в феврале 2010г. обеспечивали менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,3%, Санкт-Петербургу - 59,4%.
В феврале 2010г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49,1%, непродовольственных товаров - 50,9% (в феврале 2009г. - соответственно 48,4% и 51,6%).
В феврале 2010г. населению было оказано платных услуг на 367,2 млрд.рублей, в январе-феврале 2010г. - на 724,4 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале 2010г. составил 23,3% (в феврале 2009г. - 23,2%).
В феврале 2010г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (66,2% от общего объема).
Более половины объема бытовых услуг в феврале 2010г. приходилось на два вида услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек и по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. 
В феврале 2010г. населению было оказано платных услуг на 367,2 млрд.рублей, в январе-феврале 2010г. - на 724,4 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале 2010г. составил 23,3% (в феврале 2009г. - 23,2%).
Область потребления — это та сфера, в которой мы наиболее быстро вливаемся в общую капиталистическую цивилизацию. В России много всякого рода проблем, связанных с демографией, законами и т.д. Но в области потребления Россия мало чем отличается от западного потребительского рынка. Основная разница в потреблении заключается, в основном, в его объемах. Труднее поддается изменению сервис, но и в этом направлении Россия сделала гигантский скачок.


2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МОЙ МАГАЗИН» НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
2.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Мой магазин» (ООО «Мой магазин», именуемое в дальнейшем «Общество»,  создано по решению учредителя, для осуществления хозяйственной деятельности, в целях получения прибыли,  на основании его собственности.
Почтовый и юридический адрес:115035, Российская Федерация, г.Москва, ул. Пятницкая, д.20.
Общество является юридическим лицом - коммерческой организацией. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное официальное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имуще¬ственные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Мой магазин» основано в 2005 г. в г. Москве и занимается реализацией продуктов питания, бытовой химии и средств  личной гигиены.
Вид деятельности: торговля.
Основной целью деятельности фирмы является:
    наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий, организаций, обеспечение жителей г.Москва и ближайших регионов товарами продовольственной группы.
Структура и штат фирмы утверждаются учредителями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности. Учредители самостоятельно реализуют продукцию и используют прибыль.
Взаимоотношения предприятия с поставщиками продукции строятся на договорной основе. Покупателями предприятия являются население Битцевского микрорайона г.Москвы. Оптовыми покупателями являются детские сады, школы и больницы города, частные лица.
Организационно-правовая форма предприятия – это система норм, определяющая отношения между партнерами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами. Рекламное агентство, как субъект предпринимательской деятельности, является юридическим лицом, поэтому для него характерны все признаки, определяющие юридическое лицо: самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица и организационное единство.
Директор предприятия является единоличным действует от имени предприятия без доверенности, 
Управлением предприятия в целом занимается директор – Яцевич А.Ю. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, он представляет  интересы предприятия, утверждает структуру и штаты предприятия. Директору подчиняются главный бухгалтер и коммерческий директор.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору и фактически управляет деятельностью компании в области финансов на оперативном уровне. Он контролирует деятельность бухгалтерии, кассы.  Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков. Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, кассира и двух человек, оформляющих документы. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2395
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba