СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
I. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
Способность физического лица быть субъектом граждан¬ского права, участвовать в гражданском обороте принято определять в соответствии с личным законом физического лица (законом страны его гражданства или места жительства, в ряде иностранных государств). Вместе с тем в условиях международного общения, международного граж-данского обмена, естественной предпосылкой которых яв¬ляется недискриминация, равенство участников, приоритет¬ное значение приобретает уравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в вопросах их гражданской правоспо¬собности с местными гражданами в согласии с принципами международного права
В России правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, объем и содержание их гражданских прав и обя¬занностей традиционно регламентируется на основе матери¬ально-правовых норм, которые, опосредуя общепризнанное международное начало национального режима, замещают в этой сфере применение личного закона физического лица. Действующими за рамками этого начала — поскольку иное не вытекает из федеральных законов и международных договоров РФ — коллизионными нормами, формирующими личный закон физического лица и изъятия из него, решаются вопросы гражданской дееспособности ино¬странных граждан и лиц без гражданства и некоторые другие вопросы их гражданско-правового статуса. Так, в силу п. 2 и 3 ст. 160 Основ ГЗ 1991 г. гражданская дееспособность ино¬странного гражданина подчиняется праву страны, граждани¬ном которой он является, а лица без гражданства — праву страны, в которой это лицо имеет постоянное место житель¬ства, т.е. подчиняется их личному закону. Предусмотренные при этом исключения из личного закона существенны: 1) гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в России, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в России, определяется по российскому праву; 2) признание в России лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву; 3) российскому праву подчи-няются также признание в России лиц безвестно отсутствую¬щими и объявление их умершими.
Современное гражданское законодательство России для опреде¬ления права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона фи¬зического лица (ст. 1195 ГК РФ). Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской право¬способности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объ¬явления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).
Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительство.
Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностра¬нец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или ус-тановления изъятии из российского закона.
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отноше¬нии гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности.
Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательст¬вом не могут быть установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (например, такое правило применительно к занятию племенным животноводством было уста-новлено в 1995 г федеральным законом).
Национальный режим в отношении нрав иностранцев на изобрете¬ния, полезные модели, промышленные образцы, топологии интеграль¬ных микросхем, на селекционные достижения предоставляется в силу международных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 14).
Правила, установленные граждан¬ским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не преду-смотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о прави¬лах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих дого-ворные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участни¬ков. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собст¬венности; наследовать и завещать имущество, заниматься предпри¬нимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятель¬ностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ.
Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юриди¬ческого лица. Ни них распространяется действие Положения о поряд¬ке государственной регистрации субъектов предпринимательской де¬ятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г, Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятель¬ности могут быть пользователями недр, если законодательством они будут наделены правом заниматься соответствующим видом деятель¬ности. Речь идет о деятельности по разведке и использованию недр. В этом и в ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (например, градостроительной деятельностью (ст. 22 Закона РФ от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации»-); деятельностью по предоставлению услуг связи (ст. 8 Федерального за¬кона от 16 февраля 1995 г. «О связи»). Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Рос¬сийской Федерации», они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитекто¬ром — гражданином РФ, имеющим лицензию.
К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных, началах с нашими гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, замещать долж¬ности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Рос¬сийской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотрен¬ными КТМ РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, заниматься иной деятельностью и занимать иные должнос¬ти, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан 2002 г.). Установлен особый порядок замещения иностранными граж¬данами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит российскому государству.
Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняе¬мых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу тер¬риториального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об ав¬торском праве 1993 г.) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обна¬родованным на территории РФ либо необнародованным, но находя¬щимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отно¬шении других произведений иностранцев авторские права признают¬ся в соответствии с международными договорами РФ.
Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшее учебные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглашениями в РФ лица, окончившие высшие учебные заве¬дения за границей, при наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с ли¬цами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.
Законодательство содержит также специальные правила, касаю¬щиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается спо¬собность совершать определенные действия, принимать на себя опре¬деленные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности фи¬зического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлени¬ем которого человек достигает совершеннолетия и тем самым стано¬вится полностью дееспособным. Как и во многих странах континен¬тальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lexpatriae. Приведем соответствующие положения, предус-мотренные ст. 1197 части третьей ГК.
Из которой следует что дее¬способность определяется законом гражданства лица; огра¬ничение действия закона гражданства установлено в интересах торго¬вого оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране; установление общего правила о применении права страны гражданства не исключа¬ет применения для определенных видов отношений специальных кол¬лизионных норм о дееспособности, если иностранец во время проживания в России причинит вред российскому гражданину в результате автомобильной аварии (так называе¬мого ДТП — дорожно-транспортного происшествия), то его способ¬ность нести ответственность за вред в силу ст. 1219 и 1220 ГК будет определяться по российскому праву как закону места причинения вреда. Следует обратить внимание и на то, что, согласно п. 3 ст. 1197 ГК РФ, признание в России физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным должно осуществляться в соответствии с российским правом независимо от того, проживают ли эти лица в Рос¬сии постоянно или находятся временно.
В договорах о правовой помощи, заключенных с другими страна¬ми, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.
Согласно многосторонним конвенциям о правовой помощи стран СНГ, дееспособность физических лиц определяется законодательст¬вом договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 23 Минской конвенции 1993 г., ст. 26 Кишиневской конвен¬ции 2002 г.).
Новым для российского законодательства является введение коллизионной нормы, касающейся права на имя Согласно ст. 1198 ГК РФ, «права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено этим Кодексом или другими законами».
В понятие «имя», согласно ГК, входит имя, отчество, фамилия лица, если иное не вытекает из законодательства или национального обычая, Закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. позволяет отдельным субъектам РФ применять свои правила, регулирующие присвоение ребенку фамилии (в том случае, если фа¬милии его родителей различны) и отчества. Ребенку может вообще не присваиваться отчество, если это обусловлено национальной тради¬цией, получившей закрепление в нормативном акте субъекта РФ. В соответствии с п. 2 ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск последствий, вы¬званных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Рос¬сийский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приобретения прав и обязан-ностей под именем другого лица. Защита права на имя имеет сущест¬венное значение, поскольку встречаются случаи искажения имени, использования имени таким образом, что затрагивается честь, досто¬инство, и деловая репутация его носителя.
Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ограничивается только пределами гражданского законодательства. Изменение имени возможно лишь на основании акта государственно¬го органа, а им может быть только орган страны гражданства. В случае вступления в брак или усыновления вопрос об имени, например, жен¬щины, вступающей в брак, или усыновленного, будет определяться правом, которое должно применяться к отношениям такого рода.
Правила о применении права в отношении имени физического лица имеется в ряде государств. В Австрии, ФРГ и других странах право на имя определяется местными законами.
Известны и случаи из практики.
Так, проблема применения права в отношении изменения имени возникла в 1997 г. у четырехкратной чемпионки мира русской спортсменки Оксаны Грищук (спортивные танцы на льду) в связи с тем, что на предшествующих зимних Олим¬пийских играх золотые медали завоевали две спортсменки с одинаковыми имена¬ми — Оксана Баюл (Украина) и Оксана Грищук (Россия). После этого обе спорт¬сменки проживали в США, где их часто путали. Чтобы избежать этого, Оксана Грищук объявила в коммюнике за два месяца до начала зимних Олимпийских игр в Нагано, что ее официальное имя не Оксана, а Паша, При этом она предъявила официальное подтверждение об изменении имени от властей места своего прожи¬вания. Однако этот факт не был признан, поскольку решающее значение для Олим-пийских игр не имеет имя в паспорте спортсменки.1
Поскольку в отличие от предшествующего российского граж¬данского законодательства новый ГК рассматривает в качестве инсти¬тутов гражданского права опеку и попечительство, коллизионные пра¬вила опеки и попечительства включены в часть третью ГК РФ (ст. 11990). Приведем текст этой статьи:
1. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. АЛ. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002 (авторы комментариев к ст. 1195—1200 Н.И. Марышева, ст. 1201 — А.С. Ко¬маров);
«1. Опека или попечительство над несовершеннолетними, не¬дееспособными или ограниченными в дееспособности совершен¬нолетними лицами устанавливается и отменяется по личному за¬кону лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека либо Попечительство.
2. Обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (по¬печительство) определяется по личному, закону лица, назначаемо¬го опекуном (попечителем).
3.Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, нахо¬дящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Од¬нако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством),
имеет место жительства в Российской Федерации, применяется
российское право, если оно более благоприятно для этого лица».
Цель опеки и попечительства состоит а том, чтобы обеспечить за¬щиту прав и интересов лиц, которые в силу отсутствия у них дееспо¬собности не в состоянии сами обеспечить защиту своих прав. Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, в то время как попечительство — над ограниченно или частично дееспособными.
Основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, иными словами, закон гражданства (п. 1 ст. 1199), а в отношении обя¬занностей опекуна (попечителя), закон гражданства лица, назначае¬мого опекуном или попечителем (п. 2 ст. 1999).
К личному закону, как общее правило, отсылают нормы законода¬тельства ряда государств (Австрии, ФРГ, Венгрии, Италии, канадской провинции Квебек, Турции, Чехии и др.). Однако во внутреннем зако¬нодательстве могут применяться и другие принципы. Так, согласно ст. 66 Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отно¬шении опеки и попечительства применяется право государства, где устанавливается опека или попечительство (ст. 66).
В Минской конвенции 1993 г. (п. 4 ст. 33) и в Кишиневской конвенции 2002 г. (п. 4 ст. 36), а также в ряде договоров о правовой помо¬щи установлена возможность назначения опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином другого государства, лишь при усло¬вии, что он проживает на территории, где будет осуществляться опека (попечительство). Статья 1199 ГК РФ такого ограничения не устанав¬ливает. Отношения, возникающие между опекуном (попечителем) и подопечным, как это следует из п. 3 ст. 1199, должны определяться правом страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).
Новым для российского законодательства является введение специальной коллизионной нормы в отношении предприниматель¬ской деятельности физических лиц( ст. 1201 ГК РФ).
Введение такой специальной нормы объясняется тем, что общая отсылка к закону гражданства физического лица в отношении опреде¬ления его дееспособности в данном случае не может быть применена прежде всего потому, что в разных странах неоднозначно решается вопрос о самой возможности занятия предпринимательской деятель¬ностью для физического лица. В России это допускается, но в других странах может вообще не допускаться, кроме того, в данном случае обычную отсылку к праву места жительства применять тоже нельзя, поскольку место жительства и место занятия предпринимательской деятельностью могут также не совпадать.
II. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства.
В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без граж¬данства — лицо, не принадлежащее к гражданству Россий¬ской федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. I ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с феде¬ральным законом или международным договором. Как уже было отмечено, наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не влияет на его права и свободу и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным зако¬ном или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин.
Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства, что отве¬чает ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7 Закона-«Сокращение без гражданства» —четко формулирует задачу. Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), ГК РФ (п. 1ст. 2) и иных действующих в России законодательных актах. Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства1961г.
Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируйте целом на основе обще¬признанных принципов и норм международного права, между¬народных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокуп¬ности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать понятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на ко¬торых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в между¬народном частном праве являются прежде всего: равенство, недискриминация. Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предо¬ставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обя¬занностей носят подвижный характер, изменяются под влия¬нием многих обстоятельств.
Отношения, в которые вступает иностранец, въезжая в Россию и пребывая на ее территории, находятся в сфере частного и публичного права. Будучи тесно связанными с отношениями международного гражданского обмена, на ко¬торые воздействует международное частное право, они по общему правилу формируются вне «правового поля», откры¬того для коллизионных вопросов, и регулируются прежде всего законодательством о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее, таможенным, валютным, налоговым законода¬тельством.
Статья 12 Международного пакта о гражданских и полити¬ческих правах исходит из следующего: 1) каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадле¬жит, в пределах этой территории, право на свободное переме¬щение и свобода выбора места жительства; 2) каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; 3) упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, не¬обходимы для охраны государственной безопасности, общeственного порядка, здоровья или нравственности населения» или прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами. Положения Пакта образуют основу регулирования соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая ст. 27 и ч 3 ст. 55 Конституции РФ и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Феде¬рации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 г. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стра¬ны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.
Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Примени¬тельно к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме — основном для этой категории лиц. Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания Российский законодатель под¬нял регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Кон¬ституции РФ правами и несут обязанности наравне с россий¬скими гражданами, кроме случаев, установленных федераль¬ным законом или международным договором РФ.
Из конституционного правила следует, что любое откло¬нение от национального режима — будь то умаление прав иностранцев или их расширение по сравнению с правами российских граждан — возможно лишь на основе федераль¬ного закона или международного договора РФ «Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно». Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что «положения, которые расширяют права иностран¬цев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции».
Ни норма ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ни правила ст. 2 ГК РФ не содержат оснований для подобного вывода. Представляет¬ся, что такие льготы и преимущества должны быть пред¬усмотрены или, по крайней мере, санкционированы феде¬ральным законом. В связи с этим следует упомянуть правила ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющие для иностранных инвесторов (в том числе иностранных физиче¬ских лиц и лиц без гражданства) порядок установления изъя¬тий из правового режима не только ограничительного харак¬тера (эти изъятия могут быть установлены федеральными законами лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо¬ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), но и стимули¬рующего (льготы для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации). Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан, опирающиеся на нормы международного права, вы¬текают из самой природы гражданства как устойчивой право¬вой связи человека с государством, выражающейся в сово¬купности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Так, из ст. 25 Международного пакта о гражданских и поли-тических правах следует, что лишь гражданин (данного госу¬дарства) вправе принимать участие в ведении государствен¬ных дел как непосредственно, так и через посредство свобод-но выбранных представителей, допускаться в своей стране к государственной службе. Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и орга¬ны местного самоуправления, а также участвовать в референ¬думе (ч. 2 ст. 32) закреплены за гражданами России. Гражда¬не Российской Федерации имеют равный доступ к государст¬венной службе, имеют право участвовать в отправлении пра¬восудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина возлагается обязан¬ность военной службы, защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59). Соответственно только граж¬дане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками, органов внутренних дел, могут поступить на службу в милицию, органы налоговой полиции. С принадлежностью к гражданству связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным обра¬зом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами. Законодательство ограничивает для иностранных граждан. и лиц без граж¬данства условия вхождения в экипаж морского судна и лет¬ный экипаж гражданского воздушного судна России.
Наиболее полно права и обязанности иностранных граж¬дан изложены в Законе СССР 1981 г. «О правовом положе¬нии иностранных граждан в СССР», пока сохраняющем свое действие.
В области гражданского права национальный режим при¬меняется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Пра¬вила, установленные гражданским законодательством, приме¬няются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК РФ исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основе федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства РФ, федераль-ных органов исполнительной власти), а также актов субъек¬тов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть пред¬усмотрено также международным договором РФ. Однако дей¬ствие принципа национального режима, по нашему мнению, не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для России выражено лишь в форме подзаконного акта.
Объем правомочий иностранных граждан и иностранных юридических лиц фиксируется законодателем различными способами. Зачастую он прямо указывается в законе. Но воз¬можно
и иное: наделение иностранцев правомочиями или, напротив, не предоставление полномочий им посредством фор¬мул, относящихся к любым гражданам и(или) юридическим лицам или только к российским гражданам и(или) российским юридическим лицам. В первом случае под гражданами и(или) юридическими лицами понимаются также иностранные граж¬дане и(или) иностранные юридические лица, во втором — на иностранных граждан и(или) иностранных юридических лиц решение не распространяется.
Иностранные граждане могут быть участниками хозяй¬ственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами и лицами без гражданства - инвесторами ком¬мерческих организаций с иностранными инвестициями осу¬ществляется в порядке и на условиях, определяемых Феде¬ральным законом «Об иностранных инвестициях в Россий¬ской Федерации». В Федеральном законе «Об акционерных обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание тако¬го общества с участием иностранных инвесторов осу-ществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях.
В ст. 2 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в числе лиц, которые могут высту¬пать в качестве иностранных инвесторов в России, называются иностранные физические лица и лица без гражданства. Ино¬странному инвестору на территории России предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обес¬печивается упомянутым Законом, другими федеральными за¬конами и иными нормативными правовыми актами Россий¬ской Федерации, а также международными договорами РФ. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и ис¬пользования полученной от инвестиции прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим российских инвесторов, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая предпринимательскую деятельность без образования юридиче¬ского лица. Для такой деятельности необходима государствен¬ная регистрация, требования к которой определяются Положе¬нием о порядке государственной регистрации субъектов пред¬принимательской деятельности, утвержденным Указом Прези¬дента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Членами производственно¬го кооператива могут быть не только российские граждане, но и (наравне с ними) иностранные граждане и лица без граж¬данства. Однако членами сельскохозяйственного производ¬ственного кооператива могут быть лишь граждане Российской Федерации. К членству же в сельскохозяйственном потреби¬тельском кооперативе допускаются иностранные граждане - сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в его хозяйственной деятельности.1
Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд или иной правоприменительный орган не может обусловливать распространение на иностранных граждан национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением тех случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в федеральном законе или международном договоре РФ. Требование взаимности сформулировано, в частности, в ряде законов, регламентирующих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности {ст. 36 Патентного закона РФ, ст. 47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст. 13 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»). В силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности иностранные граждане пользуются наравне с российскими гражданами правами, предусмотренными Законом РФ «о селекционных достижениях» и иными законодательны¬ми актами Российской Федерации в области охраны селекционных достижений.
1. Аксенчук ЛА. Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001. №2.
Ряд законодательных актов формулирует условия наделения иностранцев правами в определенных сферах деятельности. Так, граждане других государств, являющиеся субъек-тами предпринимательской деятельности, могут быть пользователями недр, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов они вправе заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Участки континентального шельфа могут быть предоставлены физическим лицам иностранных государств в пользование для поиска минеральных ресурсов, их разведки и разработки и для иных целей, перечисленных в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации». Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и
лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором – гражданином или юридическим лицом имеющим лицензию.
Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях, равно как и российских граждан в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Есть и другие законодательные акты, наделяющие иностранцев правами в определенных сферах деятельности.
Источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений выступают договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве, а также иные международные договоры РФ.
Что касается стран содружества, то следуя модели ГК для стран СНГ (п. 2 ст. 1205), ГК Узбекистана предусматривает: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Узбекистан гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Узбекистан» (ст. 1169). Таким же образом (с некоторыми отличиями) решается данный вопрос в гражданских кодексах Армении (ст. 1263), Белоруссии (п. 2 ст. 1104), Киргизии (п. 2 ст. 1178).
Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских учреждений, их персонала, межгосударственных (межправительственных) организаций, представителей государств при этих организациях, их должностных лиц являются продолжением привилегий и иммунитетов государств. Содержание иммунитета государства, его органов и их должностных лиц раскрывается в Венских конвенциях: о дипломатических сношениях 1961 г., о консульских сношениях 1963 г., о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенции 1961 г. и 1963 г. дополняет Конвенция о специальных миссиях 1969 г.
Организация Объединенных Наций согласно ст. 105 ее Устава пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей. Представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организа¬ции. Генеральная Ассамблея ООН в феврале 1946 г. приняла [Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а позднее, в ноябре 1947 г — Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Особенности наделения привилегиями и иммунитетами этих учреждений предусмат¬риваются в документах о них.
На территории России пребывают руководящие органы или представительства ряда межгосударственных (межправитель¬ственных) организаций. Такие организации, их органы и должностные лица в соответствии с международными догово¬рами, определяющими статус соответствующего органа, а так¬же международными договорами об условиях пребывания в Российской Федерации, заключенными Правительством РФ с этими организациями, пользуются в России привилегиями и иммунитетами. К числу указанных договоров относится, на¬пример, Соглашение между Правительством РФ и Межгосу¬дарственным экономическим комитетом Экономического сою¬за об условиях его пребывания на территории Российской Фе¬дерации.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
- иностранные граждане пользуются теми же правами и свобода¬ми и несут те же обязанности, что и граждане РФ;
- иностранные граждане равны перед законом независимо от про¬исхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специ¬альные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
- использование иностранными гражданами своих прав в РФ не
должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в РФ законы, включая и те, которые определяют поря¬док осуществления субъектами своих гражданских прав.
При определении правового положения иностранцев наше законода¬тельство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в смешанные браки, действующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.
Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчины и женщины имеют в РФ равные права и свободы и равные возможности для их реализа¬ции. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в РФ равные нрава с мужчиной-ино¬странцем.
Поэтому в РФ не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидер¬ландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих госу¬дарств во время их пребывания в РФ. Жена без согласил мужа может в РФ поступать на работу, распоряжаться своим имуществом, обра¬щаться в суд и т.д.
Безоговорочное признание принципа равенства женщины и муж¬чины приводит к тому, что в РФ не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщины.
Положения о правах иностранцев содержатся в различных меж¬дународных договорах, заключенных РФ с другими странами (торго¬вых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помо¬щи, по вопросам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных ус¬ловиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Так, предоставление национального режима предусмотрено догово-ром о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, се¬мейным и уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России точно так же, как и граждане Рос¬сии на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.
.
III. Правовое положение переселенцев и беженцев.
К физическим лицам относят также переселенцев, вынужденных переселенцев и беженцев правовое положение которых регулируется законами и непосредственно международным частным правом.
Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс пере¬селения, но и вопросы зашиты прав переселенцев, в том числе имуще¬ственных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого иму¬щества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных цен¬ностей.
Распад Союза ССР и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить пра¬вовую защиту граждан одной страны — бывшей союзной рес¬публики на территории другой обусловили заключение Рос¬сийской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе: 1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, 2) о пра¬вовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны — бывшей союзной республи¬ки, и граждан этой страны, постоянно проживающих на тер¬ритории Российской Федерации; 3) по вопросам гражданства.
В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добро¬вольно покидающие государство своего проживания и переез¬жающие на постоянное место жительства на территорию дру¬гого государства. Соглашения не применяются к беженцам, трудящимся-мигрантам, некоторым иным категориям граждан. Государство въезда вправе устанавливать ежегодно «переселенческую» квоту, согласно которой переселенцам и членам их семей выдаются разрешения на въезд в государство, избранное для постоянного проживания. На лиц, переселяющихся самовольно, действие соглашений не распространяется. В России координация работ по переселению возлагается на компетент¬ный федеральный орган исполнительной власти, ведающий миграционной службой. Гражданско-правовые споры в отно¬шении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной
стороны, и заинтересованными лицами — с другой, решаются
в судебном порядке на территории государства выезда и в со¬ответствии с его законодательством и упомянутыми соглаше¬ниями.
Переселенцы имеют отличие от вынужденных переселенцев, которое поясняется в законе РФ от 19 февраля 1993г. «О вынужденных переселенцах» ( в ред. От 7 августа 2000 г. ) именует вынужденным переселенцем гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть: 1)место жительства на территории иностранного государства и прибывшей на территорию Российской Федерации; 2) место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах). Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживавшей на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших обустройству данного лица в период действия статуса беженца на территории Российской Федерации.
Лицам, которым предоставлено политическое убежище. Содержание права убежища и основания его предоставления определены во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации о территориальном убежище 1967 г., принятой ООН, в законодательстве многих государств. Всеобщая декларация прав человека (ст. 14) предусматривает: каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть ис¬пользовано «в случае преследования, в действительности осно¬ванного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Предоставление политического убежища — суверенное пра¬во государства. Своим внутренним актом оно определяет моти¬вы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предо¬ставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ политическое убежище предоставляется Российской Федерацией ино¬странным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положе¬ние о порядке предоставления Российской Федерацией поли¬тического убежища. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов России на основании обще¬признанных принципов и норм международного права в соот¬ветствии с Конституцией РФ и упомянутым Положением.
В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Лишь на основе федерального закона или международного договора РФ до¬пустима выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в дру¬гих государствах. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).
Наряду с переселенцами и вынужденными переселенцами существует такая категория лиц, которая называется беженцы. Правовое положение беженцев в России опреде¬ляется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в ред. от 7 ноября 2000 г.), в соответствии с которым принимаются другие феде¬ральные законы и иные нормативные правовые акты Россий¬ской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев. Под беженцем в Законе «О беженцах» понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, националь¬ности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает поль¬зоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате по¬добных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
При определенных обстоятельствах лицо не может быть признано беженцем, например, если имеются серьезные осно¬вания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против челове¬чества, тяжкое преступление неполитического, характера вне пределов территории Российской Федерации до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в ка¬честве лица, ходатайствующего о признании беженцем, и др. Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.
Новым для российского законодательства является правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца считает¬ся право страны, предоставившей ему убежище. Необходимость особого регулирова¬ния личного статуса беженцев была вызвана значительными переме¬щениями населения и особенностями статуса таких лиц, оказавшихся в России. С учетом особого статуса беженцев п. 6 ст. 1195 предусматривает, что их личным законом является право страны, предоставив¬шей им убежище.
IV. Правовое положение российских граждан за рубежом.
Правовое положение российских граждан за рубежом определя¬ется как российским законодательством, так и многочисленными ак¬тами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.)
Каждый, как гласит ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граж¬данин Российской Федерации «имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию, Российские граждане выезжают за границу на постоянное жительство, временно по приглаше¬нию родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в
|