Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Правовое регулирование исполнения наказания в виде штрафа
Реферат | 19.08.2014, 15:14

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание: 1. История развития уголовного законодательства о штрафах 3 2. Штраф как мера уголовного наказания 5 2.1. Понятие и уголовно-правовое значения штрафа 5 2.2. Правовое регулирование наказания в виде штрафа 8 Список использованной литературы 15 1. История развития уголовного законодательства о штрафах Штраф – это мера наказания, которая имеет необычную историю. Это связано с тем, что именно денежные взыска¬ния, сначала в пользу потерпевшего (головничество, урок), а затем и в пользу княжеской власти (вира, продажа), были положены в основу русской карательной системы, изна¬чально носившей экономический характер. Впервые упоминания о денежных штрафах встречаются в договорах Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с греками: «…если же ударит мечом или копьем, или каким-либо оружием русин грека или грек русина, то пусть за такое беззаконие заплатит по обычаю русскому 5 литров серебра…» . Штрафы под названиями «вира» и «продажа» наиболее распространились тогда, когда властвующие придали обычаям силу закона. Так, огромному количеству обычаев, существующих в ро¬довом обществе, в том числе композиции, была придана сила закона. Композиция предполагала уплату денежного вознаграждения за убийство, телесные повреждения и другие преступления. В конце X – начале XI веков на Руси начинают активно развиваться феодальные отношения. Так, в условиях образования единого государства ставится вопрос об унификации норм права на всей территории Древнерусского государства, а также о ликвидации института кровной мести. Подтверждение тому мы находим в Русской Правде. Под преступлением в данный период понималась «обида» независимо от того, чему (жизни, здоровью, чести или имуществу) был причинен ущерб. Основная цель наказания преследовала возмещение «обиды», причем достигалась она, как правило, взиманием денежного штрафа. С развитием феодальных отношений имущественные взыскания, в том числе штраф, отошли на второй план, ус¬тупив место смертной и торговой казни. Такая смена в системе наказаний была связана с тем, что резко обострились классовые противоречия, а также возросли стремления господствующего класса принять все меры к охране частной собственности. В тот период штраф применялся лишь за мелкие преступления, например, такие как упущение по службе, ос¬корбление словом или действием, клевета, побои и др. С развитием капитализма и разложением крепостнического хозяйства возобновились и денежные санкции. Штраф был внесен в реестр главных наказаний Уголовного Уложения 1903 года, которое предусматривало две его разновидности: 1. денежную пеню; 2. денежное взыскание.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Широко применялся штраф и сразу после революции. В первой половине 1918 г. суды г. Москвы подвергли штрафу 54% осужденных, а во второй — 56,9%. Газета «Правда», разъясняя классовое назначение штрафа, так писала в одной из своих статей: «Налагаемый штраф должен быть таким по величине, чтобы он выполнял одновременно роль операции капитала и лишал бы наших активных противников их главного орудия борьбы с нами — капитала» . И не смотря на то, что УК РСФСР 1922 г. пред¬усматривал штраф только лишь как денежное взыскание, в тот период он взимался не только в твердой денежной сумме, но также и в виде продовольствия, так как в стране свирепствовал сильный голод. В дальнейшем роль штрафов то падала, то вновь возрастала. В настоящее время штраф применяется достаточно широко. Он является одной из наиболее целесообразных и эффективных мер борьбы с преступлениями, совершенными по неосторожности, а также умышленными преступлениями, совершенными из корысти. 2. Штраф как мера уголовного наказания 2.1. Понятие и уголовно-правовое значения штрафа Понятие «штрафа» дано в Уголовном Кодексе РФ – это денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом, в виде определяемой уголовным законом денежной суммы либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Суть такого вида наказания, как штраф в том, чтобы ущемить имущественные интересы того лица, которое виновно в совершении преступления. Штраф можно назначить практически за все преступления небольшой или средней тяжести. При этом большая часть штрафных санкций предусматривается за такие деяния, которые имеют имущественный характер. Совершая такое преступление, виновный как правило желает обогатиться за чужой счет, извлечь некую материальную выгоду. Применение такого вида наказания, как штраф не просто лишает его полученной выгоды, такое наказание в значительной степени ущемляет его собственные материальные интересы. Результативной мерой штраф является и тогда, когда выносится наказание за совершение неосторожных преступлений, то есть когда нет нужды лишать виновных свободы. Следовательно, уголовно-правовое значение штрафа состоит в том, что это одна из мер уголовной ответственности, которая выражается в ограничении имущественного характера. Иногда в литературе высказываются мнения, что при назначении штрафа нельзя достичь цели исправления преступника, так как данная мера является только лишь напоминанием виновному о необходимости быть более осмотрительным и воздержанным в будущем. Однако такая позиция противоречит уголовному законодательству, в котором закреплены равные цели для всех видов наказаний, входящих в его систему. Штраф может и должен достичь цели исправления преступника. Другой вопрос, что способ достижения такой цели у штрафа крайне специфичен – непосредственное ущемление материальных прав виновного. УК РФ предусматривает более высокий размер штрафа, чем было предусмотрено УК РСФСР. Так, согласно действующего законодательства штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ст.46 УК РФ) . Так, исходя из определения можно сделать вывод, что определение размера штрафа предусмотрено двумя способами: 1. в виде определенной денежной суммы; 2. в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Подобное разграничение при назначении и оплате штрафа имеет важное практическое значение, с тем, чтобы назначенное наказание было одинаково репрессивно по отношению к различным слоям населения. При первом способе исчисления штраф устанавливается в твердой денежной единице, в пределах от 2500 руб. до 1 млн. руб. Такой способ назначения штрафа предназначен в основном для лиц, имеющих небольшие доходы, а также преступников, не имеющих постоянного заработка или дохода. Второй же способ исчисления наказания в виде штрафа определяется в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Такое наказание рассчитано, как правило, на хорошо обеспеченные слои населения, на тех, кто имеет высокую заработную плату или иные доходы. К иным доходам, разъясняется в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 29.10.2009) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания», следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством . Дело в том, что применение первой разновидности штрафа к имущим слоям населения будет неэффективно в силу его незначительных размеров. При этом размер заработок или иной доход осужденного из обеспеченных слоев населения может в разы превышать максимальный размер штрафа, который определен в виде конкретной денежной суммы. Также следует отметить, что наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить. В противном случае смысл такого наказания теряет свое значение. В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, виновного в его совершении, его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. При назначении наказания ниже низшего предела штраф в размере менее 2500 руб. назначен быть не может, так как это самый низкий размер самого мягкого наказания. Если за преступление предусмотрен размер штрафа до определенного предела, например в статье УК РФ указано, что наказанием может быть штраф до 300 тыс. руб., это означает, что наказание в виде штрафа может быть назначено от 2500 руб. до 300 тыс. руб. Следовательно, при таком варианте наказания ниже низшего предела применять нельзя. Если же размер штрафа указан в пределах от и до, например, от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., то наказание ниже низшего предела в виде штрафа может быть менее 100 тыс. руб., но не менее 2500 руб. Штраф, назначенный по приговору суда в размере МРОТ (минимальный размер оплаты труда), взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу. 2.2. Правовое регулирование наказания в виде штрафа Правовое регулирование является несущей конструкцией в построении и изучении предмета исследования. Оно в контексте системного подхода направлено на разрешение противоречий между фактическим состоянием исследуемых правоотношений в сфере исполнения наказаний и назначением норм, изложенных в законе. Иначе говоря, необходимость принуждения в карательно-воспитательном процессе для частичного изменения правового положения осужденного есть существенная часть пенитенциарного исправления, условие, открывающее свободный доступ к честной работе, и возвращения в общество. В категории «механизм правового регулирования» функциональный элемент в структурно-функциональном ряду правовых категорий есть необходимая составляющая пенитенциарной политики. Если в статической модели правового регулирования внутренняя сторона закона проявляется в строгой обязательности исполнения правовых предписаний, то в динамической тесно связана с применением мер правового воздействия на лиц, виновных в совершении преступления, с целью их исправления. Правовое регулирование такого вида наказания, как штраф, осуществляется рядом нормативно-правовых актов Российской Федерации. Так, ст.46 Уголовного Кодекса РФ дает определение понятию штраф. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Также в данной статье определяются размеры и способы назначения рассматриваемого наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 29.10.2009) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» дает разъяснения к нормам, закрепленным в УК РФ. Назначая виды наказания, не связанные с изоляцией от общества, суд обязан соблюдать особенности их применения. В соответствии со статьей 46 УК РФ штраф при любом способе его назначения должен быть определен в виде денежного взыскания. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Штраф может назначаться в качестве основного наказания, а также в качестве дополнительного наказания, если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК РФ. Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью третьей статьи 46 УК РФ штраф может быть назначен как в полном размере, так и с рассрочкой его выплаты до трех лет. При этом свое решение суду необходимо мотивировать в приговоре с указанием конкретных сроков выплат частями и суммы (размеры) выплат в пределах установленного судом срока рассрочки (ч.3 ст. 46 УК РФ, статья 31 УИК РФ). Также в указанном Постановлении отмечено, что при назначении штрафа за каждое из входящих в совокупность преступлений небольшой или средней тяжести суд может применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. При применении принципа сложения наказаний окончательный размер штрафа назначается исходя из правил, установленных частью второй статьи 69 УК РФ. Также правовое регулирование назначения и исполнения наказания виде штрафа регламентируется Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания». Так, п.12 указанного документа гласит: «Учитывая, что взыскание штрафа производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судам необходимо соблюдать положения части 3 статьи 103 указанного Закона, согласно которому суд, назначивший осужденному штраф в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания, должен направить в подразделение судебных приставов вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа копию приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора» . Таким образом, данная норма отсылает нас к еще одному нормативному акту, регулирующему такое наказание, как штраф – к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» . Еще одним нормативным актом, регулирующим назначение и исполнение наказания в виде штрафа является Уголовно-Исполнительный Кодекс РФ . Согласно ст. 31 УИК РФ осужденный обязан выплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. При этом, лицо, у которого нет финансовой возможности уплатить назначенный судом штраф единовременно, может обратиться с ходатайством о назначении рассрочки при уплате штрафа. Такая рассрочка может быть назначена на срок до трех лет. После заявленного ходатайства суд принимает решение с учетом заключения судебного пристава-исполнителя. Закон не обязывает, а предоставляет суду право дать осужденному такую отсрочку, однако он может и не удовлетворить ходатайство осужденного. В соответствии со ст.46 УК РФ при принятии решения об отсрочке суд учитывает тяжесть совершенного преступления, материальное положение осужденного и его семьи, его действительную возможность уплатить штраф, исходя из заработной платы и иных доходов, прочие обстоятельства, влияющие на платежеспособность осужденного. Предоставление отсрочки разрешается на срок до трех лет. Конкретный срок должен определяться судом исходя из материального положения осужденного. Отсрочка может быть предоставлена судом как в момент вынесения приговора, так и после вступления приговора в законную силу по ходатайству осужденного. Необходимо также отметить, что такое ходатайство может подать только сам осужденный. То есть ни его родственники, ни адвокат, ни другие лица обратиться с таким ходатайством в суд не могут. Первую часть штрафа виновный должен заплатить в течение первых 30 дней после вступления приговора в законную силу или после вступления в силу решения суда о предоставлении осужденному по его ходатайству отсрочки уплаты штрафа. По общему правилу осужденный в добровольном порядке должен исполнить решение суда и уплатить штраф. Могут иметь место случаи, когда осужденный не может или не хочет заплатить штраф (в обоих случаях он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, что влечет для него существенные негативные последствия в соответствии с ч.5 ст.46 УК РФ). В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, в установленный срок и независимо от причин неуплаты, осужденный признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, это наказание заменяется ему другим наказанием, предусмотренным санкцией статьи УК РФ, в соответствии с которой он осужден. В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, в установленный срок независимо от причин такой неуплаты суд на основании приговора суда о назначении гражданину наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю исполнительный документ (исполнительный лист) для принудительного взыскания штрафа. На основании исполнительного листа судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. В свою очередь, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требования об уплате штрафа. Этот срок не может превышать пяти дней и уведомляет осужденного о принудительном исполнении наказания. В некоторых случаях, например в связи с нахождением осужденного в длительной служебной командировке, на стационарном лечении и в других подобных ситуациях, исполнительное производство может быть приостановлено. Взыскание по исполнительному листу обращается в первую очередь на денежные средства осужденного, в том числе находящиеся в банках. При отсутствии у осужденного денежных средств для уплаты штрафа взыскание обращается на принадлежащее ему имущество (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание) . Если осужденный имеет имущество, которое принадлежит ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю. Взыскание обращается и на имущество осужденного, находящееся у других лиц. Взыскание имущества осуществляется путем его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Арест имущества состоит из описи имущества и запрета распоряжаться, а при необходимости и пользоваться им. Реализация арестованного имущества осуществляется специализированной организацией на комиссионных или договорных началах. При отсутствии у осужденного имущества или недостаточности такового для погашения штрафа взыскание налагается на заработную плату и иные виды доходов осужденного. Регулирует УИК РФ и злостное уклонение от уплаты штрафа. Так, ст. 32 содержит достаточно жесткие требования к осужденному по уплате штрафа. Осужденный признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа уже по факту неуплаты штрафа (либо его части в случае предоставления ему рассрочки в уплате) в установленный срок. То есть закон устанавливает, что вне зависимости от причин неуплаты (осужденный не желает платить; желает, но не может в связи с отсутствием денег, другого имущества, утраты трудоспособности и т.п.; не желает и не может уплатить штраф; скрывается от уплаты сам или скрывает наличие денег, имущества, заработка) - в любом случае он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. Ст. 32 УИК предусматривает два варианта последствий неуплаты штрафа для осужденного в зависимости от того, назначен штраф в качестве основного или в качестве дополнительного наказания. Если штраф назначен в качестве основного наказания и приговором не предусмотрена рассрочка выплаты, судебный пристав-исполнитель в случае неуплаты штрафа не ранее чем через 10 дней, но не позднее 30 дней после вступления приговора в законную силу направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания, предусмотренным соответствующей статьей Особенной части УК РФ . Если штраф назначен в качестве основного наказания и приговором предусмотрена рассрочка его уплаты, судебный пристав-исполнитель в случае неуплаты первой части штрафа не ранее 10 дней, но не позднее 30 дней по истечении 30-дневнего срока, исчисляемого со дня вступления приговора или решения суда в законную силу, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания, предусмотренным соответствующей статье Особенной части УК РФ. Поскольку штраф в системе наказаний является самым мягким видом наказания, его замена любым из предусмотренных в санкции статьи УК РФ будет означать, что осужденный подвергнется более суровому уголовному наказанию. Соответственно, если суд примет решение о замене штрафа другим видом наказания, штраф даже при желании осужденного, обнаружении у него имущества, позволяющего его заплатить, как уголовное наказание уже не может быть исполнено. Менее негативные последствия неуплаты штрафа (без его замены другим видом наказания) закон предусмотрел для лиц, которым штраф назначен в качестве дополнительного наказания. В этих случаях судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Механизм такого взыскания установлен Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Осужденный, не уплативший штраф или его часть, предпринявший какие-либо действия для того, чтобы его местонахождение не было известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Этот срок может быть продлен судом до 30 суток. Данные действия предпринимаются по инициативе судебного пристава-исполнителя в отношении злостно уклоняющегося от отбывания наказания (т.е. от уплаты штрафа) независимо от того, назначен штраф в качестве основного или дополнительного наказания. При этом последствия такого задержания различны. Задержание лица, которому штраф назначен в качестве основного наказания, может завершиться заменой штрафа другим более суровым наказанием, в том числе лишением свободы. Лицо, которому штраф назначен в виде дополнительного наказания, в любом случае будет освобожден, а судебный пристав-исполнитель произведет взыскание штрафа в принудительном порядке. Список использованной литературы I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская газета.- 1993. – 25 декабря. - № 237. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст.2954; 2003. - №50. - Ст. 4848. 3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - №2. – Ст. 198. 4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 41. - Ст. 4849. 5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // Российская газета. – 2009. – ноябрь. - № 211. 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 29.10.2009) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. – апрель. - №4. II.Специальная литература 7. Зубарев С.М. Некоторые вопросы гуманизации карательной политики России на современном этапе // Закон. – 2005. - №5. – С. 13-16. 8. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ, 2007. 9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Селиверстова - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 10. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: (постатейный) // Под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. В.И. Селиверстов. - 3-е изд., перераб. и доп. - «Юрайт», 2010. 11. Комментарий к уголовному кодексу РФ. -3-е изд. доп. и исп. /Под ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт-Издат, 2006. 12. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник. – М.: Изд-фо «Проспект», 2009. 13. Уголовное право РФ. Общая часть. Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.:ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005. 14. Уголовное право РФ. Общая часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Юристъ, 2007. 15. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. / Под ред. И.Я. Казаченко, З.А.Незнамова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005. 16. Филимонов О.В. Уголовно-исполнительное право России. – М.: Изд-во «ЮрИнфоР», 2005.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1607
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba