Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вс, 01.12.2024, 21:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Проблема психологических стрессов
Курсовая | 21.08.2014, 21:16

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Введение

Проблема психологических стрессов стала актуальной в акушерстве, т.к. беременные женщины очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности. (Коваленко Н.П., 1996; Брехман Г.И., 1998). Дополнительные нагрузки, которые ложатся на плечи беременной, могут являться повреждающими факторами, как для беременной, так и для внутриутробного плода. 
Сохранение психического здоровья беременных и рожениц не менее важно, нежели оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121174.html Даже нормально протекающая беременность связана с амбивалентными психологическими переживаниями беременной женщины, которые могут усугубить и осложнить течение беременности и родов при действии психотравмирующих факторов (конфликтов – семейных и производственных, утрат, экономических проблем, чрезвычайных ситуаций и т.д.). Мы полагаем, что во время родов женщина находится в экстремальной ситуации, поэтому может проявить себя в трех модусах: страдания; стойкости, мужества и роста личности, трансгрессии (Магомед-Эминов, 2006). На сегодняшний день ощущается необходимость в разработке комплексных программ психологической помощи женщинам, в сравнительных исследованиях психологических состояний беременных, находящихся в состоянии условной «психологической нормы беременности», острого и хронического стресса. Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психологическая помощь позволит снизить риск развития негативных эмоциональных состояний, нарушения привязанности и отвержения ребенка, дезадаптации во время беременности  и родов. 
Все это диктует потребность в сравнительных исследованиях психологических состояний беременных, находящихся в состоянии условной «психологической нормы беременности», острого и хронического стресса. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121174.html  Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психокоррекция возникших состояний позволит профилактировать акушерские и соматические осложнения, возникающие во время беременности как последствия стресса. 
С другой стороны, изучение психологии материнства - одна из малоразработанных отечественной наукой областей. http://revolution.allbest.ru/psychology/00024174.html Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. 
Цель исследования: определить закономерности психологического состояния женщины во время родов, на этом основании установить оптимальную картину формирования готовности к материнству и выявить условия, способствующие позитивным и негативным переживаниям матери при рождении ребенка. 
Предмет исследования: психологические переживания родивших женщин.
Объект исследования: нарративы женщин после рождения ребенка.

Гипотеза исследования:
1.    Во время родов у женщин проявляются негативные, нейтральные и позитивные переживания.
2.    Подготовка к родам, влияет на особенности психических переживаний во время родов и на восприятие ребенка и роли матери
Общий план исследования базируется на следующих положениях: психологические переживания во время родов связаны с отношением женщины к ситуации беременности, к будущему ребенку. Если состояние женщины во время беременности остается неудовлетворительным, это определяет необходимость использования дифференцированных комплексных психопрофилактических программ.
Задачи исследования: 
1. Выявить типы отношения матери к ребенку после его рождения, соответствующие готовности женщины к успешному материнству, особенностями протекания родов и отклоняющиеся варианты. 
2. Выявить особенности психологического состояния женщины после родов.
Испытуемые: 
Две группы женщин (по 20 человек)
В первой группе беременность протекала как обычно, матери соблюдали умеренный режим, ограничение передвижений и физической нагрузки, находились под присмотром врачей, но психологической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяли.
Матери второй группы сознательно готовились к появлению ребенка.
Вместе с мужьями они посещали специальные занятия, направленные на благоприятное протекание беременности, общение с еще не рожденным ребенком, учились контролировать свои эмоции, уходить от отрицательных эмоций. http://works.tarefer.ru/70/100324/index.html Для этого они слушали музыку, общались с природой, посещали театры, картинные галереи, занимались аутотренингом. Также они посещали специальную группу по плаванию, активно занимались спортом, даже обливались холодной водой. В общем, отказались от общепринятого почти «постельного» режима протекания беременности. Будущие отцы всячески помогали им в этом, учились бережно относиться к своим женам, помогали им достичь психического равновесия, гармонии.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1.    Проблема психических состояний и их регуляции

Основные психические состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. http://5ka.ru/68/36714/1.html
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека [9].
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. 
Настроение. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.
 Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами.
Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние часто разрешается в сильной  вспышке - аффекте. 
Итак, аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием [7].
Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного.
К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. 
Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствует предотвращению аффекта.
Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения [2].
 Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. 
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопро¬тивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борь¬бу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения [9].
Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.
Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. 
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлета и падения — большого интереса и фундаментальных трудов в конце XIX — начале XX в., связанных с именами И.А.Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н.Ланге, В.В.Зеньковского, и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов (30 —70-е гг. XX в.). Еще в XIX в. психиатр И. А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [7].
Однако в 1914 г. психолог Н. Н. Ланге называет эмоции Золушкой психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестер» — мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям являлись трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.
В 1924 г. в книге «Психология детства» психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил» [5].
Эмоции, по В.В.Зеньковскому, — это прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души.
Примечательно, что примерно в то же время, в 1926 г., психолог Л.С.Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы...» [8]. Правда, в одной из своих работ он уточняет: «То, что произошло в современной психологии эмоций, может быть лучше всего выражено безнадежным возгласом одного из героев чеховской драмы: "Человека забыли!"».
Безусловно, феномен эмоционального поведения как предмет научного психологического (да еще экспериментального!) исследования — вещь чрезвычайно трудная. Именно здесь, как правило, не срабатывают и ломаются многие стереотипы экспериментальных подходов, разработанных в других областях психологии. Чрезвычайная динамичность и ускользаемость эмоций как психологического феномена частично объясняют трудности так называемого объективного (экспериментального) изучения эмоциональной сферы человека, в том числе ребенка: трудно смоделировать нужную ситуацию, вызвать запланированную эмоцию, удержать переживание в течение длительного времени.
Однако невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течение многих лет ряда проблем воспитания, связанных с определенными сторонами эмоциональной жизни ребенка, можно объяснить и специфическими для нашей страны причинами социального характера. Основные из них — это существовавший многие годы стабильный уклад в форме тоталитарного государства, а также всеобщая идеологизация жизни людей. Все это подвергало эмоционально-чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию.
Доминирующими переживаниями оказались агрессия и страх, надолго поселившиеся в индивидуальном и массовом сознании людей. Частично это может объяснить длительное отсутствие запроса на исследовательские работы в области эмоций. Многочисленные отрицательные последствия такой социальной и научной атмосферы того периода широко обсуждаются в психологической литературе в последнее время (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. А. Петровский, В.И.Слободчиков и др.) [11]
Однако в условиях последующей перестройки социально-экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Нравственные ценности, идеалы, высокие чувства как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. И как и в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний — нестабильный — период устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. «Страх порождает агрессию» (К. Хорни).
«Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой) распространяются в наше время с быстротой эпидемии» (Д.С.Лихачев).
По данным некоторых исследователей, существует определенная зависимость между катаклизмами, происходящими в общественной жизни, и состоянием атмосферы, окружающей людей. Усталость от неразрешимости многих, в том числе элементарных, проблем, чувства разочарованности, неуверенности и незащищенности при сопутствующем распространении агрессивных форм культуры, вседозволенности и безнаказанности зла — все это создает угрозу развития «духовного Чернобыля» (Д.С.Лихачев), отката от идеалов и нравственных ценностей (по типу «Все дозволено!»).
Эти особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
-    во взаимоотношениях мужчин и женщин как базисе построения семьи и внутрисемейных отношений (кризис семьи);
-    во взаимоотношениях между родителями и детьми (отказные дети в роддомах, внутрисемейная депривация, с одной стороны, и брошенные старики — с другой);
-    во взаимоотношениях между педагогами и воспитанниками (доминирование авторитарного стиля общения, прежде всего в школе);
-    во взаимоотношениях между общественными учреждениями (школа, дошкольные учреждения и др.) и семьей, в разделении функций обучения и воспитания ребенка (рыночные отношения и платные услуги лишь заостряют этот конфликт);
-    во внутреннем мире людей всех периодов возрастного развития, где нарастают такие явления, как одиночество, депрессия. В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни, как интимно-смысловому слою сознания значительно вырос. http://revolution.allbest.ru/psychology/00004922_0.html Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человеке, активно открывающих закрытые прежде проблемы: внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества и т.д. Однако следует подчеркнуть, что эти базисные категории, к которым сегодня активно обращаются и психологи, и педагоги, еще не получили глубокого раскрытия в самой психологической науке. Лишь в последнее время они становятся предметом серьезных теоретических обсуждений (В.П.Зинченко, А.Б.Орлов, С.Д.Смирнов, В.И.Слободчиков и др.) [9]
Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков, проявляющихся в виде разных симптомов и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим. формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей (а именно они составляют наибольшее число случаев по результатам обращений в психологическую консультацию) могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т.д.), а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания. Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а также для жизни всей семьи.
Итак, исходя из очерченных проблем, основные задачи психологии и педагогики психических состояний состоят в следующем:
уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка, особенно в период дошкольного возраста;
раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка;
поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей, т. е. задачи психотерапевтического и психотехнического характера.
Как специфические субъективные состояния (или переживания) эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (В.К.Вилюнас), в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии. Переживания влюбленности или утраты любимого человека — наиболее яркие примеры таких переживаний, которые каждый может найти в «багаже» своего эмоционального опыта.
Обратимся к определениям эмоций, встречающимся в литературе (ведь научный подход требует таких определений), к раскрытию того, что такое эмоциональная регуляция поведения человека.
Подчеркнем, что именно здесь, в исходных определениях и понятиях, до сих пор царят разночтения, а также большая путаница и неточность их употребления. Самая большая и распространенная в литературе неточность заключается в использовании понятий «эмоция» и «чувство», «эмоция» и «аффект» как взаимозаменяемых, что свидетельствует о нечетком различении отдельных подклассов целостной и динамично изменяющейся эмоциональной системы. Например, эмоциональная система человека очень часто называется аффективной (особенно в медицинской литературе), хотя в психологической литературе имеется и более узкое определение аффекта, не тождественное понятию «эмоция». Так как эти понятия (эмоция и аффект, эмоциональное и аффективное состояние) часто не дифференцируются четко, создается впечатление ненужности (или излишества) некоторых из них.
Так, психолог А. И. Введенский писал: «Некоторые же авторы при изложении своего учения о чувствах вовсе не пользуются понятием аффекта» [12].
В более близкое к нам время американская исследовательница мотивации Дафи предлагала убрать из психологии как излишнее понятие «эмоция» (1968). bestdisser.com/see/dis_220525.html
Отсутствие четких определений, а значит и четкого содержания, понятий в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии (и к тому же частично объясняет узкий академизм проводимых в этой области исследований).
Предупреждая о чрезвычайно сложной структуре эмоциональной жизни человека и его эмоционального опыта, А.Н.Леонтьев писал: «Сфера аффективных, в широком смысле слова, процессов охватывает различные виды внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от друга как по уровню своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняемой ими роли. Здесь мы будем иметь в виду лишь те преходящие, "ситуационные" аффективные состояния, которые обычно и называют собственно эмоциями (в отличие, с одной стороны, от аффектов, а с другой стороны, от предметных чувств»  
http://www.refbank.ru/pedagog/21/pedagog21.htmlВ этой цитате важно подчеркивание многообразия эмоциональных явлений человека, а также их роли в зависимости от уровня и условий возникновения.
В широком смысле слова эмоции рассматривались, например, как особая форма или вид познания (античная философия), как познание интуитивное, или чувственное, в отличие от познания рационального (Б.Спиноза). При этом подчеркивалось, что чувственное познание — познание, принципиально неистинное. Спиноза писал: «Познавая внешний мир через чувственные образы, мы не можем познать ни сам внешний мир, ни свое тело, ни себя».
В более узком смысле этого слова эмоции определяются в психологической литературе как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость»
Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространенным и наиболее устоявшимся в психологической литературе. «Эмоция — особая субъективная форма существования и развития потребностей» (С.Л.Рубинштейн). «Эмоция — отражение какой-нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» (П. В. Симонов) [6].
Таким образом, определение эмоций, которое мы только что разобрали, дается через указание функции, которая ими выполняется, а именно — через функцию субъективной представленности потребностей (т. е. за эмоциями стоят потребности).
Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.
По мнению П. Я. Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать как «своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах... Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием» [18]. По П.Я.Гальперину, «появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на котором сосредоточивается чувство, а в связи с этим изменения в оценке остальных предметов и, следовательно, ситуации в целом» [18]. Таким образом, кардинальная оценка и переоценка явления, события, предмета — вот основной смысл возникновения эмоционального процесса и его основная функция.
Однако только ли оценка и переоценка? С точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности» [6]. Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т.е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами, эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В.К.Вилюнаса: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения» — подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.
Чрезвычайно интересной, хотя сформулированной лишь применительно к восприятию предмета, является точка зрения Е. Ю.Артемьевой. Ей принадлежит гипотеза существования эмоциональных универсалий, выполняющих функцию «первовидения»
Работы Е. Ю.Артемьевой, С.Д. Смирнова и их учеников теоретически и экспериментально подтверждают сформулированный еще раньше Дж. Брунером тезис о том, что эмоции «прокладывают путь для других психических процессов». В частности, это путь для процессов познавательных.
Применительно к детской психике сходные мысли высказаны в трудах французского психолога А. Валлона. «Именно эмоции... осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности... Смысл ситуации переживается до всякого анализа благодаря вызываемым ею действиям, предрасположениям и установкам. Эта практическая интуиция в психическом развитии задолго предшествует способности различения и сравнения. Она является первой формой понимания» [10].
Изучению роли эмоций не только в педагогическом, но и более широко — в жизненном контексте посвящены работы В. В.Лебединского и его сотрудников. В. В.Лебединский считает, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение. Эта система быстрее всего реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма ребенка. Она также ответственна за тонизирование всех психических процессов, т. е. за поддержание определенного уровня энергетической активности, сигнализирует об удовлетворении самых фундаментальных потребностей ребенка. Выделенные этими авторами четыре уровня базальной эмоциональной регуляции, описанные на примерах детей с ранним детским аутизмом, образуют модель как развития эмоциональной сферы детей, так и разнообразных нарушений ее. [8]
«Фундаментальная биологическая роль эмоций состоит в оценке текущего гомеостатического состояния организма на основе доминирующей потребности, по единой шкале гедонического дифференциала...В зависимости от результата этой оценки эмоциональная система модифицирует поведение в направлении максимизации или минимизации наличного состояния, определяет тип поведения как "приближение" или "избегание"» 

1.1.    Ни как не относится к теме работы

1.2.Психологические особенности самочувствия у будущей матери и плода

Роды – мощный физиологический процесс, оставляющий неизгладимый след в психике матери и рождающего ребенка. Это объясняется тем, что психологические и физиологические процессы человека тесно взаимосвязаны. [4]  Для женщины роды – это воплощение ее предназначения, один из кульминационных моментов в ее предназначения, один из кульминационных моментов в ее психо-духовной жизни, влияющий на отношение женщины к самой себе и своему ребенку. Рождающийся, ребенок проходит через опыт драматического взаимодействия с окружающей его с момента зачатия вселенной – маминым организмом. Каким будет этот опыт: жестокой борьбой или мощным любящим взаимодействием – зависит от умений и психологического настроя мамы, а также от среды, которая будет ее окружать.[5]
К сожалению, психологическая сторона появления человека на свет долгое время полностью игнорировалась как отечественной, так и западной медициной.
Современные исследования в области перинатальной и трансперсональной психологии показали, что опыт собственного рождения запечатляется в глубинах человеческой психики на всю жизнь, и во, многом, определяет жизненную стратегию человека, его отношение к окружающему миру.
Мишель Оден, известный французский врач-акушер, показал, как гормоны, вовлеченные в процесс рождения, соучаствуют в рождающегося человека. Если во время родов мать не чувствует себя в безопасности, много тревожится, то ее организм выделяет большое количество адреналина и норадреналина. Это становится основной предрасположенности рождающегося ребенка к насилию, саморазрушательным наклонностям. Если мать чувствует себя защищенной и спокойной, то преобладает выделение окситоцина, пролактина, эндорфинов. Это вызывает предрасположенность ребенка к нежному и любящему поведению, здоровым межличностным взаимоотношениям.
Таким образом, в сложный и ответственный момент собственного рождения ребенок нуждается в любви и поддержке со стороны своей мамы. Когда кроха рождается в процессе глубокого взаимодействия с мамой, когда он согрет ее горячим желанием помочь получает сильнейший позитивный духовный импульс.[26]
В свою очередь эмоционально-психологическое состояние женщины существенно влияет на родовую деятельность. Чувство страха вызывает напряжение в теле, тормозит «раскрытие» роженицы. Позитивный настрой, вера в свои силы, спокойная сосредоточенность на процессе оптимизирует родовую деятельность.
Эмоции матери в первом триместре не влияют на малыша. Только сильный стресс и длительная тревога, ухудшающие физио¬логическое состояние матери, нарушают развитие ребенка за счет биохимических воздействий, наиболее опасных в этот период. Временное достаточно интенсивное негативное эмоциональное со¬стояние матери, однако, никак не может быть помехой развитию и иода. [35] Нейрогуморальная основа эмоций плода, которая будет реа¬гировать в дальнейшем на гормональные изменения в организме матери при её эмоциональных переживаниях, пока еще не сформи¬рована.
Второй триместр. Основными особенностями развития нерв¬ной системы в этот период являются две. Первая - с 16 недель на¬чинает формироваться специфически человеческая пространствен¬ная организация мозга (в частности, речевые зоны и лобные доли). К пяти месяцам мозг функционирует как целостная система, в 20-недели спонтанная электрическая активность мозга уже может быть зарегистрирована с помощью соответствующей аппаратуры.[38]
Второй особенностью этого триместра являются формирование и функционирование нейрогуморальной системы. [39] К пяти месяцам включаются корковые структуры и замыкаются нейроэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспечивает собственную гормональную регуляцию, но и включается в эндок¬ринную систему матери. Таким образом, к пяти месяцам эмоциональные  центры,   находящиеся в гипоталамусе получают стимуляцию как от соматического состояния самого ребенка, так и «напрямую» - от поступающих с кровью гормонов матери, образующихся при ее собственных эмоциональных состояниях.[40] Плацентарный барьер не пропускает адреналин, зато пропускает дофамины (гормоны, образующиеся при отрицательных эмоциях депрессивного порядка) и эндорфины (гормоны, образующиеся при положительных эмоциях).
Современные исследования пренатального развития (данные внутриутробных кино- и фотосъемок и наблюдения за преждевременно рожденными детьми) и психологии беременности подтверждают    возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери. Начиная с 22 недель, отмечаются определённые двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой формах чувствительности. А с 26-28 недель наблюдается мимическое выражение фундаментальных эмоций: радость, удивление, страх, гнев. На развитие нервной системы и эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние матери, в первую очередь наличие у неё стрессов, устойчивого состояния тревоги и депрессивных эпизодов.
Все формы чувствительности развиты уже к 16 неделям. В 14 недель полностью развиты вкусовая, мышечная чувствительность, тактильная, вестибулярная системы. В 16 недель сформировано внутреннее ухо, и отмечается моторная реакция на звук, причём ребенок слышит не, только звуки, возникающие в организме матери, но и звуки из внешней среды. Уже в этом возрасте его слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие и низкие звуки. Чувствительность к низкочастотным звукам понижена. Чувствительность к высокочастотным звукам, которые соответствуют высотным характеристикам человеческой речи, напротив, повышена.
У ребенка в конце пренатального периода формируется устойчивый сенсорный образ мира.  Благоприятное влияние контакта с матерью на развитие недоношенных детей и предпочтение материнской стимуляции у новорожденных позволяют предположить, что «сенсорный мир материнских стимулов» (запах, стук сердца, стиль и ритм ее движений) является основой для формирования потребности в эмоциональном комфорте.
У матери в этот период зачастую наблюдается возрастание общей тревожности, явное сужение интересов, акцентация на переживаниях и любой деятельности, связанных с ребенком. В последние недели отмечается как бы эмоциональная заторможенность. Это защищает мать и ребёнка от излишних стрессов, опасных в этот период, и вообще от лишних переживаний. [13]

1.3.Психологическая взаимосвязь матери и ребенка

Эмоциональная связь
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. [41].  Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. [45] Соответствующие ощущения  (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом.[25] Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. [56] Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. [58] Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения. 
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. http://www.bestreferat.ru/referat-16712.html
Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка. [23].
Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца,  нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.
Музыка,  поэзия,  пение,  искусство,  природа  помогают достигнуть этого состояния. [24]

 

 

 

 

 

 


Методики:
МЕТОДИКА САН
Методика САН разработанна в Первом московском медицинском институте им. И.М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и названа методика). 
Методика САН может использоваться в клинической психодиагностике, при индивидуальном консультировании и психологической коррекции.
Опросник для диагностики самочувствия, активности и настроения.
Цель. Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которому испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет с собой шкалу, в которой он отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция. Предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы из 30 популярных признаков. В каждой паре следует выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженной характеристики.
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оцениваются в 1 балл, позитивного- в 7.Полюсы шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствие с ключом и категорией, и подсчитываются по каждой из них. Полученные результаты делятся на 10.Средний балл равен 4. Оценки превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5.0-5.5 балла.
Анализ исследования показал, что уровень активности и настроения повышается от 1 к  3 группе. В целом показатель с а н находится во 2 группе и равен оценки 5-6 баллов.
Приведенные выше результаты диагностики по методики сан, говорит о следующем:  высокий уровень самочувствия наблюдается у беременных 2 триместра, очень высокий уровень самочувствия наблюдается у беременных 3 триместре.
                                     МЕТОДИКА ТОБ И ТОБ
Тест содержит три блока утверждений: 
а) отношение женщины к себе беременной;  
б) отношение женщины в формирующейся системе «мать и дитя»;
в) отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих. Концептуально – основой создания послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющей рассматривать беременность через призму единства организма и личности.
В каждом блоке есть три раздела, в котором шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них,   наиболее соответствующие ее состоянию.
Блок  А.                                                                                                                        1. Отношение к беременности.
2.Отношение к образу жизни беременной.
3.Отношение беременной к предстоящим родам.
Блок Б.
1.Отношение к себе,  как к матери.
2.Отношение к своему ребенку.
3.Отношение к вскармливанию грудью.
Блок В.
1.Отношение ко мне беременной мужа.
2.Отношение ко мне беременной близких.
3.Отношение ко мне беременной посторонних людей.
Инструкция: Просим вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее ваше состояние. 
    1.О -  Оптимальный (Адекватный).  Идентификация  беременности  без  сильных  и  длительных отрицательных  эмоций,  соматические  ощущения  выражены   хорошо,   средней интенсивности. В первом триместре возможно общее  снижение  настроения  без депрессивных  эпизодов,  во  втором  триместре  благополучное  эмоциональное состояние, в третьем – повышение тревожности со снижением  её  к  последним неделям,  активность  в  третьем  триместре  направлена  на  подготовку   к послеродовому периоду. Первое шевеление ребёнка переживается  положительно – эмоционально, приятно по соматическому  ощущению.  Последующие  шевеления чётко   дифференцированы   от   других   ощущений,    не    характеризуются отрицательными переживаниями.
 2.Т - Тревожный.    Идентификация  беременности  тревожная,  с  периодически возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматический  компонент  выражен сильно по типу  болезненного  состояния.  Активность  в  третьем  триместре  связана  со страхами  за  исход  беременности,  родов,  послеродовой   период.   Первое шевеление  ощущается  рано,  переживается  с  тревогой,  испугом,   возможны болезненные ощущения. Дальнейшие  шевеления  часто  связаны  с  тревогой  по поводу здоровья ребёнка  и  себя,  характерны  направленность  на  получение дополнительных сведений, патронаж.
3.Э - Эйфорический.  Отмечается  неадекватная  эйфорическая  окраска  всех характеристик, некритическое отношение к возможным  проблемам  беременности и материнства, нет  дифференцированного  отношения  к  характеру  шевеления
ребёнка. Обычно к концу беременности появляются осложнения.
      4. Г – Гипогестогнозический (Игнорирующий).  Поздняя  идентификация  беременности  сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматиче-кий компонент  либо  не выражен  совсем,  либо  состояние  лучше  чем  до  беременности.  Обычно  не наблюдается динамики эмоционального  состояния  по  триместрам.  Отмечается повышение  активности  и  третьем  триместре,   активность   направлена   на содержания  не  связанные  с  ребёнком.  Первое  и  последующие   шевеления интерпретируются как физиологические  ощущения,  первое  шевеление  отмечается очень поздно.
       5.Амбивалентный.  По  симптоматике  сходность  с  тревожным   типом.
Особенностью являются резко противоположные по физическим  и  эмоциональным ощущениям переживания шевеления, выражены болевые  ощущения.  Отрицательные эмоции интерпретируются как страх за исход беременности, родов,  характерны ссылки  на  внешние  обстоятельства  мешающие   благополучному   переживанию беременности.
        6.   Д - Депрессивный.  (отвергающий)  Идентификация    беременности    сопровождается отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно  эмоционально  окрашена и резко выражена. Беременность воспринимается как  кара,  помеха.  Шевеление окрашено    неприятными    физиологическими    ощущениями,    сопровождается брезгливостью,  неудобством.  В  предродовом  периоде   возможны   всплески
депрессивных или аффективных состояний.
                 

 

 

 

                            МЕТОДИКА «Я И МОЙ РЕБЕНОК»
Многолетние исследования Филипповой Г.Г. позволили предложить в качестве метода диагностики отношения к беременности и готовности к родам рисунок на тему "Я и мой ребенок".
По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).
Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:
•    отсутствие на рисунке себя 
•    отсутствие на рисунке ребенка 
•    замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное 
•    ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, животе матери 
•    изоляция ребенка 
•    пространственная дистанция матери с ребенком 
По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация -1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности -2; тревога и неуверенность в себе - 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства – 4.
Отражает ценность ребенка для матери, представление о себе в роли матери, наличие тревоги или конфликта во взаимоотношениях.
Обработка результатов. Все полученные в исследовании рисунки могут анализироваться по следующим показателям:
Формальные характеристики: степень заполнения листа, наличие барьеров, качество линий, детали рисунков, преобладания людей или интерьера и т.д.;  
Содержательные характеристики: особенности проекции основной темы, признаки эмоционального наполнения отношений, тревоги, конфликтности, личной неустойчивости, недоверие к себе, инфантильность матери, трудности общения и т.д.
Симптомокомплекс :    1.благоприятная ситуация
    2.эмоциональная холодность
    3.тревожность
    4.чувство незащищенности
    5.чувство неполноценности
    6.инфантильность матери
    7.недоверие к себе
    8.депрессивность
    9.трудности общения
    10.враждебность
    11.импульсивность
    12.конфликтность в семье 
На рисунках беременных отражаются тенденция  возрастания личности женщины в течения беременности, усиления ее контакта с ребенком и уверенности в себе как в матери.

 


                 

 

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Суть методики состоит в том, что испытуемому предлагается опросник, содержащий 64 незаконченных предложения с детерминирующим реакцию началом, и дается инструкция закончить их первой пришедшей на ум фразой.
Назначение методики: оценка степени выраженности основных направленностей индивида, системы его отношений.
Методика относиться к группе проективных тестов и состоит из 60 незаконченных предложений. Каждое из них направленно на выявление отношений испытуемого той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. 
Обследуемым раздаются бланки, предлагается закончить начатые предложения.
Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формировать мысли. На бланке приводятся 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медля, если не можете закончить какое-либо предложение, объедините его номер кружком и займитесь им позднее.  
Все ответы разносятся по шкалам в соответствием с ключом, после чего проводиться качественный анализ. Если в предложении положительное отношение, оно оценивается в «1» бал, если отрицательное,  то «-1» балл. Если нейтральное, то в «0» баллов.
Анализ исследования показал, что уровень тревоги повышается от 1 к  3 группе. В целом показатель тревоги находится во 2 группе.
Приведенные выше результаты диагностики по методики тревоги, говорит о следующем:  высокий уровень наблюдается у беременных 2 триместра, менее  высокий уровень наблюдается у родивших женщин.

МЕТОДИКА «ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ».

Методика адаптированная Г.А.Нимченным, предназначена для изменения уровни тревожности.
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.
Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждениями, отвечайте «да» либо «нет» - если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ. Если вы согласны, отвечайте «да» либо «нет»- если не согласны. Отвечайте быстро, не задумывайтесь. 
Назначение методики: оценка степени выраженности основных направленностей индивида, системы его отношений.
Оценка результатов: Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» и «нет». Количество баллов суммируется. Оценка 40-50 показатель очень высоком уровне тревожности, 25-40 высокий уровень тревоги, 15-25 о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 о низком уровне тревоги.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 517
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba