Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 17:57
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Психологические аспекты цвета
Контрольная | 19.08.2014, 13:44

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3
1. Влияние цвета на системы организма человека………………………5
   1.1. Развитие учений о влиянии цвета на организм человека………...5
   1.2. Влияние психического состояния человека на восприятие
   цветовой гаммы окружающего мира…………………………………...9
2. Символическая функция цветов……………………………………….11
    2.1. Теории семантической модели цвета……………………………..11
    2.2. Модели использования…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………...18
Список литературы………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 


                                      ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена тем, что согласно данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции. В связи с этим данная тема представляет интерес для её исследования.
Мысль о существовании особых значений цветов не принадлежит психологам. В той или иной форме эта мысль встречается в древнеиндийских, алхимических, мистических, религиозных текстах; она воплощена в ритуальной практике всех религий и связанном с ней прикладном искусстве (иконы, орнамент, символическое письмо); проявилась в многочисленных схемах цветового символизма в практике традиционной восточной медицины, магии, астрологии и т.п. 
Если цвета наделены значениями, т.е. несут некое психологическое содержание, их изучение требует выхода за пределы строго механистического каузального подхода, сформулированного в классической физике.
Для полного раскрытия данной темы нами были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть учения о влияние цвета на организм человека;
2) раскрыть влияние психического состояния человека на восприятие цветовой гаммы окружающего мира;
3) охарактеризовать теории семантической модели цвета;
4) описать модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции.
Теоретическую базу при написании контрольной работы составили работы таких авторов, как В. Яньшин, Е.Ф. Бажин, Э.Т. Дорофеева, Л.А. Шварц, Ч.А. Измайлов, Л.Н. Собчик и др.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

1.1. Развитие учений о влиянии цвета на организм человека

Согласно обзору Ф.Биррена (Birren, 1961), наиболее ранние суждения о влиянии цвета на различные системы организма и состояние человека в целом связаны с учением об ауре и возможностью контакта между аурами больного и целителя. Следуя Парацельсу, суть лечения состояла в том, что врач сосредоточивал свое внимание на представлении определенного цвета, что должно было повлиять на цвет ауры и физическое состояние пациента. В общем плане темно-синий предполагал охлаждение и успокоение, а красный и желтый - укрепляющее и возбуждающее действие. Еще категоричнее звучит утверждение цветотерапевтов Бэби-Брук и Эмбэра: "Лечение с помощью цвета, вероятно, было первым типом терапии, использованной человеком" (Babey-Brooke, Amber, 1979).
Позже (в XVII-XVIII вв.) влияние цвета стало прописываться некоторыми врачами для лечения путем освещения частей тела или ран. В частности, Хесси (Hessey, 1949) говорил следующее о влиянии цветов на организм и нервную систему человека: красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя охлаждающе. 
Синяя сокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, "тонизируя кровь"; синий также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи. 
Зеленый снижает давление и действует успокаивающе и гипнотически на нервную систему. Его хорошо применять в случаях нервного возбуждения. 
Оранжевый может рассматриваться как стимулирующий и несколько поднимающий кровяное давление. Желтый является психическим стимулятором. 
           Пурпурный цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий эффект синего (Birren, 1961). 
Ф. Биррен приводит результаты экспериментов по воздействию цветов видимого спектра на растения и животных (К.Menju, M.Natume, S.Mizutani; F.Ellinger). Наилучший эффект на рост растений оказывает красно-оранжевая часть спектра. Красный также ускоряет рост слепых утят, усиливает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление кроликов (Birren, 1961). Эти эффекты наблюдались вне зависимости от того, облучалось ли все тело или только определенные его части. Синий оказывал противоположный эффект. 
          Р. Юиг (Юиг, 1996) приводит результаты исследований проф. Бенуа, которому удалось вызывать половое возбуждение и реакцию воспроизведения у уток путем воздействия красным освещением вне зависимости от сезона спаривания даже в случае удаления у подопытных птиц глазного яблока и облучения красным цветом зрительного нерва.
Имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под действием красного (Birren, 1961). Отчет об исследовании Вартмана свидетельствует о влиянии синего цвета на понижение биллирубина в крови (Wurtman, 1975). С. Мак Дональд (Mc Donald, 1982) опубликовала отчет, согласно которому облучение синим цветом заметно снижало боль в пораженных артритом суставах. По ее мнению, анальгезия при облучении возрастает с увеличением частоты излучения. 
Следовательно, цвет способен воздействовать на нас помимо оптической системы. Фере (Fere) экспериментально установил, что в наибольшей степени усиливает мускульное напряжение красный, а за ним по убывающей идут оранжевый, желтый, зеленый и синий, который почти не влияет на напряжение (Birren, 1961). В исследованиях Дж. Столпер был выявлен физиологический коррелят характерного для синего цвета эффекта "удаления", движения "от наблюдателя". Он состоит в нарушении аккомодации под влиянием синего и красного цвета. Красный увеличивает, а синий уменьшает ее (Stolper, 1979). 
По Метцгеру (Metzger, 1928), если красное и зеленое освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цветов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения, ставший классическим после повторных экспериментов К. Гольдштейна (Goldstein, 1942), состоял в том, что в красном освещении вытянутые вперед руки испытуемых несколько раздвигались в стороны, а при зеленом, наоборот, сводились друг к другу. Красный также затруднял удержание равновесия, а синий и зеленый улучшали. К. Гольдштейн приводит также результаты наблюдений, свидетельствующие о том, что красный и синий (зеленый) противоположно влияют на оценку отрезков времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, так же как и предметы кажутся длиннее, больше и тяжелее. 
По мнению же К. Гольдштейна, в данном случае удалось наблюдать "физические проявления внутреннего переживания" Таким образом, ему одному из первых удалось сформулировать положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Это мнение позднее было поддержано Норманом и Скоттом: "Аффект вряд ли может быть изолирован от целостного поведения человеческого организма, так что сейчас кажется более приемлемым относить влияние цвета, если таковое существует, к целостному паттерну реакций" (Norman, Scott, 1952, с. 213). 
И. Иттен приводит данные о различии в субъективной оценке температуры окружающей среды на 5 -7о по шкале Фаренгейта в комнатах, окрашенных в сине-зеленый по сравнению с красно-желтым. В последнем случае люди в меньшей степени ощущали снижение температуры (Itten, 1970). О различном влиянии среды, окрашенной теплой розово-фиолетовой и холодной синей краской, свидетельствуют данные Хамида и Ньюпорта (Hamid, New-port, 1975). В их экспериментах измерялись различия в моторной активности и настроении 6 дошкольников, которые в течение недели находились в этих различных цветовых условиях, а также в помещении, окрашенном в серый цвет (контрольный замер). Физическая сила замерялась эргонометром, а настроение - экспертной оценкой рисунков. В условиях "теплой" окраски помещения дети проявляли большую силу и более положительное настроение, чем в "холодной". Контрольные замеры дали промежуточные результаты.
Многие физиологические реакции организма на цвет протекают неосознанно. О возбуждающем влиянии красного по сравнению с синим и белым на психофизиологические показатели, знаменующие эмоциональные изменения, сообщает Р. Джерард. В его экспериментах 20 взрослых мужчин в течение 10 минут каждый подвергались освещению этими цветами одинаковой яркости. "Автономная нервная система и кора" были значительно менее возбуждены во время синего, нежели красного и белого освещения. 
            Синий также вызывал субъективное ощущение расслабления, меньше тревоги и враждебности, в противоположность красному (Gerard, 1958). В экспериментах Джекобса и Суесса (Jacobs, Suess, 1975) 13 мужчин и 27 женщин подвергались воздействию красным, желтым, зеленым и синим цветом, проецируемым на экран в светоизолированной комнате. После пятиминутной экспозиции, по истечении промежутка в 5 минут, им предлагалось заполнить 20 пунктов опросника тревожности Спилбергера-Горшуча-Люшене. Результаты свидетельствовали о том, что уровень тревожности после экспозиции желтого и красного значимо превышал таковой же при экспозиции зеленого и синего. Авторы считают, что это исследование в целом подтвердило как сам факт различного воздействия цвета на уровень тревоги и связанного с ней возбуждения. 
            Характер физиологического воздействия совпадает с "семантическими атрибутами" красного и синего, где им приписывается возбуждающее и успокаивающее воздействие, и согласно данным субъективного шкалирования (Lewinski, 1938; Adams, Osgood, 1973; Weller, Livingston, 1988; Измайлов, Волков, 1983).

1.2. Влияние психического состояния человека на восприятие цветовой гаммы окружающего мира

Л.А. Шварц (Шварц, 1948; Кравков, 1945), проследила изменения цветовой чувствительности в зависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состояния испытуемых. В ее экспериментах при воспоминаниях о приятном у испытуемых улучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, и наоборот. Согласно более современным данным Э.Т. Дорофеевой (1970), при повышении чувствительности к красному налицо преобладание стенических (радость, гневливость), при понижении - астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там, где повышена чувствительность к синему, - отрицательный знак эмоций (тоска, душевный дискомфорт), где понижена - положительный (радость, благодушие). Низкая чувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость, раздражительность, душевный дискомфорт). Когда чувствительность к красному наибольшая, а к синему наименьшая, мы видим "радостное, солнечное настроение", а там, где соотношение обратное, - "печаль, тоскливость, грусть".
Экспериментальные данные, полученные в лаборатории цветопсихологии ф-та психологии СамГПУ подтверждает сказанное (Яньшин, 2000). Эксперимент состоял в подравнивании синтезируемого на экране компьютера цветного образца к желтому эталону. Испытуемые могли произвольно плавно изменять цвет прямоугольника на экране, регулируя количество красного, зеленого и желтого компонента, добиваясь полного субъективного сходства с эталоном. Психологическое состояние измерялось с помощью опросника САН. 
Полученные результаты состояли в том, что: 
1) общая положительная оценка своего состояния приводит к повышению яркости синтезируемой испытуемым цветовой смеси; 
2) общее позитивное самочувствие связано с увеличением количества красного цвета в смеси; 
3) ощущение повышенной активированности, позитивного тонуса и настроения - с увеличением количества зеленого; 
4) снижение активности, темпа, интенции и настроения выражалось в примешивании к образцу синего; 
5) при повышенной оценке своей напряженности баланс сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным - в зеленую. 
Дополнительная серия, исследующая связь критической частоты мелькания для шести цветов с теми же психологическими характеристиками опросника САН, подтвердила основную закономерность: повышение чувствительности ко всем основным цветам и фиолетовому связана с повышением самооценки активности, работоспособности и настроения; повышение чувствительности к голубому и синему, напротив, - связана с понижением самооценки. В целом можно с уверенностью говорить, что бодрые и/или напряженные люди видят цвета более яркими, а вялые и/или расслабленные – тусклыми; отрицательные эмоции придают колориту воспринимаемого мира синий оттенок. 
Таким образом, люди с разной структурой личности и в разном психологическом состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и "красочным", с преобладанием теплых (желтых) тонов. Тревожные интроверты, напротив, - менее красочным, с преобладанием синего. Это сопоставимо с тем, что при радости человек видит мир "в розовом свете", гнев "застилает глаза" красным, а печаль - синим, а в английском языке "синий" (blue) имеет значение "грустный, печальный, подавленный". Больные депрессией часто сообщают, что окружающий их мир "потемнел", "краски мира поблекли", а рисунки таких больных также выполнены в холодных и темных тонах. 
         2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЦВЕТОВ

2.1. Теории семантической модели цвета

Наиболее детально семантическая модель цвета разработана в теории М. Люшера (1969; 1993) и представлена в интерпретации его цветового теста. Сходные, но менее подробные, модели представлены в публикациях его последователей (Л.Н.Собчик (1990)). Все авторы, и в первую очередь сам М. Люшер, исходят из существования сложной иерархизированной семантической структуры цвета. Нижний "этаж" представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам. 
Цвет несет в себе те или иные качества, совпадающие с символизируемыми им свойствами вещей в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, либо воспроизводит эти свойства по ассоциативным цепям. Это качество цветов в процессе психодиагностики и делает возможным использовать их как символы предметов потребностей. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. "Цветность", будучи задействована определенным образом независимо от "предметности", несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в субъект-объектных отношениях. Эти положения совпадают с культурно-исторической практикой использования цвета как регулятора социального и ритуального поведения, продолжая теоретическую линию, намеченную Гете (1920). 
Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса. Конкретный цвет адресно обращен ко всей чувственной «вертикали» от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов вплоть до области предметных чувств, актуализируя и все неэмоциональные ассоциации, связанные с этим состоянием у данного человека. Отличие от юнговской модели аффективного комплекса в том, что главная роль принадлежит не ассоциациям по смежности или сходству, а механизму синестезий: семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей, что определяет возможность порождения новых смыслов в соответствии с новыми контекстами. В сочетании с тонкой нюансированностью эмоциональный реакций это определяет колоссальную символическую потенциальность цвета.

2.2. Модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции

Модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции предполагает использование цветного освещения или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих изменений психологического состояния человека. Исходя из этого, дальнейший текст оформлен в виде «рецептуры», характеризующей психологические и физиологические эффекты определенных цветов. При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, т.е. спустя несколько минут после начала облучения реакция меняется на противоположную (Birren, 1961). При использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения «наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию» (Серов, 1993, с. 40).
При концентрации на ярко-красном на ауру пациента переходит воздействие, имеющее на кровь и внутренние органы стимулирующий эффект (Парацельс). Красный и его оттенки используются врачом в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки — в случае меланхолии и легкой дебильности. Стимулирует активность мужских половых желез (J.Hessey). Красный цвет — это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервы (D.Babbit). 
            Максимально усиливает тонус мышечных сокращений (Fere). Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений, повышает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление у кроликов, ускоряет развитие крыс и слепых утят, несколько ускоряет заживление ран, повышает мускульное напряжение; затрудняет удержание равновесия (M.Natumo, S.Mizutani, F.EIIinger). Инфракрасные лучи проникают в ткани человека до 50-60 мм. Красный рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. 
           Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее [F.Birren]. Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности [R.M.Gerard; K.W.Jacobs и J.F.Suess]. Ассоциируется с активным, восторженным настроением. Ассоциируется с комедией, силой, энергией (R.Ross, W.Wellman). Общее впечатление: блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый; умственные ассоциации: жар, огонь, кровь; объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный; субъективное впечатление: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость [F.Birren].
Чувствительность к красно-оранжевой части спектра снижается при проигрывании восходящей последовательности тонов, и наоборот. Ассоциируется с быстрой музыкой [С.В.Кравков]. Розовый, в отличие от красного, оказывает успокаивающее воздействие [Weller, L., Livingston, R.] Красный усиливает беспокойство, поэтому обеспечивает прекрасные условия для творчества. Он побуждает к активности и предпочтителен для действий, вызываемых эмоциями; он хорош для эмоционального фона, из которого возникают идеи и действия (но не для их вынашивания и обдумывания) [F.Birren]. Характерны значения активности, экстраверсии, возбуждения, активации эмоционального состояния [F.M.Adams, Ch.E.Osgood; B.Wright, L.Rainwater; G.G.Nelson, M.T.Pelech, S.F.Foster; Л.Сивик; О.В.Сафуанова]. 
          Яркость, громкость и стимуляцию восприятия в целом следует ассоциировать с наиболее активным влиянием красного и всей теплой части спектра в целом [F.Birren]. Красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно [Ч.А.Измайлов, Н.Н.Волков; B.Wright, L.Rainwater]. Порог чувствительности к красному снижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злобы. Повышается при печали, тоске, грусти, тревожности, настороженности, страхе [Э.Т.Дорофеева; П.В. Яньшин]. Красный символизируется квадратом или кубом [F.Birren].
Оранжевый цвет рассматривается как стимулирующий и лишь незначительно поднимающий давление. Имеет оживляющее влияние на эмоции. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, потом алый и желто-оранжевый (J.Hessey). Почти в той же степени, что и красный, увеличивает силу мышечных сокращений (Fere). Общее впечатление: яркий, светоносный, пылающий; умственные ассоциации: теплый, металлический, осенний; объективные ассоциации: веселый, приятный, энергичный; субъективные ассоциации: веселый, избыточный, сытый [F.Birren]. Оранжевый не предпочитается в целом в своей чистой форме, но приятен в разбавлении (персиковый, семговый) и оттенках (коричневый). Он менее примитивен, чем красный.
Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс). Это “центральный принцип нервной стимуляции”, он используется как слабительное, рвотное и очистительное средство (D.Babbit). Это психический стимулятор, но вводит пациента в сомноленцию. Может быть использован в случае психической недостаточности и туберкулеза (J.Hessey). Ассоциируется с комедией, теплотой и удовольствием (R.Ross, W.Wellman) [F.Birren]. Общее представление: солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный; умственные ассоциации: солнечный свет; объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный; субъективные ассоциации: высокая духовность, здоровье [F.Birren].
Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении (J.Hessey). По данным ассоциаций наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем (N.A.Wells) [F.Birren]. Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина [F.Birren]. 
Предпочтение зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, в частности повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. И, напротив, отвержение зеленого сопровождается появлением так называемой “конверсионной” симптоматики, склонностью к вытеснению и снижением фрустрационной толерантности [П.В.Яньшин]. 
При концентрации врача на чистом темно-синем на ауру пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект. На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии (Парацельс). При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D.Babbit). Ассоциируется с духовностью и мыслью (R.Ross). 
Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза (J.Hessey). Вызывает окисление в тканях и незначительный дермоцидный эффект. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение (Fere). Ультрафиолетовые лучи хорошо поглощаются кожей и проникают на глубину только 0,5-0,6 мм. Результатом поглощения УФ излучения является его мощное воздействие на организм, в том числе химические изменения [Н.В.Серов].
            Фиолетовый и лавандовый — объекты концентрации при воздействии на нервную систему успокаивающего характера (Парацельс). Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D.Babbit). Как и синий, нарушает фокусировку глаза (F.Birren]. Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением [О.В.Сафуанова]. Депрессирующий [RJ.Lewinski]. По семантическому дифференциалу имеет низкую оценку и ассоциируется с пассивностью и силой [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. “Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть... охлажденное красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное” [В.Кандинский].
           Белый - идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии [F.Birren]. Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность [F.Birren]. По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. “Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению” [В.Кандинский). “Белый — это образ-отражение духа в душевном” [Р.Штейнер].
Черный цвет ассоциируется с унынием и мраком (W.Wellman). Общее представление: пространственная темнота; умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть [F.Birren]. Ассоциируется с глубокой тоской, упадком [А.Н.Лутошкин; О.В.Сафуанова]. По семантическому дифференциалу оценивается как самый сильный, очень плохой и умеренно пассивный [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости; снижением энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым воздействиям [П.В.Яньшин.].

 

 

 


                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате сопоставления двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции.
Цвет является естественным знаком, или символом, поскольку обозначаемое и обозначающее в нем неразрывно слиты, что не противоречит возможности его интерпретации. Отсюда вывод, что цвет предполагает некую специфическую категориальную систему  и, следовательно, некий специфический тип значения, ее образующий, и особые "правила порождения". Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно - биологические, объективные)  корни. Один важный признак этой семантической системы - это целостный организм. Второй - несколько расплывчато определяется как "эмоциональность" в самом широком смысле этого слова. Третий - "органичность" или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак - "вплетенность" этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту.
                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

            1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: Метод. рекомендация. - Л., 1985. - 19 с.
            2. Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. - Л., 1970. - С. 319-327.
           3. Измайлов Ч.А., Волков Н.Н. Взаимосвязь между эмоциями и цветом // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220. - М., 1983. - С. 50-55.
           4. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 128 с.
           5. Лутошкин А.Н. "Цветопись" как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Сoциально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. - М., 1979. - С. 162-175.
           6. Люшер М. Магия цвета. - Харьков: АО "Сфера", 1996.
           7. Серов Н.В. Лечение цветом. - Санкт-Петербург, 1993. - 47 с.
           8. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. руководство. - М., 1990.
          9. Тернер В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблема невербальной классификации // Тернер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. -С. 71-103.
10. Шварц Л.А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях // Проблемы физиологической оптики. - 1948. - № 6.
11. Юиг Р. Цвет в западной живописи // Психология цвета. - М.: Рефлбук, Ваклер, 1996. - С.135-180.
12. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара: СамГПУ, 1996. - 218 с.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 910
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba