СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Теоретические основы разработки финансовой стратегии организации
1.1 Сущность и значения финансовой стратегии в организации
Стратегия – совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий организации по реализации его миссии [19, с. 14].
Анализ литературы зарубежных авторов демонстрирует , что стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к ее цели. Стратегия концентрирует внимание на том, «что организация делает и чего не делает», «что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности» [25 с. 152]
Стратегические изменения носят системный характер и затрагивают организационную структуру и организационную культуру. Но всякие изменения встречают сопротивление. Чтобы его преодолеть, требуется:
• вскрыть, проанализировать и предсказать какое будет сопротивление;
• уменьшить его до возможного минимума;
• установить статус-кво нового состояния.
Для выполнения стратегии необходима мобилизация потенциала:
• распределение во времени;
• распределение финансовых ресурсов;
• оценка и удержание источников поступления капитала.
Стратегические цели обозначают ее состояние на период действия разрабатываемой стратегии. Стратегические цели ориентируют руководителей организации на получение конкретных результатов в конкретный отрезок времени. Своим содержанием они должны поддерживать миссию предприятия и отвечать следующим требованиям: быть конкретными, измеримыми, достижимыми, насущными, уместными и рассчитанными во времени.
Цели могут устанавливаться как в количественном выражении, так и в качественном. Например, цели, намеченные для финансовых показателей, таких как прибыль, объем продаж, будут количественными. Некоторые цели характеризуются показателями, которые имеют нематериальный характер и с трудом поддаются точной количественной оценке. Это, например, эффективность работы, удовлетворенность своей работой и должностью, преданность делу, обязательность. Эти цели стоит отнести к качественным.
Ценность стратегических целей определяется тем, в какой степени они определены в количественно измеряемых показателях.
Ключевую роль в системе стратегических целей организации играет основная стратегическая цель продаж или стратегия продаж, которая определяет содержание других стратегических целей организации.
Разработка системы стратегических целей организации предполагает декомпозицию основной стратегической цели продаж на цели отдельных видов деятельности организации, ее основных линейных и функциональных подразделений.
Выделяются цели по критериям содержания поставленных задач и по времени реализации. По первому критерию различаются финансовые и стратегические цели, по второму - краткосрочные и долгосрочные цели.
В реальных условиях функционирования организации достаточно часто возникают ситуации, когда менеджеры должны сделать выбор между достижением краткосрочных финансовых результатов и упрочением положения организации в долгосрочной перспективе и получением стабильных доходов в будущем [25, с. 153].
Проблема выбора между достижением краткосрочных текущих и долгосрочных стратегических целей является одной из центральных проблем стратегического управления. Всегда есть соблазн отдать приоритеты краткосрочным результатам. Однако практика полна примеров, когда руководители, увлекающиеся краткосрочными результатами, сами загоняют себя в ловушки [26с. 141].
Приоритет долгосрочных стратегических целей по сравнению с краткосрочными и текущими не означает принижение роли последних. Дело в том, что каждая из этих целей решает свои задачи и взаимно дополняет друг друга.
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия [19, с. 14].
Это связано с тем, что основная цель общей стратегии — обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.
Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала организации.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам (рис. 1.).
Рисунок 1 - Основные этапы процесса разработки финансовой стратегии предприятия [19, с. 18].
1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии.
Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия — так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).
Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия, — в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет.
Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
2. Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка.
3. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия.
Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия.
Систему стратегических целей финансового развития следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах. В качестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:
• среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
• минимальная доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала предприятия;
• коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;
• соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия;
• минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;
• минимальный уровень самофинансирования инвестиций;
• предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
4. Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации.
В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.
Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности.
Этот этап формирования финансовой стратегии является наиболее ответственным.
Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления. Финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности.
5. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.
В системе этих мероприятий предусматривается формирование на предприятии «центров ответственности» разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности и т.п.
6. Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии.
Она является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия и проводится по следующим основным параметрам:
• согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;
• согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная финансовая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных его сегментов;
• внутренняя сбалансированность финансовой стратегии. При проведении такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей финансовой деятельности; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению ее реализации.
• реализуемость финансовой стратегии. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании собственных финансовых ресурсов. Кроме того, оценивается уровень квалификации финансовых менеджеров и их технической оснащенности с позиций задач реализации финансовой стратегии;
• приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых финансовых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное финансовое равновесие в процессе его развития и соответствует финансовому менталитету его собственников и ответственных финансовых менеджеров.
• результативность разработанной финансовой стратегии. Оценка результативности финансовой стратегии может быть оценена прежде всего на основе прогнозных расчетов ранее рассмотренной системы основных финансовых коэффициентов.
Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.
Основанная на новой парадигме управления разработка стратегии предприятия базируется, прежде всего, на четкой идентификации объектов этого управления
1.2 Особенности формирования финансовой стратегии коммерческого банка
Стратегия банка – это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи и пути их достижения. Финансовая стратегия банка служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности, т.е. она является основой всей системы банковского менеджмента.
Банковская стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса банк должен постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Разработанная финансовая стратегия придает банку определенность, индивидуальность в течение длительных периодов времени.
Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность банка в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Стратегическое планирование в банках применимо к любой проблеме:
Это могут быть проблемы связанные с глобальными целями банка, ориентированные на будущее, внешние факторы, влияющие на результаты деятельности банка.
Схематически структура стратегического управления в Банке изображена на рисунке 2.
Рис. 2 - Структура стратегического управления в Банке
Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического менеджмента.
Стратегия банка состоит из двух частей: постоянная (основные положения и миссия) и динамически обновляемая. Динамически обновляемая составляющая стратегии банка представляет собой совокупность взаимозависимых стратегий второго порядка, которые чувствительны к изменению окружающей среды.
Возможно, также определить и некоторые основные положения стратегии банка (рисунок 3).
Рисунок 3 – Основные положения стратегии Банка
Первое положение стратегии банка – это необходимость концентрации усилий и глубокой специализации:
1. Повысить эффективность идентификации, взаимодействия и привлечения новых клиентов посредством концентрации своих усилий на наиболее перспективных клиентских каналах. Клиентские каналы — это однородные (одинаковые потребности, одинаковые механизмы продвижения), строго очерченные (территориальная и отраслевая принадлежность) клиентские группы.
2. Используя глубокое понимание потребностей клиентских каналов, разрабатывать новые финансовые продукты и рекламные мероприятия. Для корректировки цен изучать деятельность банков-конкурентов, работающих в тех же клиентских каналах.
3. Повышать эффективность действий, направленных на удержание и разработку уже привлеченных клиентов за счет предложения им желаемых услуг и предвосхищения их требований по будущему обслуживанию.
4. Развивать систему персонального менеджмента, предусматривающую предоставление каждому клиенту отдельного сотрудника для выполнения обязанностей квалифицированного консультанта и администратора его операций.
5. Гарантировать сотрудникам справедливую оценку их вклада в достигнутые банком результаты и адекватный материальный и карьерный рост.
6. Повысить мотивацию клиентов за счет возможности предложения им одной из услуг по сверхвыгодным условиям в результате концентрации на ней усилий банка.
7. Выбирать клиентов, сопоставимых с банком по масштабу бизнеса, для формирования между банком и клиентами партнерских отношений.
8. Достичь в срок планируемого масштаба бизнеса для упрочения своей репутации среди клиентов и мотивации персонала.
Стратегия Банка является ключевым инструментом корпоративного управления. Она делает банк прозрачным и понятным не только для владельцев бизнеса и членов правления, но и для клиентов. Наличие у банка четкой стратегии, а у клиентов — уверенности, что он ее жестко придерживается, со временем станет ключевым фактором выбора банка клиентами.
Для России проблема постановки стратегического менеджмента в Банка очень актуальна. Отечественный бизнес выходит из этапа экстенсивного развития, когда с увеличением объемов пропорционально увеличивалась и прибыль. У многих финансовых организаций наступил момент, когда развивать бизнес стало бессмысленно - объемы росли, а прибыль не увеличивалась. Причина - отсутствие отлаженной системы управления бизнесом. Между тем наличие гибкой системы управления не только снижает нагрузку на руководителей, но и обеспечивает конкурентоспособность бизнеса, его устойчивый рост, позволяет извлекать выгоды из нестабильной экономической ситуации.
Стратегический менеджмент основывается на нескольких простых правилах:
1. Заниматься им нужно ежедневно, а не раз в году.
2. Работа по стратегическому менеджменту должна идти на всех уровнях управления компанией.
3. Необходимо выделить конкретные подразделения или специалистов, для которых это является основной работой, а не дополнительной «нагрузкой» (в бюджете должна быть предусмотрена соответствующая статья).
4. Разработанная стратегия не является коммерческой тайной, а доводится до сведения всех сотрудников компании.
Бизнес сегодня - это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главными становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме. Это требует иных подходов к управлению.
Приведем несколько определений, принимаемых в качестве рабочих при разработке финансовых стратегий:
миссия - видение будущего бизнеса;
бизнес - идея - сердцевинная часть бизнеса, которая является его основой и позволяет выходить на рынок и выигрывать на нем. Бизнес - идея направлена на исполнение миссии;
стратегия маркетингового доминирования - стратегия выбора целевых рынков, на работу в которых направляются основные ресурсы компании. Именно на этих целевых рынках компания рассчитывает получить основной доход, поэтому речь идет о концентрации усилий.
Введя подобные определения, можно представить общую картину постановки системы управления:
Таблица 2
Постановка системы управления
Миссия
Бизнес - идея
Стратегия маркетингового доминирования
Выбор стратегических установок
Продуктовая
стратегия Стратегия
воздействия
на клиента Финансовая
стратегия Стратегия
развития
Банка Стратегия
развития
персонала
Программа развития фирмы
Производственная
программа Маркетинговая
программа Финансовая
программа Программа
развития
Банка Программа
развития
персонала
Программа обеспечения финансовыми, трудовыми,
материальными и информационными ресурсами
Если изменения не планируются и тщательно не просчитываются, чаще всего они порождают лишь новые проблемы. Цели и задачи блока «стратегия» приведены в таблице 3.
Таблица 3
Цели и задачи блока «Стратегия»
Цель Выработка корпоративной стратегии Банка в органическом
единстве со стратегиями бизнес - единиц
Задачи провести стратегический анализ деятельности Банка
определить бизнес - миссию фирмы и цели ее развития
выявить конкурентные преимущества Банка
определить основные бизнес - единицы Банка
сформулировать корпоративную стратегию и стратегии бизнес - единиц
определить необходимые изменения в деятельности Банка на
этапе реализации стратегии
Профиль конкретной финансовой организации может выглядеть так:
Таблица 4
Профиль Банка А
Очень
плохо Плохо Хорошо Очень
хорошо
Процесс оказания услуг +
Услуги +
Рынки сбыта услуг +
Система распределения +
Система продвижения +
Наличие клиентов +
Денежные потоки +
Ликвидность +
Платежеспособность +
Прибыльность +
Наличие квалифицированных кадров +
Организационная структура +
Управление +
Компетенция руководства +
Процесс планирования +
Прочие
Источниками проблем в управлении финансами, по мнению Аналоуи Ф. [17, с. 16], являются низкая степень стандартизации информации, низкая степень интеграции информации, дублирование ввода информации, переизбыток информации, сложность получения и анализа информации, неточность информации и большое количество содержащихся в ней ошибок, а в конечном счете, низкое качество получаемой информации. Автоматизация бизнеса является основным методом совершенствования финансовых стратегий предприятий.
Цель и задачи автоматизации видны, прежде всего, в создании системы, отвечающей следующим принципам:
- Единого информационного пространства.
- Использования передовых технологий.
- Высокой производительности.
- Масштабируемости.
- Информационной безопасности.
- Высокой степени интеграции.
- Удобства разработки и администрирования.
- Повышения квалификация персонала.
Что касается функций подсистемы управления финансами, то они таковы: бухгалтерский учет (регламентированный, управленческий), налоговый учет, учет по международным стандартам, бюджетное планирование, управление денежными средствами, консолидированный учет и отчетность, финансовый анализ.
К основным факторам, определяющим модель автоматизированной системы (АС), относится функциональность системы, роль головной организации, территориальную структуру организации, ее организационно-правовую структуру, состояние каналов связи, удобство работы пользователей, оперативность информационного обмена, информационную безопасность, требования к производительности, а также затраты на ее создание и владение ею.
В процессе идентификации рисков Балабановым И.Т, рассматриваются следующие объекты [22, с.110]:
- доход компании (Revenue at Risk);
- EBITDA компании (Earning at Risk);
- денежный поток компании (Cash Flow at Risk);
- капитализация компании (Capitalization at Risk).
Классификация рисков компании предусматривает, что корпоративный риск складывается из следующих рисков:
финансового (рыночного, кредитного, инвестиционного),
операционного (риска организационной структуры, риска персонала, коммерческого риска),
производственного (техногенного, инновационного), а также риска внешней среды (отраслевого, странового, политического, налогового, риска изменения законодательства, риска противоправных действий сторонних лиц).
В связи с этим представляет интерес процесс идентификации рисков . Он предусматривает следующие шаги:
- Шаг 1: выбор объекта риска.
- Шаг 2: разбивка объекта риска на составляющие в соответствии с бюджетами, бизнес-планами.
- Шаг 3: определение факторов риска для каждой составляющей.
- Шаг 4: определение событий, влияющих на факторы риска.
- Шаг 5: структурирование полученной информации в форме таблиц.
Оценка рисков заключается в количественной оценке возможных отклонений финансовых показателей компании от бюджетных параметров вследствие воздействия факторов риска.
Далее Барышников отметил, что для оценки рисков компании необходима разработка риск-модели как инструмента оценки рисков.
Структура риск-модели предусматривает драйверы (APPM, MoU, VAS), переменные модели (ARPU, Количество абонентов):
- Драйверы - задаваемые пользователем значения независимых переменных и констант, используемые в переменных для расчета зависимых показателей (APPM, MoU и т.д.). В риск-модели драйверами выступают факторы риска, идентифицированные в ходе риск-аудита.
- Переменные - вспомогательные переменные модели, вычисляемые через драйверы (ARPU, Количество абонентов и т.д.).
Модель компании - совокупность функциональных зависимостей, преобразующих драйверы в переменные модели, а переменные - в выходы модели.
Что касается «выходов», то это прогнозы финансовых результатов компании, отображенные в трех основных формах отчетности (отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств).
Заслуживает внимания управление рисками в плане выбора валюты реализации услуг (тарифная политика). Оно предусматривает следующее:
- постановку задачи: определение целесообразности тарификации услуг телекоммуникационной компании в российский рублях;
- возможные альтернативы:
a) сохранение статус-кво (тарификация услуг в долларах США);
b) тарификация услуг в российских рублях;
- решение:
a) моделирование валютного курса RUR/USD
b) учет валютной структуры денежного потока компании;
c) расчет дохода от реализации услуг в различных валютах с учетом риска;
d) принятие решения.
Таким образом, управление финансами, с одной стороны, - это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка. С другой стороны, - это наука, т.к. принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.
1.3 Современная методика формирования финансовой стратегии
По состоянию на 1 января 2009 года имеют лицензию на осуществление банковских операций 153 кредитные организации с участием нерезидентов.
127 кредитных организаций с участием нерезидентов, или 83,0% их общего количества, действуют в форме акционерного общества, в том числе 49, или 32,0% – в форме ЗАО, и 26 кредитных организаций, или 17,0% - в форме общества с ограниченной ответственностью [35, с. 4].
85 кредитных организаций с участием нерезидентов (55,6% их общего количества) осуществляют банковскую деятельность на основании генеральной лицензии, 66 кредитных организации (43,1%) имеют лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, 2 кредитные организации (1,3%) имеют лицензию на осуществление банковских операций только в рублях, 130 кредитных организаций (85,0%) имеют лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 49 кредитных организаций (32,0%) имеют лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Действующие кредитные организации с участием нерезидентов расположены в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе 99 кредитных организаций (или 64,7% их общего количества) находятся в Москве, 11 – в г. Санкт-Петербурге, по 3 – в Тюменской и Челябинской областях, по 2 – в Астраханской, Омской, Оренбургской, Самарской, Свердловской областях и в Удмуртской республике. В 25 субъектах Российской Федерации действует по одной кредитной организации с участием нерезидентов .
Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных организаций составил на 1 января 2009 года 566 513,0 млн. рублей и за год увеличился на 122 136,0 млн. рублей, или на 27,5%.
Таблица 1
Уставный капитал Банков России
Наименование Количество кредитных организаций
на 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09
Кол-во Уд.вес к итогу Кол-во Уд.вес к итогу Кол-во Уд.вес к итогу Кол-во Уд.вес к итогу
До 3 млн. руб. 174 13,3 128 9,7 102 7,7 86 6,5
От 3 млн.руб. до 10 млн.руб. 282 21,5 218 16,5 192 14,4 157 11,8
От 10 млн.руб. до 30 млн.руб. 313 23,9 317 24,0 291 21,9 257 20,1
От 30 млн.руб. до 60 млн.руб. 254 19,3 255 19,3 253 19,0 240 18,1
От 60 млн.руб. до 150 млн.руб. 127 9,7 171 13,0 198 14,9 205 15,4
От 150 млн.руб. до 300 млн.руб. 68 5,2 97 7,4 123 9,3 166 12,5
От 300 млн.руб. и выше 93 7,1 133 10,1 170 12,8 208 15,7
Всего по России 1311 100 1319 100 1329 100 1329 100
В России КБ в основном универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов. По сравнению с другими странами мала доля специализированных банков, ориентирующихся на выполнении одной или двух операций или обслуживание определенного вида клиентов. Среди них особую роль играет Сбербанк РФ, наиболее крупный банк по размерам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг Сбербанку принадлежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 75% вкладов), он остается одним из немногих банков, занимающихся кредитованием физических лиц.
Огромное поступление денег в экономику отражается в увели¬чении денежной массы, прирост которой в 2008 г. составил 48,8%, почти на 10 п. п. превысив показатель предшествующего года. Такая динамика, как и в прошлом, объясняется наращиванием валютных резервов: прирост валютных резервов и прирост М2 в долларовом эквиваленте почти совпадают
Таблица 2
Структура привлеченных банковских депозитов (в%)
Депозиты 2004 2005 2006 2007 2008
В рублях от физических лиц 47,6 63,8 67,1 69,6 77,8
До года 29,1 30,9 55,5 54,9 56,4
Свыше года 18,5 24,5 22,8 21,4 21,8
От юридических лиц 7,7 8,4 32,7 33,5 34,6
До года 6,3 6,9 11,6 14,7 21,4
Свыше года 1,4 1,5 8,7 11,4 16,9
В валюте от физических лиц 44,7 36,2 32,9 30,4 22,2
До года 29,2 24,4 19,7 17,7 11,2
Свыше года 21,0 14,1 9,4 7,8 4,6
От юридических лиц 8,2 10,3 8,9 9,9 6,7
До года 15,5 11,8 10,4 12,7 11,0
Свыше года 10,5 8,1 13,1 8,9 7,3
Годовой прирост 40,2 39,6 38,1 44,3 47,9
Депозиты, млрд.руб. 1362,3 1901,9 2627,1 3791,8 5608,0
Темпы реального роста конечного потребления домашних хозяйств остаются высокими. Правда, в 2008 г. они снизились до 11,2% по сравнению с 12,8% в 2005 г. Одновременно заметно возросли темпы увеличения валового накопления основного капитала — с 8,3 до 13,9%. Это значит, что происходит перераспределение денежных средств от потребительского рынка в сектор инвестиционных товаров, что поз-воляет ускоренно наращивать денежную массу без риска негативного воздействия на уровень потребительских цен.
Таким образом, прослеживается связь между притоком ино¬странного капитала и ростом инвестиций. Вообще говоря, эта связь не является прямолинейной, поскольку поступающий капитал автома¬тически не превращается в инвестиции и может быть использован на любые другие цели, к примеру на потребление или на краткосрочные спекулятивные вложения в российские активы. Вместе с тем наблю¬дающийся рост инвестиций на фоне замедления темпов потребления позволяет признать достаточную степень «зрелости» приходящего в страну капитала. Не случайно в 2006 г. был зафиксирован рекорд прямых иностранных инвестиций в Россию — 28,7 млрд. долл.
Показатель капитализации банковской системы - один из индикаторов ее развития. Наряду с ним главными показателями, используемыми при анализе состояния банковской системы для выявления качественных и количественных аспектов ее развития, являются:
- совокупные активы, в том числе кредитный портфель;
- совокупный капитал;
- совокупные прибыль и чистая прибыль банков;
- совокупный объем привлеченных средств, в том числе остатки на счетах физических и юридических лиц;
- и ряд других.
Анализ уровня развития, макроэкономической ситуации, и в определенной степени финансовой устойчивости банковской системы проводится по абсолютным значениям данных показателей, в разрезе структуры и в процентном отношению к ВВП.[11]
Наряду с фондовым рынком банковская система выступает источником финансирования потребностей предприятий в денежных ресурсах. А российские компании вплотную подошли к этапу, когда техническая модернизация стала насущной необходимостью: обновление основных средств, переподготовка кадров, внедрение современных методов управления - вот что поможет предприятиям выжить в обостряющейся конкурентной борьбе. В тоже время средняя величина валюты баланса (активов) российского банка без учета Сбербанка составляет 100 млн долл., а собственный капитал в лучшем случае 40 млн долл. В то время как предприятию машиностроительной отрасли необходимо около 500 млн долл. только на запуск новой модели автомобиля. Для сравнения: средняя величина активов южно-корейского банка - 4 млрд долл., британского - 5 млрд долл., японского - 45 млрд долл. Более того, если рассматривать крупнейшие банки мира с учетом показателя их рыночной капитализации, то не только отдельные российские кредитные организации, но и вся банковская система выглядят очень скромно. Международные сравнения представлены на рис. 1-3
Рис. 1. Капитал банков, 2008 г., млрд долл.
Рис. 2 Показатели развития банковских систем, 2008г., %
Рис. 3 . Активы банков, 2008г., млрд долл.
Последние пять лет российская банковская система стабильно росла: на конец 200г. активы банков составили 310 млрд долл. (8,4 трлн руб.), кредиты - до 203 млрд долл. (5,5 трлн руб.), собственный капитал достиг 42 млрд долл. (1,2 трлн руб.). Вкладчики держат в банках всего чуть больше 70 млрд долл. (2 трлн руб.) .
Таблица 3
Динамика собственного капитала банковской системы
Дата Собственные средства,
млрд руб. % изменения
01.2003 286,4 -
01.2004 453,9 58,5
01.2005 582,1 28,2
01.2006 812,6 40,1
01.2007 900,1 27,8
01.2008 1200,1 27,3
Между тем, едва ли не главной проблемой российской банковской системы является концентрация капитала: на пятерку крупнейших банков приходится 43% активов, 46% кредитов и 70% частных вкладов. На 20 крупнейших банков приходится уже 64% активов и 55% собственного капитала. Проблема даже не столько в этой неравномерности, сколько в том, что на фоне очень больших есть значительное число мелких и мельчайших банков, которые не участвуют в процессе слияний и поглощений. Их роль в финансировании потребностей реальной экономики чрезвычайно мала: как правило, это региональные банки, обслуживающие потребности локальных хозяйств. Между тем, само существование мелких банков служит доказательством их востребованности. Поглощение небольших местных банков крупными столичными кредитными организациями будет иметь преимущественно отрицательные последствия - московским гигантам может оказаться совсем не интересен весь спектр услуг, предоставляемых в данный момент региональными банками, но востребованных локальными предприятиями.
Очевидно, что дальнейшее развитие банковской системы страны будет зависеть от решения двух главных проблем: неэффективности управления банками и недокапитализации. Преодолеть эти препятствия необходимо для достижения сопоставимых со странами - лидерами переходных экономик параметров развития банковской системы.:
- соотношение активов банковского сектора и ВВП на уровне 45 - 50%;
- соотношение капитала банковского сектора и ВВП - 5 - 6%;
- соотношение кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, и ВВП - 18 - 20%.
Главными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются:
- высокий уровень риска вложений в реальный сектор экономики;
- краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков;
- несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов.
Традиционные кредитные риски повышаются в российских условиях вследствие ряда экономических и правовых особенностей. Среди них, во-первых, общее состояние российской экономики, которое, несмотря на некоторое улучшение, характеризуется финансовой неустойчивостью ряда предприятий, неквалифицированным менеджментом и др. Во-вторых, несовершенство юридической защиты интересов банка как кредитора, присущее действующей системе оформления залогов, и его прав на имущество клиентов. В этих обстоятельствах происходит значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного числа заемщиков.
Макроэкономические факторы носят объективный характер, и банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику. Несомненно, общая экономическая ситуация в стране, в реальном секторе экономики оказывает существенное влияние на всю финансово-банковскую систему. Более того, именно она определяет и направления государственной денежно-кредитной и финансовой политики. Финансовая политика Правительства РФ, проводившаяся в 1995 - 1998 гг. и направленная на покрытие дефицита бюджета страны за счет внутренних государственных займов, приучила коммерческие банки к безрисковым и высокодоходным операциям с ГКО и ОФЗ. Она вызывала "эффект вытеснения" капиталов из реального сектора экономики и способствовала уменьшению кредитных вложений в народное хозяйство.
С точки зрения предоставления кредитов наиболее привлекательными для банков являются стабильные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала, которых на сегодняшний день очень мало. Отсюда повышенные кредитные риски. К сожалению, потребность в заемных средствах у российских предприятий в последнее время возникает не в связи с расширением производства и необходимостью финансирования прироста оборотных средств, а по причине финансовых затруднений в результате неплатежей. В настоящее время широко распространилось вынужденное взаимное финансирование отраслей. Все отрасли производства четко разделились на чистых кредиторов и чистых заемщиков (по сальдо взаимного зачета дебиторской и кредиторской задолженности). Чистые кредиторы - строительство, топливная индустрия, электроэнергетика, транспорт; чистые заемщики - все остальные (машиностроение, сельское хозяйство, химическая, металлургическая и другие отрасли) [20].
Несмотря на то что объем депозитов в настоящее время превышает объем потребительских кредитов в два с половиной раза (рис. 2), приросты этих показателей уже сопоставимы, а во втором полугодии 2008г., по нашим оценкам, население вообще выступило чистым заемщиком, положив в банки 11 млрд долл. и получив оттуда 12 млрд долл. Этот результат вполне может превратиться в тенденцию, поскольку, судя по направлению основных рекламных усилий банков, они активнее всего борются не за вкладчика, а за заемщика.
Рис. 4 - Приросты кредитов населению и банковских депозитов населения за год
Не способствует росту уровня сбережений и сохраняющаяся в стране высокая инфляция (мы считаем уровень 11 - 12% высоким). Она делает ставки по банковским депозитам в реальном выражении отрицательными и опять же стимулирует граждан к тому, чтобы не откладывать потребление.
Кроме того, по нашим прогнозам, банки будут испытывать все большую конкуренцию со стороны небанковских форм организованных сбережений, прежде всего паевых инвестиционных фондов. Пока их активы уступают банковским более чем в десять раз, но с развитием финансовых рынков в России и повышением экономической грамотности населения это соотношение будет меняться в пользу ПИФов.
Вследствие всех перечисленных выше факторов доля депозитов населения в пассивах российских банков вновь начнет расти, но только за счет нее добиться качественного скачка у банков, скорее всего, не получится. В этой связи важное значение приобретает третий источник средств - кредиты и депозиты нерезидентов.
Сегодня налицо явный приток капитала в российскую банковскую систему (рис. 5). За 2008 г., по оценкам, иностранные активы российских банков увеличились на 15 млрд долл., а пассивы - более чем на 20 млрд долл., превысив 50 млрд долл., что составляет 15% всех пассивов. Но и у привлечения иностранных пассивов есть свои особенности. С одной стороны, большая часть финансирования, поступающего в Россию, идет не в банковскую систему, а напрямую реальному сектору. На середину текущего года треть ссудной задолженности российских предприятий имела иностранное происхождение, доля финансирования небанковского сектора устойчиво возрастает. Таким образом, нерезиденты постепенно вытесняют российских финансовых посредников, что затрудняет получение ими достаточного объема ресурсов.
Рис. 5. Динамика активов и пассивов нерезидентов в российских банках на конец года
С другой стороны, более половины иностранных пассивов, привлеченных российскими банками, - это межбанковские кредиты (МБК). При этом большая часть этих кредитов имеет средне- и долгосрочный характер: доля МБК, предоставленных нерезидентами на срок от одного года до трех лет, в общем объеме МБК нерезидентов составляет 34%, сроком свыше трех лет - 37%. Если нашим банкам дают средства, то надолго. Как мы уже упоминали, роль банков, принадлежащих нерезидентам, в российской банковской системе невелика, а значит, основную часть этих ресурсов получают чисто российские банки. Если удастся хотя бы сохранить чистое привлечение на уровне текущего года, это увеличит отношение банковских активов к ВВП не менее чем на один процентный пункт.
Управление современным банком - это, в первую очередь, управление развитием банка, управление расширением списка финансовых инструментов, разворачиванием банковской сети в регионах, выстраиванием конкурентной политики, развитием коммуникационных
|