Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Развитие ПР в Европе
Курсовая | 19.08.2014, 14:48

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности развития PR-деятельности…………………………..5
           1.1. Понятие PR………………………………………………………...5
           1.2. Эволюция паблик рилейшнз и его роль в построении эффективной коммуникации………………………………………………………11
Глава 2. Основные этапы развития ПР в Европе и США…………………19
           2.1. Периодизация развития ПР……………………………………..19
           2.2. Анализ периодизаций ПР в США и Европе……………………27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37

 

 


                                     ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тема “паблик рилейшнз” хорошо разработана и обеспечена литературой. Но, стоит взглянуть на массив этой литературы повнимательнее, как становится ясно, что такое ее многообразие лишь кажущееся. На самом деле, тема “паблик рилейшнз” содержат богатый исследовательский материал, но по сути своей, глубокие исследования в этой области проводились достаточно давно и не в полной мере отражают современное положение дел. Лишь недавно стали появляться непереводные русские работы по этой тематике.
Специалисты в области паблик рилейшнз стали появляться у нас в стране лишь последние десять лет. Как следствие, в отсутствие местно-ориентированных исследований в России появилось огромное количество переводной литературы по “паблик рилейшнз”. Среди огромного количества изданий встречаются как действительно научные и практические труды, так и откровенная спекуляция на модной теме, и разобраться в этом потоке не является легкой задачей.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение данной темы. Актуальность темы, несомненно, также связана с тем, что в ситуации затяжного социально-экономического кризиса в России происходит дезинтеграция общества, увеличивается аномия социального поведения, разрушение культурных и моральных ценностей. Можно констатировать, что разрушение одной ценностно-нормативной системы в России фактически произошло, а другая только начинает формироваться, поэтому роль социального института "связей с общественностью" ("паблик рилейшнз") как гибкой, открытой, двусторонне направленной системы управления общественными связями и отношениями, позволяющей сдерживать дезинтеграционные процессы в обществе, неизмеримо возрастает.
Сложившись к середине века как особая сфера социальной коммуникации, "паблик рилейшнз" (PR) предполагает общественный контроль за созданием и деятельностью организации (государственной, общественной, производственной и т.д.), реагирование на обратную связь с общественностью и организациями, воздействие на формирование и изменение общественного мнения. Словом, имеется ввиду двустороннее воздействие - со стороны организации и стороны общественности, внешней и внутренней (занятых в организации), для достижения взаимопонимания и взаимодействия.
С интернационализацией рынков и производства, развитием международных связей усложнилось все, что связано с коммуникацией, как коммерческой и корпоративной, так и межгосударственной. Поэтому важно понять суть современных паблик рилейшнз. Но разобраться в сути современной системы PR, понять ее принципы и функции невозможно, не совершив экскурса в историю становления этого вида деятельности.
Исходя из актуальности выбранной темы, определяем цель курсового исследования – провести анализ этапов возникновения и развития PR и выявить особенности становления PR как сферы деятельности и бизнеса в Европе.
Эта цель достигается путем рассмотрения и решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие PR.
2. Описать эволюцию паблик рилейшнз и его роль в построении эффективной коммуникации.
3. Рассмотреть периодизацию развития ПР.
4. Сделать сравнительный анализ периодизации ПР в США и Европе.
Объектом курсового исследования являются паблик рилейшнз.
В предмет курсового исследования входят особенности становления паблик рилейшнз в Европе.
Теоретическую основу курсового исследования составляют работы таких авторов, как Г.Г. Почепцов, И.В. Алешина, С. Блэк, Д. Доти, И. Синяева, Г. Тульчинский, А.Н. Чумиков, И.П. Яковлев, В.Г. Королько, М. Катлип Скотт, Е.Н. Пашенцев и др.
 Для полного раскрытия темы в курсовой работе применена следующая структура: введение, две главы, заключение и список литературы.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.    Понятие PR

Единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая “паблик рилейшнз”, не существует, поскольку за последние 60 лет предлагалось множество самых разных толкований этого понятия. 
Чтобы разобраться в этом многообразии и выбрать наиболее оптимальный вариант определения паблик рилейшнз, мы обратились, например, к известному труду "Паблик рилейшнз: теория и практика" под авторством Скота Катлипа, Алена Сеттера, Глена Брума, который выдержал 8 изданий в США. Книга содержит теоретические положения, которые лежат в основе деятельности PR-специалистов. Очень полезным оказалась работа М. Шишкиной "Паблик рилейшнз в системе социального управления". Интересна и познавательна литература таких автоов, как А. Чумиков, И. Алешина и др. 
В книге Е.Н. Пашенцева «Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики» впервые приводятся: данные о расстановке сил между ведущими ПР-группами в мире на рубеже тысячелетия; о зарплате в отрасли: опыт США и Великобритании; об информационных войнах: Интернет после терактов в Нью-Йорке в Вашингтоне. Дается развернутый анализ избирательных технологий в ходе парламентских (1999 г.), президентских (2000 г.) и губернаторских выборов последних лет, а также раскрываются другие темы с опорой на последние западные и российские источники. Всего нами было изучено и проработано 30 источников по данной теме.
Есть свидетельства, что термин “public relations” предложил в начале века третий президент США Томас Джефферсон, создатель Декларации независимости. Этими словами он характеризовал людей, компетентных в управлении общественным мнением. Исторический интерес представляет мнение одного из родоначальников ПР Айви Ледбеттеру Ли. В 1906 году он разослал свою историческую “Декларацию о принципах”, Д. Доти приводит следующее его высказывание:
“Это не секретное пресс-бюро. Вся наша работа делается в открытую. Наша цель - давать новости. Но это и не рекламное агентство. Если вы считаете, что какой-нибудь из наших материалов больше подошел бы для вашего рекламного отдела, не пользуйтесь им. Наши материалы точны. По любому из освещаемых вопросов можно получить дополнительную информацию, мы с радостью поможем любому редактору лично проверить достоверность любого из упомянутых фактов. По первому требованию любой редактор сможет получить исчерпывающие сведения о тех, от чьего имени распространяется статья. Словом, наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто, от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес” [13, с. 14].
Это заявление ознаменовало революцию в отношениях между деловыми кругами и общественностью. Пренебрежительное отношение к общественности, которое ранее бытовало повсеместно, стало вытесняться желанием информировать общественность.
Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в феврале 1948 года, принял все еще действующее (хотя и с некоторыми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение ПР. Оно звучит так: “ПР - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью”, где под “общественностью организации” понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные) [15, с. 18].В этом определении отразился «деятельностный» подход к ПР.
Большинство отечественных авторов (Г.Г. Почепцов, Е.Н. Пашенцев, А.Н. Чумиков, В.Г. Королько и другие) являются сторонниками именно этого подхода и определяют PR преимущественно как прикладную практическую деятельность. Эти определения являются односторонними по сути, а некоторые из них просто поверхностны и не только не разграничивают PR-практику и науку PR, но даже вносят определённую путаницу в функциональную сущность паблик рилейшнз [19, 18, 27, 16]. К ним можно отнести определение, которое даёт В.Г. Королько в своей книге "Основы паблик рилейшнз": "Паблик рилейшнз - это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения" [16, с. 12]. Как видно из определения, главной функцией паблик рилейшнз автор признаёт "…целенаправленное формирование желаемого общественного мнения" [16, с. 12]. При этом представляется затруднительным вообще отделить паблик рилейшнз от пропаганды. 
Одно из лучших ныне существующих определений содержит Мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций ПР выступили в Мехико II августа 1978 года, в котором отразился научный подход к определению ПР. В нем говорится: “ПР - это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности” [15, с. 19].
Сэм Блэк в своей книге, посвященной ПР предпочитает краткое и всеобъемлющее определение: “ПР - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности" [4, с. 12].
Доктор Реке Харлоу, старейший специалист по ПР из Сан-Франциско, изучил 472 различные определения ПР и на их основе разработал собственное: “ПР - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер: обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности” [21, с. 22].
Предлагаемая ниже выдержка взята из официального заявления о ПР, выпущенного Обществом Общественных отношений Америки (Public Relations Society of America- PRSA) 6 ноября 1982 года: «ПР, способствуя установлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. 
Для достижения своих целей эти организации должны установить прочные отношения с множеством разнообразных аудиторий или общественных групп: работниками, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и т.д., а также с обществом в целом. Специалист по ПР выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего тому перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику» [18, с. 13].  
Кроме того, важно отметить, что понятие “паблик рилейшнз” включает в себя все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами, а также:
-рекомендации по созданию “общественного лица” организации;
-мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания;
-мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов;
-любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или организациями.
При этом “паблик рилейшнз”, как отмечает А. Борисов, не является [9, с. 22]:
-барьером между правдой и общественностью;
-пропагандой, стремящейся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов;
-пропагандой, направленной исключительно на увеличение реализации, хотя ПР имеют важное значение для программ реализации и маркетинга;
-набором хитростей и трюков. Они иногда используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном применении совершенно бесполезны;
-бесплатной рекламой;
-простой работой с прессой, хотя работа с прессой является очень важной частью большинства программ ПР.
Е.Н. Пашенцев приводит следующее определение общественных отношений: «Общественные отношения - это функция управления, и при разработке политики следует с самого начала учитывать требования ПР, поскольку никакие последующие кампании ПР не заменят правильной изначальной политики. Считается, и здесь есть доля истины, что ПР - это на 90% правильная работа и на 10% разговор о ней» [18, с. 23].
Нет единого мнения среди специалистов и по поводу терминологии ПР. Достаточно просто пролистать отечественные учебники, монографии и статьи, так или иначе затрагивающие вопросы публичной коммуникации, политических технологий и собственно PR, чтобы обнаружить значительный разброс и разногласия в написании, построении вербальных конструкций, формулировке определений PR, а также в русском переводе английского сочетания "public relations". 
Можно насчитать, как минимум, около десятка вариантов:  "паблик рилейшнз", "PR", "ПР", Пиар, Пи-Ар, Связи с общественностью, Общественные связи и т. д. 
Существует, однако, три основных варианта написания, произношения и перевода, формирующихся у большинства отечественных авторов. Первый вариант предполагает английское написание как термина "public relations", так и сокращения "PR". Этой концепции придерживаются такие авторы, как Блажнов, Тульчинский и другие [6, 26]. 
Второй вариант - написание и термина, и аббревиатуры в русской транскрипции: паблик рилейшнз и ПР (или Пиар). Этот вариант встречается в работах Почепцова, Алёшиной, в переводах книг Блэка и других [19, 1, 4]. 
Третий вариант - это полный перевод словосочетания "public relations" на русский язык, как "связи с общественностью" или "общественные связи". 
На наш взгляд, наиболее аргументированными и подходящими для русского языка следует считать аббревиатуру "PR", словосочетание "паблик рилейшнз" и, при необходимости наиболее точного перевода, вариант "общественные связи".
В пользу такого выбора говорят следующие аргументы: 
    фонетическое и графическое различие аббревиатуры ПР (произносится - пиар, читается - пээр); 
    словосочетание "public relations" трудно читаемо, в отличие от "паблик рилейшнз", поэтому последнее легче воспринимается и заимствуется по аналогии с такими терминами, как "менеджмент", "маркетинг", "фондрайзинг" и т.д. 
В пользу русского перевода "public relations" именно как "общественные связи", а не "связи с общественностью", говорит сама суть явления паблик рилейшнз. Как известно, одна из главных целей PR - установление эффективной двухсторонней коммуникации в режиме диалога. На наш взгляд, словосочетание "связи с общественностью" более характерно для односторонней коммуникации, то есть целенаправленного воздействия субъекта на объект, тогда как выражение "общественные связи" подразумевает сложные субъектно-объектные отношения, при которых возможно не только воздействие организации на общественность, но и обратное воздействие общественности на деятельность организации и решения, принимаемые внутри организации.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что приводимые здесь определения деятельности паблик рилейшнз, конечно, достаточно полны и объемлющи, но они зачастую слишком идеальны, и не учитывают реальной практики. Фактически, паблик рилейшнз это технология формирования общественных мнений. В настоящее время это технология базируется на грамотной рекламной политике и правильном имиджировании объекта ПР. 
Таким образом, наряду с многочисленными более или менее точными определениями, детерминирующими паблик рилейшнз как науку, практику, искусство, на наш взгляд, более правильно следующее определение: «Паблик рилейшнз является объективной и постоянно присутствующей в современном обществе созидательной, конструктивной функцией, призванной способствовать созданию и поддержанию эффективной коммуникации».

1.2. Эволюция паблик рилейшнз и его роль в построении эффективной коммуникации

В трудах современных социологов, политологов и философов можно найти ответ на вопрос о сущности эффективной коммуникации. 
Некоторые исследователи, углубляясь в недра истории человечества, приурочивают появление паблик рилейшнз к периоду зарождения общественных и межгрупповых отношений. Нам кажется, что в данном случае целесообразно говорить лишь о зарождении публичной коммуникации. Что до паблик рилейшнз, то, по нашему мнению, главный толчок его развитию, был дан с появлением первых демократий и, главным образом, с зарождением европейской гуманистической традиции, которая, отвергая старые стереотипы общественных отношений, отдала приоритет человеку. Связь PR с традициями гуманизма - не просто благодатная почва для теоретиков паблик рилейшнз. Сегодня фундаментальные гуманистические принципы паблик рилейшнз - основа построения эффективной коммуникации. 
Многие современные эксперты-политологи и экономисты сходятся во мнении, что "…в современном мире увеличивается значимость человека, что заставляет фирмы и компании разделять чувство его гордости и свободы и рассматривать его не просто как потребителя" [18, с. 32]. Это утверждение в полной мере распространяется и на правительства. Потребитель и производитель, гражданин и государство становятся всё более и более взаимозависимыми. В таких условиях средства рекламы, а тем более пропаганды, являются малоэффективными, и паблик рилейшнз становится тем универсальным инструментом, с помощью которого можно добиться установления равноправного эффективного взаимодействия между различными социальными группами в режиме диалога. Таким образом, применение технологий паблик рилейшнз позволяет оптимизировать межгрупповую коммуникацию. 
Один из основателей теории паблик рилейшнз во Франции профессор Лапревот, как отмечает И.П. Яковлев, считает, что применение механизмов паблик рилейшнз повышает политическую культуру, так как государство становится заинтересованным в достижении социального консенсуса: "…гуманная политика коммуникации вызывает в общественном мнении симпатию к организации, её проводящей…" [30, с. 41].
Являясь "детищем демократии", следствием развития гражданского общества, PR в корне отличается от такого атрибута тоталитаризма, как пропаганда. Основное различие между ними заключается в целях. Главная цель паблик рилейшнз - достижение согласия. Главная цель пропаганды и манипуляций - формирование у объекта воздействия нужного и выгодного субъекту мировоззрения и его поддержание. 
Поскольку системы, основанные на манипуляциях общественным сознанием, предполагают неизменность предмета пропаганды (например, какой-либо идеологии), а общество начинает получать дополнительную информацию из альтернативных источников, сама пропаганда рано или поздно становится неэффективной и перестаёт выполнять свои задачи. Однако, несмотря на принципиальные различия между паблик рилейшнз и пропагандой, следует признать, что одним из ключевых вопросов и PR, и пропаганды является вопрос информационной политики. По крайней мере, именно к такому выводу приводит анализ эволюции паблик рилейшнз, ведь практика PR началась с целенаправленной политики по отношению к СМИ, построения отношений с ними. 
Присутствие элементов паблик рилейшнз в той или иной коммуникативной среде прошлого отмечают отечественные и западные аналитики общественных отношений - Почепцов Г.Г. (1997) [19], Яковлев И.П. (1995) [30], Алешина И.В. (1997) [1], Блэк С. (1990) [4], Катлип С. (1994) [15].
"История паблик рилейшнз столь же древняя, как и само человеческое общество. Новое здесь - это распространение идей, связанное с индустриализацией и ускорением темпа жизни, и появление новых средств связи. Первое создало потребность в установлении связей с общественностью, а средства массовой информации явились для этого инструментом" - так комментирует возникновение практики паблик рилейшнз Сэм Блэк [5, с. 15]. 
Следует признать, что PR как вид практической деятельности "вырос" из пропаганды и агитации, поскольку изначально основными его субъектами были правительства и политические деятели, стремившиеся привлечь общественность на свою сторону. 
Как уже отмечалось,  сам термин "public relations" возник в США. Его ввёл в употребление третий президент Томас Джефферсон. Впервые это словосочетание появилось в 1807 году в его "Седьмом обращении к конгрессу" и обозначало усилия политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Уже в 1830 году "public relations" стали использовать в качестве синонима выражения "relations for the general good", то есть "отношения для всеобщего блага". Но всё таки настоящим "родителем" паблик рилейшнз принято считать Айви Ли, который начал серьёзную работу в области PR в 1903 году в избирательном штабе демократов, а затем создал собственное "бюро", занимавшееся консультированием в области коммуникаций. И именно он опубликовал первую декларацию профессионального поведения, в которой обращалось внимание на необходимость учитывать общественные интересы, исходя из правдивой информации. 
Активное развитие паблик рилейшнз как научной дисциплины началось в 20-е годы 20 века и связано с именем Эдварда Л. Бернейза. В 1923 году выходит его книга "Crystallizing the public opinion" , посвящённая PR-практике. В том же году в нью-йоркском университете открылась первая кафедра паблик рилейшнз, на которой Бернейз прочитал курс по практике и этике PR. До сих пор этот курс лежит в основе многих учебных программ, предлагаемых студентам крупнейшими университетами мира. 
В Европе первые службы по связям с общественностью появились после второй мировой войны, которая, как ни странно, и явилась толчком интенсивного развития паблик рилейшнз в Англии и во Франции. 
Как считает Сэм Блэк, именно работа в министерстве военной информации и других армейских службах позволила подготовить в Великобритании значительное число квалифицированных специалистов в области PR. Отделы по связям с общественностью возникли, в первую очередь, в муниципальных структурах и формировались как раз из военных пропагандистов [5, с. 21-22]. 
Экономические паблик рилейшнз начали реализоваться в США в чисто политической рекламе. Бизнес в США в своей истории реализовал три варианта политической рекламы (Konda Т., Sigelman L. Ad-versarial politics: business, political advertising and the 1980 election // Politics in familiar contexts: projecting politics through popular media. Norwood, N. J., 1990). Первый — это самозащита — компания Белл в 1908 г. начала публикацию серии реклам, направленных против невыгодного для нее законодательства. После этого другие компании в свою очередь занялись лоббированием своих интересов, что привело к выступлению конгресса против подобной практики. Правда, в этом случае компания также держала в голове предстоящие президентские выборы.
В тридцатые годы появился новый вариант подхода — бизнес занялся рекламой (промоушн) системы свободного предпринимательства. Новым стала не защита интересов отдельной компании, а интересов бизнеса в целом. Постепенно защита перешла в нападение, когда бизнес стал представляться как мотор всей жизни, а правительство — как мешающий экономическому движению фактор.
После второй мировой войны появился третий подход — выступление в пользу той или иной политики общества. Этот тип рекламы использовался как для целей защиты, так и для целей нападения [21, с. 71-72].
В конце шестидесятых — начале семидесятых перед бизнесом предстали новые проблемы. Отношение к нему в обществе перестало быть положительным. В ответ бизнес развернул все вышеотмеченные виды рекламной коммуникации. “Защитные” коммуникации продолжали оставаться главными в течение семидесятых годов. В период энергетического кризиса нефтяные компании рассказывали, что они не имеют никакого отношения к искусственным ограничениям. Они повествовали о том, что заняты сбережением окружающей среды, многократно повторяли, как они блюдут общественные интересы. Ли Якокка лично подписывал рекламу, оправдывающую гарантии займа Крайслеру в 1979 г. В другом случае подчеркивалось, что только система свободного предпринимательства смогла доставить человека на Луну [21, с. 73].
Связи с общественностью достаточно противоречиво развиваются в 60 — 70-е годы: с одной стороны, наблюдается явная общественная востребованность PR, с другой — приходит время оправдывать повышенные ожидания бизнеса, правительства, политиков, потребителей. 
Наиболее сложным для анализа является современный период развития PR, начинающийся с 1980 года. Во-первых, речь идет о неослабевающем внимании к профессиональной этике, проблемам взаимоотношений специалиста PR, государственных органов, прессы, клиентов, разных групп внешней и внутренней общественности (кодексы PRSA и JPRA, Европейский (Лиссабонский) кодекс профессионального поведения в области PR). Во-вторых, произошло ухудшение отношений с традиционно основным каналом коммуникации с общественностью — средствами массовой информации. По данным американских исследователей, журналисты видят в PR-кампаниях «метод сложных манипуляций общественным вниманием», «PR-уловки», «манипулирование новостями PR-методами». В-третьих, исследователи обращают внимание на «новую экспансию» рекламы и маркетинга в PR [1, с. 56-57]. 
Таким образом, среди факторов, повлиявших на развитие паблик рилейшнз после второй мировой войны вплоть до наших дней можно выделить следующие:
    появление и развитие концепции "философии компании" в 50-е - 70-е годы; 
    расширение рынков и, как следствие, необходимость формирования мультинациональной политики и расширения круга заинтересованной общественности (70-е - 90-е годы); 
    усиление технологического развития средств массовой информации в 90-е годы; 
    интернационализация систем массовой коммуникации, возникновение новых полюсов политического влияния, изменение идеологических стереотипов на пороге 21-го века. 
На сегодняшний день на мировом рынке PR уже существуют свои монополии и транснациональные агентства, большинство авторитетных вузов готовят специалистов по связям с общественностью, эта профессия считается во всём мире одной из самых престижных и высокооплачиваемых - всё это свидетельства высокой степени развития паблик рилейшнз как сегмента современной рыночной среды.
В стремительном развитии практики PR сегодня сомневаться не приходится, так как уже сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки фирм, наиболее крупные из которых оказывают существенное влияние на российскую политическую конъюнктуру. 
Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агенства открыли первые представительства в Москве. 
М. А. Шишкина предлагает следующую периодизацию развития паблик рилейшнз в России [29, с. 30-31]: 
Первый период - доинституциональный (1988-1991 гг.), когда оформляется лишь первый признак института - выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. 
Второй период - первичная институционализация (1991-1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 году первой Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране. 
Третий период - вторичная институционализация. Его начало ознаменовано принятием первой Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. 
На фоне стремительно развивающейся практики PR, научная деятельность в этой области представляется менее масштабной. Практически не разработана институциональная концепция PR как науки, её методическое наполнение и даже понятийная база. Однако, по нашему мнению, подобное отставание науки от практики в данном случае вполне естественно, так как науке PR по сути присуща практическая ориентация. 
В заключение, возвращаясь к проблемам становления паблик рилейшнз в России, хочется отметить следующее. По нашему мнению, феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными процессами, а также существенно влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. 
Выводы:
1. Из всех приведенных определений ПР, наиболее приемлемо, на наш взгляд, следующее - паблик рилейшнз является объективной и постоянно присутствующей в современном обществе созидательной, конструктивной функцией, призванной способствовать созданию и поддержанию эффективной коммуникации.
2. Толчок к появлению паблик рилейшнз был дан с развитием первых демократий, а именно с зарождением европейской гуманитарной традиции.
3. Среди факторов, повлиявших на развитие паблик рилейшнз после второй мировой войны наиболее значимыми являются следующие: развитие концепции "философии компании" в 50-е - 70-е годы; расширение рынков и, как следствие, расширение круга заинтересованной общественности (70-е - 90-е годы); усиление технологического развития средств массовой информации в 90-е годы; интернационализация систем массовой коммуникации на пороге 21-го века. 
4. Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно было не учитывать при принятии ключевых решений.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПР В ЕВРОПЕ И США

2.1. Периодизация развития ПР

Многие исследователи связывают генезис этой деятельности с ключевыми событиями истории и прежде всего американской политики. Существует несколько точек зрения на периодизацию паблик рилейшнз в США. Несмотря на то, что пиар активно использовался в предпринимательстве, по выражению С. Катлипа, авторитетного специалиста в области общественных отношений, создателя "Библии американских пиар", "колыбелью американских PR в США является политика" [15, с. 64]. Специалисты выделяют два основных этапа развития пиар: с XVII до конца XIX века и ХХ век до наших дней. Наиболее полно периодизация американских пиар отражена в книгах Катлипа С.М. с подробным описанием каждого из периодов. Историю паблик рилейшенз XVII - середины XX веков исследователь называет "предысторией" [15, с. 25]. Этот период связан с использованием простейших моделей PR, относящихся к пропаганде, манипуляции общественным мнением и информированию, преследующих прагматическую цель поддержания имиджа и капитала паблиситис использованием набора символов, лозунгов, мифов и организаций событий. В это время формируются технологии конструирования и продвижения имиджа политических персон (Т.Джефферсона, А.Гамильтона, Б.Франклина, С.Адамса) и их общественных идей. В начале века США назвали "плавильным тигелем", где в процессе смешивания сплавлялись в единый конгломерат расы, языки и религии, поэтому коммуникации были ориентированы прежде всего на общественное объединение вокруг идеи процветания государства и отстаивания принципов американоцентризма. Второй период характеризуется как "эпоха профессионалов" [15, с. 26-27]. Происходит институализация деятельности с качественным изменением функций, дрейф к идеальной, двухсторонней симметричной модели коммуникаций между организацией и ее общественностью на основе партнерства и взаимопонимания, который можно обозначить как высший пилотаж общественных отношений.
Процесс развития и становления паблик рилейшенз Катлип делит на шесть основных периодов [15, с. 26-28]:
Первый период назван "Эпохой подготовки почвы" (1900-1917 гг.) и связан с эпохой журналистских расследований, разоблачением махинаций в крупном бизнесе и коррупции государственных чиновников. В 1900 году в Бостоне появляется первое бюро паблисити просуществовавшее до 1911 года и выполнявшее ряд крупных заказов учреждений и кампаний. Подобного рода организации оказывали услуги по организации паблисити в политической сфере и бизнесе. Появление знаковых фигур в области пиар, таких как Айви Ледбеттер Ли, Рекс Ф.Харлоу, также связано с работой на ниве пресс-агентств. Катлип этот период в американских пиар связывает с влиятельными политическими фигурами Теодора Рузвельта, виртуоза в организации личного паблисити, крупных лидеров делового мира Джона Д.Рокфеллера, Генри Форда, Теодора Н. Вайля, содействовавших эволюции пиар и "проторивших пути для - рекламы и паблик рилейшенз" [15, с. 27].
Второй период С. Катлип связывает с первой мировой войной (1917 - 1919 гг.) Это период "впечатляющей демонстрации возможностей организованной пропаганды, проводящейся с целью возбуждения пламенного патриотизма, что облегчает в дальнейшем распространение облигаций военного займа, набор добровольцев в армию и сбор пожертвований на военные нужды" [15, с. 27-28].
Третий период датируется экономическим бумом двадцатых годов (1919 – 1929 гг.). Мощный импульс в развитии военной промышленности страны предопределил индустриализацию и урбанизацию страны. Колоссальные денежные средства были брошены на развитие экономики и важнейших отраслей промышленности, что в свою очередь потребовало притока новых сил для обеспечения известности этим фирмам и создания положительной репутации и "достижения побед в политических битвах и сбора огромных денежных сумм на благотворительные цели". Эта эпоха связана с именами признанных профессионалов в области паблик рилейшенз: Эдварда Бернейса, Уолтера Липпманна, Артура У.Пейджа. "Именно в этот период у людей, связанных с зарождающейся профессией паблик рилейшенз, начало формироваться ощущение самоидентификации и настоящего профессионализма" [15, с. 28].
Четвертый период определяется как "Эпоха Рузвельта и период второй мировой войны" (1930-1945 гг.). Основными событиями этого периода Катлип отмечает Великую депрессию и вторую мировую войну, "события которых имели далеко идущие последствия, значительно обогатившие и усовершенствовавшие практику паблик рилейшенз" [15, с. 28-29]. А самыми влиятельными фигурами этого времени он считает Франклина Д.Рузвельта и его консультанта Луиса Мак-Генри Хау.
Пятый период охватывает события 1945-1965 годов. Если СССР и Европа после войны лежали в руинах, то Америка избежала разрушений на своей территории. Отход от военизированной экономики к постиндустриальной ведет к успехам в промышленных областях производства и появлению открытий в ряде стратегических областей знания. "Эта эпоха принесла паблик рилейшенз широкое признание, а число специалистов в области паблик рилейшенз перешагнуло отметку 100000. В этот период возникли также мощные профессиональные ассоциации, стало проводиться обучение по специальности паблик рилейшенз, а телевидение проявило себя как одно из наиболее влиятельных коммуникационных средств" [15, с. 29].
Последний период Катлип определяет как "Глобальное информационное общество" (с 1965 г. по настоящее время). "Окинавская Хартия Глобального Информационного общества", подписанная лидерами восьми ведущих держав мира (включая В.В. Путина) в 2000 году, подвела итоговую черту на переломе второго и третьего тысячелетия. Этот век характеризуется развитием "высоких технологий", покорением космоса и освоением новых коммуникационных каналов, таких как Интернет, глобализацией экономических процессов и взаимозависимости государств друг от друга [15, с. 29].
 В связи с исследуемой темой, интересно рассмотреть две линии развития паблик рилейшнз — европейской и американской.
В Европе PR трансформировался из разнообразных пресс-служб в государственных органах. Родиной европейских ПР считается Великобритания. Здесь появились первые структуры по управлению общественными отношениями. Современные элементы PR в Британии появились достаточно давно. Еще в 1809 г. Британским казначейством были введены должности пресс-атташе. В 1854 году Министерство почт Великобритании заявило о необходимости объяснения своей работы общественности (это отмечалось в опубликованном годовом отчёте).
В 1912 г. премьер-министр Ллойд Джорж организовал группу лекторов для разъяснения нового подхода правительства к пенсионному обеспечению (опыт, который был плохо учтен при введении последней реформы о монетаризации льгот в России). 
Сфера деятельности ПР в Великобритании активно формируется в годы Первой мировой войны и последующие десятилетия. Правительство использует ПР-технологии для разъяснения всей политики в вопросах пенсионного обеспечения, а также программ здравоохранения и жилищного строительства.
В 1918 г. при короле была введена должность пресс-секретаря, а в 1932 г. в штате премьер-министра появилась должность руководителя службы по связям с прессой. Важным событием в 1926 г. было создание Императорского правления по маркетингу, которое занималось непосредственно мероприятиями PR. Интересно отметить, что в 1932 г. Би-би-си установило свое всеимперское радиовещание, которое явилось основой для радиовещания за границу. Поэтому уже через два года был создан Британский совет в целях расширения связей с зарубежными странами в области культуры и образования. Уже к 1939 г. департаменты паблик рилейшнз имелись во всех ведомствах, занимавшихся социальными проблемами, а также имеющих дело с вооруженными силами [12, с. 42]. 
Таким образом, с Европе к началу Второй мировой войны представители по управлению общественными отношениями имелись в органах местного самоуправления, специальные структуры были созданы во всех министерствах, связанных с социальной политикой.
С началом Второй мировой войны в 1939 г. в Англии было создано Министерство информации, одновременно во всех родах войск британской армии были созданы отделения PR. Постоянные войны, в которых участвовали европейские страны, забирали много сил. Промышленность в большей степени была ориентирована на военно-промышленный комплекс. До конца Второй мировой войны товаров массового спроса не было в избытке. Граждане ценили бережливость и рачительность, берегли семейные ценности и раритеты. Они были неинтересны как покупатели, поэтому британская промышленность не проявляла большого интереса к PR до 1945 г.
В это время в Америке PR активно развивались и стали настоящим полигоном для отработки различных технологий воздействия на массы.  Экономические кризисы только подхлестывали развитие информационных технологий обработки общественного сознания. Именно Америка породила две основные методики подготовки специалистов по PR: первая — от основ журналистики и массмедиа, вторая — от основ психологии и социологии. До сих пор именно эти специалисты чаще всего работают в данном направлении. Хотя сегодня PR — очень синтетическая наука, базирующаяся на социологии, психологии, лингвистике, теории коммуникации, экономике, политологии и других дисциплинах.
Еще в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро паблисити, а в университете штата Пенсильвания в 1904 г. был создан собственный офис паблисити. Первое крупное бюро PR было создано в 1912 г. при Американском телефонно-телеграфном объединении. Однако в современном значении это выражение было введено в 1916 г. американским журналистом Айви Л. Ли, ставшим одним из основателей новой теории общения. 
В 1918 г. курс PR был включен в учебный план университета штата Иллинойс, в 1922 г. — и Нью-Йоркского университета.
Однако термин «паблик рилейшнз» в этот период все еще не был широко и официально признан, хотя контакты с массами налаживали уже профессионалы. Эдвард Бернейс, племянник Фрейда, в 1919 г. основал в Нью-Йорке фирму по управлению известностью. Именно увлечение Бернейса психологией породило манипулятивное, гипнотическое направление воздействия на народ, в котором так часто обвиняют PR [28, с. 27].
В начале 30-х годов в США PR выделился в самостоятельную функцию менеджмента, пользующуюся спросом в крупных компаниях страны. В центральном офисе демократической партии появляется должность советника по PR, и в 1936 г. директор по PR утверждается в республиканской партии. 
С 1945 по 1965 г. в США наблюдался бум PR. Число работников в этой области превысило 100 тыс. В 14 университетах начались выпуски бакалавров по PR. Росло количество PR-программ в промышленности, торговле, правительственных учреждениях. По подсчетам американцев в настоящее время в США в сфере паблик рилейшнз функционируют более 2000 фирм и агентств [28, с. 29].
После войны первыми в Европе примеру американцев последовали англичане, заложив современную систему PR в деятельность многих государственных и частных, коммерческих и некоммерческих структур. Преимущество отдавалось журналистам, так как у организаций возникали трудности в общении с прессой и издательской деятельности.
В 1948 г. был создан Институт по связям с общественностью (Institute of Public Relations — IPR) — ведущее объединение британских профессионалов PR. Сегодня это международная ассоциация International Public Relations Association, которая уже к концу ХХ века насчитывала в своих рядах 5400 индивидуальных членов [28, с. 30].
В 1969 году создаётся Ассоциация Пр-консультантов Великобритании (РЕСА). Всемирную известность имеет автор ряда учебников, много лет возглавлявший Международную ассоциацию паблик рилейшнз – Сэм Блэк (Великобритания). Нами использовались две его работы, переведенные на русский язык «Введение в паблик рилейшнз» (или «Паблик рилейшнз. Что то такое?») [4,5].
В Европе первые организации ПР появившиеся после второй мировой войны, уже не носят столь прагматического характера и построены скорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностью организации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнеры в системе ПР, в результате чего общество в целом и его производственные отношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займут предприятия-граждане. 
В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание делового клуба «Стеклянный дом», на котором присутствовали представители ряда крупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения было воплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражает английская пословица: «Людям, живущим в стеклянных домах, не следует бросаться камнями».
Во Франции в 60-е годы на этих принципах было открыто первое высшее учебное заведение коммуникативного типа СЕЛСА при Сорбоннском университете — Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программу дисциплин включаются не только ПР, но и реклама, маркетинг, коммерческая и политическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованиях явно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг о ПР начиналась словами «Есть ли у организации душа?».
В послевоенной Германии службы ПР практически обязательны для крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, в стране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджменту обладают все ПР-мены, их средний возраст — около 40 лет, среди них много женщин.
Таким образом, хотя развивавшаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы «паблик рилейшнз». Так, в период «немецкого экономического чуда» 50-х годов усилилось внимание к PR немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция «паблик рилейшнз», трактовавшая связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.
Представители французской школы PR послевоенного периода также стремились выработать свои принципы и технологии в этой сфере и весьма осторожно относились к американской концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса. Французская школа определяет цель PR – как гармонизацию отношений в обществе в целом и организации в частности. Именно поэтому особое внимание уделяется внутриорганизационному (институциональному) PR. 
Наряду с формированием новых школ в 40—60-х годах происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. — Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.
Таким образом, существуют различные взгляды на периодизацию развития паблик рилейшнз. Но все авторы, так или иначе, опираются на периодизацию, предложенную в свое время С. Катлип.
2.2. Анализ периодизаций ПР в США и Европе

Е.Н. Пашенцев в своей книге подробно анализирует периодизацию ПР, в первую очередь, отмечая её американское начало. Предложенная им периодизация наиболее полно отражает становление и развитие ПР. Начало этой деятельности, как отмечает Е.Н. Пашенцев, по Скотту Катлипа, зарождалось в период войны за независимость Северной Америки (1775-1789 гг) [18, с. 55]. В это время паблик рилейшнз развивается в политической сфере. Борцы за независимость были обеспокоены дурной репутацией демократии - единственной формы правления, которую они признавали. Народ был равнодушен к политическим сражениям, существовала и мощная оппозиция движению за отделение от Англии. Сторонникам независимости требовались большие усилия для привлечения общественного мнения. Они не упускали ни одного случая, чтобы заручиться поддержкой общественности в наступательных действиях. Для этого использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс-бюллетени, газеты, лозунги, митинги, поэзия, песни, комиксы и др.
Эдвард Бернайз в книге "Кристаллизуя общественное мнение" (1923 г) высоко оценивает умение "отцов-основателей" американской независимости устанавливать связи с общественностью. 
Второй исторический этап, этап паблисити (1810-1900 гг.). Активно осваивался американский запад, менялись социально-экономические условия жизни: росли крупные города, происходила значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формировались гигантские корпорации, которые становились, по мнению современников, угрозой демократии. Этот период в экономической жизни Америки связан с подъемом свободного предпринимательства. Государство в 20-30 гг. оказывает поддержку развитию коммуникационных сетей страны, становлению национального хозяйства. В это время растет недоверие бизнесменов к государству из-за стремления президента Джексона к государственному регулированию и частному декларированию наступательного характера президентской власти [23, с. 77]. 
В американской литературе довольно широко распространена точка зрения, что пионерами пресс-посредничества выступали бродячие цирки и театральные труппы, нанимавшие специалистов из числа бывших журналистов. Их обязанностью было обеспечивать любыми способами хорошую прессу, а, следовательно, и кассу. Талантливым пресс-посредником был руководитель передвижного цирка - Барнум. Он считал, что массам надо преподносить лишь то, чего они хотят, внушать людям желания определенного содержания. Барнум стал широко известен в Америке благодаря использованию им одного необычного приема обмана общественности. Чтобы привлечь внимание публики, он выставлял напоказ бывшую темнокожую рабыню, уверяя, что ей 160 лет, что она 100 лет назад была няней Дж. Вашингтона. Когда со временем интерес к рабыне стал угасать, Барнум под чужими именами писал в газеты письма, доказывая правдивость фактов, связанных с этой историей. Когда же мошенничество раскрыли, он начал оправдываться, уверяя, что сам стал жертвой обмана [26, с. 98].
Пресс-агенства реализовывали на практике первую модель (пресс-посредническую деятельность). В этот период у организации, благодаря прессе, появляется возможность манипулировать для продвижения собственных идей, товаров, услуг. 
 Третий этап "Эра рассады" (1900-1920). В конце XIX начале ХХ вв. заканчивается период бесконтрольного промышленного роста, мощные экономические кризисы привели к тяжелому положению трудящихся, вследствие чего в стране нарастает недовольство, сопротивление господству корпораций и монополий. В общественной жизни Америки этот период связан с публичными скандалами вокруг монополий и коррумпированных чиновников, поэтому он и получил название "The muckraking arca" ("разгребатели грязи) или "Эпоха жаренных фактов" [18, с. 57].
Журналисты, писатели, социологи обличали политические и социальные пороки общества, предавали гласности случаи коррупции, приемы конкурирующих компаний, деятельность правительства. Оказавшись бессильными противостоять всеобщему нарастающему недовольству, крупные магнаты были вынуждены обратиться в качестве оборонительной стратегии к услугам пресс-агентов, которые должны были преподносить общественности мнение предпринимателей по поводу тех или иных событий.
Так, в 1902 г. Ида Тарбелл опубликовала серию статей под общим названием "История "Стандарт-Ойл Компани". Владельцем этой фирмы был Джон Д. Рокфеллер. Журналистка подвергла критике нечистоплотные методы конкурентной борьбы, а заодно и самого магната. Вызванный статьями общественный резонанс был столь значителен, что репутация бизнесмена оказалась под угрозой: начались неприятности с компаньонами, ухудшились отношения внутри фирмы. Рокфеллер нанял журналиста Айви Ли, который стал автором ряда статей, размещенных в известных газетах. Публикации были посвящены не предпринимателю Рокфеллеру, а Рокфеллеру - отцу семейства, примерному мужу. Американцы увидели то, что хотели увидеть - пример добропорядочного гражданина, энергичного делового человека, пример для подражания [22, с. 101].
Первое пресс-агентство появилось в Бостоне в 1900 г. под названием "Паблисити-бюро". Оно, как и последующие агентства информировало публику, выступая для корпораций и других организаций интерпретаторами их деятельности. Однако своим появлением на общественной арене Америки PR обязана Айви Ли, который впервые сформулировал на практике многие принципы и методы, серьезно повлиявшие на формирование современной концепции паблик рилейшнз [18, с. 60].
4 период - это этап становления PR как профессиональной и научной дисциплины (1920-1940 гг). В 192 3г. Эдуард Л. Бернайз (племянник Зигмунда Фрейда) выпустил первую книгу, описывающую PR-практику "Кристаллизуя общественное мнение". Позднее Бернайз в книге "Биография идеи" так описывает процесс выбора названия новой профессии: "Когда я открыл мой первый офис в 1919 г...Я хотел найти слова, которые выражали бы нечто более широкое, чем publiclti, press agentru. Я назвал то, что я делал "управлением известности"... Под этим я подразумевал управление действиями клиента для достижения желаемой известности..." [18, с. 61].
Масштабность достижений Бернайза в 20-х г. может проиллюстрировать введенный им в PR-практику метод целенаправленного "создания событий" большого масштаба. 
Вторая мировая война оставила множество примеров пропагандистских усилий. Многие исследователи, в том числе С. Блэк, Л. Невзлин, И. Яковлев, считают, что первая и вторая мировые войны использовали инструменты PR и что главным стимулом быстрого развития паблик рилейшнз в США и Великобритании оказались именно эти войны [4, 17, 30]. 
Американские исследователи склонны отслеживать историю паблик рилейшнз в своей стране по правительственным и межправительственным кризисам. Они выделяют следующие периоды интенсивного развития PR: первая мировая война, большая депрессия и новый курс, вторая мировая война, Корейская война, Вьетнамская война, холодная война, вторжение в Панаму, война в Персидском заливе.
5 этап - послевоенная эра продолжается с 1945 по 1965 гг. в социально-экономической жизни Америки и Европы этот период связан с конверсией военного производства, восстановлением экономики и переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу. Быстро росло население, развивались высокотехнические производства, сфера обслуживания. В Америки наступает бум PR. Национальная ассоциация муниципальных и правительственных чиновников (NALGO) принялось создавать отделы паблик рилейшнз.
Развивающаяся в Европе PR-деятельность, находилась под сильным влиянием американских подходов. Но после войны постепенно начали формироваться новые научные европейские школы паблик рилейшнз.
Развертывание "холодной войны" с СССР побудило американское правительство и PR -специалистов к созданию технически совершенных методов пропаганды, особенно в обеспечении постоянного потока информации. Так, в 1953 г. ряд английских служб внешнеполитической информации объединились в Американское информационное агенство (USIA). Этот специальный независимый правительственный орган координировал национальную информационную политику в более чем 120 странах мира. Главная цель агентства - интерпретировать общественное мнение данного государства в интересах Америки и предоставлять федеральному правительству аналитические отчеты. 
В 1955 г. вышла в свет новая книга Э. Бернайза "Инженеринг согласия". Автор подчеркивал, как теоретик консенсуса, что у PR имеется три функции: "информировать общественность, способствовать собственно убеждению общественности, влиять на ее представления". Бернайз определил конечную цель всех PR-усилий как достижение согласия с помощью PR-методов. Он впервые высказал идею посредничества на основе открытости, доверия, диалога. В этой коммуникативной модели, признанного классика паблик рилейшнз, большое значение придается исследованиям внешней и внутренней среды [18, с. 59-60].
Этот период принес широкое признание паблик рилейшнз. И хотя по-прежнему доминирует асимметричная информационная модель, в которой преобладают журналистские и лекционные методы информирования общественности, все же постепенно уступает место воздействию с учетом анализа мнений, потребностей и интересов общественности.
6 период, современный период развития PR, по мнению ряда исследователей, начинается с 1965 г. и продолжается в настоящее время. Этот период у Ск. Катлипа называется периодом "общей глобальной информации" [15, с. 27]. 
В экономически развитых странах ускоренно развиваются высокие технологии, увеличивая число коммуникативных каналов. Национальные экономики постепенно превращаются в единую мировую - глобально зависимую и глобально соревнующуюся. Мощные экономические, политические, социальные и экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения всеобщего согласия. Поэтому PR-технологии широко востребованы в бизнесе, политике, социальной сфере.
Начиная с 60-ых г., содержание PR-практики смещается от воздействия на среду к ее изучению и привлечению полученной информации для управления. "Внимание специалистов PR переходит от "выхода" к "входу" социальной системы, - замечает российский исследователь И. Яковлев, - ... PR начинает входить в "сердцевину", т.е. в менеджмент организации, влияя на выработку ее стратегии и политики, все чаще принимая участие в выработке и принятии решений. Экономический подъем 50-60 гг. в странах запада экономисты называют "Эпохой потребления", когда ставка была сделана не на организацию производства, а на организацию сбыта [30, с. 93]. В ту пору не было четкого отношения к PR как научной дисциплине, лишь в 70 гг. возникает концепция, подчиняющая PR маркетингу.  
Периодизация развития ПР в Европе отражается в периодизации ПР во Франции, которую предложил теоретик и практик Жак Ку де Фейак.
Первый этап развития ПР во Франции – это десятилетие после Второй мировой войны. На этом этапе проявилась потребность в формировании позитивного общественного мнения вокруг банков, крупных компаний. В этот период крупные компании создают отделы «внешних отношений». Одной из первых такой отдел открыла «Стандар франсез де Петроль».
Второй этап развития – середина 50-х – начало 70-х годов XX века. Большое значение придаётся созданию образа компании, налаживанию обратной связи с общественностью. Определяется статус профессии и сферы деятельности.
Третий этап – 70-е – начало 90-х годов XX века. Расширение рынков, расширение круга заинтересованной общественности определило новые масштабы развития общественных отношений. Появляется много теоретических трудов о ПР. Так, например, выпускаются работы директора лаборатории «Коммуникации и политика» Центра научных исследований Доменика Вольтона.
Четвёртый этап – 1990-е годы. Это эпоха бурного развития коммуникационных технологий, интернационализации бизнеса.
Выводы: 
1. На первом американском этапе (1775-1789) - технологии PR полностью вписывались в процесс политической агитации и пропаганды. Первый европейский этап развития ПР (первое десятилетие после Второй мировой войны) характеризуется в потребности в формировании позитивного общественного мнения вокруг крупных банков, компаний.
2. На втором американском этапе (1810-1900) - система связей с общественностью начинает играть заметную роль в конкурентной борьбе, отношениях с профсоюзами, индустрии. Второй этап развития ПР во Франции (середина 50-х – начало 70-х гг. XX века) характеризуется стремлением создать образ компании, налаживанию обратной связи с общественностью.
3. Третий американский этап развития ПР характерен созданием пресс-агентств, которые должны были преподносить общественности мнение предпринимателей по поводу тех или иных событий. Третий этап развития ПР в Европе (70-е – начало 90-х XX века) характеризуется появлением большого количества теоретических трудов о ПР, в связи с расширением рынков, круга заинтересованной общественности в развитии общественных отношений.
4. Четвертый американский этап (1920-1940) можно назвать переходом от длительного прикладного эмпирического периода к этапу превращения паблик рилейшнз в науку и искусство управления. В Европе четвертый этап (1990-е гг) – эпоха развития коммуникационных технологий.
5. Пятый американский этап развития ПР (1945-1965) характеризуется тем, что функции PR-практики переходят от рекламных к исследовательским и консультативным. Возникает сложная модель, отражающая двусторонний характер паблик рилейшнз, имеющих обратную связь, т.е. учитывающих необходимость отслеживания реакции публики на влияние организации. 
6. Шестой американский этап развития ПР (1965 по настоящее время) характерен тем, что PR-технологии становятся широко востребованными в бизнесе, политике, социальной сфере. 
Несмотря на то, что современный ПР пришел в Европу после второй мировой войны, англо-американские идеи смешивались с уже существовавшими европейскими концепциями ПР, хотя их никогда не называли «концепции ПР» и не изучали в этом качестве.
Таким образом, паблик рилейшнз является не только англо-американской концепцией, в нем существуют и европейские основы.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1225
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba