СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.
Объект исследования внешнеторговая деятельность РФ в аграрном секторе.
Предмет отношения международной купли-продажи товаров, на примере товаров сельскохозяйственного назначения.
Цель исследования проанализировать роль государства в развитии внешнеторговой деятельности на примере аграрного сектора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать основные понятия инфраструктуры и инфраструктуры внешнеторговой деятельности в РФ, подходы российских и зарубежных ученых;
- исследовать специфику управления внешнеторговой деятельностью в зарубежных странах;
- проанализировать законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ;
- проанализировать развитие инфраструктуры внешней торговли в РФ, основные элементы инфраструктуры внешнеторговой деятельности аграрного сектора;
- проанализировать экспорт и импорт товаров сельскохозяйственного назначения, государственные мероприятия по регулированию их ввоза и вывоза;
- выявить актуальные проблемы инфраструктуры внешней торговли на примере аграрного сектора;
- проанализировать комплекс мероприятий по совершенствованию системы развития инфраструктуры внешнеторговой деятельности аграрного сектора;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства по вопросам внешней торговли.
Методологическая основа исследования. При написании работы для достижения ее целей и решения поставленных задач использовались различные общенаучные и частноправовые методы исследования: диалектический (основной способ объективного познания действительности), системный и специальные - формально-логический (при оценке соотношения отдельных норм, в том числе норм различных отраслей права), историко-юридический и сравнительно-правовой (при выяснении особенностей развития законодательства об исследуемом институте).
Степень разработанности. Вопросы международной торговли входят в круг научных интересов ряда отечественных ученых. Широко известны труды Л.П. Ануфриевой, М.П. Бардиной, А.П. Белова, М.М. Богуславского, Е.В. Брунцевой, М.И. Брагинского, А.П. Вершинина, Н.Г. Вилковой, В.В. Витрянского, И.Н. Герчиковой, И.В. Елисеева, И.С. Зыкина, В.А. Канашевского, А.С. Комарова, А.Л. Маковского, В.А. Мусина, Е.Ф. Прокушева, М.Г. Розенберга, Е.А. Суханова и др.
В последнее время в России опубликован ряд работ по исследованию и практическому применению контракта внешнеторговой купли-продажи, однако монографических исследований, посвященных комплексному теоретическому анализу сделок международной купли-продажи с учетом экономических и правовых особенностей, а также практике рассмотрения споров, возникающих из данных правоотношений, недостаточно.
Структура работы состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения и библиографического списка.
1. Понятие и правовые основы внешнеторговой деятельности в РФ
1.1. Основные понятия инфраструктуры и инфраструктуры внешнеторговой деятельности в РФ, подходы российских и зарубежных ученых
Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств, таким образом, торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок) .
Следовательно, важность этих сделок во внешнеэкономической деятельности подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках, как правило «пересекают» границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства .
Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.
Поэтому осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения.
Внешнеэкономические связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и, прежде всего, его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность .
Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:
1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
3. Организация международного денежного обращения.
Основным правовым инструментом осуществления международных торговых отношений между коммерческими предприятиями из различных стран является договор. Во внешнеторговых отношениях он чаще называется контрактом.
Количество заключаемых контрактов в условиях рыночной экономики из года в год увеличивается, более сложным становится его содержание, ускоряется и сам договорный процесс, которому в немалой степени способствуют современные достижения технического прогресса.
Бурное развитие мировой торговли, усложнение ее содержания усиливают значение единообразных норм, регулирующих один из наиболее распространенных видов сделок - контракт внешнеторговой купли-продажи.
Действительно, контракт внешнеторговой купли-продажи играет основную роль в международном торговом обороте. Путем его заключения и исполнения осуществляется большая часть внешнеторгового оборота России.
По своему характеру этот контракт связан с правом более чем одного государства, поэтому усложняется не только нормативная база его правового регулирования, но и практическое применение.
В связи с этим возникает потребность пересмотра некоторых устоявшихся правил заключения договоров, которые перестали отвечать запросам современного рынка, т.е. необходимо создание инструмента, способного устранить частноправовые препятствия, что обеспечивало бы хозяйствующим субъектам возможность заключения и исполнения контрактов внешнеторговой купли-продажи, несмотря на их национальные различия, а также различия правовых систем, к которым они принадлежат.
По этой причине в области унификации международно-правового регулирования контрактов внешнеторговой купли-продажи предпринимаются немалые усилия.
Вместе с тем недостаточно рассматривать договор только как правовую форму, опосредующую разнообразные хозяйственные отношения, не затрагивая при этом его макроэкономическую составляющую. Следует согласиться с М.И. Кулагиным, который считает, что институт договора используется не только в качестве юридической формы обмена, но и как правовой инструмент организации рыночного хозяйства, опосредующий процессы концентрации капитала и производства .
Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется резким увеличением и усложнением межгосударственных экономических связей. Центральное место в правовом регулировании международного имущественного оборота, который представляет собой совокупность всех гражданско-правовых сделок, занимают контракты внешнеторговой купли-продажи товаров.
Торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании, торговые соглашения создают договорно-правовую базу в торгово-экономических отношениях, устанавливают принципы этих отношений, определяют их правовой режим (регулирование таможенного обложения, транспортных связей, торговой и другой экономической деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой), дают право создавать торговые представительства на территории друг друга .
Контракт внешнеторговой купли-продажи товаров представляет собой коммерческий документ, которым оформляют внешнеторговую сделку и в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, а именно обязательство продавца передать определенный товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки контракта внешнеторговой купли-продажи.
1. Контрагенты в сделке - из разных стран. В большинстве случаев контракт внешнеторговой купли-продажи характеризуется тем, что заключается с иностранными партнерами.
2. Сделка всегда имеет внешний характер.
3. Перемещение товара через государственную границу двух и более государств (на таможенную территорию другого государства) . Перемещение территорию через государственную границу влечет применение к сделке таможенного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 12 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валютным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и ТК РФ.
4. В качестве средства платежа обычно используется иностранная валюта. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к иностранной валюте относятся:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
При возникновении спора, который невозможно разрешить посредством переговоров или иных примирительных процедур, он разрешается в арбитраже.
Всегда существует риск срыва договора, неисполнения или ненадлежащего исполнения вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств (форс-мажор).
Важную роль при заключении контракта внешнеторговой купли-продажи играют стандартные условия договора, разрабатываемые отдельными фирмами или объединениями предпринимателей в определенной сфере деятельности. Так, ряд типовых контрактов разработан международными торговыми ассоциациями Великобритании: Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA), Федерацией ассоциации по торговле маслосемянами, растительным маслом и жирами семян и жира (FOSFA), Британской ассоциацией шерсти, Лондонской ассоциацией какао, Лондонской ассоциацией по торговле каучуком и др.
Под типовым контрактом на практике обычно понимается ряд унифицированных общих условий купли-продажи, сформулированных с учетом торговой практики в зависимости от базисных условий поставки. Однако сами по себе они не являются контрактом, а представляют собой лишь его составную часть. Это примерный договор, содержащий ряд заранее сформулированных унифицированных условий определенного вида, изложенных в письменной форме.
Общими для всех типовых контрактов являются их применение только по соглашению сторон, а также возможность внесения в них изменений договаривающимися сторонами.
Использование заранее подготовленных форм договоров, включающих в себя также и общие условия (проформы договоров), в экономике промышленно развитых стран приобрело массовый характер как в отношениях между предпринимателями, так и при оформлении сделок с участием потребителя.
При разработке текста контракта необходимо исходить из следующих принципов:
1) учет существующей нормативно-правовой базы для контракта внешнеторговой купли-продажи, выработанной мировым сообществом;
2) соблюдение национального законодательства участников договора в части порядка оформления внешнеторговых контрактов;
3) учет наличия типовых контрактов;
4) стороны контракта отстаивают свои взаимные интересы;
5) контрагенты должны учитывать типичные ошибки, допущенные в ранее заключенных контрактах.
По мнению И.Ю. Ленчевского, предварительная подготовка большей части условий контракта позволяет разработать документ гораздо лучшего качества, чем в случае согласования в процессе индивидуальных переговоров; существенно сокращается время на заключение сделки, а контрагенты получают возможность широко использовать накопленный опыт торговли в данной отрасли.
А.С. Комаров и другие ученые также рассматривают такое положение как положительное явление, способствующее более рациональному экономическому обороту, поскольку это значительно снижает временные и материальные затраты участников оборота при оформлении отношений.
Контракт внешнеторговой купли-продажи представляет собой основной коммерческий документ, оформляющий внешнеэкономическую сделку. Его функциями являются, во-первых, юридическое закрепление отношений между контрагентами; во-вторых, определение порядка, последовательности и способов совершения сделок между партнерами; в-третьих, закрепление мер по обеспечению выполнения обязательств сторонами.
Итак, контракт внешнеторговой купли-продажи выполняет следующие функции:
юридически закрепляет складывающиеся между контрагентами внешнеторговые отношения, придает им характер обязательств, выполнение которых защищается законом;
выявляет реальные потребности рынка в товарах;
определяет порядок и способы выполнения взаимных обязательств по контракту, взаимодействие и сотрудничество контрагентов, устанавливает правила их поведения, а также систему контроля над соблюдением этих правил;
предусматривает способы экономической защиты интересов участников договора на случай нарушения ими обязательств.
Под субъектами контракта внешнеторговой купли-продажи понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по купле-продаже. В международной торговле эти стороны именуются контрагентами.
Обязательным условием для признания контракта договором международной купли-продажи товаров, подпадающим под регулирование Венской конвенции 1980г., является местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. По общему правилу, в контрактные отношения данного вида могут вступать иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.
Следует отметить, что определение государственной принадлежности сторон внешнеторгового договора представляет значительную сложность, как в теории, так и на практике. Так, в соответствии со ст. 1201 ГК РФ «национальность» граждан-предпринимателей определяется:
либо по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя;
либо, при отсутствии такой регистрации, по закону страны, где находится основное место осуществления предпринимательской деятельности.
Государственная принадлежность юридических лиц устанавливается еще сложнее. В странах англо-американской системы права для этого используется критерий инкорпорации, где личным законом юридического лица является закон места его учреждения, регистрации его устава. Предусматривается этот критерий и законодательными актами Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Китая, Кубы, Нидерландов, Перу и др.
1.2. Специфика управления внешнеторговой деятельностью в зарубежных странах
В зарубежной литературе к критериям "международности" (internationality) контракта, как правило, относят факт нахождения мест бизнеса сторон контракта в различных государствах. При этом не рассматриваются как имеющие существенное значение для определения критерия "международности" такие факторы, как различная национальность, домициль или обычное местожительство сторон, факт заключения за рубежом контракта. Однако место исполнения контракта за рубежом является важным фактором в выборе применимого права. Так, контракт между двумя австралийскими сторонами, заключенный в Австралии, но подлежащий исполнению в Индонезии, является чисто международным по характеру . Некоторые иностранные авторы считают, что контракт, связанный с внутренней куплей-продажей импортируемых товаров, также должен рассматриваться как имеющий международный характер . Исходя из Римской конвенции 1980 г. , стороны чисто внутреннего контракта могут выбрать иностранное право для регулирования их отношений (ст. 3.3). Отсюда делается вывод, что простой выбор права приводит к "международности" контракта .
Это последняя позиция находит поддержку в законодательстве некоторых стран. Так, венгерский Указ о международном частном праве 1979 г. к иностранному элементу относит ситуации, когда "в гражданских, семейных или трудовых правоотношениях участвует иностранное лицо, предмет имущества или право: и возможно применение права нескольких государств". Как видим, венгерский законодатель поставил иностранное право, а также саму возможность применения права нескольких государств в качестве критериев, определяющих наличие в составе правоотношения иностранного элемента.
В Комментарии к Принципам международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г. отмечается, что "международный характер договора может быть определен многими различными способами. Решения этого вопроса, содержащиеся как в национальном законодательстве, так и в международных документах, включают в себя отсылки на место нахождения предприятия или обычное место пребывания сторон в различных странах до использования более общих критериев, таких как договор, имеющий "существенные связи более чем с одним государством", "включающий выбор между правом различных государств" либо "затрагивающий интересы международной торговли". Принципы УНИДРУА прямо не устанавливают ни один их этих критериев. Предполагается, однако, что понятие "международные договоры" (т.е. контракты. - В.К.) должно толковаться по возможности широко, с тем чтобы в результате исключить только те ситуации, в которых иностранный элемент вообще отсутствует, то есть когда все имеющие какое-либо значение элементы данного договора связаны только с одной страной" .
Как отмечает Дж. Делюм, во Франции на первоначальном этапе (в первой половине XX в.) в качестве критерия определения международного контракта суды исходили из экономических соображений: контракт рассматривался как "международный", если он предусматривал обмен экономическими ценностями (как в форме денег, так и в иной форме) через государственную границу. Данный подход сохраняет свое значение и сегодня . Например, в деле Sociйtй Aranella v. Sociйtй Italo-Ecuadoriana 1985 г. контракт между двумя итальянскими компаниями, несмотря на общую национальность сторон, был признан международным, поскольку на "экономическом уровне" сделка включала "передачу товаров и услуг или платежей через государственную границу". Вместе с тем, начиная со второй половины XX в., экономический подход дополняется другими факторами.
Например, в решении французского Кассационного суда (Court de cassation) по делу Hecht v. Sociйtй Buismans 1972 г. суд отметил, что "контракт, заключенный в Нидерландах между голландской компанией и французским агентом является международным контрактом, т.е. контрактом, связанным с правовыми нормами нескольких государств, и что такой контракт имеет международный характер, поскольку он заключен в Нидерландах и его цель состоит в том, чтобы позволить французской стороне исполнить во Франции юридические действия от имени компании, зарегистрированной в Нидерландах согласно голландскому праву: для того, чтобы увеличить экспорт производимых ею товаров во Францию...".
Таким образом, суд обратил внимание на три элемента "международности" контракта:
1) разнонациональность сторон;
2) связь с различными правовыми системами;
3) экспорт товаров.
В США понятие международного контракта основывается на таких критериях, как национальность сторон, существо переговоров относительно сделки, а также предмет договора. В решениях Верховного суда по ряду дел было установлено, что международным считается контракт, который связан со многими юрисдикциями, различными законами, включая коллизионные нормы о выборе права для разрешения споров из контракта. В связи с этим Дж. Делюм выделяет в понятии международного контракта экономическую и юридическую стороны. С юридической стороны международный контракт должен иметь связи с различными странами, ставя стороны перед необходимостью решения различных коллизионно-правовых вопросов, а также вопросов выбора удобного суда для разрешения споров. С экономической точки зрения во внимание должен быть принят такой фактор, как трансграничная природа соответствующих операций .
Основой для определения понятия "внешнеэкономическая сделка" в отечественной литературе является главным образом контракт международной купли-продажи. Однако в отличие от соглашений в области международной купли-продажи сфера применения международных транспортных конвенций связывается, как правило, с тем фактом, что в разных государствах находятся место отправления и место доставки груза . Таким образом, перевозка будет считаться международной, если она осуществляется за границу. Следовательно, определяющим для квалификации договора международной перевозки является не нахождение коммерческих предприятий сторон - перевозчика и отправителя - на территории различных государств, а нахождение мест отправления и назначения груза в разных странах.
Например, ст. 10 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (в редакции Протокола от 23 февраля 1968 г.) предусматривает: "Положения настоящей Конвенции применяются ко всякому коносаменту, относящемуся к перевозке грузов между портами двух разных государств, если: a) коносамент выдан в Договаривающемся государстве, либо b) перевозка осуществляется из порта, находящегося в Договаривающемся государстве, либо c) договор, содержащийся в коносаменте или удостоверенный им, предусматривает, что правила настоящей Конвенции или вводящего их в действие законодательства какого-либо государства применяются к этому договору, какова бы ни была национальность судна, перевозчика, отправителя, получателя или любого другого заинтересованного лица" (выделено мной. - В.К.).
Согласно ст. 1 Конвенции о договоре международной перевозки грузов 1956 г. (ЦМР) эта Конвенция "применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции" (выделено мной. - В.К.). При этом в этой статье ЦМР 1956 г. специально подчеркивается, что она применяется "независимо от национальности заключающих договор сторон".
Под международной перевозкой в смысле Варшавской конвенции 1929 г. (в редакции Протокола 1955 г.) (п. 2 ст. 1) понимается, в частности, "всякая перевозка, при которой... место отправления и место назначения расположены на территории двух участвующих в Конвенции государств" (выделено мной. - В.К.).
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
Внешнеэкономическая деятельность это отношения, регулируемые не только общим, но и специальным законодательством.
Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах.
Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности – «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т.п.
Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово - промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования внешнеэкономической деятельности и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:
- национальным - законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
К законам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся следующие: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный кодекс Российской Федерации».
Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность.
Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.
Экспорт стратегически-важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешнеэкономических связей РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати.
Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).
Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены.
Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России . Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах.
В правовом регулировании международного контракта также важную роль играют нормы международных договоров.
Для стран Европейского Союза действует Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980г., которая при отсутствии соглашения сторон о применимом праве предусматривает применение права страны, наиболее тесно связанного с договором.
Многие западноевропейские страны участвуют в Гаагской конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955г. В соответствии с ее положениями, если сторонами не определено право, подлежащее применению к договору, продажа регулируется внутренним правом страны продавца. Договор купли-продажи регулируется внутренним правом страны покупателя или местопребыванием предприятия, выдавшего заказ, если он был получен в этой же стране либо продавцом, либо его представителем, агентом или коммивояжером (ст. 3).
Для стран СНГ (за исключением Грузии) действует Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (далее - Соглашение 1992г.), в соответствии с которым при осуществлении соглашения сторон о применимом праве используется право места совершения сделки (п. "е" ст. 11 Соглашения 1992г.).
Следует отметить, что многие соглашения, регулирующие коллизионные вопросы договора международной купли-продажи товаров, не вступили в силу. Например, Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при международной купле-продаже движимых материальных вещей 1958г., Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.
Важным шагом в целях унификации материальных норм, регулирующих международную куплю-продажу, явилась разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (далее - Венская конвенция 1980г.).
Венская конвенция 1980г. устанавливает унифицированный правовой режим для договоров международной купли-продажи, это важно в связи с существенными различиями в национальном праве разных государств.
Значение Венской конвенции 1980г. состоит в том, что она:
1) содержит единообразное регулирование заключения и использования договоров международной купли-продажи товаров и в основном позволяет устранить существенные расхождения в национальных законодательствах;
2) способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих переговоров, поскольку отпадает необходимость в изучении иностранного законодательства и практики его применения;
3) создает предпосылки для однозначного понимания сторонами договора их прав и обязанностей;
4) содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминационных отношений в международной торговле;
5) определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору;
6) регулирует отношения по субъектам (сторона договора) и объектам (предмету) договора в случае возникновения споров между сторонами, относящимися к государствам, не участвующим в Венской конвенции 1980 г.;
7) устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие;
8) определяет признаки договора купли-продажи, к которым Венская конвенция 1980г. не применяется .
К общим принципам Венской конвенции 1980г. относятся:
свобода договора;
диспозитивность положений Венской конвенции 1980г.;
необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле;
презумпция действия применяющегося в соответствующей области торговли обычая;
связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений;
сотрудничество при исполнении обязательств;
применение критерия «разумности»;
возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения, однако, с приоритетом эквивалентного возмещения;
разграничение нарушений на существенные и несущественные с предоставлением потерпевшей стороне в отношении первых более широких прав, включающих в себя отказ от контракта.
Контракту внешнеторговой купли-продажи всегда присущ иностранный элемент, поскольку его стороны имеют разную государственную принадлежность, предметом контракта являются операции по экспорту или импорту товаров, в качестве средства платежа используется валюта, которая является иностранной для обеих или, по крайней мере, для одной из сторон контракта.
В странах континентальной Европы (Австрия, Германия, Греция, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Франция и др.) применяется критерий «оседлости», т.е. личным законом юридического лица является местонахождение его административного (управляющего) центра. Кроме того, к этому критерию обращается законодательство ряда неевропейских стран.
В законодательстве ряда стран применяется и так называемая теория контроля, согласно которой при определении государственной принадлежности юридического лица принимается во внимание национальность субъектов, фактически контролирующих данную организацию (в том числе путем преобладающего участия в ее уставном капитале). Данный критерий нашел отражение не только в двусторонних, но и в некоторых многосторонних договорах, включая Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965г. (далее - Вашингтонская конвенция)
Менее распространенным является критерий «центра эксплуатации», применяемый законодательством ряда развивающихся стран. Мотив, определяющий выбор этого критерия, - привязка личного закона к основному месту осуществления хозяйственной деятельности юридического лица. Как отмечает В.П. Звеков, недостаток этого критерия состоит в том, что значительная часть операций, осуществляемая юридическим лицом, совершается в его административном центре .
В Российской Федерации согласно ст. 1202 ГК РФ гражданская правоспособность юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (личным законом такого юридического лица).
Так, согласно п. 2 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица определяются:
статус организации в качестве юридического лица;
организационно-правовая форма юридического лица;
требования к наименованию юридического лица;
вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
содержание правоспособности юридического лица;
порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Данный подход к определению сферы действия личного статута юридического лица является преобладающим также в зарубежном законодательстве, судебной практике и доктрине. Так, известный немецкий ученый коллизионист Л. Раапе отмечает, что «личный статут является решающим во всех вопросах, касающихся юридического лица как такового. Он решает, как далеко простирается правоспособность юридического лица: какие органы могут действовать за юридическое лицо, каков объем их полномочий на представительство и в каких пределах допустимо уставное ограничение этих полномочий. Какие права и обязанности вытекают из членства в обществе, по каким основаниям лицо утрачивает правоспособность и т.д.» .
Таким образом, в XXI веке Россия остро сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль соблюдения национальных интересов, обеспечение экономической безопасности.
Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Государственное регулирование внешнеэкономической во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия.
В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Глава 2. Анализ инфраструктуры внешнеторговой деятельности в РФ на примере аграрного сектора, актуальные проблемы
2.1. Развитие инфраструктуры внешней торговли в РФ, основные элементы инфраструктуры внешнеторговой деятельности аграрного сектора
Сельское хозяйство – это социально значимая отрасль, которая определяет продовольственную безопасность страны. Его государство защищает везде. Тем более что климатические условия России объективно менее благоприятны, чем в США, Аргентине и Новой Зеландии, что объективно ведет к удорожанию продукции сельского хозяйства.
В научной литературе последствия вступления России в ВТО трактуются не однозначно. Ряд авторов достаточно оптимистично смотрит на вступление России в ВТО. Например, И. Ушачев выделяет целый ряд факторов, которые, по его мнению, положительно скажутся на развитии российского сельского хозяйства от вступления в ВТО. В частности он считает, что следствием присоединения явится эффективное включение емкого российского рынка в международную торговую систему. В рамках обязательств, которые Россия возьмет на себя по итогам переговоров, наши партнеры получат стабильный и предсказуемый доступ на российский рынок товаров, услуг и капитала .
По мнению В. Демьяненко и Д. Рылько присоединение России к ВТО, в частности к Соглашению по сельскому хозяйству, должно оказать в целом благоприятное воздействие не только на внешнюю торговлю продовольствием, но и на развитие продовольственной системы страны.
Г. Шмелев и др. наоборот считают, что при полном выполнении обязательств по вступлению в ВТО Россия по существу лишается прав регулирования внешней торговли и принятия мер по защите отечественного сельского хозяйства и если это будет реализовано, то в целом влияние на отечественное сельское хозяйство будет негативным.
В. Назаренко обращает внимание на то, что механическое распространение на Россию правил Уругвайского раунда по присоединению к ВТО, разработанных под влиянием стран-экспортеров и принятых без участия российской стороны, может иметь негативные последствия, закрепляя неблагоприятный внешнеторговый режим, и содержать требования по ликвидации производственного субсидирования российского сельского хозяйства.
Хотя можно предположить, что в плане общей глобализации и интеграции России в мировое хозяйство требуется особая осторожность, чтобы умело и по возможности эффективно отстаивать национальные интересы.
Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 130 стран, а более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.
Следует подчеркнуть, что процесс присоединения к ВТО носил односторонний характер в том смысле, что все запросы и требования (включая тарифные уступки) выдвигались членами ВТО в отношении присоединяющейся страны; последняя же не правомочна вести переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже зафиксированы в документах ВТО. Мы считаем, что подобное положение могло иметь весьма болезненные внутренние последствия, и требует наличие консенсуса внутри страны в отношении всех решений по присоединению к ВТО.
Анализ документов по вступлению в ВТО показывает, что реализация соглашений ВТО в наибольшей степени отвечает интересам промышленно развитых государств. Так, по расчетам Департамента торговли США, в случае полного выполнения всех договоренностей Уругвайского раунда ВВП этой страны может увеличиться на 100-200 млрд. долл. в год. Кроме того, только вследствие внедрения решений соглашения в течение десятилетия (1995-2005 гг.) ожидается рост мировой экономики на 5 триллионов долларов, что будет означать значительный спрос на товары и услуги на мировом рынке. США планируют удовлетворить значительную часть этих потребностей. Например, по прогнозам Министерства сельского хозяйства США, рост экспорта пшеницы из страны до 2005 г. должен вырасти на 5-7 млн. тонн.
По оценкам экспертов, решения раунда должны были привести к дополнительному росту цен мирового аграрного рынка. В частности, в соответствии с их расчетами, в 2000г. цены на основные экспортные виды американской продукции вырасли от 2,5% (кукуруза) до 4% (растительные масла). В результате, даже если предположить, что объем вывоза кукурузы, пшеницы и соевых бобов (основных позиций экспорта, составивших около трети его в 1990-95 г.) сохранился на уровне первой половины 90-х гг., то дополнительный доход АПК, вследствие упомянутого роста цен, ежегодно составил 350-400 млн. долл. 10
Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет сейчас менее 10 процентов. Формируется фермерский сектор. Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств.
Однако из-за отставания в реализации реформ, неготовности отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением гарантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось преодолеть спад производства и избежать ухудшения финансовой ситуации.
В 2009 году производство продукции агропромышленного комплекса сократилось по сравнению с предыдущим годом на 7 процентов. Сокращается производственный потенциал агропромышленного комплекса, уменьшаются посевные площади, поголовье скота и птицы, объем инвестиций производственного назначения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ оборудования многих отраслей пищевой и рыбной промышленности составляет 60-70 процентов. Выбытие основных фондов существенно превышает их ввод.
Существующие "ножницы цен" на материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственную продукцию, возникшие спросовые ограничения на продовольственные товары, а также низкая эффективность в этом секторе экономики обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70 процентов сельскохозяйственных предприятий.
Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной сезонностью, сельское хозяйство является неконкурентоспособным на рынке краткосрочных кредитов.
Трудности экономического характера усугубляются незавершенностью реальных институциональных преобразований, в особенности в сельском хозяйстве.
Для стимулирования экономического роста в агропромышленном комплексе, повышения экономической эффективности всех его отраслей Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996г. N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.
Основой углубления институциональных преобразований в агропромышленном комплексе стала кооперация и интеграция. Особая роль при этом была отведена кооперированию в сферах переработки сельскохозяйственной продукции, производственного обслуживания, кредитования и страхования.
Организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций будут приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться агропромышленная интеграция в различных ее формах - в виде финансово-промышленных групп, концернов, агрокомбинатов, агрофирм и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение доходности товаропроизводителей, повышение спроса на продукцию агропромышленного комплекса и установление паритетных экономических отношений с другими секторами материального производства.
Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне стала за последние 10 лет дифференцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохозяйственных продуктов, конкурентных на международных рынках, должны созда
|