СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
К сожалению, приходится признать, что ни одна из перечисленных положительных мировых тенденций развития физической культуры пока не стала характерной для Российской Федерации. Так, в физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 10 - 15% российских граждан.
В России сохраняется преобладание спорта высших достижений над массовым спортом, что сдерживает привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом. Практика показывает, что возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере.
Причины такого положения вещей выступают как следствия недооценки роли человеческого фактора в развитии общества и кроются в целом ряде факторов:
- недостаточное финансирование сферы физической культуры и спорта;
- разрушение с распадом СССР старой системы физкультурно-спортивного движения;
- сокращение количества физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений, вызванное экономическим трудностями, увеличение стоимости их сооружения и содержания;
- коммерциализация занятий в спортивных кружках, секциях, клубах , что сделало занятия физкультурой и спортом менее доступными для значительной части населения;
- недостаточная пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта.
Это привело к тому, что сейчас фактически не сформирован идеал физического здоровья, как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации. Не случайно В.В. Путин, будучи президентом Российской Федерации, в выступлении «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Государственного Совета Российской Федерации 30 января 2002 года отметил, что необходимо сформировать общенациональную модель физкультурно - спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу: стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. В 2005 году эта работа была начата в рамках национального проекта «Здоровье».
В настоящее время стало общепризнанным фактом, что приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно - спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию, спорту и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой и рабочей молодежи. Необходимо преодолеть весь комплекс нерешенных вопросов, которые определяют низкую физкультурно - спортивную активность молодежи. В числе этих вопросов
- слаборазвитая материально-техническая база;
- ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию;
- издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы;
- ориентация педагогической деятельности на количественные показатели;
- отсутствие традиций семейного физического воспитания;
- несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
В значительной степени облегчить решение этой задачи может изучение процесса социализации личности молодого человека средствами спорта. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием спорта и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере спорта, что обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Исследования процесса социализации имеют многолетнюю историю. К настоящему времени разработано значительное количество теоретико-методологических подходов к пониманию процесса социализации и утвердилась точка зрения, что дальнейшее развитие может идти только по пути контаминации теоретических подходов.
В арсенале социологической науки находятся исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Ряд важных достижений в этой области имеют современные российские социологические школы (московская и петербургская школы социологии молодежи и др.). Здесь необходимо отметить работы Андреенковой Н.В., Гилинского Я.И., Здравомыслова А.Г., Хайруллиной Ю.Р.
Кроме того, накоплен большой пласт работ посвященных исследованиям жизненного пути личности (Титма М.Х., Мартынюк И.О.) , психологическим основам формирования личности (Божович Л.И., Залесский Г.Е., Кон И.С., Леонтьев А.Н.) , проблемам воспитания и развития личности (Зиятдинова Ф.Г., Харчев А.Г., Хузиахметов А.Н.) .
Большое место занимают и работы посвященные исследованиям молодежи. Так, например, в отечественной науке в силу традиций преобладает социально-философский и культурно-исторический подходы к изучению общественных явлений и процессов, определению места и роли молодежи как особой социально-демографической группы. Это работы Иконниковой С.Н., Ильинского И.М., Лисовского В.Т.
С 90-х годов усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях трансформирующегося общества, когда закладываются основы и формируются стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. Анализу этих проблем посвящены исследования ряда авторов , в которых рассматриваются проблемы отбора и функционирования ценностей.
Важным аспектам социализации молодежи посвящены исследования (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Эльконин Д.Б.) , в которых затронуты социально-психологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи.
Состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга, проблемы социальной адаптации молодежи в современных условиях анализируются в целом ряде работ (Даниленко О.И., Кобляков В.П., Ракова Л.В., Уледов А.К., Флиер А.Я, Запесоцкий А.С., Лисовский В.Т.) .
В западной социологии видную роль в изучении процессов социализации сыграли труды Т. Парсонса. В работах Т. Парсонса детально изучены механизмы социализации личности (познавательные, защитные, приспособительные), рассмотрены дополнительные факторы, воздействующие на личность в процессе социализации .
Но вместе с тем приходиться констатировать, что сегодня теория социализации молодежи находится в стадии развития и совершенствования концептуальных и методологических положений. Одним из направлений развития теории социализации могло бы стать изучение различных факторов социализации молодежи, в частности, средствами спорта.
Влияние спорта на социализацию личности является ее слабоизученным аспектом. Это можно объяснить как сложностью системы спорта и физической культуры в целом как социально-культурного феномена, так и отсутствием единого подхода к ее анализу, что приводит к высокой степени разрозненности имеющихся исследований.
Данное исследование посвящено одному из недостаточно изученных вопросов социализации личности – вопросу о влиянии спорта на процесс социализации подростков.
Цель данной работы – определить значение спорта как фактора социализации подростков.
Объектом исследования является социализация подростков в ходе занятий спортом.
Предмет исследования: место и роль спорта как фактора социализации подростков.
В задачи исследования входило:
1. Раскрыть особенности межличностных отношений подростков в процессе социализации.
2. Рассмотреть особенности социализации подростков в спорте.
3. Определить основные социальные мотивы, позволяющие привлечь младших подростков к занятиям спортом.
4. Выявить роль родителей, тренеров, учителей в формировании у младших школьников привычки к регулярным занятиям спортом.
5. Определить наиболее популярные среди подростков виды спорта и совокупность причин этой популярности.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическая база работы включает авторское исследование, состоящие из двух этапов. В ходе первого этапа автор анализировал роль спорта и занятий спортом в социализации подростков на основании мнений родителей и тренеров. Исследование проводили методом интервьюирования.
В ходе данного исследования было опрошено 30 респондентов: 15 родителей и 15 тренеров. Отбор респондентов производился в спортивных секциях до или после занятий для тренеров, и во время занятий для родителей.
Группу тренеров составили мужчины и женщины от 25 до 43 лет, имеющие стаж тренерской работы не менее 2-х лет. Большинство из них имеют профессиональное образование и спортивные разряды по своему виду спорта.
Опрос тренеров проводился непосредственно на месте работы. Большинство опрошенных тренеров проявили позитивное отношение к данному исследованию, охотно отвечали на задаваемые вопросы, интересовались его результатами.
Родители (в основном женщины, матери детей, посещающих спортивные секции, в возрасте от 30 до 47 лет) отвечали на вопросы нашего интервью в ожидании детей после занятий в секции. Беседа происходила в доверительной обстановке, без ограничений во времени и посторонних помех, при согласии родителей принять участие в данном исследовании. Уровень образования и доходов респондентов не выяснялся.
Интервьюрование родителей в процессе ожидания завершения тренировок их детей нам представляется наиболее благоприятным моментом для проведения интервью. Родители с удовольствием отвечали на наши вопросы и имели достаточно времени для формулирования своей позиции.
В ходе второго этапа исследования автор анализировал отношение детей-подростков к спорту и к занятиям спортом как к факторам социализации. Исследование проводилось методом анкетирования . В ходе опроса подросткам было предложено завершить суждения, представленные в форме неоконченных предложений.
Выборку составили подростки и юноши от 13 до 18 лет, с преобладанием лиц мужского пола, было опрошено 30 человек.
Раздел 1. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.
Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности.
В ходе интенсивного формирования личности в подростковом возрасте, подростки совершают глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Формирование определенного мировоззрения в подростковом возрасте является основой для дальнейшего развития личности .
Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному.
Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто я?»
Постановка этого вопроса – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости образа «я» тесно связаны с развитием интеллекта .
Ценнейшее психологическое приобретение раннего подросткового возраста - открытие своего внутреннего мира .
Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он и проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Дети младше 12 лет большей частью воспринимают свои чувства и эмоции как нечто объективно сопутствующее действиям и предметам. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его рассердил, если радуется, этому тоже находятся объективные причины. Напротив, для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила это ощущение девочка 15 лет, которая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» - ответила: «Я сама» .
Обретая способность погружаться в себя, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «…проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил, как прекрасна его решетка»; «… вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал». Подростки 14-15 лет начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Наиболее заметные сдвиги в характере происходят не в переходном возрасте, а между 7 и 10 годами, когда ребенок научается мысленно ставить себя на место другого, эмоционально переживать, и делать «психологические» заключения о других людях. Однако именно в 14-16 лет осознаются, по-видимому, интегральные связи этих, давно уже известных психических свойств; таким образом, простая совокупность свойств превращается в целостную модель или имплицитную (подразумеваемую, но не формулируемую прямо) теорию личности, с помощью которой подросток организует и структурирует свое отношение к другим людям и собственное самосознание .
Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении .
До подросткового возраста свои отличия от других привлекают внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых людей делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества .
Как меняется образ «я» с возрастом? Психологические исследовании этой проблемы идут в нескольких направлениях. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании образа «я» и его компонентов – какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое – умственным и моральным качествам и т.п. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости .
Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда - неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «я». Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, они сопоставляют свое развитие с развитием товарищей.
Юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистическим. В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфофобии.
Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки, самосознание и как меняется это свойство с возрастом?
Критической фазой развития самосознания является подростковый возраст – 12-14 лет. У 12-13-летних усиливается склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, снижается устойчивость образа «я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подростки значительно чаще, нежели младшие дети, думают, что родители, учителя и сверстники своего пола о них дурного мнения. Чаще испытывают подростки депрессивные состояния, причем у девочек это выражено гораздо сильнее, чем у мальчиков. С переходом из младшей подростковой фазы в старшую картина меняется. После 15 лет снова растет самоуважение, более устойчивыми становятся самооценки (хотя озабоченность у них выше, чем у детей) .
Длительность переходного возраста и острота связанных с ним переживаний зависят от многих конкретных условий. Наибольшие психологические трудности испытывают те подростки, у которых фаза полового созревания совпала с переходом в другую школу. Это позволяет предположить, что половое созревание, не столько само по себе, подрывает существующий у подростка образ «я», сколько повышает ранимость и чувствительность личности к изменениям среды, которые ставят этот образ под вопрос .
Тем более верно это по отношению к старшеклассникам, у которых половое созревание уже позади. Их образ «я» и самоуважение зависят, прежде всего, от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, старшими и сверстниками. Кстати сказать, в этом проявляется также изменение временной перспективы. Число ребят, озабоченных своим настоящим «я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково. Зато в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «я» - кем я стану, что из меня получится? Но эти вопросы уже являются чисто умозрительными. Они тесно связанны с проблемами психодиагностического самоопределения. Это открывает широчайшие возможности для направленного педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек старшего подросткового возраста .
Специфической чертой социальной ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой – между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки ещё не достигают. У подростков возникает острая борьба мотивов (делать ли что надо или что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение является очень сложным и трудным, оно требует такой перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимым мотив приобретает большую силу и побеждает все другие действующие на человека мотивы.
Изучение процесса такой перестройки обнаруживает, что в этих случаях человек прибегает к взвешиванию всех за и против того или иного поступка. В результате такого «проигрывания» часто человеку удаётся усилить тот мотив, который обеспечивает волевое поведение. Причём решающую роль в этом играет умение человека предвидеть последствия тех поступков, между которыми производится выбор.
Процесс выбора, создание намерения и его исполнение у подростков, обнаружили имеющиеся здесь специфические трудности. Прежде всего, у детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. У подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Например, когда школьнику надо сделать выбор между тем, сесть ли ему за приготовление уроков или продолжать увлекательное чтение, он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения. Кроме того, подростки ещё плохо умеют учитывать последствия совершенных поступков. Не только у младших, но даже у старших подростков круг предвидимых ими последствий очень ограничен.
Они часто не способны учесть, как отзовётся их поведение на окружающих (какие у них могут возникнуть трудности, переживания); в основном они учитывают последствия только для себя. Кроме того, подростки, как правило, не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Например, откладывая на потом выполнение неинтересного дела (уроки, уборка, и т.п.) и точно, рассчитав, что по времени они это сделать успеют, они тем самым не учитывают, что потом у них будет ещё меньше желание работать.
Различного рода трудности преследуют подростка также и при создании и исполнении намерения. Успешной регуляции своего поведения здесь мешает целый ряд особенностей их личности. А затем, когда это ситуативная эмоция ослабевает, ослабевает намерение подростка выполнить принятое решение.
Например, под влиянием товарищей или какого-нибудь мимолетного влечения подросток может принять решение систематически зарядку. Но если эта эмоция ослабевает, то у подростка, предоставленного самому себе, намерение оказывается невыполнимым.
В подростковом возрасте уже отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированны на деятельность; даже если основная сфера их деятельности еще не определена, такие юноши и девушки отличаются выраженной потребностью в достижении, умением ставить перед собой конкретные цели, распределять и планировать свое время. Другие живут главным образом воображением; мир их фантазии и мечты часто плохо сочетаются с практической жизнью. Третьи пассивно плывут по течению, ориентируясь преимущественно на удовлетворение своих сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном комфорте, и не слишком задумываются о будущем. Четвертые увлекаются всем понемногу .Вот почему очень важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками уже возникала проблема самоопределения, т.е. представление о своём будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности.
Именно те школьники, которые представляют себе, к чему они будут стремиться по окончанию школы, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей. Значительную роль в формировании таких черт личности могут играть увлечения подростков, например, занятия спортом, который сам по себе также способствует развитию самодисциплины, упорства, терпения и силы воли.
Подростковый возраст — остропротекающий переход от детства к взрослости, в котором сочетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. Основное отличие данного периода - выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Раздел 2. Межличностные отношения в подростковом возрасте как фактор социализации.
Анализ психологических особенностей современных подростков, ситуации их социализации позволили выделить актуальные задачи развития в подростковом возрасте:
• освоение «нового тела», становление физиологической и психологической половой идентичности;
• развитие абстрактного мышления;
• приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
• становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
• выработка жизненной философии, системы ценностей;
• постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: на что я годен?
Большинство поставленных задач связаны прежде всего с процессом становления мировоззрения и физиологическими изменениями организма в подростковом возрасте. Особое место занимает проблема общения – общения со сверстниками, с семьей, с педагогами. Приобретенные в подростковом возрасте навыки коммуникации становятся базой для дальнейшей интеграции подростка в общество и успешной социализации.
С расширением круга общения подростка оно начинает занимать в его жизни особое место, становится тем полем, на котором разыгрываются главные события его жизни, перестраивается вся сфера отношений к другим людям, к обществу, к самому себе.
В период подросткового возраста формируется новый уровень самосознания: подросток осознает себя, свои качества, достоинства и недостатки в сравнении с другими людьми, оценивает себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны. Самосознание всегда социально по своему содержанию, по самой своей сути. Оценка себя, своих возможностей осуществляется подростком на фоне пристального внимания к другим людям: он осознает не только себя, но и других в отношении к себе. Вся сложнейшая система человеческих взаимоотношений, в которую включен подросток, разворачивается перед ним как система его личной жизни, его личных взаимоотношений, чрезвычайно важных и значимых для него.
Таким образом, общение с окружающими людьми и объективно (для формирования личности подростка), и субъективно (для его самочувствия) становится фактором первостепенной важности .
В связи с огромной ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Методологическая общность подходов к проблеме общения в социальных науках проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.
Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции. Г.М.Андреева, характеризуя общение, выделила в нем три стороны, взаимосвязанные между собой:
• коммуникативную (обмен информацией между общающимися);
• интерактивную (организация взаимодействия между общающимися);
• перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий развития личности, соответствующих шести стадиям социализации:
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. С точки зрения особенностей общения в этот период зарождается целенаправленная совместная деятельность детей, в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Эта стадия характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.
Роль общения как с ровесниками, так и со взрослыми на каждой из описанных стадий очень велика. При этом можно выделить две формы социализации подрастающего поколения:
• Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
• Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
При первой форме общение становится структурированным и может выполнять инструментальную функцию. При второй форме социализации общение скорее ненаправленное и характеризуется большей свободой отношений.
Подростковый период в онтогенезе человека выделился в самостоятельный этап несколько столетий назад, мир кардинальным образом изменился и продолжает меняться. Изменяются ли вместе с ним психологические характеристики подросткового возраста? В частности изменились ли те характеристики, которые связаны с особенностями общения подростков со сверстниками.
Для анализа особенностей общения подростков со сверстниками в прошлом и настоящем (под прошлым подразумеваются 60-70-е годы XX века, под настоящим - конец 90-х-начало XXI века) необходимо представить некоторую структуру общения, изменение компонентов которой можно будет проследить во времени.
Теоретическим обоснованием проведенного анализа служит характеристика общения школьников, предложенная А.В.Мудриком и выделенные им типы общения на разных этапах онтогенетического развития. Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
• идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
• событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
• эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
• предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение) .
Если сравнивать содержание общения подростков прошлого и настоящего, то можно сделать вывод о том, что выделенные компоненты содержания присутствовали раньше, присутствуют и сегодня в общении подростков. Но изменилось лишь наполнение этих пластов содержания, которое обусловлено социально-историческими изменениями в нашей стране .
Общение подростков происходит в форме диалога: фактического, дискуссионного, информационного и исповедного.
Формы общения остались неизменными: если общение подростков в прошлом происходило в форме диалога, то так происходит и в настоящее время.
Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, тактильные средства общения) - также не подверглись особому изменению. Единственное существенное изменение заключается в появлении новых жаргонных слов и постепенном исчезновении из оборота старых. Жаргон, имеющий большое значение в группах подростков, изменяется под влиянием моды и, следовательно, тоже обусловлен социально-историческими, культурными, политическими изменениями, происходящими в обществе. Также еще некоторые изменения можно отметить в невербальных средствах общения: появление новых жестов, это детерминировано теми же, происходящими в обществе, изменениями, что и обновление жаргона .
Помимо выше перечисленных характеристик общения можно выделить также еще место общения (пространственная локализация). Поскольку большое количество подростков ориентировано на общение на улице, в общественных местах, то здесь можно отметить некоторые изменения, которые связаны с тем, что некоторые общественные места локализации общения подростков перестали существовать и им на смену пришли новые, либо те, которые существовали, продолжают существовать, но преобразились под действием времени. Но остались такие общественные места, в которых общались подростки прошлого, и также общаются подростки настоящего, - это спорт.
Раздел 3. Физическое и личностное развитие подростков в спортивной деятельности.
Спорт и физическое развитие подростков: роль в процессе социализации.
Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья .
Трудно переоценить значение здоровья как социального фактора в современном обществе. Как временные, так и продолжительные расстройства здоровья влекут за собой уменьшение трудоспособности и сокращение рабочего времени в перспективе, предопределяя нарушения карьерного роста, невозможность выполнения определенного типа работ и ограничение возможностей роста благосостояния работника, что означает ухудшение социального самочувствия, возможность социального исключения, искривления индивидуальных жизненных траекторий. Сохранение здоровья и работоспособности неразрывно связано с занятиями физической культурой и спортом, обеспечивающими сохранение психофизического потенциала индивидуума .
К сожалению, в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности здоровье выступает часто как основное, а иногда – как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени объектом эксплуатации, а ценность здоровья становится все больше инструментальной . Особенно это актуально для молодежи, среди которой ценность здоровья как средства достижения цели становится выше, чем ценность его как средства жить долго и полноценно .
Таким образом, проблема здоровья выходит на первый план в процессе социализации личности в современном обществе как проблема в первую очередь аксиологическая (ценность собственной жизни и здоровья для подростка оказывается неочевидной). В то же время успешная социализация включает интеграцию в общество и успешную социальную карьеру, что трудно осуществить нездоровому человеку. И спорт, формирующий особое отношение к собственным физическим возможностям и к физическим возможностям окружающих, становится одним из основных факторов успешной социализации подростков. Воспитание высокой требовательности к себе, жизненной потребности трудиться, умения вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье – одна из актуальных задач спортивных педагогов, решение которой определяет трудовую и социальную адаптацию молодежи .
Решение этой задачи невозможно без знаний об особенностях физического развития детей и подростков, потому что в этот период жизни состояние ребенка, его возможности, тесно связаны с физиологическими процессами, происходящими в организме.
В настоящее время достаточно полно изучены особенности физического развития подростков и юношества. Многое в этом направлении сделано теоретиками физической культуры и спорта . Ими выявлены наиболее благоприятные периоды подготовки юных спортсменов.
Большой спорт в последнее время заметно помолодел. В первую очередь это касается таких его видов, как спортивная и художественная гимнастика. Высокие результаты юных спортсменов в этих видах спортивной деятельности не случайны. Они требуют гармонического сочетания скоростно-силовых данных и тонкой координации движений. Наиболее интенсивно (в рамках подросткового возраста) эти качества развиваются от одиннадцати до семнадцати лет. Так, наиболее интенсивный прирост основных групп мышц, их силы у девочек приходится на одиннадцать-четырнадцать лет, у мальчиков - на тринадцать - шестнадцать лет. Примерно на этот же период приходится и наиболее интенсивное развитие скоростных (у девочек в двенадцать-тринадцать, у мальчиков в тринадцать-четырнадцать лет) и скоростно-силовых качеств (у девочек в одиннадцать-четырнадцать, у мальчиков в тринадцать-пятнадцать лет). К тринадцати-четырнадцати годам достигаются наиболее стабильные результаты в скорости условных моторных реакций и во времени реакции выбора как показателя нейродинамики. Так, согласно многим исследованиям в области современной морфологии, физиологии и теории физического воспитания и спорта доказано, что в возрасте тринадцати-шестнадцати лет происходят наибольшие изменения роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. В периоде от пяти до семнадцати лет наибольшее увеличение легочной вентиляции приходится на одиннадцать - пятнадцать лет. От рождения до пятнадцати лет максимальное количество эритроцитов в крови содержится у двенадцати – тринадцатилетних, на тринадцать лет приходится и максимальное потребление кислорода на 1 кг веса тела. К тринадцати-четырнадцати годам заканчивается функциональное созревание двигательного анализатора. В этом возрасте школьники показывают наилучшие результаты в координации движений. Все эти предрасположенности стимулируют физическую активность, актуализируют физкультурно-спортивные потребности подростков .
Процесс развития организма в определенной степени зависит от внешних условий жизни и характера осуществляемой учащимися деятельности, в значительной мере от направленного использования средств спортивной деятельности. Именно спортивная деятельность в период усиленного развертывания естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижению в конечном счете значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и даже невозможно.
В результате улучшения физического развития достигается улучшение работоспособности учащихся. Доказано, что подростки, занимающиеся в спортивных секциях, успешнее справляются с учебными нагрузками. Они могут работать более качественно и напряженно, меньше устают на уроках в течение учебного дня. Достигнутая степень работоспособности переносится в зрелый возраст и, если подкрепляется дальнейшим использованием средств спортивной деятельности, сохраняется длительное время, обеспечивая высокую эффективность выполняемой работы.
Занятия в спортивных школах, клубах и даже на уроках физической культуры в школе имеют большое значение для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам и овладению основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности.
Растущий, интенсивно меняющий свои формы и функции молодой организм существенно меняет внешность и физический облик подростка, причиняя подчас поистине невыносимые страдания и вызывая комплекс неполноценности. В этом возрасте у человека уже сформировался идеальный образ собственного тела, активно навязываемый рекламой, фильмами и средствами массовой информации. Юношей привлекает культ супермена: физическая сила в сочетании с горой мышечной массы. Девушки же чаще всего стремятся обрести стройность и грацию. Многие школьники, желая изменить собственную внешность, именно в подростковом возрасте приходят в спортивные клубы и секции. В последние годы в нашей стране многие виды спортивной деятельности переживают своеобразный подъем, однако интересы и устремления подрастающего поколения чаще связаны со спортивной гимнастикой. Спортивная гимнастика - это система искусственно созданных упражнений, которая решает с одной стороны - общие задачи физического воспитания, а с другой стороны - более узкие, свойственные только гимнастике задачи (развитие силы, скорости, гибкости, ловкости, координации).
В настоящее время в Единую всероссийскую спортивную классификацию включены: спортивная гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг) и спортивная аэробика. Интересной особенностью современной гимнастики является содержание в ней упражнений мужского и женского многоборья (то есть в этом виде спорта могут участвовать как мальчики так и девочки). В последние десятилетия во всем мире бурными темпами развивается такой вид спортивной гимнастики как спортивная аэробика. Этот вид спорта привлекает, прежде всего, подростков. И для этого есть свои причины: именно в этом виде спорта силовые, ярко выраженные движения согласованы с музыкой, что обуславливает особое своеобразие техники их выполнения и придает им танцевальный характер.
Упражнения, свойственные спортивной аэробике, способствуют существенному развитию мускулатуры (что очень ценится современными подростками), развитию тонкой координации движений, большой физической силы, ловкости, умения ориентироваться в сложных положениях, а также воспитывают решительность, смелость и другие, моральные и волевые качества. Легкость, изящество, яркие, четко выраженные мобильные движения и мускулистое тело - все это составляющие и атрибуты современной спортивной аэробики (и все это не может не привлекать подростков).
Многообразие современных видов спорта обеспечивает подросткам возможность выбора именно такого направления, которое обеспечит наилучшее физическое развитие индивидуально для данного ребенка и заложит фундамент его здоровья, долголетия и возможности успешного социального роста на годы вперед.
Спорт и личностное развитие в процессе социализации подростков.
Спортивная деятельность оказывает существенное воздействие на внутренний мир подростков. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, подросток попадает в абсолютно новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив. Все они - конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
В своей работе «Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности» Е.И Лубышева подчеркивает: «Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта… Ценностный потенциал спорта
|