СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава I. Антропологическая сущность адаптации
1.1.Понятие адаптации и классификация адаптационных процессов
В ходе развития организма достигается соответствие структур и функций организма запросам деятельности. Так организм адаптируется к условиям вхождения в новую возрастную фазу, к непривычным условиям воспитания, к возросшим объемам нагрузки и т.д.
«Адаптация – изменения организма при внешнем воздействии, зависящие от его специфики, дозы и нормы реакции на него» . Адаптация – результат унаследованного и приобретенного в условиях конкретной среды. Все происходящие изменения носят взаимосвязанный, целостный характер.
Структуры достигают различными путями соответствия изменившимся условиям жизнедеятельности. Структуры, возникшие в ходе адаптации, могут отличаться по своему вкладу в жизнедеятельность на момент адаптации и на предстоящий период времени. Резервная мощность, потенциал их адаптабельности в будущем окажутся неодинаковыми.
Неодинакова и энергетико-пластическая стоимость структурных перестроек. Иногда организм как бы жертвует своими структурами ради сохранения функциональной полноценности.
Адаптация бывает рациональной и не рациональной. Рационально то, что оправдано биомеханически и биохимически. При этом открываются возможности длительного приспособления к нарастающим нагрузкам, снижается вероятность срыва адаптации повышается долголетие.
Рациональная форма экономична, возникающие структуры биохимически надежны. Темп изменений естественен для организма.
Нерациональные изменения метаболически разорительны. Они не обеспечивают должной биологической надежности. Скоротечность изменений приводит к истощению их резерва и нарушению гармоничности структурных конструкций.
Например, для рациональной формы адаптации сердечной мышцы характерно повышение внутриклеточного метаболизма в кардиомиоцитах, гипертрофия сосочковых мышц и трабекул, увеличение вместимости камер сердца, умеренная гипертрофия миокарда.
Не рациональная форма характеризуется отчетливо выраженным утолщением сердечной стенки за счет мышечного ее слоя.
Чистые формы адаптации встречаются редко. Чаще наблюдается смешение морфологических проявлений рационального и нерационального характера с преобладанием тех или других.
Адаптация растущего организма к внешним условиям определяется как уровнем экологического воздействия, так и уровнем восприимчивости (или устойчивости) организма к нему.
Эндокринным механизмом адаптации служит реакция стресс. Новые экологические условия вызывают конфликт организма со средой. При умеренности конфликта в результате стресс реакции организм насыщается продуктами коркового вещества надпочечника – гормонами анаболического действия. Это способствует образованию новых структур.
Углубление конфликта приводит к дистрессу – источению гормональной активности коркового вещества и тем самым снятию гормональной стимуляции структурных перестроек.
Рациональная адаптация – результат длительного пребывания организма на фазе умеренного конфликта при постепенном нарастании нагрузки.
При этом параллельно увеличению нагрузки повышается фенотипическое проявление нормы реакции организма на этот фактор, и конфликт не выходит за грань умеренного.
Восприимчивость организма к внешним воздействиям, включая двигательные нагрузки, изменяется с возрастом, соответственно уровню генетической детерминированности.
Периоды наибольшей восприимчивости организма к воспитательным воздействиям именуются критическими. В это время можно получить максимальную отдачу в становлении формируемых признаков и свойств организма.
1.2. Различие адаптации в среде у человека и у животного
Для человека характерно ускорение развития на ранних предимплантационных стадиях эмбриогенеза. Объясняется это тем, что зародыш человека должен как можно скорее имплантироваться в стенку матки. Его положение в матке в связи с выпрямленностью тела матери до фиксации ненадежно.
На более поздних стадиях наблюдается прогрессивное замедление развития человека. По сравнению с другими млекопитающими новорожденные у приматов малы и беспомощны.
Человек при рождении отстает по уровню соматического развития от новорожденных обезьян. Новорожденный детеныш шимпанзе по уровню физического развития соответствует ребенку 4-5 месяцев.
Рост и развитие обезьян после рождения происходит быстрее, чем у человека. Детеныш мартышки в беспомощном состоянии бывает только в первые 2-3 месяца.
У обезьян быстрее, чем у человека, происходит окостенение запястья, прорезывание зубов. У гориллы кости запястья окостеневают к 3 годам, у человека – к 12-13.
Обезьяны быстрее, чем люди, достигают половой зрелости. У человека лучше, чем у обезьян выражен пубертатный скачок (у других млекопитающих он не имеет места вообще).
Общий рост заканчивается у крупных антропоидов к 11 годам, у человека – к 20 годам. У человека более длительны все периоды жизни, больше и ее продолжительность.
Крупный мозг человека является следствием как его более длительного роста, так и огромного ускорения роста после рождения. За первые два года жизни объем черепа гориллы увеличивается на 36%, а у человека на 227%.
У человека раньше, чем у высших обезьян, межчелюстная кость срастается с верхнечелюстной. Гораздо больше увеличивается длина ног, раньше и больше вырастают сосцевидные отростки черепа, раньше срастаются сегменты грудины и кости таза.
Направление и скорость изменения какого-либо признака могут быть неодинаковыми в разных периодах онтогенеза. В эволюции человека имело место проявление таких совершенно новых признаков, как наружный костный нос, подбородочный выступ, некоторые мимические мышцы, третья малоберцовая мышца и т.д.
Онтогенез человека дает примеры рекапитуляции признаков как очень отдаленных предков человека (жаберные артерии), так и ближайших обезьяньих родичей.
Некоторые особенности строения тела человека формируются на ранних этапах онтогенеза и в их развитии рекапитуляций не наблюдается.
В пренатальном онтогенезе млекопитающих конечности растут быстрее туловища. Передние конечности обгоняют в росте и развитии задние. У приматов после рождения конечности продолжают расти быстрее туловища.
Это и объясняет, почему человек рождается относительно длинноруким и коротконогим и почему по пропорциям конечностей его плод сходен с антропоморфной обезьяной.
Оказалось, что антропоморфные обезьяны приобретают свойственную им длиннорукость в первый период удлинения конечностей (в середине утробного периода). Человек же становится особенно длинноногим после рождения.
Это же касается и изменения других признаков. У всех обезьян интенсивное нарастание веса мозга наблюдается сразу после рождения. Именно в это время наблюдается различие по массе мозга между человеком и антропоморфными обезьянами за счет большой скорости его роста у человека.
После рождения интенсивно формируется жевательный аппарат в связи с функцией жевания. В этот период складывается различие между человеком и антропоморфными обезьянами по степени выраженности лицевого отдела.
Различия в адаптации человека и животных хорошо прослеживаются на примере развития психики человека и животных. Выделяются врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.
Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами (инстинкты питания, самосохранения, размножения и другие). Для инстинктов характерна их относительная постоянность, однотипность проявления у животных одного и того же вида.
Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития психики животного. Чем выше уровень, тем быстрее образуется навык.
Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т.д.
Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. На рисунке 2 показано развитие форм поведения в филогенезе.
III.
II.
I.
Рисунок 2. Формы поведения
Индивидуально-изменчивые формы поведения (навык и интеллект) получают преимущественное развитие на той их двух расходящихся линий, по которой развиваются позвоночные.
У низших позвоночных психические проявления более элементарные, чем у высших беспозвоночных, однако перспективы развития по этой линии большие.
У низших позвоночных обоняние является главным органом ориентировки во внешнем мире. Далее развитие позвоночных происходит по расходящимся линиям.
У одних преобладающее развитие получает кора (у млекопитающих), у других центральные ганглии (у птиц).
Вторая линия оказывается более прогрессивной. По этой линии развиваются преимущественно высшие формы индивидуально-изменчивого поведения. У птиц значительную роль играют инстинктивные формы поведения.
Для летной жизни нужно хорошее зрение, действия птиц отличаются однообразием, малой вариативностью, вот почему у них преобладают инстинктивные формы поведения. Конечно, это уже не тот примитивный инстинкт пчел или муравьев. Кроме того, меняется соотношение инстинктивных и индивидуально-изменчивых форм поведения. У птиц научаемость достигает уже значительного уровня.
У млекопитающих значительное развитие получает кора.
Господствующее значение приобретают изменчивые формы поведения, индивидуально приобретаемые ими. У обезьян их уровень психического развития определяется образом жизни. Умение лазать расширяет поле зрения, значение обоняния уменьшается, роль зрения возрастает.
Многообразие зрительных и слуховых впечатлений в лесу стимулирует сенсорную деятельность мозга и соответствующее развитие в нем высших сенсорных долей.
В мозгу наблюдается значительный рост зрительных долей за счет обонятельных. Заодно развиваются и высшие моторные центры, развивается координация движений.
Обезьяны стали переходить к прямой походке, рука стала служить для хватания, в ней выделяется большой палец. Рука становится пригодной для манипулирования предметами.
Развитие руки и зрения, способность подмечать изменения в окружающем мире и стали основными биологическими предпосылками для развития интеллекта.
Способность к практическому синтезу, которая еще не проявляется у низших обезьян, начинает отчетливо выступать у антропоидов. Они способны подметить пространственные и внешние действенные соотношения предметов в зрительном поле.
Они уже прилагают один предмет к другому, используя их в качестве орудий. Однако интеллектуальные действия животных носят иной характер, нежели мышление человека.
Интеллектуальные действия животных не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и передаются «человеческими» способами: через речь, орудия и продукты труда.
Интеллектуальные действия даже высших обезьян примитивны, они не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Особенностью поведения обезьян является их подражательность. Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию.
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые условия, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.
Интеллект обезьян и вообще животных всецело определяется биологическими закономерностями и образом жизни.
Животное не способно понимать причинно-следственные связи. Оно способно решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни. Осознать бессмысленность своих действий она не может.
Качественно новым этапом развития психики явилось возникновения сознания человека. Его появление обусловлено социальными условиями. Ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.
В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Первые зачатки интеллекта проявляются у приматов. У человека его существование и развитие связано с общественно-трудовой деятельностью. Человеческий интеллект качественно отличается от интеллекта животных.
Таблица 1
Важнейшие особенности деятельности
Деятельность животных Деятельность человека
Инстинктивно-биологическая Направляется познавательной потребностью
Не существует общества, нет совместной деятельности Действие имеет общественную значимость
Руководствуются наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения Передача и закрепление опыта через социальные средства общения
Зачатки орудийной деятельности не создают никаких новых операций Изготовление орудий труда
Глава II. Особенности социальной адаптации человека
2.1. Социальная адаптация как механизм становления человека
Факторы, влияющие на рост и развитие организма, могут носить обязательный и случайный характер. Их подразделяют на наследственные и средовые. «Наследственные влияния на онтогенез отчетливо проявляются при сравнении в пределах одного возраста и пола людей разного телосложения» . По данным близнецовых исследований соматотип у детей более, чем на 70% детерминирован генетически.
В зрелом и пожилом возрасте старение суставных концов фаланг кисти у мужчин и женщин брахигипертрофического телосложения более выражено, чем при долихогипотрофическом телосложении. В старческом возрасте (после 75 лет) эта особенность у мужчин сохраняется, тогда как у женщин старение фаланг кисти при долихогипотрофическом соматотипе становится более выраженным, чем при брахигипертрофическом.
Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе. По наблюдением итальянских ученых в семьях с высоким экономическим уровнем девушки начинали менструировать в среднем в 12 лет 7 месяцев, а при низком – в 13 лет 2,5 месяца. У городских девушек менструации как правило проявляются раньше, чем у сельских. Городские девушки отличаются от сельских преимущественным появлением менархе в зимние месяцы.
У населения горных областей половое развитие задержано по сравнению с жителями равнины. Возможно, что появление монархе сопряжено со стрессогенным воздействием на организм. Это может быть пищевой стресс (временный дефицит питания), физический стресс (тяжелая работа), климатический стресса (повышенная теплоотдача в холодные зимние месяцы) и психический стресс.
Рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, хотя последние отражаются на его темпах. Эти процессы происходят по внутренним законам, по программам, запечатленным в наследственном коде.
2.2. Роль социализации в социальной адаптации личности
Когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начался процесс социогенеза – то есть становление общественной формы бытия человека. Социогенез – совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ – государств.
Гоминизация – процесс очеловечивания обезьяны до появления человека разумного. Этот процесс включает развитие прямо хождения, прогрессивные преобразования мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, изменение зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, интеллекта, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты.
Развитие человечества, начиная с верхнего палеолита, происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Племена конкурировали между собой и те из них, чья организация более подходила с данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социогенезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Иногда неблагоприятные условия стимулировали ускоренное развитие племени и оно обгоняло своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза выступали особенности организации и социальной структуры племени.
Согласно принятой теории человекообразные существа (гоминиды) начали развиваться из человекообразных обезьян около 4 млн. лет назад в Африке. Однако эта теория не является общепризнанной. Сторонники божественного происхождения человека называются креационистами, естественного происхождения – эволюционистами, космического происхождения – космистами.
Процесс адаптации к внешней среде привел к социализации человека. Например, австралопитеки высвободили руки для того, чтобы пользоваться орудиями труда. Они могли уже хорошо бегать на двух ногах.
Тропические леса в Африке стали отступать. На смену им пришли сухие степи и саванны. Выйдя из тени лесов, наш предок оказался в теплой шубе, в которой больше не нуждался. Это привело к потере шерстяного покрова.
На стадии социогенеза и стадии истории общества определяющими факторами развития выступали общественное разделение труда и технический прогресс.
Элементы социальной организации существуют уже у общественных насекомых – пчел, муравьев, термитов. Они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть определенная социальная иерархия. Однако у животных нет социализации. Их поведение диктуется инстинктами. Инстинкты – это биологические программы действия, которые передаются генетическими и являются врожденными. Инстинкт предполагает жестко предписанное поведение.
Роль инстинктов снижается по мере эволюции. Если поведение червей и моллюсков на 100% инстинктивно, то поведение млекопитающих в значительной степени разумно. Высшую ступень эволюции занимает человек.
Чем сложнее организм, тем дольше ему приходится обучаться для приспособления к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже практически взрослыми, то есть готовыми нормально функционировать в своей экологической нише.
Высшим организмам приходится сложнее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени для того, чтобы новорожденный обучился и приспособился к взрослому миру своего биологического вида, овладел хотя бы минимальными навыками выживания. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон. У тигров, слонов и обезьян несколько лет.
Подобно другим биологическим видам, человек на первых этапах своей эволюции взаимодействовал со средой обитания по принципу управления с обратной связью с неизбежными при этом резкими колебаниями численности. Численность регулировалась сверху хищниками и паразитами, сбоку – конкурирующими видами, изнутри – людоедством и умерщвлением людей и снизу – истощением пищевых ресурсов.
У примитивных организмов стратегия выживания основана на росте численности, у высокоорганизованных – на поддержании популяционного равновесия.
У человека более чем на 80% поведение социально приобретаемое. Социальная эволюция человеческого рода достигла такой высокой стадии, когда индивиду приходится обучаться умению выживать не в дикой природе, а в социальной среде, где происходит постоянный социальный отбор, где одни группы и расы воюют с другими. Преимущества коллективной организации жизни древний человек почувствовал очень рано.
В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Согласно последним, между группами и внутри группы должна быть постоянная борьба и отбор сильнейших. «Для выживания рода и его успеха в межвидовой конкуренции крайне вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это с нарастающей скоростью происходило в человеческом обществе» .
Складывается впечатление, что история человечества – это совершенствование системы социальной помощи и защиты. Человечество лишь возмужало и окрепло, защищая больных и слабых.
Групповой образ жизни способствует накоплению опыта совместной защиты, который при непрерывной смене поколений и поддержании минимально допустимой численности становится традицией, закрепляемой даже генетически. А это означает непрерывную эволюцию форм социальной организации людей.
2..3.Специфика адаптации личности в различных климатических условиях
В последние годы была сделана попытка пересмотреть прежние представления о более раннем половом созревании южан по сравнению с северянами. Оказалось, что возраст начала менструации у девушек Гренландии и Европы, а также Гренландии и Индии весьма сходен. Оказалось, что в более ранних строках менархе появляется в странах умеренного климата. На севере и ближе к экватору сроки его более поздние.
В первом случае половое созревание задержано повышением энергетических трат организма, во втором – затруднением теплоотдачи. В Европе и Афри5е возраст первых менструаций понижается с приближением к Средиземному морю.
На севере (Гренландия) и юге (Индия) тенденция к уменьшению среднего возраста менархе в последнее столетие оказалась выраженной менее, чем в странах умеренного климата. Возраст начала менструаций определяется комплексом внешних воздействий, дополняющих друг друга.
В Гренландии холодный климат, но там пищевой рацион богат животным белком. В Индии жаркий климат, но пища содержит мало белков.
«Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияния на рост т развитие, если условия обитания не являются экстремальными» . Адаптация в экстремальных условиях вызывает столь глубокую перестройку функционирования организма, что не может не сказаться на процессах роста. Речь идет о процессах роста у детей в высокогорных областях и в тропических зонах.
В одном из самых жарких мест на земле, в Тропической Африке, английский исследователь Д. Робертс изучал возрастные изменения длины тела и веса у негритянских детей, относящихся к различным племенам нилотской группы. В любом возрасте негры имели сравнительно меньший вес по отношению к длине тела, чем жители умеренного и холодного климата. Тем самым у жителей Тропической Африки выше отношение поверхности тела к весу, что является одним из адаптивных изменений, способствующих более интенсивному уровню теплоотдачи.
В последнее время интенсивно изучают, как влияет на человеческий организм обитание в условиях высокогорья. Были проведены антропологические исследования индейцев, кечуа в Перу, киргизов Восточного Памира, таджиков Западного Памира. Оказалось, что у детей и подростков высокогорья процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению в их сверстниками равнинных и низкогорных районов.
В числе основных причин задержки роста, помимо особенностей питания, может быть снижение функции щитовидной железы как адаптивная реакция на гипоксию. Ее гормоны не только регулируют основной обмен, но и играют важную роль в процессах роста и развития. Замедленные темпы роста и развития детей в условиях высокогорья - в какой-то степени вторичный результат адаптации организма к гипоксии.
Заключение
Адаптация – изменения организма при внешнем воздействии, зависящие от его специфики, дозы и нормы реакции на него.
Социальная адаптация – это изменения организма при внешнем воздействии общества, социальных процессов.
В работе были рассмотрены факторы, влияющие на процессы социальной адаптации.
Адаптация бывает рациональной и не рациональной. Рационально то, что оправдано биомеханически и биохимически.
Рациональная форма экономична, возникающие структуры биохимически надежны. Темп изменений естественен для организма.
Нерациональные изменения метаболически разорительны. Они не обеспечивают должной биологической надежности. Скоротечность изменений приводит к истощению их резерва и нарушению гармоничности структурных конструкций.
Адаптация растущего организма к внешним условиям определяется как уровнем экологического воздействия, так и уровнем восприимчивости (или устойчивости) организма к нему.
Эндокринным механизмом адаптации служит реакция стресс. Новые экологические условия вызывают конфликт организма со средой. При умеренности конфликта стресс способствует образованию новых структур.
Углубление конфликта приводит к дистрессу – источению гормональной активности коркового вещества и тем самым снятию гормональной стимуляции структурных перестроек.
Различия в адаптации человека и животных хорошо прослеживаются на примере развития психики человека и животных. Выделяются врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.
Интеллект обезьян и вообще животных всецело определяется биологическими закономерностями и образом жизни.
Животное не способно понимать причинно-следственные связи. Оно способно решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни. Осознать бессмысленность своих действий она не может.
Качественно новым этапом развития психики явилось возникновения сознания человека. Его появление обусловлено социальными условиями. Ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.
Факторы, влияющие на рост и развитие организма, могут носить обязательный и случайный характер. Их подразделяют на наследственные и средовые.
Рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, хотя последние отражаются на его темпах. Эти процессы происходят по внутренним законам, по программам, запечатленным в наследственном коде.
Когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начался процесс социогенеза – то есть становление общественной формы бытия человека. Социогенез – совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ – государств.
Развитие человечества, начиная с верхнего палеолита, происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Племена конкурировали между собой и те из них, чья организация более подходила с данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социогенезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Иногда неблагоприятные условия стимулировали ускоренное развитие племени и оно обгоняло своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза выступали особенности организации и социальной структуры племени.
Процесс адаптации к внешней среде привел к социализации человека.
Чем сложнее организм, тем дольше ему приходится обучаться для приспособления к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже практически взрослыми, то есть готовыми нормально функционировать в своей экологической нише.
Высшим организмам приходится сложнее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени для того, чтобы новорожденный обучился и приспособился к взрослому миру своего биологического вида, овладел хотя бы минимальными навыками выживания. Этот период называется детством.
Подобно другим биологическим видам, человек на первых этапах своей эволюции взаимодействовал со средой обитания по принципу управления с обратной связью с неизбежными при этом резкими колебаниями численности.
У примитивных организмов стратегия выживания основана на росте численности, у высокоорганизованных – на поддержании популяционного равновесия.
В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Формируются формы групповой защиты.
Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияния на рост т развитие, если условия обитания не являются экстремальными.
Список литературы
1.Агарков Г. Б., Слезин В.Б. Морфофункциональный аспекты церебральной системы принятия решений у позвоночных. – Киев: Наук. думка, 1986.
2. Баскин Л.М. Этология стадных животных. – М.: Знание, 1986.
3.Бергман Е. Поведение собак. Пер. с финск. / Под ред. Л.А. Гибет. – М.: Восхождение, 1992.
4.Дембровский Я. Психология обезьян. Пер. с польского Н.Л. Ваксман /Под ред. Н.Н. Ладыгиной – Котс. – М.: Иностранная литература, 1963.
5.Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов /Под ред. А.В. Алексеева. – М.: Наука, 1986.
6.Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
7.Ильичев В.Д. Управление поведением птиц / Под ред. Д.С. Павлова. – М.: Наука, 1984.
8.Корытин С.А. Повадки диких зверей. – М.: Агропромиздат, 1986.
9.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 10.Эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения. – М.: издательство МГУ, 1986.
11.Кравченко А.И. Социальная антропология. – М.: Академический Проект, 2003
12.Морфология человека // Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М.: Издательство МГУ, 1990
13.Никитюк Б.А. Интегративные подходы в возрастной и спортивной антропологии. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.
14.Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального развития организма. – М.: Наука, 1978.
15.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
16.Разин В.М. Введение в культурологию. М.,1994.
17.Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – Л.: Наука, 1986.
18.Тушмалова Н.А. Функциональные механизмы приобретения поведения у низших беспозвоночных. – М.: МГУ, 1986.
19.Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. – Л.: Наука, 1977.
|