Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 13:35
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

совладеющее поведение
Диплом | 28.08.2014, 17:59

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление

Введение    3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения    6
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладеющего поведения………………………………………………………………………..16
1.3.Защитные механизмы совладеющего поведения и их проявление в детском возрасте    23
Выводы по первой главе    41
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования    42
2.2. Результаты исследования    48
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования    60
Выводы по второй главе    64
Заключение    65
Список использованной литературы    69
Приложения

 

 

 

 

Введение

Для успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуации, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой, кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.
 Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].
Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую устойчивость [11].
Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает к совладеющему поведению, предпочитая поведение защитное. Психологическая защита - это система стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие [20].
В исследованиях З.Фрейд [39] было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дельнейшем будут активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие психологической защиты и  защитного поведения появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16] и является предметом исследований в современной науке Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18] В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990 [26]. 
Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004 [24] . Актуальность исследования совладающего поведения детей обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего поведения, эффективна в преодолении стресса. Проблемка изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости  к стрессу, развитие поведенческих навыков, обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить  механизмов и функций совладающего поведения у детей 7 -8 лет.
Объект исследования: проявление совладающего поведения в детском возрасте.
Предмет исследования - стили и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.
Гипотеза исследования:  существует связь, между развитием совладающего поведения и мотивацией достижения  в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1.    Проанализировать особенности, закономерности  и функции совладающего поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;
2.    Определить особенности формирования совладающего поведения и защитных механизмов у детей;
3.    Исследовать и выявить особенности, механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;
4.    Сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, психолого – педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Выявлена и описана феноменология и соотношение защитного и совладающего поведения у младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего поведения у детей 
Практическая значимость работы Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями) изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания преодоления детьми кризисов развития [24].
Совладание как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления детьми кризисов в собственном развитии. 
Позднее понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping» начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях, категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20].
 Характерно, что в отечественной психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, – при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и «психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» (от английского «to cope» – преодолевать). В равной степени используются термины «coping behavior» и «coping», причем акцент на собственно поведении в практике исследования реально может и не присутствовать. Иными словами, сегодня данный термин отражает достаточно широкую психологическую реальность. В большинстве случаев совладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия с трудной ситуацией (внешней или внутренней), определяемый ее субъективной значимостью для человека, с одной стороны, и его собственными психологическими возможностями, с другой, а понятие «совладающее поведение» может обозначать очень широкий спектр активности человека – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.
В отечественной психологии копинг  - поведение изучается с конца 90-х, тогда появились первые публикации по проблеме совладания в России Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова, В.А. Бодров. В российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие «совладающее поведение» Л.И. Анцыферова, 1994. Иногда используется и западный вариант термина «копинг» (coping), копинг - поведение (coping-behevior). [24].
Копинг - поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями  [23].
Исследование проблемы совладания в психологии привело к целому ряду выводов. Во-первых, необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации [12] во-вторых, исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию  [9].
В отечественных исследованиях А.В. Либином было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами [42].
Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так, согласно одной из них, совладание включает такие формы, как: 
1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем; 
2) поиск социальной поддержки; 
3) перетолкование ситуации в свою пользу; 
4) защиту и отвержение проблем; 
5) уклонение и избегание; 
6) сострадание к самому себе; 
7) понижение самооценки; 
8) эмоциональную экспрессию [18].
В настоящее время не существует единой классификации видов психологического преодоления жизненных трудностей. В работе С.К. Нартовой – Бочавер  [24] приведены восемь классификаций зарубежных авторов, некоторые из которых включаю до 20 типичных реакций психологического преодоления. Классическая копинг - таксономия, предложенная  Пере и Райхертсом, упорядочивает действия и реакции совладания по их ориентации: 1 –на ситуацию (активное влияние, бегство, пассивность); 2 – на репрезентацию (поиск или подавление информации); 3 - на оценку (придание смысла, переоценка, изменение цели).
 Достаточно подробной является классификация  П. Тойса, опирающаяся на комплексную модель копинг - поведения.
 П. Тойс выделяет две группы копинг - стратегий: поведенческие и когнитивные. Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы: 1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации. 2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон). 3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств.
Когнитивные стратегии также делятся на три группы. 1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации. 2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва. 3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.
Анализируя работы немецкого психолога, автора «биографической  фундированной когнитивной теории личности» Х. Томе, Л.И. Анцыферова  отмечает, что Томе не ко всем типам поведения в сложной жизненной ситуации относит понятие «стратегия преодоления». По его мнению, стратегиями преодоления можно называть лишь сознательное, регулируемое намерением действие личности, составляющее лишь небольшую часть ответов человека на тяготы жизни. Уход от проблем в состояние подавленности, прием транквилизаторов в сложных ситуациях не могут считаться стратегиями преодоления трудностей. Эти действия, наоборот, способствуют сохранению прежней ситуации [32].
Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: 
• проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий) 
• эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) 
По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект [20].
Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик, рассматривая чисто когнитивные копинг - стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. 
Напротив, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. 
Другая теория также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [14].
В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать, или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе.
На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности  неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам. 
Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии. 
Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию. 
Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации. 
Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии, сложностями адаптации в школе. 
Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция. 
Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации». С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат. 
Что касается академической сферы, то, к сожалению, работы по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень слабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к свехдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями — overachievment — здесь понимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данного уровня способностей) [13].
Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы, то, ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию. Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.
В каждом возрасте человек обладает определенными ресурсами, которые помогают справляться с трудностями, наиболее оптимально выстроить стратегию преодоления.
Под ресурсами понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления кризиса [21].
По классификации С. Хобфолла ресурсы включают: 1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели);  2) внешние  (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональные,  переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера,   оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);  3) психические и физические состояния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [9].
Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями являются неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение родителей или педагогов, смена школьного коллектива. Эти хронически действующие психотравмирующие ситуации, а также способы совладания с ними, оказывают  существенное влияние на весь ход развития психики ребенка.
По данным зарубежных исследований эффективность в преодолении трудных ситуаций у младших школьников коррелирует  с хорошими коммуникативными навыками. Это помогает детям обратиться за помощью, сформулировать просьбу к взрослым, так как в возрасте 7-8 лет самостоятельно трудные ситуации преодолеть невозможно [6].
Однако в последнее время обращает на себя внимание особый феномен – неуязвимые дети. Это дети, которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. Неуязвимые дети характеризуются также хорошими социальными навыками, они дружелюбны и нравятся сверстникам и взрослым, у них высоко развито чувство самоуважения. Как правило, они имеют высокий самоконтроль: хорошо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. Предполагается, что активное, творческое отношение к себе и к окружающей действительности позволяет неуязвимым детям преодолевать неблагоприятное влияние окружающей среды.  У многих из них был обнаружен высокий творческий потенциал [25].
В работе Г.Т.Хоментаускаса отмечается, что в критические моменты жизни у них появляется ощущение отчужденности от тягостного окружения, они уходят в себя и занимаются чтением, рисованием и т.д.  Такое самоотстранение способствует появлению и укреплению чувства независимости.
А.Незу, T.Дзурилла и M.Голдфрид первыми исследовали такую активную форму совладающего поведения как «разрешение проблем», являющуюся когнитивно - поведенческим процессом и определяющую социальную компетентность личности. С этой точки зрения они выявили следующие основные этапы совладания как процесса: ориентацию в проблеме, определение и формирование проблемы, генерацию альтернатив, принятие решения, выполнение решения с последующей проверкой его эффективности [25].
По данным зарубежных исследований, в раннеюношеском возрасте все еще актуальными являются тактики совладающего поведения, связанные с обращением к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной [36]. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.   В своей теории эпигенетического развития  Э.Эриксон  [43] отмечает, что  успешное преодоление первых четырех кризисов в жизни человека связано, прежде всего, с внешними факторами, а последующие четыре – с внутренними. По представленным данным, пятый возрастной кризис в жизни современного молодого человека также во многом определяется внешней поддержкой более взрослых и опытных людей. 
Зарубежные и отечественные психологи обращают внимание на то, что подрастающий человек должен быть снабжен определенными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов. В работе с подростками по преодолению возрастно-психологических критических ситуаций многие практические психологи основное внимание обращают на развитие социальных умений, тем самым, создавая высокий уровень «Я могу». 
На недостаточность социальных умений и ошибок научения,  как на причины неэффективного поведения в той или иной ситуации, указывал один из теоретиков когнитивного направления в психологии А. Бек.  Это направление связано с помощью в социализации подростка и преодолением трудностей за счет социальных навыков, прежде всего, коммуникативных [24].

 

 

 

 

 

 


1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладеющего поведения

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.
Таким образом, мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта. 
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, “утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. [37].
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок:
1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы);
2.Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона);
3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности);
4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план);
5.Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. [37]
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. 
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации. 
Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. 
Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия – его цели. Целеобразование – важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все “за” и “против” относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения [41].
Следует различать понятия “мотив” и “мотивация”. Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел).
Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д. 

Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. 
Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.
Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на системе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения [10]. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.
Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным - внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.).
Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self)1 личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней [37].
Психологическая ситуация, мотивирует (в связи с особенностями самой ситуации) разные формы поведения ребенка: создавшееся напряжение может заставить его искать способы оттянуть наказание (обмануть, уйти в мир грез, в котором он будет торжествовать над тем, кто его наказывает, идти навстречу наказанию, чтобы оно быстрее прошло). При всей тонкости анализа психологических ситуаций, которые мотивируют повеление ребенка, нельзя не отметить односторонний  характер его анализа. Надо учитывать, что разные формы поведения ребенка определяются не только психологической ситуацией, в которой он находится. Но и теми психологическими особенностями, которые возникли у ребенка в процессе индивидуального развития (строй  характера, жизненные установки, привычка поведения и т.д.) Все эти моменты обязательно повлияют на мотивацию поведения ребенка.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью  к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.  На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выраженный словосочетанием «внутренняя позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что  в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств [27].

 

 

 

 

 

1.3.Защитные механизмы совладеющего поведения и их проявление в детском возрасте

Защитные механизмы это любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы - своеобразные способы психической защиты сознательного Я (Эго) от опасных влечений и импульсов.
Очевидно, что по эффективности и конструктивности психологические защиты значительно уступают копинг-механизмам, так как являются более регрессионными, близкими к невротической симптоматике. Человек, использующий для снижения тревоги, чувства амбивалентности, противоречия психологическую защиту, «платит» намного большую цену, чем в случае использования копинг-стратегии, так как бессознательные психологические защиты требуют больших энергозатрат и значительнее искажают информацию, что приводит к снижению эффективности взаимодействия с окружающим миром. Как указывает И.М. Никольская, «эти затраты могут быть настолько существенны, и даже непосильными для личности, что в ряде случаев это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости». [25]
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Таблица 1
Различия между психологической защитой и стратегиями совладания
характеристика    защита    совладание
Основные цели    Устранение, предотвращение, или смягчение неудовольствия    Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности.
Характер протекания:        
- произвольность и сознательность    Вынужденные автоматические и большей частью неосознаваемые процессы    Целенаправленные и во многом осознаваемые гибкие процессы
- отношения к внешней и внутренней реальности    Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее. Самообман    Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации.
- дифференцированность    Формы поведения, не учитывающие целостность ситуации, действующие на пролом    Реалистический учет целостной ситуации, способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи.
- отношение к помощи в ходе совладания    Или отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем.    Активный поиск и принятие помощи.
Результаты, следствия и функции    Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса. Но также спасение от потрясения, предоставление субъекту времени для подготовки других, более эффективных способов совладания    Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я - концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.
Уже в ранних работах Фрейд [39] указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Наряду с редукцией отрицательных аффектов происходит вытеснение содержания этих аффектов, тех реальных сцен, мыслей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффектов.
Представительница второго эшелона психоаналитиков Анна Фрейд уже достаточно однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов, - это страх, тревога. Концепция механизмов психологических защит представлена А.Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Она указала на три источника тревоги. Во-первых, это – тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия (страх перед Оно). Во-вторых, это – тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх Я перед Сверх-Я). И наконец, в-третьих, это – страх перед требованиями реальности (страх Я перед реальностью).
А.Фрейд (вслед за своим отцом З.Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; 
искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. 
А. Фрейд разделила механизмы защиты на группы и выделила двигательные, перцептивные и интеллектуальные автоматизмы. Они обеспечивают последовательное искажение образа объективной реальности с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представления о среде искажается минимально, т.е. находится в предельно возможном соответствии с реальностью. В результате нежелательная информация может игнорироваться (не восприниматься); будучи воспринятой - забываться, а в случае допуска в систему запоминания - интерпретироваться удобным для человека образом.
А Фрейд наметила определенную хронологию формирования механизмов психологической защиты. 
Возраст от одного года - это предстадия защиты.
1-2 года - опасности преодолеваются ребенком по средствам отрицания, а так же в виде тенденции к присоединению - проекции и имитации. Проекция и имитация связаны с выделением ребенком себя  из окружающей среды, с приписыванием среде всего болезненного и с принятием в себя всего приятного.
От 2 до 3 лет преобладает тенденция к отделению. Имеют место вытеснение (в начале в форме подавления), замещение и интеллектуализация.
По мере накопления экспериментальных данных стала выявляться определенная неоднозначность роли защиты. С чем связана эта неоднозначность? Первоначально защита проявляется в раннем детстве, когда формы общения и виды конфликтов со средой ограничены уровнем развития личности. Она предназначена для автоматичного приспособления к среде за счет  самопроекции. Однако во взрослом состоянии, при взаимодействии в расширенном социальном окружении, защиты только по типу автоматизмов бывает явно недостаточно. Поэтому если она не усложняется и не корректируется, то при определенных условиях может привести к дезадаптации личности.
Исследования показали, что организация  защиты и ее способность противостоять вредным воздействиям у разных людей не одинакова. Одних защита не ограждает и от того, чего надо было бы защитить, а других ограждает настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация. В результате возникает необходимость различать нормальную, постоянно действующую в нашей повседневной жизни защиту, выполняющие профилактические функции, и защиту патологическую - как неадекватную форму адаптации.
Преобладание у человека какого-либо защитного механизма может привести к развитию ряда черт и акцентуаций личности. С другой стороны, люди с теми или иными индивидуально-психологическими свойствами склонны доверять конкретным защитам. Определенный механизм защиты как средство искажения реальности может характеризовать серьезные личностные нарушения. Р Плутчик, Г. Келлерман предлагают специфическую сеть взаимосвязей между различными уровняли личности: эмоциями, защитой и генетикой.
Психоаналитик Вильгейм Райх на чьих идеях сейчас выстраиваются самые различные телесные психотерапии считал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом. [16]
Один из ярких представителей эго-психологии Х.Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру.
В отечественной психологии один из подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В.Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.
Другой подход содержится в работах Б.Д.Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы. [17]
В задачу социального окружения ребенка входит канализация энергий влечения к жизни и смерти и выработка соответствующего к ним отношения в каждой конкретной ситуации, оценки и принятия решения по поводу судьбы влечений: плохо это или хорошо, удовлетворить или не удовлетворить, как удовлетворить или какие меры принять, чтобы не удовлетворить. За осуществление этих процессов как раз и отвечают эти две инстанции, Сверх-Я и Я, которые развиваются в процессе социализации человека, в процессе его становления как культурного существа.
Инстанция Сверх-Я развивается из бессознательного Оно уже в первые после рождения недели. Поначалу она развивается бессознательно.
Ребенок усваивает нормы поведения через реакцию одобрения или осуждения первых взрослых, которые его окружают – отца и матери. Позднее в Сверх-Я сосредотачиваются уже осознаваемые ценности и моральные представления значимого для ребенка окружения (семья, школа, друзья, общество).
Третья инстанция Я (Ich) формируется для того, чтобы преобразовать энергии Оно в социально приемлемое поведение, т.е. то поведение, которое диктуют Сверх-Я и Реальность. Эта инстанция включает эмоционально-мыслительный процесс между притязаниями инстинкта и его поведенческой реализацией. Инстанция Я находится в самом трудном положении. Ей нужно принять и осуществить решение (учитывая притязания влечения, его силу), категорические императивы Сверх-Я, условия и требования реальности.
Действия Я энергетически обеспечиваются инстанцией Оно, контролируются запретами и разрешениями Сверх-Я и блокируются или освобождаются реальностью.
Сильное, творческое Я умеет создавать гармонию между этими тремя инстанциями, в состоянии уладить внутренние конфликты.
Слабое Я не может справиться с «бешеным» влечением Оно, непререкаемыми запретами Сверх-Я и требованиями и угрозами реальной ситуации.
В «Наброске научной психологии» Фрейд ставит проблему защиты двояким образом: 1) ищет истории так называемой «первичной защиты» в «опыте страдания» подобно тому, как прообразом желаний и Я как сдерживающей силы был «опыт удовлетворения»; 2) стремиться отличать патологическую форму защиты от нормальной.
Защитные механизмы, оказав помощь Я в тяжелые годы его развития, не снимают свои заслоны. Окрепшее Я взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли бы заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций. Итак, нетрудно понять, как защитные механизмы, все более и более отчуждаясь от внешнего мира и ослабляя на протяжении долгого времени Я, подготавливают вспышку невроза, благоприятствуя ей.
Утверждая, что механизмы психологической защиты действуют автоматично, не согласуясь с сознанием, А. Фрейд относила их к особому классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами. Автоматизмы - это действия и акты, которые совершаются сами собой, независимо от сознательных желаний и намерений человека. К защитным автоматизмам относят ряд врожденных двигательных реакций, таких как защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбка, сосание, движение туловища, конечностей, головы и их комплексы [39].
Таким образом, спецификой становления детской системы защиты является то, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных автоматизмов при участии элементарных двигательных функций.
Защитные поведенческие реакции
К типичным детским защитным реакциям относят отказ, оппозицию, имитацию, компенсацию и эмансипацию.
Отказ или пассивный протест может пониматься как элемент такой защитной стратегии как отдаление. Он обнаруживается в таких синдромах как: синдром госпитализма, мутизма, рвоты, недержания мочи.
Оппозиция -  активный протест ребенка против норм взрослых. Реакции этого типа характеризуются большим разнообразием и интенсивностью проявлений.  К ним относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительным действиями и агрессией, общее двигательное напряжение со временным сужением сознания, злонамеренные поступки прямо или косвенно причиняющие вред обидчику.
Имитация - это незрелая форма идентификации. Имитацию рассматривают как процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
Компенсация - это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. 
Эмансипация - это борьба детей за самоутверждение и самостоятельность. С ее помощью ребенок отбрасывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности.
Психологические защитные механизмы у детей
Отрицание - стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о мире и себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее.
Подавление - это блокирование неприятной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. 
Вытеснение - как форма переживания отсутствующего в сознании впервые описана З. Фрейдом. Оно связано с забыванием истинного, но не приемлемого мотива поступка. События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и постоянно ищут возможности пробиться в сознание. Это субъективно ощущается как беспричинный страх, тревога. Такое повышение общей эмоциональности побуждает человека формировать особу

Добавил: Демьян |
Просмотров: 3839
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba