СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
1.1. Теории самоактуализации А. Маслоу и Роджерс
Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». Он пишет: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями. Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным» [11, с. 12] .
В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
1. «Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя … Ключом к этому является бескорыстие» [11, с. 21-22]. Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.
2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.
3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности [11, с. 22]. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.
4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.
5. Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия [11, с. 22-23].
6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [11, с. 23]. Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.
7. «Пик-переживания» - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.
8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты [11, с. 23].
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.
Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Иерархия фундаментальных потребностей по Маслоу выглядит следующим образом:
1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
4. потребность в уважении (самоуважение, признание);
5. потребности самоактуализации (развитие способностей) [10, с. 135-136].
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Самоактуализирующие люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога.
Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:
1) высшая степень восприятия реальности;
2) более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле;
4) более развитая способность сосредоточиваться на проблеме;
5) более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению;
6) более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре;
7) большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций;
8) более частые прорывы на пик переживания;
9) более сильное отождествление себя со всем родом человеческим;
10) изменения в межличностных отношениях;
11) более демократичная структура характера;
12) высокие творческие способности;
13) определенные изменения в системе ценностей;
14) креативность;
15) сопротивление окультуриванию [5, с. 77-78].
Проблему самоактуализации личности рассматривал и Роджерс. В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.
Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность» (15, с. 196). Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом.
Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как «один центральный источник энергии в организме человека» (14, с. 123). Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.
Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы [13, с. 124-125].
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.
Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. И, наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные "критические стадии" жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое здоровье.
1.2. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности
Понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность.
Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С. Выготский [4], С.А. Рубинштейн [15], А.Н. Леонтьев [8], Б.Г. Ананьев [3], К.А. Абульханова-Славская [1] и др.).
Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности, - по этому признаку можно выделить игровую, познавательную, трудовую деятельности как виды деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности - это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида или типа может входить как образующий элемент в деятельность другого типа или вида: теоретическое действие может входить в состав практической, например, трудовой деятельности, трудовое действие - в состав игровой деятельности и т.д.
Уже у С.Л.Рубинштейна мы встречаем идею интегративного подхода к вопросу о природе деятельности: «Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» [16, с. 35].
Вслед за С.Л. Рубинштейном мы считаем, что психический облик личности определяется конкретным бытием человека и формируется в его конкретной деятельности.
Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б.Ф. Ломов отмечает, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно: «Разделение деятельностей на внешние и внутренние - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психического в деятельности» [9, с. 13-14].
Среди многообразных видов социальной - внешней - деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. А.П. Сейтешев отмечает: «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть» [17, с. 136].
И.А. Акиндинова подмечает, что ещё в начале 20-го века А.Ф. Лазурский писал: «Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность. Благодаря многократному повторению укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определённых профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как всё остальное отходит на задний план, становится малозаметным…» [2, с. 30].
Е.И.Степанова продолжает эту мысль: «У взрослого человека, если исключить студенческий возраст, ведущим видом деятельности является трудовая. Труд, как вид деятельности, является средством или фактором, ускоряющим развитие человека. Под влиянием труда происходит не только тренировка определённых функций человеческого организма, но и формирование жизненных позиций и ориентации, определение планов на будущее, социализация личности» [18, с. 150].
Объём понятия «профессиональная деятельность» гораздо шире, чем «трудовая деятельность». Вот что пишут по этому поводу Н.В. Костенко и В.Л. Оссовский: «Последняя только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя» [6, с. 50]. В профессиональных сообществах, характеризующихся тем, что люди, их составляющие, занимают однородные социальные позиции (профессиональные категории), идентичность усвоения ценностей обеспечивается идентичностью требований, диктуемых профессиональным статусом. Механизм этого процесса - профессиональная роль, путём усвоения которой познаются и усваиваются ценности профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей.
В современном психологическом словаре в аксиоматическом виде выражена идея неразрывной связи личности и профессиональной деятельности: «В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определённых социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п.» [13, с. 127].
Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а, говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве отечественной науки. Ещё не существует единого видения данного понятия в теории и нет единства во мнениях: самоактуализация - это цель или средство? процесс или результат? Этот феномен может заменяться (или наполняться) различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т.п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А. Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей, о чем мы уже отмечали в первом параграфе.
В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». Как уже было отмечено, он рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный (содержательный, предметный) аспект и отношенческий (эмоциональный), в которой на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах». «Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, её тенденция самореализации» [2, с. 68].
Понятие самоактуализации активно исследуется в наши дни, сегодня можно найти массу научных работ, посвящённых изучению данного феномена.
В современной России явно прослеживается тенденция гуманизации, всё более актуальными становятся такие категории человеческого существования как свобода выбора, креативность, аутентичность, индивидуальность самовыражения и т.п. Понятие «гуманизация» отражает тенденцию увеличения интереса и уважения к роли личности в любых системах жизнедеятельности, а также организацию условий деятельности таким образом, который позволяет поощрять развитие каждого отдельно взятого человека.
Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей.
Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста. Неясным остаётся вопрос о связи этих составляющих - существует ли зависимость между первым и вторым, и если «да», то существует ли их взаимовлияние?
А. Маслоу утверждал, что возможности для самоактуализации существуют в любом виде деятельности, даже в ведении домашнего хозяйства. Мы решили проверить данное утверждение на практике. В качестве гипотезы мы предположили, что группы будут различаться по уровню самоактуализации, причём в группе работающих женщин данный показатель будет выше.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ДОМОХОЗЯЕК И РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
2.1. Выдвижение гипотез и характеристика методик
Для нашего исследования была выбрана группа домохозяек и группа работающих женщин. Каждая из групп состоит из 10 человек.
Нами выдвинуты следующие гипотезы:
1) возможности для актуализации существуют в любом виде деятельности;
2) у женщин занятых в профессиональной деятельности больше чем у неработающих женщин развиты способности к самоактуализации.
Для решения данных гипотез нами были выбраны следующие методики:
1. Методика измерения степени удовлетворенности основных потребностей - в соответствии с известной иерархией А. Маслоу: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных контактах, в социальном статусе и в самоактуализации.
2. Методика «Кто я» М. Куна и Т. Маркпартленда.
3. Опросник САТ.
Пирамида потребностей Маслоу приведена нами в предыдущей главе.
Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Маркпартленда позволяет реконструировать систему представлений, самопрезентаций и самоотношений личности. Респондентам предлагается ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?». Результаты подвергаются контент–анализу, затем – кластерному анализу. Данная методика выявляет, какие свои качества испытуемый рассматривает как наиболее существенные, с какой группой идентифицируется, каковы установки в отношении ближайшего и более отдаленного социального окружения, особенности самопрезентации [12, с. 18]
Самоактуализация - сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной степени обладает его различными компонентами. Тест САТ помогает эту степень измерить. Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника POI Эверетта Шострома, ученика Маслоу. В тесте 126 вопросов и 14 шкал, каждая из которых соответствует определённому свойству самоактуализирующейся личности (описание шкал дано ниже).
Результаты теста выводятся в T-баллах. Для каждой шкалы 50 T-баллов - это среднее значение, усреднённый результат множества людей. В интервал между 40 и 60 T-баллов попадает 68% всего населения, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40. Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2.3% популяции.
Чем выше балл по шкале, тем сильнее у Вас выражено та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. Э. Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное состояние. Согласно Э. Шострому, большая часть самоактуализирующихся людей демонстрирует результаты в пределах примерно от 50 до 65 T-баллов по большинству шкал [19, с. 21-22].
Шкалы теста САТ
Базовые шкалы
Шкала компетентности во времени. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта "жить настоящим", то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей "настоящей жизни"; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы
Блок ценностей
Шкала ценностных ориентаций измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.
Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости человека в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Блок чувств
Шкала сензитивности к себе измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.
Шкала спонтанности измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности другого, не рассчитанного заранее способа поведения.
Блок самовосприятия
Шкала самоуважения измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
Шкала самопринятия регистрирует степени принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.
Блок концепции человека
Шкала представления о природе человека. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную ("люди в массе своей добры") и не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т.д. антагонистическими.
Шкала синергии характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Блок межличностной чувствительности
Шкала принятия агрессии. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
Шкала контактности характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.
Блок отношения к познанию
Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности личности.
2.2. Результаты исследования
Как уже отмечалось, для исследования было выбрано 20 человек женщин, 10 человек – группа домохозяек и 10 человек – группа работающих женщин.
Всем женщинам был предложен тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами "а" и "б". Женщин попросили внимательно прочитать каждую пару и пометить на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в наибольшей степени соответствует их точке зрения. Тест-опросник представлен в приложении 1.
Результаты ответов обрабатывались в соответствии с приведенными в том же приложении ключами к тесту САТ.
Анализ этих результатов отражен на
проценты
50
40
30
20
10
шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
работающие женщины домохозяйки
Анализируя динамику шкал по тесту САТ, изображенную на рис. 1, наглядно можно проследить тенденцию, где лидирующее место по всем показателям методики занимает группа работающих женщин. Достоверные различия выявились по следующим четырнадцати шкалам, что отображено в таблице 1.
Это позволяет нам утверждать, что:
• у женщин занятых в профессиональной деятельности больше чем у неработающих женщин развиты способность жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной;
Таблица 1
Тенденция самоактуализации работающих женщин и домохозяек по шкалам теста САТ в процентном выражении
Шкала Среднее группы работающих женщин. % Среднее группы домохозяек, %
ориентация во времени 9,0 6,6
ценностная ориентация 9,4 6,0
гибкости поведения 10,5 10,0
сензитивности 7,5 5,3
спонтанности 6,3 5,1
самоуважения 8,8 5,0
самопринятия 10,8 9,3
представлений о природе человека 4,8 4,6
синергии 4,2 2,7
принятия агрессии 9,2 5,9
контактности 9,4 6,7
познавательных потребностей 5,0 4,7
креативности 6,4 6,0
поддержки 45,2 38,7
• работающие женщины более полно воспринимают окружающий их мир, для них в большей степени характерна склонность к «бытийному познанию», т.е. познанию не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
• поведение работающих женщин отличается большей уверенностью, естественностью, независимостью, чем у неработающих женщин. Им в большей степени свойственны свобода от окружающего мнения, социальных стереотипов и культурных норм.
Таким образом, мы можем предположить, что сам факт занятости в профессиональной деятельности способствует развитию вышеперечисленных особенностей самоактуализации.
По некоторым шкалам, например, гибкости поведения, представлений о природе человека, познавательных потребностей, креативности, данные максимально приближены друг к другу. Можно сделать предположение, что в случае увеличения числа выборки эта тенденция проявится более ярко и выйдет на уровень достоверных различий.
Полученные данные по методике «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» позволили выявить достоверные различия степени актуальности ведущих жизненных потребностей во всех категориях, кроме потребности в социальных связях (по иерархии А.Маслоу):
Таблица 2
Достоверные различия степени актуальности жизненных потребностей
Уровень потребности Группа работающих женщин Группа домохозяек
материальные потребности 18,06 22,5
потребность в безопасности 18,6667 26,46667
потребность в признании 23,4 14,7333
потребность в самоактуализации 22,4 17,5
Приведенные значения позволяют нам говорить о том, что существует обратная связь в распределении вышеперечисленных потребностей в двух группах испытуемых (исключая потребность в социальных контактах). В группе работающих женщин на первый план выходят потребности, которые А. Маслоу называл высшими, т.к. они свидетельствуют о стремлении человека актуализировать весь заложенный в нем потенциал; а в группе домохозяек ведущими являются низшие потребности, обеспечивающие физиологическое и материальное благополучие.
Поскольку предлагаемая методика позволяет нам выявлять степень актуальности потребностей, то можно сделать выводы о том, что в зоне наименьшей значимости и возможно зоне удовлетворенности, у работающих женщин, лежат низшие потребности, а значит открывается путь к самоактуализации. Важно также заметить, что «потребность в признании» в этой выборке испытуемых занимает лидирующее положение среди остальных мотивов. Высокий результат по этой шкале еще раз говорит нам о том, что для женщин этой группы значимыми являются чувства уверенности в себе, достоинства и осознание того, что они полезны в мире.
Совершенно противоположным способом складывается ситуация в группе неработающих женщин. Здесь актуальными оказываются базовые потребности, причем наибольшее число баллов приходится на шкалу «потребность в безопасности». А именно эту потребность А. Маслоу причислял к тем, которые в большей степени препятствуют процессу самоактуализации личности. Возможно, неудовлетворенность и одновременно большая значимость этой потребности стали одной из причин выбора неработающими женщинами своей ведущей деятельности. Ведь еще А. Маслоу отмечал, что потребность в безопасности «часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть». Таким человеком для них мог стать муж, а системой, которая бы в максимальной степени обеспечила безопасность и покой - семья. Отказ от профессиональной деятельности неработающими женщинами мог явиться следствием высокой степени потребности в избегании неудач, стремлению к стабильности своего положения, «свободе от таких угрожающих сил, как страх, соревновательность, агрессия, которыми нередко наполнена профессиональная деятельность» [11, с. 77-78].
Для проведения анализа по тесту «Кто я», мы попросили женщин написать 20 различных ответов на вопрос «Кто я». Было объяснено, что отвечать надо так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Писать ответы необходимо в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. О логике и важности ответов заботиться не надо (См.: Приложение 2).
В методике все ответы разделяются на четыре группы: А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я – блондин», «Я живу в Омске»), Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – рабочий», «Я – мать»), В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – веселый», «Я люблю рок-музыку»), Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я – живое существо», «Я – часть вселенной»). Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе («Я – отец», «Я – бухгалтер», «Я – охотник» и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики («Я – вспыльчивый», «Я – педант», «Я – не усидчивый» и т.п.).
Ответы женщин распределились следующим образом:
Таблица 3
Ответы на тест «Кто я»
группы по ответам раб.женщины
(чел.) домохозяйки
(чел.)
группа А (физическое Я) 1 2
группа Б (социальное Я) 6 2
группа В (рефлексивное Я) 3 5
группа Г (трансцендентальное Я) - 1
Как видно из таблицы 2, количество ролевых ответов больше у работающих женщин. Шестеро из работающих женщин на ответ «Кто я» написали: учитель, менеджер, агент, продавец, рабочая, повар. Только двое из домохозяек определили свою социальную роль, как мать, но пятеро из домохозяек написали: веселая, добрая, отзывчивая, люблю готовить, дружелюбная.
Таким образом, выявленные в этом анализе данные, позволяют сделать вывод, что работающие женщины определяют свою социальную роль в жизни через профессию, которую они выбрали. Домохозяйки в большинстве своем вообще не определяют свою социальную роль, только две из них отождествляют свое предназначение в жизни через воспитание детей. Среди домохозяек больше личностных ответов, чем ролевых, что говорит о их низкой самоактуализации.
Таким образом мы сделали следующие выводы:
1. Работающие женщины в большей мере испытывают положительное отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины.
2. У женщин, занятых в профессиональной деятельности, в большей степени, чем у неработающих женщин (домохозяек), проявились такие аспекты феномена самоактуализации, как:
а) уверенность в себе, независимость;
б) умение жить настоящим;
в) стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
3. Для работающих женщин в большей степени актуальными являются "потребности роста" - т.е. в самоактуализации и признании, чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности.
Выдвинутые нами гипотезы нашли свое подтверждение в части того, что у женщин занятых в профессиональной деятельности больше чем у неработающих женщин развиты способности к самоактуализации.
Вторая гипотеза о возможности для актуализации в любом виде деятельности не подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретического понимания феномена самоактуализации позволил констатировать основные выводы.
Актуализация организма, по К.Гольдштейну, – это реализация в поступке. К. Роджерс, вслед за К. Гольдштейном, указывает на биологическую природу актуализации. Стремление к самоактуализации охватывает широкий круг явлений, присущий каждому индивиду и готового проявиться при наступлении благоприятных условий. Однако, по мнению вышеназванных психологов, стремление к актуализации неизбежно связано для человека с конфликтом с внешним миром, а значит, требует от него определенных волевых усилий. А. Маслоу внес в представление о самоактуализации новый аспект: психолог–гуманист обозначил этим термином уровень развития личности. Анализ концепции А. Маслоу позволил обнаружить некоторую противоречивость во взглядах ученого на самоактуализацию: данный феномен описывается им и как «потребность в росте», «длящаяся актуализация потенциала, способностей», и как «полная реализация миссии, призвания, судьбы или профессии».
Восстановленный генезис идеи самоактуализации позволил определить данный феномен как процесс актуализации потенций индивида в любой ситуации, в любое время, в любой степени. Самоактуализация есть средство восстановления аутентичности личности – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Таким образом, самоактуализация понимается нами как способность человека выстраивать собственный способ поведения на основе рефлексивных представлений о жизни; нарабатывать и использовать системный опыт самооценивания и самоконтроля с целью поиска путей собственного самосовершенствования.
Личностно-профессиональная самоактуализация есть главная способность саморазвивающейся личности, проявляющаяся в наиболее полном раскрытии всех потенций личности и активизации ее лучших качеств, заложенных природой и представляющая собой непрерывный жизненный процесс анализа своего «вписывания» в жизненные ситуации, во взаимодействие с окружающими через осознание себя в профессии, в отношении с другими и с самим собой с целью самостоятельного проектирования собственной личностно-профессиональной жизни.
Анализ самоактуализации в группах работающих женщин и домохозяек позволил определить, что феномен самоактуализации личности действительно по-разному проявляется в условиях различного типа организации профессиональной деятельности. Несмотря на то, что домохозяйки считают своё занятие работой и выбрали его сознательно, по-видимому, данный вид деятельности не связан со стимуляцией к большему саморазвитию и актуализации внутренних потенциалов. То есть, мы уже можем с достаточной долей уверенности говорить о том, что существует взаимосвязь таких сторон самоактуализации как профессиональный (внешний, объективный) рост и рост личностный (внутренний, субъективный).
Работающие женщины в большей мере испытывают положительное отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины, у них проявились такие аспекты феномена самоактуализации, как:
а) уверенность в себе, независимость;
б) умение жить настоящим;
в) стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
Для работающих женщин в большей степени актуальными оказались «потребности роста» - т.е. в самоактуализации и признании, чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. – М.: Алма-Пресс, 1989.- 248 с.
2. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в
|