Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 10:57
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Теория прав собственности и рынок земли в России
Курсовая | 29.08.2014, 15:09

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение    …………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты прав собственности на землю    …………………………….5
1.1. Субъекты и объекты собственности     ……………………………………………5
1.2. Содержание права собственности на землю………………………………….     9
1.3. Виды и формы земельной собственности…………………………………... 15
1.4. Способы получения и прекращения прав на земельные участки……………    25
2. Модель земельного рынка    ………………………………………………………….28
2.1. Рынок земли как саморегулирующаяся система……………………………..    28
2.2. Характеристика земельного рынка     …………………………………………..30
2.3. Признаки сегментирования рынка земли     …………………………………….32
2.4. Виды сделок с земельными участками     ……………………………………….36
2.2.1.   Понятие и виды сделок с недвижимым имуществом    ……………….36
2.2.2.   Форма сделок с объектами недвижимости     ……………………………38
2.2.3.   Договор как правовая форма сделок с недвижимыми вещами    ……..40
3. Особенности рынка земли в России    ……………………………………………….43
Заключение    ………………………………………………………………………………45
Список использованной литературы    ………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы обусловлена следующими факторами. Земля занимает особое место в жизни любого общества. С географической точки зрения это пространство обитания людей, часть природной среды. В политическом смысле – это та территория, на которую распространяется власть государства, где действует определенная правовая система, образуя правовое пространство.
В экономической сфере место и роль земли также значимо – это фактор производства, имеющий определенные особенности. Выделим наиболее важные. Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое и она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает продуктивность.
Земля как природный ресурс составляет важнейшее богатство общества. Это основное средство производства в сельском хозяйстве и пространственный базис для размещения и развития всех других отраслей экономики. Земельные отношения в обществе в значительной степени определяют экономический потенциал государства.
Состояние экономики нашего государства находится в прямой зависимости от того, насколько рационально используются национальные природные ресурсы, в том числе и земля. Одним из условий повышения эффективности ее использования является создание продуманного, гибкого и надежного оборота земельных участков, позволяющего обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
При этом вовлечение земельных участков в оборот выполняет не только функцию перераспределения с учетом реальных возможностей владельцев (в пользу тех, кто хочет и может успешно использовать землю), но еще и функцию обеспечения исполнения обязательств (например, путем залога при кредите), функцию хозяйственного маневрирования ресурсами (например, при передаче части свободных земель в аренду, доверительное управление), функцию инструмента управления ресурсами соответствующего административно-территориального образования (города, сельского района и т.п.) и т.д. Оборот земельных участков придает стабильность предпринимательской деятельности, позволяет изыскивать экономические резервы и в целом обеспечивает земельным отношениям необходимую динамичность, адекватную условиям рыночной экономики. 
С утверждением в стране частной собственности на землю появились необходимые условия для развития рынка земли. 
Цель работы – изучить теорию прав собственности и рынка земли в России.
Задачи работы:
- проанализировать субъектный и объектный состав земельной собственности;
- проанализировать содержание права собственности на землю;
- проанализировать виды и формы земельной собственности;
- проанализировать способы получения и прекращения прав на земельные участки;
- проанализировать рынок земли как саморегулирующуюся систему;
- проанализировать характеристику земельного рынка;
- проанализировать признаки сегментирования рынка земли;
- проанализировать виды сделок с земельными участками;
- проанализировать особенности рынка земли в России.
Объект исследования – система прав собственности и земельный рынок РФ.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе права земельной собственности и функционирования рынка земли.
Научно-теоретические и методологические вопросы рассматриваемой проблемы были раскрыты в работах  Беляевой З.С., Варламова М.Х., Кухтина П.В., Афониной А.Н., Горемыкина В.А., Ершова В.А., Вахаева М.Х., Романова В.И. Назаренко В.И. и др. 
Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания экономических категорий, явлений и процессов, общетеоретические и методологические положения, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме. 

 

 

 


1. Теоретические аспекты прав собственности на землю
1.1. Субъекты и объекты собственности

Следует различать понятия объект и субъект собственно¬сти на землю, а также право собственности и отношения собственности.
Субъекты права собственности на землю - это собствен¬ники конкретных земельных участков, наделенные земель¬ными правами и несущие обязанности в соответствии с зе¬мельным законодательством. Выделяются три основных груп¬пы субъектов:
а)    Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов
государственной власти; города, районы, населенные пунк¬ты в лице органов местного самоуправления;
б)    граждане, объединения людей, семьи, народ, населе¬ние, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица - коммерческие и другие органи¬зации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий.
Для совершения сделок на рынке земли граждане долж¬ны обладать гражданской и земельной право- и дееспособно¬стью. Земельная правоспособность и дееспособность предус¬матривает, например, наличие опыта работы, квалифика¬ции или специальной подготовки для приобретения участка с целью организации фермерского хозяйства.
Земельная правоспособность возникает:
♦    у юридических лиц - с момента государственной реги¬страции Устава (Положения);
♦    у физических лиц - в момент рождения, а земельная дееспособность - при достижении совершеннолетия (18 лет).
Совокупность правоспособности, дееспособности и свобо¬ды субъектов образует их правовой статус - правовое поло¬жение субъектов земельных отношений, их возникновение, изменение или прекращение.
Земельную правоспособность граждане могут осуществить в зависимости от условий:
♦    индивидуально;
♦    в составе групп и объединений;
♦    в составе организационно-правовой формы предприя¬тия - товарищества,

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

акционерного общества и др.
Объем правомочий субъектов земельных отношений за¬висит от:
♦    вида субъекта:
-    государство обладает универсальными правомочиями;
-         юридические лица - специальными правомочиями, закрепленными в уставе в соответствии с целям деятель¬ности;
-    граждане - общими правомочиями;
♦    особенностей объекта земельных правоотношений -
по категориям земель правомочия участника дифференци¬руются.
Особенность Российской Федерации, республик, краев, областей и округов состоит в том, что они являются не толь¬ко субъектами права государственной собственности на зем¬лю, но и носителями права территориального верховенства как элемента их суверенитета.
Объект права собственности на землю в общем - это уча¬сток земли как пространственный базис в определенных гра¬ницах фиксированной площади и местоположения.
Но в зависимости от компетенции органов государствен¬ного управления объектов земельных правоотношений мо¬жет быть:
♦    весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мо¬ниторинг и др.);
♦    земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, пла¬нировка и др.);
♦    отдельный земельный участок (в части использования).
Земля как объект правоотношений имеет в сравнении с дру¬гими видами недвижимости ряд особенностей, свойственных:
♦    всем категориям земель - часть окружающей природ¬ной среды и единственное место проживания всех поколе¬ний людей - достояние всех народов;
♦    отдельным категориям земель в соответствии с их фун¬кциональным назначением;
♦    отдельным земельным угодиям и участкам.
По правовому режиму земельные участки подразделяют¬ся на три вида:
♦    имеющие на своей площади природные и другие не¬движимые объекты (здания и сооружения);
♦    свободные или чисто земельные площади, не имею¬щие на себе природных объектов и другого недвижимого имуществ;
♦    угодия, взаимосвязанные с другими природными объек¬тами и имеющие смешанный правовой режим.
Кроме земельных участков как недвижимости в матери¬альной форме, объектами отношений выступают также вещные права и ограничения прав собственности (схема 1).
 
Схема 1. Формы вещных прав и объектно-субъектных отношений в системе недвижимости России 

В от¬личие от права собственности вещные права лиц, не являю¬щихся собственниками, представляют меньший объем пра¬вомочий их обладателями. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут их осуществлять самостоятельно без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на недвижи¬мость к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжать свои правомочия (действия) в отношении имущества, предусмотренные соответствующими статьями ГК РФ.
Третью группу объектов отношений составляют ограни¬чения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека, доверительное управление и аренда, которые имеют неодинаковую правовую природу. Так, сер¬витут - это ограниченное вещное право.
В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности.
Право собственности выражает отношение людей к зем¬ле как к своей или как к чужой по формуле: субъект - объект.
 
Отношения собственности - система отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных уча¬стков. Эти субъектно-объектные отношения включают отно¬шения между разными субъектами одного объекта собствен¬ности и отношения по поводу формирования нового объекта собственности (схема 2).
Схема 2. Общая модель отношения собственности на землю 

 

1.2. Содержание права собственности на землю

Собственность на земельный участок включает три основ¬ных элемента (правомочия):
1.    Владение - первичный компонент собственности, ос¬нованный на законе физический контроль над участком, воз¬можность иметь его у себя, содержать в своем хозяйстве, на балансе и т. п. Оно создает необходимые предпосылки для реализации двух других правомочий - пользования и распо¬ряжения. Можно владеть участком, но не пользоваться им. В отличие от простого держания вещи, владение землей характеризуется волевым началом. Для граждан и юридичес¬ких лиц владение неразрывно связано с обязанностью ис¬пользовать земельный участок по целевому назначению.
2.    Пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя или собственника. Владение и пользование мо¬гут быть соединены в руках одного субъекта или разделены между различными субъектами.
3.    Распоряжение - всеобъемлющий, высший способ реа¬лизации отношений между объектом и субъектом собствен¬ности, т. е. это право решать, каким образом и кем может быть использован сам участок и получаемый от него доход (схема 3).
В зарубежной теории и практике, кроме первых трех рас¬смотренных прав, в понятие собственности включают еще 8 элементов:
1)    право на доход, который дает реализация пользования и распоряжения землей;
2)    право на отчуждение, потребление, трату по своему усмотрению, изменение вплоть до уничтожения вещи (кро¬ме земли);
3)    гарантия от экспроприации или право на безопасность;
4)    право передавать земельные участки;
бессрочность владения;
6)    запрещение использовать землю во вред другим людям;
7)    возможность изъятия участка в уплату невозмещенного долга;
8)    остаточный принцип, т. е. существование норм и пра¬вил, обеспечивающих восстановление нарушенных прав.

 
Схема 3.  Структура права собственности на землю 

Выделяют и другие составные элементы. В результате понятие «собственность» превращается в комплекс, пучок прав.
Следует, однако, заметить, что в каждом конкретном случае право собственности включает в себя далеко не все названные компоненты, а лишь некоторые из них в опреде-ленном сочетании. Некоторые специалисты полагают, что к праву собственности можно отнести любое сочетание назван¬ных элементов, если в нем содержится хотя бы один из пяти первых элементов, включая владение, пользование и распо¬ряжение. В понятие собственности включают кроме прав еще интересы и выгоды, связанные с владением землей. Таким образом, возможно существование около 1500 вариантов прав собственности, которые в России пока еще не полностью учитываются.
Все функции собственности на землю подразделяются на общие и специальные, т. е. свойственные всем земельным отношениям и имеющие специфические особенности в зави¬симости от категории земель и условий их использования.
К основным общим правам собственников земли относит¬ся право совершать или не совершать определенные дей¬ствия в отношении земли. Например, каждый землевладелец имеет право самостоятельно хозяйствовать, отчуждать свой участок, получать компенсации за его изъятие государством, ;м ограничение прав, ухудшение земель и т. п. (табл. 1).
Таблица 1. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
№ п/п

    Права    Обязанности по землепользованию участков
    Имеют право    Соб-ствен-ники    Землевла-дельцы и земле-пользо-ватели    Собственники и не собственники земель обязаны
1    Владеть, пользоваться    +    +    •    Использовать участки по целевому на¬
значению и разрешенными способами.
•    Сохранять межевые, геодезические и
др. специальные знаки.
•    Осуществлять мероприятия по охра¬
не земель, соблюдать порядок пользо¬
вания лесами, водными и др. природ¬
ными объектами.
•    Своевременно приступать к исполь¬
зованию участка, если срок освоения
предусмотрен договором.
•    Своевременно производить платежи
за землю.
•    Соблюдать   требования   градострои¬
тельства, строительных, экологических,
санитарно-технических,   противопожар¬
ных и иных правил и нормативов.
•    Не допускать загрязнения, захламле¬
ния, деградацию и ухудшение плодо¬
родия почв.
•    Нести бремя содержания земли и
риски порчи ее (собственник).
•    Своевременно предоставлять сведения
о состоянии и использовании земель.
•    Не нарушать права и интересы других
собственников и землепользователей.
•    Выполнять иные требования Земель¬
ного кодекса и федеральных законов.
•    Специальные:   склоновые   участки
обрабатывать поперечным способом

 

 

 

 

2    Распоряжаться участком    +        
3    Использовать    для    своих нужд имеющиеся на участ¬ке   общераспространенные ископаемые  простые  под¬земные  водозакрытые  во¬доемы    +    +    
4    Самостоятельно     хозяйст¬вовать на земле    +    +    
5    Возводить строения и со¬оружения в соответствии с целевым назначением уча¬стка   и   разрешенным   ис-пользованием    +    +    
6    Проводить мелиоративные работы    +    +    
7    Собственности на посевы и посадки культур, получен¬ную продукцию, доходы    +    +    
8    Собственность   на   много¬летние насаждения за ис¬ключениями   по   лесному кодексу    +        
9    На    отчуждение    участка, передачу его в аренду, за¬лог, по наследству, внесе¬ния   в   уставной   капитал АО, ООО и др.    +        
10    Передавать   другим   лицам, оставаясь     собственником, права владения, пользования и распоряжения    +        

 

 

 

 

 

 


Отказ от прав на земельные участки не влечет за собой прекращения обязан-ностей

 

 


11    На   возмещение   стоимости участка при изъятии его для государственных или муни¬ципальных нужд    +        
12    На возмещение убытков при:
-    изъятии участка;
-    ухудшение качества зем¬ли другими лицами;
- ограничении прав;
-    временном занятии уча¬стка    

+

+
+

+    

+

+
+

+    
13    На   сохранение   в   течение 3 лет права пользования или владения    участком    после разрушения  здания,   соору¬жения от стихийных бедст¬вий при ветхости        +    
14    Отгораживать  участок  охра¬нять от посягательств на него    +    +    
Права осуществляют граждане и юриди¬ческие лица по своему усмотрению, если иное не установлено законом или Земельным кодексом        


Объем и содержание специальных прав и обязанностей определяется целевым назначением земельного участка, особенностями правового статуса собственника и иными обстоя¬тельствами.
Особенности использования участков обуславливаются. Двумя признаками: их свойствами - категорией земель и хозяйственным состоянием. Например, на землях особо охраняемых территорий хозяйственная деятельность существен¬но ограничивается или полностью исключается. Недопусти¬мо использовать пашню под строительство или лесопосадки. Состояние земель во многом зависит от хозяйственной деятельности людей. Так, земли с нарушенной почвой подлежат рекультивации (восстановлению), а деградированные - кон¬сервации и т.п.
Статус собственников земли - граждан зависит от цели ее использования. Например, собственник-фермер имеет право вести товарное хозяйство в отличие от гражданина, владеющего участком для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, которое не может быть ликвидировано вследствие банкротства.
Обстоятельства, влияющие на права собственников, имеют различный характер: изменение статуса местности, на которой расположен участок, возникновение общественной потребности в данном участке и др.
Правовой статус собственников земли - коммерческих организаций (ОАО, ООО, ЗАО, кооперативы и др.) опреде¬ляется действующим законодательством и их уставом.
Наряду с правом собственности на рынке земли необходимо учитывать и ограниченные вещные права на нее, в частности, право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бес¬срочного) пользования земельным участком и сервитуты. Такие права на землю принадлежат лицам, не являющимся ее собственниками, однако имеющими возможность в том или ином объеме использовать чужие участки в своих интересах без по¬средничества других лиц и собственника, а иногда даже поми¬мо его воли. Они сохраняются и при смене собственника зем¬ли, т. е. следуют не за собственником, а за самим земельным участком, как бы обременяя его. Об этом надо помнить при осуществлении сделок, так как наличие вещных прав на тот или иной земельный участок является определенным ограниче¬нием прав самого собственника этой земли.
У продаваемых застроенных земельных участков могут су¬ществовать также публичные сервитуты, в соответствии с ко¬торыми собственники земельных участков должны обеспечить :
- безвозмездное и беспрепятственное использование мест общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существо¬вали на момент передачи земельного участка в собственность;
- возможность размещения на участке межевых и геоде¬зических знаков и подъездов к ним;
- возможность доступа на участок соответствующих му¬ниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение названных и введение новых публичных сервитутов возможно лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
Право сервитута вообще имеет древнюю историю.
По римскому праву, сервитут - это право пользования чужим имуществом, принадлежащее определенному лицу или вещи, т. е. различались личный и вещный сервитуты. Выде¬лялись четыре вида личных сервитутов:
♦    пользование чужой вещью одним определенным лицом и в личных целях;
♦    узуфрукт - право пользования вещью и право присво¬ения использования вещи - извлекать из нее выгоды, воз¬никающие в силу естественных свойств вещи;
♦    право пользования жилищем:
♦ право пользования чужими рабами и животными.
Вещный сервитут устанавливался на одном земельном участке с целью получения выгоды другому (соседнему или иному) земельному участку, которые извлекались из повер¬хности земли (проход, проезд, пробег скота), или из добыва¬емых из земли продуктов (пользование водой, пастьба ско¬та, рубка леса, добыча песка, глины, камня и др.).

 


1.3. Виды и формы земельной собственности

Форма собственности - понятие в общем экономическое. Реализуется же экономически собственность тогда, когда начинает приносить доход, т. е. в процессе присвоения и отчуждения земли как основного фактора производства и его результатов - дохода. Существует два основных способа присвоения и отчуждения благ: индивидуально обособленный - частный, и совместный, общий - публичный. Соответственно по признаку субъекта присвоения различают две основных формы собственности: частную и публичную (государственную и муниципальную).
Частная собственность. Основные положения, относя¬щиеся к частной собственности на землю, сформулированы в статье 15 ЗК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи собствен¬ностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основа¬ниям, предусмотренным законодательством Российской Фе¬дерации.
Таким образом, собственниками земли могут выступать граждане РФ, граждане иностранных государств и лица без гражданства, которые на основании статьи 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащи¬ми им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению, но в пределах, предус-мотренных законодательством, то есть если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственниками земли могут быть также все коммерчес¬кие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственника¬ми учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учре¬дителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права собственно¬сти юридических лиц на земельные участки. Оно подчинено общим нормам гражданского законодательства.
Граждане и юридические лица имеют право на равный до¬ступ к приобретению земельных участков в собственность. Согласно статье 213 ГК РФ в собственности граждан и юриди¬ческих лиц может находиться любое имущество, за исключе¬нием отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. В ЗК РФ установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, огра¬ниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без граж¬данства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соот¬ветствии с федеральным законодательством о Государствен¬ной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом РФ указанного пе¬речня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собствен¬ность иностранным гражданам, лицам без гражданства и ино¬странным юридическим лицам .
Следовательно, по общему правилу на всех остальных тер¬риториях, кроме перечисленных в статье, указанные лица мо¬гут приобретать земельные участки в собственность. Это, одна¬ко, не касается участков земли из земель сельскохозяйственно¬го назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составля¬ет более чем 50 процентов, в соответствии со статьей 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут об¬ладать только на праве аренды.
Необходимо отметить тот факт, что высказывается мнение о том, что субъектом права частной собственности на землю должны быть только российские граждане и их объединения. Предоставление же иностранным гражданам, лицам без граж¬данства и иностранным юридическим лицам права собственно¬сти на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству по¬средством сделок или предъявления территориальных претен¬зий к Российской Федерации, может привести к нарушению су¬веренитета Российской Федерации.
В частности, в 2004 году предметом рассмотрения Консти¬туционного Суда Российской Федерации являлись оспаривае¬мые в запросе Мурманской областной Думы нормы Земельно¬го кодекса РФ, которыми иностранные граждане, лица без граж¬данства и иностранные юридические лица наделялись конкрет¬ными правомочиями по приобретению в собственность земель¬ных участков на территории Российской Федерации.
Заявитель полагал, что пункт 3 статьи 15, пункт 12 статьи 30, пункт 5 статьи 35, статья 38 Земельного кодекса РФ по своему содержанию противоречат статьям 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ, и приводил в обоснование своей позиции следующие доводы:
земля является основой жизни и деятельности народов, про¬живающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федера¬ции; закон не может ограничивать и перераспределять эту ос¬нову, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без граждан¬ства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов РФ.
Однако Конституционный Суд признал данные нормы со¬ответствующими Конституции РФ, аргументировав свое реше¬ние следующим. Согласно статье 62 Конституции РФ иностран¬ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с граждана¬ми Российской Федерации, кроме случаев, установленных фе¬деральным законом или международным договором Россий¬ской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федера¬ции в качестве общего принципа российского законодательст¬ва устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязаннос¬тей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, кон¬кретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяют¬ся к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пунк¬та 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей оп¬ределяются на основе федерального закона, Земельный ко¬декс РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридичес¬ким лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользо¬ваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не ис¬ключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 ста¬тьи 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 и 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Конституционный Суд также указал, что на самом деле при предоставлении земли в собственность передается не часть территории государства, а лишь участок земли как объект гражданских прав, что отнюдь не затрагивает территориальную целостность РФ. И вообще возможность предоставления ино¬странцам права на определенных условиях приобретать, вла¬деть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит Конституции РФ. Кроме того, федеральный зако¬нодатель может ограничить права иностранцев в землепользо¬вании, что и было сделано в Земельном кодексе РФ.
Таким образом, оспариваемые положения ЗК РФ, которы¬ми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в соб¬ственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, распо-ложенных на определенных территориях, не противоречат Конституции РФ, как направленные на конкретизацию ее поло¬жений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.
Государственная собственность. В соответствии с пунк¬том 1 статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юриди¬ческих лиц или муниципальных образований. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю.
ГК РФ также содержит положения, касающиеся государст¬венной собственности на землю. Так, в пункте 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Рос¬сийской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собст¬венности субъектам Федерации - республикам, краям, облас¬тям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ).
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пре¬делах их компетенции, установленной актами, определяющи¬ми статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотрен¬ных федеральными законами, Указами Президента РФ и поста¬новлениями Правительства РФ, нормативными актами субъек¬тов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы ме¬стного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГКРФ).
В развитие положений ГК РФ был принят ФЗ от 21 июля 1997 года № 112-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеющий важное значение для регулирования отношений в области разграниче¬ния государственной собственности на землю, поскольку пра¬во собственности на недвижимое имущество, в том числе пра¬во собственности публичных образований на земельные участ¬ки, возникает именно с момента государственной регистрации данного права в учреждении юстиции.
В период существования СССР земля в пределах государ¬ственной границы была объявлена единым государственным земельным фондом, который являлся целостным и неделимым объектом права государственной собственности. Последова¬тельно соблюдался и принцип единства субъекта права госу¬дарственной собственности на землю. Однако с признанием Конституции РФ многообразия форм собственности на землю возникла необходимость проведения разграничения государ¬ственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность ее субъектов и собственность муни¬ципальных образований, а также определить его порядок . 
Общий принцип разграничения земель с 1 июля 2006 года таков. При разграничении государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности Российской Фе¬дерации;
-   земельные участки, предоставленные органам государст¬венной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
-    иные предусмотренные федеральными законами земель¬ные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К собственности субъектов Российской Федерации отно¬сятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности субъектов Рос¬сийской Федерации; 
-     земельныеучастки, предоставленные органам государст¬венной власти субъектов Российской Федерации, а также ка¬зенным предприятиям, государственным унитарным предпри¬ятиям или некоммерческим организациям, созданным органа¬ми государственной власти субъектов Российской Федерации;
-    иные предусмотренные федеральными законами зе¬мельные участки и предусмотренные федеральными закона¬ми земли.
К собственности поселений, городских округов, муници¬пальных районов относятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности соответствую¬щих муниципальных образований;
-    земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образова¬ний, а также казенным предприятиям, муниципальным унитар¬ным предприятиям или некоммерческим организациям, со-зданным указанными органами местного самоуправления;
-    иные предусмотренные федеральными законами и при¬нятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федераль¬ными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Исключение из общего порядка установлено для двух субъектов Федерации: городов федерального значения Моск¬вы и Санкт-Петербурга. В этих городах в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения в перечень земель¬ных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов РФ, и для муниципальных об¬разований.
Момент возникновения права собственности на земель¬ные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъ¬екта РФ или муниципального образования на земельный учас¬ток при разграничении государственной собственности на зем¬лю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного само¬управления либо действующего по их поручению лица. В заяв¬лении должно быть указано основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муни-ципального образования на земельный участок.
Поскольку основанием государственной регистрации пра¬ва собственности раньше являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соот¬ветственно у Российской Федерации, ее субъектов и муници¬пальных образований возникало право собственности при раз¬граничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю, в пункте 5 статьи 3.1 ФЗ «О введении в действие Зе¬мельного кодекса Российской Федерации» сделано по этому поводу разъяснение, согласно которому изданные Правитель¬ством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаль¬ных образований возникает право собственности при разгра¬ничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собствен¬ности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.
Перечень документов, необходимых в настоящее время для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници¬пального образования на земельный участок при разграниче¬нии государственной собственности на землю, должен быть ут¬вержден Правительством РФ.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также закреплен порядок распоряжения публичной землей. Оно осу¬ществляется по общему правилу после государственной реги¬страции права собственности на них. В то же время закрепля¬ется, что отсутствие государственной регистрации права собст¬венности на земельные участки, государственная собствен¬ность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не раз¬граничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В то же время те¬перь закреплено два исключения из этого правила.
Они касаются, во-первых, земельных участков, государст¬венная собственность на которые не разграничена, в поселени¬ях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного са¬моуправления указанных поселений, если законами соответст¬вующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение таки¬ми земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Во-вторых, исключение из общего правила установлено в отношении земельных участков, государственная собствен¬ность на которые не разграничена, в субъектах Российской Фе¬дерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Распоряжение такими земельными участками осу¬ществляется органами исполнительной власти указанных субъ¬ектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов феде¬рального значения.
В статье 17 ЗК РФ закрепляются способы возникновения федеральной собственности на землю.
В федеральной собственности находятся земельные участ¬ки, которые признаны таковыми федеральными законами. Следует заметить, что по поводу данного основания высказы¬вались различные точки зрения. Одни полагали, что в таких фе¬деральных законах должны конкретизироваться земельные участки, признаваемые объектом федеральной собственности, посредством указания его кадастрового номера, площади и других характеристик. Другие считали, что для признания фе¬дерального закона в качестве правоустанавливающего доку¬мента достаточно указания на земли, относящиеся к федераль¬ной собственности. 
Также в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на кото¬рые возникло при разграничении государственной собственно¬сти на землю. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального зако¬на от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграни¬чения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности Российской Фе¬дерации;
-   земельные участки, предоставленные органам государст¬венной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
-    иные предусмотренные федеральными законами земель¬ные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Кроме того, в федеральной собственности находятся зе¬мельные участки, которые приобретены Российской Федераци¬ей по основаниям, предусмотренным гражданским законода¬тельством. Российская Федерация вправе приобретать земель¬ные участки у граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муни¬ципальных образований; может получить их в собственность от граждан в порядке наследования, выкупить для государствен¬ных нужд и др.
Способы возникновения права собственности субъекта Федерации на землю в целом аналогичны способам для при¬знания права федеральной собственности на землю, предус¬мотренные в статье 17 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Зе¬мельного кодекса Российской Федерации» в целях разграниче¬ния государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
-земельные участки, предоставленные органам государст¬венной власти субъектов Российской Федерации, а также ка¬зенным предприятиям, государственным унитарным предпри¬ятиям или некоммерческим организациям, созданным органа¬ми государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земель¬ные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Муниципальная собственность представляет собой фор¬му собственности, существующую параллельно с государст¬венной. По своему характеру и юридической природе она на¬ходится в одном ряду с правом государственной собственнос¬ти. В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное са¬моуправление обеспечивает владение, пользование и распоря¬жение муниципальной собственностью, то есть имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Управляют му¬ниципальной собственностью согласно статье 131 Конституции РФ органы местного самоуправления.
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 ок¬тября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» террито¬рию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего поль¬зования, территории традиционного природопользования на¬селения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения независимо от форм собствен¬ности и целевого назначения.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципаль¬ного образования осуществляют органы местного самоуправ¬ления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - население непосред¬ственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, нахо¬дящихся в границах муниципального образования.
Муниципальная собственность на землю возникает в ре¬зультате разграничения государственной собственности на землю, признания таковой федеральными законами и приня¬тыми в соответствии с ними законами субъектов РФ либо в слу¬чае приобретения земельных участков, находящихся в собст¬венности граждан или юридических лиц, по основаниям, уста¬новленным гражданским законодательством .
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 ок¬тября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельно¬го кодекса Российской Федерации» в целях разграничения госу¬дарственной собственности на землю к собственности поселе¬ний, городских округов, муниципальных районов относятся:
-    земельные участки, занятые зданиями, строениями, со¬оружениями, находящимися в собственности соответствую¬щих муниципальных образований;
-земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образова¬ний, а также казенным предприятиям, муниципальным унитар¬ным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
-    иные предусмотренные федеральными законами и при¬нятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земель¬ные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Россий-ской Федерации земли.
Следует отметить, что в муниципальной собственности на¬ходятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ни¬ми законами субъекта Российской Федерации. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципаль¬ной собственности на земельные участки, то в отличие от госу¬дарственной собственности она может возникать и в порядке статьи 225 ГК РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.
При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального обра¬зования переходят земли, находящиеся в границах этого обра¬зования. Однако муниципальное образование может приобре¬сти, например, купить земельный участок, находящийся за пре¬делами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципально¬го образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ, для обеспечения развития территории этого муниципального образования.

1.4. Способы получения и прекращения прав на земельные участки

В соответствии с Земельным кодексом РФ права на зе¬мельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. В основе возникновения, изменения или прекращения земельных правоотно¬шений лежат юридические факты, которые должны:
♦    иметь свое объективное, реальное содержание, выра¬жающееся в форме событий и поведения людей путем опре¬деленных целенаправленных действий или бездействия;
♦    отвечать требованиям фактической и документально до¬казанной конкретности;
♦    иметь прямую связь с законом (факт предусмотрен в гипотезе правовой нормы) или косвенную - вытекающую из смысла закона.
В системе земельных отношений юридические факты объединяются в три группы: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. На основе правообразующих фактов возникают права на земельные участки, в том числе и отношения собственности.
По действующему в настоящее время законодательству в России существует более десятка различных способов полу¬чения права собственности на землю, которые можно, объе¬динить в четыре основные группы:
♦    решения органов государственной власти и местного са¬моуправления о выделении государственных земельных уча¬стков или разграничения государственной собственности на землю;
♦    гражданско-правовые сделки на рынке земли;
♦    обстоятельства или события, с которыми закон связы¬вает наступление соответствующих гражданско-правовых по¬следствий;
♦    судебные решения, устанавливающие право собствен¬ности на землю.
В административном порядке осуществляется предоставление земельных участков за плату или бесплатно и перерегистрация ранее полученных земель, т. е. приватизация участков.
При перерегистрации ранее предоставленных участков граждане могут:
1)    свободно выбрать вид права на землю - собственность, сохранить ранее полученное право пожизненного наследуе¬мого владения, пользование или аренду;
2)    получить бесплатно в собственность часть участка в размере не более установленных предельных норм соответ¬ствующего целевого назначения;
2)    выкупить по договорной цене остальную часть участка или оставить ее у себя в пожизненном наследуемом владении.
По мере развития рыночных отношений права частной собственности на землю все больше становятся результатом гражданско-правовых сделок с землей, хоть существует воз¬можность получения физическими и юридическими лицами государственных земель.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собствен¬ности на землю» проводится разграничение государственной собственности на землю на собственность трех публично-право¬вых образований - Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов. Порядок разграничения земель установлен Правилами подготовки и согласования перечней земельных уча¬стков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ воз¬никает право собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140.
Право собственности на земельные участки у публично-правовых образований возникает с момента его государствен¬ной регистрации на основании акта Правительства РФ об ут¬верждении перечней земельных участков, на которые соот¬ветственно у РФ субъектов РФ и муниципалитетов возникает право собственности при разграничении государственной соб¬ственности на землю и вступившие в силу судебные реше¬ния по таким спорам.
Распоряжение государственными земельными участками до их разграничения регулируется постановлением Прави¬тельства РФ от 7 марта 2002 г. № 576.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Модель земельного рынка
2.1. Рынок земли как саморегулирующаяся система

Рынок земли - средство перераспределения земель между собственниками экономическими методами на основе конку¬рентного спроса и предложения, обеспечивающее:
-    передачу прав на земельные участки от одного лица к другому;
-    установление равновесных цен на землю в различных регионах;
-    связь между собственниками недвижимости и покупа¬телями с помощью экономической мотивации;
-    распределение пространства между конкурирующими вариантами использования земель и субъектами рынка.
 
Рынок земли как саморегулирующаяся система включает 7 основных элементов: спрос, предложение, цена, менеджмент, маркетинг, инфрастуктура и деловые процедуры (схема 4).
Схема 4. Общая система рынка земли 

Спрос - количество земельных участков (площадь), ко¬торые покупатели готовы приобрести при разных ценах.
Предложение - количество земли (м2, соток, га и т. п.), которое собственники готовы продать при разных ценах.
Цена - количество денег, уплаченных за единицу зе¬мельной площади в осуществленных сделках.
Стоимость - наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет про¬дажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда по¬купатель и продавец действуют разумно, со знанием дела, и на сделку не влияют посторонние стимулы (рыночная сто¬имость) .
На рынке земли действуют четыре основных группы лиц: продавцы, покупатели, профессиональные участники и раз¬личные государственные органы (таблица 2).
Таблица 2. Основные характеристики субъектов земельного бизнеса
    Субъект    Деловой интерес к земле    Основа бизнеса
1    Предприниматели: •    Сельскохозяйствен¬ные товаропроизводители    •    Производство продо-вольственных товаров и извлечение прибыли    •    Частная и общая собственность на землю, аренда
    •    других сфер деятельности    •    пространственный базис размещения бизне¬са, получение прибыли    •    постоянное пользо-вание, аренда, частная собственность на землю
2    Лесопарки, ботаниче-ские сады, заказники и т.п.    Удовлетворение общест-венных потребностей    Государственная собст-венность, постоянное пользование
3    Профессиональные уча¬стники: риэлторы, мак¬леры и др.    Извлечение прибыли    Оказание услуг
4    Граждане-потребители    Производство продо-вольствия для личного потребления    Частная собственность на садово-огородные участки и личное под¬собное хозяйство
5    Государственные органы    Осуществление общего-сударственных программ и функций    Государственная и му-ниципальная собствен-ность на землю
6    Наемные работники    Личный доход, земля как предмет труда    Частная собственность на рабочую силу (труд)

Рынок земли, как и другие виды рынков, в автоматичес¬ком режиме выполняют различные функции:
- Информации о ценах, спросе, предложениях и др. данных о земле;
- Стимулирование научно - технического прогресса, повышение эффективности бизнеса, личной выгоды;
- Посредничества - установления связи между потребностями, спросом и предложением земель;
- Обеспечение свободы предпринимательства и выбора сферы деятельности;
- Санации предпринимателей - разорение неэффективных организаций;
- Ценообразования - установления равновесных цен на земельные участки;
- Регулирование распределения земельных ресурсов между сферами деятельности.

2.2. Характеристика земельного рынка

Земельным участкам, как и рынку недвижимости в целом, присущи некоторые специфические свойства, в частности: се¬зонные колебания цен, большая дифференциация цен в зави¬симости от местоположения, развития инженерной инфраструк¬туры и экологических условий; сегментация рынка по экономи¬ческим возможностям покупателей и др. Основные же особенности определяются спецификой самого товара - земли.
Поскольку земельная собственность включает различные сочетания юридических прав и интересов, то в одних случа¬ях на рынок может выходить аренда, в других - залоговые обязательства, а в третьих - объект полной собственности, свободный от каких-либо требований. Многофункциональное назначение земли еще более усложняет рынок недвижимос¬ти.
Потребительские свойства земли, приобретающие важное значение для собственника и покупателя, определяются конкретным целевым ее назначением. При использовании земельных участков для предпринимательской цели, строительства и т.п. в первую очередь учитываются местоположение, размер, форма, контуры и топография, подпочвенный слой, инженерно-техническое обустройство, экологическая среда, подъездные пути, способы использования примыкающих территорий и другие характеристики. 
Физические свойства земли, формирующие плодородие ее верхнего слоя, - разновидность почвы, содержание гумуса, механический и химический состав, тепловой и водный режим, наличие пашни, сенокосов, пастбищ и др. - являются решающими для сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. 
В зависимости от цели выполняемых функций в процессе предпринимательской или иной деятельности земля как товар выступает на рынке преимущественно одним или целой совокупностью своих потребительских свойств в качестве всеобщего условия и средства производства, пространственного базиса, рекреационного или оздоровительного средства. 
Принципиальное значение для познания особенностей земли как товара имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к осуществлению рыночных сделок. 
Характерной особенностью земли как товара является абсолютная (нулевая) неэластичность ее предложения на рынке. Дело в том, что любой землевладелец, заинтересованный в максимизации своих доходов, будет предоставлять землю бизнесу за любую плату, так как в противном случае он лишится ренты вообще. Поэтому цена земли полностью формируется спросом, т.е. уровнем цен продуктов, производимых на земле. Например, если цены на зерно, картофель и т.п. сильно упадут, то и производный от них спрос на землю, на которой они выращиваются, также резко сократится, и цена на землю соответственно понизится . 
Из неэластичности предложения земли на рынке еще Давид Рикардо сделал весьма важные и не всеми еще и до сих пор осознаваемые выводы. 
  Во-первых, расхожее мнение, что цена зерна (продовольствия) высока потому, что высока рента землевладельцев, - ошибочно. Не потому цена хлеба высока, что высока цена земли, а наоборот, цена земли потому большая, что высоки цены на зерно, выращиваемое на ней. 
Во-вторых, налоги на доходы землевладельцев не влияют на цены продовольствия, а просто уменьшают их ренту. 
В-третьих, стоимость земли полностью определяется стоимостью выращиваемой на ней продукции, а не наоборот, как это кажется внешне. 
Земля - специфический объект рыночных отношений. В идеале земельный рынок создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждая к эффективному использованию ее многообразных свойств.
Рынок земельных участков по сравнению с рынками потребительских товаров более ограничен числом покупателей и продавцов, так как приобретатели земли должны располагать значительными средствами - земельные ресурсы относятся к числу дорогих товаров. Земельный рынок отличает также низкая степень зависимости и согласованности предложений и спроса на участки. При росте спроса их предложение на рынке земли увеличивается медленно, а рост предложений автоматически не вызывает аналогичного относительно с потребительскими товарами скорого увеличения спроса. Земельному рынку свойственна низкая степень открытости − земельные сделки носят, как правило, частный характер, публичная информация о них чаще всего не отражает сопровождающую их действительную денежную оплату, поскольку для участников земельных сделок существует ряд причин не называть настоящую цену продажи-покупки. Рынок земли мало конкурентен, поскольку совершенствование хозяйственных свойств участков требует средств на работы, повышающие производственные качества - выравнивание поверхности, улучшение почвы, осушение и т.п. Отличает его от других рынков относительная сложность оформления сделок, поскольку продажа прав на земельные участки законодательно оговаривается рядом формальностей, условий и норм. Особенность земельного рынка - наличие своей обслуживающей инфраструктуры. Как правило, сделки с землей обеспечивают (юридически и организационно) специализированные структуры (службы земельного кадастра, землеустроительные организации, органы госрегистрации, земельные банки). Все это свидетельство исключительности земли как товара, заставляющей выстраивать земельную политику с учетом всех ее особенностей не только как хозяйственного, но, прежде всего, как незаменимого природного ресурса и национального достояния.

2.3. Признаки сегментирования рынка земли

Сегментирование рынка - это один из важнейших инстру¬ментов маркетинга. От того, насколько правильно выбран сег¬мент рынка, во многом зависит успех в конкурентной борьбе.
Существует целый ряд критериев и признаков, по кото¬рым можно проводить сегментирование рынка земли.
Объектами сегментирования являются покупатели, сам товар - земля и участники рынка - коммерческие органи¬зации и предприниматели.
Признак сегментирования - это фактор, по которому осуществляется выделение сегментов рынка.
В зависимости от целей сегментирования в качестве при¬знаков могут быть использованы 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 853
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba