СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава 1 Теоретические основы демографической политики государства
1.1. Демографическая ситуация как объект государственного регулирования экономики
Демографическая ситуация как объект государственного регулирования экономики включает в себя, прежде всего, понятие «качество населения».
Качество населения — совокупность свойств народонаселения, характеризующих его развитие в сис¬теме социальных и природных отношений. Это связующая категория теории народонаселения.
Анализ качества населения обусловлен комплексным подходом к изучению населения. Взаимодействие сово¬купности свойств качества населения определяет его способность адаптироваться к конкретным социокуль¬турным, технико-экономическим, природно-климати¬ческим условиям жизни, воспринимать их изменения и формировать новые условия, направленные на дальней¬шее повышение качества жизни.
Свойства населения выражают совокупности свойств индивидов и принимают форму эмпирически наблюда¬емых и измеряемых качественных характеристик:
- рождаемость и смертность характеризуют свойство сохранять или изменять численность населения;
- брачность и разводимость — свойство образовы¬вать брачные союзы;
- здоровье — свойство поддерживать равновесие биологических функций индивида и поколения;
- образовательный уровень — свойство усваивать определенную систему знаний, позволяющую приоб¬щаться к достижениям цивилизации;
- квалификационный и профессиональный уровень — свойство участвовать в производственной деятельности и обеспечивать необходимые средства существования и т.д.
Все свойства населения взаимосвязаны между собой.
Множественность свойств населения затрудняет прак¬тическое использование категории «качество населения». Поэтому выделяют такую ограниченную совокупность свойств, которая в соответствии с поставленными задачами давала бы всестороннюю информацию о демографических процессах.
Одной из функций населения — сторон его целесооб¬разной жизнедеятельности — является его воспроизвод¬ство (данная функция составляет объект демографических исследований и не сводится лишь к естественному возоб¬новлению поколений). Это позволяет говорить об отно¬сительно независимой демографической области свойств населения.
Другие свойства населения — его религиозность и принадлежность к тем или иным конфессиям, доля уго¬ловного элемента и даже миграционная подвижность только лишь воздействуют на численность и особенности воспроизводства населения.
В основе формирования свойств населения лежат соот¬ветствующие, исторически изменяющиеся демографи¬ческие потребности.
Усиление негативного воздействия глобальных проблем на все стороны жизни и деятельности, затрудне¬ния в их решении на современном этапе и в перспективе связаны с повышенными темпами экономического роста на основе преимущественно интенсивных факторов и научно-технического прогресса. Особенно указанная тенденция проявляется в расширении набора и увеличе¬нии масштабов нерешенных социально-экономических проблем, приобретающих глобальный характер.
Место, роль и масштабы отдельных глобальных про¬блем не остаются неизменными. В настоящее время практически единодушно первейшей признается экологическая проблема, неразрывно связанная с демографи¬ческой ситуацией в мире. В силу исключительного раз¬маха, степени влияния и последствий для человечества, многообразия включаемых компонентов, особых эконо¬мических трудностей решения эта проблема приобрела новые качественные характеристики.
Рост населения Земли, интенсификация использова¬ния естественных ресурсов, добычи природных богатств, загрязнение и обеднение среды обитания приводят к корен-ным изменениям в условиях жизни человечества и состо¬янии околоземного пространства. Экология переросла в первейшую глобальную проблему, имеющую беспреце¬дентные экономические аспекты. Существенно и то, что она характеризуется устойчивой тенденцией к обострению.
Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составля¬ющие, возрастает роль других, появляются новые. Так, в демографической проблеме возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международ¬ной миграции населения, трудовых ресурсов и т.п.
Опережающий рост народонаселения по сравнению с сельскохозяйственным производством во многих разви¬вающихся странах предопределяет остроту продовольст-венной проблемы. К ее решению вынуждены подключаться и развитые страны, располагающие ресурсами продовольст¬вия, а также международные организации, разрабатыва¬ющие и осуществляющие специальные программы помощи.
Оценка отдельных глобальных проблем и отношение к ним в странах и в мировом сообществе неоднозначны, тем более с позиций экономических аспектов, изыскания источников ресурсов для их преодоления. В настоящее время предлагается сосредоточить усилия на ослаблении негативного влияния хозяйственной деятельности, дина¬мики народонаселения, прежде всего, ограничительной, дифференцированной по регионам регламентацией эко¬номического роста.
Рост численности населения мира и масштабов про¬изводства в сочетании с нерациональными структурами потребления ложится все более тяжелым бременем на жизнеобеспечивающий потенциал биосферы. Среднего¬довые темпы прироста численности населения мира в 1993—2010 гг. оцениваются в 1,38%, в то время как за пре¬дыдущие 20 лет темпы составляли 1,8%.
В развитых индустриальных странах народонаселе¬ние практически не увеличивается, а в ряде европейских стран коренное население даже сокращается. По прогнозам темпы прироста населения в промышленно развитых странах составят в 1995—2020 гг. 0,43% (в период 1996— 2000 гг. рост составлял примерно 0,58%). В развивающихся странах, где проживает почти 4,5 млрд человек, число жителей в период 1995—2020 гг. будет расти со скоростью 1,94% в год (в 1995-2000 гг. — 2,16%). По многим про¬гнозам численность населения мира вырастет до 7 млрд человек в 2010 г. При этом население развивающихся стран составит около 78% от всего населения мира.
Росту населения на Земле способствовал экономичес¬кий фактор: пропорциональный рост трудоспособного населения. Это закономерно для периода экстенсивного роста экономики.
В настоящее время наблюдается резкое возрастание антропогенного воздействия на биосферу. Достижение семимиллиардного рубежа почти вдвое увеличит антропо-генное давление на планету, даже при условии введения ресурсосберегающих технологий. Однопроцентный рост населения в США представляется для окружающей среды большей угрозой, чем двухпроцентный в развивающихся странах. 1 млрд населения Индии оказывает на биосферу такое же влияние, как 50 млн американцев.
Проблемы демографии имеют самое непосредствен¬ное значение для транспортников, и не только с точки зрения потенциальных пассажиропотоков. Предстоит решать крупные проблемы по перевозке грузов в зависи¬мости от уровня потребления и экономического развития стран.
Возможности «срочного» перемещения мобильных капиталов в любую страну, где есть реальные возмож¬ности для получения сверхприбылей, и столь же быстрый уход с «использованной территории», безусловно, будут провоцировать рост социальной напряженности во всем мире. Более того, социальный прогресс в конкретных обществах (странах) будет все более утрачивать нацио¬нально-культурную идентичность и динамику. «Расцвет» глобализации в нескольких странах будет сопровождаться чередой глобальных энергетических, экономических, экологических и в перспективе — продовольственных кризисов на самых обширных территориях.
История человечества — это, прежде всего, история развития производительных сил и производ¬ственных отношений. Поэтому для процессов, рассмат¬риваемых в демографии, основное значение имеет взаи¬моотношение между людьми и экономикой, которое не является взаимоотношением между двумя отдельными объектами.
Экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений, в которых люди выступают в качестве субъекта. В таком понимании, взаимоот¬ношение людей и экономики имеет двойственное значение: люди действуют в качестве субъекта производства и в то же время оказываются под решающим воздействием ими же созданных социально-экономических условий.
Основополагающие черты взаимодействия населе¬ния с экономикой отмечаются в экономическом законе народонаселения формации, который имеет основное
значение для исследования, анализа и трактовки проблем народонаселения.
Но социально-экономические условия жизни людей исторически изменяются и на разных ступенях развития определяются присущим способом производства. Поэтому экономический закон народонаселения должен рассмат¬риваться для каждой общественной формации в отдель¬ности, а не безотносительно к исторически различным формам общественного устройства.
Население и экономика представляют собой одно целое, в котором выделить их взаимосвязи («население — экономика» и «экономика — население») можно только условно. В этом взаимодействии ведущим звеном явля¬ется экономика. Влияние экономики на процессы воспро¬изводства населения через соответствующий механизм изменений экономических факторов (жизненного уровня, обеспеченности жильем и многих других) сравнительно подробно описано в демографической литературе, хотя достаточно полной теории анализа этих процессов пока еще не разработано. Гораздо менее изучена линия «насе¬ление — экономика», т.е. влияние демографических про¬цессов на экономические и социальные явления.
Взаимосвязь различных компонентов общественного развития — это взаимосвязь процессов экономического и демографического воспроизводства.
В течение социального и экономического развития меняются не только численные соотношения между воз¬растными группами населения, но и его социальный, профессиональный, образовательный состав и другие характеристики.
Воспроизводство населения состоит в непрерывном процессе взаимозаменяемости различного рода социально-экономических и демографических структур, составля¬ющих основу населения.
Анализируя воспроизводство демографических струк¬тур, надо учитывать и количественную, и качественную стороны.
Все происходящие в обществе события — и экономи¬ческие явления, и социальные процессы, влияющие как на экономику, так и на демографическое поведение людей, воздействуют на демографические структуры и на воспро¬изводство населения. —
По отношению к экономике население является одно¬временно производителем и потребителем материальных благ и услуг. Такая двусторонняя зависимость обусловли¬вает сложность и противоречивость связей населения и экономики. В то же время население не может существо¬вать вне экономики, а экономика — без населения.
Социально-экономическая структура населения ока¬зывает большое влияние на эффективность экономики. Таким образом, исторически сложившаяся профессио¬нальная структура населения существенно влияет на эффективность производства.
Принцип распределения общества во многом ставит распределение созданного продукта в зависимость от сложившейся отраслевой, образовательной и профессиональной структуры населения, которая в значительной степени определяет покупательную способность различ¬ных слоев населения.
Потребление, его состав и уровень также во многом зависят от демографических структур. Возможности удов¬летворения потребностей для каждого взрослого человека определяются его вкладом в общие трудовые усилия страны, что во многом зависит от его образования, профессиональ¬ной подготовки, т.е. в итоге от социально-экономических факторов. На общую структуру потребления населения значительно влияет сама возрастно-половая структура населения.
Наконец, на величину накопления демографические структуры оказывают влияние через рост личного имуще¬ства населения, которое в свою очередь частично зависит от ряда демографических параметров. Так, динамика численности сельского населения, его семейная и про¬фессиональная структура значительно влияют на размеры сельского жилищного индивидуального строительства, выращивание скота и птицы в личном подсобном сель¬ском хозяйстве.
Таким образом, процессы воспроизводства населения через динамику демографических структур оказывают существенное влияние на экономическое воспроизводство.
Наличие взаимосвязи демографических и экономичес¬ких процессов обусловливает необходимость определе¬ния (сначала в теоретическом, а потом и в практическом плане) оптимальных соотношений между ними, прибли¬жение к которым позволит повысить эффективность функционирования всего народного хозяйства.
Итак, демографическая ситуация как объект государственного регулирования экономики включает в себя рассмотрение следующих понятий:
Качество населения — совокупность свойств народонаселения, характеризующих его развитие в сис¬теме социальных и природных отношений. Это связующая категория теории народонаселения.
Свойства населения: - брачность и разводимость; здоровье; образовательный уровень; квалификационный и профессиональный уровень.
Экономика — это исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений, в которых люди выступают в качестве субъекта.
Демографические показатели оказывают влияние на процесс развития социально-экономической структуры, в которую входят взаимоотношения и взаимовлияние людей как субъектов производства и экономических процессов.
1.2. Особенности демографической политики многонационального государства (РФ)
Современная социальная и демографическая политика в России истоки свои имеет в демографической политики СССР. Именно в это время началось:
- строительство детских ясель и садов, женских консультаций, родильных домов, специальных больниц и т.п.;
- организация охраны здоровья детей и женщин, создание педи¬атрической службы;
- предоставление льгот и пособий многодетным семьям, выплаты пособий по случаю рождения ребенка и т.п.
Основные меры демографической политики в СССР в послевоен¬ные годы и в последние десятилетия до распада страны были следующими:
- организация летнего отдыха детей за счет средств государства. Так, например, в 1976 г. 21 млн детей и подростков отдохнули в пионерских лагерях, на турбазах, в детских санаториях и т.п.;
- создание школьнгых учебных групп с продленным днем (в 1976— 1977 — 8,7 млн человек), школ-интернатов (стоимость содержа¬ния одного учащегося составляла около 700 руб. в год);
- установление пониженных цен на товары детского ассортимента, что обходилось государству более чем в 2 млрд руб. в год;
- дотации государства на содержание детей в яслях (500 руб. в год) и детских садах (450 руб. в год) на одного ребенка оплачивались государством на 80 %;
- дети из многодетных семей содержались на 100 % за счет государ¬ства в яслях и детсадах (дотация государства составляла 5 млрд руб. в год);
- выплата ежемесячных пособий детям до пяти лет, на четвертого ребенка в размере 4 руб., на пятого — 6 руб., на шестого — 7 руб., вплоть до 15 руб. на 11-го ребенка (при цене 16 коп. 1 кг хлеба, 24 коп. 1 л молока и т.д.);
- выплата единовременных пособий при рождении третьего и после¬дующего детей: на третьего - 20 руб., на четвертого - 65 руб., на пятого - 85 руб., на шестого - 100 руб., вплоть до 250 руб. на 11-го ребенка;
- с 1974 г. были введены ежемесячные пособия в размере 12,5 р. на каждого ребенка в семьях, где доход на одного члена семьи не превышал 50 руб., что способствовало улучшению материального положения многодетных и малообеспеченных семей с детьми;
- отпуск женщинам по беременности и родам с 1958—1959 гг. — восемь недель до и семь недель после родов, оплата в размере полного заработка независимо от трудового стажа, с 1983 г. после родов оплата отпуска до достижения ребенком одного года, без оплаты, но с сохранением места работы до достижения ребен¬ком возраста трех лет;
- устанавливался сокращенный рабочий день кормящим матерям; оплата бюллетеней по уходу за больным ребенком до семи дней в месяц, одиноким матерям — до 10 дней в месяц;
- льготы по подоходному налогу: если в семье четверо и более де¬тей, то размер льгот составлял 30 % от суммы налога;
- не состоящие в браке мужчины и бездетные супруги платили налог за бездетность в размере 6 % от заработной платы;
- пенсионные льготы женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пятерых и более детей: возраст выхода на пенсию устанавливался в 50 лет;
- законодательством об абортах с 1920 г. в СССР были разрешены аборты не только по медицинским, но и по социальным показаниям, в 1936 г. последние были запрещены, в 1955 г. вновь раз¬решены;
- разрешение правительством в 1967 г. предприятиям, организа¬циям, учреждениям принимать работников на неполный рабо¬чий день или неполную рабочую неделю.
Таким образом, в стране проводилась довольно активная демогра¬фическая политика. Применялись не только экономические, правовые, но и информационно-пропагандистские меры. Например, в 1944 г. был принят указ Верховного Совета СССР, где говорилось об оказании материальной помощи многодетным семьям, поощрении многодет¬ности. Вводились государственные награды: за рождение и воспита¬ние пятерых детей — «Медаль материнства», за рождение и воспита¬ние 10 и более детей — орден «Мать-героиня».
Хотя официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось, но экономические меры поощрения рождаемо¬сти проводились в трудных условиях послевоенного восстановления народного хозяйства, решения сложнейших задач социально-эконо¬мического развития страны.
В 1970-е гг. в условиях, когда ряд регионов страны перешел к ре¬жиму суженного воспроизводства, на высоком государственном уровне заговорили о демографических проблемах и демографической поли¬тике. Демографическую политику в СССР начали трактовать как важ¬ную составную часть социально-экономической политики, управле¬ния развитием населения. Обращалось внимание на сдерживание роста крупнейших городов, на отток населения из села.
Дефицит трудовых ресурсов, обозначившийся в 1980 гг., заставил директивные органы активизировать демографическую политику. В 1981-1983 гг. в СССР, в 1981-1982 г. в РСФСР был принят комплекс мер в этом направлении:
- единовременные пособия начали выдаваться при рождении пер¬вого, а не третьего ребенка (50 руб. на первого, 100 руб. на вто¬рого и т.д.);
- введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до одного года в размере 35 руб. в месяц (50 руб. в рай¬онах Севера европейской части СССР, Сибири и Дальнего Во¬стока); отпуск оплачивался независимо от очередности рожде¬ния детей, от доходов и других характеристик семьи;
- разрешение предприятиям и организациям выдавать семьям после рождения первого ребенка кредиты в размере до 1,5 тыс. руб. на восемь лет без взимания процентов за кредит. При рождении второго ребенка этот кредит погашался на 200, а третьего — на 300 руб. от остатка невыплаченной суммы;
- женщинам, имеющим детей, предоставлялись дополнительные дни к очередному отпуску;
- намечались меры по пропагандистской поддержке семьи и се¬мейных ценностей и др.
Принятые меры способствовали увеличению числа родившихся до 5,4 млн в среднем за год в 1983-1985 гг. и до 5,6 млн в 1985-1987 гг.
Однако демографическая ситуация в стране оставалась очень слож¬ной. Поэтому Правительство СССР приняло Постановление от 17 июля 1987 г. № 3825 «Об улучшении работы по реализации активной соци¬альной политики и повышению роли Госкомтруда СССР». На постановление возлагалась ответственность за организацию подготовки регио¬нальных программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов.
Чтобы затормозить снижение рождаемости и усилить охрану здо¬ровья матери и ребенка, в 1989-1990 гг. был поэтапно увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и сохранен до трех лет без содержания, но с сохранением за матерью места работы. В 1990 г. дородовой отпуск был увеличен с 56 до 70 дней.
В 1990 г. было принято постановление Правительства СССР «О до¬полнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку». В связи с этим увеличили единовременное по¬собие на детей в возрасте от полутора до шести лет (210 руб. - три величины минимальной заработной платы) в семьях с доходом ниже двух минимальных зарплат на члена семьи.
К 1990 г. по стране и во всех союзных республиках были разрабо¬таны программы развития населения на перспективу на период до 2000 г., в которых реализация мер по демографической политике преду¬сматривались за счет средств государственного, республиканских и мест¬ных бюджетов. В качестве одного из разделов в программы входила подпрограмма «Молодая семья» (прошла апробацию в 1988-1990 гг. в Москве).
Однако, несмотря на все эти меры, демографическая ситуация в стра¬не оставалась напряженной. Верховный Совет Российской Федерации впервые в истории страны принял Постановление «О неотложных ме¬рах по изучению населения и демографических перспектив Российской Федерации». В постановлении предусматривалась разработка в тече¬ние 1993-1994 гг. научно обоснованной концепции демографического развития России на перспективу.
В настоящее время особенности демографического развития России в достаточно полной степени отображено в «Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2015 года».
В данной концепции отмечается, что демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В результате предшествующего демографического развития наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране.
С 1986 года происходит устойчивое сокращение общего прироста населения, который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2007 годы сократилась на 3,6 млн. человек и к началу 2008 года составила около 145 млн. человек.
Численность населения России за 2007г. уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17%, и на 1 января 2008г. составила 142 млн человек. Такие данные содержатся в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ.
Сокращение численности происходило из-за естественной убыли населения, которая, однако, уменьшилась в 2007г. по сравнению с 2006г. на 209,4 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 50,2% компенсировал численные потери населения.
Во всех субъектах Российской Федерации в 2007г. отмечалось увеличение числа родившихся (кроме Магаданской области) и снижение числа умерших (кроме Чукотского автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югра). В целом по стране число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза (в 2006г. - 1,5 раза), причем в 8 субъектах Российской Федерации превышение составило 2,0-2,5 раза. Естественный прирост населения в 2007г. зафиксирован в 21 субъекте Российской Федерации (в 2006г. - в 18 субъектах).
За последние 8 лет число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.
В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает число родившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме г. Москвы), Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия.
К началу 2005 года в России проживало 24 509,4 тыс. молодых людей в возрасте 15–24 лет. Доля мужчин составляла 50,7%, доля женщин — 49,3%. Численность расширенной группы (15–29 лет) была равна 35 390,3 тыс. человек, из них 50,5% мужчин и 49,5% женщин. Таким образом, сейчас в молодежных возрастных группах соотношение полов (показатель, имеющий важное значение, например, для формирования брачного рынка) более благоприятно, чем для всего населения в целом, где мужчины составляют 46,45%, а женщины — 53,6%.
По сравнению с общей численностью населения, которая в последнее десятилетие неуклонно сокращалась, динамика численности молодежных возрастных групп была гораздо более благоприятной. Сформировавшиеся в условиях высокой рождаемости и достаточно большого числа потенциальных матерей, эти группы увеличивались. С конца прошлого столетия росла и их доля в общей численности населения России. В 2005 году она достигла 17,1% для возрастной группы 15–24 лет и 24,7% — для группы 15–29-летних, превысив долю детей, равную 15,2%.
Важно, однако, иметь в виду, что стойкая тенденция к сокращению численности детей (по сравнению с 1959 годом их стало на 46% меньше) в ближайшем будущем неизбежно повлечет за собой и сокращение доли молодежи.
Население России отличает сильная демографическая неоднородность, которая проявляется и в значительной региональной дифференциации по доли молодежи (рис. 2). Расчеты, основанные на данных Всероссийской переписи населения 2002 года, показывают, что меньше всего молодежи в Центральном федеральном округе (15,3% 15–24-летних и 22,4% 15–29-летних), больше всего — в Дальневосточном федеральном округе (18,3% представителей возрастной группы 15–24 года и 26,3% — 15–29-лет).
Между субъектами Федерации, входящими в федеральные округа с наименьшей и наибольшей долей молодежи, разброс значений еще выше. Меньше всего молодых людей в Тамбовской области (14,2% в возрасте 15–24 лет, 20,7% — 15–29 лет), больше всего — в Еврейской автономной области (группа 15–24-летних составляет 19,7% всего населения, группа 15–29 летних — 27,7%).
Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 годах оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти.
В 2000-х гг. рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России.
Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.
Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (в том числе от случайных отравлений алкоголем, автотранспортных травм, убийств, самоубийств).
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случаев на 1000 родившихся живыми и мертвыми).
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 лет (1992 год - 68,8 лет). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем у женщин.
Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении ведет к демографическому старению.
Кризисные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране. Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 1990-х годов интенсивно сокращается численность населения северных и восточных регионов России. За последние годы только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5% населения.
Остаются острыми проблемы внутриперемещенных лиц, связанные с последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Общая численность граждан, временно покинувших места постоянного проживания и размещенных на территории Чечни и соседних субъектов Российской Федерации, в настоящее время составляет 401,7 тыс. человек. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования), создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы незаконная миграция из стран дальнего зарубежья. За последние 5 лет количество задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в России находится от 700 до 1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России работают не менее 1,5-2 млн. иностранцев, что существенно осложняет ситуацию на рынке труда.
Определенную опасность для национальных интересов России представляет эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выбывающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году - превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последующие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодежи, на обучение которой затрачены значительные средства.
В условиях сократившихся в последние годы объемов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию - перераспределение населения по территории страны с целью сбалансированности спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда. Оживление экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции вызовут необходимость более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны.
Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.
В настоящее время на территории Российской Федерации в 5 республиках, краях, 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тысяч человек, относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по России. Как следствие, сокращаются их численность и удельный вес в населении страны.
К остро проблемным регионам относится также Центральная Россия, где естественная убыль населения настолько велика, что положительный миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографический потенциал Центра России, в особенности его сельских районов, в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения в значительной мере подорван.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения.
Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2008 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.
Таким образом, особенности демографической политики России как большого многонационального государства имеют следующие особенности:
1. Сохранение общей целостной структуры демографической политики (создание системы социальных учреждений, внедрение различных программ поддержки социально незащищенных слоев населения и т.д.), созданной в годы советской власти.
2. Кризис демографической политики в России после распада СССР, который связан с общим социально-экономическим и политическим кризисом современного российского общества.
3. Выраженность кризиса демографической политики проявляется в сокращении общей численности населения страны, снижении показателей рождаемости, заключения браков, увеличении показателей смертности, сокращении численности населения малочисленных народов Дальнего Востока и Севера.
4. Большое влияние на демографическую политику страны оказывают миграционные потоки как внутри страны (связанные, прежде всего, с военными действиями на Северном Кавказе, ухода жителей из сельской местности), так и внешние миграционные связи со странами Ближнего Зарубежья (Средняя Азия, Закавказье, Украина, Молдова и др.).
5. Кризис демографической политики в России привел к созданию общей концептуальной программы, структура и действие которой будут рассмотрены ниже.
1.3. Понятие демографической политики, формы и методы государственного регулирования
Термин «политика» (греч. politike) означает: искусство управления, учение о способах достижения государственных целей; сфера деятель¬ности, связанная с отношениями между социальными группами с це¬лью завоевания, удержания и использования государственной власти и другие определения. Чем более обоснована и своевременно продумана политика, тем эффективнее управление.
Демографическая политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и негосударственных органи¬зация в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.
Наиболее распространенный и близкий по употреб¬лению термин — политика народонаселения. В широком смысле демографическая политика иногда сравнивается с политикой народонаселения, в узком смысле — рас¬сматривается как одна из ее составляющих наряду с ре¬гулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.
Сегодня в демографической политике выделяются два направления:
- воздействие на характер естественного движения населения, его естественную смену уходящих поколений новыми, т.е. на рождаемость, брачность, прекращение брака, смертность и в конечном счете на поло¬возрастную структуру населения;
- влияние на миграцию населения, т.е. на иммиграцию, эмигра¬цию, географическое распределение, плотность населения.
В значительной степени оба направления определяют семейную политику, которую можно рассматривать как на макро-, так и на мик¬роуровне. На макроуровне это — деятельность государственных и не¬государственных организаций, направленная на создание условий для реализации намерений семей для достижения желаемого числа детей, программа планирования семьи (иногда ее называют программой по контролю над рождаемостью). На микроуровне планирование семьи означает добровольное принятие каждой супружеской парой решения о количестве детей в семье и мер для достижения этой цели.
Демографическую политику необходимо отличать от социальной. Последняя охватывает социальное движение населения: профессиональное, образовательное, межотраслевое, межсекториальное и т.д. Она охватывает ряд сфер деятельности человека: занятий, квалификации, уровня жизни, качества жизни и т.п. Объектом социальной политики служат качественные аспекты жизнедеятельности человека.
Объекты демографической политики — воспроизводство и миграция населения, т.е. по существу количественные параметры жизнедеятельности человека. Объектом демографической политики является населе¬ние страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи опре¬деленных типов или стадий жизненного цикла.
М.С. Клочкова выделяет следующие основные элементы демографической политики:
1) влияние на условия труда: определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительность рабочего
времени, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.;
2) улучшение жизненных условий всех слоев населения: повышение уровня доходов, улучшение условий жизнедеятельности, обеспечение бытовыми услугами и дости-жениями культуры, медицинским обслуживанием;
3) воздействие на воспроизводство населения: есте¬ственное возобновление поколений, миграционная под¬вижность, социальная мобильность.
В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, выделяют два основных направления:
- изменение процессов естественного возобновле¬ния поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности);
- влияние на миграцию населения (миграция, иммиг¬рация, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.д.).
Семейная политика — целенаправленная деятель¬ность государственных органов и иных социальных ин¬ститутов, призванных создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом. Этот термин используется в научных публикациях, в матери¬алах, содержащих концептуальные подходы к реализации социальной и демографической политики.
Структура демографической политики включает два важнейших и взаимосвязанных компонента:
- определение и изложение системы целей;
- разработку и реализацию средств для их достижения. Цели демографической политики:
- формирование желательного режима воспроизвод¬ства населения;
- сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семей-ного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления демографической политики:
- государственная помощь семьям с детьми;
- создание условий для сочетания родительства с ак¬тивной профессиональной деятельностью;
- снижение заболеваемости и смертности;
- увеличение продолжительности жизни;
- улучшение качественных характеристик населения;
- регулирование миграционных процессов, урбаниза¬ции и расселения;
- социальная поддержка инвалидов, пожилых и нетру¬доспособных и т.п.
Эти направления должны быть согласованы со сфе¬рой занятости, регулированием доходов, образованием и здравоохранением, профессиональной подготовкой, жилищным строительством, развитием сферы услуг, социальным обеспечением.
Демографическая политика представляет собой комп¬лекс различных мер:
- экономических: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависи¬мости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.;
- административно-правовых: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацеп¬ции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию;
- воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографи-ческий климат в обществе.
Особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождение детей, выбор профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воз¬действуют на формирование демографических потребнос¬тей, обусловливающих специфику демографического поведения, и на создание условий для их реализации.
Л.П. Харченко выделяет два основных типа демографичес¬кой политики:
- политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран);
- политика, направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся).
Часто практическое осуществление демографичес¬кой политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
Демографическая политика в экономически разви¬тых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсужда¬ются законы, предусматривающие уголовную ответствен¬ность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Проведение демографической политики в развива¬ющихся странах с высокими темпами роста населения особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта поли¬тика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материн¬ства и особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.
Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» — цель демографической политики в развива¬ющихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2-3 ребенка (так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей). Но достижение такого положения автоматически не озна¬чает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить — в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рожда¬емости.
Кроме того, если вследствие демографической поли¬тики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.
Структура демографической политики включает в себя следующие ее компоненты: концепцию демографического развития; четко сформулированные цели демографической политики; программы (планы) ее проведения, т.е. систему мер демографической политики; расчет эффективности вводимых мер.
Разработка демографической политики начинается с концепции. По определению Л.Л. Рыбаковского, «Это — система идей, взглядов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжитель¬ности жизни, миграции и иных направлений государственного регу¬лирования демографического развития. Концепция — это некий под¬ход, стратегический замысел, то поле, в параметрах которого должны реализоваться соответствующие государственные проекты не только в демографических, но и смежных сферах деятельности».
Концепция состоит из взаимосвязанных частей: а) характеристика демографической ситуации страны или конкретного региона; б) обос¬нование целей демографической политики, определение основных на¬правлений стратегии демографического развития; в) определение за¬дач, которые необходимо решить для достижения этих целей, выбор приоритетов; г) составление программ (планов) действий, мер прове¬дения демографической политики.
В качестве целей демографической политики выступает:
- формирование желательного для страны, общества, режима вос¬производства населения;
- сохранение или изменение тенденций в динамике численности и структуре населения, темпов их изменений;
- изменение или сохранение типа расселения населения по тер¬ритории страны, интенсивности процессов внутренней и внеш¬ней миграции;
- изменение или сохранение качественных характеристик насе¬ления.
Цели могут быть представлены в виде:
- словесного описания, словесной характеристики демографиче¬ской политики;
- целевого показателя (сводная характеристика);
- системы показателей, характеризующих основные направления демографической политики.
Как показывает опыт проведения демографической политики в стра¬нах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается соб¬ственно численность населения. Исключение составили Китай, стре¬мившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. — 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего на¬селения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. — 22,5 млн).
Экономически менее развитые страны с быстро растущим населе¬нием в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффи¬циента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).
Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демогра¬фической политики рассматривают достижение определенных уров¬ней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.
В более развитых в экономическом отношении странах целями де¬мографической политики являются регулирование миграционной поли¬тики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и нату¬рализацию иностранцев.
Специальная литература выделяет четыре группы мер проведения демографической политики.
Первая группа включает в себя нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления и т.п.). К ним относятся: возраст вступления в брак (минимальный); право на аборт; права детей; обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей; законы, регулирующие процессы, происходящие в миграции населения, и др. В нашей стране пока нет соответствия законов о мигрантах целям демографического развития страны. Чтобы достичь такого соответствия, необходимо, чтобы кон¬цепция демографического развития страны стала бы основополага¬ющим документом для разработки законодательной базы проведения демографической политики, особенно в области миграции.
Вторая группа — экономические меры проведения демографической политики.
К ним относится, например, в разных странах:
- выплата страховых пособий женщинам в течение четырех — шести недель после родов;
- выплата страховых пособий за шести недель до и шесть недель после родов;
- социальное пособие женщинам, работавшим в государственных и общественных учреждениях и школах, в течение трех месяцев отпуска по материнству в размере 80 % заработной платы; жен¬щинам, работавшим в частных предприятиях, сохранение зара-ботной платы в течение шесть недель;
- пособие на кормление ребенка в течение 12 недель после родов;
- единовременное пособие при рождении ребенка (конкретная величина в денежных единицах);
- государственные выплаты на детей всех работающих граждан, повышение размера этих выплат в зависимости от числа детей в семье, вплоть до пятого ребенка;
- снижение цен на детскую одежду и обувь за счет дотаций госу¬дарства;
- выдача ученикам начальных, средних и специальных школ и учи¬лищ бесплатно учебников и учебных пособий;
увеличение оплаченного отпуска по материнству для матерей-одиночек до 26 недель;
- выдача кредитов молодым семьям на приобретение квартиры и обстановки с его постепенным погашением.
- налоговые льготы семьям, имеющим детей;
- надбавка к заработной плате родителей в семьях, имеющих трех и более детей;
- оплата больничных листов матери (отцу) по уходу за ребенком во время болезни;
- обеспечение продуктами и промышленными товарами в семьях желаемого для государства числа детей и т.п. меры.
Третья группа мер — информационно-пропагандистские. Главная за¬дача — подготовка общественного мнения в необходимости проведе¬ния демографической политики, отвечающей национальным интере¬сам страны.
Примером подобного решения проблем стала Франция. В конце XIX и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря инфор¬мационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рожда¬емости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. — Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. — Федерация союзов больших семей, в 1939 г. — Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) — Высший консультативный комитет по пробле¬мам населения и семьи.
Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и рас¬пространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесяч¬ных пособий по многодетности определялся как доля от базовой за¬работной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал потерри ториальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:
• семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % — в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % — 15 лет и более; 33 % — на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % — от 10 до 15 лет; 49% — 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось, но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % — от 15 лет и более;
• пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой зара¬ботной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % — на второго, 50 % — на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный воз¬раст — 16 лет плюс шесть льготных месяцев);
• дородовое пособие с момента официального удостоверения бе¬ременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;
• единовременное пособие при рождении ребенка в размере двой¬ной базовой заработной платы при условии: а) если это перве¬нец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих ро¬дов прошло не менее трех лет.
В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.
Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венг¬рия и другие страны.
В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демогра¬фических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.
Четвертая группа — мероприятия организационного характера. К ним относятся:
- создание властных структур в странах, занимающихся решением демографических проблем;
- создание общественных организаций (советов, фондов и др.), работающих по конкретным демографическим проблемам;
- создание советов консультаций и т.п., занимающихся решением проблем семьи, в том числе и многодетных;
- создание служб доверия, помогающих молодым семьям;
- совершенствование работы служб, занимающихся созданием информационной базы о демографических процессах, в том числе и о миграции населения;
- создание и поддержка служб ведущих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, курением. Например, в условиях острейшей де¬мографической ситуации современной России необходима ко¬ординация всей работы по решению проблем населения путем создания на федеральном и региональном уровне специальных организационных структур.
Итак, демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и негосударственных органи¬заций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.
Демографическая политика включает в себя два направления: воздействие на характер естественного движения населения (на рождаемость, брачность, прекращение брака, смертность и в конечном счете на поло¬возрастную структуру населения); влияние на миграцию населения.
Элементами демографической политики являются: влияние на условия труда, улучшение жизненных условий всех слоев населения, воздействие на воспроизводство населения.
Демографическая политика представляет собой комп¬лекс мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских.
Эффективность демографической политики может быть оценена исходя из ее целей: формирование желательного для страны, общества, режима вос¬производства населения; сохранение или изменение тенденций в динамике численности и структуре населения, темпов их изменений; изменение или сохранение типа расселения населения по тер-ритории страны, интенсивности процессов внутренней и внеш¬ней миграции; изменение или сохранение качественных характеристик насе¬ления.
1.4. Понятие «национальная экономическая безопасность» и его составляющие
Фиксация проблемы национальной экономической безопасности в официальных правительственных документах и формирование специальных государственных организаций, занятых обеспечением этой безопасности, является результатом проникновения в массовое сознание концепций, ранее выработанных в экономической теории. Именно парадигмы экономической теории определяют общие рамки обсуждения национальной экономической безопасности.
Национальную экономическую безопасность невозможно охарактеризовать одним определением, так как она имеет несколько ее аспектов, характеризующих:
- наличие у страны сил и средств, позволяющих противостоять угрозе экономическим интересам государства и общества;
- способность экономики нейтрализовать действие внутренних и внешних факторов, оказывающих отрицательное влияние на ее самосохранение и дальнейшее развитие;
- способность страны обеспечивать соответствие используемого ею экономического механизма изменяющимся условиям и целям развития;
- возможность осуществлять необходимые действия для достижения поставленных целей на протяжении данного периода времени;
- возможность надежно охранять и эффективно использовать трудовые, материальные, природные и финансовые ресурсы страны.
На самом же деле понимание того, что считать угрозой и как с ней бороться, вовсе не является самоочевидным. Между возникновением угрозы и формированием комплекса мер по борьбе с нею всегда есть промежуточное звено - экономическая концепция, осмысляющая эту угрозу. Теоретические концепции национальной экономической безопасности - это все базовые экономические концепции, посвященные выработке эффективной экономической политики национального государства.
За последние полтора столетия сформировались три основных подхода экономистов-теоретиков к тому, что следует считать главной угрозой национальной экономике и как с ней бороться:
- камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности (с середины XIX в.), позже возрожденная леворадикальными экономистами (с последней трети ХХ в.);
- кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети ХХ в.);
- институциональная концепция защиты от административных барьеров (с конца ХХ в.).
Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.
Камералистсколеворадикальная концепция национальной экономической безопасности. Основоположником теоретического анализа национальной экономической безопасности принято считать немецкого экономиста XIX в. Фридриха Листа, одного из первых критиков классической политической экономии.
Согласно классической либеральной парадигме, каждый человек имеет собственные интересы и сам способен отстаивать их. Общество при таком подходе рассматривается как совокупность индивидов, а «общественные интересы» - как производные отличных, как их механическая сумма. В таком понимании общество рассматривается с позиции реализации частных потребностей индивида. Правительство же, которое создается свободными людьми для защиты установленных конституцией прав, именно этой функцией государство и должно ограничиваться.
При такой либеральной доктрине «лассэфэр» («предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим ходом») отрицалось само существование общих национальных экономических интересов. Экономисты-классики полагали, что у людей любых наций есть лишь одна главная потребность - иметь свободу рук, чтобы самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью. Любые же действия государства по защите своих граждан от «чужих» трактовались экономистами-классиками как реакционный феодальный
|