СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Внутриличностные проблемы, обусловленные неуверенностью в себе….5
2. Внутриличностные проблемы, обусловленные индивидуальностью челове-ка………………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………………...14
Введение
Люди как существа социальные постоянно общаются друг с другом. Работа, отдых, семья, дружеское общение, воспитание детей, взаимоотношения с противоположным полом — все это создает огромную информационную среду, которая чем-то напоминает океан. И как в настоящем океане, здесь есть свои подводные камни, волны, цунами, теплые попутные течения и даже клады, спрятанные в глубине. В данном океане каждый живет постоянно. Именно поэтому эффективное общение является важной составляющей жизни человека [1].
Общение является одним из самых сложных и многоплановых процес-сов. Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Исследователи неоднократно отмечали, что человек лишенный общения даже в самом раннем возрасте в дальнейшем своем развитии будет испы-тывать значительные трудности в социальной адаптации. Лишение общения – социальная депривация – может привести к полной деградации человека. Именно общение предоставляет человеку огромные возможности к научению, развитию и совершенствованию всех его психических функций.
Общение имеет разные формы, виды, четкую структуру. В настоящее время исследователями разработаны и выделены функции общения, его стратегии, типы и т.п. Такой искренний интерес к данному феномену объясняется тем, что общение помимо передачи информации направлено на удовлетворение потребностей людей, таких как признание, поддержка, оценка и т.д.
Под межличностным общением принято понимать непосредственные контакты между людьми в различных социальных группах. К числу социальных групп обычно относят семью, школьный класс, студенческую группу, трудовой коллектив и т.д. Один и тот же человек может быть включен сразу же в несколько таких социальных групп, каждая из которых требует от него построения контактов определенного вида. Непосредственное общение подразумевает включение в разговор, отстаивание своих идей, обсуждение значимых событий и многое другое. Естественно, что включаясь в тот или иной диалог с другими людьми, конкретный человек вносит в общение частичку собственной личности в виде взглядов на жизнь, собственных установок, претензий, страхов и сомнений, обусловленных его предшествующим жизненным опытом. Зачастую этот багаж не только не оказывает помощи в построении межличностных отношений, но и существенно вредит им. Именно он образует пласт внутриличностных проблем, препятствующих эффектив-ному межличностному общению. Необходимость систематизации внутри-личностных проблем обусловила актуальность данной работы.
Цель работы: изучить и проанализировать влияние внутриличностных проблем на межличностные отношения.
Объектом исследования выступают внутриличностные проблемы личности.
1. Внутриличностные проблемы, обусловленные неуверен-ностью в себе
Одной из самых глобальных проблем у человека выступает неуверен-ность в себе. Очень часто такая неуверенность возникает в незнакомой си-туации, при необходимости решить сложную непривычную задачу, при резкой смене условий жизни и других событиях. В данном случае неуверенность выступает вариантом нормальной реакции человека на какие-либо изменения в жизни. Но иногда такая неуверенность становится стабильной личностной характеристикой, и тогда естественно страдают межличностные отношения с другими людьми [6, C. 12].
Неуверенность в межличностных отношениях мешает людям заводить новые знакомства, постепенно приводит к формализации отношений, к тому, что жизнь становится скучна и бедна эмоциями, а вокруг человека возникает своеобразный «вакуум отношений», который вызывает целую гамму негативных эмоций у человека.
Исследователи выделяют целый ряд причин, обусловливающих появление неуверенности в себе:
1) Социальный страх, т.е. страх быть отвергнутым или высмеянным.
По мнению К. Изарда, именно страх «является наиболее опасной из всех эмоций» [10, С. 109]. Многие люди даже не предпринимают попыток сближения с другими людьми, поскольку убеждены, что ничего хорошего эти попытки не принесут — что безусловно будет получен отказ, что «надо мной только посмеются», что «меня никто всерьез никогда не примет». Необходимо отметить, что страх и волнение при первых контактах с незнакомыми людьми знакомы абсолютно всем и являются нормальными эмоциями. Однако такой страх помогает человеку мобилизоваться и проявиться с Лучшей стороны. Проблема неуверенных и застенчивых людей состоит в том, что социальный страх приобретает характер барьера, не позволяющего им даже по |
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
пытаться наладить отношения, что страх контакта становится навязчивым эмоциональным состоянием.
2) Заниженная самооценка
Очень часто причиной, препятствующей развитию межличностных от-ношений, становятся ошибочные представления о себе самом, когда человек сомневается в своей привлекательности для окружающих, в возможности поддержать беседу, чем-то заинтересовать других людей. Зачастую подобные ошибочные представления не имеют ничего общего с действительностью. Почти во всех случаях они неверны, нелогичны и нерациональны. Помимо негативного влияния на общение с окружающими людьми заниженная самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, на ее основе проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих [2].
3) Нерациональные убеждения
Причиной неуверенности в межличностных отношениях могут быть и некоторые логические ошибки, такие как обобщения, глобальные выводы из единичных фактов, утверждение «я должен».
Обобщения или генерализация. Чаще всего они имеют следующую форму: «Ничего хорошего никому и никогда тесные межличностные связи не приносили и не принесут». Такого рода убеждения, во-первых, неверны, во-вторых, блокируют абсолютно любые начинания. Обобщения негативного характера как бы «фокусируют» внимание на негативных моментах и постепенно убивают мотивацию к любым действиям, направленным на их развитие.
Глобальные выводы из единичных фактов. Суть подобных нерациональных убеждений состоит в том, что на основании единичных наблюдений делаются глобальные выводы, которые не подвергаются дальнейшей проверке. Такие рассуждения чаще всего неверны, вызывают неблагоприятные эмоциональные состояния и «негативно» фокусируют восприятие человека. Возникает своеобразный «замкнутый круг», в котором нерациональные выводы способствуют негативным наблюдениям и умозаключениям, а те, в свою очередь, укрепляют веру в эти нерациональные убеждения.
Убеждение «Я должен». Неуверенные в себе люди очень часто делают неверные выводы о том, что они должны строить отношения определенным образом, вести себя в каких-либо ситуациях и т.д. Однако такие убеждения не имеют под собой никакой рациональной почвы. Стремление к выполнению этой установки приносит лишь негативные эмоции, что затрудняет выполнение тех желаний, которые стоят за этими многочисленными «должен».
4) Излишнее стремление «соблюдать приличия»
Преувеличенное беспокойство о том, какое мнение о поступке, или во-обще о нем в целом может возникнуть у окружающих людей, зачастую останавливает неуверенного человека от проявления активности в межличностном общении хоть в каких-нибудь формах. Открытое проявление своих эмоций для таких людей кажется опасным делом, поскольку эти эмоции могут кого-либо задеть или обидеть.
5) Отсутствие навыков выражения чувств
Некоторые люди оказываются в изоляции из-за элементарного отсутствия навыков личностно окрашенного взаимодействия. Для таких людей свойственно неумение говорить о собственных чувствах, они не знают, как проявить интерес к собеседнику, не умеют выражать свои эмоции [9, C. 9].
2. Внутриличностные проблемы, обусловленные индивиду-альностью человека
Помимо внутриличностных проблем, обусловленных неуверенностью в себе, исследователи выделяют целый ряд барьеров межличностного общения, причиной которых выступает индивидуальность человека, как совокупность свойственных только ему качеств и характеристик. Наиболее распространенные барьеры, препятствующие межличностному общению [4, C. 25]:
1. Барьер темперамента.
Темперамент человека характеризуется впечатлительностью, силой и устойчивостью того воздействия, которое оказывается на человека. Впечатлительность у некоторых людей бывает более, у других менее значительная. То же самое касается устойчивости впечатления.
Именно от темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает.
Центральной особенностью темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью устойчивости действия.
Особенности темперамента обусловливают поведение человека в той или иной ситуации, его реакции на раздражители, настроение и т.д., что может оказать существенное влияние на взаимодействие с другими людьми.
Необходимо помнить, что темперамент выступает основой для форми-рования характера, закладки его основных черт.
2. Барьер характера.
Характер представляет собой свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.
В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок.
Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми. Вместе с тем, он проявляется и формируется преимущественно в поступках тесно вплетенных в контекст общения. Специфические особенности характера человека, его нетерпимость по отношению к окружающим людям, не принятие позиций и мнений, отличных от собственного могут послужить причиной дисгармонии межличностного общения.
3. Барьер акцентуации характера.
Согласно исследованиям психологов около 20-50% людей обладают акцентуациями характера, т.е. некоторые черты их характера или темперамента заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах может стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов. Акцентуации характера определяют стиль поведения личности в общении.
4. Барьер манеры общения.
В процессе взаимодействия с окружающими людьми можно отметить существенные отличия в манере общения у каждого человека. Манера общения представляет собой способ деятельности, ту или иную особенность поведения, образ действия (манера вести себя, странная манера разговаривать и т.д.). Манера общения проявляется посредством языка тела (позы), модуляции и громкости голоса.
Общение с человеком, имеющим неприятные манеры, естественно вы-зывает негативные эмоции, на основании которых возникает желание пре-кратить взаимодействие. В противовес этому, с собеседником, обладающим приятными манерами даже длительное общение вызывает позитивные эмоции и симпатию по отношению к нему.
5. Барьер отрицательных эмоций.
Эмоции являются субъективными реакциями человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, испуга и т.д. [2]
Практически любые процессы жизнедеятельности человека сопровож-даются эмоциями. Одни явления действительно радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.д. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психологической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Вместе с тем, исследователи утверждают, что не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального общения. К таким эмоциям относятся горе, гнев, отвращение, презрение и другие.
Барьер страдания переживают люди в значимых ситуациях. Он действует двояко, снижая уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания, и уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим. Страдания возникают в связи с трагическими событиями, неудовлетворенностью своим социальным статусом, физическими болями. С одной стороны способность к страданию, скорби говорит о личностной зрелости и способствует личностному развитию человека, с другой стороны – длительная погруженность человека в собственные переживания может привести к созданию «вакуума» вокруг него, поскольку окружающим людям сложно общаться с таким человеком.
В этой же группе барьеров межличностного взаимодействия можно выделить барьер отрицательного настроения [7, C. 21].
Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Негативное настроение часто служит причиной возникновения барьеров общения, когда людям не хочется вступать в межличностное взаимодействие, поскольку они замечают наличие плохого настроения у собеседника.
Барьер гнева и раздражения преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Раздражение и гнев оказывает невероятно вредное действие. Гнев портит настроение, оказывает парализующее действие, делает нетрудоспособным, отвлекает внимание, сужает поле зрения, лишает дисциплинированности, толкает на бессмысленные действия. Также гнев и раздражительность формируют негативный имидж человека, лишают его внутреннего покоя, притупляют восприятие действительности. Раздражение снижает спо-собность человека давать адекватную оценку тому или иному событию или человеку, приводит к ошибочным действиям и становится причиной новых неприятностей. Гнев может порождать агрессивность. В раздраженном состоянии человек склонен наносить удары и раны окружающим, что снижает эффективность межличностного общения.
Еще одним видом барьеров отрицательных эмоций является барьер отвращения и брезгливости, который возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека [8, C. 234]. Возникновение этого барьера могут спровоцировать:
- излишне небрежная жестикуляция партнера;
- его гигиенически неприятные действия (почесывания, сморкание и т.д.);
- мокрые, потные ладони рук;
- грязные ногти;
- запах изо рта;
- мятая грязная одежда;
- гнилые передние зубы;
- рубцы от ожогов на лице и прочее.
Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимания, то гигиенические отклонения они не приемлют всегда.
6. Барьеры речи.
Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок, поскольку речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова говорящего. Возникновение данных барьеров обусловлено неоднородностью общества, наличием существенных различий в речи людей в зависимости от социального положения, места жительства, уровня образования, возраста, пола и т.д.
Еще одним фактором, определяющим возникновение трудностей в межличностном общении, являются психологические «комплексы» лично-сти. В данном понимании «комплекс» - внутренняя, давняя психологическая проблема, которая очень старательно скрывается от окружающих людей. Причиной комплекса может служить неуверенность в себе, тогда люди начинают стесняться своего роста, веса, формы ног и т.д., неверная установка на общение, когда человек ждет только определенных способов взаимодействия с окружающими, а при возникновении непредвиденных вариантов взаимодействия теряется и не может сориентироваться и другие. Существует огромное количество комплексов, которые обусловлены как дефектами воспитания, социальной средой, так и личными переживаниями и установками человека. Их наличие накладывает серьезный отпечаток на поведение человека и особенности его межличностного общения с окружающими [11].
Заключение
Проблема влияния внутриличностных особенностей на качество меж-личностного общения является очень актуальной и злободневной. Наличие внутриличностных проблем, к сожалению, свойственно многим людям, ко-торые в результате их наличия не могут наладить отношения в социальной среде, а именно в трудовом коллективе, в дружеской группе, в интимной сфере.
Одним из факторов преодоления подобного рода проблем является их осознание и принятие своей индивидуальности.
В настоящее время внутриличностные проблемы подразделяют на сложности, обусловленные неуверенностью в себе и проблемы, определяе-мые индивидуальностью человека.
Наличие той или иной внутриличностной проблемы оказывает негативное влияние не только на процесс взаимодействия с окружающими, но и мешает полноценному развитию и становлению личности.
Литература
1. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения. – М.: Академический Проект, 2004.
2. Барлас Т. В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я». – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл; Раритет, 1998.
4. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психо-технологии. - Ульяновск, 2000.
5. Платонов К. К. Занимательная психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
6. Прихожан А. М. Психологический справочник, или Как обрести уве-ренность в себе. – М.: Просвещение, 1994.
7. Рейнольдз С. Настроение – отличное! – СПб.: Питер Пресс, 1997.
8. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
9. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003.
10. Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001.
11. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1997.
|