Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 13:03
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Военный бюджет США за последние годы
Курсовая | 22.08.2014, 19:55

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение    3
1. Специфика военного бюджета США    5
1.1 Состояние военного бюджета США в начале ХХI вв.    5
1.2 Современные проблемы военного бюджета США    7
2. Военный бюджет США в 2009, на 2010-2011 гг.    12
2.1 Военный бюджет США в 2009 г.    12
2.2 Военный бюджет США на 2010 финансовый год    20
2.3 Проект бюджета на 2011 год    32
Заключение    34
Список использованной литературы    37

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

В настоящее время оборонные расходы различных стран направлены на создание более гибких, мобильных и быстро развертываемых воинских контингентов. При этом главный упор делается на создание требуемого уровня материально-технического обеспечения систем и средств в течение жизненного цикла. В то же самое время большое противодействие росту военных расходов государств со стороны общества вынуждает власть более широко использовать для оснащения неспециализированные, готовые коммерческие технологии. Причем наиболее сильна эта тенденция в США.
Хотя США остаются крупнейшей военной державой мира, для поддержания стабильности на международной арене им сегодня приходится в куда большей степени опираться на союзников. Наконец - пусть и с большим запозданием - в плане делается акцент на реструктуризации наших добровольческих вооруженных сил, чьи ресурсы явно перенапряжены, при сохранении их численного состава. Признано необходимым перестроить ВС США для выполнения целого ряда актуальных новых задач и, наконец, отказаться от закупки многих вооружений, заточенных под «холодную войну» - слишком дорогостоящих и перегружающих бюджет, недостаточно эффективных или не соответствующих нынешним потребностям военных.
Основной тенденцией в развитии мировой индустрии ВВТ является стремление ведущих стран мира приобретать как можно больше оружия у национальных производителей. Они также все чаще предпринимают активные усилия по поиску своих ниш на мировых рынках ВВТ, и прежде всего в США. Важным фактором являются попытки обеспечить равное участие всех отраслей промышленности в производстве вооружений и максимально использовать технологии гражданского назначения в военных целях. Еще одной доминирующей тенденцией в современном военном производстве считается интеграция компаний мирового оборонно-промышленного комплекса и создание транснациональных корпораций. Многие ведущие оборонные фирмы, в основном США, активно разворачивают сеть своих филиалов в других странах, закупают там военные производства или организуют совместные предприятия. По прогнозам аналитиков, в течение ближайших лет США сохранят свое военное превосходство, будут стоять во главе мировой политики и вести за собой союзников и политических деятелей различных стран. Совершенно очевидно, что достижения США в военно-технологической сфере могут превратить Америку в абсолютного лидера, фактически определяющего будущий мировой порядок.
Целью данной работы является изучение военного бюджета США за последние годы.
Задачи работы:
- рассмотреть состояние военного бюджета США в начале ХХI вв.;
- охарактеризовать современные проблемы военного бюджета США;
- проанализировать военный бюджет США в 2009 г.;
- проанализировать военный бюджет США на 2010 финансовый год;
- проанализировать проект бюджета на 2011 год.

 

 

 

 

 

 

1. Специфика военного бюджета США
1.1 Состояние военного бюджета США в начале ХХI вв.

США обладают крупнейшим военным бюджетом в мире. На их долю приходится около половины совокупных военных расходов.
В десятку государств, с крупнейшими военными бюджетами, кроме США также входят Китай ($65 млрд.), Россия ($50 млрд.), Франция ($45 млрд.), Великобритания ($42.8 млрд.), Япония ($41.75 млрд.), Германия ($35.1 млрд.), Италия ($28.2 млрд.), Южная Корея ($21.1 млрд.) и Индия ($19 млрд.). Объемы военных расходов Китая, России и Индии многими экспертами ставятся под сомнение, поскольку неоднократно было доказано, что эти государства успешно проводили траты на эти цели по другим статьям бюджета.
Для сравнения: на Вторую Мировую войну (1941-1945-е годы) США потратили $3 трлн. 114.3 млрд. (в ценах 2005 года), на войну в Корее - $585 млрд., во Вьетнаме - $531.5 млрд. Бюджетный рекорд мирного времени был установлен в разгар Холодной войны - в 1986 году, когда США потратили на оборону $480 млрд.
Однако Вашингтон тратит на содержание своей военной машины относительно небольшую долю валового внутреннего продукта. После 11 сентября 2001 года Пентагон распоряжался примерно 3.8% ВВП США. Это намного меньше, чем в эпоху Холодной войны, когда на эти цели выделялось, в среднем, 5.7% ВВП. Долговременные бюджетные расчеты показывают, что к 2012 году военный бюджет США планируется сократить еще больше - до 3.2% ВВП. В военное время затраты на оборону еще более возрастали: так, во время Второй Мировой войны США тратили на это 37.5% ВВП, во время Корейской войны - 14.2%, во время войны во Вьетнаме - 9.4%. Ныне США вовлечены в три вооруженных конфликта (в Ираке, 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Афганистане и глобальную войну с терроризмом), однако доля военного бюджета относительно размеров ВВП увеличилась незначительно .
Затраты США на военные нужды огромны. Пентагон потребляет примерно 40% расходной части бюджета США - 21%. Расхождения в оценках вызваны тем, что ряд военных программ проводятся помимо Министерства Обороны (к примеру, военные ядерные программы реализует Министерство Энергетики, а ряд трат, обусловленных действиями Пентагона (например, социальная помощь военным инвалидам), проходят по «гражданским» статьям бюджета.
Следует добавить, что США оказались обладателями крупнейшего военного бюджета фактически в одночасье - это произошло после распада СССР. Сравнение примерно равных военных бюджетов 1986 и 1994 годов показывает, что в первом случае на долю США приходилось 28% мировых военных расходов, а во втором - 38%. Этот процесс усугубился не только исчезновением второго крупнейшего военного бюджета мира - советского, но и тем, что многие страны - прежде всего, государства Западной Европы - начали стремительно сокращать свои военные расходы. 
Основным аргументом сторонников содержания большой военной машины США и значительных военных трат является следующий: по их мнению, вооруженные силы США занимаются не только защитой страны от внешних угроз, сколько обеспечивают безопасность торговых путей всего мира. Согласно этой логике, экономический рост США зависит от мира, так же, как и развитие мировой экономики зависит от связей с США. Треть ВВП США обеспечивается международной торговлей, 80% товаров и 67% энергоносителей в мире перевозятся морским путем. Следовательно США жизненно нуждаются в международной стабильности, поскольку любая дестабилизация обстановки во многих регионах планеты способна негативно отразиться на положении дел в Соединенных Штатах.  
После окончания Холодной войны вооруженные силы США пережили период значительных сокращений, особенно серьезными они были в середине-конце 1990-х годов. Так, в 1991 году США обладали 18 дивизиями - к 2001 году их осталось 10. В 1990 году в составе ВМФ США числилось почти 600 боевых кораблей - в 2007 году их насчитывалось менее 300. В период с 1975 по 2000 год Пентагон ежегодно закупал, в среднем, 238 истребителей - в период с 1991 по 2000 год объемы закупок сократились до 28-ми. 
При этом парадоксально, вооруженные силы США в последнее время были вовлечены в проведение намного большего числа операций. Так, за шесть десятилетий Холодной войны вооруженные силы США принимали участие в примерно 50-ти операциях. За 17 лет, прошедших после окончания Холодной войны, американские военные были частью почти ста операций.  
В 2006 году в десятку крупнейших компаний военно-промышленного комплекса входили Boeing, Lockheed Martin (обе - США), BAE Systems (Великобритания), Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics (все - США), EADS (межгосударственный европейский концерн), L-3 Communications (США), Finmeccanica (Италия) и Thales (Франция) . 

1.2 Современные проблемы военного бюджета США

На фоне экономического кризиса и следующих за ним бюджетных сокращений, военный бюджет США остается одним из немногих островков стабильности. Более того, маловероятно, что он будет значительно сокращен в ближайшем будущем.
Размеры военных расходов напрямую не связаны с состоянием экономики. Этому есть ряд фундаментальных причин. В частности, потребности в военной технике, снаряжении и оборудовании обусловлены, в первую очередь, наличием внешних угроз и внутренней политической ситуацией. Всегда и везде при появлении новых угроз государства увеличивали военные расходы - это происходило даже тогда, когда экономика страны находилась в тяжелом положении. Внутренние политические силы, то есть, политики, которые контролируют высшие эшелоны исполнительной и законодательной власти, также оказывают воздействие на размеры военных ассигнований, однако их действия являются лишь реакцией на внешние факторы.
Кроме этого, военные программы имеют весьма долгосрочный характер - для того, чтобы разработать, создать опытный образец и испытать новый образец военной техники, требуется, по меньшей мере, несколько лет. Если эта разработка признается заслуживающей внимания, требуется «вписать» ее в существующую военные системы, рассчитать стоимость ее использования, заложить в бюджет и т.п., что также занимает длительное время. 
Попытки сэкономить на обороне, сократив соответствующие военные программы, далеко не всегда приводят к успеху, поскольку против этого выступает не только военно-промышленный комплекс, но и многие конгрессмены и сенаторы. Так, в 2008 году Пентагон пытался заморозить программу строительства нового класса миноносцев, однако потерпел фиаско, столкнувшись с сопротивлением Конгресса США. 
Одной из проблем военного бюджета США является постоянное удорожание программ закупок вооружений. Год от года эта проблема приобретает все большие масштабы. Так, в 2000 году перерасход по основным программам Пентагона, связанным с закупками новых образцов военной техники (всего 95 программ), составил $42 млрд. В 2005 году он увеличился до $202 млрд., а в 2007 году - до $295 млрд. С 2001 по 2008 год увеличение стоимости подобных программ по сравнению с изначальными расчетами составило 26% - за тот же период времени Пентагон удвоил расходы на закупку новых систем вооружений (совокупный объем военных заказов достиг $1.8 трлн.).
Причины здесь двоякие. С одной стороны, вооружения и техника дорожают по вполне объективным причинам. Стоимость оружия и экипировки современного американского пехотинца составляет $17 442. Это почти в 10 раз дороже, чем во время Второй Мировой ($1 981 в современных ценах) и Вьетнамской войны (соответственно, $1 941). В 1999 году оснащение одного солдата (шлем, винтовка, бронежилет и пр.) обходилось в $7 тыс. Ныне американский солдат постоянно носит на себе более 34 кг груза (с учетом винтовки, бронежилета, щитков и пр.). Его предшественники были нагружены заметно меньше: так, во Вторую Мировую войну американским солдатам приходилось носить 16.2 кг, во Вьетнамскую войну - 15.9 кг. Стоимость базового обучения одного солдата выросла с $75 тыс. в 2001 году до $120 тыс. в 2006-м. С 2001 года стоимость одного военного внедорожника Humvee (гражданская версия продается под маркой «Хаммер») увеличилась с $32 тыс. до $225 тыс. Причина заключается в следующем: изначально Humvee был разработан для перевозки солдат в ближнем тылу. Однако конфликты в Ираке и Афганистане заставили установить на машинах бронеплиты, тяжелое вооружение, системы спутниковой навигации, более мощные радиостанции и системы электронного подавления (используются для блокирования дистанционно управляемых мин). 
Однако удорожание обучения и снаряжения позитивно отразилось на безопасности солдат. Так, во Вторую Мировую войну из каждых 100 тыс. американских военнослужащих погибли 2 086. Во время войны в Ираке и Афганистане, на каждые 100 тыс. солдат приходится 310 смертей. Кроме того, во Вторую Мировую войну (1941-1945) на каждые 2.4 раненых был один убитый. Во время войны во Вьетнаме (1961-1973) - один убитый на 3.1 раненых. Ныне (боевые действия ведутся с 2001 года) - один убитый приходится на 8.3 раненых .
С другой стороны, стоимость военных программ возрастает по вине поставщиков, по тем или иным причинам точно не рассчитавших свои расходы на создание новых образцов вооружений. Показательным примером является программа по созданию «Боевой Системы Будущего» - сети связанных с помощью компьютеров боевых машин и военных технологий. В нее включены 20 различных компонентов, программа рассчитана на 20 лет и считается одним из наиболее важных проектов Пентагона по модернизации наземных войск. Она стартовала в 2003 году и «стоила» тогда $92 млрд., в декабре 2005 года ее цена подскочила до $165 млрд., в 2008 году - до $183 млрд. К весне 2008 года лишь немногие компоненты программы были готовы - причем они находились лишь в стадии экспериментальных образцов.  
Аналогичная история произошла с программой строительства боевых кораблей нового класса (Littoral Combat Ship), предназначенных для ведения операций в прибрежной зоне. Эти суда должны быть меньше по размерам, чем обычные фрегаты. Они предназначены для охоты за подводными лодками, разминирования, разведки, борьбы с наземными и надводными целями, а также для высадки небольших десантов. На них могут базироваться два вертолета и несколько боевых машин. Программа стартовала в 2004 году, в 2005 году было заложено первое судно этого класса. Общая стоимость программы изначально оценивалась в $5.2 млрд. Однако за три года стоимость одного корабля увеличилась более, чем на 100%. В результате, были закуплены два из планировавшихся четырех кораблей. Однако и это не рекорд. Компания Boeing, которая получила заказ на модернизацию транспортного самолета C-130, сообщила, что реальная стоимость работ выросла на 323% .
Многие эксперты утверждают, что причиной столь значительных подорожаний является доверие к новым и еще недостаточно опробованным идеям и технологиям, которые предлагается использовать для создания военной техники. Кроме того, в этой проблеме винят менеджеров предприятий военно-промышленного комплекса, которые изначально занижают запрашиваемую цену для того, чтобы получить заказ, а потом вынуждены обнародовать реальные цифры.
Подобные истории приводят к некоторым сокращениям объемов закупок новых образцов вооружений. Подобное произошло с истребителем пятого поколения F-22 Raptor, концепт которого появился в разгар Холодной войны - в 1983 году. F-22 должен был придти на смену истребителю F-15 Eagle. Его главной задачей была борьба с новым советским истребителем Су-27. В 1991 году были проведены летные испытания предложенных моделей и выбрана лучшая. В 2003 году первый истребитель поступил на вооружение ВВС США. Изначально речь шла о закупке, как минимум, 750-ти F-22. В 1996 году объем заказа был сокращен до 648-ми, в 1997-м - до 339, в 2003-м - до 277-ми, в 2006-м - до 183-х. То есть, объем заказов уменьшился в пять раз . 
Однако кардинального сокращения дорогих военных программ США пока ждать не приходится. Сторонники продолжения крупномасштабных закупок такого рода доказывают, что увеличение расходов на оборону де-факто способствует поддержке экономики. Логика здесь следующая: закупки военной техники приводят к оживлению национальной промышленности; содержание военных баз позволяет обеспечить работой миллионы людей; а инвестиции в военную науку способны приносить существенную пользу и «мирным» отраслям - наиболее известным примером этого является всемирная сеть Интернет, которая изначально разрабатывалась как децентрализованная система управления войсками.

 

2. Военный бюджет США в 2009, на 2010-2011  гг.
2.1 Военный бюджет США в 2009 г.

Основная часть бюджета Пентагона на 2009 фин. г. предполагается равной 515,4 млрд. долл. ($515,4B), что на 7,5% ($35,9B) больше, чем базовая часть бюджета текущего года. Белый Дом запросил также на следующий год $70B на операции в Ираке и Афганистане. (Отметим, что в 2008 фин. г. расходы на операции в этих двух странах составят в целом около $190B.)
За период правления Буша-младшего военные расходы США выросли более чем в два раза: с $319B в 2001 г. до $669B в 2008 г. (табл. 1). 
Таблица 1. Бюджет Пентагона и расходы на Ирак и Афганистан (млрд. долл.)

Годы    2001    2002    2003    2004    2005    2006    2007    2008    2009    Всего
за 9 лет
Основная часть (планы на год)    302    328    375    377    403    421    438    480    515    3 639
Дополнительно
(операции в Ираке и Афганистане)    17    14    69    66    103    116    164    189 
(87)    70    8083
Итого    319    342    444    443    506    537    602    669    5853    4 4473

За последние восемь лет Пентагон «съел» 3 862 млрд. долл. ($3,862B), борьба за демократию в Ираке и Афганистане обошлась стране в $738B (и в более чем 4 000 погибших там американцев). Сегодня Америка тратит на «оборону» столько же, сколько весь остальной мир. 
Несомненно, такой отрыв военного бюджета США от военных бюджетов всех остальных стран можно объяснить действием чисто математического фактора, поскольку американская экономика намного превосходит другие. ВВП США с 1934 г. (после окончания Великой Депрессии) неуклонно рос каждый год и достиг сегодня четырнадцати триллионов долларов. При огромном ВВП страны даже его относительно небольшая доля, выделяемая военным, может по абсолютному уровню значительно превосходить расходы других стран, которые тратят на оборону в процентном отношении гораздо больше. Именно вследствие этой простой арифметики доля военных расходов США от ВВП в периоды прошлых войн неуклонно снижается: в период Второй мировой войны – 34,5%, войны в Корее – 11,7%, во Вьетнаме – 8,9%, войны в Персидском заливе – 4,4%. В настоящее время, несмотря на затраты в Ираке и Афганистане, эта доля снизилась до 3,4%.
Приведем для сравнения несколько цифр из военного бюджета России. Согласно официальным данным сайта Министерства Финансов РФ расходы по разделу «национальная оборона» в бюджете страны составляют (млрд. руб. / % от всех расходов) в 2007 г. – 822/15; в 2008 г. – 958/14,7; в 2009 (план) – 1058/14,4. В 2008 году расходы РФ на оборону составили 2,63% от ВВП, а в 2009 г. эта доля равна 2,73%. Если взять курс доллара к рублю как 1:24, то получится, что Америка в 2008 г. тратит на военные нужды примерно в 17 раз больше, чем Россия . 
Бюджетные приоритеты Пентагона. На 2009 фин. г. $515,4B распределены следующим образом:
¨                   зарплата и здравоохранение личного состава – $149,4B;
¨                   операции, боевая подготовка и поддержка – $158,3B;
¨                   стратегическая модернизация – $183,8B;
¨                   жилье для военнослужащих и бытовая инфраструктура – $23,9.
Прирост в $35,9B (по сравнению с 2008 г.) разделен по категориям бюджета следующим образом (млрд. долл. и процент от всего прироста): 
¨                  зарплата и здравоохранение - $9,0B (25%); 
¨                  операции и боевая подготовка – $14,9B (42%); 
¨                  модернизация – $8,3B (23%); 
¨                  жилье и др. – $3,7B (10%). 
Это распределение должно было обеспечить поддержку следующих приоритетов (млрд. долл. и процент от всего прироста): 
¨                  увеличение возможностей наземных сил – $8,7B (24%);
¨                  повышение боевой готовности всех видов войск – $7,9B (22%);
¨                  рост эффективности вооруженных сил в будущем – $10,5B (29%);
¨                  улучшение качества жизни военнослужащих – $8,9B (25%).
Такое двойное (и потому не совсем четкое) толкование использования прироста бюджета призвано, по словам его авторов, продемонстрировать «повышение готовности и увеличение размеров наземных сил при одновременной заботе о людях и планировании борьбы с будущими угрозами». 
Указанные бюджетные усилия были направлены, в основном, на обеспечение самого главного, наивысшего приоритета политики правительства Буша – на достижение «конечной победы» в Ираке и Афганистане и, в целом, на борьбу с терроризмом (Global War on Terror, GWOT).
В 2008 г. на цели GWOT должно быть выделено $189,3B. Однако, по состоянию на февраль, Пентагон получил только 46% от этой суммы – $86,8B. Этого хватило лишь на частичное обеспечение собственно военных операций ($70,0B) и на закупку боевых машин повышенной защищенности от мин ($16,8B). По состоянию на февраль 2008 г. отсутствовали средства на оснащение техникой ($43,6B), зарплату и льготы для войск после июня 2008 г. ($16,8B), развертывание дополнительных наземных формирований ($6,2), а также на подготовку иракских и афганских сил, поддержку коалиции, и военное строительство на театре. Недоставало также $25,3B непосредственно на военные операции в Ираке и Афганистане.
Увеличение возможностей наземных сил (прирост 8,7 млрд. долл.). Суть данного приоритета заключается в том, что США, признавая бессмысленность ядерной войны и поддерживая свой ядерный потенциал исключительно как средство сдерживания, тем не менее, не исключают в будущем ведение страной неядерных войн, делая при этом акцент на наземные силы.
 В 2009 г. Армия увеличена на 15 тыс. чел., а КМП на 5 тыс. чел. Всего же, с 2007 по 2012 г. общий прирост их численности должен составить соответственно 65 и 27 тыс. чел. 
Смещение акцента на наземные силы хорошо видно из табл. 2:
Таблица 2. Компоненты вооруженных сил США 

     2008 г.    2009 г.    ∆    ∆%
Расходы бюджета
(млрд. долл.)                
Армия    128,4    140,7    +12,3    +9,6%
ВМФ    139,1    149,3    +10,2    +7,3%
ВВС    134,3    143,9    +9,6    +7,1%
Общие оборонные агентства    77,7    81,6    +3,9    +5,1%
По компонентам в целом    479,5    515,4    +35,9    +7,5%
Численный состав (тыс. чел.)                
Армейский контингент    1075,0    1090,0    +15,0    +1,4%
Моряки    395,4    392,0    -3,4    -0,9%
Морские пехотинцы    228,6    233,6    +5,0    +2,2%
Авиационный контингент    502,8    490,7    -12,1    -2,4%
Военный персонал в целом    2201,8    2206,3    +4,5    +0,2%
Гражданские служащие    708,9    713,9    +5,0    +0,7%
Всего в вооруженных силах    2910,7    2920,2    +9,5    +0,3%
 
Повышение боевой готовности всех видов войск (прирост $7,9B). Этот приоритет тоже больше касается перспективы, поскольку в условиях, сложившихся на сегодня в Ираке и Афганистане, всеобщая высокая готовность американских сил не является самой главной целью, важнее готовность в области анти-партизанской борьбы. 
Таблица 3. Затраты на боевую подготовку и показатели по боевой подготовке вооруженных сил США 
Программы боевой подготовки    2008    2009    ∆2008–2009
    млрд.
долл.     пока-
затель    млрд.
долл.    пока-
затель    млрд.
долл.    пока-
затель
Армия
танк/миль/год    4,1    459    5,2    608    +1,1    +149
ВМФ
Кораб. патрул./дней/квартал     4,0    45    4,2    45    +0,2     
ВМФ
Налет/авиа-экипаж/час/месяц    5,1    18,3    5,5    18,5    +0,5    +0,2
Морская пехота
Готовность/оснащение/тренировка     1,2    85%    1,4    85%    +0,2     
ВВС
Истребит.экипаж/налет/час/месяц     
7,5
     14,4     
8,4    13,9     
+0,9    -0,5
ВВС
Бомбардир.экипаж/налет/час/месяц        15,3        14,5        -0,8
Дополнительная поддержка
боевой готовности    27,6         30,4         +2,8     
Всего    49,4          55,1         +5,7     

Рост эффективности вооруженных сил в будущем ($10,5B). В 2009 г. на программу модернизации всего парка вооружений, без чего решение предыдущих задач невозможно, добавляется $8,3B. Суть ее изложена в
В Пентагоне считают, что минобороны должно быть готовым встретить будущие угрозы с земли, моря, воздуха и космоса и действовать в новых сферах конфликтов, таких как киберпространство. Соединенные Штаты должны продолжать стратегическую модернизацию, чтобы сохранить свое преимущество в способности к обычным войнам и не позволять врагам получить или применить оружие массового поражения, особенно ядерное». 
Прирост ассигнований в $8,3B будет использован в широком диапазоне разработок и закупок, при этом выделено несколько top programs:
-                 Инфракрасная система космического базирования (Space Based Infrared System, SBIRS) – система из четырех спутников (два на геоцентрической и два на высокоэллиптической орбитах) для сбора данных о запусках ракет по всему миру. Ассигнования данной программы по сравнению с 2008 годом увеличены на $1,3B. 
-                 Субмарины класса Virginia. Одна лодка поступит в 2009 г. В каждом из последующих годов планируется закладка двух субмарин, с тем чтобы к 2019 г. закупить 30 единиц, заменив ими вырабатывающие ресурс лодки типа Los Angeles. Ассигнования увеличены на $0,2B.
-                 Новый авианосец CVN 21. Как и сегодняшний carrier типа Nimitz, он будет иметь 90 самолетов, но меньше обслуживающего персонала за счет лучшей автоматизации. Ассигнования увеличены на $0,8B.
-                 Прибрежный боевой корабль (Littoral Combat Ship). Широкий круг задач по действиям в прибрежных районах, включая борьбу с подлодками и катерами, минирование, десантирование и др. Ассигнования увеличены на $0,6B.
-                 Новая программа самолетов-заправщиков (New Tanker Program). 179 штук будет закуплено на замену примерно одной трети сегодняшнего флота KC-135. Ассигнования увеличены на $0,8B. 
-                 Президентский вертолет VH-71. Закупка 28 штук до 2019 г. Ассигнования увеличены на $0,8B.
Если говорить о программе стратегической модернизации в целом ($183,8B в 2009 фин. г.), то выделенные средства распределяются так:
¨                  авиация – $45,6B; 
¨                  системы связи и управления (C4I) – $16,4B; 
¨                  поддержка операций – $52,1B; 
¨                  наземные возможности – $9,2B; 
¨                  ПРО – $10,5B; 
¨                  ракеты и боеприпасы – $11,0B; 
¨                  наука и технологии – $11,5B; 
¨                  кораблестроение и морские системы – $16,9B; 
¨                  космос и сопутствующие программы – $10,7B. 
На закупки выделяется $104,2B, а на научно-исследовательские работы (НИОКР) – $79,6B (Запрос, с. 8). 
В табл. 4 показана динамика расходов на модернизацию вооруженных сил США более чем за полвека (1952–2009 г.г.). Видно, как волнообразно проходит этот процесс: за каждым периодом с увеличенным акцентом на разработки следуют несколько лет, где преимущество (и значительное) за закупками. 
Таблица 4. Динамика расходов Пентагона на модернизацию вооруженных сил 
    1952    1956    1967    1975    1986    1997    2009
НИОКР (RDT&E)    20    20    35    30    60    50    80
Закупки (Procurement)    240    55    136    60    160    60    104
Всего на модернизацию    260    75    170    90    220    110    184
(без затрат
на GWOT)

В военном бюджете США на 2009 фин. г. отдельно указаны четыре «новые инициативы»: 
создание Африканского Командования ($0,4B на 2009 фин. г.); 
улучшение партнерства с другими странами по борьбе с терроризмом и укреплению безопасности ($0,8B); 
развертывание элементов американской ПРО в Европе ($0,3B);
всеобъемлющая национальная кибербезопасность (Comprehensive National Cybersecurity) (ассигнования засекречены). 
В 2003 г. американцы приняли к руководству Национальную Стратегию по Безопасному Киберпространству (National Strategy to Secure Cyberspace) с тремя главными целями: предотвратить кибератаки против важнейших инфраструктур США; снизить уязвимость всей страны к кибер-атакам; минимизировать ущерб и время восстановления после кибератак, если они произошли. 
Минобороны играет важнейшую роль в данной сфере, решая задачу защиты своих компьютерных сетей и оказывая помощь другим ведомствам. Чтобы реализовать стратегию кибербезопасности в действия, Пентагон выделяет четыре главных приоритета:
– захватить и сохранять инициативу для своих действий в рамках временного цикла, имеющегося у противника для принятия решения;
– объединить способности участников во всем диапазоне операций, использующих киберпространство;
– наращивать возможности (персонал, обучение, инфраструктура) для проведения операций в киберпространстве;
– уметь справляться с рисками в cyberspace-операциях.
Кроме Пентагона, ключевыми игроками по данной проблеме являются National Security Agency/Central Security Service, STRATCOM и Defense Information Systems Agency (DISA). Наличие в этой связке Стратегического Командования США свидетельствует о том, что американцы отдают себе отчет в том, какие катастрофические последствия могли бы иметь место в случае проникновения террористов (или хотя бы «шутников») в компьютерные сети управления стратегическими ядерными силами, значительная часть которых находится сегодня в высокой готовности к пуску ракет (так называемой hair trigger posture).
В 2007 г. администрация Буша ввела в действие Comprehensive National Cybersecurity Initiative (CNCI), целью которой стало дополнительное усиление защиты сетей федерального правительства, в том числе снижение рисков в его несекретных networks. В рамках CNCI Министерство Безопасности Отечества (Department of Homeland Security) координирует усилия различных министерств и ведомств. 
В военном бюджете США имеется ряд секретных разделов по темам, о которых американцы предпочитают умалчивать. Можно предположить, что эти темы охватывают такие направления, как милитаризация космоса, активные методы информационной борьбы, разработка принципиально новых видов вооружений, разведка, и некоторые другие. 
Результативности системы военного бюджета США способствует также ряд специальных программ, призванных обеспечить ее эффективное функционирование. Основными из них являются:
- Президентское управление (President’s Management Agenda);
-Улучшение исполнения (Performance Improvement);
-Управление финансами (Financial Management Accomplishments).

2.2 Военный бюджет США на 2010 финансовый год

Военный бюджет на 2010 финансовый год отражает изменения во внутренней и внешней политике Соединенных Штатов в соответствии с курсом недавно избранного президента Б. Обамы. Бюджетная заявка на новый финансовый год была представлена в более поздние сроки, чем обычно, не только в связи со сменой администрации США, но и из-за необходимости существенной корректировки соответствующих показателей в условиях финансово-экономического кризиса. В проекте была учтена программа чрезвычайных мер, принятая Белым домом для преодоления кризисных явлений и смягчения их социальных последствий. Так, были увеличены выплаты пособий по безработице и ряд прочих социальных расходов при сокращении ассигнований по многим другим статьям федерального бюджета. В то же время сохранился приоритет финансирования статей, касающихся национальной обороны и антитеррористической деятельности.
Военным бюджетом в США официально считается раздел (программа) «Национальная оборона» функциональной классификации федерального бюджета. На военные цели выделяется значительная часть последнего. По бюджетной заявке на 2010 финансовый год на программу «Национальная оборона» запрошено 692,8 млрд долларов, что на 0,8 млрд, или на 0,1 проц., меньше, чем в 2009-м (в постоянных ценах снижение на 1,2 проц.).
Однако при анализе ассигнований на данную программу следует учитывать, что в последнее время фактически исполненный военный бюджет ежегодно превышает его первоначальные оценки. Основной причиной этого является необходимость финансирования чрезвычайных мероприятий, прежде всего военных операций в Афганистане и Ираке, которые относятся к антитеррористической деятельности.
В частности, в 2009 финансовом году помимо первоначально запрошенных средств (66 млрд долларов) на проведение чрезвычайных мероприятий было выделено еще 75,5 млрд, в результате чего военный бюджет достиг 693,6 млрд долларов, что на 12,2 проц. больше бюджетной заявки. В проекте бюджета на следующий финансовый год на эти цели уже заложено 130 млрд долларов. Вместе с тем, учитывая сложную обстановку в Афганистане и Ираке, в 2010 финансовом году весьма вероятно возникнет необходимость выделения дополнительных средств на эти цели. В этом случае общая сумма военного бюджета, как и в предыдущие годы, возрастет.
Военный бюджет на 2010 финансовый год оценивается в 712,9 млрд долларов, или 4,8 проц. ВВП США и 19,9 проц. федерального бюджета.
Военный бюджет состоит из бюджета министерства обороны, военных ядерных и прочих военных программ. Основным компонентом военного бюджета США (96 проц.) является бюджет МО. Доля военных ядерных программ равняется 3 проц., прочих военных программ - менее 1 проц. В 2010 финансовом году согласно бюджетной заявке ассигнования оборонному ведомству предусмотрены в размере 667,7-млрд долларов (таблица 5). На военные ядерные программы запрошено 17,7 млрд долларов, а на прочие военные программы - 7,4 млрд.


Таблица 5. Распределение ассигнований по военному бюджету США в 2005-2010 финансовых годах  млрд долларов 
Бюджетные статьи    2005    2006    2007    2008    2009    2010
Министерство обороны    483,9    532,9    603,0    674,7    663,7    667,7
Военные ядерные программы    17,9    17,4    17,2    16,6    22,9    17,7
Прочие военные программы    4,0    6,0    5,7    5,0    7,0    7,4
Всего     505,8    556,3    625,9    696,3    693,6    692,8

К числу военных ядерных программ относятся: военная программа министерства энергетики; программа выплат компенсаций лицам, подвергшимся облучению во время производства или проверки ядерных боеприпасов, реализуемая министерством труда; деятельность Совета по безопасности ядерных объектов военного назначения.
В выполнении военных ядерных программ главная роль принадлежит министерству энергетики, которому планируется выделить 16,7 млрд долларов. Основными направлениями финансирования являются разработки, испытания и производство ядерных боеприпасов - 6,4 млрд долларов (38,2 проц. всех ассигнований министерству энергетики на военные ядерные программы). На очистку территорий, зараженных в результате производства или использования ядерных материалов, запрошено 5,5 млрд долларов, деятельность по предотвращению распространения ЯО- 2,1 млрд, разработку ядерных реакторов для ВМС США - 1 млрд.
Ассигнования министерству труда на военные ядерные программы составят в 2010 финансовом году 948 млн долларов, Совету по безопасности ядерных объектов военного назначения - 22 млн.
К числу прочих военных программ относятся военные программы министерства внутренней безопасности (МВБ), контрразведывательная деятельность ФБР за рубежом, содержание координационного комитета разведсообщества, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ и др. Наибольшие суммы получает министерство юстиции на осуществление контрразведывательной деятельности ФБР за рубежом. В 2010 финансовом году ассигнования на эти цели составят 4,4 млрд долларов, что в 3,7 раза превышает уровень 2005-го. Ассигнования на военные программы по бюджету МВБ достигнут 1,6 млрд долларов; финансируются также создание приборов нового поколения по определению радиационного, химического и биологического заражения (РХБЗ) и дезактивации зараженной местности, подготовка системы государственного управления к действиям в чрезвычайных условиях и другие программы. Ассигнования на содержание координационного комитета разведсообщества составят 673 млн долларов, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ -291 млн, на программу обеспечения морской безопасности будет выделено 174 млн, национальному научному фонду на реализацию программы арктических исследований - 68 млн.
Целевая структура бюджета министерства обороны отражает сложившиеся пропорции в финансировании строительства вооруженных сил в соответствии с военной стратегией и долгосрочной программой борьбы с международным терроризмом (таблицы 6 и 7). 
Таблица 6. Объём ассигнований министерству обороны США по бюджетным статьям в 2005-2010 гг, млрд долл. 
Бюджетные статьи    2005    2006    2007    2008    2009    2010
Содержание военнослужащих    121,3    128,5    131,8    139,0    146,5    154,7
Боевая подготовка и МТО войск    179,2    213,5    240,2    256,2    272,4    276,7
Закупки вооружения и военной техники    96,6    105,4    133,8    165,0    132,7    131,2
НИОКР    68,8    72,9    77,5    79,6    80,9    78,9
Строительство военных объектов    7,3    9,5    14,0    22,1    26,4    22,4
Жилищное обеспечение    4,1    4,4    4,0    2,9    3,8    2,0
Прочие (включая компенсационные поступления)    6,6    -1,3    1,7    9,9    1,0    1,8
Всего     483,9    532,9    603,0    674,7    663,7    667,7
Таблица 7. распределение ассигнований МО США по бюджетным статьям в 2005-20140 гг , % 
Бюджетные статьи    2005    2006    2007    2008    2009    2010
Содержание военнослужащих    25,1    24,1    21,9    20,6    22,1    23,2
Боевая подготовка и МТО войск    37,0    40,1    39,8    38,0    41,0    41,4
Закупки вооружения и военной техники    20,0    19,8    22,2    24,5    20,0    19,6
НИОКР    14,2    13,7    12,9    11,8    12,2    11,8
Строительство военных объектов    1,5    1,7    2,3    3,3    4,0    3,4
Жилищное обеспечение    0,8    0,7    0,7    0,4    0,6    0,3
Прочие (включая компенсационные поступления)    1,4    -0,1    0,2    1,4    0,1    0,3
Всего     100,0    100,0    100,0    100,0    100,0    100,0

В 2010 финансовом году наибольшие суммы направляются на боевую подготовку и МТО войск - 41,4 проц. На втором месте находится статья «Содержание военнослужащих» (23,2 проц.). Далее следуют ассигнования на закупки ВВТ (19,6) и НИОКР (11,8). Доля бюджетной статьи «Строительство военных объектов» оценивается в 3,4 проц., «Жилищное обеспечение» - в 0,3 проц.
Согласно бюджетной заявке в 2010 финансовом году увеличатся суммы, направляемые на содержание военнослужащих (на 5,6 проц.), боевую подготовку и МТО войск (на 1,6 проц.). Вместе с тем сократятся ассигнования по другим бюджетным статьям, в том числе на закупки ВВТ (на 1,1 проц.). Однако эти показатели могут существенно измениться при выделении дополнительных средств.
Объемы финансирования министерства обороны по большинству направлений превышают уровень 2005 года: содержание военнослужащих - на 33,4 млрд долларов (27,5 проц.), боевая подготовка и МТО войск - на 97,5 млрд (54,4), закупки ВВТ - на 34,6 млрд (35,8), НИОКР - на 10,1 млрд (14,7), строительство военных объектов - на 15,1 млрд (в 3,1 раза). Сокращены ассигнования только на жилищное обеспечение (на 2,1 млрд долларов, или 51,2 проц.).
Согласно бюджетной заявке в 2010 финансовом году ассигнования по статье «Боевая подготовка и МТО войск» составят 276,7 млрд долларов. В рамках данной статьи предусмотрено финансирование ремонта и технического обслуживания ВВТ и недвижимого имущества, транспортировки и складирования грузов, закупок ГСМ, другой продукции военного назначения кратковременного пользования. Кроме того, выделяются средства на боевую и профессиональную подготовку личного состава, его медицинское и культурно-бытовое обеспечение, содержание гражданских служащих. Большая часть ассигнований направляется видам ВС и управлениям МО непосредственно на боевую подготовку и МТО - 234,7 млрд долларов, или 85 проц. всех расходов по данной статье. Остальные суммы пойдут на медицинское обслуживание военнослужащих и различные программы общего характера (всего 42 млрд долларов, или 15 проц.). В распределении по видам ВС в 2010 финансовом году на первом месте находятся сухопутные войска (92,6 млрд, или 33,5 проц.). Далее следуют ВВС (54,1 млрд, или 19,6 проц.) и ВМС (51,9 млрд, или 18,8 проц). Управлениям МО направляется 35,9 млрд (13 проц.).
Выделяемые ассигнования позволяют выполнять установленные нормы боевой подготовки. В частности, для экипажей танков, БМП и БРМ регулярных сил сухопутных войск они составляют 880 км в год, для летчиков морской авиации - 18,5 летных часов в месяц, летчиков истребительной авиации ВВС - 14, летчиков бомбардировочной авиации ВВС - 14,5, моряков - 45 сут в квартал в открытом море. Важной задачей боевой подготовки считается повышение взаимодействия между различными видами ВС на период ведения боевых действий, для чего практикуется их совместная боевая подготовка.
Ассигнования на медицинское обеспечение в 2010 финансовом году составят 29,1 млрд долларов (10,5 проц. всех средств по статье). Общее число военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, имеющих право на медицинское обслуживание за счет МО, превышает 9,2 млн человек. В распоряжении МО находятся 58 госпиталей и медицинских центров, а также 382 медицинские клиники .
Важнейшим направлением считается предоставление военнослужащим возможности получения квалифицированной медицинской помощи в любом регионе мира и в любой обстановке, а также оказание им помощи в адаптации к мирной жизни после окончания боевых действий. Для этого прежде всего расширяется сеть полевых госпиталей и улучшается их техническое оснащение. Принимаются меры по повышению профессиональной подготовки врачебного персонала. Предусматривается тщательное медицинское освидетельствование военнослужащих после возвращения их из районов боевых действий. Для недопущения случаев «посттравматического синдрома» проводятся регулярные осмотры военнослужащих.
Особое внимание в настоящее время уделяется лечению ранений и контузий головного мозга и связанных с этим осложнений. В каждом из министерств видов ВС будет увеличено число соответствующих медицинских специалистов, оснащенных необходимой аппаратурой. В МО намечается создать электронную базу данных по ранениям и контузиям такого рода. Для лечения ранений и контузий головного мозга, а также для оказания психотерапевтической помощи военнослужащим к концу 2009 года будет создан специальный национальный центр. Кроме того, планируется построить 23 реабилитационно-восстановительных комплекса.
Среди прочих программ, финансируемых по бюджетной статье «Боевая подготовка и МТО войск», выделяются следующие: «Программа подготовки армии и полиции Афганистана» (на обучение и оснащение сил безопасности Афганистана в 2010 финансовом году выделяется около 7,5 млрд долларов), «Программа предотвращения распространения наркотиков» (1,4 млрд), «Программа сокращения угроз со стороны бывшего Советского Союза» (404 млн).
Ассигнования по бюджетной статье «Содержание военнослужащих» (154,7 млрд долларов в 2010 финансовом году) обеспечивают выплату не только основного оклада и различных надбавок, но и продовольственно-вещевого довольствия, перевозок военнослужащих и их багажа. Среднегодовая численность регулярных ВС, финансируемых по бюджету МО США, составляет 1410 тыс. человек, что на 2,7 тыс., или на 0,2 проц., меньше, чем в предыдущем году. Численность ВВС сократится на 1 тыс. человек (0,3 проц.), что связано прежде всего с передачей ряда должностей по обслуживанию ВВТ гражданским служащим, а ВМС - на 1,7 тыс. человек (0,5 проц.) вследствие принятия на вооружение кораблей новых классов с повышенной степенью автоматизации ряда функций. Численность личного состава сухопутных войск и морской пехоты после увеличения в 2009 году (на 3,8 и 3,6 тыс. человек соответственно) останется без изменений (547,4 и 202,1 тыс.), что обусловлено активным участием этих сил в военных операциях в Афганистане и Ираке. В 2010 финансовом году возрастет численность резерва - до 379,6 тыс. человек (прирост на 0,9 тыс., или 0,2 проц.), а у национальной гвардии она останется без изменений - 464,9 тыс.
Важным фактором, определяющим общие объемы финансирования данной статьи, помимо численности военнослужащих является ежегодный рост окладов и других выплат военнослужащим с целью сохранения имеющихся и привлечения в ВС новых высококвалифицированных специалистов. В 2010 финансовом году предусмотрено повышение окладов военнослужащих на 2,9 проц. Таким образом, денежное довольствие рядового и сержантского состава составит в среднем 52 тыс. долларов в год, а офицеров - свыше 98 тыс. Для увеличения набора в ВС и содействия повторному заключению контрактов практикуется расширение существующих выплат и ввод новых. В частности, в следующем финансовом году запланирован рост продовольственной и квартирной надбавок (соответственно на 5 и 6 проц.). Военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях, повысится надбавка за службу в боевых условиях.
На закупки ВВТ в 2010 финансовом году запрошено 131,2 млрд долларов. Данные средства позволяют осуществлять масштабные программы приобретения новой военной техники, а также выполнять задачи по модернизации ВВТ, находящихся на вооружении. Наиболее дорогостоящими программами приобретения ВВТ являются: истребители F-35 «Лайтнинг-2» (298,8 млрд долларов), программа «Перспективные боевые системы» (159,3 млрд), система ПРО (102,9 млрд), многоцелевые атомные подводные лодки типа «Виргиния» (92 млрд), многоцелевые самолеты V-22 «Оспрей» (54,2 млрд), истребители-бомбардировщики F/A-18E/F «Супер Хорнет» (46,3 млрд), авианосцы CVN-21 (35,1 млрд), базовые патрульные самолеты Р-8А «Посейдон» (32,9 млрд).
По состоянию на начало 2009 года на различных стадиях (разработка, производство и модернизация) находились 95 основных систем оружия, общая стоимость программ закупки которых составляет 1 648,3 млрд долларов. В интересах ВМС реализуется 37 таких программ (общей стоимостью 583,9 млрд долларов), ВВС - 28 (256,6 млрд), сухопутных войск- 22 (342,4 млрд), управлений МО - восемь (465,4 млрд).
В 2010 финансовом году сухопутные войска получат на закупки ВВТ 34,3 млрд долларов. Эти средства предназначены для приобретения 83 многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» (1,4 млрд), 54 легких многоцелевых вертолетов LUH (326 млн), 36 беспилотных летательных аппаратов «Уорриор» (651,4 млн), 700 БЛА «Равен» (79,6 млн), 59 ЗРК «Патриот» ПАК-3 (393,2 млн), 1 334 ПТУР «Джавелин» (289,6 млн), 2 459 ПТУР ТОУ-2 (167,3 млн), 22 модернизированных танков М1А2 SEP «Абраме» (185,6 млн), свыше 5,5 тыс. колесных тактических автомобилей средней грузоподъемности (1,6 млрд), более 10,2 тыс. многоцелевых автомобилей повышенной проходимости «Хамви» (1,5 млрд), а также ряда других образцов ВВТ.
Ассигнования ВВС на приобретение вооружения и военной техники составят 24,4 млрд долларов. Финансируется закупка десяти истребителей F-35 «Лайтнинг-2» (2,4 млрд), девяти военно-транспортных самолетов НС/МС-130 «Геркулес» (1 млрд) и трех C-130J «Геркулес» (465,6 млн), пяти многоцелевых самолетов V-22 «Оспрей» (451,1 млн), пяти БЛА «Глобал Хок» (667,8 млн), 24 БЛА «Рипер» (489,5 млн), 196 ракет AMRAAM класса «воздух-воздух» (291,8 млн), 219 УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» (78,8 млн).
В 2010 финансовом году ВМС на закупки ВВТ будет выделено 46,9 млрд долларов. Намечается приобрести девять истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» (1,1 млрд), 30 многоцелевых самолетов V-22 «Оспрей» (2,3 млрд), 22 самолетов РЭБ E/A-18G «Гроулер» (1,6 млрд), шесть базовых патрульных самолетов Р-8А «Посейдон» (1,8 млрд), два самолета ДРЛО E-2D «Хокай» (606,2 млн), 24 многоцелевых вертолета MH-60R (943,2 млн) и 18 MH-60S (492,9 млн), 38 учебно-тренировочных самолетов Т-6А «Тексан-2» (266,5 млн), авианосец нового поколения (1,2 млрд), многоцелевую ПЛА типа «Виргиния» (4 млрд), три корабля прибрежной морской зоны LCS (1,6 млрд) и другую военную технику.
Ассигнования на НИОКР в 2010 финансовом году составят согласно бюджетной заявке 78,9 млрд долларов. Сухопутным войскам на эти цели будет выделено 10,5 млрд (13,3 проц.), ВВС- 28 млрд (35,5), ВМС-19,4 млрд (24,6), управлениям МО - 21 млрд (26,6). К числу перспективных направлений НИОКР отнесены разработки системы ПРО (8,2 млрд долларов), истребителя F-35 «Лайтнинг-2» (3,6 млрд), по программе «Перспективные боевые системы» (2,7 млрд), базового патрульного самолета Р-8А «Посейдон» (1,2 млрд), системы навигационного обеспечения GPS III (0,9 млрд), высокоорбитальной системы обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS (0,5 млрд), системы спутниковой связи AEHF (0,5 млрд), эсминца УРО DDG 1000(0,5 млрд), системы спутниковой связи для мобильных абонентов MUOS (0,4 млрд). Кроме того, финансируются НИОКР по программам приобретения кораблей прибрежной морской зоны LCS (0,4 млрд), авианосцев CVN-21 (0,2 млрд), многоцелевых ПЛА типа «Виргиния» (0,2 млрд), многоцелевых самолетов V-22 «Оспрей» (0,1 млрд).
Объем финансирования статьи «Строительство военных объектов» составит 22,4 млрд долларов. На проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт различных объектов военной инфраструктуры, а также на приобретение земельных участков выделяется 13,6 млрд, программу закрытия и перепрофилирования военных объектов - 9,5 млрд. По этой же статье проходят и ассигнования на участие США в программе НАТО «Инвестиции в целях безопасности», предусмотренные в первую очередь для развития инфраструктуры блока. В 2010 году доля страны в этой программе составит 276 млн долларов.
Ассигнования по статье «Жилищное обеспечение» предназначены для проектирования и строительства жилых домов, текущего и капитального ремонта жилого фонда, его эксплуатации, включая оплату аренды и страхования жилого фонда для семейных военнослужащих. В 2010 финансовом году на эту статью направляется 2 млрд долларов. В рамках данной программы намечена ликвидация жилья, не соответствующего стандартам проживания, путем капитального ремонта существующего жилого фонда или строительства нового взамен него, а также предусмотрены строительство и реконструкция свыше 2,3 тыс. единиц жилья (квартира, дом). С целью расширения объемов строительства и повышения качества жилья практикуется образование совместных с частными инвесторами партнерств .
Организационная структура бюджета министерства обороны в последние годы характеризуется лидирующей ролью сухопутных войск, что вызвано их активным участием в военных операциях в Афганистане и Ираке. Максимальная доля СВ в бюджете МО отмечалась в 2008 году - 36,6 проц. В 2010 финансовом году она снизится до 32,4 проц. Доля ВМС составит 25,8 проц., ВВС - 24,1, управлений МО - 17,7 (таблицы 8 и 9).
Таблица 8. Объём ассигнований МО США по видам ВС в 2005-2010 гг, млрд. долл. 
Виды вооруженных сил    2005    2006    2007    2008    2009    2010
Сухопутные войска    145,6    179,7    204,8    247,0    222,4    216,3
Военно-воздушные силы    127,3    150,5    148,8    159,3    162,0    161,0
Военно-морские силы    131,5    148,6    151,5    167,0    165,8    172,3
Управления МО    79,5    54,1    97,9    101,4    113,5    118,1
Всего     483,9    532,9    603,0    674,7    663,7    667,7

Таблица 9. Объём ассигнований МО США по видам ВС в 2005-2010 гг, %
Виды вооруженных сил    2005    2006    2007    2008    2009    2010
Сухопутные войска    30,1    33,7    34,0    36,6    33,5    32,4
Военно-воздушные силы    26,3    28,2    24,7    23,6    24,4    24,1
Военно-морские силы    27,2    27,9    25,1    24,8    25,0    25,8
Управления МО    16,4    10,2    16,2    15,0    17,1    17,7
Всего     100,0    100,0    100,0    100,0    100,0    100,0

В целом военный бюджет США обеспечивает повышение уровня боеготовности и технической оснащенности национальных вооруженных сил, улучшение материального положения, жилищного и других видов обеспечения военнослужащих, а также проведение военных операций в Афганистане и Ираке и решение других задач борьбы с международным терроризмом. 

 

2.3 Проект бюджета на 2011 год

План и представленный вместе с ним проект военного бюджета на 2011 год страдают рядом изъянов: в частности, в них не учитывается влияние на военную составляющую гигантского дефицита и госдолга. В «Четырехлетнем плане» упоминается о «компромиссных решениях», но в качестве возможного варианта, а не безусловной необходимости. 
Президент Обама просит Конгресс в 2011 финансовом году выделить на оборонные нужды 708,3 миллиарда долларов. Речь идет о «базовом» бюджете в 549 миллиардов (прирост по сравнению с прошлым годом с поправкой на инфляцию составляет 2,3%, в то время как в 2000-2009 годах военные расходы ежегодно увеличивались на 4%) и дополнительных ассигнованиях на ведение войн в Афганистане и Ираке в размере 159 миллиардов. Помимо этого, Белый дом запрашивает еще 33 миллиарда долларов для финансирования размещения в Афганистане дополнительных 30000 солдат. 
В условиях, когда страна ведет две войны одновременно, существенная экономия на военных расходах вряд ли возможна. В нынешнем бюджете Пентагона, как и в прошлом - первом для администрации Обамы - заложены кое-какие болезненные решения, но этого явно недостаточно. 
Есть и позитивные моменты: бюджет учитывает приоритетные задачи, поставленные в «Четырехлетнем плане» - в частности, на несколько миллиардов долларов увеличены ассигнования для закупки новых вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и оснащение спецподразделений, играющих главную роль в борьбе с экстремистами. 
Предлагается также аннулировать некоторые программы, не соответствующие требованиям сегодняшнего дня или не имеющие жизненно важного значения. В прошлом году министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) бросил вызов лоббистам и их многочисленным союзникам в Конгрессе, отказавшись от дальнейших закупок истребителей F-22 - этих реликтов эпохи «холодной войны». Всяческих похвал заслуживают и его очередные попытки аннулировать приобретение транспортных самолетов C-17 (по словам военных, имеющегося количества вполне достаточно) и разработку нового двигателя для перспективного истребителя F-35, в котором, по словам экспертов, нет необходимости. 
Можно было бы, однако, сократить и другие программы. Так, военное ведомство сэкономило бы 26 миллиардов долларов, отказавшись  от дальнейших заказов на транспортные самолеты вертикального взлета и посадки V-22 «Оспри», имеющих серьезные конструктивные недостатки, и чрезвычайно дорогие подлодки типа «Вирджиния», оптимизировав расходы на программу ПРО, пока что не доказавшую свою эффективность, и занявшись модернизацией существующих боевых кораблей для реализации нового плана Обамы по созданию противоракетной обороны в Европе (вместо строительства новых). 
Проект бюджета предусматривает абсолютно правильные меры по совершенствованию медицинского обслуживания и социальной поддержки военных и их семей, ведь восемь лет беспрерывных войн стали для них сильнейшим стрессом. В долгосрочном плане, однако, экспертов оборонного ведомства беспокоит вопрос, в состоянии ли будет страна финансировать добровольческую армию - отчасти из-за того, что среднегодовые расходы на медобслуживание действующих и отставных военнослужащих выросли с 19 миллиардов долларов в 2001 году до пятидесяти с лишним миллиардов (именно столько предусматривается израсходовать на эти цели в бюджете га 2011 год). 
Рассматривается  вопрос о повышении чрезвычайно заниженных (460 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 353
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba