СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава 1. Понятие, сущность, значение, задачи, принципы и процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания.
Правильно налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
1.1. Основные задачи и значение взаимодействия следователя и органа дознания по успешному расследованию преступлений
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием, основанным на законе, понимается совместная или со¬гласованная по целям, времени и месту, деятельность органов и долж-ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений.
2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба.
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресече¬нию преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками:
- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно¬стью. Следователь и работники органа дознания по своему служебно¬му положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре¬ступления, направлять свои силы, в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;
- различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реа¬лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след¬ственных действий. Последние (за исключением осмотра места про¬исшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу . Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме¬роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво¬дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по¬ручению следователя может производить следственные действия;
- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ¬ностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага¬ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ¬ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха¬рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю¬щей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро¬иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави¬симость каждого из сотрудничающих органов;
-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу-ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулирова¬нии их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юриди¬ческих лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаи¬модействия между органами дознания и следствия присущ метод вла¬стных предписаний .
Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить раз-розненными, разобщенными действиями.
Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предпо¬лагает наличие определенного режима данного взаимодействия; под¬держание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совер¬шенствование в целях обеспечения все большей эффективности непо¬средственной правоохранительной деятельности.
Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступно¬стью.
Одной из задач взаимодействия органов дознания и сле¬дователя является организация взаимодействия при проведении следственных действий. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определен¬ное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимо¬действия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Организация взаимодействия между органами дознания и сле¬дователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимо¬действуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют по¬ступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее измене¬ния, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.
Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз¬можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ¬няются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме¬тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффектив¬ность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности.
1.2. Правовые основы и формы взаимодействия
Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой ос¬новой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издавае¬мые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве.
Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп:
1. Конституция РФ.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельно¬сти» от 12.08.95 г.
4. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопро¬сам организации следственной работы.
5. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла¬шения, которыми определяются конкретные направления, формы и ме¬тоды взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще¬ствления.
6. Нормативные документы, издаваемые правоохранительны¬ми органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также до¬говоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую кон¬кретизацию с учетом местных условий.
Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле-дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений .
К основным принципам относятся:
1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако¬на.
2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоятельность в принятии решений.
3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе¬го законодательства).
4. Плановость взаимодействия.
5. Непрерывность взаимодействия.
Рассмотрим указанные принципы более подробно:
1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука¬зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст¬венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.
2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа¬ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно¬сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон¬кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра¬ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот¬ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.
При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея-тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре¬шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя¬тельств дела, считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле¬дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи¬ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан¬ных, принимая меры, исключающие разглашение источников и спосо¬бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи¬вают объективную проверку и реализацию такой информации.
На стадии предварительной (до следственной) проверки мате¬риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе¬ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру¬гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со¬ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело¬вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре¬дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем .
3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме¬тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя¬тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару¬жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис¬пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
4. Плановость взаимодействия - важнейший принцип взаимодей¬ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст¬венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча¬стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то¬гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив¬но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз¬но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож¬ных следственных действий.
Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач .
5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ¬лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де¬ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.
Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РФ. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме¬жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:
- поручение следователя органу дознания о производстве ро¬зыскных и следственных действий;
- содействие органа дознания следователю в производстве от¬дельных следственных действий;
- уведомление следователя о результатах применения опера¬тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.
Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя¬зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег¬ламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:
- создание следственно-оперативных групп и оценка ре¬зультатов такого взаимодействия;
- взаимный обмен информацией между следователем и опера¬тивным работником;
- согласованное планирование следственных действий и опера¬тивно-розыскных мероприятий;
- ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем.
ГЛАВА 2. ПОРУЧЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ
2.1. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных действий
Одной из процессуальных форм взаимодействия следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования является поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий.
Поручение следователя органу дознания о производстве розы¬скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является:
1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове¬дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер¬шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли¬вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше¬ния вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона).
В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де¬лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра-зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.
В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше¬нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра¬ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен¬но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру¬ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут¬верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий .
В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложе¬на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо¬гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна¬ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив¬но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со-ответствующие подразделения ФСБ.
Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея¬тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред¬ставляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразде¬ления проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречи¬вой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, по¬ступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работ¬ника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обосно¬ванные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоя¬тельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, кото¬рое профессионально грамотной оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред-варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к опер персоналу данные по ходу их обнаружения пе-репроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого необходимо:
а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или же опер аппарат введен в заблуждение;
б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифици¬рована;
в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, ко¬торые следует предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту про¬верки, так и в иных целях (пополнение картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы). В зависимости от содержания информации, общественной опас-ности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оператив¬ный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом случае . По общему правилу опер работник, осуществляющий предвари¬тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси¬ровать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих опера¬тивно-служебных документах результаты проведенных или провероч¬ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; за¬держан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководи¬теля опер работника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.
Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправ¬ного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно ис¬пользование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, на¬пример, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.
2.2. Поручение следователя органу дознания о производстве следст-венных действий
Данное поручение также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:
1) пределами самих поручений;
2) кругом тех следственных действий, проведение которых мо¬жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова¬теля.
Прямых указаний о пределах поручений уголовно-процессуальный закон не содержит.
Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного использования возможностей следователь в про¬цессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ¬ций.
В случае, когда необходимо взаимодействие, выход следует искать в разумном целесообразном привле¬чении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывает¬ся на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изо¬бличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступ¬ной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко зна¬чительный объем следственной работы по делам находящимся в про¬изводстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполня¬ется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблени¬ем со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений опер работники нередко относятся формально.
На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают опер работникам производство того или иного следственно¬го действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами опер работники проявляют инициативу в получении по¬ручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовест¬но, быстро и, как правило, при надлежащем качестве. Под пределами поручений следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к уча¬стию в предварительном следствии, причем без ущерба для выполне¬ния и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях, когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех же следственных действий, когда они непосредственно вы¬текают из розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы.
Что касается следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в за¬висимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей производились работниками органов дозна¬ния по 76% изученных архивных уголовных дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки - по 6 %, задержания в порядке ст. 122 УПК - по 18%, освидетельствование - по 3,7 % и поручение об¬разцов для сравнительного исследования - по 2 % дел.
На практике имеют место случаи, когда (особенно при производ¬стве розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение. Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения, то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но связанные с ним?
Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к ко¬торым может привести отрицательный ответ на этот вопрос. Напри¬мер, выполняя поручение следователя о выявлении соучастников обви¬няемого в квартирной краже, опер работники устанавливают одного из них в момент реализации или части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать возможности для установ¬ления связи со следователем и получения от него соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно скрыться. О причинах производства того или иного следственного действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, опер работник обязан указать в письменном рапорте на имя руководи¬теля органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию. Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.
Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следова¬тель не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производ¬ство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания. Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах своей компетенции совершить диктуе¬мые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представля¬ется возможным немедленно установить связь со следователем и полу¬чить от него соответствующее поручение.
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1. Создание органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных дейст¬вий
Данная форма взаимодействия представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действи¬ях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следо¬вателю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное дей¬ствие, а также когда в связи с таким действием возникает необходи¬мость осуществить функции, присущие органам дознания.
В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться:
1) в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;
2) в непосредственном участии опер работника в производстве следователем отдельного следственного действия;
3) в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4) в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от¬дельных следственных действий;
5) в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных след-ственных действий;
6) в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направ¬ленных на повышение эффективности производства отдельных следст¬венных действий.
Рассмотрим каждую из указанных форм:
1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных дейст¬вий. К этой группе форм содействия относятся: оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необ¬ходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов пре¬ступления и др. улик, имеющих значение для дела.
Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачас¬тую приводит к утере или уничтожению важных доказательств;
оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где бу¬дет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы поме¬шать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обы¬ска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинте¬ресованными лицами искомых объектов. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска;
сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;
сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со сто¬роны данного лица.
3. 2. Непосредственное участие опер работника в производстве сле-дователем отдельного следственного действия
УПК РФ не содер¬жит прямых указаний о праве следователя привлекать работников ор¬гана дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия. Однако каким бы ни было активным участие работников органа дознания в производстве того или иного следст¬венного действия, соответствующий протокол всегда должен быть со¬ставлен от имени следователя.
Органы дознания могут выделять специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В каче¬стве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия. Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фикса¬ции и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть веще¬ственными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия.
Второе место по степени оказания содействия занимают работ¬ники ГИБДД. Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также при производстве следственного эксперимента.
Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и пре¬ступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) прово¬дится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания.
Органы дознания могут предоставлять следователю научные и технические средства, необходимые для надлежащего выполнения от¬дельных следственных действий. Хотя на практике научные и техниче¬ские средства при производстве отдельных следственных действий пре¬имущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее, ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находя¬щуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйст¬венного назначения (лопаты, лом и т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.
Орган дознания может применить принудительные меры в целях обеспечения следователя возможностью производства отдельных след-ственных действий. Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого и свидетеля в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, об¬виняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Если следователь еще до начала произ¬водства следственного действия имеет основания полагать, что ему бу¬дет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых работни¬ков. Если же противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного дей¬ствия.
Орган дознания осуществляет проведение оперативно-розыскных мероприятий, направлен¬ных на повышение эффективности производства отдельных следствен¬ных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и ме¬тодов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допро¬су подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены опе-ративно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайни¬ков и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п. Оператив¬но-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его при¬вычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех улов¬ках, к которым он может прибегнуть на допросе.
Получив соответствующую информацию, следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и ли¬нию собственного поведения при производстве того или иного следст¬венного действия. В этом отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных работников.
Существует и такая форма взаимодействия, как уведомление следователя о результатах оперативных мероприя¬тий по делам, переданным ему органом дознания до установления пре¬ступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличие от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четко налаженное, деловое и рациональное взаимодействие ор¬ганов расследования и оперативных аппаратов служит одним из ос¬новных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследова¬ние преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами рас¬крытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рацио¬нального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодейст¬вия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграниче¬ние прав и обязанностей между участниками такой совместной дея¬тельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, ис¬пользуя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к дости¬жению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное законом разграничением компе¬тенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном со¬четании присущих им средств и методов работы.
Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле-дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
К основным принципам взаимодействия относятся:
1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако¬на.
2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоятельность в принятии решений.
3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе¬го законодательства).
4. Плановость взаимодействия.
5. Непрерывность взаимодействия
Процессуальными формами взаимодействия следователя и органа дознания являются:
- поручение следователя органу дознания о производстве ро¬зыскных и следственных действий;
- содействие органа дознания следователю в производстве от¬дельных следственных действий;
- уведомление следователя о результатах применения опера¬тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.
Рассмотрев вопрос о поручение следователем органу дознания, мы сделали вывод: следова¬тель не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производ¬ство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания. Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах своей компетенции совершить диктуе¬мые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представля¬ется возможным немедленно установить связь со следователем и полу¬чить от него соответствующее поручение.
Содействие органа дознания следователю может выражаться:
1) в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;
2) в непосредственном участии опер работника в производстве следователем отдельного следственного действия;
3) в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4) в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от¬дельных следственных действий;
5) в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных след-ственных действий;
6) в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направ¬ленных на повышение эффективности производства отдельных следст¬венных действий.
Также к иным процессуальным формам взаимодействия следователя и органа дознания относятся:
-выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий, например, криминалистов, работников ГИБДД, работников государственной противопожарной службы;
-предоставление органом дознания следователю научных и технических средств;
-доставление органом дознания приводом обвиняемого и свидетеля в случае их неявки без уважительной причины к следователю;
-осуществление органом дознания оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий;
-уведомление следователя о результатах оперативных мероприя¬тий по делам, переданным ему органом дознания до установления пре¬ступника.
Таким образом, правильно налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные акты:
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит. 1993. 64 с.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22.11.2001г. Одобрен Советом Федерации 5.12. 2001 г.// Российская газета. 22.12. 2001 г.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г.//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.
Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Феде¬ральный закон РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст. 1269.
Федеральный Закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса РФ" (принят ГД ФС РФ 22.11.2001). // Российская газета. 22.12.2001.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 № 6-П "По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова". // Российская газета. 17 марта 2002 г.
Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии престу¬плений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
Научная литература:
Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. 1997. № 7.
Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий М.: Юрид. лит. 1981.
Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ. ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.: «Спарк». -1997.
Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
Кузнецов Н.П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Воронеж, 1983.
Леви А.А. Получение и проверка показаний следователем – М., 1987.
Никиенко К.И. Предварительное расследование. Кишинев, 1979.
Очередин В.Т. Обеспечение законности при расследовании преступлений. Волгоград, 1990.
Савицкий В.М. Что такое уголовный процесс?. М.: Юрид. лит. 1979.
Сердюков П.П. Доказательства в стадии возбуждения уголовного дела. Иркутск, 1981.
Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М., 1992.
Сперанский К.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями. Ростов-на-Дону, 1991.
|