Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Взаимосвязь между уровнем лидерских способностей и копинговыми стратегиями
Курсовая | 04.09.2014, 15:30

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Взаимосвязь между уровнем лидерских способностей и копинговыми стратегиями в разных группах по должностному статусу  

Содержание

Введение                                                                                                         3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом 
1.1. Основные подходы к определению стратегий копинг-поведения
и личностные особенности совладания                                                                 6
1.2. Понятия «лидерство» и «лидерские способности» в 
отечественной и зарубежной психологии                                                          17 
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом 
2.1. Программа исследования и интерпретация                                           30
2.2. Анализ результатов исследования                                                          
2.2.1. Анализ диагностики лидерских способностей работников 
с разным должностным статусом                                                                        35
2.2.2. Анализ диагностики копинговых стратегий работников 
с разным должностным статусом                                                                        37
2.2.3. Анализ наличия взаимосвязи уровня лидерских способностей и предпочитаемых копинговых стратегий в зависимости от должностного статуса работников                                                                                                45
2.2.4. Анализ наличия особенностей проявления копинговых стратегий 
в зависимости от социально-демографических характеристик работников   49  
Заключение                                                                                                  52
Литература                                                                                                   55
Приложение                                                                                                 59

 

Введение

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего. Практически каждый человек на протяжении всей жизни, сталкивается с различными событиями, или попадает в ситуации, которые субъективно переживаются им как нарушающие привычный ход жизни, трудные, меняющие зачастую восприятие человеком окружающего мира и своего места в нем.  В течение зрелой жизни человека наибольшие трудности связаны у него с работой. Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы. 
Проблемами изучения лидерства и лидерских способностей в разное время занимался целый ряд зарубежных и отечественных исследователей (Р. Блейк, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, К. Левин, Д. МакГрегор, Б.Д. Парыгин, П. Херси, Е. Холландер и многие другие). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема копинговых стратегий и совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Л.И.Анцыферовой, Н.В. Волковой, К.И. Корнева, Р. Лазаруса, С.К. Нартовой-Бочавер, И.Г. Малкиной-Пых,  С. Фолкмена и др.). 
 Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом в научной литературе практически не рассматривается, что и объясняет научную значимость данной работы. 
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов  психотерапевтов, работающих с людьми с разным должностным статусом.  
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования. 
Проблема изучения лидерских способностей и копинговых стратегий в научной литературе рассматривается уже достаточно давно.  В тоже время отечественных и зарубежных исследований, которые касаются изучения взаимосвязи этих двух личностных характеристиках в группах работников с разным должностным статусом явно недостаточно.  
Цель исследования – изучение взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом.   
Объект исследования – копинговые стратегии работников с разным должностным статусом.  
Предмет исследования – взаимосвязь уровня лидерских способностей и копинговых стратегий работников с разным должностным статусом. 
Гипотезы исследования: 
1. Существует взаимосвязь уровня лидерских способностей и предпочитаемых копинговых стратегий у работников, причем, взаимосвязи будут иметь различия в зависимости от должностного  статуса. 
2. Копинговые стратегии различаются по социально-демографическим характеристикам работников. 
Задачи исследования: 
1. Рассмотреть  теоретические основы исследования взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом. 
2. Провести диагностику уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом.
3. Выявить наличие или отсутствие взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом.
4. Выявить наличие или отсутствие различий копинговых стратегий в зависимости от социально-демографических характеристик работников. 
  

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом 
1.1.    Основные подходы к определению стратегий копинг-поведения и личностные особенности совладания 

Процессы преодоления человеком трудных жизненных событий в психологической науке принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. - преодолевать, справляться) [9]. 
Копинг - сравнительно молодое понятие в психологии, которое представляет собой целое направление новых исследований в науке, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых. 
Теория (копинга) совладания личности появилась в психологии во второй половине XX в. Впервые этот термин был введен американским психологом Абрахамом Маслоу [26]. Понятие «копинг» (от англ. to соре - справиться, совладать) трактуется как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (А. Нил, 1998).
Копинг-поведение – это такая форма поведения, которая отражает  готовность человека решать жизненные проблемы. Копинг-поведение  направлено на приспособление к обстоятельствам, и предполагает наличие у индивида сформированное умение использовать для преодоления эмоционального стресса определенные средства. Вероятность устранения воздействия стрессоров на личность повышается при выборе активных действий [28]. «Я-концепция», эмпатия, локус контроль, условия среды связаны с особенностями этого умения. 
Копинг-поведение, по мнению А. Маслоу, было противопоставлено экспрессивному поведению [26].
Основными способами совладающего поведения являются:
- поиск социальной поддержки;
- разрешение проблем;
- избегание.
Применение различных копинг-стратегий на основе ресурсов среды и личности является основой реализации совладающего поведения. Социальная поддержка является одним из важных ресурсов среды. Адекватная «Я-концепция», низкий нейротизм, позитивная самооценка, интернальный локус контроля, эмпатический потенциал, оптимистическое мировоззрение, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты относятся к личностным ресурсам [34].
Ряд авторов (С. Финеман, 1987, 1983, Р. Лазарус, 1966) предложили различные классификации стратегий копинг-поведения. Выделяют три основных критерия, на которых основываются эти классификации [23]:
1. Проблемный/эмоциональный/:
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг, направленный на регуляцию эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный копинг, направленный на то, чтобы изменить ситуацию или справиться с проблемой, которая вызвала стресс.
2. Поведенческий/когнитивный/:
2.1. «Скрытый» внутренний копинг, предполагающий когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации.
2.2. «Открытый» поведенческий копинг, предполагающий  ориентацию на поведенческие действия и  использование копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
3. Неуспешный/успешный/:
3.1. Успешный копинг предполагает использование конструктивных стратегий, которые приводят к преодолению трудной ситуации.
3.2. Неуспешный копинг предполагает использование неконструктивных стратегий, которые препятствуют преодолению трудной ситуации.
Каждая стратегия копинга, используемая человеком, может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям уже в силу того, что человек использует как одну стратегию, так и несколько стратегий совладания. 
Существует взаимосвязь между выбором стратегии копинга человеком и теми личностными конструктами, с помощью которых индивид формирует к жизненным трудностям свое отношение. 
К. Либина, К. Либин отмечают, что существуют значительные сложности в разграничении механизмов совладания и защиты. Большинство исследователей придерживаются в этом вопросе мнения о том, что психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния [31]. В то же время способы совладания подразумевают необходимость пройти через ситуацию, проявить конструктивную активность, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Таким образом, предмет психологии совладания включает в себя наличие специальных исследований в области изучения механизмов рациональной и эмоциональной регуляции человеком своего поведения, для преобразования жизненных ситуаций в соответствии со своими намерениями  или оптимального взаимодействия с ними. 
Когнитивная оценка ситуации, согласно теории С. Фолкмен и Р. Лазарус, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления [23]. 
Р. Лазарус предлагает две формы оценки - первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос - «Что я имею для преодоления этой ситуации?». Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?». Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые¬ будут выбраны для управления стрессовой ситуацией [23]. 
Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как некую активность личности, а именно «процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего» [2, С.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания - вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг - стратегии [2]. 
По мнению С. Фолкмена и Р. Лазаруса, когнитивная оценка - это интегральная часть¬ эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий «человек-среда» с точки зрения их выгоды или полезности [23]. 
Авторы пишут, что любое преодолевающее поведение начинается с оценки среды, которая оценивается как значимая для жизни и хорошего самочувствия, как вредная, выгодная, угрожающая или изменчивая. Характер такой оценки влияет на копинг, который в свою очередь изменяет отношения «человек-среда», и как следствие, эмоциональный ответ. Таким образом, копинг выступает как «медиатор эмоционального ответа» [23, С. 213]. 
По мнению ученых, отношения между эмоциями и копингом не носят статичный характер. Определенные эмоции облегчают процесс преодоления, но в то же время и копинг может детерминировать определенные эмоциональные состояния. С. Фолкмен и Р. Лазарус отмечают, что как копинг, так и эмоции необходимо рассматривать с точки зрения процесса. Процессуальный подход специфики взаимосвязи эмоций и копинга заключается в анализе динамики мыслей и поведения человека в процессе взаимодействия «человек-среда». Клинические исследования и эмпирические факты показывают,¬ что эмоции и копинг в норме характеризуются высокой степенью изменчивости среди людей. Более того, копинг - это многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях. 
Таким образом, важно отметить, что копинг не стоит сводить только к эмоциональным аспектам, т.е. копинг не простой ответ на напряженную (эмоциональную) ситуацию, он зависит от когнитивной оценки своего состояния или произошедшего события, которая включается в эмоциональную оценку и предопределяет качество эмоций.
Быстрота и точность когнитивного оценивания ситуаций зависит от того, какой когнитивный стиль наиболее выражен у человека. 
Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т.д.) [16,17]. 
В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около 15 различных когнитивных стилей. Приведем примеры некоторых из них [27,39,40]: 
Полезависимость-поленезависимость. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям в ситуации оценки положения объектов в пространстве, а также с трудом преодолевают видимое поле при необходимости его детализации и структурировании. 
Представители поленезависимого стиля, напротив, в аналогичной ситуации полагаются на внутренние проприоцептивные¬ впечатления и, кроме того, они быстро и точно выделяют любую деталь из целостного пространственного контекста. 
Импульсивность-рефлективность. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации неопределенного множественного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. 
Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп реагирования в подобной ситуации, соответственно, они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа альтернативных объектов. 
Аналитичность-синтетичность (или узкий-широкий диапазон эквивалентности) Представители аналитического стиля склонны ориентироваться на различия объектов. Обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. 
Представители синтетического стиля, напротив. Склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований: функциональность - способность к функциональному усечению проблемных ситуаций. 
Остальные, не столь кардинально формирующие когнитивный стиль виды мыслительных навыков, можно отнести к группам предметных тактик и навыков. Большой интерес для нас представляют те из них,¬ которые связаны с когнитивными процессами деятельности учащихся и педагогов. 
Центральной проблемой исследований совладающего поведения личности является проблема формирования и развития толерантности человека к стрессу. Термин tolerantia (лат.) выражает не сколько пересекающихся значений: устойчивость, выносливость, терпимость, допустимое значение, устойчивость к неопределенности, к стрессу, конфликту, к поведенческим отклонениям. Толерантность к стрессу, или психологическая устойчивость, определяет жизнеспособность индивида, психическое и соматическое здоровье, охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Устойчивый» - характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно; «неустойчивый» человек либо демонстрирует беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения, либо - невротические, психотические или просто опасные для других. В психологии проблема устойчивости рассматривается применительно к личности и малой группе; она возникает и анализируется только при возникновении повышенных требований к субъекту¬ ситуации и проявляет себя в трех аспектах: устойчивость деятельности, психическая устойчивость (эмоциональная), социально-психологическая устойчивость. Последняя проявляется в социальном взаимодействии, связана с процессом самоорганизации личности; проявляется в способности сохранять личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим личностным установкам; в способности самоизменяться с учетом обстоятельств; она связана с ориентацией не на декларируемые, а на реально действующие ценности и нормы общества. Г.С. Никифоров [30] подразумевает под устойчивостью сложное качество, совокупность адапционных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных ее функций, стабильности их выполнения. А.М. Столяренко [37] рассматривает понятие «экстремальной устойчивости» (жизнестойкости), имеющее специальное значение для поведения в стрессовых ситуациях. Свойство экстремальной устойчивости - системное, комплексное, несводимое к частному качеству. Важный элемент экстремальной устойчивости - экстремальные способности личности, понимаемые автором как «высокая степень соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям к¬ действиям в стрессе». Наличие таких способностей выступает в качестве предпосылки успеха человека в реализации совладающего поведения и обеспечения его безопасности, их дополняет экстремальная подготовленность личности (наличие знаний о стрессе, умений и навыков эффективного поведения в них). 
Психологический портрет человека, обладающего совладающим поведением, включает следующие черты [35]: 
Психофизиологические черты: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; активность, сензитивность. При этом холерики и сангвиники часто проявляют недооценку трудностей и излишнюю самоуверенность. 
Психологические качества личности: высокий уровень развития аналитического мышления, критичность, самостоятельность, гибкость мышления, развитый социальны интеллект, рефлексивные и интуитивные качества, относительная стабильность эмоций, доминирование позитивных эмоций, развитая волевая регуляция, адекватная оценка величины нагрузки и собственных ресурсов, высокие способности к саморегуляции и отсутствие тревожности. 
Поведенческие качества: хорошо организованная и внешне-ориентированная поведенческая активность, ситуационная смелость, спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное поведение,¬ высокая работоспособность, большое количество вариантов преодолевающего поведения в индивидуальном поведенческом репертуаре и предпочтение «здоровых» моделей преодоления, опыт преодоления трудных ситуаций, просоциальность и гибкость поведения, преобладание совладающих стратегий поведения над защитными. 
Социально-психологические свойства личности: развитие социально-перцептивной сферы личности, активное отношение к жизни, уверенность в себе и доверие по от ношению к другим, отсутствие защитных реакций, развитая социальная идентичность, наличие социальной поддержки и общественного признания, удовлетворяющий статус в группе и в социуме. 
Характеристики образа Я: устойчивая, позитивная, адекватная самооценка, согласованность Я-настоящего и Я-желаемого, самоуважение, чувство собственного достоинства, убежденность в самоэффективности. 
Ценностные качества: высокая духовность, способность к личностному росту, постконвенциальный уровень развития морального сознания, вера, ощущение осмысленности жизни, успешность самореализации, интернальный тип контроля; наличие идеальных и высоко ценимых целей; принятие долга, ответственность, умение отвечать на вызовы судьбы;¬ патриотизм, экзистенциальный тонус, способность к экзистенциальному усилию доверие к себе и к миру. 
Коммуникативные качества: общительность, открытость, демократичность, справедливость, честность, альтруизм, открытое толерантное общение. 
Не способствуют формированию совладающего поведения  противоположные, названным выше, качества, в том числе напряженность, сверхбдительность, существование ложных стереотипов, «иррациональное» поведение, базирующееся на спонтанном проявлении в стрессе надличностных установок и стереотипов; ситуационный консерватизм; оцепенение и бездействие, высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям; сверхзависимость от воздействий эмоционального отношения и оценок других, переживание незначимости, бессмысленности мира. Личности, которые проявляют низкий уровень совладающего поведения, имеют плохо развитое самосознание, слабую структуру представлений о себе. Они не отвечают на «вызовы» судьбы, пессимистичны, имеют низкую мотивацию достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. Сюда относятся и люди с «выученной» беспомощностью. 
Совладающее поведение, толерантность¬ к стрессу - это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя, быть терпимым по отношению к различным проявлениям мира, других людей, себя самого, преодолевать эти ситуации с помощью способов, «развивающих», совершенствующих личность, повышающих уровень адаптации и социальную зрелость субъекта. Фактически это свойство означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций. 
Следует отметить, что в научной литературе вопрос возрастных особенностей совладающего поведения практически не рассматривается. 
Как отмечает Е.П. Ильин, начиная с К. Юнга, некоторые ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся,¬ тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманом «магическая власть»; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять «мужские» черты: властность, агрессивность и практичность [15]. 
По данным А.К. Канатова (2000), мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины. Правда, с возрастом это различие уменьшается.
Таким образом, проблема совладающего поведения при работе над переживаниями в трудной жизненной ситуации основывается на понимании и интерпретации внутренних ресурсов человека. К таким ресурсам, прежде всего, относятся различные психологические характеристики  личности (особенности темперамента и характера, развития «Я-концепции и «Я» - образа, установки и направленности личности, интеллекта и мотивации). Выстраивание программы работы с людьми в условиях трудной жизненной ситуации предполагает, таким образом, поиск  индивидуальных ресурсов, которые могут помочь (при их развитии) в переоценке жизненной проблемы, переориентации человека на другие цели и ценности или переосмысления путей выхода из нерешенной ситуации.
На процесс совладания большое влияние оказывают личностные особенности человека. Центральными понятиями здесь становятся следующие: 
1. Когнитивное оценивание -¬ это широкое понятие, предполагающее не только эмоциональную оценку ситуации, но и определенные поведенческие реакции и состояния. 
2. Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т.д.). 
В отечественной психологии выделяют понятие толерантности к стрессу, которое выражается в наличии у индивида определенных, важных для совладания, качеств: психофизиологические черты (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессови др.); психологические качества личности (высокий уровень развития аналитического мышления, критичность, самостоятельность, гибкость мышления, развитый социальны интеллект и т.д.); поведенческие качества (хорошо организованная и внешне-ориентированная поведенческая активность, ситуационная смелость, спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное поведение и др.); социально-психологические свойства личности (развитие социально-перцептивной сферы личности, активное отношение к жизни, уверенность в себе и т.д.); характеристики образа Я (устойчивая, позитивная, адекватная самооценка и др.); ценностные качества (высокая духовность, способность к личностному¬ росту); коммуникативные качества (общительность, открытость).
1.2. Понятия «лидерство» и «лидерские способности» в отечественной и зарубежной психологии 

Социальные психологи США определяют лидерство, как «процесс стимулирования и нацеливания группы решать или принимать общие задачи и действенно заботиться о средствах, ведущих к достижению этих целей, лидерство - это то, как личность помогает группе решать общие задачи, а потом и достигать их» (Данфор) [13, C.133]. 
По другому определению, лидерство, будучи групповым явлением, включает в себя деятельность всех членов группы, как лидеров, поскольку все они оказывают влияние на групповую деятельность. Разница заключается только в количестве влияния, проявляемого каждым. 
Общим моментом почти для всех определений лидерства в западной социальной психологии является признание важным фактором стимулирования лидером действий членов группы во время достижения ими групповых задач. В этом смысле, лидер оказывается человеком, «который вплотную подходит к реализации норм и ценностей группы» (Хоманс) [13, C.134]. 
В данной работе под понятием «лидерство» мы будем понимать отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [33].  
То, что лидер следует за этими нормами, дает ему высокий уровень положения (статус). В лидере фокусируется схема взаимодействия членов группы, и его статус позволяет ему осуществлять контроль¬ над группой. 
Лидер (ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которым признается центральная роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности.
Восприятие лидера: «Один из нас», «Подобный большинству», «Лучший из нас» [22].
В психологии приняты различные классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности (лидер-организатор, лидер-программист, лидер-исполнитель);
2) по сфере проявления активности (лидер универсальный, лидер ситуативный);
3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер, деловой лидер) и т.д.
Руководитель формальный статус (закрепленный юридически, назначенный); лидер неформальный (реально признаваемым коллективом) [7].  
На сегодня проведено более десяти тысяч исследований вопросов лидерства различного рода. Используя два измерения или две переменные (уровень ситуационности и динамика поведения), можно выделить основные группы лидерства.
Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения).
Лидерство в первом случае трактуется в основном в терминах относительно устойчивых и постоянных качеств характера человека, т.е. считается, что лидер имеет определенные приобретенные и врожденные черты, необходимые ему для того, чтобы быть эффективным. Поведенческий подход, в противоположность этому, основан на анализе наблюдаемых учеными образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.
С уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа  в рамках того или иного подхода к изучению лидерства [12].
1. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «Х» и теория «Y» Дугласа МакГрегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.
2. Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).
3. Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума – Шмидта, Фидлера, Херсея, Хауза – Митчелла, Стинсона – Джонсона, Врума – Йеттона – Яго).
4. Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией. В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. [15]
Эмпирические исследования выделяют различные теории лидерства: теории лидерских черт; теории окружающей среды или ситуативные теории; личностно-ситуативные теории; Теории «ожидания - взаимодействия»; гуманистические теории; атрибутивные теории; теории «обмена», «трансактного анализа» и трансформационного лидерства; мотивационные теории.
Так, Секордом и Вакманом отмечены два момента: во-первых, однажды став лидером и благодаря этому завоевав центральное положение в системе общения и, главное, в иерархии статусов, которые, в свою очередь, укрепляют позиции лидера, индивид развивает в себе лидерские способности, которые усиливают положительную его оценку со стороны членов группы. Во-вторых, ценность общего блага, стоящая над лидером, в значительной степени мотивирует его на сохранение занимаемой позиции, в то время как успех лидера в плане удовлетворения потребностей остальных членов группы способствует снижению индивидуальной активности каждого из них [20].
П. Херси и К. Вланшаром создана «теория жизненного цикла», где лидер может менять свое поведение в зависимости от зрелости индивида или группы. Определить степень зрелости, согласно «теории¬ жизненного цикла», можно по следующим четырем субъективным критериям: стремление к достижениям; способности нести ответственность; уровень образования; опыт прошлой работы. Отсюда П. Херси и К. Вланшаром выводятся четыре лидерских стиля [36]:
1) «Указующий», который уместен в случае, когда у подчиненных низкий уровень зрелости, вследствие чего руководитель должен больше ориентироваться на задачу и меньше на взаимоотношения между людьми. 
2) «Поддерживающий» предполагает ориентацию и на задачу и на людей. Подчиненные ¬обладают средним уровнем зрелости. Они хотели бы принять ответственность, но пока не могут этого сделать. Лидер выбирает ориентир на задачу, дает конкретные указания, инструкции, поддерживая в то же время желания, энтузиазм, инициативность последователей.
3) «Участвующий»  характеризуется умеренно высокой степенью зрелости подчиненных. Они уже могут, но не хотят отвечать за выполнение  задачи. Лидер ориентирован более на людей и менее на задачу. Он может повысить мотивацию своих подчиненных, привлекая их к принятию решений, оказывая помощь и не навязывая при этом своих указаний.
4) «Делегирующий» - характеризуется высокой степенью зрелости. Подчиненные могут и желают нести ответственность. Со стороны лидера наблюдается низкая ориентированность и на задачу и на людей.
Критики в лице Р.Блейка, Дж. Моутона, С. Граеффа подчеркивали  отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости, упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой же гибкостью, как того требует модель. 
Теория «великой личности» предполагает, что все эффективные лидеры обладают общими универсальными чертами. Однако сама роль лидера неоднородна. Так, согласно Р. Бейлсу следует различать целевого лидера и лидера социального. Целевой лидер ориентирован на решение деловых проблем, на достижение продуктивной цели. Социальный лидер заинтересован,¬ прежде всего, в человеческих отношениях, он акцентирует свои усилия на сплочении группы, улаживании конфликтов, оказании эмоциональной поддержки, обеспечении комфорта участников группы. Таким образом, универсального лидера просто не существует [20]. 
Более эвристична функциональная теория лидерства. Лидер в данном понимании является продуктом требований ситуации: чтобы стать лидером, претенденту надо превосходить других только в одном качестве, но именно в том, которое востребовано в данной ситуации. Однако человек, которому удалось хорошо исполнить роль лидера в конкретной ситуации, увеличивает свои шансы занять лидерскую позицию и в других ситуациях. Постепенно группа обретает уверенность в том, что человек, проявивший себя эффективным лидером, обладает универсальными лидерскими качествами. Формируется лидерская харизма (от греч. charisma -.подарок), т.е. происходит наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Харизматическому лидеру приписываются постоянные победы, и даже явный провал истолковывается¬ как достижение («мудрое заманивание врага в глубь территории» вместо «постыдного бегства», «непостижимая человеческим разумом мудрость» вместо «абсурдных заявлений» и т.п.). Е. Хартли была предложена модель, объясняющая превращение ситуационного лидера в харизматического.
Личностно-ситуативные теории, где каждая группа представляет из себя систему взаимоотношений, складывающихся между людьми. В этой системе неизменно возникает иерархия ее членов, которая зависит от активности каждого из них и взаимных ожиданий от поведения друг друга. Таким образом, роль индивида в группе определяется ее потребностью в носителе той или иной роли в данный момент времени, а также личными качествами индивида, его возможностями и умениями, которые отличают его от остальных членов группы.
Еще одна теория, разработанная в рамках личностно-ситуативной концепции, - теория «кредита доверия» (Idiosyncrasy Gredit) Е.Холландера, которая имеет дело с определением степени свободы лидера в инициировании им изменений в группе. Лидер может сделать это лишь в том случае, если последователи осознают его компетентность и оценивают его поведение как соответствующее нормам, принятым в группе, что порождает лояльность и доверие к действиям лидера.
По мнению Е. Холландера, в результате совместной деятельности происходит определенное накопление позитивных впечатлений по отношению к индивиду, претендующему на роль лидера, а это, в свою¬ очередь, определяет то, насколько индивид в своих поступках может отойти от ожиданий группы. Каждый ее член при решении общих задач набирает определенное количество «заслуг» перед группой, которая выдает ему кредиты на нестандартное поведение без применения каких-либо санкций, то есть дает определенную свободу отклонений от принятых правил, что было бы невозможно для тех, у кого такого доверия нет. Эти кредиты доверия позволяют использовать их для обновления действий, ожидаемых в рамках роли лидера. Неиспользованные кредиты могут быть «съедены» неудачей лидера в осуществлении ролевых ожиданий последователей. Причины ее включают бездействие (инертность), работу «на себя», слабую мотивацию его действий, некомпетентность в решаемом вопросе и другие, отрицательно воспринимаемые тоны поведения. Если лидер не совершает ничего такого, что могло бы поколебать веру последователей в его целенаправленность, способность компетентно решать поставленные задачи, лояльность и надлежащее с его стороны отношение к группе, вероятнее всего, стремление провести какие-либо реформы в организации будут восприняты терпимо [20].
Системная теория лидерства полагает лидерство конкретного члена группы не ответом на объективные требования ситуации, а продуктом группового взаимодействия. Другими словами, лидером становится тот, кого согласно видеть в качестве лидера наибольшее количество участников группы. Подобная «согласительная» стратегия выбора лидера включает в себя возможность парадоксальной ситуации. Допустим, у нас есть два претендента на роль лидера в группе из семи человек - А и Б. А пользуется горячей поддержкой трех членов группы, в то время как двое оставшихся - резко против него. Если выразить эту ситуацию в цифровой форме получим: + 5 + 5 + 5-4-4. Скорее всего, А - яркая личность, человек, который имеет собственное мнение. Б - менее яркая личность, и поэтому все участники гипотетического голосования относятся к нему почти нейтрально: + 2 + 2 + 2 + 2 + 2. В результате ничем не проявивший себя Б набирает 10 баллов и становится признанным лидером, в то время как А набирает всего 7 баллов и остается аутсайдером [31]. 
Таким образом, системная теория лидерства объясняет, почему ничем не примечательные, а порой и просто недалекие люди достигают высоких постов¬ и иногда оказываются у руля государств. Теория ценностного обмена Р. Л. Кричевского, напротив, предполагает, что лидером, становится не тот, на чье лидерство может согласиться рационально мыслящее большинство, а тот, кто наиболее полно воплощает в себе ценности группы. В соответствии с данной концепцией президентом страны имеет больше шансов стать не грамотный экономист, а человек «из народа», «такой, как все» [20].
В итоге можно сделать следующие вывод: руководитель,¬ пользующийся авторитетом у подчиненных, является их лидером, так как пользуется их доверием. Авторитет является основой лидерства, а лидерство является одним из самых эффективных и важных механизмов реализации власти в группе. Лучший вариант, когда руководитель одновременно является и лидером.
Из проанализированных концепций и сделанных выводов определили свою концепцию: лидерский потенциал руководителя - это особое интегральное качество, которое обеспечивает и определяет эффективность осуществления деятельности руководителя в данных объективных условиях, чтобы завоевать авторитет у подчиненных через свой личностный ресурс и деловой ресурс, а отсюда, как следствие, через личностные и профессионально важные качества.
В рассматриваемых подходах к изучению лидерства¬ можно выявить некоторые позитивные моменты. 
Так, вполне возможно предположить, что лидером в малой группе становится личность, являющаяся носителем определенных черт, представляющих для группы социальную ценность в силу соответствия их групповым нормам и ценностям. Важным моментом для выдвижения лидера является и значимая ситуация. И, наконец, подход к лидерству как функции группы определяет зависимость появления данного лидера от норм и ценностей, господствующих в группе. 
Однако ни одна из рассмотренных теорий лидерства ¬не отражает полностью самого явления, не объясняет его, а определяет лишь какую-нибудь из его сторон. 
К. Левин выделил три основных стиля лидерства: авторитарный, попустительский и демократический. Авторитарный лидер практикует жесткие способы управления, пресекает инициативу снизу, не допускает обсуждения своих решений. Попустительский лидер, наоборот, в минимальной степени регулирует инициативу членов группы. Такой лидер быстро теряет ресурс доверия в связи с тем, что деятельность группы становится все менее продуктивной. Демократический лидер поощряет инициативу и принимает решения коллегиально, однако не допускает анархии. Можно сказать, что при демократическом стиле руководства каждый член группы обладает правом голоса, но лидер обладает правом «нескольких голосов» и финального решения [38]. 
К. Левин с коллегами (1943) изучал эти три стиля лидерства в группах мальчиков. Было сформировано три группы, во главе которых были поставлены взрослые руководители. Каждый из руководителей последовательно действовал в рамках одного из стилей лидерства. Полученные данные показали, что в группе с авторитарным стилем руководства наблюдалась организованность и четкость при выполнении заданий. Однако мальчики в группе были враждебно настроены друг к другу и выражали недовольство своим¬ положением. Группа с попустительским стилем руководства показывала худшие результаты в выполнении заданий. В группе с демократическим стилем руководства мальчики с симпатией относились к лидеру, старались выполнять его поручения наилучшим образом и испытывали дружеские чувства.
Основные отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным [32]. Черты эти следующие:
1) регуляцию межличностных отношений в группе осуществляет лидер, руководитель представляет официальные отношения в группе как определенной социальной организации;
2) лидерство существует в условиях микросреды, сфера его деятельности, это, прежде всего, малая группа, сфера деятельности руководителя - более широкая социальная система, а руководство - элемент макросреды;
3) лидерство, в результате деятельности членов группы, возникает стихийно, а  назначение вышестоящими структурами руководителя стихийным не является;
4) лидерство по сравнению с руководством менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;
5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам [9].
По мнению А.В.Петровского черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны [33].
Одним из основных составляющих лидерства является авторитет. Роль лидера основывается на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение.
Различают следующие виды авторитета.
1. Харизматический авторитет. Он основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер - лицо, обладающее харизматическим авторитетом или, по меньшей мере, производящее такое впечатление, тип, о котором обычно говорят как о «врожденном лидере».
2. Традиционный авторитет. Другим общественным источником является традиция, которая основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает росту и нововведениям.
3. Авторитет¬ роли или положения. Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда несмотря на личные качества обладателя. Это тип власти, которым люди наделены благодаря своему титулу или положению. Часто на успех лидера смотрят, как на умение обладать властью, руководить другими.
4. Юридический (правовой) авторитет. Наиболее формальным является правовой авторитет, основанный на приемлемых рамках правил.
5. Авторитет квалификации. Существует авторитет квалификации, который строится на особом умении, опыте или знании обладателя.
Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.
Ещё одна характерная черта лидера - его способность ставить себе цели и достигать их. Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Пусть эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным он может стать [12].
Работа лидера должна идти по трем направлениям:
1) потребности задачи - обеспечение выполнения основной цели;
2) потребности группы - создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задач, поощрение групповой работы;
3) индивидуальные потребности - осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии между ними в достижении общих целей.
Если свести работу лидера к этим трем основным элементам, основная цель лидера заключается в достижении наилучшего баланса между людьми и целью с тем, чтобы успешно выполнить поставленную задачу в конкретной ситуации.
Лидер никогда не должен игнорировать ситуацию, поскольку внешние перемены могут быстро изменить характер задачи, вызвать осложнения или выдвинуть совершенно иные приоритеты [6].
Деловые функции лидера - это планирование, организация, мотивация, контроль.
Можно сказать, что человек является лидером, если он успешно выполняет три основные роли: направляющую; организующую; вдохновляющую.
Суть направляющей роли лидера в том, что, определяя задачи, он должен поддерживать идеи и стиль работы.
Организующая роль - это координация групповой деятельности для успешного достижения цели.
Вдохновляющая роль лидера заключается в обеспечении понимания значимости поставленных задач в изменяющемся мире и защите своего дела в отношениях с внешним миром.
Анализ литературы показывает, что к лидерским способностям можно отнести также и такие, как способность экспериментировать, не бояться рисковать, планировать будущее, получать помощь от других людей, планировать небольшие победы, развивать и осуществлять  сотрудничество, оказывать помощь другим людям, разрешать конфликты. Также к личностным характеристикам лидеров моно отнести и такие  как надежность, способность к критическому мышлению, к постановке целей, делегированию полномочий, управлению финансами, привлечению к сотрудничеству и т. д. 
Итак, копинг стратегии или совладающее поведение – это способ переживания стрессовой ситуации, основанный на понимании и интерпретации внутренних ресурсов человека. В качестве ресурсов совладающего поведения можно назвать различные психологические характеристики  личности (особенности темперамента и характера, развития «Я-концепции и «Я» - образа, установки и направленности личности, интеллекта и мотивации). 
Когнитивное оценивание – это широкое понятие, предполагающее не только эмоциональную оценку ситуации, но и определенные поведенческие реакции и состояния. 
Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной  ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т.д.). 
Также приближенным к понятию совладания, является и понятие толерантности к стрессу. 
В отечественной психологии выделяют понятие толерантности к стрессу, которое выражается в наличии у человека важных для преодоления  качеств: психофизиологические черты;  психологические и   поведенческие качества;  социально-психологические свойства;  характеристики образа Я и   ценностные качества; а также коммуникативные качества. 
Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.  
Лидерские способности человека – это такие способности, которые помогают ему стать авторитетной личностью в какой-либо группе. В научной литературе нет четкого определения списка лидерских качеств и способностей, свойственных для абсолютного большинства лидеров. Тем не менее, чаще всего, к лидерским способностям относят наличие у человека харизмы, способности ставить себе цели и достигать их; умения планировать, организовывать, мотивировать и осуществлять  контроль; навыков  коммуникативного общения (установление контактов с другими людьми, сотрудничества, разрешение конфликтов); способности критически мыслить,  надежности, психической устойчивости, инициативности, стрессоустойчивости и т.д. 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом 
2.1. Программа исследования и интерпретация 

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Лефортовского  отделения Сбербанка (№ 6901). В эксперименте приняли участие три группы испытуемых: 
- высшее звено - руководство банка и его основных отделов (10 человек: 6 мужчин и 4 женщины); 
- среднее звено – заместители и специалисты (10 человек: 5 мужчин и 5 женщин);
- низшее звено – обслуживающий персонал банка (20 человек: 6 мужчин и 14 женщин). 
Таким образом, всего в исследовании приняли участие 17 мужчин и 23 женщины. 
Возраст испытуемых от 24 до 58 лет. 
В ходе нашего исследования нами также были выделены три группы испытуемых по возрасту: 
1. Первая  группа -  24-35 лет (18 человек). 
2. Вторая группа – 36-55 лет (17 человек).
3 Третья группа – 55 и более лет (5 человек).
 Цель исследования – изучение взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом.   
Гипотезы исследования: 
1. Существует взаимосвязь уровня лидерских способностей и предпочитаемых копинговых стратегий у работников, причем, взаимосвязи будут иметь различия в зависимости от должностного  статуса. 
2. Копинговые стратегии различаются по социально-демографическим характеристикам работников. 
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов Стьюдента и Манна-Уитни.  
Для подтверждения гипотезы нашего исследования нами были использованы следующие методики. 
1. Копинг–тест, разработанный Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 г. (адаптирован Т.А. Крюковой) [21]. 
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. 
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации (Приложение 1). Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него. 
подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: 
- никогда – 0 баллов; 
- редко – 1 балл; 
- иногда – 2 балла; 
- часто - 3 балла.  
Анализ результатов по каждой шкале производился при помощи суммирования баллов: 
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии; 
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации. 
Авторы методики предложили для анализа несколько субшкал.  
1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. 
2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. 
3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. 
4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. 
5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. 
6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. 
7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. 
8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. 
2. Методика «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [10]. 
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимы¬ми лидеру (Приложение 2). Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. 
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Е. Жариков и Е. Крушельницкий выделили следующие характерологические черты личности лидера: 
1. Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели. 
2. Настойчив, умеет разумно рисковать. 
3. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу. 
4. Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим. 
5. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями. 
6. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям. 
7. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи. 
8. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу. 
9. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. 
10. Надежен, держит слово, на него можно положиться. 
11. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок. 
12. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами. 
13. Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. 
14. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам. 
15. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя. 
16. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить. 
Интерпретация результатов теста 
Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. 
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. 
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. 
Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования 
2.2.1. Анализ диагностики лидерских способностей работников с разным должностным статусом 

Общие результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) отображены в Таблице 1. 
Таблица 1 
Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1660
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba