СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению [29].
Исследователи отмечают, что для подросткового возраста свойственна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения, застенчивость и стеснительность. Появление данных личностных характеристик во многом обусловлено проблемой осознания и принятия себя подростками. Проблема внешности особенно остро стоит в данном возрасте, в связи с чем дети, достигшие подросткового возраста очень много времени проводят у зеркала, сильно переживают любые изменения во внешнем облике. Именно в подростковом возрасте закладывается не-довольство теми или иными чертами лица или фигуры, влекущее возникновение комплексов неполноценности, которые негативно влияют не только на самоприятие подростком собственной внешности, но и на его взаимодействие с окружающими людьми.
Формирование таких комплексов также обусловлено не пониманием окружающими взрослыми переживаний относительно внешности подростка и замечаниями или поддразниваниями, усиливающими у него чувство собственной неполноценности. Такое поведение со стороны взрослых приводит к появлению и развитию у подростка замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии [20, С. 398].
В данном возрасте происходят существенные изменения сферы интересов подростка, которая расширяется и углубляется.
Согласно исследованиям Л. С. Выготского существуют несколько ос-новных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами:
• «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности;
• «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
• «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
• «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму [21, С. 196].
Подростковый возраст характеризуется существенными изменениями в сфере общения с окружающими людьми. Прежде всего изменяется характер взаимодействия со взрослыми. Общение с роди¬телями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым тре¬бованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реаги-руют на реальные или кажущиеся ущем¬ления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по от¬ношению к себе. На этой почве возникают многочисленные конфликты между подростками и их родителями, причинами которых выступают несовпадения во взглядах относительно стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем [20, С. 362].
Еще одним фактором, провоцирующим возникновение конфликтов между родителями и подростками, выступают межличностные отношения в среде сверстников. Осуждение родителями выбора друзей, требования прекратить отношения с подростками, которые, по мнению взрослых, оказывают негативное влияние на их ребенка, вызывает жестокие протесты со стороны подростка.
С другой стороны, именно родители выступают для ребенка подросткового возраста образцом для подражания, на основании которого формируются представления подростка о позиции взрослого человека. Для подросткового возраста свойственно возникновение субъективного чувства взрослости, которое может выражаться различными способами, от элементарного подражания внешним признакам взрослости (курение, употребление спиртных напитков, следование взрослой моде и т.д.) до социальной и интеллектуальной взрослости, выражающихся в виде расширении границ познавательной деятельности, овладении трудовыми навыками, заботе об окружающих и др. характеристиках [5].
По мнению исследователей, изменение родительских установок, по-строение отношений с подростком как с равным партнером, имеющим свою точку зрения на ситуацию, свои взгляды и намерения позволяет снизить конфликтность данного возраста и способствует налаживанию гармоничного взаимодействия.
Необходимо особо отметить, что ведущей деятельностью в подростко-вом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка. Семья постепенно теряет свою притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса [26, С. 320].
Общение подростка с теми, кто обладает таким же, как у него, жизнен-ным опытом, дает ему возможность смотреть на себя по-новому. Такая перестройка взаимодействия со сверстниками порождает потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка и т.п. Дружба обучает подростка рефлексии другого и самого себя. Взаимная заинтересованность, совме¬стное постижение окружающего мира и друг друга становятся само¬ценными.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Стремление подростков к взаимной идентификации повышает кон¬формность во взаимоотношениях, проявляющуюся в стремлении принадлежать к группе сверстников. Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу, которая выражается в специфической подростковой субкультуре, носителями которой являются референтные подростковые группы, основанные по принципу близости взглядов на окружающий мир. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одеж¬ду, прически, выбирают одежду определенного цвета, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу, а также используют сленг. Такое поведение и облик сокращают дистанцию между общаю-щимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения [1].
Необходимо отметить, что группа сверстников используется мальчиками - подростками как средство поддержки попыток достичь независимости — порвать с семейными правилами и достичь свободы; для девочек данного возраста та же группа сверстников в основном служит для проявления эмоциональных межличностных отношений [25, С. 325].
Мечтой любого подростка является популярность в среде сверстников, к которой дети стремятся всеми силами. Именно на этой почве возникают специфические предметно-вещевые отношения в среде подростков. Особое отношение к вещам, окружающим подростка, ассоциирование обладания определенным набором предметов с социальным статусом в обществе рождают конкуренцию среди детей, которая порождает стремление к обладанию предметами похожими на те, которые есть у кого-либо из сверстников, или же другими, лучшими по показателям, или более дорогими. Приобретая вещи в личное владение, подросток обретает цен¬ность в собственных глазах и в глазах сверстников.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на популярность среди сверстников, выступает привлекательность для лиц противоположного пола.
Интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к уве-личению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Пер-воначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увели¬чение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, спо¬собность к их оценке повышают возможность оценить самого себя [27, С. 129].
Вместе с такими колоссальными изменениями в сфере межличностных отношений, у подростков существенно меняется отношение к обучению. В связи с появлением у него различных интересов, касающихся зачастую не связанных с обучением в школе сфер жизни, подросток начинает стремиться к самообразованию по выбранным предпочтениям. Часто такие действия могут негативно сказываться на общем обучении, что проявляется в равнодушии к школьным отметкам. Именно поэтому на практике наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Таким образом, подростковый возраст представляет собой хронологический период с 13 до 16-17 лет. Именно в подростковом возрасте происходит интенсивное половое развитие, перестройка взаимодействий со сверстниками и взрослыми, развитие самосознания и формирование самооценки, проявляющейся в возникновении интереса к собственным возможностям и способностям. Для данного периода также характерно возникновение неуверенности в себе, которое в дальнейшем может трансформироваться в комплексы неполноценности. Ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение со сверстниками.
1.2 Понятие школьной успешности
В современных условиях решающее значение для дальнейшего развития личности имеет школьная успешность, включающая академическую успеваемость и положение в группе сверстников. Именно школа является источником радости, которая возникает благодаря усвоению новых знаний, ощущению своих возрастающих возможностей, объективным подтверждением успехов. Кроме того, в школе происходит выработка адекватного социального поведения, т.е. овладение социальными ролями, формирование представлений подростка о самом себе. Ход учебы влияет на будущее ребенка, поскольку хорошее школьное образование и высокое общественное положение тесно взаимосвязаны. Вместе с тем, школа может оказать и неблагоприятное влияние на становление личности подростка. Академическая неуспеваемость вселяет в подростка неуверенность в благополучии дальнейшей жизни, а проблемы взаимоотношений с одноклассниками могут приводить к трудностям в общении на протяжении долгого времени [25, C. 92].
Существенным отличием подросткового возраста по сравнению с периодом раннего школьного возраста является расширение социальных контактов, в которых главное место отводится взаимодействию со сверстниками.
Ведущей деятельностью школьников является учебная деятельность, результатом которой выступает академическая успеваемость, которая многими подростками отождествляется с посещением школы, соблюдением дисциплины, выполнением домашних заданий. Однако успеваемость в школе подразумевает, прежде всего, приобретение знаний, совмещенное с овладением приемами работы, обучением контролю и самооценке.
Именно академическая успеваемость является важнейшим показателем успешности школьников, которую обычно оценивают по итоговым баллам за год или же по данным стандартного тестирования. Формальным показателем школьной успешности является отметка, которую педагог выставляет детям. Отметка отражает не только имеющиеся у ученика знания, а также умения и
способности ученика пополнять запас знаний, то есть обучаемость. Кроме того, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированно-сти учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Помимо этого на успеваемость детей оказывают существенное влияние мотивы деятельности, среди которых выделяют мотивы избегания неудач и мотивы стремления к успеху. Естественно, что для успешных детей свойственны стремление к успеху, а для менее успешных – мотивы избегания неудач.
Согласно многочисленным исследованиям, причинами трудностей в успеваемости у подростков могут выступать различные факторы и комплексы психических черт. H.A. Менчинская выделяет два комплекса таких черт:
• обучаемость, характеризующаяся различной способностью к ус-воению знаний и способов деятельности;
• направленность личности, отношение к учению, к школе, его мо-тивация [9].
Сочетание данных черт существенно влияет на школьную успешность.
Необходимо отметить, что восприятие школьной успешности у детей и учителей несколько различается. Согласно мнению педагогов успешные или «лучшие» ученики обладают трудолюбием, целеустремленностью, тактичностью, старательностью, исполнительностью и желанием изучать предмет. Неуспешные ученики - ленивые, неряшливые, жестокие, неискренние и не желающие учиться. Соотношение мальчиков и девочек среди успешных учеников составляет пропорцию 1:5.
Исследователями также была установлена тесная связь успеваемости со статусом подростка в классе. Низкая успеваемость является фактором риска непринятия сверстниками и учителями.
По мнению И.С. Кона подростки значительно чаще взрослых чувст-вуют себя одинокими и непонятыми, что порождает у них неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками. Для подростков важное значение имеет их статусное положение в референтной группе, определяемое способностью к общению со сверстниками, которое является важным критерием успешности [16, C. 59].
Взаимодействие учащихся в процессе обучения также способствует формированию неформальной структуры класса, который разделяется на несколько небольших групп. Каждая из данных групп обладает отличной от других субкультурой, имеющей свои не писаные законы, возникающие в спонтанном взаимодействии участников и не санкционированные официально. Действия большинства подростков направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе [14, C. 148].
Каждый участник неформальной группы в школьном классе оценивает других и оценивается ими. Чтобы завоевать авторитет в группе, юношам необходимы такие качества, как общительность, физическая сила, независимость, смелость, умение выкрутиться, доброта. Девушкам, по мнению учащихся, для этого желательны: общительность, приветливость, доброта, красота и независимость. Во время совместного обучения у подростков устанавливаются предпочтения и отвержения, в классе возникает уникальная сеть взаимоотношений. Каждый ученик в коллективе занимает определенное место не только в системе деловых отношений, но и в системе личных. Личные взаимоотношения складываются стихийно, в силу целого ряда внешних и внутренних обстоятельств.
Исследование причин предпочтений и отвержений учащихся одноклассниками позволило ученым выделить группу личностных характеристик, способствующих популярности:
• характер взаимодействий (инициатива; корректность в общении, доброжелательность, способность не перебивать, не дразнить, не обижать других и т.д.).
• навыки работы (способность быстро усваивать новую информа-цию; организованность, концентрация внимания и т.д.).
• эмоциональное благополучие (открытость и честность с другими; отсутствие страха и беспокойства, общительность и т.д.) [15].
В настоящее время понятие «успешный ученик» является достаточно широким и включает в себя следующие показатели:
• способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой;
• способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки;
• высокие школьные отметки;
• способность использовать полученные ЗУН в жизни;
• положительная динамика развития;
• положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
• социальная адаптированность;
• позитивные отношения между учеником и учителем;
• позитивные отношения с одноклассниками;
• хорошее физическое и психическое здоровье;
• адекватно-позитивная самооценка;
• чувство благополучия, защищенности в семье и школе.
Фактически успешность ученика – это не только объективный показа-тель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка [7].
Таким образом, школьная успешность включает академическую успе-ваемость и положение подростка в группе сверстников. Академическая успеваемость является важнейшим показателем успешности школьников, которую обычно оценивают по итоговым баллам за год или же по данным стандартного тестирования. Формальным показателем школьной успешности является отметка, которую педагог выставляет детям. Также факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Помимо этого на успеваемость детей оказывают существенное влияние мотивы деятельно-сти, среди которых выделяют мотивы избегания неудач и мотивы стремления к успеху. Естественно, что для успешных детей свойственны стремление к успеху, а для менее успешных – мотивы избегания неудач.
Необходимо отметить наличие тесной связи успеваемости со статусом подростка в классе. Низкая успеваемость является фактором риска непринятия сверстниками и учителями.
Исследование причин предпочтений и отвержений учащихся одноклассниками позволило ученым выделить группу личностных характеристик, способствующих популярности, к которым относят характер взаимодействий; навыки работы и эмоциональное благополучие.
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности подростков
Под мотивацией в современной психологии понимается система факто-ров, детерминирующих поведение личности, которая включает в себя по-требности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает при необходимости объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины – психологические свойства субъекта, а внешние причины – условия и обстоятельства деятельности.
Исследование мотивации особенно важно в подростковом возрасте, т.к. возраст сложен, налицо видны все конфликты эмоциональной и волевой среды, которые отражаются на учебно-воспитательном процессе в целом [18, C. 371].
Для подросткового возраста свойственно изменение и расширение сферы интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые интересовали подростка раньше, что проявляется в негативном отношении к «детским» играм и забавам. С другой стороны, возникают новые интересы: взаимоотношения с противоположным полом, книги и т.д.
На фоне разносторонности интересов подростка, путем их дифферен-циации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком [8, С. 42].
Необходимо отметить, что интересы подростка далеко не всегда совпадают с мотивацией к успешному школьному обучению. Часто подросток становится равнодушным к отметкам, что проявляется в расхождении между его интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Такое расхождение может быть рассмотрено с позиции отсутствии заинтересованности в преподаваемых предметах. Вполне естественно, что интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.
В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессио-нальных намерений и идеалов [5].
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни.
Подросток, который эрудирован в различных сферах, пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
Необходимо отметить, что знания, которые получает подросток в про-цессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако данные знания подросток не выбирает по своему желанию и интересам. В результате некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания, поскольку обладают разносторонними интересами, а другие - лишь избранные предметы, к которым имеют склонности. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.
Успех или неуспех в учении естественно влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия [24, C. 73].
Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус в референтной группе может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов, которые сильно различаются у подростков. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью [20, С. 357].
Таким образом, мотивация представляет собой систему факторов, де-терминирующих поведение личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Исследование мотивации особенно важно в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период закладываются основы жизненной позиции отрока, формируется его направленность на достижение успеха или же противоположная ей – на избегание неудач.
Необходимо отметить, что интересы подростка далеко не всегда совпадают с мотивацией к успешному школьному обучению. В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений и идеалов.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Подросток, который эрудирован в различных сферах, пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников.
Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процес-сом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной успешности и мотивации учебной деятельности у школьников
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной успешности и мо-тивации учебной деятельности у школьников производилось на базе средней общеобразовательной школы. Испытуемыми выступали учащиеся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет в количестве 38 человек, из которых 19 человек составляли мальчики и 19 – девочки.
Цель исследования - изучение взаимосвязи школьной успешности и мотивации достижения успеха у школьников.
Гипотеза исследования – наличие высокого уровня школьной тре-вожности существенно влияет на формирование у подростков мотивации избегания неудач.
В исследовании для получения исходных данных нами были ис-пользованы следующие методики:
1. Методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса (Приложение 1).
Данный опросник предназначен для изучения уровня и характера тре-вожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста. Со-гласно полученным данным определяется следующая градация оцениваемых показателей:
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ре-бенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4.Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.
5.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и пере-живание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть от-вет «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.
При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяе-мых в тексте. Уровень тревожности выделяется так же, как и в первом слу-чае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58.
Σ = 22
2. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
Σ =11
3. Фрустрация потребности в достижении ус-пеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43
Σ = 13
4. Страх самовы-живания 27,31,34,37,40,45
Σ = 6
5. Страх ситуации про-верки знаний 2,7,12,16,21,26
Σ = 6
6. Страх не соот-ветствовать ожи-даниям окру-жающих 3,8,13,17,22
Σ = 5
7. Низкая физио-логическая со-противляемость стрессу 9,14,18,23,28
Σ = 5
8. Проблемы и страхи в отноше-ниях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47
Σ = 8
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
2. Методика измерения мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) – см. Приложение 2 и женскую (форма Б) – см. Приложение 3.
Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
- 1 – скорее не согласен, чем согласен
- 2 – не согласен
- 3 – полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»
Процедура подсчета суммарного балла. Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
+ -3 -2 -1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе «–») приписываются баллы на основе соотношения:
+ -3 -2 -1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1
Ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать неудачи.
2.2 Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования по методике оценки уровня школьной тревожности Филипса.
Общая тревожность в школе Переживание соци-ального стресса Фрустрация потреб-ности в достижении успеха Страх самовыжива-ния Страх ситуации про-верки знаний Страх не соответст-вовать ожиданиям окру-жающих Низкая физиологиче-ская сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Число несовпадений ответов по оцениваемым показателям и их оценка
Мальчики
1 2/ <50 4/<50 4/<50 2/<50 0 0 0 0
2 2/<50 4/<50 2/<50 1/<50 3/=50 4/≥ 75 1/<50 1/<50
3 1/ <50 2/<50 4/<50 0 0 0 0 1/<50
4 3/<50 2/<50 7/>50 1/<50 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50
5 8/ <50 6/≥50 4/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 3/<50
6 7/<50 5/<50 3/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 0 0
7 4/<50 5/<50 3/<50 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50
8 9/<50 5/<50 7/>50 2/<50 3/=50 2/<50 1/<50 0
9 6/<50 4/<50 6/<50 2/<50 3/=50 2/<50 2/<50 1/<50
10 12/≥50 6/≥50 6/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 2/<50
11 11/=50 6/≥50 5/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 0 3/<50
12 8/<50 5/<50 6/<50 2/<50 3/=50 2/<50 1/<50 3/<50
13 7/<50 5/<50 3/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 0 0
14 4/<50 5/<50 4/<50 0 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50
15 11/≥50 6/≥50 6/<50 2/<50 3/=50 4/≥50 2/<50 2/<50
16 11/=50 6/≥50 7/>50 2/<50 3/=50 3/≥50 1/<50 3/<50
17 1/ <50 2/<50 4/<50 0 0 0 0 1/<50
18 3/<50 2/<50 7/>50 1/<50 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50
19 8/ <50 6/≥50 4/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 4/=50
Девочки
1 11/=50 6/≥50 5/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 1/<50 3/<50
2 9/<50 5/<50 4/<50 1/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 3/<50
3 7/<50 5/<50 5/<50 2/<50 2/<50 2/<50 1/<50 1/<50
4 12/≥50 7/≥50 3/<50 2/<50 5/≥ 75 2/<50 2/<50 3/<50
5 6/<50 5/<50 5/<50 2/<50 2/<50 2/<50 2/<50 0
6 7/<50 4/<50 3/<50 1/<50 2/<50 3/≥50 2/<50 1/<50
7 8/<50 5/<50 4/<50 2/<50 2/<50 3/≥50 2/<50 1/<50
8 10/<50 5/<50 3/<50 2/<50 3/=50 2/<50 2/<50 3/<50
9 13/≥50 6/≥50 7/≥50 2/<50 3/=50 2/<50 1/<50 2/<50
10 8/<50 5/<50 6/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 1/<50 2/<50
11 11/=50 6/≥50 5/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 3/<50
12 10/ <50 5/<50 4/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 3/<50
13 9/<50 5/<50 4/<50 2/<50 2/<50 3/≥50 2/<50 3/<50
14 11/=50 6/≥50 5/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 1/<50 4/=50
15 10/ <50 5/<50 4/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 3/<50
16 9/<50 4/<50 5/<50 2/<50 1/<50 3/≥50 2/<50 3/<50
17 11/=50 6/≥50 7/≥50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 4/=50
18 10/ <50 5/<50 4/<50 2/<50 3/=50 3/≥50 2/<50 2/<50
19 9/<50 5/<50 5/<50 2/<50 2/<50 3/≥50 2/<50 3/<50
Таким образом, при исследовании группы мальчиков было выявлено, что только 4 человека (21% от общего количества мальчиков) испытывают выраженную общую школьную тревожность. У девочек данный показатель существенно выше – 6 человек (31,5% от общего количества). Фактор социального стресса вызывает негативные эмоциональные переживания у 6 мальчиков и 6 девочек соответственно (31,5% и 31,5%). Фрустрация потребности в достижении успеха наиболее ярко проявилась у 4 испытуемых мальчиков (21%) и 2 опрошенных девочек (10,5%). Страх самовыживания не был отмечен ни одним испытуемым как стрессоген. Ситуация проверки знаний вызывает максимальное количество тревоги у учащихся, так у 12 мальчиков (63 %) данный показатель равен 50. У девочек 12 человек (63 %) также указали на данную характеристику как наиболее срессогенную, из них 11 чел. имеют показатель 50, и 1 чел. – 75. На втором месте выступает страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Среди мальчиков он ярко выражен у 9 чел. (47%), причем у 1 показатель по данному критерию превысил 75 пунктов. У девочек данный фактор также вызывает обеспокоенность. Из 19 опрошенных девочек 14 (73,5%) имеют показатель, превышающий 50 пунктов. Низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу не выявлена в качестве стрессогенного фактора ни у девочек, ни у мальчиков. Показатель проблем и страхов в отношениях с учителями вызывает сложности у 1 мальчика (5,2 %) и 2 девочек (10,5 %).
Сравнительный анализ полученных данных представлен в диаграмме 1.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии максимальных показателей тревожности у подростков, в вопросах касающихся соответствия ожиданиям окружающих, а также ситуации проверки знаний. Эти две сферы школьной жизни нами были ранее отмечены как существенные составляющие школьной успешности.
Результаты опроса школьников по методике измерения мотивации достижения (А. Мехрабиан) выглядят следующим образом:
Высокий уровень мотивации на достижение успеха был продемонстрирован большинством опрошенных девочек – 10 человек из 19, что составило 53 % из общего числа девочек. У мальчиков данный показатель выглядел иначе (5 человек – 26 % опрошенных).
Низкий уровень мотивации достижения успеха (высокий уровень мотивации избегания неудач) был выявлен у 2 девочек (10,5 %) и 4 мальчиков (21%).
Остальные подростки, а именно 7 девочек (36,5 %) и 10 мальчиков (53%) продемонстрировали средний уровень выраженности мотивации достижения успеха.
Сравнительные данные методики представлены в диаграмме
Сопоставление полученных данных свидетельствует о наличии тесной связи между школьной тревожностью подростков и выраженностью мотивации избегания неудач. Согласно полученным данным, высокий уровень мотивации избегания неудач проявляется в виде повышения тревожности во всех сферах школьной жизни. Вместе с тем, нами было установлено наличие повышенного уровня тревожности у учащихся в сферах касающихся ситуации проверки знаний и несоответствия ожиданиям окружающих. Таким образом, мы получили явную зависимость между показателями успешности школьного обучения и мотивацией подростков.
Заключение
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и критических периодов в развитии человека. Становление характера, развитие уверенности в себе, определение преобладающей направленности личности и мотивации к деятельности происходят именно в этот небольшой период времени. Успешность школьного обучения оказывает огромное влияние на формирование уверенности подростка в собственных силах и становлении его личности. Школьная успешность включает академическую успеваемость и положение подростка в группе сверстников. Также факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Помимо этого на успеваемость детей оказывают существенное влияние мотивация подростков.
Мотивация представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Исследование мотивации особенно важно в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период закладываются основы жизненной позиции отрока, формируется его направленность на достижение успеха или же противоположная ей – на избегание неудач.
Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процес-сом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Сопоставление полученных в ходе экспериментальных исследований сведений свидетельствует о наличии тесной связи между школьной тревож-ностью подростков и выраженностью мотивации избегания неудач. Согласно полученным данным, высокий уровень мотивации избегания неудач проявляется в виде повышения тревожности во всех сферах школьной жизни. Вместе с тем, нами было установлено наличие повышенного уровня тревожности
|